укажите какие перспективы выделил а с макаренко в развитии детского коллектива
Учение А. С. Макаренко о коллективе
Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея всей педагогической системы Антона Семеновича Макаренко, красной нитью проходящая через всю его педагогическую деятельность.
Антон Семенович Макаренко внес большой вклад в развитие педагогики созданием своей теории о коллективе, которая приобрела большую популярность и гласность, и остается одной из ведущих по сей день.
Этапы развития коллектива:
1-й этап – становление коллектива. Он заключается в том, что педагог объединяет группу, класс, кружок в коллектив, т.е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяется характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива – педагог, от которого исходят все требования.
2-й этап – усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит пользу, а что вред коллективу. Коллектив на 2-м этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
3-й этап и последующие этапы – расцвет коллектива. Уровень и характер требований – более высокие требования к себе, чем к своим товарищам – свидетельствует об уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива – общий опыт, одинаковые оценки событий.
Между этапами развития коллектива в реальной жизни не наблюдается четкого разделения на этапы, а каждый последующий этап не сменяет предыдущий, но добавляется к нему.
Также стоит отметить, что большое значение А.С. Макаренко придавал стилю внутриколлективных отношений. Отличительными признаками сформированного коллектива он считал:
1) постоянную готовность воспитанников к действию;
2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
3) дружеское отношение членов коллектива друг к другу;
4) ощущение защищенности каждого члена коллектива;
5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию;
6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.
Антону Семеновичу Макаренко принадлежит заслуга создания учения о коллективе. По его мнению, наилучшие условия для общения и обособления создаёт коллектив как высшая форма социальной организации, основанная на идейной общности, отношениях сотрудничества и взаимной помощи.
Становление коллектива по Макаренко
Вы будете перенаправлены на Автор24
Коллектив (по А.С. Макаренко) – это объединённая группа, участники которой имеют общую социально значимую цель.
Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) ‒ выдающийся теоретик образования, педагог, писатель. Им были разработаны и внедрены в практику воспитания и обучения детей принципиально новые демократические идеи. А.С. Макаренко была воплощена новаторская теория обучения и нравственного воспитания детей в коллективе и через коллектив. Также им была разработана теория становления коллектива и его основные принципы развития.
Коллектив в понимании А. С. Макаренко
Коллективизм (по А. С. Макаренко) – это один из основных принципов общественной жизни людей, являющийся противоположностью индивидуализму.
Принцип воспитания в коллективе является одним из традиционных педагогических принципов, на который обязательно должны опираться педагоги, при организации образовательного процесса.
Исходя из понятия коллектива, А.С. Макаренко выделил несколько его основных признаков:
Сплоченный и устойчивый коллектив имеет следующие характерные признаки:
Общими признаками коллектива является объединение людей, перед которыми стоит общая цель и задачи, достижимые в результате совместной деятельности.
Цель, стоящая перед коллективом, обязательно должна быть социально значимой и ценной для общества. Достижение цели возможно только при соответствующей деятельности всего коллектива, которая организована непосредственно его членами. В процессе деятельности между членами коллектива складываются конкретные взаимоотношения, основанные на выполнении данной деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Наиболее точным критерием полноценного коллектива является наличие свободной позиции каждого из его участников, взаимоуважение потребностей и интересов.
Принципы коллектива
Основными принципами организации и полноценного существования коллектива являются:
Коллектив по своей структуре представляет сплав различных личностей, каждая из которых имеет свои особенности в характере, поведении, привычках и т.д. Задача коллектива сплотить всех его участников.
В педагогической практике принято различать первичный и общий коллективы.
Различают следующие основные формы первичных коллективов в школе:
Особенность первичного коллектива состоит в личном контакте всех его членов основанном на постоянном деловом и дружеском общении.
Типичной формой первичного коллектива является классный коллектив, который растет и развивается при взаимодействии между его членами, а также с иными классными коллективами.
Стадии становления коллектива
Не каждая группа или объединение могут быть названы коллективом, формирование и становление коллектива происходит путем прохождения нелегкого пути качественных преобразований.
А. С. Макаренко были выделены следующие стадии становления и развития коллектива:
Процесс развития коллектива рассматривается не как плавный переход от одного этапа к другому, а как процесс качественного преобразования, при котором каждый последующий этап не заменяет предыдущий, а добавляется к нему.
Таким образом, процесс становления и развития коллектива, это процесс, который может быть адекватно реализован только лишь под руководством педагога. Становление коллектива без внешнего управления чревато его неверной деятельностью и функционированием.
Развитие коллектива по Макаренко
Рада вновь приветствовать любознательных и стремящихся к саморазвитию читателей на страничках нашего проекта. Вы с нами ‒ и это здорово! Предлагаю обсудить сегодня стадии развития коллектива по Макаренко. Давайте вместе разберёмся, какую роль в нашей жизни играют коллективные отношения и как мы способны развивать их во благо себе и окружающим.
Немного о Макаренко
Помните фразу из фильма «Большая перемена», где ученик восхищается своим учителем истории Нестором Петровичем и сравнивает его: «Это же Макаренко!» А кто, собственно, этот Макаренко и чем он знаменит?
Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) ‒ выдающийся теоретик образования, педагог, писатель. Им разработаны и внедрены принципиально новые демократические концепции воспитания и образования подрастающего поколения. Являясь основателем советской педагогики, Антон Семёнович воплотил новаторскую теорию обучения и нравственного воспитания детей в коллективной общине. Он разработал идею поэтапного становления коллектива и принципы его развития.
Прошло уже сто лет, однако учения и взгляды опытного наставника Макаренко не потеряли своей актуальности по сей день и могут служить нам примером для усовершенствования межличностных отношений.
Пересказ краткой биографии Макаренко включён в итоговое устное собеседование, которое проводится среди учеников 9 классов по окончании учебного года. Один из вариантов задания содержит небольшой текст о педагогической деятельности Антона Семёновича. Этот отрывок учащийся должен прочесть и пересказать своими словами, сохранив смысл сказанного. В изложении текста требуется упомянуть цитату М. Горького, отражающую суть воспитательной деятельности Макаренко. Устное собеседование, проводимое на основе контрольно-измерительных материалов (КИМов), позволяет определить степень общеобразовательной подготовки учащихся и является допуском к экзаменам в формате ОГЭ.
Что такое коллектив по мнению Макаренко?
По мнению А.С. Макаренко, коллектив ‒ есть объединённая группа участников, имеющая общую социально значимую цель. Все члены коллектива наделены равными правами, обязанностями, несут общую ответственность и зависимость друг перед другом. Для успешного формирования коллектива сплочённая группа проходит этапы качественных преобразований.
Основные стадии развития коллектива по системе Макаренко:
Сам Антон Семёнович утверждал, что успешно развивающийся коллектив ‒ это инструмент целевого воздействия для раскрытия индивидуальности каждого его участника.
Труды Макаренко о формировании и развитии коллектива
Антон Семёнович вёл результативную воспитательную деятельность и оставил нам богатое наследие своих научных работ. Способы формирования и конструктивного развития коллектива наиболее полно описаны им в произведениях: «Воспитание в семье и школе», «Педагогическая поэма», а также избранные педагогические сочинения в 4 томах.
Переосмысливая учение А.С. Макаренко, я отчётливо вижу, что его воззрения способны разрешить многие конфликтные ситуации и затруднения, возникающие в современном обществе. И если в вашем рабочем или учебном коллективе возникли разногласия, постарайтесь найти общую цель и учесть интересы большинства участников. Станьте примером плодотворной и успешной деятельности: к Вам потянутся такие же целеустремлённые и энергичные личности. Запомните, что добиться успеха сообща значительно легче, чем поодиночке.
Похожие работы
Аналогичные научные труды по развитию коллективных отношений издавали и другие авторы.
Академик РАО Людмила Ивановна Новикова внесла весомый вклад в усовершенствование преподавательской деятельности. Её авторству принадлежат следующие работы: «Педагогика воспитания: избранные педагогические труды», «Воспитательное пространство: опыт и размышления», «Смена парадигмы воспитания ‒ назревшая проблема педагогики». В своих научных произведениях Людмила Ивановна изучала последовательные шаги системы воспитания школьников, рассматривала влияние коллектива как способ усовершенствования личности подростка.
Не менее ценный вклад в укрепление российского образовательного процесса внёс специалист педагогической психологии Лев Ильич Уманский. Среди значимых его трудов выделяются: «Личность. Организаторская деятельность. Коллектив», «Организатор и организаторская деятельность», «Психология организаторской деятельности школьников».
Заключение
В заключение мне хотелось бы привести цитаты Антона Семёновича, наглядно отражающие его новаторские идеи в системе формирования коллективных взаимоотношений.
«Когда объединённая группа не имеет цели своей деятельности, то невозможно изыскать и способы её организации».
«Ваше отношение к ним может быть отчуждённым до крайней степени или требовательным до придирчивости, но если у вас кипит работа, вы обладаете энергией и вам сопутствует удача ‒ будьте спокойны и уверены: коллектив на вашей стороне. И наоборот, приветливое и ласковое обращение не сможет скрыть вашего непрофессионализма, провалов и неудач в деле: общность будет презирать вас».
Благодарю читателей за интерес к нашему проекту и стремление к самосовершенствованию. Обещаю, что вас ждёт ещё много познавательной информации и новых открытий. До встречи!
Доклад Тема: Учение А.С. Макаренко о коллективе.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Учение А.С. Макаренко о коллективе.
Выполнила: Ефремова Елена Викторовна
Глава I. Учение А.С. Макаренко о коллективе………………………………6
Список использованной литературы………………………………………….14
В современной литературе под коллективом понимается любая организованная группа людей. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.
1. Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.
2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).
4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.
Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т. д.). Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.
Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями.
Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.
В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.
Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания.
Целью данной работы является: раскрыть сущность учения А. С. Макаренко о коллективе.
Глава I .Учение А.С. Макаренко о коллективе
Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелёгкий путь качественных преобразований. На этом пути АС. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).
Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.
Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется.
Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.
Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам.
Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения.
На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».
Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.
В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.
Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д.
Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера.
Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.
Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.
Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно.
Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы
Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А.С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия.
При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие на него коллектива усиливается.
Принцип параллельного действия применим уже на второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила его воспитательного воздействия еще значительные. На более высоких уровнях развития коллектива возрастает влияние актива и коллектива. Это не означает, что воспитатель полностью перестает прямо влиять на воспитанников.
Теперь он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия (субъектом воспитания). В сочинениях А. С. Макаренко находим многочисленные примеры успешного осуществления принципа параллельного действия. Например, он никогда сам не искал конкретных виновников нарушений, предоставляя коллективу право разбираться в их проступках, а сам лишь исподволь направлял действия актива.
А.С. Макаренко советовал пользоваться данным принципом очень осторожно, так как коллектив может наказать провинившихся очень сурово.
Большое значение А.С. Макаренко придавал стилю внутриколлективных отношений. Отличительными признаками сформированного коллектива он считал:
1) постоянную готовность воспитанников к действию;
2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
3) дружеское единение его членов;
4) ощущение защищенности каждого члена коллектива;
5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию;
6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.
Развитие детского коллектива (по Макаренко А.С.)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 146
Кировского района города Екатеринбурга
Этапы развития детского коллектива по А. С. Макаренко
учитель начальных классов
Шарапова Анастасия Александровна
1.1 Общая теория формирования коллектива в педагогической концепции А.С. Макаренко
1.2 Методы и принципы формирования детского коллектива по А.С. Макаренко
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
2.1 Основные задачи развития детского коллектива на каждом этапе
2.2 Подходы к определению стадий развития коллектива на современном этапе
Список использованн ой литературы
Актуальность темы заключается в том, что, во-первых, проблема развития детского коллектива имеет большое значение в современной педагогической науке, так как только в развитом коллективе возможно достижение результатов. Во-вторых, известные теории развития коллектива способствуют пониманию классического подхода, проверенного временем.
В-третьих, на основе классического подхода формируются современные теории развития коллектива, которые представляют собой интегрированные точки зрения, основанные на более эффективных позициях.
Основным источником и областью изучения детского коллектива, его становления и развития являются педагогические исследования. В частности, исследования педагога и писателя А.С. Макаренко, который разработал концепцию формирования коллектива, в связи с этим он исследовал мотивационную сферу личности в коллективе, механизмы формирования общественно-ценностных качеств.
В области педагогики и психологии существенный вклад в создание теоретических основ развития детского коллектива внесли исследователи: А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, Е.И. Рогов, В.Г. Ромек и др. Данная тема исследуется и в социологических теориях И.С. Кона. В области методологии развития коллектива разработаны теоретические концепции Е.В. Шороховой. Исследования групп внутри коллектива отражены в работах С.С. Степанова, Е.И. Рогова.
Теоретическая значимость заключается в сопоставительном анализе и соотнесении имеющихся подходов А.С. Макаренко, разработанных в процессе практической деятельности в Полтавской детской трудовой колонии, и новых подходов, представленных в рамках психолого-педагогических исследований.
Практическая значимость работы определяется тем, что основные выводы и рекомендации могут быть использованы в системе образования при организации новых детских коллективов, а также в процессе развития имеющихся коллективов, другими образовательными учреждениями.
Тема развития детского коллектива по А.С. Макаренко интересна тем, что мысли, высказанные педагогом и писателем в начале ХХ века актуальны в ХХI веке, многие идеи остаются яркими и достаточно применимыми сегодня.
Основная цель работы: анализ этапов развития коллектива по А.С. Макаренко и сопоставление их с современными психолого-педагогическими теориями.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
– показать процесс формирования детского коллектива в концепции А.С. Макаренко;
– охарактеризовать методы и принципы формирования детского коллектива в теории А.С. Макаренко;
– выявить подходы к определению стадий развития коллектива на современном этапе.
Данная работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающей в себя 13 наименований.
1. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Общая теория формирования коллектива в педагогической концепции А.С. Макаренко
Коллектив как специально организованное объединение детей формируется постепенно. Как правило, ни одно детское объединение изначально не проявляет существенных признаков, характерных для коллектива. Процесс формирования детского коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А. С. Макаренко выделяет несколько стадий.
Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. В это время коллектив выступает уже как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив теперь способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив становится инструментом целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного воспитанника. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.
Развитие коллектива на данной стадии связано с преодолением ряда противоречий 2 :
– между коллективом и отдельными воспитанниками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований;
– между общими и индивидуальными перспективами;
– между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в группе;
– между отдельными группами воспитанников с различными взглядами на жизнь и т.д.
В связи с этим в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, моменты движения вспять.
Развитие коллектива – это отнюдь не плавный процесс перехода от одного этапа к другому. Между этапами нет четких границ: возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. А.С. Макаренко отмечает, что даже «мальчишеский коллектив, поставленный в здоровые педагогические условия, может развиваться до совершенно непредвиденных высот» 2
В связи с этим некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения детского коллектива. На этих стадиях каждый воспитанник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования; выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
На всех стадиях развития возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции – устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
Таким образом, силу всякого коллектива составляет его сплочённость, которая может быть высокой, когда воспитанники тесно связаны друг с другом и совместно отвечают за достижение целей, стоящих перед ними и перед коллективом в целом, а поэтому делают всё для их успешного достижения. Сплочённость может быть и низкой, когда коллектив не получает даже чёткого организационного оформления, отсутствует общая цель, каждый действует сам по себе, демонстрируя индивидуальные результаты даже в ущерб другим. Сплочённость коллектива зависит от стадии его развития, от стадии зрелости. Таких стадий А.С. Макаренко выделяет три.
Методы и принципы формирования детского коллектива
А.С. Макаренко считал, что в практике педагогического управления детским коллективом необходимо соблюдать технологические правила:
1. разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией воспитанников. При отрицательном восприятии требований воспитателя надо немедленно изменить тактику, «искать другие пути; необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами воспитанники, и к этому их надо готовить» 2 ;
2. коллектив представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, развивается, крепнет, поэтому педагогическое руководство не может оставаться неизменным. Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, воспитатель по мере развития коллектива постепенно меняет тактику, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками;
3. высокой эффективности коллективного воспитания воспитатель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив других воспитателей, работающих в группе, включает коллектив в деятельность и сотрудничество с другими коллективами;
4. приоритет ценностей формирует воспитатель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у них и формирую прошлого. А.С. Макаренко отмечает: «Всё-таки основной задачей колонии является преодоление нездорового социально-нравственного опыта прошлого. Это достигается самым незамысловатым путём – путём организации прогрессирующей общины, с точным и открытым требованием, предъявленным к личности, с точной и открытой ответственностью. Несмотря, однако, на всю простоту этого принципа, успешность его проведения зависит от очень многих обстоятельств» 1 ;
5. коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.
Первичные детские коллективы могут быть организованы и по другим принципам, а именно: по производственному или по возрасту. Например, в коммуне Ф.Э. Дзержинского основным признаком организации первичного коллектива являлся признак производственный. При такой организации педагоги руководствовались следующими положениями 3 :
а) все воспитанники разделяются на отряды, которые являются отрядами на производстве;
б) величина отряда может колебаться от 7 до 15 человек. Больше 15 человек иметь в одном отряде нельзя. Как показал опыт, первичный коллектив, если он составлен из большого числа членов, слабо подчиняется руководству своего старшего, а старший не в состоянии охватить всех членов отряда;
в) если воспитанники работают на производстве в две смены, лучше составлять отряды сменные;
г) если группа станков незначительна, можно составлять отряды, включающие воспитанников первой и второй смены, но эта форма является менее удобной, так как в таком случае ребята одной смены не встречаются на производстве с ребятами другой смены;
д) если позволяют условия производства, желательно в некоторых случаях составлять сквозные отряды, то есть обслуживающие поток одних и тех же деталей от начала до конца;
е) каждый отряд должен быть расположен в отдельной спальне или в группе спален, находящихся рядом;
ж) в столовой отряды помещаются вместе.
Таким образом, единство и цельность детского коллектива, с позиции А.С. Макаренко, обеспечивается определёнными методами и принципами, основанными на чётком осознании групповых целей и единстве совпадения позиций и оценок членов коллектива или отряда по отношению к целям деятельности, наиболее значимым для группы в целом. Особенностью организации первичных коллективов являлся производственный принцип, так как процесс их формирования относился к становлению социализма начала ХХ века, когда для беспризорных детей и детей, потерявших родителей создавались сначала детские колонии, например, Полтавская трудовая колония им. М. горького, в которой работал А.С. Макаренко, а затем детские трудовые коммуны.
2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
2.1Основные задачи развития детского коллектива на каждом этапе
А.С. Макаренко подчеркивал, что движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Для руководителя и организатора детского коллектива очень важно определить, на каком этапе развития находится детский коллектив, так как от этого зависит и позиция педагога по отношению к детям, и задачи, которые он решает. В современной педагогике выделяют три основные этапа развития детского коллектива.
В работе с неблагополучными подростками, которые образуют группы детей около себя, нужно выяснить причину их негативного поведения. Возможно, у детей накопился отрицательный опыт общения с родителями, родственниками, воспитателями, педагогами, и они привыкли к тому, что взрослые их не понимают, и это определяет заранее их позицию по отношению ко всем педагогам. Для того, чтобы преодолеть возникающие конфликты между различными группами, необходимо организовывать совместную деятельность детей из разных групп, показывать все преимущества сотрудничества.
Особое внимание в это время педагог должен уделить аутсайдерам – ребятам, не входящим ни в одну из групп, замкнутым, не принимающим участие в жизни детского коллектива. Здесь целесообразно только индивидуальная работа, осторожное выяснение причин замкнутости и нежелания общаться со сверстниками, так как когда у ребят могут быть различные комплексы, сомнения, разочарования, то в этот период необходимо ненавязчивое внимание педагога, совет в косвенной форме, который может повлиять на ребенка. Очень важно отмечать все успехи таких ребят, чаще хвалить их, по возможности создавать «ситуацию успеха» для них.
На этом этапе педагог должен способствовать максимальному раскрытию потенциалов детского коллектива 3 :
– создавать оптимальные условия для совершенствования межличностных отношений;
– способствовать обогащению содержания коллективной деятельности, и в то же время создавать реальные возможности для успешной деятельности каждого;
– воспитывать в подростках чувство уверенности в своих силах, развивать их самостоятельность и ответственность;
– научить ребят ставить перед собой социально-значимые цели и достигать их, привить подросткам умения объективно оценивать себя, отстаивать свою точку зрения, научить ребят осмысливать свою деятельность, развить и обогатить социальные ориентации всего детского коллектива и каждого его члена.
Таким образом, в процессе развития детского коллектива лежат стадии или этапы его формирования. Каждый этап имеет свои задачи, которые способствуют постепенному изменению коллектива, его совершенствованию, с позиций взаимоотношений и достижения общей цели. В итоге для высокоразвитого сплочённого коллектива характерно наличие доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг другу, правильного отношения к руководителю или организатору детского коллектива, понимания его роли и взаимодействия с ним.
2.2 Подходы к определению стадий развития коллектива на современном этапе
В современный период развития педагогики сложились иные подходы к определению стадий развития коллектива, отличающиеся от теории А.С. Макаренко.
Так, например, подход, описанный в работах Л. И. Новикова, свидетельствует о том, что не только требования и дисциплина, но и другие средства могут выступать тем, что сплачивает детей. В своей педагогической работе Л.И.Новикова выделяет следующие стадии развития детского коллектива 2 : 1) стадию сплочения коллектива, 2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.
В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. Такое мнение свойственно работам авторов: Я. Л. Коломинского, А. В. Петровского, Л.И.Уманского, которые полагают, что с амое существенное качество группы – уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм – в группу-коллектив.
Под направленностью группы понимается социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм, т.е. идеологическая сфера группового сознания. Сущность организованности группы состоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению – групповой самоуправляемости. Групповая деятельность требует от каждой личности и группы в целом соответствующих знаний, умений и навыков – опыта групповой подготовленности.
Наиболее развёрнутая концепция развития коллектива принадлежит А.В. Петровскому. Он рассматривает группу как коллектив, состоящий из трёх страт (слоёв), где «в первом слое реализуются непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости. Во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности. В третьем слое как ядре группы развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровня развития группы, и следовательно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив» 2
Общие характеристики групповой жизнедеятельности изучены в отечественной психологии достаточно полно. Их можно представить следующим образом 3 :
В се общие качества, характеризуя уровень развития группы как коллектива, тесно связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через подструктуры двух первых блоков.
Внутри каждого блока и между блоками существуют многообразные функциональные взаимосвязи и взаимозависимости. Эти связи обусловливаются их местом в целостной структуре сфер жизнедеятельности группы, соединением в ней общественного и личного.
Таким образом, исследования дают основание считать уровни, предложенные современными учёными, этапами развития контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними представляет собой движущую силу развития конкретного детского коллектива в своеобразных внешних и внутренних условиях формирования.
Детский коллектив представляет собой важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективе, в общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.
Коллективизм представляет собой чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учении, труде, общественной работе; совместным участием детей в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед детьми перспектив, целей деятельности и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.
Комплексным показателем отношений в детском коллективе является совокупность взаимоотношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к другим членам коллектива, к руководителю коллектива. Процесс развитии коллектива также зависит от руководителя или педагога, от его отношений со членами коллектива, от применяемого им стиля.
Таким образом, процесс развития детского коллектива представляет собой организованную деятельность поэтапной совместной работы детского коллектива и руководителя для создания такой группы, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кон И.С. Ребёнок и общество. – М.: Академия, 2013. – 264 с.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. Очерк о работе Полтавской колонии им. М. Горького. Организация. – М.: Педагогика, 1983. – 330 с.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 7. – М.: Педагогика, 1986. – 440 с.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Наука, 2002. – 360 с.
Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Гардарики, 1998. – 366 с.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 460 с.
Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Владос, 2010. – 234 с.
Ромек В.Г. Основы поведенческой психотерапии. – Ростов-на-Дону: Юрги, 2008. – 248 с.
Степанов С.С. Психология в лицах. – М.: Эксмо-Пресс, 2011. – 372 с.
Сущенко С.А. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 345 с.
Ума нский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1980. – 260 с.
Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Просвещение, 1975. – 340 с.
Развитие детского коллектива / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=27793
1 Макаренко А.С. Педагогические сочинения восьми томах. Т. 7. Больше коллективности. – М., 1986. – С. 26.
1 Макаренко А.С. Педагогические сочинения восьми томах. Т. 7. Художественная литература о воспитании детей. – М., 1986. – С. 39.
1 Макаренко А.С. Указан. сочинение. – М., 1986. – С. 41.
1 Макаренко А.С. Педагогические сочинения в восьми томах. Т. 1. Очерк о работе Полтавской колонии им. М. Горького. Организация. – М., 1983. – С. 49.
1 Макаренко А.С. Указан. соч. Т. 7. Художественная литература о воспитании детей. – М., 1986. – С. 41.
1 Макаренко А.С. Указан. соч. Т. 7. Записки педагога. – М., 1986. – С. 202.
1 Макаренко А.С. Указан. соч. Т.1. О воспитании. – М., 1983. – С. 12.
2 Макаренко А.С. Указан. соч. Т.1. Методика организации воспитательного процесса. – М., 1983. – С. 269.
1 Макаренко А.С. Указан. соч. Т. 1. Педагоги пожимают плечами. – М., 1983. – С. 140.
2 Макаренко А.С. Указан. соч. Т. 1. Опыт образовательной работы в Полтавской трудовой колонии им. Горького. – М., 1983. – С. 18.
1 Макаренко А.С. Указан. соч. Т. 1. Опыт образовательной работы в Полтавской трудовой колонии им. Горького. – М., 1983. – С. 19.
2 Макаренко А.С. Указан. соч. Т. 7. Художественная литература о воспитании детей. – М.,1986. – С. 29.
1 Макаренко А.С. Указан. соч. Т. 7. Педагогический принцип. – М., 1986. – С. 97.
2 Макаренко А.С. Указан. соч. Т. 1. Методика организации воспитательного процесса. – М., 1983. – С. 267.
1 Макаренко А.С. Указан. соч. Т. 1. Методика организации воспитательного процесса. – М., 1983. – С. 268.
1 Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2002. – С.9.
1 Ромек В.Г. Основы поведенческой психологии. – Ростов-на-Дону, 2008. –С. 112.
2 Макаренко А.С. Указан. соч. Т. 1. Опыт методики работы детской трудовой колонии. – М., 1983. – С. 166.
3 Сущенко С.А. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 2006. – С. 234.
1 Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975. – С. 146.
2 Степанов С.С. Психология в лицах. – М., 2011. – С. 122.
1 Кон И.С. Ребёнок и общество. – М., 2013. – С. 115.
3 Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М., 2010. – С. 101.
1 Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 1998. – С. 99.
1 Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982. – С. 117.
1 Макаренко А.С. Указан. соч. Т. 7. О книге для родителей. – М., 1986. – С. 150.
2 Макаренко А.С. указан. соч. Т. 1. Методика организации воспитательного процесса. – М., 1983. – С. 318.
1 Макаренко А.С. указан. соч. Т. 1. Методика организации воспитательного процесса. – М., 1983. – С. 318.
2 Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982. – С. 119.
3 Сущенко С.А. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 2006. – С. 239.