укажите какие существуют типы финансовой политики
Содержание финансовой политики. Финансовый механизм
Содержание и типы финансовой политики
Финансовая политика является органической частью экономической политики государства, состоящей из мер в области формирования и использования денежных фондов. В Российской Федерации эти меры определены в Конституции РФ, Бюджетном и Налоговом кодексах и других законах, указах и посланиях Президента РФ, в постановлениях Правительства РФ.
Содержание финансовой политики включает:
а) выработку научной концепции развития финансов;
б) определение главных направлений их использования в стратегическом и тактическом планах;
в) практические действия по реализации целей и задач финансовой политики.
Основными задачами финансовой политики на современном этапе развития государства являются:
В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия ориентирована па длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.
Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособной продукции. Такое оздоровление можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укрепление курса рубля, изменение налоговых ставок.
Выделяют следующие типы финансовой политики: классическая, регулирующая и неоконсервативная, планово-директивная.
Классическая финансовая политика. Считается, что она была господствующей до конца 20-х годов ХХ века. Эта политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, которые считали, что государство не должно вмешиваться в экономику, главным механизмом регулирования экономики должен быть рынок и механизм свободной конкуренции. Классическая финансовая политика предусматривала ограничение государственных расходов и налогов, рассматривала дефицит бюджета как отрицательное явление в экономике государства. Доходы государства формировались в основном за счёт косвенных и имущественных налогов. Основными расходами были расходы на военные нужды, расходы по обслуживанию государственного долга. Финансовая система была проста, финансовые рынки практически не регулировались.
Регулирующая финансовая политика сформировалась как альтернативный тип классической финансовой политики в конце 20 годов ХХ века в связи с необходимостью преодоления кризисных явлений в экономике. Изначально она базировалась на трудах Дж. Кейнса и его последователей, которые считали, что государство должно вмешиваться в экономику и регулировать не только экономические, но и социальные процессы (занятость населения) в ходе экономического цикла. Основными инструментами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Главным источником поступлений в бюджет государства и регулирующим инструментом определён подоходный налог, взимаемый по прогрессивным ставкам. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов с избытком финансовых доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Данный тип политики предусматривает регулирование финансовых рынков.
Неоконсервативная финансовая политика. Сформировалась в 70-х годах ХХ века, как некий синтез классической и регулирующей финансовой политики. Теоретической основной послужили труды А. Лаффера, М. Фридмена. Изменились направления государственного регулирования (кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные процессы, структурную перестройку экономики), что повлекло изменения в направлениях расходов государства. При этом снижается налоговое бремя на экономических субъектов, стимулируется рост сбережений как источник инвестирования финансовых средств в экономику. Важная роль отводится финансовым рынкам и их регулированию.
Планово-директивная финансовая политика. Она характерна для стран с административно-командной системой управления экономикой. Теоретической основной послужили труды К. Маркса. Особенностями этого типа финансовой политики являются: государственная собственность на средства производства, отсутствие рынков (средств производства, рабочей силы, финансовых рынков). Директивное руководство экономикой и финансами было нацелено на максимальную концентрацию финансовых ресурсов в руках государства для последующего перераспределения, решения задач, преимущественно политического характера.
Таким образом. В современной России, в силу особенностей её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту Российской Федерации, который ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на плановый период. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия.
Характеристика элементов финансовой политики
В рамках каждого типа финансовой политики государства различают виды финансовой политики. Наиболее важными видами являются:
Бюджетная политика — совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей использования средств бюджета в интересах граждан, общества и государства.
Содержание бюджетной политики многогранно и охватывает не только последовательность этапов ее разработки, но и детальную проработку ее функционального и временного аспектов. Будучи частью финансовой политики государства, бюджетная политика является ядром экономической политики и как таковая выступает средством осуществления экономической и социальной политики государства. Выделяют следующие этапы разработки бюджетной политики.
1. Разработка бюджетной политики должна начинаться с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе.
2. Затем должны формулироваться цели и задачи бюджетной политики, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства.
3. Четко сформулированные цели и задачи бюджетной политики, адекватно отражающие реальную действительность, позволяют увязать все бюджетные меры в единый комплекс, работающий слаженно и целенаправленно.
4. И наконец, на завершающем этапе должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени.
Научно обоснованная концепция развития бюджета на ближайшее время и отдаленную перспективу в сочетании с основными направлениями использования бюджетных отношений и конкретными путями их реализации позволяет органично соединить потенциальные свойства бюджета как экономической категории с конкретными путями использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства.
Функциональный аспект бюджетной политики включает:
Временной аспект бюджетной политики состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде.
При этом совокупность бюджетных мер тактического характера должна укладываться в рамки принятой бюджетной стратегии и ни в коем случае не противоречить ей во избежание отрицательных последствий, как в бюджетной сфере, так и в целом в экономике. В настоящее время во всех странах наблюдается переплетение тактических задач со стратегическими направлениями развития бюджетных отношений. И не случайно вопросы бюджетного прогнозирования и перспективного бюджетного планирования приобрели в современных условиях огромное значение.
Без самостоятельной, продуманной и результативной бюджетной политики не может быть обеспечена финансовобюджетная самостоятельность ни государственного, ни территориального, ни муниципального образования.
Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономической и социальной политики государства. Именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач.
Результативность экономической и социальной политики во многом зависит от соблюдения двух условий:
В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.
Налоговая политика выступает важной составной частью финансовой политики России.
В самом общем виде налоговую политику можно определить как совокупность мероприятий государства в области налогов и налогового законодательства.
Можно выделить фискальные, экономические и социальные цели налоговой политики государства.
Фискальные цели налоговой политики состоят в обеспечении потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также выполнении соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций.
В современных условиях экономические цели налоговой политики состоят в обеспечении экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики на международном рынке.
Социальные цели налоговой политики — обеспечение государственной политики регулирования доходов населения, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание социального неравенства.
Цель налоговой политики не является абстрактным понятием. Цели налоговой политики всегда конкретны. Они конкретны для каждой страны и для каждого периода развития. Цели налоговой политики формируются под воздействием ряда факторов:
Поставленные цели реализуются через совокупность
Задачи налоговой политики различаются по своей сложности. Поэтому для их решения требуется различная продолжительность времени. В зависимости от длительности периода реализации задач выделяют налоговую стратегию и налоговую тактику.
Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, таких как разработка концепции налоговой политики, определение тенденций развития налоговой системы страны, проведение налоговых реформ. Налоговая стратегия рассчитана на длительную перспективу. В отличие от налоговой стратегии налоговая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития экономики. Для решения тактических задач необходимы менее продолжительные временные отрезки. К налоговой тактике можно отнести решение таких задач, как развитие отдельных норм налогового законодательства, совершенствование механизма исчисления и уплаты отдельных налогов, пошлин.
Федеральное законодательство закрепляет за каждым субъектом определенные полномочия в области проведения налоговой политики.
Так, например, в России субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлено право вводить и отменять региональные и местные налоги, устанавливать по этим налогам налоговые ставки в пределах, предусмотренных федеральным налоговым законодательством. Также им даны широкие полномочия по установлению налоговых льгот. Субъекты налоговой политики имеют возможности для создания благоприятных условий хозяйствования, развития региональной экономики, повышения жизненного уровня населения региона.
Практическое проведение налоговой политики проявляется через налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Налоговый механизм включает в себя ряд инструментов, посредством которых государство осуществляет налоговую политику. Такими инструментами выступают налоговая ставка, налоговые льготы, налоговая база, налоговые санкции и др.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального
Осуществляет денежно-кредитную политику Центральный банк РФ. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Обычно денежно-кредитная политика центрального банка направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платёжного баланса страны.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение количества денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
— Прямые методы административные меры в форме различных директив Центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения Центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определённый период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.
Так же различают общие и селективные методы:
Инструменты денежно-кредитной политики.
Инструменты денежно-кредитной политики не обязательно используются по отдельности, а наоборот, обычно используется сразу два инструмента и более, чтобы их эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия подобного рода называются комплексной политикой.
Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются:
1. По непосредственным объектам воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия проводится для увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев» экономики или чтобы понизить темпы инфляции.
2. По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на прямые (административные), которые имеют вид директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и рыночные (косвенные), под которыми подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке.
3. По характеру параметров инструменты денежнокредитного регулирования делят на количественные, с помощью которых оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческих банков, и качественные, которые представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.
4. По срокам воздействия инструменты денежнокредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране).
Основными общими инструментами кредитноденежной политики являются:
Наряду с экономическими методами, посредством которых Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Финансовая политика государства в области страхования, проводится по следующим основным направлениям:
Особую важность в современных условиях имеет инвестиционная политика, которая включает в себя:
Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и другие
В области социальной политики предусматривается:
Ценовая политика является важной составляющей экономической политики государства и также является одним из макроэкономических факторов. Государство может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать различные виды цен. Для увеличения цены государство вводит косвенные налоги, например, акциз, который существует практически во всех странах.
Государственными органами власти разрабатываются общие положения, рекомендации, направления, принципы, методы и нормативы установления и регулирования цен (тарифов), надбавок, наценок.
Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.
Целями финансовой политики предприятия могут быть:
а) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;
б) избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
в) лидерство в борьбе с конкурентами;
г) максимизация рыночной стоимости предприятия;
д) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;
е) рост объемов производства и реализации;
ж) максимизация прибыли;
з) минимизация расходов;
и) обеспечение рентабельной деятельности и т.д..
Таким образом, на предприятии реализация финансовой политики осуществляется через финансовый менеджмент.
Финансовый менеджмент это система оптимального управления денежными потоками предприятия, возникающими в процессе финансовой деятельности, в целях достижения поставленной цели и максимизации прибыли. Финансовую политику на предприятии разрабатывает и реализует финансовая служба предприятия. Это может быть зам.директора по экономике, главный бухгалтер, финансовый отдел, плановый отдел и т.п. То есть конкретная структура финансовой службы предприятия зависит от размеров предприятия, от формы хозяйствования, объемов производства, объемов денежного оборота.
Функции финансовой службы предприятия:
Финансовый механизм
Осуществление деятельности государства в области финансов происходит с помощью финансового механизма, представляющего собой совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений.
В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.).
Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).
Структура финансового механизма может быть представлена в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:
Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.
Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.
Структура финансового механизма включает в себя:
Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.
Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.
Правовое и нормативное обеспечение включают в себя:
Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения.
Понятие и типы финансовой политики
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных и социально- экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.
Через финансовую политику государство осуществляет воздействие на экономическое и социальное развитие общества.
Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.
Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит:
— разработку научно обоснованную концепцию развития финансов;
— определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая тактика – это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.
Финансовая политика содержит следующие аспекты:
1) макроэкономическая стабилизация экономики, связанная с дефицитом бюджета;
2) распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.
Дефицит бюджета превышение расходов над доходами.
Дефицит бюджета сам по себе не является чрезвычайным событием. Нет ни одной страны, которая бы в своем развитии не сталкивалась с проблемой дефицита бюджета.
Дефицит может быть вызван разными причинами:
1) осуществление крупных инвестиций в экономику. В этом случае допущение опережающего роста расходов над доходами является обоснованным. Дефицит бюджета отражает регулирование государством экономики и его стремление обеспечить структурные сдвиги общественного производства;
2) дефицит может быть вызван чрезвычайными событиями (военные действия, бедствия, катастрофы) Когда государственных резервов становится недостаточно и государство прибегает к дополнительным источникам;
3) дефицит может быть вызван определенными кризисными явлениями в экономике, неспособностью правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
Источники финансирования дефицита бюджета:
2) займы у частного сектора;
3) иностранные кредиты.
Кредиты ЦБ автоматически увеличивают активы правительства и объем денежной массы в обращении, поэтому постоянное кредитование приводит к инфляции.
Правительство, обращаясь к частному сектору, размещая государственные долговые обязательства.
Внешнее финансирование, правительство, привлекая иностранные займы и кредиты, накладывает определенные обязательства на правительство в вопросах макроэкономической политики, обслуживание внешнего долга ложится тяжелым бременем на налогоплательщиков.
Типы финансовой политики.
Классическая финансовая политика направлена на невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование
рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. (А. Смит, Д. Рикардо и др.)
Регулирующая финансовая политики исходит из необходимости
вмешательства государства в циклическое развитие экономики, обеспечение полной занятости.
Инструментами вмешательства становятся государственные расходы, которые формируют дополнительный спрос (рост предпринимательской деятельности, увеличения НД, ликвидация безработицы.) Происходит рост сбережений у населения, и государство с помощью прогрессивных ставок налогов изымает излишки, это способствует сбалансированности бюджета и погашение государственных долгов. (Дж. Кейнс и др.)
Планово-директивная финансовая политика.
Цель: максимальная концентрация ресурсов в руках государства и перераспределение их в соответствии с планом.