ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ в философии — что это. Понятия и представители
Экзистенциализм. Философское течение, именуемое экзистенциализмом, начало свое формирование в 30-х годах прошлого столетия. Основоположником считается датский писатель Сёрен Кьеркегор. Во многом его идеи были созвучны кантовским, но расходились в основном: Кьеркегор не считал самодостаточными этические нормы. Человек, по его мнению, должен стремиться к Богу и нести ответственность за каждый свой поступок.
Будучи религиозным философом, С. Кьеркегор не считает принятие веры лишь данью традиции, но свободным осознанным выбором, до которого необходимо дорасти, проходя определенные стадии. Рациональное знание философ считал менее важным, чем отношение личности к своему бытию.
Понятия экзистенциализма
Экзистенциальная философия пристально рассматривает человеческое существо, но не как одного из массы себе подобных. Каждая личность является духовной, наделенной разумом. Попадая в конкретные ситуации, человек должен выходить из них более опытным. Его состояние является ничем иным, как результатом самостоятельных решений.
Философы экзистенциалисты
А. Камю — нобелевский лауреат, который вовсе не считал свои взгляды экзистенциальными. Однако в его творчестве отчетливо видно влияние Ясперса и других приверженцев этой философии. Правда, Камю был чужд религиозности, хотя не считал себя безбожником. Его только не устраивал побег от реальности в надежде на лучшую жизнь «там». Не пытаясь бороться с абсурдом окружающего мира, он предлагал принять его как данность. Борьбу за лучшее он воплощал в творчестве, и хотя не отрицал бунтов, был против их крайних проявлений.
Н. Аббаньяно — автор «позитивного» экзистенциального взгляда. Полностью принимая свободу, он считал, что всегда можно найти вариант, который будет «здоровым». Типичные упреки в адрес этого течения он превратил в положительные стороны, при помощи которых проще познать рациональный мир. Главные условия человеческого бытия — свобода и неопределенность.
М. Хайдеггер — его человек — герой трагической истории. Настоящая жизнь становится антиподом банальности, попытки уйти от мыслей о конечности бытия. В этом экзистенциальном мире нет места компромиссам, обманам, иллюзиям. Его свобода идет во всем до конца — до самой смерти.
Г. Марсель — первый представитель экзистенциального философского течения родом из Франции. Был очень религиозным католиком, гуманистом. Помимо работы литературным критиком, сочинял музыку. В философии отделял понятия бытия и владения чем-либо. Особую роль отводил человеческому телу, считая его не только предметом обладания, но и неотъемлемой частью бытия. Душу же он видел идеальным видом существования.
Ж. П. Сартр — придерживался атеистических взглядов. Создал собственную концепцию свободы. Видел ее как неотъемлемую часть человеческого бытия. Сартр отрицал бездействие, его Личность постоянно созидает себя. Сам по себе окружающий мир не имеет ценности, только осознанность и выбор делают его «бытием».
Экзистенциализм глазами обывателей
На просторах интернета много как доморощенных, так и дипломированных философов. Интересно ознакомиться с их мнениями:
Основные уроки
Экзистенциализм после своего появления вызывал много критический замечаний, учение казалось бесперспективным. Время показало, что это не совсем так. Люди не потеряли интереса к вопросам свободы, самоопределения. Нахождение человека в «пограничных» ситуациях все еще вызывает интерес философов и обычных людей.
Не являясь какой-то раз и навсегда определенной концепцией, экзистенциализм признает человека творцом собственной судьбы, ставит его в центр собственного мира. Беда только в том, что не каждый может и хочет принять на себя ответственность за подобное положение вещей.
Реферат: Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма
Название: Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат Добавлен 04:49:14 02 июля 2011 Похожие работы Просмотров: 1276 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
1. Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма………………………………………………………..………..5
2. Основные положения, понятия и проблемы философской герменевтики………………………………. …………………………………. 8
Список использованной литературы…………………………………………. 17 Введение
Феномен понимания и правильного истолкования понятого является не только специальной методологической проблемой наук о духе. С давних пор существовала также и теологическая и юридическая герменевтика, которая не столько носила научно-теоретический характер, сколько соответствовала и способствовала практическим действиям научнообразованных судьи или священника. Таким образом, уже по самому своему историческому происхождению проблема герменевтики выходит за рамки, полагаемые понятием о методе, как оно сложилось в современной науке. Понимание и истолкование текстов является не только научной задачей, но очевидным образом относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом. При понимании того, что передано нам исторической традицией, не просто понимаются те или иные тексты, но вырабатываются определенные представления и постигаются определенные истины. Что же это за познание и что это за истина? Герменевтика не является некоей методологией наук о духе, но представляет собой попытку договориться, наконец, о том, чем, же поистине предстают науки о духе, помимо своего методологического самосознания, а также о том, что связывает их с целостностью нашего опыта о мире.
1.Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма
Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу (ответственность) за результат своего выбора. Необходимо признать, что экзистенциализм как философское направление никогда не существовал и не существует. Противоречивость этого исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека. Исходя из этой противоречивости, следует уточнять, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто четко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Идейные истоки философии экзистенциализма — философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистические размышления Кьеркегора. Сторонники версии экзистенциализма как философского учения различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр). Несколько в стороне стоит Камю, который критиковал оба направления. Существуют две формы экзистенциализма: одна из них, связанная с именами Кьеркегора и Ясперса, впадает в божественность через критику разума, другая, которую я назвал бы атеистическим экзистенциализмом Гуссерля, Хайдеггера и особенно Сартра, заканчивается также обожествлением, но обожествлением истории, рассматриваемой как единственный абсолют. Не верят в Бога, но верят в историю.
В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.
Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.
Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном итоге, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.
2. Основные положения, понятия и проблемы философской герменевтики
Существенное влияние на развитие философской герменевтики оказала разработка Э. Гуссерлем идей феноменологии. Г. Г. Шпет, будучи учеником Гуссерля, попытался соединить феноменологию с герменевтическим подходом. Введение герменевтического метода в феноменологию было обусловлено, с точки зрения Шпета, наличием в содержании направленного на предмет сознания специфической функции осмысления. Осмысление в качестве своеобразного самостоятельного акта требовало для своего осуществления определенных средств. Смысл как сущность сознания, как сложнейшее многоуровневое образование должен не только непосредственно усматриваться рациональной интуицией как нечто очевидное, но и пониматься. Понимание же обеспечивается истолкованием (интерпретацией). Именно так, через понимание и интерпретацию герменевтическая проблематика вливается в феноменологию. Герменевтика (с ее функцией осмысления и интерпретации) и феноменология (как обнаружение смысла в различных его положениях) должны быть, как считает Шпет, сплетены в деятельности в единый метод. При этом даже в ранних, собственно феноменологических работах проблема смыс-лообразования рассматривалась им в значительной степени со стороны его социально-исторического осуществления в явлениях культуры. А культурный опыт человечества мог быть, по его мнению, осмыслен лишь с привлечением особых герменевтических средств. В дальнейшем (в работах «Язык и смысл», «Внутренняя форма слова» и др.) Шпет в связи с пониманием и истолкованием текстов, с анализом слова все больше обращается к проблемам герменевтики.
Основной проблемой, как считает Гадамер, является здесь трудность определения характера проявления в языке предпосылок понимания. Поскольку «все есть в языке», то каким образом язык сохраняет объективные и субъективные предпосылки понимания? Язык есть мир, который окружает человека, без языка невозможны ни жизнь, ни сознание, ни история, ни общество. Нас определяет язык, «в котором мы живем» (Гадамер X. Г. Истина и метод. С. 43.). Язык есть не только «дом бытия» (Хайдеггер), но и способ бытия человека, сущностное его свойство. Отсюда язык становится и условием познавательной деятельности человека. Понимание считается неотъемлемой функцией языка наряду с говорением. Вследствие этого понимание из свойства познания превращается в свойство бытия, а основной задачей герменевтики становится выяснение онтологического статуса понимания как момента жизни человека. Стремясь постигнуть сущность человеческого бытия, герменевтика выступает как своеобразная философская антропология.
3.Практическое задание.
Характерные высказывания из каких-либо произведений представителей экзистенциализма и философской герменевтики и комментарии к ним.
«Нет более противного и отталкивающего зрелища, как зрелище человека, вообразившего, что он все понял и на все умеет дать ответ. Вот почему выдержанная и последовательная философия становится невыносимой. Уж если нужно философствовать, то изо дня в день, не считаясь с тем, что ты говорил вчера. Если поэзия должна быть глуповатой, то философия должна быть сумасшедшей, как вся наша жизнь. В разумной же философии столько же коварства и предательства, сколько и в обыкновенном здравом смысле».
Лев Исаакович Шестов русский философ-экзистенциалист
Человек во всей полноте его веры в этом случае находится как бы между Абсурдом и разумом. С одной стороны, он преодолевает необходимость, которая навязывается разумом, и внедряет в необходимость новые возможности; с другой стороны, прорываясь к непосредственности Абсурда, он своей волей «укрощает» хаос возможностей и вводит его в русло желаемых и требуемых реализаций.
«Свобода есть право на неравенство».
Николай Александрович Бердяев религиозный русский философXXвека.
Свобода для Бердяева – предпосылка человеческой жизни, возможность нравственных оценок. Без свободы нет ответственности, в том числе и нравственной, поэтому свобода – это условие добра и зла в мире. Бердяев прослеживал парадоксальную и трагическую диалектику добра и свободы: с одной стороны, очевидно, что добро не может быть принудительным, и к добру принудить нельзя. Но с другой, – свобода добра предполагает и свободу зла в мире. Свобода же зла ведет к истреблению самой свободы, к перерождению ее в «злую необходимость». Тем не менее, отрицание свободы зла ведет и к отрицанию свободы вообще, а значит, и добра, ибо оно без свободы немыслимо.
«Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую. По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции».
Мартин Хайдеггер немецкий философ-экзистенциалист
Каждый из философоф-экзистенциалистов концентрирует внимание на какой-то реальной стороне человеческих отношений и дает их убедительный социально-психологический анализ. Однако, обращая внимание на какую-то одну из характеристик этих отношений, он оставляет в стороне другие, считая их производными от нее, и создает при этом довольно сложные философские конструкции.
Следует отметить, что все экзистенциалисты разрабатывали свои учения в эпоху крупных исторических потрясений(после Первой мировой войны а также во время и после Второй мировой войны). Бессмысленная гибель миллионов людей остро поставила вопрос о смысле человеческого бытия, о соотношениях между личностью и обществом. Социально-эстетичесике и социально-психологические проблемы оказались в центре внимания философии существования. Оптимистическая надежда философоф на разум, вера в неуклонный прогресс истории потерпели крах. Поэтому все экзистенциалисты говорят об ограниченности рационального, в том числе научного, мышления и считают главным средством познания мира эмоциональную интуицию, чувства и преживания людей.
Термин «герменевтика» в переводе с греческого означает – разъясняющий, истолковывающий. В греческой мифологии Гермес – вестник богов, посредник между богами и людьми, разъясняющий людям смысл их посланий. Сегодня под герменевтикой подразумевается: теория и практика истолкования текстов, языковых выражений и символов; философское направление, основным содержанием которого является проблема понимания и связанные с ней вопросы языка. Помимо центральной категории – «понимание», философская герменевтика использует такие понятия, как «традиция», «интерпритация», «смысл», «часть и целое», «герменевтический круг».
2. Философия: энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.
3. История мировой философии. – М.:АСТ, 2007.
4. Проблемы человека в западной философии. – М., 1988.
5. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М., 1995.
6. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М., 1991
7. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. – М.: 2004.
8. Гадамер Г. Истина и метод. – М., 1991
9. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Работы и размышления разных лет. М., 1993. С. 3-120.
[1] Онтология (от греч. – сущее) есть философское учение о принципах, основах, строении и закономерностях бытия.
Экзистенциальная философия представляет собой не столько единое направление в философии с общей системой категорий, исходных принципов и методологических установок, сколько довольно пестрое выражение «духа времени» в обусловленной тональности. Главное место и время действия э кзистенциализм а – это Европа после окончания Первой мировой войны. Поэтому экзистенциализм является «философией кризиса» в той степени, в которой ее вызвал собственно кризис европейского человечества.
История из чего-то прочного, которое обладало внятным для ratiо направлением, превратилась в дело рискованное, в что-то не дающее никаких гарантий, а потому – непредсказуемое.
Сам же термин « экзистенциализм » довольно условный. Многочисленные философы, которые традиционно относились к рассматриваемому нами направлению мысли, называли то, чем они занимались, по-другому.
Стоит отметить, что только философ Ж.П. Сартр признал данный термин совершенно своим. Не смотря на это, его концепция основательно видоизменилась в процессе творческой эволюции.
Экзистенциализм как философское направление возник в 1920-х годах, хотя аналогичное ему мироощущение, как и терминологическая близость, обнаруживается в творчестве С. Кьеркегора, обоснованно считающегося его предшественником. Стоит отметить, что идеи Къеркегора не обрели европейского отклика, оказавшись востребованными лишь в следующем веке.
К основным публикациям о экзистенциализм е стоит отнести следующие 6 :
«Бытие и время» М. Хайдеггера (1927);
«Метафизический дневник» Г. Марселя (1927);
трехтомник «Философия» К. Ясперса (1932);
«Бытие и ничто » Ж.П. Сартра (1943).
После окончания Второй мировой войны экзистенциализм, особенно во французской его версии, приобрел мировой размах, завоевал себе сторонников даже в тех государствах, где философские традиции были другими (прежде всего, к таким странам относятся англосаксонские госадарства), для которых экзистенциализм представлял род литературы.
С такой точки зрения экзистенциализм настроен против субъекта как контрагента объекта. Экзистенция раскрывается как исходная мировая и личностная неразделенность, как «в-мире-бытие» Хайдеггера. Сама же философия в качестве естественной рефлексии в отношении переживаемого бытия становится событием. Уже невозможно утверждать вслед за античными философами: сначала жить, потом философствовать.
Правда, эта безосновность тяготит человека, и в результате возникает феномен «недобросовестной веры» (mauvaise foi). Э., претендуя на то, чтобы быть философией конкретного, исходит из ситуации фактичности человека, из того, что он «просто есть». Эта «простота естества» выражается, в частности, в категории « ситуация », которая фиксирует исходную вовлеченность человека в мир. Человек не «чистая доска» Дж. Локка, потому что он не один в мире. Будучи «заброшен» в мир, он обнаруживает себя с самого начала в связи с миром. Он понимает мир с самого начала, участвуя в нем, будучи обусловленным своей жизненной ситуацией. Это внимание к ситуационной фактичности человека также является одним из признаков постклассичности Э. Ведь классическая философия как раз стремилась поставить человека над ситуацией, желая описывать его в отстраненности от повседневности, которая «затемняет» его природу. Классическая модель философствования уводит субъекта «от забот», чтобы он смог найти себя. Хайдеггер же именно «заботу» делает ключевой структурой человеческого бытия. Точно так же и у Ясперса « пограничная ситуация », где человеку открывается Иное, Объемлющее, где он уходит от зацикленности на себе, возникает благодаря нашей вовлеченности в конкретную жизненную ситуацию.
Признание изначальности ситуационной вовлеченности человека ставит перед Э. проблему интерсубъективности. Присутствие Другого — один из компонентов фактичности человеческого бытия. У Ясперса оно описывается в рамках проблемы коммуникации. Последняя есть форма прояснения экзистенции. Она — условие свободы индивида. Экзистенция не в состоянии обнаружить себя иначе как в общении, в открытости др. экзистенции, в их взаимораскрытии. С этой т.зр. Другой — это желанный и необходимый экзистенциальный партнер. Но коммуникация отнюдь не идиллия. Она происходит через борьбу. Другой является участником экзистенциального переживания и у Сартра. Однако «соучастие» такого рода агрессивно. Человек постоянно находится под взглядом Другого. Другой отнимает меня у меня. Он притязает на мой мир. Он пытается владеть мною, превращая меня в статичное, «подручное» бытие, т.е. бытие вполне нечеловеческое. Но с др. стороны, Другому хочется владеть мною так, чтобы я оставался свободной суверенной личностью, ибо только в этом случае владение может принести удовлетворение. Такова структура любви, по Сартру. Но такое стремление противоречиво. Оно предполагает либо владение, либо свободу. Поэтому любовь терпит неудачу, а коммуникация между людьми оборачивается одной из форм «бесполезной страсти». Совсем иную оценку интерсубъективных связей мы находим у Марселя. Противопоставив классическому вопросу М. Монтеня «Что я знаю?» свой постклассический вопрос «Кто я есть?», Марсель обусловил ответ на него бытием Другого. Существовать — значит жить «конкретно», что подразумевает быть вовлеченным в жизнь др. людей. Наше существование есть отклик на зов других. Оно длится до тех пор, пока есть этот отклик. Мы опознаем себя в Другом. Подобная связь с Другим предполагает особые признаки экзистенции — доверие Другому, верность ему и т.п. Марсель разделяет Ты и Он. Ты — это и есть мой экзистенциальный партнер, от которого зависит мое существование. Точнее оно зависит от моей открытости ему, степени моего доверия. Абсолютным пределом такого рода Ты является у Марселя Бог. В конечном счете Другой — всегда Бог. Я существую в Боге. Он — предел и абсолютное условие моего в-мире-бытия. Иное дело, Он — субъект суждения и осуждения. Он противостоит мне и противопоставляет мне себя. Своим противостоянием Он изолирует меня, превращает в «объект», в простой факт мира, допускающий бесстрастную (объективную) оценку. Он символизирует овнешненность, физическую, а не экзистенциальную реальность. Приблизительным аналогом его является хайдеггеровский das Man — «предметный» тип существования, обусловленного принципом «Я — как все». Человек толпы, часть природы, исчислимая величина, элемент универсальной математической формулы — это и есть das Man. Он представляет класс объектов. Человек, следовательно, является и экзистенцией, и «винтиком» социального механизма; он — место бытия, он же — единица числового ряда — все зависит от ориентации человеческого опыта. Подобная дихотомия — неотъемлемый элемент экзистенциального философствования, принимающий у разных философов разный вид: у Хайдеггера — разделения на онтическое и онтологическое; у Сартра — на бытие-в-себе и бытие-для-себя; у Ясперса — на Dasein и Existenz; у Марселя — на модусы бытия и обладания. В любом случае, однако, речь идет о противопоставлении обезличенного существования, мира бытования и мира подлинного бытия, доступ к которому дают экзистенциальные переживания.
Социально-политические взгляды различных представителей Э. неоднородны и образуют широкий спектр от левых (и крайне левых, анархистских, маоистских) воззрений, выразителем которых в определенные моменты своей эволюции был Сартр, до взглядов праволиберальных и консервативных, к которым тяготели Марсель, Ясперс и Хайдеггер (который короткое время одобрительно интерпретировал нацистскую идеологию).
Для культуры характерен билингвизм в широком смысле, так как недостаток знания она компенсирует его стереоскопичностью (Ю. М. Лотман). Поэтому столь противоположные направления одинаково служили культуре в самые тяжелые ее годы.
Идейные истоки экзистенциализма
Мыслитель выделил три этапа восхождения личности к истинному существованию:
эстетический, правящий ориентацией на удовольствие;
этический, правящий ориентацией на долг;
религиозный, правящий ориентацией на высшее страдание, которое отождествляет человека со Спасителем.
При жизни идеи Кьеркегора не приобрели признания и не вызвали какого-либо существенного интереса ни в Дании, ни тем более за ее пределами. Однако необходимо отметить, что мыслитель оставил после себя довольно значительное наследие, насчитывающее 12 томов сочинений и 20 томов дневников. Отметим, что наследие Кьеркегора довольно своеобразно.
Философ, по сути, создал новейший тип философских идей. У него не было стройных, логически последовательных трактатов. В основном, его наследие представлено литературно-философскими эссе, которые следовало бы ообозначить как художественные. Это не удивительно. Литература, искусство в целом имеют дело с теми же проблемами, что и экзистенциалистская философия: сущность человека, конфликтный характер бытия.
В творчестве Кьеркегора на первый план выступает тема человеческой личности и ее судьбы. Устами одного из своих героев Кьеркегор ставит мучающие его вопросы бытия: «Где я? Что значит сказать – мир? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто я? Как я оказался в мире? Почему меня не спросили, почему не ознакомили с правилами и обычаями, а просто всунули в него, как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлеченным в это огромное предприятие, называемое действительностью? Разве это не дело выбора. Кому могу я пожаловаться? Вина – что она значит? Или это неизвестно, как получается, что человек бывает виноват. » 19
У Кьеркегора человек превращается в сложнейшую проблему, его существование или экзистенция – в загадку, тайну.
Что же порождает философию экзистенциализма? Кьеркегор дает довольно оригинальный ответ.
В своей работе «Заключительный ненаучный постскриптум», мыслитель рассказывает, как он однажды сидел в саду и размышлял о массе самых различных вещей. Он подумал о том, что, в том числе, его ожидает старость, он не сделал ничего путного, в то время как одни строили дороги и пароходы, иные прокладывали телеграфные линии, третьи писали учебники. Одним словом, они все заботились о том, чтобы сделать жизнь людей легче и приятнее.
Это своего рода парадокс, но, если подумать, то чисто внешний парадокс. Внимание к человеку в регулярно усложняющемся мире, который становится все менее понятным и все более враждебным, закономерен (фикция легкости жизни только вуалирует данное обстоятельство). Подобного рода интерес обыкновенно реализовывался, опираясь на возрастающую мощность интеллекта. Вера в разум сохраняла доминирующие позиции в философии.
Религиозный и атеистический экзистенциализм
Самостоятельным философским направлением экзистенциализм стал в науке XX столетия в таких странах, как Россия, Германия и Франция. А уже в 1940-1960-х годах он становится одним из самых влиятельных направлений в духовной жизни европейцев.
Важное отличие религиозных экзистенциалистов от атеистических заключается в метафизической откровенности бытия человека.
Представители разных христианских конфессий стараются доказать, что все экзистенциалистские мотивы являются трагизмом существования человека, чувством одиночества, отвращением к себе и к миру, постоянным осознанием неизбежности смерти. Это все – определенный результат потери веры в Бога, следствие восприятия атеистического предписания.
На самом деле, мы можем назвать множество последователей Августина и Паскаля, сознательно соединявших свое экзистенциалистское видение мира с разными христианскими концессиями. К ним относятся протестанты С. Кьеркегор и К. Барт; православные Н. Бердяев и Л. Шестов (при чем, последний внес в философскую науку существенную дозу мистического учения восточной Церкви); наконец, католический экзистенциалист Г. Марсель, католические спиритуалисты М. Шакку, А. Карлини и др.
Бесспорно, святые Августин и Паскаль представляют собой двух инспираторов всего экзистенциализма; современный же христианский эсхатологизм является ничем иным, как сугубо религиозным вариантом экзистенциализма.
Своей религиозной окраской обладают и «светские» взгляды А. Камю и Ж.-П. Сартра. В особенности это относится к Камю, который, не приемля какой-лнибудь христианской конфессии, тем не менее, возвышенно оценивал и воспринимал многочисленные мистические идеи Августина, в восторженных красках отзывался о средневековых ересях и их программах обновления христианства и т.д. Так, он, как и Сартр, вовсе не атеист, аналогично тому, как не может быть назван атеистом Ф. Ницше с его нескромным антихристианством и синхронным воспеванием буддизма и даже готовностью к его восприятию. Соответствено, выделение двух видов экзистенциализма – религиозного и атеистического – условно и относительно, в лучшем случае экзистенциализм Камю и Сартра может быть обозначен как светский.
Какой же вывод из этих рассуждений об ограниченности разума?
Абсурдно столкновение между иррациональностью и исступленным желанием ясности. Абсурд здесь равно зависит и от человека и от мира, и пока что – он единственная связь между ними. Последнее утверждение можно рассматривать как кредо французского экзистенциализма, когда подобный постулат о месте человека в мире приводит к идее абсурда, как особой «душе» мира, самодвижимой подобно душе человека. Так от парадоксальной природы желаний автор переходит к главному вопросу: «почему сердце не сгорает в миг появления чувства абсурда?» 39
Так мы приходим к идее, что абсурд предполагает равновесие. Если же экзистенциализм пытается перенести акцент на один из компонентов триады, тем самым нарушается равновесие. Рассматривание с такой искаженной позиции остальных компонент приводит к выводу о немощи разума. Абсурд – это ясный разум, осознающий свои пределы.
Искусство является знаком смерти и в то же время приумножением опыта. Творить – значит жить вдвойне. Произведение искусства впервые выводит наш ум за его пределы и ставит лицом к лицу с другим. Творчество отражает тот момент, когда рассуждение прекращается и на поверхность вырываются абсурдные страсти. В абсурдном рассуждении творчество следует за беспристрастностью и раскрывает ее.