укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ

Личностные смыслы и их значение – как происходит формирование уровней шкалы

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. photo 2021 07 09 11 37 15. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-photo 2021 07 09 11 37 15. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка photo 2021 07 09 11 37 15

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. 1614234189. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-1614234189. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка 1614234189

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

У каждого человека есть потребность в поиске смысла. Смысла своих поступков, своей жизни, смысла, которым можно наделить явления окружающего мира. Фрустрация этой потребности приводит к депрессии и неврозам. В связи с этим возникает вопрос: что же из себя представляет личностный смысл? Почему он порождает так много конфликтов? И как его найти?

Что такое личностный смысл

Личностный смысл – это субъективная значимость, которой человек наделяет объекты и явления реальности. Проще говоря, каждый человек старается понять, что для него лично означает то или иное событие, тот или иной человек.

Даже свои поступки он наделяет смыслом, тем самым придавая значимость одному, и обесценивая что-то другое. Это личностное отражение действительности, которое определяет для человека смысл его существования.

Личностные смыслы имеют ряд особенностей:

Тема личностного смыла рассматривается разными науками: философией, социологией, литературой, эстетикой, этикой, лингвистикой. И конечно же, психологией. Этими вопросами занимались такие прославленные деятели психологии, как А. Адлер, В. Франкл, Х. Хекхаузен, Ю. Гендлин, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Дж. Ройс, И. Ялом, Д. Келли и многие другие.

Смысл для каждого свой

Несмотря на то, что предметы и явления окружающего мира существуют объективно, для разных людей одна и таже реальность будет иметь разный смысл. И все они будут правильными, но только для каждой конкретной личности.

Чтобы понять суть этого феномена, можно привести несколько простых примеров:

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. pexels cottonbro 4107256. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-pexels cottonbro 4107256. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка pexels cottonbro 4107256

Мотивы и личностные смыслы

Благодаря этим примерам видно, что каждый человек наделяет своим определенным смыслом что-либо в жизни. Один человек не способен до конца понять ту значимость, которую другой вкладывает в определенное явление.

Внешние конфликты из-за личностного смысла

Поскольку личностный смысл у каждого свой, это нередко порождает конфликты и недопонимание между людьми. На это есть две причины:

Смысловой барьер

Смысловой барьер – это ситуация, когда два или более людей не могут договориться, потому что в одни и те же поступки вкладывают диаметрально противоположный смысл. Этот термин был введен в научную психологию Л. С. Славиной.

Например, мать отчитывает ребенка за то, что он подрался. Она наделяет это действие вполне определенным смыслом: «я не хочу, чтобы он пострадал или вел себя аморально, я боюсь за него и за его будущее». Ребенок может вложить в это совсем другой смысл: «она меня не понимает и не пытается понять, ей только и нужно меня контролировать и срывать на мне свое раздражение из-за отца, который нас бросил».

Мужчина постоянно работает и редко видится со своей девушкой. Она может вложить в это один смысл: «я ему уже наскучила, для него работа важнее, чем я». Он может вложить другой: «мне нужно заработать много денег, иначе она не согласиться выйти за меня замуж».

Это порождает недопонимание и конфликты, поскольку личностные смыслы зависят от твоего предыдущего опыта, воспитания, мировоззрения и мотивационно-ценностной сферы.

Несовпадение иерархии ценностей

Даже если два человека имеют примерно одинаковый набор ценностей, а, как правило так оно и есть, потому что люди тянутся к себе подобным, это не значит, что на этой почве не возникают конфликты. И причина снова в личностных смыслах. Допустим, мужчина и женщина определяют три главные ценности: семья, здоровье и карьера. Это три значимых аспекта в жизни обоих.

Но личностный смысл наделяет эти ценности разной степенью значимости и определяет, что для человека на первом месте, а что на последнем.

Распространенная ситуация. Мужчина в тридцать активно вкладывается в свой карьерный рост, понимания, что нельзя упускать шанс. А женщина в тридцать может хотеть родить ребенка, тоже боясь «упустить шанс». Если бы у мужчины не было в системе ценностей ребенка, а у женщины карьеры, возможно, они бы нашли компромисс, поскольку он бы продолжил зарабатывать деньги, а она бы реализовывала себя в роли матери.

Но он понимает, что не хочет быть «вечно отсутствующим» отцом, поэтому настаивает, что не время сейчас для ребенка. И она не готова уйти в «вечный декрет», и нуждается в помощи со стороны мужчины, поскольку хочет вернуться в профессию.

Внутренние конфликты из-за личностного смысла

Согласно В. Франклу, отсутствие личностного смысла в жизни – причина большинства неврозов и депрессивных расстройств. Когда человеку кажется, что он живет не своей жизнью, когда его ничего не радует, когда он не видит смысла в происходящем, у него исчезает мотивация, останавливается саморазвитие и происходит фрустрация потребностей в самореализации и самоактуализации.

Это жизнь в состоянии экзистенциального вакуума. Она превращается в бессмысленную череду повторяющихся событий. И даже если жизнь человека со стороны вполне благополучна – он не испытывает счастья.

Есть и противоположная ситуация. Ужасные, тяжелые условия жизни, психологические травмы, трагедии переживаются легче, если человек знает, ради чего он живет. Личностные смыслы превращаются в цель, активизируют ресурсы, побуждают к действиям, помогают преодолевать страхи и справляться с неудачами.

В психологи есть целое направление, которое называется логотерапия – психотерапевтическая работа, цель которой помочь человеку найти смысл своей жизни и обрести счастье.

Личностный смысл – это то, что делает человека сильнее, позволяет ему реализоваться в личностном и профессиональном плане, преодолевать трудности, быть в гармонии с собой, со своими желаниями и жить яркой, насыщенной жизнью.

Источник

Личностные смыслы

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. img002. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-img002. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка img002

Закон постулирует неизбежность роста энтропии в замкнутых системах, в силу чего мир неизбежно должен прийти к распаду, рассеянию, смерти. Некоторые современные исследователи также утверждают, что второе начало является основным законом не только физики, но и всего современного естествознания [18]. Так как вместо хаоса и вырождения в эволюции явно присутствует противоположная тенденция, то еще в начале века было сделано предположение, что второе начало нарушается из-за существования живого. Считается, что неживые объекты полностью следуют закону возрастания энтропии, а живые могут его нарушать [18]. Науки о живом, такие, как биохимия и биофизика, используют физическое понятие энтропии при изучении живых систем, имея в виду, что они представляют собой открытые системы.

Универсуму, «встраивается» в законы мироздания.

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. img004. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-img004. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка img004

На группоцентрическом уровне человек отождествляет себя с группой, входит в единство, скрепленное социальными связями и групповой моралью. Вернемся к учителю: он устремлен на воспитательную работу с детским коллективом, на формирование у учеников чувства сопричастности к своему народу, малой и большой Родине, гражданской позиции. Но если уровень является доминирующим, то интересы коллектива для учителя также выше интересов отдельного ребенка, ими можно жертвовать; знание по учебному предмету также выше интересов развития. Личная жизнь (своя и ученика) не является ценной и важной, учитель не видит в ней глубины, богатства и не может способствовать развитию индивидуальности ученика. Сам же он, принимая в качестве наивысших для себя ценностей доктрину государства, мораль коллектива, идеологию какой-либо партии, является лишь средством для их реализации. Вспомним С.Л.Франка [16]: когда человек отдает свою жизнь в качестве средства для чего-либо, он теряет смысл жизни.

переобучением, а оказанием психологической помощи в росте личности.

Почти неличностный уровень связан с совсем незначительной личностной негэнтропией. Если весь человек «укладывается» только здесь, его существование приводит к деградации окружающей жизни: он употребляет в пищу «живые» продукты с пониженной относительно неживой окружающей среды энтропией. Соображение о том, что необходимо соотнесение степени повышения энтропии за счет «питания негэнтропией» и меры созидательности фактически было высказано Э.Шредингером [17]. Антиэнтропийная деятельность человека проявляется в культуре, но этот «докультурный» уровень практически не имеет к ней отношения. В случае, если он интенсивно присвоен учителем, то фактически является поставщиком хаоса, помехой для созидательной работы.

Третий, группоцентрический уровень характеризуется более высокой личностной негэнтропией. Возможность

К созидательной деятельности относится и весь целостный акт жизни такого человека, потому что ее осуществленность близка к абсолютной. С.Л.Франк писал, что значение Сергия Радонежского для земли русской состояло вовсе не в том, что он благословил войско Дмитрия Донского, как на то часто указывают; «. забывают, что этому предшествовали десятилетия упорного молитвенного и аскетического труда, что этим трудом были добыты духовные богатства, которыми питались в течение веков и доселе

В описании духовной реальности мы уже опирались на христианскую традицию; продолжая ее, далее заметим, что при ориентации на вечное необходимо не только движение снизу вверх, но и встречное ему движение сверху вниз, в наших терминах это означает необходимость процесса соподчинения и преобразования нижележащих уровней вышележащими. Оно обеспечит, по выражению П.Флоренского, спасение нашего внутреннего мира «от таящегося в нем хаоса» [14; 334]. Движение сверху вниз субъективно и есть суть добровольной и постоянной борьбы христианина с самим собой, непонимаемой и непринимаемой многими.

В настоящее время в психологии естественнонаучная и гуманитарная парадигмы принципиально размежевались (хотя исторически они не были антагонистами). Такое положение не всегда продуктивно, объединение возможно, когда для различных проявлений человека используются адекватные каждому проявлению методы, принадлежащие разным парадигмам.

Таким образом, естественнонаучный метод в этом варианте является частным случаем гуманитарного. Христианское мировоззрение присутствует как один из возможных адекватных способов описания духовной реальности в человеке, т.е. также является

частным случаем. Выбор его определяется личным опытом автора модели; иная ориентация определила бы и несколько иные рассуждения.

1. Бердяев Н. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1994.

2. Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопр. философ. 1989. № 6. С. 31-43.

3. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопр. психол. 1990. № 6. С. 9-17.

4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

5. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Моск. психотерапевт. журн. 1992. № 1. С. 15-33.

6. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психол. журн. 1995. № 5. Т. 16. С. 104-114.

7. Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопр. психол. 1995. № 2. С. 19-31.

8. Кестлер А. Дух в машине // Вопр. философ. 1993. № 10. С. 93-123.

9. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопр. психол. 1988. № 1. С. 16-26.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.

11. Соловьев В.С. Сочинения. М.: Мысль, 1990.

12. Старец Силуан. Международный издательский центр православной литературы, 1994.

13. Флоренский П.А. Автореферат // Сочинения: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1994.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

16. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопр. философ. 1990. № 6. С. 68-132.

17. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики. М., 1974.

18. Яковленко С.И. Философия незамкнутости // Вопр. философ. 1996. № 2. С. 41-51.

Источник

Укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка pc8ebK5 glJ5gQeUrtDz9VYI4FlfHLi9jD f2zfndp8tLKF6pqBgEaqhkAnvW81X71JfOgLLNeVZlI1o6QZW38Md

ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ запись закреплена

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. e29c85. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-e29c85. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка e29c85Пример итогового теста с ответамиукажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. f09f9187f09f8fbb. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-f09f9187f09f8fbb. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка f09f9187f09f8fbb

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo

Какая модель учебного процесса обеспечивает такой подход к его проектированию, при котором в условиях реального мира определяются «точки привязки» к конкретной проблеме или ситуации?

Теория когнитивной гибкости
Проблемно-ориентированное обучение
Ситуативное обучение
+ «Заякоренный» учебный процесс

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo

Что представляет собой ассимиляция?

+ усвоение нового опыта, который пополняет уже приобретенные учащимся знания
приобретение исключительно позитивного опыта
утрату старого опыта, но приобретение нового опыта
приобретение исключительно негативного опыта

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo

Новое «общество глобальной компетентности» характеризуется следующими особенностями:

+ объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для заполнения 19 миллионов томов
+ объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года
объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые двадцать лет
+ ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo

Что в рамках информационно-коммуникационного подхода к образованию и воспитанию означает тезис «Обучение – активный, а не пассивный процесс»?

+ В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведения
Изучение чего-либо – это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер
Обучение тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста
Обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo

В рамках каких теорий проводятся исследования в области когнитивного обучения?

+ теория конструктивистских моделей учебного процесса
+ ситуативная модель процессов познания
+ социокультурная теория
модель учебного процесса «мастер–мастер»

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo

Принцип интерактивности при обучении с применением ДОТ заключается в том, что (укажите наиболее полный ответ):

+ в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения и/или преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности.
в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности.
в процессе обучения преподаватель постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения
в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo

Что представляет собой аккомодация?

разрушение сложившейся системы понятий с учетом приобретенного опыта
формирование новой системы понятий с учетом приобретенного опыта
+ модификация сложившейся системы понятий с учетом приобретенного опыта
формирование ложной системы понятий с учетом приобретенного негативного опыта

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo

Укажите основные недостатки очной формы обучения:

+ сложность организации обучения социально-защищенных групп учащихся
обучение в традиционной форме, используемой в России в высших и средних учебных заведениях
+трудоемкость осуществления преподавателем контроля действий каждого ученика при выполнении практических заданий
+субъективизм в оценке работы учащихся и интерпретации программы обучения

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo

Как и Пиаже, Брюэр подчеркивал, что обучение – это активный процесс, в ходе которого учащиеся создают новые идеи и концепции на базе ранее полученных знаний и опыта. Он выявил основополагающие принципы преподавания. Какие?

+ содержание учебного процесса необходимо спланировать так, чтобы облегчить учащимся экстраполяцию и/или заполнение пробелов в знаниях (возможность выхода за пределы предоставляемой учителем информации)
учебный процесс должен иметь максимальную эффективность, какой бы ценой это ни достигалось
+ учебный процесс следует структурировать таким образом, чтобы учащемуся было легко учиться (спиральная организация)
+ преподавание должно быть основано на опыте и контексте, которые обуславливают желание и способность детей учиться (готовность);

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo

В противовес традиционной парадигме преподавания и учения сегодня формируется новая парадигма этого процесса, которая характеризуется следующими тезисами:

+Обучение – активный, а не пассивный процесс
+Обучение – естественный процесс
+Обучение – социальный процесс

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo

Что в рамках информационно-коммуникационного подхода к образованию и воспитанию означает тезис «Обучение – естественный процесс»?

Обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах
Обучение тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста
+Изучение чего-либо – это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер
В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведения.

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка dLLISWrgpWSLAwDOO4Ujfc4R6udnftV8s2w694Oo

Для эффективного использования новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и повышения качества образования необходимо выполнить следующие ключевые условия:

+следует предоставить в распоряжение преподавателей и учащихся высококачественные, значимые и представляющие общекультурную ценность цифровые учебные ресурсы
-учащимся надлежит ограничить доступ к сети Интернет
+преподаватели должны обладать достаточными знаниями и умениями для того, чтобы с помощью новых цифровых средств и ресурсов поддерживать высоких стандарты успеваемости учащихся
+преподавателям надлежит обеспечить доступ к цифровым технологиям и сети Интернет

Источник

Оценка личностных смыслов.

Конструктивисты, начиная с самого Келли, разработали многочисленные методы оценки смыслов, используемых нами в повседневной жизни. Некоторые из этих методов в высшей степени структурированы и требуют от клиента развитых вербальных навыков, тогда как другие менее структурированы и могут использоваться с клиентами, не так хорошо умеющими формулировать свои мысли.

«С точки зрения теории личностных конструктов, поведение — это не ответ; это вопрос» (Kelly, 1969b, p. 219).

Репертуарная решетка ролевых конструктов (реп-решетка)

Келли разработал реп-решетку как метод выявления индивидуальных смыслов, а также с целью получения общей картины взаимосвязей между этими смыслами (в табл. 13.1 показан пример реп-решетки). При заполнении реп-решетки клиент должен сначала назвать имена людей, играющих определенные роли в его жизни (напр., мать, отец, брат, сестра, ближайший друг одного с ним пола, ближайший друг противоположного пола, самый несчастный человек, знакомый клиенту лично, и т. д.). Как правило, клиента просят назвать три таких лица и описать, в чем состоит сходство двоих из них и их отличие от третьего. Допустим, что вы назвали отца; знакомого вам человека, достигшего наибольшего успеха; и человека, который, как вам кажется, вас не любит. Вы можете считать, что ваш отец и преуспевающий человек «трудолюбивы», тогда как третий человек «ленив». В этом случае делается предположение, что измерение «трудолюбивый-ленивый» имеет для вас личное значение (смысл). Далее вас просят повторить задание с различными тройками людей из названного вами списка.

Табл. 13. 1. Пример упрощенной репертуарной решетки

Полюс конструктаМатьОтецБратСестраСупруг(а)Други т. д.и т. д.Полюс конструкта
Трудолюбивый (*)*#**###*Ленивый (#)
Счастливый (*)###***#Крайне несчастный (#)

Примечание. Столбцы соответствуют различным людям, играющим определенные роли в жизни человека (напр., мать, отец, брат, сестра, и т. д.). Оценки «*» означают, что данное лицо лучше всего описывается с помощью данного полюса конструкта («трудолюбивый» в строке 1, «счастливый» в строке 2). Оценки «#» означают, что данное лицо лучше всего описывается с помощью противоположного полюса конструкта («ленивый» в строке 1, «крайне несчастный» в строке 2). Заметьте, что каждый человек, который оценивается как «трудолюбивый», также оценивается как «крайне несчастный», а каждый «счастливый» — так же и как «ленивый».

После того как вы предложили набор личностных смыслов, таких, как «трудолюбивый-ленивый», вас могут попросить оценить каждого человека в вашем списке по каждому такому конструкту. Такая оценочная процедура помогает прояснить, каким образом ваши конструкты связаны с вашей личной картиной мира. Допустим, что помимо пары «трудолюбивый—ленивый» вы также использовали пару «счастливый—крайне несчастный (подавленный)» при противопоставлении друг другу участников другой тройки людей из вашего списка. Кроме того, каждый раз когда вы оценивали человека как «трудолюбивого», вы также оценивали его как «крайне несчастного», а «ленивого» — как «счастливого». На основании этой информации конструктивист может сделать предположение, что в вашей картине мира быть «трудолюбивым» означает также быть «несчастным», а быть «счастливым» означает также быть «ленивым». Если это так, перспектива повышения в должности может восприниматься вами не как приятное известие, а как угроза, предполагающая повышение требований и ответственности.

Другим методом, разработанным Келли с целью оценки личностных смыслов, является скетч самохарактеризации. Клиент дает письменное описание себя с точки зрения друга, близко знающего клиента и дружелюбно относящегося к нему, «возможно, лучше, чем фактически может знать кто-либо другой» (Kelly, 1955a, р. 242). Келли также давал клиенту инструкцию описывать себя в третьем лице, начиная с фраз типа «Гарри Браун, это. » (Kelly, 1955 а, р. 242).

Часть этих инструкций (это должно быть описание, характеризующее человека, с точки зрения его друга, написанное в третьем лице) направлена на то, чтобы человек взглянул на свою жизнь с внешней позиции. Другая часть инструкций (другой человек должен быть близко знаком с пишущим и дружелюбно относиться к нему) преследует цель выявить более глубинные аспекты личности клиента, а также представить его в таком свете, чтобы он мог принять себя. Вот, например, фрагмент самоописания клиента:

«Джейн Доу сейчас проходит через тяжелейший период своей жизни, когда она перестает понимать, кто она такая. Однако в глубине души она чувствует, что она хороший человек» (Leitner, 1995а, р. 59).

Психотерапевт-конструктивист способен сделать немало выводов из этого отрывка. Так, например, Джейн, вероятно, хочет сказать, что ее текущие проблемы связаны с травматическими событиями, происходящими во внешнем мире, а не с генетическими или биохимическими нарушениями в ее организме. Кроме того, она может считать что вследствие этих травм она перестала понимать, кто она такая, и понимание себя, имевшееся у нее в прошлом, оказалось разрушенным до такой степени, что она утратила точку опоры, позволявшую ей поддерживать положительное представление о себе, так что теперь она просто плывет по течению, потеряв ориентацию в мире. Единственным, вероятно, еще сохранившем некоторую силу конструктом осталось ее понимание себя как «хорошего человека». Если эти предположения точны (то есть соответствуют реальному опыту Джейн), взяв их за основу, можно сформулировать цель психотерапевтического лечения: помочь Джейн справиться с ее травмами таким образом, чтобы она могла восстановить более позитивное представление о себе.

Перекрестные системные связи (Systemic bow ties)

Перекрестные системные связи — это получившая широкое распространение техника, используемая в конструктивной семейной терапии с целью понимания того, каким образом конструкты индивидуума побуждают его к действиям, укрепляющим страхи другого человека. В частности, Лейтнер и Эпптинг (Leitner and Epting, в печати) описывают перекрестные системные связи пары, обратившейся за помощью в разрешении ряда вопросов, являющихся предметом их эмоциональных конфликтов (см. рис. 13.1).

укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. image016. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ фото. укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ-image016. картинка укажите какие уровни содержит шкала личностных смыслов ответ. картинка image016

Рис. 13.1. Перекрестные системные связи.Печатается по статье: Лейтнер, Эптинг «Конструктивистские подходы к терапии» (Leitner, L. M. & Epting, F. R., Constructivist approaches to therapy, в печати) для сборника: «Руководство по гуманистической психологии: Новейшие разработки в области теории, исследований, и практики». (K. J. Schneider, J. F. T. Bugental, & J. Fraser Pierson (Eds.) The Handbook of humanistic psychology: Leading edges in theory, research and practice. Thousand Oaks, CA: Sage.)

«Когда начали возникать их разногласия, Джон стал бояться, что Пэтси его разлюбила (полюс страха для Джона). Под влиянием своего страха он попытался защититься от гнева Пэтси, занимая нетвердую и уклончивую позицию при выяснении отношений с ней. Однако Пэтси расценила уклончивость Джона, как подтверждающую ее опасения, что он недостаточно уважает ее, чтобы обсудить с ней все откровенно. Возникшее у нее ощущение неуважение к себе привело к тому что ее разговоры с Джоном приняли резкий и саркастический оттенок, что Джон воспринял как подтверждение того, что она его больше не любит.»

Выявление системных связей дает основание для терапевтического вмешательства либо на поведенческом уровне, либо на уровне смыслов, определяющих поведение каждого из супругов. Так, если Джон попробует разговаривать прямо и конкретно, даже о своем ощущении того, что Пэтси перестала его любить, Пэтси почувствует большее уважение к себе, и ее тон станет менее саркастическим, благодаря чему Джон снова сможет почувствовать, что его любят. Аналогичным образом, если Джон поймет, что сарказм Пэтси вызван ее чувством неуверенности, а не отсутствием любви, он постарается быть менее уклончивым. С другой стороны, если бы Пэтси могла стать менее саркастичной, даже чувствуя потерю уважения к себе, Джон почувствовал бы себя более любимым и стал бы меньше защищаться, что позволило бы Пэтси почувствовать себя более уважаемой Джоном. Кроме того, если бы она допустила, что уклончивость Джона вызвана страхом потерять ее, а не недостатком уважения; в результате она могла бы стать менее саркастичной, что, в свою очередь, позволило бы Джону почувствовать себя более любимым, и т. д. Основная цель состоит в том, чтобы помочь паре разомкнуть порочный круг, в котором она оказалась, и прекратить бесконечные и еще более усугубляющее ее положение дебаты по поводу того, чье восприятие действительности является «верным».

Техники определения смыслов у детей

У детей вербальные навыки менее развиты, чем у взрослых, поэтому работа с ними часто требует использования специальных техник, помогающих терапевту понять их картину мира. В частности, Равенетт (Ravenett, 1997) просит детей нарисовать картинку на основе предлагаемого им простого узора (горизонтальная линия, нарисованная в центре страницы, и слегка закругленная линия вблизи одного края страницы). После завершения рисунка Равенетт просит ребенка нарисовать картинку, противоположную первой. Затем он обсуждает с ребенком оба этих изображения: что происходит на этих картинках, почему вторая картинка является противоположной первой, как бы поняли эти картинки родители ребенка, и т. д. Равенетт также побуждает детей описывать себя так, как с их точки зрения описали бы их родители (Что могла бы сказать о тебе твоя мать?). Эта и многие другие техники, разработанные Равенеттом, помогают детям выразить то, что они знают о своем собственном мире, но не умеют передать это в словах.

Диагностика.

Будучи верным своим убеждениям, согласно которым для того, чтобы считаться достойной внимания, теория должна быть полезной, Келли называл диагностику «стадией планирования психотерапевтического лечения» (1955, р. 14) и рассматривал ее как принципиально важный этап эффективной конструктивистской терапии.

Конструктивизм и «Диагностическое и статистическое руководство по определению психических расстройств «четвертое издание» (DSM-IV), составленное Американской психологической ассоциацией (1994)

Конструктивисты считают, что диагностическая система, как и любая другая система, используемая с целью понимания окружающего мира, является системой порождения смыслов, а не обнаружения «реально существующих болезней» (Faidley & Leitner, 1993; Raskin & Epting, 1993; Raskin & Lewandowski, 2000). Данная точка зрения принципиально отличается от подхода, лежащего в основании диагностического руководства DSM-IV, согласно которому сами люди «являются реальным воплощением» тех или иных психических расстройств. В частности, профессиональные психологи описывают «шизофреников» или «параноиков» так, будто те являются реальными «объектами», а не профессиональными конструкциями, создаваемыми с целью описания окружающего мира.

Конструктивный альтернативизм, напротив, утверждает, что реальность открыта для бесчисленного множества конструкций. Поэтому, с их точки, зрения, DSM-IV представляет собой лишь один из множества возможных способов понимания психологических проблем людей. Именно на психологах лежит профессиональная ответственность за оценку не только позитивных, но и негативных последствий использования DSM-IV для понимания человеческих проблем, включая возможность использования DSM-IV как инструмента сексистской дискриминации (Kutchins & Kirk, 1997).

Кроме того, представление о том, что использование DSM-IV является единственным методом диагностики представляет собой форму «упреждающего конструирования» — когнитивного стиля, предполагающего, что, если определенный смысл уже вошел в употребление, другие смыслы не имеют права на существование.

Поскольку смыслы, которые мы используем для понимания окружающего мира, формируют структуру нашего постижения реальности опытным путем, упреждающее конструирование приводит к тому, что мы упускаем из виду все альтернативные варианты восприятия реальности.

Транзитивная диагностика предполагает, что профессиональный психолог может помочь клиенту осуществить транзитивный переход от порождающей психологические проблемы системы смыслов к такой, которая предоставляет больше возможностей для личностного роста и участия в окружающих событиях. Терапевт-конструктивист видит свою роль в том, чтобы активно помогать клиенту в этом путешествии. «Клиент не просто сидит запертым в нозологическом отделении; он движется вперед по своему пути. И если психолог рассчитывает помочь ему, он должен встать со своего стула и отправиться в путь вместе с ним» (Kelly, 1955a, р. 154-155).

Лечение может быть понято как практическое приложение теории к проблеме клиента (Leitner, Faidley, & Celentana, 2000). Следовательно, транзитивная диагностика должна основываться на теории, которой придерживается психотерапевт в своей практике. Так, например, фрейдист может использовать диагностическую систему, позволяющую ему делать выводы о защитных механизмах эго, сильных и слабых аспектах эго, и т. д. Последователь Роджерса будет искать систему, позволяющую терапевту видеть сферы жизни, в которых клиент получает обусловленное и безусловное положительное подкрепление своей самооценки. Конструктивисты нуждаются в системе, позволяющей психологу понять используемые клиентом процессы порождения смыслов.

Примеры транзитивной диагностики. Келли (1955а, 1955b) предложил несколько диагностических конструктов, которые могли бы оказаться полезными в психотерапии (напр., увеличение-уменьшение определенности в процессе конструирования, Р-У-К-цикл и другие). Впоследствии конструктивисты разработали дополняющие диагностические системы и применили их в терапевтической практике. В частности, Тшуди (Tschudi, 1997) предложил свое понятие «проблемы» как того, что вызывает психологические неудобства, поскольку помещает индивидуума в негативный полюс дихотомии. Допустим, вы «пассивны», а не «настойчивы». Вы можете хотеть быть «настойчивым», потому что «пассивность» предполагает, что другие люди не считаются с вами, вместо того чтобы вас уважать. В этом случае понимание конструкта «другие люди со мной не считаются — другие меня уважают» может вызвать у человека желание стать менее пассивным.

Однако если бы такая картина была полной, то для того, чтобы стать более «настойчивыми», людям достаточно было бы читать книги, обучаться на курсах и практиковать полученные знания в реальной жизни. Тшуди утверждает, что, вероятно, существует и другая, еще более фундаментальная конструкция. Например, если вы станете «настойчивым», другие, вероятно, начнут уважать вас, но при этом вы также можете стать в собственных глазах «эгоистом» в противовес, скажем, «порядочному человеку». «Пассивность» в вашем случае, несмотря на боль, которую вы испытываете, когда люди «не считаются» с вами, это альтернатива, которую вы сами выбираете, поскольку это защищает вас от еще большей боли видеть в себе «эгоиста». Аналогичную точку зрения высказывают Эккер и Халли (Ecker & Hulley, 2000) при описании согласованности симптомов:

«Симптом или проблема вызывается человеком, поскольку он имеет, по крайней мере, одну неосознаваемую конструкцию реальности, в соответствий с которой ему необходимо иметь данный симптом, несмотря на все страдания и неудобства, причиняемые его наличием» (р. 65).

Лейтнер, Фэйдли и Челентана (Leitner, Faidley & Celentana, 2000) предлагают диагностическую систему, ориентированную на понимание способов, посредством которых клиент пытается решать вопросы интимных отношений. Согласно этой системе, люди рассматриваются как нуждающиеся в интимных контактах с другими для того, что придать своей жизни полноту и смысл. Однако, поскольку такие отношения могут также глубоко ранить нас, люди пытаются ограничить глубину интимных контактов. Лейтнер и его коллеги (Leitner et al., 2000) описывают три взаимосвязанные оси, помогающие понять эти противоречия интимной сферы. Первая ось — задержка развития/структуры — служит для описания того, каким образом индивидуальные конструкции себя и других людей (играющие столь важную роль в интимных отношениях) могут застыть в своем росте на ранних этапах индивидуального развития вследствие травмы. Вторая ось — интимность отношений — описывает то, как человек решает вопрос зависимости (например, становится полностью зависимым от одного человека, оказывается зависимым практически от каждого и т. д., см. Walker, 1993), а также какими способами человек может физически или психологически отдалять себя от других. Третья ось — межличностная эмпатия — включает креативность, открытость, преданность, способность прощать, смелость и почтительность (Leitner & Pfenninger, 1994) — качества, связанные со способностью вести полноценную и осмысленную жизнь, предполагающую глубокие отношения с другими.

Терапия.

Келли четко сформулировал положение о том, что основной сферой применения психологии личностных конструктов является психологическая реконструкция человеческой жизни. На следующих страницах мы рассмотрим базовые принципы, лежащие в основе любых эффективных методов терапии личностных конструктов.

Взаимный обмен знанием и опытом

Психотерапия личностных конструктов расходится с традиционным взглядом на терапию, согласно которому профессиональный терапевт-эксперт «лечит» пациента. Вместо этого в ее основе лежит представление о том, что клиент вкладывает в терапевтический процесс не меньше экспертного знания, чем терапевт. Клиент всегда, как никто другой, осведомлен о своем собственном конкретном опыте и творимой им реальности. Поэтому терапевт должен внимательно прислушиваться к пациенту и уважительно относиться к тем способам, посредством которых клиент может подтверждать или опровергать гипотезы терапевта, касающиеся собственной жизни клиента (Leitner & Guthrie, 1993). Если клиент говорит терапевту, что нечто не соответствует его личному опыту, причиной является ошибка терапевта, а не защитные механизмы клиента.

Вкладом терапевта в терапевтический процесс являются знания о человеческих отношениях и способах использования личного опыта в целях дальнейшего роста в новых направлениях. В частности, терапевт может предложить свои профессиональные знания, касающиеся процесса порождения смыслов, а также способов установления контактов с окружающими людьми (Leitner, 1985). Тем самым терапевт создает среду, в которой врожденная человеческая склонность к порождению смыслов может быть использована для роста в новых направлениях (Bohart & Tallman, 1999). Иными словами, терапия не в большей (и не меньшей) степени таинственна, чем процесс порождения и перерождения собственной жизни. Терапевтический процесс просто реализуется в особых условиях, при которых становятся возможными глубинные изменения (Leitner & Celentana, 1997). Мы подробно рассмотрим некоторые компоненты конструктивистской терапии далее.

Доверительный («легковерный») подход

Доверительный подход является формой уважения к клиенту и предполагает, что буквально все, что говорит клиент, соответствует «истине». Под «истиной» мы понимаем то, что сообщаемая клиентом информация передает важные аспекты опыта клиента (Leitner & Epting, в печати). Иными словами, терапевт-конструктивист пытается проявлять уважение, открытость и доверие, буквально веря всему, что говорит клиент. Доверительный подход позволяет нам войти в мир клиента и попытаться воспринимать события его жизни так, как будто они происходят с нами.

Терапевты-конструтктивисты также хорошо осознают тот факт, что порождение смыслов является биполярной активностью, которой органически присущи контрасты. Если вы, к примеру, воспринимаете себя как «пассивного», конструктивист может спросить вас: «Каким человеком вы стали бы, если бы вы перестали быть пассивным?» Если вы ответите «уверенным в себе», у терапевта сформируется иное представление о ваших проблемах, чем если вы ответите «настойчивым».

Эффективная конструктивная терапия всегда предполагает творческий подход как со стороны терапевта, так и со стороны клиента (Leitner & Faidley, 1999). Клиент должен творчески реконструировать свои жизненные дилеммы и страхи таким образом, чтобы из этого материала могла быть создана новая, более полноценная и осмысленная жизнь, но при этом следует уважительно относиться также и к прошлому клиента. Терапевт должен найти способы помочь клиенту в его творческой реконструкции.

В теории личностных конструктов четко сформулировано положение о том, что наши конструкции мира определяют наш опыт взаимодействия с этим миром. Одним из частных следствий этого положения является понимание того, что в той степени, в которой люди конструируют себя (или свои проблемы), как нечто неизменное, возможности дальнейшего роста с помощью терапии крайне ограничены. Терапевт-конструктивист пытается помочь клиенту применить конструкт изменения к испытываемым им проблемам. Терапевт может достичь этой цели, задавая клиенту такие вопросы, как: «Бывают ли периоды, когда вы чувствуете себя лучше (хуже, иначе)?» Помимо этого терапевт может также делать краткие комментарии, помогающие клиенту увидеть, что его восприятие проблемы подвержено изменениям, пусть даже и незначительным (Leitner & Epting, в печати).

«Последователи Келли не могут предложить простого рецепта относительно того, как нам следует проживать свою жизнь, так как этот вопрос по самой природе своей является сложным и трудным. Однако любую проблему необходимо адекватно структурировать, прежде чем мы сможем работать с ней, и процесс реконструкции должен начинаться с обхода психологической местности в поисках наиболее выигрышных видов» (Burr & Butt, 1992, p. VI).

Терапия фиксированных ролей

Келли разработал оригинальный метод краткосрочной терапии, при котором после составления скетча самохарактеризации терапевт пишет для клиента новую роль, которую тот должен разыграть. Убедившись в том, что клиент положительно относится к своей новой роли, Келли предлагает клиенту поэкспериментировать с этой альтернативной ролью в течение двухнедельного срока. В соответствии с ролью клиенту дается новое имя, и его просят постараться стать, насколько это возможно, «новой личностью». При этом клиента побуждают действовать, рассуждать, относиться к другим и даже мечтать так, как это делал бы человек, которому соответствует данная роль. По окончании двухнедельного срока клиент и терапевт могут проанализировать эксперимент и решить, какой опыт клиента оказался достаточно ценным, чтобы продолжить прорабатывать его в будущем.

В идеале, терапия фиксированных ролей предлагает клиенту свободно экспериментировать с новым опытом (Viney, 1981), а не дает ему строгие поведенческие предписания относительно того, каким он должен стать. Тем самым терапевт предоставляет клиенту возможность переживать жизненные события несколько иначе, одновременно используя «игровой» компонент роли в качестве защиты от реальной угрозы. Кроме того, конструктивистская терапия использует ролевые игры и разыгрывание ролей в жизни для повышения степени вовлеченности клиента в окружающие события.

Для размышления. Разыгрывание фиксированных ролей

Если вы хотите, по-настоящему ощутить, в чем состоит предложенная Келли идея поведения как эксперимента, попробуйте сделать следующее:

1. Составьте скетч самохарактеризации объемом в одну страницу, используя следующие инструкции, взятые из работы Келли (1955/1991а, р. 242):

«Я хочу, чтобы вы составили письменный скетч характера (ваше имя) так, как будто он или она является главным действующим лицом пьесы. Опишите его так, как мог бы описать его друг, знающий его очень близко и относящийся к нему очень дружелюбно, возможно лучше, чем его фактически может знать кто-либо другой. Следите за тем, что вы пишете о нем в третьем лице. Например, начните с фразы «(Ваше имя), это. »»

2. После составления скетча характера подумайте о том, какие качества восхищают вас в людях, которыми вы, как вам кажется, на данный момент не обладаете. Затем составьте второй скетч характера на одну страницу, на этот раз — вымышленного лица, обладающего качествами, которыми вы восхищаетесь. Дайте вашему персонажу любое имя, какое вам нравится. И снова следите за тем, чтобы описывать его в третьем лице, используя тот же формат, который вы использовали для описания собственного характера. Второй скетч является вашим скетчем фиксированной роли.

3. Следуйте приводимым ниже инструкциям, взятым из работы Келли (Kelly, 1955/199la, p. 285) и описывающим, как следует разыгрывать скетч фиксированной роли:

«Я хочу, чтобы в течение следующих двух недель вы делали нечто необычное. Я хочу чтобы вы действовали так, как если бы вы были (имя, данное фиксированной роли). В течение двух недель старайтесь забыть, что вы, это (ваше имя), и что вы когда-либо были этим человеком. Вы являетесь (имя, данное фиксированной роли). Вы действуете так, как этот человек. Вы думаете так, как этот человек. Вы разговариваете с вашими друзьями так, как, с вашей точки зрения, разговаривал бы этот человек. Вы делаете то, что, с вашей точки зрения, он бы делал. Вы даже имеете его или ее интересы, и вам нравятся те же вещи, что нравились бы данному человеку.

. Вы можете считать, что мы отправляем (ваше имя) на две недели в отпуск. и в течение этого срока его место занимает (имя, данное фиксированной роли). Другие люди могут не знать этого, но (ваше имя) даже не будет рядом с ними. Разумеется, вам придется позволить людям продолжать называть вас (ваше имя), однако вы будете думать о себе, как о (имя, данное фиксированной роли).»

4. По прошествии двух недель проанализируйте свой опыт. Чему вы научились? Находите ли вы такие аспекты вашего скетча фиксированной роли, которые, с вашей точки зрения, вы сохраните в будущем.

Теперь, после того как вам представилась возможность испытать новые формы поведения благодаря разыгрыванию фиксированной роли, какие другие фиксированные роли могли бы, по-вашему, позволить вам опробовать новые конструкции вашей личности?

Оценка.

Келли (1970b) чрезвычайно гордился тем, что представители самых различных направлений психологии находили его теорию совместимой со своей собственной профессиональной деятельностью. Однако Келли возражал против того, чтобы его теория личностных конструктов стала тесно ассоциироваться с каким-либо конкретным психологическим подходом. В результате психологи часто не могут определить, как им следует классифицировать теорию личностных конструктов. Чаще всего теорию Келли причисляют к когнитивным теориям, и во многих учебных пособиях по психологии личности для старших курсов она рассматривается в одном ряду с теориями Аарона Бека и Альберта Эллиса. Однако работы Келли имеют не меньше, а возможно и больше, оснований быть отнесенными к гуманистическому подходу.

В последние годы работы Келли все чаще ассоциируются с конструктивизмом, совокупностью психологических подходов, подчеркивающих центральную роль людей в конструировании собственных психологических смыслов и проживании своей жизни в соответствии с этими смыслами. Как и теорию личностных конструктов, конструктивистские подходы часто рассматривают, как относящиеся к сфере клинической психотерапии (Ecker & Hulley, 1996; Eron & Lund, 1996; Hoyt, 1998; Neimeyer & Mahoney, 1995; Neimeyer & Raskin, 2000; White & Epston, 1990). Однако мы можем привести свидетельства, говорящие о том, что конструктивизм проникает и в другие разделы психологии (Botella, 1995; Bruner, 1990; Gergen, 1985; Guidano, 1991; Mahoney, 1991; Sexton & Griffin, 1997). Акцент конструктивизма на порождении индивидуумом смыслов и проживании этих смыслов полностью согласуется с идеями конструктивного альтернативизма, отстаиваемыми Келли. Как правило, психологи-конструктивисты работают в рамках небольших, но тесно сплоченных научных сообществ. Некоторые сторонники теории личностных конструктов высказывают опасения, что теория Келли утрачивает свою чистоту, по мере того как она становится лишь одним из многочисленных конкурирующих психологических подходов (Fransella, 1995). Несмотря на эти опасения, в последние годы многие последователи Келли стали включать в свою работу элементы других конструктивистских подходов, а также повествовательную терапию и социальную конструкционистскую тематику. В частности, в 1994 году «Международный журнал психологии личностных конструктов» (International Journal of Personal Construct Psychology) сменил свое название на «Журнал конструктивистской психологии» (Journal of Constructivist Psychology) с целью охватить более широкий круг направлений, приближающихся к смысловому подходу в психологии, начало которому положила теория Келли.

Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 530 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *