укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики

Социальная диагностика: цель, этапы и способы проведения

укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики фото. укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики фото. укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики фото. укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики фото. укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики фото. укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики фото. укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка укажите какие процедурные этапы выделяют в технологии социальной диагностики. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Социальная диагностика – интегративная технология, которая вклю­чает совокупность методов, приемов и предполагает спо­собность специалиста по социальной работе распознавать лично­стные ресурсы клиентов, резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успе­хов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах (профессиональном, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных си­туаций.

Потенциал социального окружения клиента способствуем формированию волевых качеств, активной жизненной позиции и обеспечивает социальное признание. Таким образом, социальная диагностика изучает деятельность и поведение клиента в повседневной жизни и выявляет изменения в ней во время оказания социальной помощи.

Цель социальной диагностики – выявить и обосновать особенности развития трудной жизненной ситуации клиента. Следовательно, предметом изучения социальной диагностикой являются особенности развития труд­ной жизненной ситуации.

Структура социальной диагностики включает в себя:

— поиск и выбор научных методов, обосновывающих правильность полученной информации;

— исследование трудной жизненной ситуации клиента;

— анализ результатов исследования и формулирование обоснованного заключения о предмете рассмотрения.

Особенностью социальной диагностики является исследование трудной жизненной ситуации клиента, которая всегда уникальна, неповторима, поэтому в практике чаще всего встречаются технологии эмпирического наблюдения, анализ единичных данных о клиенте и его семье.

Социальная диагностика проводится с помощью следующих этапов:

1. Ознакомительный этап. На первичном приеме специалист по социальной работе с помощью клиента выявляет субъективные и возможно объективные факторы его трудной жизненной ситуации.

2. Этап разработки критериев и показателей, содержанием которых является позитивная динамика разрешения проблемы клиента.

3. Этап подбора дополнительных методов социальной диагностики, способствующих исследованию восприятия социальной ситуации клиента ближайшим его окружением.

4. Этап анализа результатов социальной диагностики.

5. Этап постановки социального диагноза и определение социально-реабилитационного прогноза. Специалист по социальной работе делает заключение о причинах жизненного затруднения клиента, выделяет главную проблему, которая может быть разрешена незамедлительно, выявляет имеющиеся способности клиента, на основании их будут разрабатываться для него реабилитационные мероприятия.

К методам социальной диагностики можно отнести: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, биографический метод, социометрию, мониторинг, методы тестирования. Степень развитости эмоциональных связей в семье и наличие социального признания могут быть исследованы с помощью ряда методик: методика РАRI (создана американскими психологами Е. С. Шефер и Р. К. Белл; адаптирована Т. В. Нищерет), проективная методика Р. Жиля и др. Более обстоятельно с содержанием приведенных выше диагностических методов можно познакомиться в учебном пособии Практическая психодиагностика. Методика и тесты. – Самара, 1998. Информация о причинах возникновения трудной жизненной ситуации может быть получена, как отмечает А.А. Чернецкая с помощью историко-генетических и структурно-функциональных методов.

Историко-генетические методы – определяют время, истоки и причины зарождения проблемы клиента, возможность наследственной обусловленности патологии. Исследование специалист по социальной работе осуществляет на основании документов и фактических источников.

Структурно-функциональные методы – обеспечивают получение данных о текущем состоянии проблемы. С помощью данной группы методов происходит изучение социальной сети личности, окружения и функционирования личности в социальном окружении; исследование внутренней структуры самой личности, рассогласование или согласование социальных ролей.

Источник

— весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований, принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае нельзя использовать во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Требует, чтобы исследования резюмировались на основе научно обоснованных, объективных данных и никак

не зависели от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

Практически социальная диагностика используется в самых разных областях жизни и деятельности людей. Специалист социальной работы выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в решении социальных проблем, коррекцией и реабилитацией, формами и методами терапевтического воздействия и т. д. Но чаще всего в деятельности социального работника диагностика выступает как исходная, вполне самостоятельная сфера деятельности. С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.

При проведении диагностических обследований определенная технология освобождает исследователя от субъективистского подхода, отражает уровень компетентности специалиста и адекватно выражает конкретную социальную ситуацию.

Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

— определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

— описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

— ранжирование специфических свойств клиента.

В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:

— ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;

— измерение и анализ показателей;

— формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.

Разработка диагноза указывает на специфическую профессиональную среду деятельности социального работника, связанную с практической постановкой социального диагноза. Здесь решаются не только теоретические, но и сугубо практические вопросы, относящиеся к ориентации в профессиональной подготовке кадров. Они включают в себя:

— определение профессиональных требований, предъявляемых к социальному работнику как диагносту;

— установление перечня знаний, умений, нравственных качеств и навыков, которыми он должен обладать, для того чтобы успешно справляться со своей работой;

— выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что социальный работник действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом диагностики;

— разработка программ, средств и методов практической подготовки социального работника в области диагностики, а также оценки его компетентности в этой области;

— поиск взаимопонимания между практическим работником и клиентом должен носить двусторонний характер, клиент имеет право и обязан активно участвовать в этом процессе.

Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в области социальной диагностики, социальный работник должен хорошо овладеть как научными, так и практическими основами диагностики. Знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания и научного обоснования не гарантируют высокого уровня профессионализма в этой области.

Основой применения любой диагностической технологии является знание теории, на которую она опирается. Без этого специалист может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов исследования. Так, например, в контексте бихевиористской, когнитивной, гештальттерапии и других психологических теорий и направлений предполагаются различные варианты и модели технологии диагностики в социальной работе.

Или, например, экспертная оценка в рамках бихевиористского подхода требует использования многих источников информации, включая непосредственное наблюдение индивида, его окружения. Возможно также моделирование реальных условий жизни. Могут использоваться психологические аспекты самоконтроля и самоотчета, в которых формируется цепочка форм поведения, чувств, мыслей, проблем и желаний.

Технологически с бихевиористских позиций экспертная оценка включает следующие этапы: 1) формулирование цели решения имеющихся проблем; 2) сбор и систематизацию информации о формах поведения и результатах; 3) изучение ресурсов личности и среды, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей; 4) поиск дополнительных источников информации, общение с другими людьми, которых желательно вовлечь в работу, и план их вовлечения;

5) определение методов воздействия для достижения желаемых результатов; 6) выбор критериев прогресса для оценки результатов; 7) выявление помех и препятствий и разработка плана их преодоления.

Диагностические методы, которые находят практическое применение в деятельности социального работника, требуют специального рассмотрения.

Источник

Этапы и уровни социальной диагностики

Разработка диагноза определяет профессиональную среду деятельности социального работника, связанную с практической постановкой социального диагноза. Для того чтобы провести социальный диагноз в технологии социальной диагностики, выделяют ряд процедурных этапов:

— ознакомление с клиентом;

— выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации;

— выбор основных показателей или критериев;

— измерение и анализ показателей;

— формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.

Уровни социальной диагностики можно разделить в соответствии как с решаемыми на этих уровнях задачами, используемыми средствами и методами, так и с организационно-управленческой структурой страны.

Так, обще-социальный уровень социальной диагностики эквивалентен в России федеральному уровню государственной власти; на этом уровне изучается состояние всего общества или его больших социально-демографических групп: детей, пожилых людей, женщин, мужчин, молодёжи. Этим занимаются как государственные, так и негосударственные, независимые научно-исследовательские учреждения академической и прикладной направленности; институты, фонды, научные центры, которые могут решать как чисто научные, так и прикладные задачи.

Кроме этого, существует так называемая ведомственная научно-исследовательская система – специальные подразделения, аналитические службы при аппарате Президента, Правительства РФ, в соответствующих министерствах. Инструментарий таких исследований преимущественно социологический, экономический, демографический.

Могут использоваться весьма масштабные методы (всеобщие переписи населения, всероссийские моʜᴎᴛоринги социально-экономического положения семьи). Надо признать, что процедуры такого сбора информации довольно дорогостоящи и режим реального времени в них соблюсти невозможно.

Можно отметить также региональный уровень организации социальной диагностики, которая проводится как силами научных подразделений в субъектах Федерации, так и соответствующими службами при администрациях субъектов Федерации. Если организации федерального уровня подробно исследуют какой-либо конкретный регион, имеется совмещение методов и задач двух уровней. При социальной диагностике регионального уровня используют результаты всероссийских исследований применительно к соответствующей территории. Подобный анализ необходим на региональном уровне не только для того, чтобы знать состояние и динамику процессов социального функционирования в том или ином регионе и на её основе рекомендовать различные изменения, но и для практических организационных мер.

Адресная социальная помощь малоимущим слоям населения основана на конкретных социальных показателях стоимости жизни, прожиточного минимума, средней заработной платы, средней пенсии, которые значительно различаются на разных территориях. Известные различия характера и насыщенности территориальных социальных исследований могут быть объяснены различными причинами.

Во-первых, невысокий интерес к ним можно объяснить тем, что социальное самочувствие населения территории не является социальной проблемой, т.е. не вызывает беспокойства у общественности и органов, принимающих решения.

Во-вторых, наличие или отсутствие в регионе научных или учебных заведений, имеющих кадры квалифицированных социологов, социальных психологов, экономистов, статистов, демографов, в значительной степени влияет на уровень развитости прикладных социальных исследований.

Полученная информация не просто принимается к сведению, а служит основой для принятия мер, направленных на полное или частичное устранение существующей трудности.

Наконец, наиболее тесное взаимодействие с клиентами, наиболее всестороннее изучение социального функционирования на локальном и индивидуальном уровне предполагает проведение социальной диагностики, осуществляемой непосредственно специалистами в учреждениях социального обслуживания населения. На уровне непосредственной социальной работы с клиентом функции социальной диагностики несколько изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения.

Обеспечение социальной политики на местном, региональном или, тем более, федеральном уровне также входит в компетенцию социального работника, однако отнюдь не в первую очередь. На более высоких уровнях социальная диагностика может быть отдельной отраслью деятельности, осуществляемой специальными сотрудниками, которые интерпретируют собранные ими данные.

По итогам этой работы могут быть предприняты какие-либо действия, но не обязательно.

Социальная диагностика – необходимая стадия технологического процесса, начало работы в любой сфере обслуживания, с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем. Она ни личностно, ни организационно не отделена от других этапов социального вмешательства. Ни один социальный работник не занимается только социальной диагностикой, но каждый социальный работник наряду с другими обязанностями должен выполнять функции социального диагноста.

Далее мы разберем понятия (методы) беседа, оценочный анализ, ведение записей, которые успешно применяются в социальной диагностике.

Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека. Знание этого способствует эффективности работы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.

К основным навыкам, необходимым для ведения беседы, относятся такие десять принципов:

— информировать клиента о продолжительности беседы;

— начинать беседу после того как клиент понял ситуацию;

— стараться быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу;

— постараться увидеть ситуацию глазами клиента;

— осознать опасность вынесения суждений, а не принятия человека таким, как он есть;

— развивать навыки социального общения, к примеру, улыбнуться, чтобы помочь общению;

— вначале избегать вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»;

— не говорить, не домысливать за клиента;

— не слишком торопиться, не суетиться;

— научиться справляться с паузами и молчанием клиента.

Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме например, исследование финансовых проблем клиента, его болезней, обид, взаимоотношений. Каждая беседа – знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа – встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержании предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.

В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям может дать социальному работнику какой-то «ключ». Надо обращать внимание на несоответствия и умолчания. К примеру, подвергшийся насилию человек может и не хотеть вмешательства из вне.

Беседа-интервью социального работника отличается от повседневных бесед тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели, временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или отрицательное развитие взаимоотношений.

Первая встреча социального работника и клиента, помимо чисто информативной функции, имеет, по меньшей мере, три цели:

— стремление заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е. социальный работник старается понять чувства и мысли клиента;

— старание вселить в клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией;

— демонстрация методов и форм работы.

Удачные беседы не зависят только от содержания разговора, важно, если к работнику после этого интервью относятся как к человеку, способному понять чувства клиента, их мысли по поводу их трудностей, и как социальный работник реагирует на субъективные чувства клиента и использует их в рабочих отношениях.

Интервью считается успешным, если работник попытается устранить барьеры общения, приводящие к непониманию. Социальному работнику при социальной диагностике клиента важно уметь правильно задавать вопросы. Так, социальный работник, задающий вопросы в подозрительной или обвинительной манере, и не заинтересованным или недружелюбным тоном, вызовет у клиента чувство страха и недоверия. Задавание большого количества вопросов выглядит как допрос, а слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты.

Другим барьером может служить слишком частое задавание вопроса «почему», так как оно подразумевает, что клиент должен объяснять свое поведение, это приводит к заниманию им оборонительной позиции. Предпочтительнее начинать вопрос со слова «что», так как он может выявить информацию, важную для обоих участников разговора.

Умелое использование вопросов – это нечто мало изученное в практике социальной работы. Оно очень важно, так как это не только сбор информации, но и один из путей начала процесса изменения. Исследование большого объёма литературы свидетельствует о том, что независимо от школы, социальные работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать. Обретение навыков посещения клиентов, понимания специфики их жизни, навыки задавания вопросов, решения проблем планирования действий – все это далеко не просто. Чтобы стать опытным консультантом, мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные приемы и методы работы.

Хороший специалист по социальной работе обладает следующими шестью качествами:

— симпатия или понимание – попытка видеть мир глазами другого человека;

— уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сможет ее решить;

— конкретность, четкость, чтобы тот, кого консультируют, максимально чётко понимал проблему;

— искренность, умение вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом;

— знание самого себя, оказание другим помощи в познании себя;

— сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

Важной чертой в работе с отдельными клиентами, в частности с пожилыми людьми, является оценочный анализ. Оценочный анализ – это продолжительный процесс, целью которого является понимание людей во взаимосвязи с окружающей их действительностью: это основа планирования того, что необходимо сделать, чтобы сохранить, улучшить или изменить состояние человека и окружающей его обстановки. Навык проведения оценочного анализа, получения результатов, зависит от таланта и профессионализма социального работника, в совокупности с человеческими взаимоотношениями.

Стоит отметить, что для такой работы нужен человек, умеющий организовывать, систематизировать и проанализировать полученную информацию, при этом он должен тонко чувствовать обстановку и быть способным понять уникальность каждой конкретной ситуации. Традиционно оценочный анализ в социальной работе стремится следовать по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей, т.е. должны разрабатываться модели, разделяющие цели и средства.

Хорошие практические результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не узкого, ориентированного лишь на социальные услуги. Разумеется, анализ такого рода в отношении пожилых людей может побудить к усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше жить независимо, качество их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится.

В реальности, конечно, следование принципу удовлетворения потребностей невозможно, если не хватает ресурсов. В социальной работе мы всегда находимся в ситуации, когда потребности превышают средства, поэтому многие службы при оказании помощи придерживаются принципа приоритета. Исследования, касающиеся того, что было выявлено в процессе оценочного анализа, показывают, что в зависимости от конкретных обстоятельств данного клиента собирается большой объем информации социального, психологического, экономического, политического и духовного плана, характеризующей сущность индивида. Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубежденного отношения социального работника.

Чтобы избежать этого, следует проводить перекрестные проверки данных, а кроме того:

— развивать в себе самоконтроль, чтобы почувствовать, когда вы пытаетесь нормализовать, слишком оптимистично или рационально рассматривать полученные данные;

— быть способным противостоять обладающим более высоким статусом или властью и выступать против их мнения, если это необходимо;

— рассматривать все оценки как рабочие гипотезы, которые должны наполняться содержанием по мере поступления информации и знаний. необходимо заметить, что для создания целостной картины ситуации клиента важно работать в команде, состоящей из представителей разных дисциплин.

Роль социального работника в такой команде и навыки, которыми он должен обладать, будут включать в себя:

— партнерство, способность работать с коллегами, распределять задания;

— умение вести переговоры, представлять, какой результат желаем лично для социального работника и для других, умение идти на компромисс и конфронтацию;

— работа в сети, сбор и отбор нужной информации, установление связей между людьми и создание групп взаимной поддержки;

— коммуникация (общение), написание эффективных отчетов;

— изменение рамок проблемы (предложение более широких подходов, обсуждение альтернативных путей её решения);

— гибкость (умение учиться у коллег);

— руководство и оценка, измерение результатов и изменение методов и целей в связи с этим.

Ведение записей, ранее считавшееся рутинной обязанностью, начинает признаваться как основное умение, причем в ведении записей, где возможно, принимают участие и клиенты. В записях фиксируются вводные факты, свидетельства, чувства, решения, предпринятые и планировавшиеся действия, мониторинг, обзор, оценочный анализ и другая значимая информация. Они могут принимать форму детального отчета, обстоятельного обобщения каждого факта и контакта, форму для записей, в которой записывается закодированная информация, или могут включить в себя длинные социальные истории, программы индивидуальных планов.

Главной целью ведения записей является улучшение качества услуг, но их также можно использовать как:

— материал для преподавания и обучения;

— для административных целей;

— исследования и оценки;

— для иллюстрации недостатков или отсутствия услуг;

— для сохранения преемственности в случае замены работников;

— как помощь в планировании и принятии решений;

— для управления развитием; для облегчения участия клиента в решении проблемы.

Как минимум в записях должны содержаться:

— суть проблемы или ситуации;

— доступные и необходимые источники и ресурсы;

— краткосрочные, средне – и долгосрочные цели;

— план действия и точка зрения клиента.

Систематические записи ведутся по четырем отдельным разделам:

— формы для периодических записей;

— информация о расходах.

Документ оценки может быть создан для сохранения баланса между структурной, заранее закодированной информацией, и для создания записей личных характеристик каждого клиента. Его шесть секций охватывают такие основные записи как: возраст, адрес, формальные и неформальные контакты, жилищные и финансовые условия и т.д.

Карта мониторинга состоит из одного листа, на котором изображена матрица – 7 дней недели. По вертикали – дни недели, по горизонтали – критические периоды дня, такие как приём пищи, время сна. Формы для периодических записей, используемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в период кризиса и перемен. Информация о расходах – это запись израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *