укажите какие проекты представлены в качестве примеров успешных практик волонтерства
Укажите какие проекты представлены в качестве примеров успешных практик волонтерства
На основе обобщения и анализа зарубежного и отечественного опыта можно выделить четыре базовых типа волонтерских проектов:
Следует особо подчеркнуть, что каждый из указанных выше типов, как правило, имеет комплексный характер, то есть интегрирует ряд специализированных направлений, обеспечивающих целостное переосмысление и решение проблемы (например, решение проблемы бездомных детей предполагает: а) их социально-бытовую защиту; б) их правовую защиту; в) психологическую помощь и образовательное содействие). Поэтому основополагающим критерием классификации проектов целесообразно считать их распределение с точки зрения доминирующей функции – характера решаемой социальной задачи.
С точки зрения доминирующей социальной функции:
Гуманитарные проекты
Гуманитарные проекты, как уже выше говорилось, направлены на помощь социально незащищенным группам населения: пожилые люди, инвалиды, дети-сироты и другие.
Одним из таких проектов является Help the Aged (Помощь пожилым). Реализует его некоммерческая, негосударственная, нерелигиозная, благотворительная организация «Help the Aged (Помощь пожилым)», созданная в Канаде в 1975г. Свою миссию участники определяют так: «повышение уровня жизни пожилых людей, обеспечение их независимости и предоставление услуг, разработка программ для облегчения их страданий, излечения болезней и устранение бедности». Проект является межнациональным, реализуется в Канаде и еще 10 странах мира и направлен на повышение уровня жизни пожилых людей, имеющих проблемы со зрением, оказание медицинской помощи, социальную адаптацию, обеспечение едой и одеждой и т.п. Технология реализации включает:
– проведение различных презентаций в организациях, компаниях, фондах, публикации в СМИ с целью фандрайзинга и привлечения волонтеров;
– проект «Дом Святого Кристофера на колёсах», т.е. специальный автобус, с которого волонтёры раздают бесплатно пищу нуждающимся;
– специальная клиника для малоимущих пожилых людей.
Похожий отечественный проект «Старость в радость». Группа волонтеров оказывает помощь инвалидам и пожилым людям, живущим в домах престарелых. По определению самих участников их цель – дать почувствовать людям, живущим в домах инвалидов, ветеранов, домах престарелых, что они не одинокие, не брошенные, не забытые всеми, что они кому-то нужны. Проект является национальным и реализуется в ряде областей Российской Федерации (Московской, Тульской, Тверской, Новгородской, Нижегородской, Псковской, Брянской, Калужской, Свердловской). Технологиями реализации являются: улучшение условий жизни пожилых людей, обеспечение средствами ухода, одеждой, инвалидными колясками и т.п., но спецификой этого проекта является переписка со стариками, живущими в доме престарелых («дистанционные внуки»). На сегодняшний день деятельность участников охватывает 24 дома престарелых.
Эффективность современных гуманитарных проектов определяется рядом следующих факторов.
Во-первых, долгосрочным и адресным характером предоставляемой помощи. Часто фактором работы волонтера является непосредственное содействие конкретному человеку (схема «наставник – опекаемый»). Такая модель взаимодействия позволяет перевести заинтересованность волонтера в персонально-прикладной ракурс (через призму личностного развития и судьбы отдельного опекаемого человека), сформировать устойчивую эмоциональную взаимосвязь волонтера-наставника и опекаемого.
Во-вторых, сбалансированным и стимулирующим характером предлагаемой помощи. В этом случае волонтерская деятельность должна не только учитывать материальные потребности опекаемых (например, место для жилья, продовольствие, медицинская помощь), но и создавать стимулирующий психологический фон (перспективы для нуждающегося в помощи человека преодолеть сложную жизненную ситуацию, самостоятельно решать собственные жизненные проблемы).
В-третьих, акцентом на психологическую реабилитацию потребителей волонтерской помощи. В основе данного направления лежат принципы:
– взаимного доверия волонтера и человека, получающего содействие;
– системной консультационно-психологической деятельности как важного направления – контекста проведения гуманитарных акций. Данный принцип особенно важен в сложных психологических ситуациях (дети-инвалиды, страдающие болезнями пожилые люди);
– адаптационной деятельности, которая направлена на максимальное нивелирование различий между «обычными» людьми и теми, кто в силу ряда причин (инвалидность, возрастные особенности) ограничен в социальной активности. В этих случаях, отдельная важная задача, решаемая волонтерами, – обеспечить социально-психологическую адаптацию таких категорий людей, в полной мере раскрыть их творческие способности и социальные возможности (тематическое общение и расширение горизонтов социального взаимодействия, участие в культурно-массовых мероприятиях, помощь другим с их стороны).
Социально-культурные проекты
Два проекта, выбранных нами для примера, объединяет их направленность на сохранение (или воссоздание) исторических памятников в широком смысле этого слова.
Исторический проект под названием Historical Interpretation Volunteers направлен на привлечение волонтеров с целью воссоздать действительность 18 века на базе Национального Исторического парка «Долина Forge» в штате Пенсильвания. Привлечение волонтеров проводится через взаимодействие с общественными организациями, проектами и сообществами (в первую очередь с молодежными), а также путем взаимодействия со школами, колледжами и университетами (объявления на Интернет-форумах университетов). Волонтеры, работающие в парке, имеют возможность участвовать в реконструкции военных событий Американской революции. Помимо этого, важная роль отводится научно-исследовательской работе – волонтеры могут принимать участие в археологических раскопках. Реализация проекта осуществляется при поддержке Департамента сохранения культурных и природных памятников.
Девиз проекта Historical Interpretation Volunteers звучит так – «прикоснись к живой истории». Это созвучно с идеей другого, отечественного проекта «Доброхоты» – «узнавая памятники – узнаёшь себя».
Доброхотское движение было основано в начале 50-х годов ХХ века в музее-заповеднике «Михайловское». В течение сезона в заповедник приезжают до полусотни отрядов, общей численностью до полутора тысяч человек. Доброхоты оказывают хозяйственную помощь Пушкинскому Заповеднику. Кроме этого, они активно участвуют во всех музейных мероприятиях, ставят спектакли, дают концерты, устраивают фольклорные и усадебные праздники, занимаются научно-исследовательской работой. Привлечение волонтеров идет через взаимодействие с общественными организациями, а также путем взаимодействия со школами, лицеями и университетами.
Таким образом, можно говорить о том, что участие в социально-культурных проектах позволяет:
Эффективность современных социально-культурных (просветительских) проектов определяется рядом следующих факторов.
Во-первых, актуальностью рассматриваемой социокультурной проблемы именно для молодежи. Обращаясь к поиску добровольцев, организация должна четко представлять два момента:
1. Насколько данная проблема является выраженной в референтной молодежной среде (конкретный населенный пункт, школа, ВУЗ и т.д.)? Действительно ли её решение может быть обеспечено через использование волонтерского ресурса? Каким должно быть количество, навыки, интеллектуальный и творческий уровень волонтеров, задействованных в процессе решения данной социальной проблемы?
2. Как сама молодежь оценивает социокультурную проблему. Нередко серьезным препятствием для запуска волонтерского проекта является тот факт, что молодежь слабо осознает проблемный характер сложившейся социальной ситуации.
Во-вторых, эффективностью презентации проблемной ситуации, в том числе, через выстраивание её взаимосвязи с повседневностью «потенциального волонтера». Этот фактор особенно важен для исторического направления. Историко-поисковая деятельность, организация исторических экскурсий, мониторинг состояния памятников национальной культуры – сферы, требующие четкого осознания молодыми волонтерами взаимосвязи истории и современности, понимания ими важности собственной деятельности именно с точки зрения «дня сегодняшнего». В связи с этим необходимо подчеркнуть, что системообразующим элементом рекрутинга и организации эффективно функционирующего социально-культурного проекта является доступность языка изложения проблемной ситуации для молодежи.
В-третьих, существенным диапазоном творческих новаций в рамках проект (возможность волонтеров предлагать и реализовывать собственные механизмы решения проблем: новые формы пропаганды, новые поисковые маршруты, программы проведения конференций и фестивалей и т.д.).
В-четвертых, постоянным ощущением волонтерами собственной социальной полезности. Нередко эффект от реализации социально-культурных проектов не может быть иллюстрирован в «человеческом измерении» (позитивные изменения в жизни конкретной личности) и опосредованно выражается. В связи с этим, одним из фундаментальных оснований успешной реализации социально-культурного проекта является как постоянная наглядная демонстрация позитивной статистической динамики (какому именно числу людей помог проект), так и поддержание престижного характера деятельности молодого добровольца. В этом случае необходимым условием является высокий социальный статус волонтера: признание обществом того факта, что социально-культурная деятельность – важнейшее направление, в рамках которого происходит решение ключевых социокультурных задач через механизм предупреждения антисоциальных девиаций и моделирование позитивного поведения.
В-пятых, активным использованием образовательного пространства для формирования позитивных социокультурных моделей поведения. В данном контексте школы и ВУЗы выступают как площадки волонтерской активности, позволяющие транслировать актуальную социальную информацию подросткам и молодежи, выстраивать процесс диалога по наиболее значимым проблемам конкретного локального сообщества (школа, район, город).
Информационно-консультативные проекты
Одна из целей создания информационных волонтерских проектов – создать условия для координации волонтерских организаций и потребителей их услуг.
Например, проект L`acse – национальное агентство социального единства и равных возможностей во Франции. Его цель – помочь отдельному человеку или группе лиц найти добровольную работу у себя в регионе. Участники привлекаются за счет возможности работать во Франции и предоставление работы студентам. Проект существует за счет государственной поддержки, грантов, частных инвестиций.
В нашей стране существуют аналогичные проекты, например «Доброволецъ – информационный портал о волонтерах и для волонтеров». Его задача информировать опытных добровольцев и новичков, всех заинтересованных в разнообразных добровольческих инициативах. Основная цель портала «Доброволецъ» – создать удобный Интернет-портал, на котором публикуются собранные воедино анонсы благотворительных мероприятий, а также необходимая для потенциального волонтера информация (контакты социальных служб, опыт добровольцев и т.п.); осуществляется рассылка с программой благотворительных мероприятий; привлекается внимание к проекту через дружественные СМИ. Реализуется проект при поддержке Благотворительного совета г. Москвы.
Эффективность современных информационно-консультационных волонтерских проектов определяется рядом следующих факторов.
Во-первых, профессионализмом добровольных консультантов, их ориентированностью на системную работу в рамках конкретного спектра проблем (психологические, правовые, педагогические и т.д.).
Во-вторых, уровнем социальной узнаваемости информационно-консультационной организации.
В-третьих, скоростью обновления информации, используемой волонтерами. Очевидно, что в современных условиях необходимо максимально оперативно реагировать на инновации, связанные с решением вопросов, по которым осуществляется информирование и консультирование (например, регулярное обновление on-line-библиотек, отслеживание изменений в национальном миграционном законодательстве, внедрения новых форматов тренингов, методов коррекционной педагогики и т.д.).
В-четвертых, доступностью информационного поля, в рамках которого происходит преимущественное позиционирование организации. Этот фактор является крайне актуальным для сети Интернет. Нередко, заинтересованные социальные группы (потенциальные «клиенты» организации) ограничены в доступе к Сети и навыках поиска в ней необходимой информации (Например, вынужденные переселенцы, подростки, подвергающиеся насилию в семье).
В-пятых, долгосрочным характером оказываемых консультационных услуг, как профессиональной, так и личностно-эмоциональной заинтересованностью добровольного консультанта в конечном позитивном результате работы.
Экологические проекты
На сегодняшний день в мире существует большое число экологических проектов. Рассмотрим три из них.
Первый проект под названием «Добровольцы в парках» (Freiwillige in Parks), Германия. Организатором проекта является Европарк в Германии (EUROPARC Deutschland). Его цель – привлечь добровольных помощников для работы на особо охраняемых природных территориях, в заповедниках и национальных парках. Проект реализуется через практическую охрану видов и защиту биотопа; естественнонаучное наблюдение, работу с общественностью: экологическое образование, сопровождение экскурсий, обслуживания информационных центров для посетителей заповедника, планирование и проведение программ для детских групп и молодежных групп, техническое обслуживание биостанций и кемпингов, туристских троп.
Участники привлекаются в проект через специальные обучающие семинары в школах, мастер-классы и возможность профессионального самосовершенствования.
Волонтерский центр «Бурундук» (Москва) осуществляет международные и национальные проекты уже на протяжении пяти лет. Практически все их проекты проходят на территории заповедников, заказников, национальных и природных парков. Цель – оказать практическую помощь сотрудникам заповедников в самых разнообразных ее проявлениях: уход за растениями, благоустройство территории и многое другое. Привлечение волонтеров происходит через сеть Интернет, через взаимодействие с эколого-просветительским центром «Заповедники».
Эффективность современных экологических волонтерских проектов определяется рядом следующих факторов.
Во-первых, специальными профессиональными навыками организаторов волонтерского движения в экологической сфере. (Какие именно природоохранные мероприятия проводить? Каким должно быть их ресурсное и технологическое обеспечение?)
Во-вторых, спецификой информационного позиционирования. В данном контексте, стремясь заинтересовать молодежь экологической проблематикой, необходимо подчеркивать, что активность в этой сфере – не социальная мода (в силу того, что об экологии и проблемах окружающей среды говорят многие западные политические и общественные организации), а необходимое условие социального комфорта и стабильного развития общества.
3 примера доступного волонтерства
Волонтерство доступно каждому вне зависимости от возраста и сферы деятельности.
Существует мнение, что волонтерами чаще становятся молодые люди. В этом есть доля правды, притом большая. Своя ассоциация добровольцев или клуб волонтеров есть почти в каждом вузе.
Помогают ветеранам и болеющим детям, кормят бездомных, убирают мусор, а также учат грамоте в российской глубинке и за рубежом самые обычные люди, такие как мы с вами. Для этого вовсе не обязательно учиться в университете, быть юным или, например, богатым, достаточно толики неравнодушия и желания творить добро.
ЛаЛаЛань выбрала три любопытных и простых в реализации инициативы, о которых и хотела бы рассказать своим читателям. Каждую из них можно легко повторить, а потому описанный опыт может вдохновить кого-то еще.
1. Угостить выпечкой — и помочь больным лейкемией
BakeDay — благотворительная акция от студентов 11 новосибирских вузов, которая проходила в 2015 и 2016 годах.
В рамках «Дня выпечки» все желающие приносят самостоятельно приготовленные блюда. Помимо стандартных булочек и пирожков, студенты готовят киши, осетинские пироги, бисквиты из шпината или с малиновым муссом, чизкейки, трайфлы «Красный бархат», капкейки и маффины — все, чтобы привлечь неравнодушных покупателей.
Выпечка продается по себестоимости. Цены начинаются от 15 рублей — но любой желающий может заплатить больше. Все средства идут на благотворительность: например, в 2016 году участники акции собирали деньги для Новосибирского гематологического центра, специализирующегося на лечении лейкемии.
Чтобы внести свой вклад, достаточно было заранее уведомить организаторов и прийти в запланированный день с готовой выпечкой. В последнем BakeDay приняли участие более 70 тыс. студентов. В результате за день акции организаторам удалось собрать 161 747 рублей. На эти средства был приобретен необходимый для гематологического центра немецкий инфузомат — инфузионный насос для интенсивной терапии и анестезии, а также мелкая бытовая техника для сотрудников и пациентов: несколько микроволновых печей, чайников и утюгов.
2. Написать диктант — и помочь лесу
С 2018 года организаторы Тотального диктанта (а ведь и сам Диктант — тоже добровольческая инициатива!) высаживают аллею из 33 деревьев.
По словам организаторов акции, ежегодно для диктанта печатаются около 250 тыс. бланков, что примерно соответствует 30 деревьям. Поэтому высадка аллеи — это своеобразная компенсация природе за нанесенный вред.
Кроме того, акция обладает и особым символизмом. 33 дерева соответствуют 33 буквам русского алфавита. Чтобы поддержать эту связь, рядом с каждым деревом установлена табличка с историей буквы.
Первая аллея была высажена в Челябинске на территории ботанического сада ЧелГУ. Вторая располагается в Санкт-Петербурге в РГПУ имени А. И. Герцена. Третья появилась в этом году в Ясной Поляне, в музее-усадьбе Л. Н. Толстого в Тульской области.
Для каждой аллеи подбирается свой вид деревьев: в Челябинске посажены лиственницы и можжевельники, в Санкт-Петербурге — липы, в Ясной Поляне — яблони. Так деревья будут расти в комфортных для себя климатических и экологических условиях.
3. Покрасить забор — и помочь городу
«Том Сойер Фест» — проект, участники которого бесплатно восстанавливают старинные дома. Проект был придуман и запущен в Самаре в 2015 году. За пять лет работы он вырос настолько, что сейчас проводится уже в 54 городах.
Принять участие может каждый. Волонтеры «Том Сойер Феста» восстанавливают исторические здания в городах и сёлах: делают косметический ремонт фасадов, перекладывают прохудившиеся крыши и прогнившие ступени, красят заборы, реставрируют резные наличники на окнах и спасают узоры, свисающие с карнизов.
Проект занимается старинными домами, которые являются важными элементами городской среды, однако, к сожалению, не охраняются местными властями. Официально такие здания недостаточно старые или значимые — они не считаются «памятниками», поэтому государство за них не несет ответственности.
Такие дома с историческим прошлым находятся в собственности у простых людей, очень часто у пенсионеров. Этими зданиями и занимаются волонтеры «Том Сойер Феста» с помощью спонсоров, которые предоставляют материалы, оборудование, расходники: краски, эмали, кисти.
Кроме того, организаторам проекта помогают профессиональные архитекторы и реставраторы: они советуют тип и цвет краски для сохранения цельного облика города, помогают определиться с этапами и спецификой восстановительных работ.
Помогать людям и миру совсем не сложно. Для этого вовсе не обязательно тратить много времени или денег, получать особые навыки и изучать необходимые языки для взаимодействия с людьми из других стран.
Иногда чтобы делать добро, достаточно просто испечь торт или покрасить забор. И это тоже помощь, это тоже важно и ценно.
Проекты в сфере добровольчества и волонтёрства
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальный этап XX Всероссийской акции « Я – гражданин России»
Городской округ Серебряные Пруды
Номинация : Проекты в сфере добровольчества и волонтёрства
Наименование ОУ «МОУ « Дмитриевская основная общеобразовательная школа»
Проект «Добрые крышечки»
Курбанова Камилла,7 класс
Учитель начальных классов,
Телефон: +7 903 275-94-95,
В современном мире произошел раскол в обществе – появились богатые и бедные люди, обеспеченные и остро нуждающиеся. Самыми не защищенными слоями населения стали пожилые люди, дети, малоимущие, инвалиды, многодетные. Экономический кризис изменил мировоззрение людей, особенно подростков.
Проект создает условия для проявления лучших человеческих качеств Российского гражданина, показывает, что проявлять заботу о другом человеке можно без материальных средств, а привычный «мусор» является ценным и нужным ресурсом.
В конечном итоге, проявление милосердия может привести к желанию помочь другим людям.
1. Формирование милосердия, толерантности, сострадания.
2. Развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение проблемных ситуаций.
3.Привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач.
1. Вовлечение учащихся и родителей в социальный проект, создание условий для реализации творческих инициатив.
2. Оказание моральной и материальной помощи детям-инвалидам
3. Дорого. Стоимость килограмма крышечек выше, чем стоимость других видов сырья. Например, килограмм крышечек переработчик оценивает в 26 рублей, килограмм непрессованных бутылок в 15 рублей, килограмм макулатуры в 6 руб, килограмм стекла в 4 рубля.
4. Ярко. Ёмкость с разноцветными яркими крышечками выглядит привлекательно, вызывает интерес.
5.Компактно. Крышечки не требуют прессовки. Их удобно собирать и перевозить. Например, одна не прессованная бутылка займет место более 50 крышечек! Более десятка крышечек можно разместить в кармане!
6. Увлекательно. Собирать разноцветные крышечки увлекательно детям и взрослым любого возраста
Каждый раз мы с азартом опускаем новые крышечки в бутылку и с нетерпением ждём, когда она полностью заполниться!
7. Познавательно. Начиная собирать крышечки, участники расширяют свои границы сознания и узнают много нового: о видах пластика, о процессе переработки, экологии.
8. Творчески. Самые обычные пластиковые крышечки могут служить универсальным материалом с безграничными возможностями для творчества.
Что с нами произошло за время акции? Каждый из нас поразился тому, сколько в реальности крышечек мы выбрасываем. Если еще и представить, какое количество бутылок от этих крышечек мы относим на мусорку, а оттуда они попадают в землю и не разлагаются там десятками лет… Если честно, то ребята нашей школы стали собирать и крышки, брошенные на улицах, сортировали, мыли их. Развернулось целое соревнование, кто больше принесёт крышечек.
Все хотят, чтобы мир, в котором мы живем, становился лучше. Улучшение состояния окружающей среды, помощь ближним – желание каждого из нас, и каждому по силам принять в этом непосредственное участие.
Стать участником проекта «Добрые крышечки» может любой человек. Для этого нужно всего лишь собрать крышки от пластиковых бутылок и сдать их в ближайший пункт приема. Собранные крышки будут сдаваться на переработку, а средства, полученные от сдачи, поступят в фонд помощи больным детям.
Сбор крышек может стать доброй традицией вашей семьи, ведь так просто собирать небольшие капельки добра всей семьей, а раз в месяц приносить их в пункт приема. Подобные акции проводятся уже во многих городах России. Опыт и первый вдохновляющий пример подала Испания.
Сегодня мы твердо придерживаемся мнения, что человеку с ограниченными возможностями здоровья необходимо оказывать помощь не только в делах обыденной жизни, но также помогать ему преодолевать его чувство одиночества и тоски. От отношения общества к инвалидам в определенной степени будет зависеть способность людей к состраданию, проявлению милосердия, доброты к людям.
Сбор вторсырья и других ненужных человеку вещей на благотворительные цели – простая и привлекательная идея, которая к тому же позволяет расширить круг людей, участвующих в благотворительности:
Простота и минимум усилий – например, просто не выбросить крышку в урну, а кинуть ее в специально отведенное место; продвижение идеи, что «Каждая мелочь может помочь»;
Чудесное преображение мелкого и ненужного в мощный результат на выходе – помощь нуждающимся людям и пр.;
Вовлечение детей – воспитательный эффект, приобщение к благотворительности
Массовость и демократичность – возможность вовлечения широкого круга людей, вне зависимости от их пола, возраста и пр.;
Минимум издержек – обычно мусор ничего не стоит, но важный посыл для продвижения идеи благотворительности – «Помогать можно не только деньгами»;
Выгода и рациональность – избавление от лишнего хлама.
Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность. Великий французский писатель Антуан Де Сент сказал: «Улыбка объединяет». Поэтому давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Пусть наши мысли и чувства будут едины в обсуждении очень серьезных вопросов, о которых мы сегодня говорим. Доброта. Добро.
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Добро можно передавать из рук в руки, от человека к человеку, и тогда оно обязательно вернется к тебе вновь, ведь нас на земном шаре не так уж и много, всего каких-то семь миллиардов.
Кукушкина Л. Выбор за тобой // Социальная работа, 20 15г
Федосеева О. А. Волонтерское движение «Школа добра». Уроки доброты // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 200-202. —