укажите какие направления предусматривает логопедическое обследование
Логопедическая диагностика
Речь – высшая психическая функция. Ее правильное развитие оказывает влияние на гармоничное взросление, становление личности, жизнь человека в обществе. Именно речевые нарушения наиболее заметны окружающим, тревожат родителей, мешают нормальной социализации, развитию и обучению ребенка.
Логопедическая диагностика детей в Центре им. Г.Е. Сухаревой
Логопедическое обследование – серьезная и ответственная процедура для всех: ребенка (подростка), его родителей (законных представителей), специалиста.
Специалист во время логопедического обследования выясняет уровень сформированности всех компонентов языковой системы – от звука до связного высказывания, от особенностей речевого и неречевого общения со сверстниками и взрослыми до возможности понимания обращенной речи и участия в организованной – игровой или учебной деятельности.
В зоне внимания логопеда находится голосовое и интонационное оформление речевого высказывания, мимика и жестикуляция, а для детей школьного возраста – навыки чтения и письма. Логопед должен выяснить, соответствует ли речевое развитие возрасту или отклоняется от нормы. В случае выявления речевых расстройств логопед определяет основную проблему (дефицит), нарушенные и сохранные звенья языковой системы и речевой деятельности, место речевого нарушения в общей структуре заболевания.
Залогом успешной логопедической диагностики является сотрудничество родителей со специалистом. Логопед может поинтересоваться особенностями поведения вашего ребенка, любимыми играми, игрушками, в школьном возрасте – особенностями режима и предпочтениями занятий того или иного рода. Такая информация нужна для формирования успешного контакта с пациентом, а также может понадобиться в дальнейшем для преодоления трудностей на занятиях. Постарайтесь вспомнить и, по возможности, заранее записать для встречи с логопедом, как развивалась речь малыша с рождения: были ли гуление и лепет, когда он произнес первые слова, как набирал словарный запас, были ли «откаты» или остановки в развитии речи и с чем, по вашему мнению, они были связаны. В процессе логопедической диагностики ребенку придется не только поговорить с логопедом, но и выполнить целый ряд различных заданий. Постарайтесь удержаться от естественного желания помочь, поддержать или подсказать сыну или дочери правильный ответ. Логопед не проводит тест на результат и не выставляет отметок. Специалист оценивает текущий уровень речевых достижений ребенка, перспективы, компенсаторные возможности, особенности реагирования и взаимодействия. Ваше вмешательство может создать дополнительные сложности или исказить картину.У взрослых способности к коммуникации гораздо выше, чем у ребенка, поэтому постарайтесь помочь логопеду: следите за его словами и невербальными сигналами к Вам, будьте готовы отреагировать на обращение.
Не удивляйтесь, если ребенку предложат выполнить задания, с которыми он уже сталкивался у других специалистов. Дело в том, что во время одной и той же деятельности врач, психолог, дефектолог и логопед оценивают разные – каждый свои – достижения и проблемы ребенка.
Обратите внимание, что основной целью логопедической диагностики является не просто констатация факта наличия или отсутствия речевого расстройства. Логопед обследует ребенка (подростка) для того, чтобы создать индивидуальную программу коррекционно-развивающей помощи, определить дальнейший образовательный маршрут и специальные образовательные условия в случае необходимости.
Логопедическое обследование дошкольника
Разделы: Логопедия
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Составление предложений по картинкам.
Составление предложений по опорным словам.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.
СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.
По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.
Литература:
Технология организации логопедического обследования
Разделы: Логопедия
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.
Задачи:
Грибова О.Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования.
1 этап. Ориентировочный.
2 этап. Диагностический.
3 этап. Аналитический.
4 этап. Прогностический.
5 этап. Информирование родителей.
Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:
1 этап. Ориентировочный этап;
2 этап. Дифференцировочный этап;
4 этап. Заключительный (уточняющий этап).
Рассмотрим этапы логопедического обследования, которые предлагает Грибова О.Е.
I этап. Ориентировочный.
Задачи первого этапа:
Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов.
Виды деятельности:
Изучение медицинской и педагогической документации.
К медицинской документации относятся:
К педагогической документации относятся:
Изучение работ ребёнка.
К данному виду документации относятся:
Беседа с родителями.
II этап. Диагностический.
Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:
Таким образом, нас как логопедов будут волновать не только те недочеты, которые имеются у ребенка в речи, но и каким образом языковые средства сформированы к моменту обследования.
Кроме этого, мы должны рассмотреть:
Методы логопедического обследования:
Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:
Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования.
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.
2. Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.
3. Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большинстве случаев «упираться» в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстрируемых достижений.
5. Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.
Направления обследования:
III этап. Аналитический.
Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.
В речевой карте, как правило, представлены разделы:
IV этап. Прогностический.
На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.
Формы реализации индивидуальных маршрутов:
Логопедическое заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними на 5 этапе обследования.
V этап. Информационный.
Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка.
Требования к информированию родителей:
Рассмотрим этапы предлагают нам Г.В.Чиркиной и Т.Б.Филичевой.
I этап. Ориентировочный (на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком).
II этап. Дифференцировочный этап включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта.
III этап. Основной. Обследование всех компонентов языковой системы:
— строения артикуляционного аппарата,
— просодической стороны речи,
— понимания грамматических форм,
— грамматического строя языка,
— навыков построения предложения,
— грамматических изменений слов в предложении,
— грамматического оформления на морфологическом уровне,
IV этап. Заключительный (уточняющий). Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.
Используемые источники
Цель и задачи логопедического обследования
Дарья Колесник
Цель и задачи логопедического обследования
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т. к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Цель логопедического обследования
Предмет логопедического обследования – выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии. Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы. Субъект обследования – человек (ребенок, страдающий нарушением речи. На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъектная основа отношений между педагогом и обучающимся. Поэтому целесообразно говорить о ребёнке с нарушениями речи не как об объекте, а как о субъекте педагогического процесса.
Так что же такое логопедическое обследование?
Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.
Логопедическое обследованиевключает 2 самостоятельных раздела:
— «Общая диагностика» (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
— «Речевая диагностика» (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).
Основной целью обследования является оценка сформированности речи, то есть степени соответствия уровня речевого развития, особенно связности речи и ее коммуникативной функции, возрастным нормативам, определение путей и средств коррекционно-развивающей работы.
Задачи логопедического обследования
Из цели вытекают следующие задачи:
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Также выделяются задачи:
1) выявление объёма речевых навыков;
2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
3) определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;
4) анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;
5) определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.
В логопедической литературе представлено большое количество методик обследования речи (Филичева Т. Е., Чиркина Г. В., 1985; Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., 1990; Усанова О. Н., 1990; Волкова Л. С., 1995 и др.). Объединяет их то, что они с разной степенью подробности анализируют фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровни развития речи и составляют суждение о связной речи ребенка.
Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.
При логопедическом обследованииребенка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений: выявляется не только нарушенный компонент речевой деятельности, но и его взаимосвязь с другими нарушениями или сохранными компонентами речи. Необходимо помнить, что речевые расстройства могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). При обнаружении нарушения какого-либо компонента речи необходимо проверить степень возможного нарушения зависимых от него других речевых процессов. Проявление речевых нарушений может быть и причиной, и следствием каких-либо других нарушений.
При выборе заданий необходимо учитывать состояние развития речи в норме для возраста ребенка.
При проведении логопедического обследованияиспользуются следующие методы:
• Логопедическое тестирование;
Логопед до начала обследования должен изучить все документы (характеристики, заключения специалистов). Предварительный анализ документов позволяет логопеду построить гипотезу своего обследования с целью выявления речевой проблематики.
Целесообразно начать процедуру логопедического обследования с беседы. В беседе выясняется, каково речевое окружение ребенка, осознает ли он свой речевой недостаток (если таковой имеется) и как реагирует на него. Были ли обращения родителей к логопеду ранее, какая коррекционная работа проводилась и каков ее результат. Прежде чем проводить обследование ребенка, необходимо выяснить, какие недостатки речи, по мнению родителей (законных представителей, имеются у ребенка, какие он испытывает трудности в обучении. Необходимо также уточнить сведения о раннем речевом развитии (если они не были получены ранее или недостаточны).
До начала собственно логопедического обследования необходимо проверить физический слух ребенка, так как речевые нарушения часто обусловлены снижением слуха. При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи.Определяются границы восприятия шепотной речи: восприятие шепота на расстоянии менее 3 метров указывает на необходимость специальной консультации сурдолога для уточнения состояния слуха.
Только после всех этих процедур можно приступить непосредственно к обследованию состояния речи ребенка.
После проведения обследования, делается заключение о состоянии речи ребенка, рекомендуется необходимая программа развития, которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.
Система логопедического обследования описана в литературе по логопедии и разработана в различных инструктивно-директивных и методических документах. Но, при обследовании ребенка, не следует забывать, что никакая схема не может предусмотреть всех встречающихся случаев нарушения речи у детей. Поэтому логопед может использовать в полном объеме весь арсенал имеющихся у него приемов и средств.
Анализируя данные логопедического обследования, логопед определяет к какой группе следует отнести выявленные у ребенка расстройства.
Обследование проводится комплексно, динамически, всесторонне и дает возможность наметить индивидуальный план наиболее эффективной помощи ребенку, увидеть общую речевую ситуацию и тенденции ее развития, провести качественную функциональную диагностику речевых нарушений на начальных этапах обучения,поставить речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи. Это необходимо для правильной организации индивидуального подхода на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Цель художественного воспитания дошкольников «Цель художественного воспитания дошкольников» Цель художественного воспитания дошкольников это создание условий для целостного эмоционального.
Алгоритм обследования фонематических процессов АЛГОРИТМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Обследование фонематического восприятия Задание 1. Определить наличие или отсутствие заданного.
Подвижная игра «Попади в цель» В ДОУ проводился конкурс «Чем занять детей на прогулке?» Наша группа выиграла конкурс. Мы совместно с родителями изготовили игру » Попади.
Методика психолого-педагогического обследования детей 4–5 лет Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет 1. Разборка и складывание матрёшки. Задание направлено на выявление уровня.
Методика психолого-педагогического обследования детей 6–7 лет Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни. 1. «Найди место фигуре» (матрица фигур). Задание направлено.
Познавательное занятие с детьми средней группы. Цель: закрепление математических знаний. воспитатель вносит куклу (у нас математическая Фильда) и от её имени говорит Здравствуйте, ребята! Я обещала к вам вернуться, вот и пришла.
Протокол обследования обучающихся 9-х классов по методике Протокол обследования Методика «Тип мышления» (автор модификации диагностической методики Г. В. Резапкина) Цель: определения индивидуального.
Самовоспитание как цель и результат воспитания Главной целью и результатом воспитательного воздействия на личность является самовоспитание – сознательная целенаправленная деятельность.
Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста (для аттестации)..
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста.
Логопедическое обследование дошкольников в настоящее время является актуальной задачей, так как детей с речевыми нарушениями с каждым годом становится все больше и больше. Своевременное выявление особенностей формирования речи, а также особенностей речевых нарушений у дошкольников позволяет оказать таким детям логопедическую помощь, эффективно подготовить к школьному обучению.
Целью логопедического обследования является выявление дошкольников с речевыми нарушениями, а также определение форм и средств коррекционно-развивающей работы для этой категории обучающихся.
Задачи логопедического обследования:
1) выявить дошкольников, которые имеют различные нарушения речи;
2) выявить особенности речевого развития ребенка для последующего планирования и проведения коррекционно-образовательного процесса;
3) выявить особенности психического и физического состояния ребенка для направления на консультацию к соответствующим специалистам, а также учета этих особенностей и рекомендаций специалистов при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы;
4) выявить изменения в речевой деятельности для определения эффективности коррекционной работы.
По данным различных авторов можно выделить следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:
Рассмотрим подробно этапы логопедического обследования.
— сбор анамнестических данных;
— выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребенка.
— изучение педагогической и медицинской документации;
— изучение работ ребенка:
— беседа с родителями и педагогами.
Данный этап дает общее представление о состоянии ребенка и позволяет точнее подобрать материал для его обследования.
Этот этап является непосредственно процедурой обследования ребенка.
В процессе обследования необходимо выяснить следующее:
какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
характер несформированности языковых средств;
в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки
какие факторы влияют на проявление речевого нарушения.
Методы логопедического обследования:
— наблюдение за ребенком;
Подбор диагностического материала.
Диагностический материал подбирается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
На данном этапе мной в работе используется речевая карта и приложение к ней, разработанные на основе диагностических методик Е.В. Мазановой, Иншакова О.Б., В.С. Володиной, О.И. Азовой. (Приложение 1.)
Логопедическое обследование охватывает все компоненты языковой системы:
Обследование связной речи.
Связная речь – это тот аспект изучения, который обследуется в первую очередью. В соответствии с принципами «от общего к частному и от простого к сложному» ребенку после 4,5 лет предлагаются следующие виды заданий:
Составление описательного рассказа по впечатлениям (по памяти);
Составление описательного рассказа с опорой на объект или по картинке;
Составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке;
Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.
Необходимо отметить, нужна ли была помощь ребенку при выполнении задания и, если помощь требовалась, то какого рода: стимуляция активности, наводящие вопросы, организующая помощь.
Во время беседы с ребенком и во время обследования связной речи логопед обращает внимание на уровень сформированности таких видов деятельности как говорение и аудирование, а также на уровень тех языковых средств, которые обеспечивают эти процессы:
— текст как лингвистическая структура;
— грамматическое оформление высказывания;
— слоговую структуру слова, ритмическое напонение лексики;
— просодическую сторону речи.
2. Обследование словарного запаса.
Прежде всего важно вызвать и поддержать в процессе обследования эмоциональный настрой ребенка, чтобы общение было благожелательным. Лучше, если выявление лексических средств языка, которыми владеет ребенок, проводится в игровой форме.
Приемы обследования зависят от того, насколько ребенок владеет вербальными средствами общения.
Обследование начинается с изучения активного словаря ребенка.
Специалист фиксирует соотнесение объема словаря существительных, глаголов и прилагательных, а также фиксирует в речевой карте ошибки при использовании лексических средств.
У старших дошкольников также рекомендуется определить уровень владения семантикой слова (наличие или отсутствие понимания переносного значения слова, подбор синонимов и антонимов).
Обследование грамматического строя языка.
Становление грамматического строя языка у дошкольников еще не закончен, это необходимо учитывать при обследовании. Детям дошкольного возраста характерна унификация грамматических форм и правил, грамматика дошкольника является грамматикой устной речи. С учетом перечисленных особенностей в качестве материала для обследования грамматического строя речи рассматриваются системные грамматические формы и конструкции.
Грамматические навыки изучаются в следующих разделах:
— синтаксис (законы построения предложения и словосочетания как грамматических конструкций);
— словообразование (законы построения слов с помощью морфем как синтез грамматической конструкции и формы);
— словоизменение (изменение формы слов с помощью аффиксов).
Необходимо изучать как продуктивные виды речевой деятельности, так и рецептивные, поскольку лингвисты выделяют как активную, так и пассивную грамматику.
Речевой материал отбирается в соответствии с возрастом и речевыми возможностями ребенка с учетом онтогенеза. Для детей с низким уровнем сформированности языковой системы предлагается речевой материал:
Винительный падеж объекта (вижу бабочку);
Творительный падеж орудийности (рисовать кисточкой);
Родительный падеж отсутствия (нет зайца);
Дательный падеж адресата (показать Маше).
Для детей более старшего возраста можно взять речевой материал, включающий имена существительные в форме множественного числа в косвенных падежах.
Обследование активной грамматики как правило осуществляется на материале предлогов, обозначающих пространственные представления, выделенных в группы:
перед, между, через, около;
Следует учитывать, что в дошкольном возрасте предлоги в качестве самостоятельных слов без специального обучения не осознаются, значение всей предложно-падежной конструкции воспринимается как единое целое.
Для того, чтобы выявить уровень сформированности навыка понимания падежных конструкций, детям дошкольного возраста предлагается выполнить пробу, призвав на помощь сказочного персонажа, например. «Послушай, правильно ли сказал Лунтик: «Мячик лежит на шкаф».
Обследование звуковой стороны речи.
Обследование произношения звуков имеет два аспекта – артикуляционный (выясняются особенности образования ребенком речевых звуков) и фонологический (предполагает выяснение особенностей различения ребенком системы речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях.
6. Обследование произношения звуков речи проходит поэтапно.
1) Обследование изолированного произношения.
2) Обследование произношения звуков в слогах.
3) Обследование произношения звуков в словах.
4) Обследование произношения звуков в предложениях.
Проверяются следующие группы звуков:
1) гласные: А, О, У, Э, И, Ы;
2) свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ;
3) сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;
4) глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В – в твердом и мягком звучании: П’-Б’, Т’-Д’, К’-Г’, Ф’-В’;
5) мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).
Выявленные дефекты звукопроизношения группируют в соответствии с общепринятой фонетической классификацией:
1) отсутствие звука,
Обследование строения артикуляционного аппарата включает следующие аспекты.
1. Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.
2. Зубы: неправильный прикус и посадка зубов.
3. Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (субмукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, так как скрыто под слизистой оболочкой. Здесь необхощдимо обратить внимание на заднюю часть твердого неба, которая при фонации гласного втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизистый покров в этом месте истончен. В сложных случаях отоларинголог должен выяснить состояние неба путем тщательной пальпации.
4. Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок (uvula), отсутствие его.
Обследование фонематического восприятия направлено на то, чтобы выяснить, как у ребенка сформированы следующие процессы:
1. Узнавание, различение и сравнение простых фраз.
2. Выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу).
3. Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу).
4. Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2 – 4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА).
5. Запоминание звуковых рядов.
Обследование слоговой структуры слова.
Обследование слоговой структуры слова проводится, если у ребенка дошкольного возраста есть проблемы с использованием в самостоятельной речи слов различной слоговой структуры. Обследование можно проводить при самостоятельном назывании предметов и в отраженном проговаривании отдельных слов, словосочетаний и предложений. Речевой материал, используемый при обследовании звукопроизношения, должен представлять слова разной слоговой структуры.
Для обследования детей с грубым речевым недоразвитием, слова подбираются в соответствии с классами, выделенными А.К.Марковой.
При наличии проблем в воспроизведении слов различных слоговых структур, в восприятии акцентного контура слова, необходимо провести обследование ритмико-мелодических структур на невербальном уровне.
Обследование понимания речи.
Имея объективные данные о нормальном состоянии физического слуха, логопед приступает к исследованию фонематического слуха. Обследование понимания речи включает следующие разделы:
Обследование понимания слов.
1. Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящихся перед ребёнком. В том числе и слов, имеющих сходное звучание (например: молоко, молоток)
2. Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти в окружающей обстановке.
3. Проверка понимания слов в затрудненных условиях (автор А. Р. Лурия). Используется многократное повторение слов или группы слов. Например: «Покажи стакан, книгу, карандаш, стакан, книгу».
4. Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок. Например: на одной картинке изображенмальчик, рисующий картинку, на другой – нарисованная картинка. Логопед называет слово «рисует» – ребенок должен показать соответствующую картинку.
5. Изучение понимания слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ.
6. Более сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте:
1) Подобрать к названным определениям подходящие предметы.
2) Подобрать к названию целого название его части.
3) Подобрать к названию общего понятия частного.
4) Подобрать названия предметов по их действиям.
5) Подобрать слова, противоположные по значению.
6) Закончить предложение.
7) Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению: бесстрашный летчик, правильный ответ.
8) Выбрать прилагательные, которые можно употребить с существительными, указанными в скобках: густой, дремучий (лес, туман);
Обследование понимания предложений.
Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности.
Для выявления трудностей понимания логико-грамматических структур используется разработанный А. Р. Лурия прием, который включает три варианта: 1) Ребенку предлагается показать два последовательно называемых предмета: карандаш, ключ. 2) «Покажи ключом карандаш». 3) «Покажи ключ карандашом».
Изучение понимания логико-грамматических отношений. Например, ребенку предъявляются пары картинок, изображающие девочку с собакой и собаку. Ребенок должен показать, где хозяйка собаки.
Для выявления более тонких проявлений импрессивного аграмматизма предъявляются непривычные для детей конструкции. Например, «Петю ударил Коля. Кто драчун?»; «Дуб выше кедра. Покажи кедр». (Предъявляются соответствующие картинки.).
Исправить предложения: Коза принесла корм девочке.
Обследование понимания грамматических форм.
Обследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных с помощью набора картинок, на которых изображены один или несколько предметов.
Обследование понимания форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени с помощью соответственно подобранных картинок.
Обследование понимания значения предлогов.
Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты. В речевой карте представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся примеры детских ответов, что иллюстрирует выводы специалиста.
В речевой карте ребенка с нарушениями речи представлены следующие разделы:
данные и физическом и психическом здоровье ребёнка;
общая характеристика речи: особенности связной речи, словарный запас, характеристика грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематических процессов, слоговой структуры слова, понимания речи.
Речевая карта (Приложение 2).
Прогностический этап занимает очень важное место в системе логопедического обследования, так как на этом этапе определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном коррекционно-образовательном маршруте.
Выявление первичности и вторичности в структуре дефекта позволяет организовать коррекционно-развивающее обучение адекватно возможностям ребенка с целью его социализации, оптимальной подготовке к школьному обучению.
В случае появления колебаний в постановке заключения все сомнения решаются в пользу ребенка. Необходим учитывать стрессовую ситуацию, в которой он находился, неизбежные ошибки, отвлекаемость и другие факторы.
Заключение, направления коррекционной работы и её организационные формы должны быть донесены до родителей, обсуждены с ними.
Данный этап является достаточно сложным. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка.
При информировании родителей необходимо учитывать следующее:
Родители хотят видеть своих детей одними из лучших.
Если ребенок не отвечает ожиданиям родителей, взаимоотношения родителей и детей могут сложиться различным образом. Учет особенностей этих взаимоотношений необходим при построении стратегии беседы с родителями.
Логопедическое заключение дошкольника – это обобщенный результат изучения уровня развития устной речи ребёнка, который должен быть представлен в речевой карте. Заключение должно быть составлено таким образом, чтобы из него логически вытекали коррекционные мероприятия, отвечающие структуре дефекта.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) означает, что у ребенка имеется недоразвитие всей звуковой стороны речи: нарушения звукопроизношения, трудности дифференциации звуков, несформированность анализа и синтеза звукового состава слова. В данном случае необходимо в планировании индивидуальной коррекционно-развивающей работы предусмотреть не только коррекцию произношения, но и развитие фонематических процессов, формирование полноценных навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой системное нарушение, то есть недостаточную сформированность фонеико-фонематических и лексико-грамматических средств языка. В данном случае при планировании коррекционно-развивающей работы необходимо предусмотреть восполнение пробелов в формировании звукопроизношения, фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи.
Для этого составляется рограмма коррекционной работы (приложение 3), а на основании ее календарно-тематическое планирование работы в старшей и подготовительной группе (приложение 4).
Своевременное и правильное выявление речевых недостатков дошкольников поможет специалисту определить, в какой помощи они нуждаются и каким образом эффективнее ее оказать. В результате наблюдается высокий уровень освоения детьми коррекционной программы, что отражено в мониторинга развития. (Приложение 5).
В процессе использования технологии осуществляется
участите в ПМПк, ведение протоколов ПМПк.
Ведение речевых карт, мониторингов уровня речевого развития детей
Составление рабочих программ на 2 учебных года (старшая, подготовительная группы).
Разработка и использование экспресс – диагностики для оценки уровня фонематических процессов детей для кружка «Грамматика». (приложение 3).
Приложение 1. Методики логопедического обследования.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕЧЕЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Уровень сформированности лексикона
Инструкция: «Посмотри и назови картинки, которые ты знаешь». Логопед предлагает ребенку не менее 6 картинок по каждой лексической теме. Детям 5 и 6 лет, после того как они назвали картинки, задается дополнительный вопрос: «Как ты думаешь, какие картинки художник мог здесь еще нарисовать?»
балла — правильно названы 6 картинок, самостоятельно подбирает 2-4 слова по теме;
балла — правильно названы 6 картинок, самостоятельно подобрать слова не может;
1 балла — допущена 1 ошибка или затрудняется назвать 1 картинку;
баллов — допущено 2 и более ошибок или затрудняется назвать более 2 картинок.
Инструкция: «Посмотри на картинки и подумай, как их можно назвать одним словом».
(Примечание: номинативный словарь и обобщающие понятия можно обследовать параллельно.)
балла — названы без ошибок все предложенные обобщающие понятия;
балла — названы с ошибкой 1-2 обобщающих понятия или затрудняется назвать 1-2 понятия;
балла — названы с ошибкой 3-4 обобщающих понятия или затрудняется назвать 3-4 понятия;
баллов — названы с ошибкой 5 и более обобщающих понятий или затрудняется назвать 5 обобщающих понятий.
Слова, обозначающие части предметов
Инструкция: «Расскажи Буратино, какие части есть у предметов».
балла — правильно названы части всех предметов;
балла — из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 1-2 их части или затрудняется назвать 1-2 части;
балл — из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 3-4 их части или затрудняется назвать 3-4 части;
0 баллов — из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 5 и более их частей или затрудняется назвать 5 и более их частей;
Инструкция: «Посмотри внимательно на животных, которые нарисованы на картинке. Давай покажем Буратино, кто как голос подаёт». Ребёнок имитирует голоса животных. Затем логопед предлагает ребенку ответить на вопросы по предложенным картинкам.
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто как передвигается». Ребёнку дается время для обдумывания ответа. Затем логопед его спрашивает: «Как ты думаешь, что делают дети в течение дня?»
Инструкция: «Я буду называть животных, а ты постарайся ответить на вопрос: «Кто какие звуки издаёт?» Ребёнок выполняет задание. Затем логопед предлагает следующее задание: «Посмотри на картинки. Здесь нарисованы люди разных профессий. Ответь: Кто что делает?».
балла — правильно выполнено первое и второе задание;
балла — при выполнении двух заданий допущена 1 ошибка;
балл — при выполнении двух заданий допущено 2 ошибки;
баллов — при выполнении двух заданий допущено 3 и более ошибок.
Инструкция: «Посмотри на «волшебный цветок». У него все лепестки разного цвета. Назови и покажи цвета, которые ты знаешь». Если ребёнок не понял инструкцию, логопед показывает на каждый лепесток и спрашивает: «Какого цвета этот лепесток?»
балла — названы и показаны цвета без ошибок;
балла — допущена 1 ошибка;
балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — допущено более 3 ошибок.
Назвать форму (образование прилагательных)
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Назови предмет и скажи, какой он по форме».
балла — задание выполнено без ошибок;
балла — допущена 1 ошибка;
балл — допущено 2 ошибки;
баллов — допущено 3-4 ошибки.
Инструкция: «Давай поиграем с тобой в игру «наоборот». Я буду называть тебе слово, а ты постараешься ответить наоборот, например: жарко — холодно».
балла — задание выполнено без ошибок;
балла — допущено 1-3 ошибки;
балл — допущено 4-6 ошибок;
баллов — допущено 7 и более ошибок.
Подбор прилагательных к существительным
Инструкция: «Постарайся так описать инопланетянину предметы, которые есть на нашей планете, чтобы он мог их себе представить. Посмотри на картинку. Этот предмет какой?»
балла — подобрал 4 и более слова;
балла — подобрал 2-3 слова;
балл — подобрал 1 слово;
баллов — не смог подобрать ни одного прилагательного.
Уровень сформированности грамматической компетенции
Образование множественного числа существительных в именительном падеже
Инструкция: «Посмотри на картинки. Здесь художник нарисовал один предмет, а здесь — много предметов. Я буду называть картинку, где предмет один, а ты будешь называть ту картинку, где таких предметов много. Например: Это мяч — это (что?) мячи».
балла — задание выполнено без ошибок;
балла — допущена 1 ошибка;
балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — допущено 4 и более ошибок в окончаниях существительных.
Употребление существительных в косвенных падежах
Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь на мой вопрос: “Что есть у девочки?”»
балла — задание выполнено без ошибок в окончаниях существительных;
2 балла — допущена 1 ошибка в окончании существительного;
1 балл — допущено 2-3 ошибки в окончаниях существительных;
баллов — допущено 4 и более ошибок в окончаниях существительных.
Образование существительных множественного числа в родительном падеже
Инструкция: «Девочка и мальчик решили нарисовать картинки. Посмотри, у девочки получился один шар, а у мальчика много чего? — Шаров». Затем логопед дает задания ребёнку по аналогии с образцом.
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — допущено 4 и более ошибок
Согласование прилагательных с существительными
Инструкция: «Волшебные краски раскрасили картинки, которые нарисовал Буратино. Помоги Буратино: Какого цвета получилась майка?». Затем логопед дает задания ребёнку по аналогии с образцом.
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — допущено 4 и более ошибок.
Употребление предложно-падежных конструкций
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Скажи, где спрятался котёнок? Где сидит щенок?» Задаются аналогичные вопросы по другим картинкам.
3 балла — задание выполнено без ошибок, все предлоги употреблены правильно;
2 балла — неверно употребляет 1 предлог;
1 балл — неверно употребляет 2-3 предлога;
0 баллов — неверно употребляет 4 и более предлогов.
Употребление числительных 2 и 5 с существительным
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — допущено 4 и более ошибок.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Волшебник». Я буду называть большие предметы, а ты как волшебник будешь превращать их в маленькие. Предмет надо назвать ласково».
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — допущено 4 и более ошибок.
Образование названий детенышей животных
Инструкция: «Посмотри на картинку и помоги мамам найти своих детёнышей. У кошки малыш кто? — Котёнок». Далее задание выполняется по аналогии.
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — допущено 4 и более ошибок.
Образование относительных прилагательных
Инструкция: «Послушай внимательно и ответь на вопрос: Если шкаф сделали из дерева, то он какой? — Деревянный». На следующий вопрос ребёнок отвечает по аналогии.
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущено 1-2 ошибки;
1 балл — допущено 3-4 ошибки;
0 баллов — допущено 5 и более ошибок.
Образование притяжательных прилагательных
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, чьи это вещи». Если ребёнок не может ответить на вопросы, логопед задаёт ему наводящие вопросы: «У мамы сумка чья? — Мамина». На следующий вопрос ребенок отвечает по аналогии.
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — допущено 4 и более ошибки.
Образование приставочных глаголов
3 балла — правильно употребляет более 4 приставочных глаголов;
2 балла — правильно употребляет 4 приставочных глагола;
1 балл — правильно употребляет 3-2 приставочных глагола;
0 баллов — правильно употребляет 1 приставочный глагол или не употребляет вообще.
Образование глаголов совершенного вида
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что дети делали и что дети сделали». Если ребёнок не может ответить, то логопед задаёт вопросы по каждой картинке. «Что девочка делала? — Рисовала бабочку. — Что девочка сделала? — Нарисовала бабочку». Далее логопед задаёт вопросы ребёнку по аналогии.
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — допущено 4 и более ошибок.
Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание словосочетаний и предложений
Инструкция: «Покажи, где на картинке. ».
3 балла — показывает все картинки без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — все задания выполнены с ошибками.
Понимание связной речи
Инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Постарайся запомнить, что я тебе расскажу».
После чтения рассказа логопед задает ребенку вопросы по тексту.
3 балла — ответил на все вопросы правильно;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — не понял содержания.
Репродуцирование /продуцирование текста
Инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Постарайся запомнить его название. Сначала я тебе расскажу этот рассказ, а потом ты постараешься рассказать его Незнайке».
3 балла — запомнил название рассказа, пересказ полный, логичный;
2 балла — не запомнил название рассказа; пересказал, допуская ошибки, и/или пересказ неполный;
1 балл — самостоятельно не пересказал, отвечал на вспомогательные вопросы логопеда;
0 баллов — не мог ответить на вопросы логопеда.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Подумай и скажи, кто на них нарисован. Где эти герои были, что произошло потом, чем закончилась история? Постарайся дать рассказу название».
3 балла — дал название рассказу. Рассказ полный, последовательный, без грамматических ошибок, включает в себя не менее 5-6 предложений;
2 балла — не смог дать название рассказу. Рассказ логичный, состоит из 3-4 простых предложений;
1 балл — не смог составить рассказ, отвечал на вопросы логопеда полными предложениями;
0 баллов — не смог составить рассказ, отвечал на вопросы логопеда односложно или не отвечал совсем.
Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции
Состояние фонематического восприятия
Повторение слогов с оппозиционными звуками
Инструкция: «Давай поиграем в игру “Эхо”. Я буду говорить разные звуки, а ты за мной повторяй». Ребенку предлагается повторить слоги с оппозиционными звуками.
3 балла — воспроизводит слоги без ошибок;
2 балла — неправильно воспроизводит 1 столбик слогов;
1 балл — неправильно воспроизводит 2-3 столбика слогов;
0 баллов — неправильно воспроизводит все слоги.
Дифференциация оппозиционных звуков в словах
Инструкция: «Покажи картинку, на которой нарисованы бочки, а теперь ту, на которой нарисованы почки». Так ребенку предлагаются все пары картинок.
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущено 1-2 ошибки;
1 балл — допущено 3-4 ошибки;
0 баллов — неправильное выполнение 5 и более заданий.
Определение наличия заданного звука в слове
Инструкция: «Се йчас я буду называть тебе слова. Если в слове зарычит тигр [р-р-р-р], подними флажок».
3 балла — все задания серии выполнены правильно;
2 балла — неправильно выполнено 1-2 задания;
1 балл — неправильно выполнены 3-4 задания;
0 баллов — неправильно выполнены 5 и более заданий.
Выделение ударного гласного звука в начале слова
Инструкция: «Назови первый звук в слове “Аня”. Какую первую букву напишем в этом слове?» Ребенку дается карандаш.
3 балла — все задания серии выполнены правильно;
2 балла — неправильно выполнено 1-2 задания;
1 балл — неправильно выполнены 3-4 задания;
0 баллов — неправильно выполнены 5 и более заданий.
Определение последнего согласного звука и первого согласного звука в слове
Инструкция: «Назови последний звук в слове “кот”».
3 балла — все задания серии выполнены правильно;
2 балла — неправильно выполнено 1-2 задания;
1 балл — неправильно выполнены 3-4 задания;
0 баллов — неправильно выполнены 5 и более заданий.
Звукобуквенный анализ слов
3 балла — сделан правильный анализ всех слов;
2 балла — сделан правильный анализ 3 слов;
1 балл — сделан правильный анализ 1-2 слов;
0 баллов — анализ слова сделать не может или выполняет все задания с ошибками.
Называние слов на заданный звук
Инструкция: «Я умею придумывать слова со звуком [и], например Ира, Инна, игрушка, ириска. Давай вместе придумаем несколько слов со звуком [а].
3 балла — подобрал 4 слова;
2 балла — подобрал 3 слова;
1 балл — подобрал 1-2 слова;
0 баллов — не смог подобрать или назвал слова, в которых нет требуемого звука.
Обследование осуществляется общепринятым методом.
3 балла — нет ошибок;
2 балла — нарушена 1 группа звуков;
1 балл — нарушены 2-3 группы звуков;
0 баллов — нарушены 4 и более групп звуков.
Инструкция: «Я буду говорить тебе слова, а ты послушай и постарайся за мной их повторить». (Аналогично проговариваются словосочетания и предложения.)
3 балла — все слова, словосочетания и предложения воспроизводятся без ошибок (не учитываются ошибки, связанные с нарушением звукопроизношения);
балла — допускает ошибки в словосочетаниях и предложениях;
балл — допускает ошибки в словах, словосочетаниях и предложениях;
баллов — речь невнятная.
Обработка полученных данных
После заполнения речевой карты выставляются баллы, которые заносятся в индивидуальный диагностический лист по каждому пункту обследования. Далее, если пункт в графе «Показатели развития» подразделяется на несколько подпунктов (параметров обследования), необходимо вычислить средний арифметический показатель. Например, пункт «Уровень сформированности лексикона» подразделяется на подпункты: «Номинативный словарь», «Предикативный словарь», «Атрибутивный словарь».
Итоговые числовые значения могут быть выражены в десятичных дробях. Их нужно округлить, например: 2,4 2,5; 2,2 2; 2,6 3.
В таком случае значения, равные 0,5 и более, должны быть изменены в сторону большего целого числа, значения менее 0,5 в сторону меньшего целого числа.
По данным, полученным во всех 12 пунктах, строится индивидуальный график развития, показывающий качественные изменения в состоянии речи ребёнка.
Показатели, выраженные в десятичных дробях
По показателям всех 12 пунктов на основе составленной таблицы строится индивидуальный график развития ребёнка, демонстрирующий качественные изменения в состоянии его речи.
Состояние слухового внимания
Состояние зрительного восприятия
Зрительно-пространственный гнозис и праксис
Воспроизведение звукослоговой структуры слова