укажите какие виды эксперимента выделил а р лурия
Эксперимент в психологии и его виды (по а.Р.Лурии, по учебнику е.Е.Соколовой).
Эксперимент – это метод психологического исследования, характеризующийся более активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, чем это может быть осуществлено в наблюдении (вопрос №2).
Виды экспериментов, как и формы наблюдения, можно расклассифицировать по характеристикам.
А.Р. Лурия. разделил все методы экспериментального исследования на три группы:
Группа методов структурного анализа, с помощью которых выделяется и анализируется структура изучаемого психического процесса или явления.
Совокупность экспериментально-генетических методов, с помощью которых прослеживаются различные стадии развития изучаемого процесса (метод срезов) или организуется формирование той или иной психической деятельности (формирующий эксперимент).
Экспериментально-патологические методы (называемые А.Р. Лурия также методами синдромного анализа), которые выявляют комплекс изменений при каких-либо болезненных нарушениях психической деятельности (например, при повреждениях головного мозга или психических заболеваниях) и вскрывают факторы, «отвечающие» за возникновение того или иного комплекса изменений (синдрома).
Метод структурного анализа, по А. Р.Лурия, заключается в следующем:
Психолог, изучающий тот или иной психический процесс, ставит перед испытуемым какую-либо конкретную задачу и прослеживает строение соответствующих действий испытуемого, характер используемых при этом средств в процессе решения поставленной задачи и пр.
В группе экспериментально-генетических методов часто выделяют так называемый лонгитюдный метод (систематическое изучение одних и тех же испытуемых в течение весьма долгого времени (например, в течение нескольких лет или даже десятилетий).
В нейропсихологии и патопсихологии широко используются экспериментально-патологические методы, об особенностях которых можно узнать из соответствующих учебных курсов.
Виды экспериментального исследования можно классифицировать и по ряду других оснований. Так, выделяют, например, эксперименты естественные и лабораторные, отличающиеся разными условиями их проведения (а именно в естественных или лабораторных — и поэтому иногда весьма искусственных — условиях).
Ответы на вопросы по разделу «Психология индивидуальности»
Критерии определения личности в отечественной психологии, представления об этапах развития личности и основных механизмах развития личности в отечественной психологии (по А.Н.Леонтьеву, по учебнику Ю.Б.Гиппенрейтер).
Личность базовое понятие в психологии – это социальное качество индивида; субъект общественных отношений.
Личность – индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно – полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Отечественные психологи под личностью понимали высший уровень развития человека. Процесс развития личности – социализация (ее механизмы: подражание, идентификация, рефлексия, чувство вины и стыда). В отечественной психологии структуру Личности описывали Рубинштейн, Платонов, Божович, Леонтьев.
Гиппенрейтер выделяет 3 механизма развития личности:
1. Сдвиг мотива на цель (сначала ребенок выполняет действие (цель) ради общения с матерью (мотив), позже в случае позитивного общения со взрослыми «правильное» поведение приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом)). 2. Идентификация (подражание взрослым).
3. Принятие и освоение социальных ролей.
1. Дошкольный возраст – начало формирования иерархии мотивов (подчинение социальным нормам);
2. Подростковый возраст – выражается в самопознании, осознании своих мотивов и параметров Личности:
богатство связей индивида с миром;
степень иерархичности деятельности их мотивов;
общий тип строения Личности.
Отечественные психологи отмечали необходимость рассматривать Личность, выходя за пределы статусно – ролевых ограничений (Личность не должна ограничиваться ролью и статусом).
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Укажите какие виды эксперимента выделил а р лурия
Е.Е. Соколова. Психологический эксперимент и его виды
Добавлено Psychology OnLine.Net
11.10.2008 (Правка 11.10.2008)
Было установлено существенное различие между испытуемыми разных возрастных групп в использовании карточек как средства запоминания слов: дошкольники еще не использовали карточку для запоминания слова, потому что не понимали смысла этой операции, школьники очень хорошо запоминали с карточками (и плохо без карточек). Взрослые же запоминали слова с карточками лучше, чем школьники, и намного лучше по сравнению со школьниками без карточек (согласно гипотезе Л.С.Выготского, подтвердившейся в данном экспериментальном исследовании, у взрослых имеются уже внутренние «карточки», т.е. определенные внутренние средства запоминания).
Таким образом, в этих экспериментах были получены данные, раскрывающие особенности запоминания у испытуемых каждой возрастной группы. Экспериментатор производил как бы срез процесса развития памяти в онтогенезе. Возникал, однако, вопрос: а что происходит на линии «между» этими точками? Ответить на этот вопрос позволил формирующий эксперимент. В частности, с помощью остроумного методического приема у испытуемого формировалось умение использовать внутренние средства для запоминания, если до этого он применял только внешние средства.
В одном из экспериментов школьникам предлагалось для запоминания не 30 карточек, как обычно, а всего одна. Тогда процесс запоминания превращался в рассказ, каждое слово которого определенным образом было связано с карточкой, т.е. средством запоминания теперь выступали слова. В результате у испытуемых появлялась сформированная в эксперименте высшая форма внутренне-опосредствованного запоминания. Формирующий эксперимент широко используется также в возрастной и педагогической психологии, в частности в исследованиях и практических разработках, проводимых на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.
В группе экспериментально-генетических методов часто выделяют так называемый лонгитюдный метод, т.е. систематическое изучение одних и тех же испытуемых в течение весьма долгого времени (например, в течение нескольких лет или даже десятилетий).
В нейропсихологии и патопсихологии широко используются экспериментально-патологические методы, об особенностях которых можно узнать из соответствующих учебных курсов.
Виды экспериментального исследования можно классифицировать и по ряду других оснований. Так, выделяют, например, эксперименты естественные и лабораторные, отличающиеся разными условиями их проведения (а именно в естественных или лабораторных — и поэтому иногда весьма искусственных — условиях).