укажите какие критерии помогут оценить эстетический уровень и степень развития художественного вкуса

Понятие эстетического воспитания

Оценить эстетический уровень и степень развития художественного вкуса помогут несколько критериев. Они подразделяются на психологические, педагогические и социальные:

психологические – измеряются способности детей отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их. Степень развития психических процессов можно определить по тому насколько эмоционально реагирует ребенок на произведения искусства;

педагогические – художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. С опорой на педагогические критерии можно узнать уровень художественно – образного мышления. Оригинальное мастерство, соединенное с импровизацией свидетельствуют о высоком уровне эстетической воспитанности;

социальные – проявляются в комплексе отношений и поведения детей. Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства, большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности.

В западноевропейской современной художественной педагогике существует ряд концепций эстетического воспитания. Смысл их ради того, чтобы адаптировать, приспособить ребенка к нравственным ценностям социального сознания. Приведем в пример основные идеи:

Абстрактно – формалистическое обучение детей в области искусства. Приверженцы этой концепции считают, что самовыражение должно происходить не через реалистичное образное отображения мира, а с помощью идеи субъективистского, нефигуративного изображения посредством линий, цветов, комбинаций абстрактных форм, фантастических художественных композиций. Связано с направлениями абстракционизма и сюрреализма в живописи.

Идея спонтанного художественно – эстетического воспитания (У. Лоуэнфельд, Г. Рид) относится к теории свободного воспитания. Полагается, что целенаправленное художественное обучение может только помешать, не дать развиться воображению и детскому творчеству.

Концепция утилитарно – прагматического эстетического развития (О. Гунтер, Ч. Кроу, Дж. Дьюи) высказывает идею максимального развития сенсорной сферы ребенка. Эта концепция опирается на неограниченные возможности человеческой природы.

Теория религиозно – эстетического воспитания строится на применении искусства, с целью пробудить религиозные чувства, создать религиозно – фантастические образов как душевной опоры религиозности человека.

Источник

КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Revyakin D.V.

Д.В. Ревякин, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества Заводского района г. Орла», кандидат педагогических наук ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», e-mail:revyakin-dmitrii@mail.ru. Сайт Ревякина Д.В.: http://k-artina.ru/

КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлена авторская точка зрения на понимание художественно-эстетического вкуса, его компонентов и критериев определения уровня его развития у детей младшего школьного возраста. Раскрывается содержание каждого компонента и приводится характеристика каждого из уровней его развития. Описывается пакет диагностических инструментов, апробированный в формирующем педагогическом эксперименте.

Ключевые слова: художественно-эстетический вкус, дополнительное образование, критерии и компоненты художественно-эстетического вкуса, младшие школьники

Происходящие изменения в структуре и содержании образования ведут к решению новых педагогических задач в системе общего и дополнительного образования. Среди множества проблем современного художественного образования и воспитания особое место занимает проблема формирования художественно-эстетического вкуса подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют дискуссии о трактовке понятия «художественный вкус», об особенностях и оптимальных путях формирования художественно-эстетического вкуса у детей на конкретных возрастных этапах.

Проявление вкуса можно наблюдать в достаточно раннем детском возрасте. Необходимость воздействия на процесс формирования художественно-эстетического вкуса ребёнка связана с рядом педагогических и психологических факторов. Чем младше ребенок, тем выше его восприимчивость к внешним воздействиям и в большей степени он подражает своему окружению.

Мы живем в противоречивом мире экономической и социальной неустойчивости, в котором человеку сложно осуществить выбор идеалов. Особую значимость приобретает наличие в среде, окружающей ребенка младшего школьного возраста, истинных эстетических эталонов, задающих направление формированию художественно-эстетического вкуса и определяющих способность сопротивляться антиэталонам. Наличие развитого художественно-эстетического вкуса может выступить в качестве «противоядия» воздействию псевдокультуры и стать ориентиром в выработке отношения к окружающему миру и искусству, основанием совершенствования духовной культуры личности. Поэтому одной из важнейших задач современной педагогической и психологической науки является задача обучения и воспитания детей, начиная с самого младшего возраста, средствами искусства, формирование нравственной личности с развитым художественно-эстетическим вкусом. В связи с этим неизбежно ставится вопрос – что считать проявлением развитого вкуса, по каким критериям можно делать вывод об уровне развития вкуса.

Кроме того, анализ теоретических источников по философии, эстетике, педагогике, психологии, посвященных различным аспектам проблемы художественно-эстетического вкуса показывает, что это сложное, неоднозначное понятие. Если обозначить в широком смысле слова вкус как способность человека оценивать что-либо, то, соответственно, эстетический вкус будет обозначать способность человека оценивать эстетические особенности, присущие природе, окружающей действительности, искусству, а художественный вкус – способность оценивать произведения искусства. Использование в педагогическом аспекте взаимосвязанной категории «художественно-эстетический вкус» более объёмно характеризует феномен вкуса, связанного с задачами как художественного образования, так и эстетического воспитания, а также воздействия на основные духовные качества личности: мировоззрение, внутреннюю культуру, жизненные интересы, идеалы, духовность, творческое начало и др.

Художественно-эстетический вкус рассматривается нами как совокупность способностей человека чувствовать, воспринимать, оценивать художественно-эстетические особенности продукта творческой деятельности, явлений и объектов окружающей действительности, а также потребностей познавать искусство и действовать в соответствии с принципами эстетического идеала.

Структура художественно-эстетического вкуса включает не только наличие, но и определенный уровень развития следующих компонентов: а) компоненты, относящиеся к эстетическим ощущениям, чувствам, переживаниям красоты в труде, поведении, в быту, в искусстве; эстетической оценке объектов и явлений действительности: проявлениехудожественного и эстетического восприятия, проявление нравственно-эстетических качеств личности; б) компоненты, относящиеся к потребности в познании и создании прекрасного: проявление интереса к искусству; проявление художественных способностей и специальных знаний в области искусства.

Конкретизация этих компонентов, а также их сопоставление с возрастными особенностями соответствующих сфер личности и протекания психических процессов у младших школьников позволили нам содержательно описать критерии, по которым можно оценивать уровни развития художественно-эстетического вкуса (см. Таблицу 1).

Критерии уровня развития художественно-эстетического вкуса

у младших школьников

Уровни развития

компонентов

художественно-эстетического вкуса школьников

Эстетические ощущения, переживания красоты, оценка объектов и предметов действительности и произведений искусства

Источник

Критерии

Для проведения нашего исследования мы определили следующие критерии оценки художественного вкуса детей младшего возраста:

Любознательность при восприятии картины, эмоциональная отзывчивость, сопереживания.

Невосприимчивость к художественным суррогатам, подделкам.

4. Проявление в конкретных факторах (по работам, рисункам):

В исследованиях психологов значимую роль отводится проблеме художественного восприятия произведений искусства (картин, музыки и литературных произведений). Так, данную тему затрагивали в экспериментально психологических исследованиях Г.В. Иванченко, М.З. Дукаревич, Т. В. Калинина, Л.Г. Юлдашев, М.Д. Назаров, Е.М. Торшилова, Т.А. Дельская, А.В. Запорожец, П.С. Писарский, Г.А. Емельянова, О.И. Никифорова, В.П. Ягункова, Е.М. Торшилова, М.В. Грибанова, Е.Е. Федоров, М.З. Дукаревич и другие.

Д.Б. Лихачев выделяет три основных этапа восприятия школьником художественных произведений:

На третьем этапе, благодаря глубокому изучению и проникновению детей в идейно-художественную сущность произведения искусства, появляется перспектива, возможность для дальнейшего изучения произведений, использования полученных знаний о произведении в познании жизни, формирования не только художественного вкуса, но и мировоззрения, воспитания нравственности.

В психологии восприятием считается чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. Что же касается художественного восприятия, то данный термин применим к произведениям искусства.

Т. В. Калинина в своей исследовательской работе отмечает, что художественное восприятие это способность, лежащая в основе любого художественного творчества, которая дает возможность входить в мир культуры, и позволяет порождать новые художественные миры на основе собственного мировосприятия. Многие исследователи, в том числе Т.В. Калинина доказывают, что художественное восприятие, как способность формируется в процессе творчества и общения с произведениями искусства. Восприятие произведений искусства появляется еще в дошкольном возрасте. В своих исследованиях М.В. Грибанова отмечает, что в процессе художественного восприятия детьми произведения искусств на основе сопереживания расширяется палитра различных чувств эстетического, художественного характера, что влияет на уровень развития художественно-эстетического вкуса ребенка.

В своем исследовании М.В. Грибанова отмечает, что художественное восприятие произведений протекает поэтапно.

На первом этапе зритель, поверхностно воспринимает художественный образ произведения, замысел автора. При первичном, элементарном восприятии, ребенок понимает в общих чертах характер изображенных предметов на картинной плоскости: форму, их цвет, пространство. О.В. Борисинкова отмечает, что на первом этапе восприятия музыкальных произведений трактуются с двумя эмоциональными аспектами – грустно и весело.

На втором этапе художественного восприятия произведений искусства зритель глубже осознает изображение, раскрывает особенности картины, связь предметов. Зачастую, воспринимая картину, дети младшего школьного возраста не осознают и не оценивают взаимосвязь цвета, перспективы и так далее с содержанием произведения, а также не понимают художественного образа и замысла автора. Исследователи А. Бине, В. Штерн утверждают, анализируя высказывания детей разного возраста о содержании сюжетных картин, что младшие школьники способны перечислять отдельные предметы, улавливать их связь и давать им характеристику. Л.В. Выготский показывает, что если картины (репродукции) включить в игровую ситуацию, то значение отдельных предметов изображения для всей картины в целом могут раскрыть даже дети дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, Н.Н. Подъякова, В.В.Давыдовой, отмечено, что дети еще в дошкольном возрасте способны в процессе восприятия художественных произведений живописи выделять свойства предметов, устанавливать связи между предметами и явлениями.

Мы согласны с выводами исследований М.Б.Козловым, что дети младшего школьного возраста, особенно первых классов в большинстве случаев не могут без помощи взрослого полностью осознать идею, замысел автора картины. Восприятие детьми младшего возраста смысловой стороны картины, идеи автора и понимание связей между явлениями или предметами изображения, в большинстве случаев протекает поверхностно.

В процессе формирования эстетического отношения к живописи и художественного вкуса детей младшего школьного возраста главными звеньями являются эмоционально-образное восприятие произведений искусства и изобразительно-выразительных средств, а также формирование интересов и предпочтений. Это доказывается в исследованиях: И.Б.Астахова, М.Ф.Овсянникова, Н.А. Дмитриева.

Как отмечает Т.Г. Казакова, эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, оставляют неизгладимый след в душе ребенка и с годами, это тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство.

По данным исследования Н.М. Зубаревой[1], при восприятии живописи, дети предпочитают картины бытового жанра и меньше пейзаж, натюрморт. Картина бытового жанра привлекает детей интересным сюжетом. Например, мальчикам больше нравятся картины со спортивными, или героическими темами, а девочкам изображения с образами животных и их среде обитания. Натюрморт, или пейзаж привлекает детей цветовым сочетанием, изображенными предметами и явлениями природы. У некоторых детей отмечается интерес к одной теме. Большинство детей младшего возраста отдают предпочтения картинам с яркими цветовыми сочетаниями. Так, дети 6-9 лет, способны к эстетическому восприятию картины, которая вызывает положительные чувства и радостные эмоции. Дети 7-12 годов уже имеют опыт в наблюдениях за природой и ее явлениями, по этому пейзажная живопись оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что проявляется в их речи.[2]

Развитие художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте дает право ребенку воспринимать окружающий мир, действительность, явления и произведения искусства по таким категориям, как: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Д.Б. Лихачев в своей книге[3] приводит определение К. Маркса: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой активности ребенка способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты».

Остановимся подробней на категориях, причастных к художественно-эстетическому вкусу и кратко их охарактеризуем.

Философ и психолог Давид Юм пишет в своем очерке «О норме вкуса»: вкус — способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве.

Прекрасное – наиболее существенная категория эстетики.[4]

Прекрасное в изобразительном искусстве применимо по таким требованиям, как: является прогрессивным в содержании какой либо работы и повышает гармонию общественных отношений; отражает правдивость окружающей нас действительности, что способствует утверждению гармонии социальных связей; обладает наивысшем содержанием, которое обладает выразительностью в адекватной форме.

Антонимом прекрасного в эстетике принято считать категорию безобразного.

Безобразное – категория эстетики, обозначающая что-либо отталкивающее. К категории безобразного принято относить несоразмерность, дисгармоничность, неупорядоченность и отсутствие совершенства.

Безобразное отличается от некрасивого и уродливого тем, что содержит в отрицательной, негативной форме представление о прекрасном и эстетическом идеале.

Безобразное, как и трагическое применимо к воплощению зла и является контрастным элементом прекрасного.

Возвышенное – категория эстетики, которая связанна, как и безобразное с прекрасным, трагическим и комическим. Возвышенное отображает совокупность художественных социальных и природных явлений.

К категории возвышенного, к примеру в природе, относят бурю, смерч, полярное сияние и так далее. В обществе, возвышенное проявляется в выдающихся поступках и деяниях, подвигах как народов, так и единичных случаев – личности. Возвышенное передают в произведениях искусства, к примеру, героическая трагедия, ода, монументальные баталии в живописи и так далее.

В природе низменное можно наблюдать как, например, неблагоприятная для человека местность – болотистая, пустынная. В обществе, низменное проявляется в эксплуатации людей или манипулировании их сознанием и тому подобное. К сфере низменного можно отнести различные человеческие черты, к примеру, эгоизм, воровство или варварство и так далее.

Низменное (падшее, недостойное), как духовное переживание человеческой меры. В изобразительном искусстве низменные явления, граничащие с безобразным и комическим отображаются в произведениях искусства как элементы комедии, сатиры или пародии. Изображаемое низменного в искусстве зачастую подчиняется художественной правды и эстетической мере.

Трагическое – категория эстетики, имеющая объективные противоречия. К противоречиям трагического принято относить борьбу человека или человечества с природными явлениями; общественные отношения; деятельность и внутреннее состояние человека и так далее.

Трагическая основа составляет тот момент, где человек или общество страдает или гибнет по каким-либо причинам, но заслуживает лучшей участи в жизни.

Комическое – категория эстетики, отражающая явления из жизни, характеризующиеся противоречивостью и несоответствием между тем, чем они являются и тем, за что выдает их человек.

В изобразительном искусстве комическое раскрывается как явления: деятельность человека или людей; образ жизни и т. д., которые противоречат ходу истории и идеалам общества. В комическом преобладает сарказм, юмор или сатира.

Как полагал Ж.Ж. Руссо, уровень вкуса у каждого человека разный. Но, стоит ли так взыскательно относится к вкусу отдельно взятого человека? Лев Кассиль в своей работе «Дело вкуса» задает и отвечает на вопрос: Чем опасен дурной вкус? Кассиль отмечает, что у человека с плохим, пошлым вкусом постепенно вырабатывается не только неверное виденье произведений искусства, но и пошлое, циничное отношения к явлениям, людям, жизни.

Вольтер указывает на то, что извращенный, плохой вкус в искусстве сказывается в любви к сюжетам, возмущающим просвещенный ум.

Художественный вкус школьника характеризуется тем, что предпочитает ребенок, выбирает, оценивает. Если школьнику нравятся высокохудожественные произведения живописи, значит, он обладает хорошим вкусом, в противном случае – плохим, или недостаточно сформированным.

Восприятие живописных произведений младшими школьниками связано с задачей формирования художественно-эстетического вкуса. Многие исследователи, психологи, педагоги отмечают, что формирование эстетических качеств ребенка и большое влияние на его вкус оказывают экскурсии, посещения различных выставок живописи и декоративно-прикладного искусства. Действительно, восприятие художественных произведений детьми влияет на их вкус, но следует отметить, что не на всех выставках живописи представлены работы эстетического характера. Некоторые «художники», особенно дилетанты порой позволяют себе выставлять работы по живописи циничного, вульгарного, пошлого характера, что, несомненно, негативно влияет на формирование художественного вкуса детей.

Как отмечает Л.Н. Коган в своей книге «Художественный вкус»[5] : «…Художественная нетребовательность часто приводит в искусстве и к откровенной пошлости».

Коган утверждает, что если пошлость страшна, то особенно она страшна в произведениях искусства, так, как незримо проникает в сознание зрителя, посвящая в интимные стороны личной жизни человека. В разоблачении циничности, пошлости, вульгарности художественный вкус выступает фронтом с нравственными принципами человека.

Нравственность, по мнению Владимира Даля, противоположность телесному и плотскому. Душевный, нравственный быт человека важнее быта вещественного[6].

Структуру нравственной культуры личности составляют: знания о добре и чести, нравственные эмоции и чувства, воля, нравственные ценности и идеалы, нормы и принципы, нравственные интересы и убеждения, уважение к людям, человеколюбие, сострадание, справедливость, чувство долга, ответственность, совестливость, сочувствие и так далее.

Общество, в котором мы живем, старается блокировать проявления зла и поощрять добро, создавая при этом правила поведения, нормы, мораль. Произведения искусства в образах и идеях отражает духовность, быт современного человека. Если в произведениях живописи будут отражены такие понятия, как стыд, совесть, честность, порядочность, милосердие, честь и достоинство, любовь, сочувствие и тому подобные, то влияние живописных работ на зрителя, ребенка будет нести нравственный, эстетический характер.

Художественный вкус может быть одновременно плохим и хорошим, детям может нравиться большее количество произведений живописи, чем «живописных подделок и суррогата», или наоборот. По этому важно формировать художественный вкус младших школьников на основе понимания прекрасного и красоты.

Д.Б. Неменский дает определение художественно-эстетическому вкусу, как невосприимчивость к художественным суррогатам и жажду общения с подлинным искусством. А.К. Дремов определяет художественно- эстетический вкус, как способность чувствовать, отличать подлинно прекрасное, эстетические достоинства явлений природы, жизни и искусства.

Пейзажная живопись, в которой, порой отражены эффекты природы, не оставляют ребенка равнодушным к их красоте. Большинство детей младшего школьного возраста предпочитают живопись с яркими, сочными контрастными тонами. Но не все живописные работы, обладающие яркостью и контрастом «написаны по законам красоты, нравственности и эстетичности». Одна из задач педагога при формировании художественного вкуса не только знакомить детей с произведениями живописи, но и противопоставлять шедевры живописи с подделками и суррогатом. Поэтому педагоги на занятиях изобразительным искусством рассматривают, объясняют, доказывают детям, какие живописные работы достойны внимания и изучения, а какие нет. Отсюда рождается совершенно очевидный вывод, что чем больше ребенок понимает искусство, а не подделку, чем больше уделяет внимание произведениям великих мастеров, тем больше отдает предпочтение живописи на уровне нравственности и красоты.

Исследователи отмечают, что не только школьники младшего возраста способны понимать содержания живописных произведений. Например, такие исследователи, как Н.М. Зубарева, Н.А. Вершинина, Р.М. Чумичева, доказывают, что детям уже в старшем дошкольном возрасте доступно понимание содержания живописных произведений и восприятие средств их выразительности.

Многие исследователи, в том числе Б.Т. Лихачев отмечают, что именно в период дошкольного и младшего школьного возраста важно с точки зрения эстетического воспитания формировать нравственно-эстетическое отношения к жизни. Встреча с прекрасным в искусстве в младшем возрасте не делает сразу ребенка духовно богатым, эстетически развитым, но в душе оставляет след на эмоциональном уровне и порой на всю жизнь. По этому важно, чтобы дети с первого класса получали знания и развивались в области искусства. При общении ребенка с произведениями искусства, при не стоящем на месте, постоянно преобразующим процессом, при постоянной изобразительной деятельности младшего школьника, постепенно формируется не только художественно-эстетический вкус, но и творческие, специальные изобразительные, художественные способности.

А.И. Шахова справедливо заметила: «Нельзя требовать от ребенка, чтобы он оценил картину Рафаэля «Сикстинская Мадонна», но можно и нужно так развивать его способности, его духовные качества, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог наслаждаться творчеством Рафаэля. Воспитание искусством преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное богатство, которое определит его и дальнейшее поведение».

Многие ученые, исследователи, в их числе Н.Л. Кульчинская, придерживаются мнения, что художественно-эстетический вкус, художественное восприятие эффективно формируется комплексом искусств.

Существуют различные виды искусств: изобразительное искусство, литература, музыка, театр, кино, архитектура и другие. Е. Ротенберг[7] в своей книге, многие русские ученые отмечают, что изучение, тяга к различным видам искусств в их совокупности обеспечивает эффективное эстетическое воспитание. Е.Г. Мюнстер утверждает, что живопись и рисунок – это такой же способ выразить свои чувства, как проза, танец, или музыка. Обращаясь к истории, мы можем убедиться, что все великие художники, поэты, музыканты и так далее, черпали вдохновение из различных видов искусств (например: Леонардо, А.С. Пушкин, Герман Гессе и т.д.). Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что приобщая детей младшего возраста к опыту человечества, накопленного в различных видах искусств, у них формируется художественно-эстетический вкус и развиваются художественные способности.

Понятно, что у разных младших школьников, художественный вкус сформирован по-разному. Например, одни дети получают удовольствие от рисования и одновременного прослушивания музыкальных классических произведений, что указывает на их высокий уровень художественного вкуса. Другие дети, получив рекомендацию прочитать книгу, или посмотрев фильм эстетического характера только из-за его престижности, не хотят и не постигают сути, смысла идейного содержания художественного произведения, не получают удовольствия от восприятия произведений искусства, что указывает на низкую развитость их художественного вкуса.

Обобщив изученные нами исследования о формировании художественного вкуса, мы сделали вывод, что эстетическая потребность и интерес к художественному творчеству, широта эстетических интересов младшего школьника являются показателями для определения уровня развитости художественного вкуса.

Одной из задач педагога дополнительного образования творческого объединения, является развитие у детей желания создавать прекрасное своими руками.

Изобразительный труд младшего школьника способствует удовлетворению его эстетических потребностей. Обычно, чем выше результаты художественного труда школьника, тем сильней повышается уровень самооценки. Самооценка порождает определенные эмоциональные чувства: тревожность, превосходство, грусть, зависть и другие. Самооценка школьника в области изобразительной деятельности может подталкивать ребенка на творчество, или наоборот, пробуждать нежелание школьника заниматься изобразительной деятельностью и познавать искусство, художественные произведения.

Н. П. Сакурина, Т.С. Комарова[8] отмечают, что изобразительная деятельность приобретает творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, когда школьник овладевает знаниями, умениями, навыком для создания изображения. Общение детей с произведениями искусства вызывает эстетическое переживание, помогает школьникам глубже воспринимать явления жизни и находить, создавать образные выражения впечатлений в своих рисунках. Постепенно у детей формируется художественный вкус.

Не только интерес детей к рисунку побуждает выполнять свои работы лучше, для школьника важно мнения окружающих, родителей, педагога, сверстников. Часто дети стараются нарисовать изображение «по законам красоты» для того, чтобы подарить его маме, папе, родным, близким людям. Именно это желание часто способствует труду ребенка с особым желанием. Ребенок может заниматься изобразительным творчеством для получения оценки о его работе, поэтому, педагогу важно помнить, что критика рисунка в адрес ребенка должна быть тактичной и почти не заметной для школьника.

Вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления, воображения внесли такие исследователи и психологи, как: Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич. В исследованиях зарубежных психологов (К. Юнг, А. Маслоу, А. Адлер) внимание в первую очередь отводится активности в художественной деятельности ребенка, его одаренности и неординарности мышления, а также важности в развитии фантазии и воображению.

С. Л. Рубенштейн отмечает, что воображение связано, со способностью изменять мир и творить что-то новое.

В жизни ребенка воображения и фантазии играют огромную роль. Младший школьник способен в своем воображении создавать ситуации, допуская нарушения жизненной реальности. Работа воображения является не только способом познания окружающей действительности ребенка, но и предпосылкой развития способностей к изобразительному творчеству, неординарного мышления, формированию художественного вкуса.

Мы согласны с Л.П. Постоноговой[9], которая указывает на схожими с нашими показатели творческой активности первоклассников. Особенность деятельности младших школьников на занятиях рисования можно охарактеризовать показателями творческой активности:

Культура речи – это не только грамотность письма, или правильное произношение, это логическая передача содержания эстетического впечатления. Совокупность речи и восприятия изобразительных произведений дает ребенку повышенное эмоциональное впечатление. Такого рода взаимосвязь возбуждает интерес младшего школьника к искусству, знаниям об изобразительной деятельности, что повышает уровень художественного вкуса ребенка.

На формирование художественного вкуса детей младшего возраста влияет не только развитость культуры речи, но и совокупность искусств. Такие виды искусств как, например, литература, музыка, театр, в совокупности с изобразительным, могут влиять на эмоциональном уровне словом, звуком, движением для формирования художественного вкуса младшего школьника. Поэтому педагогу важно использовать на занятиях изобразительного искусства классические музыкальные произведения, стихи выдающихся поэтов и так далее.

[1] Исследования об эстетическом воспитании детей средствами изобразительного искусства.

[3] «Теория эстетического воспитания школьников»

[4] Вольтер подвел споры о вкусе в середине 18 века: в статье «Вкус», обозначил художественный вкус, как чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах.

[5] Коган Лев Наумович «Художественный вкус» (Опыт конкретно-социалогического исследования), М., «Мысль», 1966

[6] Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.

[8] «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию»; М.,1979г.

[9] Постоногова Л.П. Уроки изобразительного искусства в первом классе: Учебное пособие. – Уфа: Баширский пединститут, 1985г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *