укажите какие виды эксперимента выделил а р лурия

Эксперимент в психологии и его виды (по а.Р.Лурии, по учебнику е.Е.Соколовой).

Эксперимент – это метод психологического исследования, характеризующийся более активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, чем это может быть осуществлено в наблюдении (вопрос №2).

Виды экспериментов, как и формы наблюдения, можно расклассифицировать по характеристикам.

А.Р. Лурия. разделил все методы экспериментального исследования на три группы:

Группа методов структурного анализа, с помощью которых выделяется и анализируется структура изучаемого психического процесса или явления.

Совокупность экспериментально-генетических методов, с помощью которых прослеживаются различные стадии развития изучаемого процесса (метод срезов) или организуется формирование той или иной психической деятельности (формирующий эксперимент).

Экспериментально-патологические методы (называемые А.Р. Лурия также методами синдромного анализа), которые вы­являют комплекс изменений при каких-либо болезненных нарушениях психической деятельности (например, при повреждениях головного мозга или психических заболеваниях) и вскрывают факторы, «отвечающие» за возникновение того или иного комплекса изменений (синдрома).

Метод структурного анализа, по А. Р.Лурия, заключается в следующем:

Психолог, изучающий тот или иной психический процесс, ставит перед испытуемым какую-либо конкретную задачу и прослеживает строение соответствующих действий испытуемого, характер используемых при этом средств в процессе решения по­ставленной задачи и пр.

В группе экспериментально-генетических методов часто выделяют так называемый лонгитюдный метод (систематическое изучение одних и тех же испытуемых в течение весьма долгого времени (например, в течение нескольких лет или даже десятилетий).

В нейропсихологии и патопсихологии широко используются экспериментально-патологические методы, об особенностях которых можно узнать из соответствующих учебных курсов.

Виды экспериментального исследования можно классифицировать и по ряду других оснований. Так, выделяют, например, эксперименты естественные и лабораторные, отличающиеся разными условиями их проведения (а именно в естественных или лабораторных — и поэтому иногда весьма искусственных — условиях).

Ответы на вопросы по разделу «Психология индивидуальности»

Критерии определения личности в отечественной психологии, представления об этапах развития личности и основных механизмах развития личности в отечественной психологии (по А.Н.Леонтьеву, по учебнику Ю.Б.Гиппенрейтер).

Личность базовое понятие в психологии – это социальное качество индивида; субъект общественных отношений.

Личность – индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно – полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Отечественные психологи под личностью понимали высший уровень развития человека. Процесс развития личности – социализация (ее механизмы: подражание, идентификация, рефлексия, чувство вины и стыда). В отечественной психологии структуру Личности описывали Рубинштейн, Платонов, Божович, Леонтьев.

Гиппенрейтер выделяет 3 механизма развития личности:

1. Сдвиг мотива на цель (сначала ребенок выполняет действие (цель) ради общения с матерью (мотив), позже в случае позитивного общения со взрослыми «правильное» поведение приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом)). 2. Идентификация (подражание взрослым).

3. Принятие и освоение социальных ролей.

1. Дошкольный возраст – начало формирования иерархии мотивов (подчинение социальным нормам);

2. Подростковый возраст – выражается в самопознании, осознании своих мотивов и параметров Личности:

богатство связей индивида с миром;

степень иерархичности деятельности их мотивов;

общий тип строения Личности.

Отечественные психологи отмечали необходимость рассматривать Личность, выходя за пределы статусно – ролевых ограничений (Личность не должна ограничиваться ролью и статусом).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Укажите какие виды эксперимента выделил а р лурия

Е.Е. Соколова. Психологический эксперимент и его виды
Добавлено укажите какие виды эксперимента выделил а р лурия. . укажите какие виды эксперимента выделил а р лурия фото. укажите какие виды эксперимента выделил а р лурия-. картинка укажите какие виды эксперимента выделил а р лурия. картинкаPsychology OnLine.Net
11.10.2008 (Правка 11.10.2008)

Было установлено существенное различие между испытуемы­ми разных возрастных групп в использовании карточек как сред­ства запоминания слов: дошкольники еще не использовали кар­точку для запоминания слова, потому что не понимали смысла этой операции, школьники очень хорошо запоминали с карточ­ками (и плохо без карточек). Взрослые же запоминали слова с карточками лучше, чем школьники, и намного лучше по сравнению со школьниками без карточек (согласно гипотезе Л.С.Вы­готского, подтвердившейся в данном экспериментальном иссле­довании, у взрослых имеются уже внутренние «карточки», т.е. определенные внутренние средства запоминания).

Таким образом, в этих экспериментах были получены данные, раскрывающие особенности запоминания у испытуемых каждой возрастной группы. Экспериментатор производил как бы срез про­цесса развития памяти в онтогенезе. Возникал, однако, вопрос: а что происходит на линии «между» этими точками? Ответить на этот вопрос позволил формирующий эксперимент. В частности, с по­мощью остроумного методического приема у испытуемого формировалось умение использовать внутренние средства для запо­минания, если до этого он применял только внешние средства.

В одном из экспериментов школьникам предлагалось для запо­минания не 30 карточек, как обычно, а всего одна. Тогда процесс запоминания превращался в рассказ, каждое слово которого оп­ределенным образом было связано с карточкой, т.е. средством запоминания теперь выступали слова. В результате у испытуемых появлялась сформированная в эксперименте высшая форма внут­ренне-опосредствованного запоминания. Формирующий эксперимент широко используется также в возрастной и педагогической психологии, в частности в исследованиях и практических разра­ботках, проводимых на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.

В группе экспериментально-генетических методов часто выделя­ют так называемый лонгитюдный метод, т.е. систематическое изу­чение одних и тех же испытуемых в течение весьма долгого време­ни (например, в течение нескольких лет или даже десятилетий).

В нейропсихологии и патопсихологии широко используются экспериментально-патологические методы, об особенностях ко­торых можно узнать из соответствующих учебных курсов.

Виды экспериментального исследования можно классифици­ровать и по ряду других оснований. Так, выделяют, например, эксперименты естественные и лабораторные, отличающиеся раз­ными условиями их проведения (а именно в естественных или лабораторных — и поэтому иногда весьма искусственных — усло­виях).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *