укажите какие требования входят в классификацию по уровню детализации
Ответы на тесты по теме Основы проектной деятельности
Вне зависимости от выбранной модели жизненного цикла планирование проекта обычно происходит в течение проекта
Укажите, какое из утверждений верно.
b. План управления проектом содержит информацию, почему проект необходимо выполнять и как команда проекта собирается это сделать
К какому типу модели жизненного цикла относится данное описание: «Модель, в которой возможно вернуться к предыдущим фазам жизненного цикла проекта, если это необходимо»
Возвратная водопадная модель
—> Укажите, к какому типу модели жизненного цикла относится данное описание: «Последовательное выполнение фаз проекта с четким определением границ между фазами, на которых результаты предыдущей фазы передаются в качестве входных данных для следующей фазы жизненного цикла проекта»
Водопадная каскадная модель
Какие требования входят в классификацию по типу требований?
как проект будет исполняться как проект будет завершен как будет происходить его мониторинг и контроль
Верно ли утверждение: «Для высокоуровневого представления различных проектов можно определить структуру жизненного цикла проекта, состоящую из четырех элементов: инициирование; организация и подготовка; выполнение и завершение»?
Какие модели предпочтительнее применять, если образ продукта и требования определены достаточно четко; если частичная поставка результата проекта не представляет ценности для заинтересованных лиц проекта.
Водопадная каскадная модель, Возвратная водопадная модель
Набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из значимых основных или промежуточных результатов проекта:
Метод набегающей волны
Метод, суть которого заключается в последовательном уточнении задач проекта путем разделения их на подзадачи, на более мелкие и более управляемые
План управления проектом обычно представляется в виде диаграммы Ганта
Укажите, что из ниже перечисленного можно назвать вехами. Выберите один или несколько вариантов
Дата выпускного концерта определена, План работ согласован
Верно ли следующее утверждение: «Заинтересованные лица – это те персоны, которые активно вовлечены в проект, будут использовать результат проекта или чьи интересы затронет выполнение проекта»?
—>
Какие из перечисленных шагов не входят в процесс разработки требований?
a. Разработка требований c. Выполнение требований f. Проведение исследований
Для проекта по организации выставки научно-технического творчества записано требование «Организовать кофе-брейк». Обладает ли это требование следующими свойствами: понятность, полнота, проверяемость?
c. Нет, не учтено несколько свойств
Зачем разрабатывать матрицу заинтересованных лиц?
b. Для наглядного отображения множества заинтересованных лиц c. Для определения стратегии работы с заинтересованными лицами; d.Для определения того, с кем из заинтересованных лиц нужно работать
Верно ли следующее утверждение: «Одной из основных причин выделения фаз в проекте является то, что это позволяет своевременно принять решение: имеет смысл выполнять дальше проект или нет».
Верно ли утверждение: «Для высокоуровневого представления различных проектов можно определить структуру жизненного цикла проекта, состоящую из четырех элементов: инициирование; мониторинг; выполнение и завершение»?
Полная последовательность фаз проекта, задаваемая исходя из технологии выполнения работ и потребностей управления проектом:
жизненный цикл проекта
Календарный план проекта – это:
a. перечень планируемых работ проекта со сроками исполнения и ответственными лицами
Основы проектной деятельности 4
Условие, которому должен соответствовать, или характеристика, которую должен иметь результат проекта в соответствии с договором или другой формально предписанной спецификацией.
Какие могут быть последствия, если команда не учтет кого-то из заинтересованных лиц и его требования?
Выберите один или несколько ответов:
a. Интересы различных сторон могут войти в противоречие
b. Может увеличиться трудоемкость работы с заинтересованными лицами
Вопрос 3
Верно ли следующее утверждение: «Заинтересованные лица – это те персоны, которые активно вовлечены в проект, будут использовать результат проекта или чьи интересы затронет выполнение проекта»?
Выберите один ответ:
Какие требования входят в классификацию по типу требований?
Выберите один или несколько ответов:
Укажите, какие требования входят в классификацию по уровню детализации.
Выберите один или несколько ответов:
e. Требования к интеграции
Вопрос 6
Верно ли следующее утверждение: «Начинать взаимодействовать с заинтересованными лицами нужно с самого начала проекта для учета их интересов и потребностей»?
Выберите один ответ:
Какие требования к поведению продукта проекта, отвечают на вопрос «Что он должен делать?» в тех или иных ситуациях?
Выберите один ответ:
a. Требования пользователей b. Функциональные
c. Бизнес-требования d. Нефункциональные
Укажите, какая модель жизненного цикла предпочтительнее в случае, когда основной функционал продукта определен, но детали реализации могут эволюционировать с течением времен.
Выберите один ответ:
1. Инкрементная модель
2. Водопадная каскадная модель
Итеративная модель ЖЦ – последовательность фаз-итераций, в
рамках каждой из которых происходит один и тот же (или почти один и тот же) цикл действий. Создание начинается с реализации части функционала, становящейся базой для определения дальнейших требований. Этот процесс повторяется. В данной модели можно быстро увидеть всю картину (недоделанную, но всю).
3. Итеративная модель
4. Возвратная водопадная модель
Зачем нужно описание жизненного цикла проекта?
Выберите один или несколько ответов:
e. Чтобы на каждой фазе использовать свое управление
Ваш ответ частично правильный. Вы правильно выбрали 2.
Какие модели предпочтительнее применять, если образ продукта и требования определены достаточно четко; если частичная поставка результата проекта не представляет ценности для заинтересованных лиц проекта.
Выберите один или несколько ответов:
a. Инкрементная модель
b. Возвратная водопадная модель c. Итеративная модель
d. Водопадная каскадная модель
В одном проекте фазы проекта могут выполняться либо последовательно, либо перекрываться.
Выберите один ответ:
К какому типу модели жизненного цикла относится данное описание: «Модель, в которой возможно вернуться к предыдущим фазам жизненного цикла проекта, если это необходимо».
Выберите один ответ:
a. Водопадная каскадная модель b. Инкрементная модель
c. Возвратная водопадная модель
d. Итеративная модель
Календарный план проекта – это:
Выберите один ответ:
a. перечень планируемых работ проекта со сроками исполнения и затратами на их выполнение
b. перечень планируемых работ проекта со сроками исполнения
c. перечень планируемых работ проекта со сроками исполнения и ответственными лицами
d. перечень планируемых работ проекта со сроками исполнения, затратами на их выполнение и ответственными лицами
Вопрос 14
Выберите один или несколько ответов:
a. как будет формироваться команда проекта
В иерархическую структуру работ входят все работы, которые будут выполняться в проекте.
Выберите один ответ:
Когда происходит планирование проекта?
Выберите один ответ:
a. В течение проекта
b. В начале проекта c. В середине проекта
Укажите, что является причинами разработки календарного плана. Выберите один или несколько вариантов
Выберите один или несколько ответов:
b. Чтобы любой член команды понимал, как влияет выполняемая им работа на весь проект
c. Чтобы любой член команды понимал, какие работы нужно делать сейчас
Укажите, какое из утверждений верно. Выберите один вариант.
Выберите один ответ:
a. План управления проектом обычно представляется в виде диаграммы Ганта
b. План управления проектом содержит информацию, почему проект необходимо выполнять и как команда проекта собирается это сделать
c. Под планом управления проектом понимается расписание работ проекта
Формирование требований и классификация требований
Прежде чем начинать проект, обязательно нужно знать, какой результат (продукт) вы хотите получить. И порой этот продукт необходимо описать самым тщательным образом. Иными словами, нужно знать, какие требования заказчик предъявляет к продукту. Полный набор этих требований называют каталогом требований, или спецификацией.
Крупные и сложные проекты обычно насчитывают тысячи требований. Бизнес-анализ как раз и позволяет выявлять проблемы и определять, что требуется для их преодоления. В крупных проектах, таких, как разработка программного обеспечения, сбор требований является одним из важнейших этапов жизненного цикла проекта, котоорыый может занять несколько недель/месяцев.
Для выявления требований проводится серия структурированных интервью с заказчиками, которые позволяют точно определить их пожелания к готовому продукту. Попытка напрямую узнать у заказчика, какие результаты ему нужны, может закончится крахом: заказчик станет выдвигать все новые и новые требования, так что вы просто будете не в силах их удовлетворить. Помните, любое требование влияет на продолжительность и стоимость проекта. Соответственно, получая подробный список требований, вам нужно знать, являются ли они:
Выжимка по процессу формирования требований
Функциональные требования — это требования к системе.
Бизнес-требования — эквивалентно бизнес-целям.
Между ними — Пользовательские требования, User Requirements.
Пользовательские требования формулируются в терминах предметной области, а функциональные требования — в терминах системы.
Бизнес-процессы — самое начало работы.
Например, можно рассмотреть процессы RUP/MSF (упрощенная последовательность):
1. Бизнес-моделирование
2. Выявление требований
3. RUP: Анализ и проектирование, MSF: концептуальный, логический и физический дизайн
4. Реализация
5. Тестирование
6. Опытно-промышленная эксплуатация
7. Support и развитие системы
Совсем упрощенно:
1. От заказчика поступает начальная концепция системы (в нескольких предложениях что они хотят, что это позволит достигнуть и т.д.) — по сути это и есть бизнес-требования.
2. Приступаем к моделированию бизнес-процессов, которые хотим автоматизировать (тут в помощь нам ARIS, IDEF0/IDEF3, UML), возможно, строим дополнительную модель (оптимизированную), в которой будут прописаны бизнес-процессы после автоматизации.
3. Вытрясаем из заказчика требования к разрабатываемой системе (это будут пользовательские требования).
4. На основе пользовательских требований формулируем функциональные требования к системе (пользовательские требования — не единственный источник функциональных требований).
Типовая структура требований выглядит как «Система должна … /утверждение о необходимом функциональном поведении системы/» или «система должна позволять … /утверждение о возможности, предоставляемой пользователю или внешней системе/.
Например:
«Система должна вести журнал всех действий пользователя» или «Система должна позволять создавать новые Проекты».
Пример различий между пользовательскими и функциональными требованиями:
Пользовательское: «Система должна выводить отчеты на печать»
Функциональное: «Система должна обеспечивать вывод отчетов на печать, обеспечивать возможность выбора и настройки локального или сетевого принтера, выбора ориентации бумаги».
Пользовательские и функциональные требования как правило связаны между собой. Это необходимо для отслеживания зависимостей требований друг от друга. В системах управления требованиями (например, Borland CaliberRM, TelelogicDoors, Rational RequisitePro) для этого есть так называемые «матрицы трассировки», на которых графически стрелками показываются зависимости между требованиями.
Важно сохранять пользовательские требования для хранения их в первоначальном виде, отслеживания источника их возникновения (вплоть до конкретного лица), расстановки их приоритетов (с точки зрения пользователя) и т.д.
Схема процесса разработки с уровнями требований
Формирование и анализ требований
Анализ предметной области. Аналитики должны изучить предметную область, где будет эксплуатироваться система.
Сбор требований. Это процесс взаимодействия с лицами, формирующими требования. Во время этого процесса продолжается анализ предметной области.
Классификация требований. На этом этапе бесформенный набор требований преобразуется в логически связанные группы требований.
Разрешение противоречий. Без сомнения, требования многочисленных лиц, занятых в процессе формирования требований, будут противоречивыми. На этом этапе определяются и разрешаются противоречия такого рода.
Назначение приоритетов. В любом наборе требований одни из них будут более важны, чем другие. На этом этапе совместно с лицами, формирующими требования, определяются наиболее важные требования.
Проверка требований. На этом этапе определяется их полнота, последовательность и непротиворечивость.
Аттестация требований
Аттестация должна продемонстрировать, что требования действительно определяют ту систему, которую хочет иметь заказчик. Проверка требований важна, так как ошибка в спецификации требований могут привести к переделке системы и большим затратам, если будут обнаружены во время процесса разработки системы или после введения её в эксплуатацию. Стоимость внесения в систему изменений, необходимых для устранения ошибок в требованиях, намного выше, чем исправление ошибок проектирования или кодирования. Причина в том, что изменение требований обычно влечёт за собой значительные изменения в системе, после внесения которых она должна пройти повторное тестирование.
Подготовка к интервью по сбору требований у заказчика
Классификация и описание требований на пути от бизнеса к технической реализации
Компания — Бизнес-требования
Источники: Топ-менеджмент компании
Документ: Бизнес-требования (обоснование потребностей инициативы)
Ответственный: Менеджер проекта
Состав бизнес-требований может отличаться на практике. Обычно включаются следующие пункты:
Контекст — это то, что стало причиной создания системы, какая ситуация была в компании, какая проблема и как пришли к тому, что систему надо делать.
Заказчик — Документ требований заинтересованных лиц
Этот документ описывает рекомендуемое содержание документа требований заинтересованных лиц:
Пользователь — Требования пользователя
Пользовательские требования — описание на естественном языке (плюс поясняющие диаграммы) функций, выполняемых системой, и ограничений, накладываемых на неё.
Источники: Пользователь
Документ: Пользовательские требования/Требования к ПО
Ответственный: Системный аналитик
Эти требования должны определять только внешнее поведение системы, избегая по возможности определения структурных характеристик системы. Пользовательские требования должны быть написаны естественным языком с использованием простых таблиц, а также наглядных и понятных диаграмм.
Проблемы при формировании пользовательских требований
Отсутствие чёткости изложения. Иногда нелегко изложить какую-либо мысль естественным языком чётко и недвусмысленно, не сделав при этом текст многословным и трудно читаемым.
Смешение требований. В пользовательских требованиях отсутствует чёткое разделение на функциональные требования, на системные цели и проектную информацию.
Объединение требований. Несколько различных требований к системе могут описываться как единое пользовательское требование.
Системные требования
Системные требования описывают свойства и методы всех объектов системы. Программирование – это разработка и реализация структур данных и алгоритмов. Для разработки системы программисту необходимо знать структуры данных, необходимые для реализации системы, и алгоритмы (бизнес-правила/процедуры/пакеты обработки данных), которые ими манипулируют. Системные требования — детализированное описание системных функций и ограничений, которое иногда называют функциональной спецификацией. Она служит основой для заключения контракта между покупателем системы и разработчиками ПО.
Системные требования — это более детализированное описание пользовательских требований.
Они обычно служат основой для заключения контракта на разработку программной системы и поэтому должны представлять максимально полную спецификацию системы в целом. Системные требования также используются в качестве отправной точки на этапе проектирования системы. Спецификация требований может строиться на основе различных системных моделей, таких, как объектная модель или модель потоков данных.
Функциональные требования
Функциональные требования — это перечень сервисов, которые должна выполнять система, причём должно быть указано, как система реагирует на те или иные входные данные, как она ведёт себя в определённых ситуациях и т.д. В некоторых случаях указывается, что система не должна делать.
Стандартные формы для специфицирования функциональных требований:
Функциональные требования (functional requirements) определяют функциональность ПО, которую разработчики должны построить, чтобы пользователи смогли выполнить свои задачи в рамках бизнес-требований. Иногда они называются требованиями поведения (behavioral requirements), они содержат положения с традиционным «должен» или «должна»: «Система должна по электронной почте отправлять пользователю подтверждение о заказе».
Нефункциональных требований
Нефункциональные требования — Описывают характеристики системы и её окружения, а не поведение системы. Здесь также может быть приведён перечень ограничений, накладываемых на действия и функции, выполняемые системой.
Они включают временные ограничения, ограничения на процесс разработки системы, стандарты и т.д.
Нефункциональные требования не связаны непосредственно с функциями, выполняемыми системой. Они связаны с такими интеграционными свойствами системы, как надёжность, время ответа или размер системы. Кроме того, нефункциональные требования могут определять ограничения на систему, например на пропускную способность устройств ввода-вывода, или форматы данных, используемых в системном интерфейсе.
Нефункциональные требования отображают пользовательские требования:
Нефункциональные требования основываются на бюджетных ограничениях, учитывают организационные возможности компании-разработчика, возможность взаимодействия разрабатываемой системы с другими программными и вычислительными системами, а также такие внешние факторы, как правила техники безопасности, законодательство о защите интеллектуальной собственности и т.п.
Нефункциональные требования описывают цели и атрибуты качества. Атрибуты качества (quality attributes) представляют собой дополнительное описание функций продукта, выраженное через описание его характеристик, важных для пользователей или разработчиков. К таким характеристикам относятся:
Требования предметной области
Требования предметной области характеризуют ту предметную область, где будет эксплуатироваться система. Эти требования могут быть функциональными и не функциональными. Эти требования отображают условия, в которых будет эксплуатироваться программная система. Они могут быть представлены в виде новых функциональных требований или в виде ограничений на уже сформулированные функциональные требования или в виде указаний, как система должна выполнять вычисления. Невыполнение требований предметной области может привести к выходу системы из строя.
Требования к продукту
Требования к продукту описывают эксплуатационные свойства программного продукта. Это требования к производительности системы, объёму необходимой памяти, надёжности (определяет частоту возможных сбоев в системе), переносимости системы на разные компьютерные платформы и удобству эксплуатации.
Организационные требования
Организационные требования отображают политику и организационные процедуры заказчика и разработчика ПО. Включают стандарты разработки программного продукта, требования к реализации ПО (т.е. к языку программирования и методам проектирования), выходные требования, которые определяют сроки изготовления программного продукта, и сопутствующую документацию.
Требования к интеграции
Требования к интеграции описывают низкоуровневый интерфейс взаимодействия новой системы с несколькими другими системами компании. Цель данного документа обосновать и формализовать выбор метода интеграции. Документ содержит в себе описание методов и способов интеграции с внешними системами, сервисами.
Интеграция приложений – это технологические процессы, используемые для организации обмена данными между различными информационными системами с помощью средств интеграции, предоставляемыми приложениями. К средствам интеграции, предоставляемыми приложениями относятся API функции, пакеты обработки и экспорта/импорта данных.
Интеграция через ESB
Интеграция через ESB (Enterprise Service Bus, «Сервисная шина предприятия») применяется для обеспечения информационных систем возможностями для взаимодействия с сервисами. Использование этого метода интеграции приложений обеспечивает слабую связанность между информационными системами, так как системы взаимодействуют не напрямую, а через сервисы, размещенные на сервисной шине предприятия.
Основными функциями ESB являются:
Интеграция точка-точка
Интеграция приложений напрямую, является методом интеграции, при котором взаимодействие между системами происходит без применения универсального централизованного посредника, такого, как сервисная шина предприятия (ESB).
Интеграция данных
Интеграция данных – это процессы пакетного обмена данных между информационными системами, с помощью средств баз данных этих систем или экспорта-импорта файлов.
Задачи интеграции данных:
Интеграция ETL
Интеграция ETL характеризуется следующим сценарием:
На платформе ETL пишется процесс, который
1) С помощью средств доступа к БД 1ой системы забирает из таблиц 1ой системы данные
2) С помощью средств и ресурсов БД 1ой или 2й системы или своих собственных механизмов осуществляет преобразование к структурам таблиц 2й системы
3) Загружает данные в таблицы БД 2й системы.
Файловый обмен
Файловый обмен характеризуется следующим сценарием:
1) Приложение, которому требуется передать данные другому приложению, сохра¬няет их в файле.
2) Разрабатывается интеграционное решение, которое преобразует формат файла в формат, требуемый другим приложением. (В частном случае для этого дорабатывается одна из интегрируемых систем)
3) Приложение которому нужны данные, загружает подготовленный файл.
Требования к пользовательскому интерфейсу
Пользовательский интерфейс — часть программной системы. Требования к пользовательскому интерфейсу могут быть разбиты на две группы:
К первой группе можно отнести следующие типы требований:
Ко второй группе относятся следующие типы требований:
Управление требованиями
Управление требованиями — это процесс управления изменениями системных требований. Процесс управления требованиями выполняется совместно с другими процессами разработки требований. Начало этого процесса планируется на то же время, когда начинается процесс первоначального формирования требований, непосредственно процесс управления требованиями должен начаться сразу после того, как черновая версия спецификации требований будет готова.
С точки зрения разработки требования можно разделить на два класса.
Постоянные требования. Это относительно стабильные требования, которые исходят из основной деятельности организации и касаются непосредственно предметной области, где будет эксплуатироваться система.
Изменяемые требования. Эти требования отображают изменения, сделанные во время разработки системы или после ввода её в эксплуатацию.
Классификация изменяемых требований
Непостоянные требования — Требования, которые изменяются из-за изменений в окружении системы
Неожиданно возникающие требования — Требования, которые появляются во время разработки системы. В процессе проектирования может возникнуть необходимость добавления новых требований
Непрямые требования — Требования, которые являются результатом внедрения компьютерной системы, способной изменить организационные процессы и показать новые способы работы, которые приведут к новым системным требованиям
Вторичные требования — Требования, которые зависят от особенностей данной системы или от бизнес-проблем организации
Процесс управления изменениями
Анализ проблем изменения спецификации. Процесс начинается с определения проблем в требованиях или с прямого предложения внесения изменений. На этой стадии проблема или предложенные изменения анализируются для проверки их обоснованности. Затем могут быть сделаны более определённые предложения относительно изменений в требованиях.
Анализ осуществимости и расчёт их стоимости. Эффект от внесения предложенного изменения оценивается с использованием оперативного контроля. Стоимость изменений оценивается двумя показателями: стоимостью внесения изменения в спецификацию и стоимостью внесения изменений в структуру системы и непосредственно в программный код. По окончании этого этапа принимается решение, продолжать или нет внесение изменений в систему.
Реализация изменений. Реализация изменений в системной спецификации, структуре системы и программном коде.
Кто читает документацию
Заказчики системы. Определяют требования, проверяют специфицированные требования на соответствие требованиям заказываемой системы. Они могут вносить изменения в спецификацию.
Руководство компании-разработчика. Использую спецификацию для расчёта цены системы и для планирования процесса разработки системы.
Разработчики системы. Используют спецификацию в процессе разработки системы.
Инженеры, тестирующие систему. Используют спецификацию при разработке тестов, необходимых для аттестации системы.
Инженеры поддержки системы. Спецификация помогает разобраться в системе и понять, как взаимодействуют её отдельные компоненты.
Как правильно сформулировать и контролировать цель проекта?
Как и у всех путешествий, у проекта улучшения процессов должна быть цель. Если не определить конкретных целей по улучшению, люди не смогут работать согласованней, а вы не сможете сказать, есть ли движение вперед, не сможете определять приоритеты задач и сказать, когда цель достигнута.
Метрика — измеримая характеристика проекта, продукта или процесса.
Ключевые показатели производительности (KPI) — это метрики, привязанные цели и служащие мерилом продвижения проекта к достижению определенной цели или результата. Набор KPI-показателей может отображаться на контрольной панели, показывая приближение к целям.
При определении целей по совершенствованию процессов нужно иметь в виду два обстоятельства.
Если вы выбрали реалистичные KPI для своих целей, но не видите признаков прогресса по истечении разумного времени, нужно провести расследование:
Документы процесса разработки и управления требованиями (по Вигерсу)
Высокопроизводительные проекты отличаются эффективными процессами на всех этапах создания требований: выявления, анализа, спецификации, проверки и управления. Для облегчения выполнения этих процессов каждой организации необходим набор документов процесса (process assets).
Любой процесс определяют выполняемые действия и получаемые результаты; документы процесса помогают команде выполнять процессы последовательно и эффективно. Эти документы позволяют участникам проекта понять, какие шаги им следует предпринять и каких результатов от них ждут.