укажите какие значения соответствуют приведенным образным выражениям
Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.
1. Современный Дон Кихот
4. Вернуться к своим пенатам
5. Настоящий Квазимодо
10. Перейти Рубикон
11. Биться как рыба об лед
13. Держать камень за пазухой
15. Прокрустово ложе
А. Сложное, запутанное дело
Б. Добрый, бескорыстный человек
В. Уродливый, безобразный
Г. Восхвалять, прославлять
Д. Коварные дары, несущие гибель
Е. Вернуться в родной дом
Ж. Ловелас, распутник, волокита
З. Совершить решительный поступок
И. Бесполезная попытка поправить дела
К. Мерка, под которую подгоняют
Л. Бесполезно добиваться чего-либо
М. Ничего не интересует, кроме книг
П. Совершать необдуманные поступки
Тестовое задание
1. Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями.
2. Установите соответствие между фразой и их автором.
3. В каких словосочетаниях нет ошибок?
А) поднять занавес над этой историей
Б) красной мыслью проходит мысль
В) пускать туман в глаза
Г) пока суд да дело
Д) результаты не замедлят себя ждать
4. В каких словосочетаниях нет ошибок?
Б) пускать пыль в глаза
В) положить в долгий ящик
Г) защитить диссертацию
Д) одержать сокрушительную победу
5. В каких словосочетаниях нет ошибок?
А) подвергать обстрелу
Б) перебирать из пустого в порожнее
В) вступить в борьбу
Г) подвернуться под рукой
Д) принимать действия против врага
6. Какие предложения построены правильно?
А) Это льет мельницу на целесообразность подхода.
Б) Мне все достается потом и градом.
В) Депутат не стал играть в долгий ящик и вскоре выполнил программу.
Г) Хватит баклуши бить, пора и за работу.
Д) Работы здесь непочатый край.
7. Какие предложения построены правильно?
А) Мы уже опаздывали и бежали что есть духу.
Б) Мы опаздывали, поэтому торопились изо всех сил.
В) Он работал добросовестно, положа руку на сердце.
Г) Он работал добросовестно, не покладая рук.
Д) Работы здесь хоть пруд пруди.
8. Установите соответствие между фразеологизмами и их синонимами.
9. Установите соответствие между фразеологизмами и их синонимами.
10. Значение «говорить общеизвестные истины» имеют выражения
Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.
А. Сложное, запутанное дело
Б. Добрый, бескорыстный человек
В. Уродливый, безобразный
Г. Восхвалять, прославлять
Д. Коварные дары, несущие гибель
Е. Вернуться в родной дом
Ж. Ловелас, распутник, волокита
З. Совершить решительный поступок
И. Бесполезная попытка поправить дела
К. Мерка, под которую подгоняют
Л. Бесполезно добиваться чего-либо
М. Ничего не интересует, кроме книг
П. Совершать необдуманные поступки
Тестовое задание
1. Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями.
А. очень сильно надоедать,
Б. намеренно вносить неясность
В. сильно преувеличивать
Г. уничтожать улики преступления
Д. ограничивать свободу действий
2. Установите соответствие между фразой и их автором.
3. В каких словосочетаниях нет ошибок?
А) поднять занавес над этой историей
Б) красной мыслью проходит мысль
В) пускать туман в глаза
Г) пока суд да дело
Д) результаты не замедлят себя ждать
4. В каких словосочетаниях нет ошибок?
Б) пускать пыль в глаза
В) положить в долгий ящик
Г) защитить диссертацию
Д) одержать сокрушительную победу
5. В каких словосочетаниях нет ошибок?
А) подвергать обстрелу
Б) перебирать из пустого в порожнее
В) вступить в борьбу
Г) подвернуться под рукой
Д) принимать действия против врага
6. Какие предложения построены правильно?
А) Это льет мельницу на целесообразность подхода.
Б) Мне все достается потом и градом.
В) Депутат не стал играть в долгий ящик и вскоре выполнил программу.
Г) Хватит баклуши бить, пора и за работу.
Д) Работы здесь непочатый край.
7. Какие предложения построены правильно?
А) Мы уже опаздывали и бежали что есть духу.
Б) Мы опаздывали, поэтому торопились изо всех сил.
В) Он работал добросовестно, положа руку на сердце.
Г) Он работал добросовестно, не покладая рук.
Д) Работы здесь хоть пруд пруди.
8. Установите соответствие между фразеологизмами и их синонимами.
Г. без царя в голове
Д. после дождичка в четверг
9. Установите соответствие между фразеологизмами и их синонимами.
В. испытывать злобу против кого-либо или чего-либо
10. Значение «говорить общеизвестные истины» имеют выражения
А) ломиться в открытую дверь
Б) изобретать велосипед
В) открывать Америку
Д) вешать лапшу на уши
Проверочные работы
Выберите одно из слов, данных в скобках.
Подберите к каждому предложению подходящее по смыслу устойчивое выражение.
1. Обычно он много болтает. 2. Он все умеет делать. 3. Он главный мой помощник. 4. Похожи друг на друга. 5. Они неразлучные друзья. | А. Правая рука. Б. Язык без костей. В. Водой не разольешь. Г. Как две капли воды. Д. Мастер на все руки. |
Подберите к каждому предложению подходящее по смыслу устойчивое выражение.
1. Нельзя положиться, часто меняет свое мнение. 2. Не заниматься ничем полезным. 3. Неприятности с двух сторон. 4. Не обращать внимания ни на что. 5. Уметь всегда приспособиться к обстоятельствам. | А. Между молотом и наковальней. Б. Семь пятниц на неделе. В. В ус не дуть. Г. Держать нос по ветру. Д. Бить баклуши. |
Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.
1. Современный Дон Кихот. 2. Дон Жуан. 3. Троянский конь. 4. Вернуться к своим пенатам. 5. Настоящий Квазимодо. 6. Петь дифирамбы. 7. Гордиев узел. 8. Робинзонада. 9. Грубый топтыгин. 10. Фигура, как у Аполлона. | А. Сложное, запутанное дело. Б. Ловелас, распутник, волокита. В. Невежа, враг всего нового. Г. Необычные приключения, путешествия в одиночку. Д. Добрый, бескорыстный человек. Е. Уродливый, безобразный. Ж. Восхвалять, прославлять. З. Вернуться в родной дом. И. Коварные дары, несущие гибель тем, кто их получает. К. Красивая мужская фигура. |
Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.
1. Вылитый Плюшкин. 2. Курить фимиам. 3. Перейти Рубикон. 4. Пиррова победа. 5. Гомерический смех. 6. Дамоклов меч. 7. Этакий Голиаф. 8. Тришкин кафтан. 9. Прокрустово ложе. 10. Синий чулок. | А. Восхвалять. Б. Совершить решительный поступок. В. Женщина, всецело поглощенная книжными, учеными интересами. Г. Нависшая, угрожающая опасность. Д. Мерка, под которую насильственно подгоняют что-то. Е. Устранение одних недостатков вызывает новые, бесполезная попытка поправить дела. Ж. Скряга, жадина. З. Крупный, рослый, богатырского сложения великан. И. Неудержимый, громкий смех. К. Сомнительная, не оправдывающая понесенных жертв, победа. |
Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.
1. Семь пятниц на неделе. 2. Как снег на голову. 3. Держать камень за пазухой. 4. Держать язык за зубами. 5. Терять голову. 6. Родиться в рубашке. 7. Биться как рыба об лед. 8. Семи пядей во лбу. 9. Ждать у моря погоды. 10. Первая скрипка. | А. Таить зло. Б. Главный в каком-то деле. В. Непостоянный, непоследовательный человек. Г. Неожиданно. Д. Бесполезно добиваться чего-то. Е. Умница, эрудит. Ж. Совершать необдуманные поступки. З. Бесцельно тратить время, ожидая чего-то напрасно. И. Быть везучим, счастливым. К. Помалкивать, хранить тайну. |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
Домашнее задание.
1) По орфоэпическому словарю или словарю ударений определите нормативное ударение, запомните его.
Исчерпать, клала, кормящий, кралась, красивее, кровоточащий, кровоточить, мозаичный, молящий, наврала, наживший, нажита, назвалась, налила, наливший, нанявшийся, насорит, начала, начав, начавший.
2) По словарю устаревших слов объясните значение:
Алтын, баять, бортник, десница, исподний, казнодей, докука, живот, всуе, говеть.
3) Подготовьте реферат и устное выступление на тему «Деловая коммуникация». К реферату составьте список литературы, включающий монографии, учебники, статьи, диссертации и интернет-ресурсы – всего 8 наименований. Расположите их в алфавитной последовательности.
Проверка домашнего задания.
Правописание производных предлогов.
1. | 13. |
2. | 14. |
3. | 15. |
4. | 16. |
5. | 17. |
6. | 18. |
7. | 19. |
8. | 20. |
9. | 21. |
10. | 22. |
11. | 23. |
12. | 24. |
Орфографический диктант. Вставьте буквы «е» или «э».
Ант…нна, конт…йнер, от…кзаменовать, с…р, тра…ктория, ре…стр, парт…р, с…кономить, синт…тика, п…р, т…рмос, ма…стро, т…ннис, бром…тил, трех…тажный, эст…тика, д…льта, мод…ль, кашн…, полит…кономия, шосс…, шимпанз…, р…квием, тир…, …ллин, …вкалипт, про…кт, по…зия, резюм…, стату…тка, ди…та, пенсн…, прот…же, субъ…кт, ду…ль, д…нди, окта…др, ри…лтор, м…р.
Тест.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) давайте попробоваем
2) около пятисот человек
А3. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) Сергей приютил племянницу, ОДЕЛ и обул её.
2) Густой хвойный лес ОДЕЛ все подножия гор.
3) Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.
4) Девушка думала о том, как ОДЕТЬ куклу.
Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 669 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.
1) троянский конь а) сложное, запутанное дело.
2) вернуться к родным пенатам б) невежа, враг всего нового.
3) настоящий Квазимодо в) необычные приключения, путешествие в одиночку
4) петь дифирамбы г) вернуться в родной дом
5) гордиев узел д) восхвалять, прославлять
6) робинзонада е) коварные дары, несущие гибель тем, кто их получает
7) грубый топтыгин ж) уродливый, безобразный
8) курить фимиам з) совершить решительный поступок
9) пиррова победа и) сомнительная, не оправдывающая понесенных жертв, победа
10) перейти Рубикон к) нависшая, угрожающая опасность
11) гомерический смех л) мерка, под которую насильственно подгоняют что-то
12) дамоклов меч м) бесполезная попытка поправить дела
13) этакий Голиаф н) неудержимый, громкий смех
14) тришкин кафтан о) восхвалять
15) прокрустово ложе п) крупный, рослый, богатырского сложения великан
Составьте текст, используя фразеологизмы, позволяющие выразить ваше отношение к предмету или адресату речи.
Основная функция слова:
Слово может иметь значение:
2) прямое и переносное;
3) только переносное.
1) на употреблении слова в разных контекстах;
2) на несовпадении формы и содержания слова;
3) на переносе значения.
Многозначность и омонимия – это:
1) синонимичные названия одного явления;
2) явления, не свойственные русскому языку;
3) параллельно существующие явления.
1) разные по форме, но близкие по значению;
2) похожие по звучанию, но различные по значению;
3) разные формы одного слова.
Функции антонимов в художественном тексте:
1) сопоставление и противопоставление;
2) эмоциональная выразительность;
В основе каламбура (игры слов) лежит:
1) синонимия и антонимия;
2) синонимия и паронимия;
3) омонимия и многозначность.
1) семантическими и стилистическими;
2) только семантическими;
3) только стилистическими.
Слова, имеющие эмоционально-экспрессивную окраску, используются:
1) во всех сферах и ситуациях общения;
2) в деловой и научной сферах;
3) в разговорных ситуациях.
10. Фразеологизмы являются:
1) нейтральным средством передачи информации;
2) ярким эмоционально-экспрессивным средством;
3) авторскими метафорами.
11. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы являются:
1) частью литературного языка;
2) группами слов, имеющих ограниченную сферу распространения;
3) обязательными элементами нашей речи.
1) общелитературные слова;
2) социально ограниченные слова;
3) территориально ограниченные слова.
13. Жаргонизмы возникли:
1) на базе существующих в языке слов путем изменения значения;
2) путем заимствования из иностранных языков;
3) словообразовательным путем.
14. Употребление диалектизмов ограничено:
2) этическими нормами;
Устаревшая лексика используется с целью:
1) создания исторической обстановки;
2) характеристики действующего лица;
3) создания обстановки торжественности;
4) со всеми названными целями.
По происхождению лексика делится:
1) на экзотизмы и варваризмы;
2) на архаизмы, историзмы и неологизмы;
3) на исконно русские и заимствованные слова.
17. Использование слов, имеющих ограниченную сферу распространения,
1) допустимо, но нежелательно;
2) допустимо лишь в определенных целях;
3) возможно в любой ситуации.
18. Для достижения точности и ясности речи необходимо:
1) знание предмета речи;
2) умение мыслить логично;
3) умение подбирать нужные слова;
4) все перечисленные условия.
19. Смешение паронимов – это:
1) средство выразительности речи;
2) средство выражения авторского отношения;
3) причина неясности речи.
20. Основная причина ограничения употребления внелитературных элементов
3) непонимание всеми членами языкового коллектива.
21. Заимствованные слова в русском языке:
1) необходимы, так как называют новые предметы, явления;
2) не нужны, так как затрудняют понимание смысла;
3) не могут быть оценены однозначно.
22. Слова-паразиты в речи:
1) помогают выразить отношение к сообщаемому;
2) не мешают пониманию, поэтому допустимы в речи;
3) затрудняют восприятие, поэтому их нужно избегать.
23. К средствам, засоряющим нашу речь, относится:
1) эмоционально-экспрессивная лексика;
2) лексика ограниченного употребления;
3) изобразительно-выразительные средства языка.
24. Возглас студента «Чем вчера кино закончилось?» на лекции нарушает:
1) стилевую уместность;
2) ситуативную уместность;
3) личностно-психологическую уместность.
25. Причины речевой недостаточности и избыточности:
1) плохое знание языка;
2) неумение контролировать свою речь;
26. В предложении «Его взор внушал страх и боязнь» есть:
1) речевая недостаточность;
27. В предложении «В семье взрослые не обращают на жаргон ребенка» есть:
1) речевая недостаточность;
28. Отметьте словосочетание, которое является устойчивым (фразеологизмом):
1) медвежья берлога;
29. В каком из словосочетаний прилагательное является эпитетом?
1) волшебная палочка;
2) волшебная сказка;
30. Средствами выразительности являются:
1) изобразительно-выразительные средства (тропы);
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Существование функциональных стилей обусловлено целью и задачами общения, формой, условиями и социальной сферой общения, которые лежат в основе отбора и употребления языковых средств в том или ином стиле.
Преобладающая часть языкового материала является общей для всех стилей, что обеспечивает единство языка как системы. Однако в языке можно выделить особые единицы, характерные по преимуществу для данного конкретного стиля, несмотря на то, что стили не отграничены друг от друга, не замкнуты. Такие специфические черты особенно четко различимы при сопоставлении стилей, наиболее отдаленных друг от друга (например, разговорного и официально-делового; разговорного и научного).
В различных речевых контекстах обычно могут присутствовать элементы разных стилей, так как стили взаимодействуют и взаимопроникают. Но при этом в каждом контексте (и функциональном стиле) преобладают определенные стилистические средства выражения, т.е. каждый функциональный стиль отличается особым соотношением, особой системой в использовании языково-стилистических элементов.
Тренировочные упражнения по теме «Лексика. Фразеология» 6 кл.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Задание 1. Определите значения следующих слов: бартер, консенсус, триллер, шоумен, гран-при, йети, ноу-хау, саммит, эксклюзивный, кемпинг, рефери, дефолт.
Задание 2. Каждое толкование замените одним словом.
Краткая приветственная застольная речь.
Настенный светильник из одной или нескольких ламп.
Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства.
Грубый, невоспитанный человек.
Задание 3. Запишите синонимы к прилагательным в словосочетаниях:
Свежий ветер, свежий воздух, свежий хлеб, свежие новости, свежее решение, свежая газета; чистые намерения, чистый спирт, чистое белье, чистое небо, чистое стекло.
Задание 4. Подберите подходящие по смыслу антонимы:
Мягкий климат, мягкий хлеб, старая женщина, старая история, живые цветы, живой человек, интересное лицо, интересный фильм, тяжелый день, тяжелый чемодан.
Задание 5. Замените получившиеся словосочетания синоноимичными
Крепкий (орех, организм, сон, чай, мороз); мягкий (хлеб, голос, движения, характер, вода, звук); сухой (воздух, хлеб, человек, дорога, ветка, кашель, закон); брать (лопату, такси, обязательства, хитростью, штраф, влево, в плен).
Задание 6. Объясните значения следующих слов.
Задание 7. Объясните различия в значении следующих паронимов.
Абонемент – абонент, восприятие – восприимчивость, дельный – деловой, демонстративный – демонстрационный, единичный – единый, лирический – лиричный, обосновать – основать, факт – фактор.
Задание 8. Составьте словосочетания, подбирая к существительным подходящие определения из слов-паронимов.
… молоко, … день, …назначение (целевой, цельный, целый); … завеса, … воздух, … цвет (дымный, дымовой, дымчатый); … привет, … улыбка, … работа (дружеский, дружный);… принадлежности, … бумага,(писчая, письменная); … район, мальчонка (соседский, соседний); … вид, … метод (эффектный, эффективный).
Задание 10. Продолжите фразеологизмы, объясните значение.
1. Невзирая … 2. Буря в … 3. За семь верст … 4. Кисейная … 5. Голод … 6. Танцевать от … 7. Ждать у … 8. Волчий … 9. Имеющий уши … 10. Не видеть дальше …
Задание11. Замените одним словом.
Зарубить на носу, себе на уме, куры не клюют, вилять хвостом, наложить вето, намылить шею, пальчики оближешь, развесить уши, обвести вокруг пальца, прикусить язык.
Задание 12. Замените свободное сочетание фразеологизмом.
1. Овладевать собой, успокаиваться. 2. Привлекать к себе внимание, быть особенно заметным. 3. Временно, незаконно. 4. Поступать так, как прежде, в молодости. 5. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе. 6. Усиленно думать над трудным вопросом. 7. Вдоволь, без ограничения. 8. Бесконечное повторение одного и того же. 9. Хорошенько запомнить. 10. Все нипочем, ничего не страшно.
Задание 13. Найдите ошибки и исправьте их.
1. Установите соответствие между архаизмом и его современным синонимом.
2. Установите соответствие между устаревшим словом и его современным синонимом.
3. Установите соответствие между словами и их антонимами.
4. Найдите слова, омонимы к которым имеют значение «национальность женщины»
5. Антонимами являются слова
В) зной – прохладный
Г) помнить – забвение
6. Установите соответствие между прилагательным и существительными
7. Установите соответствие между заимствованными словами и их значением
Раздел 2. Виды речевых ошибок
Употребление слова в несвойственном ему значении:
— незнание значения слова.
Праздничный – прилагательное к слову «праздник»
Праздный – не заполненный, не занятый делом.
2. Нарушение лексической сочетаемости.
Не всегда слова могут сочетаться друг с другом.
Ошибки этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что
— слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная песня
— одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища тружеников
— разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню
— несовместимы по традиции: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может быть сильной дружбы.
3. Употребление лишних слов.
Лишним является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего не уточняет в нем. Очень прекрасный день – « прекрасный» обозначает высшую степень качества, очень хороший; вступительная преамбула – преамбула и есть «вступительная часть»
Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
4. Тавтология и неуместное повторение слов.
Тавтология – это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло масляное», «расскажу в рассказе».
Другая ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его повесили табличку, на которой написали, за что его повесили. причины этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».
6. Ошибки в употреблении местоимений.
Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. Фразу «Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь» можно понять в 4 вариантах.
7. Использование клише и штампов.
Канцеляризмы – слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии профорганизации. При голосовании поднялся лес рук.
Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.
1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.
Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.
1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие. 2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья. 3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь. 4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок. 5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию. 6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.
Задание 3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.
Они работали как самые отъявленные специалисты.
Наши воины совершили много геройских подвигов.
Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.
Шолохов изобразил образы трех коммунистов.
Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.
Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.
С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.
Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.
Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.
За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.
Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.
1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.
Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.
В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.
Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.
Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.
Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»
Вся публика была уже в триумфе.
На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.
Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.
В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.
наконец-то обнаружены остатки царской семьи.
Моей подруге вырезали аппендицит.
Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.
Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.
Паронимами не являются слова
а) идеалистический – идеалистичный
б) умственный – интеллектуальный
в) романтический – романтичный
г) криминальный – криминогенный
2. Правильно построены словосочетания
а) продвигать кого-либо по должности
б) повышать в должности
в) ввести деятельность
г) убедиться о достоинствах работы
3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова
4. Правильно построено словосочетание
а) свободная вакансия
б) монументальный памятник
в) хронометраж времени
г) обыкновенное чудо
5. Правильно построено предложение
а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.
б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.
в) Они сыграли главную роль в этой истории.
г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.
6. Правильно построены предложения
а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.
б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.
в) Мы получили неожиданные результаты.
г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.
7. Правильно построены предложения
а) Определить рейтинг политика непросто.
б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.
в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.
г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.
8. Правильными являются сочетания слов
а) самоотверженный проступок
б) главный приоритет
в) презентовать ценный подарок
9. Правильными являются сочетания слов
в) националистический бюджет
г) сатиричное произведение
10. Сочетаются с одушевленными существительными слова
1. Лишним в синонимическом ряду является слово
2. Синоним к слову плеоназм
3. Правильно построены словосочетания
а) прыгать с парашюта
б) предпринять меры
в) заслужил известность
г) приобрел известность
4. Сочетаются с одушевленными существительными слова
5. Правильно построено словосочетания
а) выдающийся виртуоз
г) заразная инфекция
6. Правильно построено предложение
а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.
б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.
в) Это не играет никакого значения.
г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.
7. Правильно построены предложения
а) Нам не удалось предвосхитить эти события.
б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.
в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.
г) Командированные шумели в кабинете администратора
8. Правильными являются сочетания слов
в) памятный сувенир
г) тактическое обращение
9. Правильно построены словосочетания
а) гостиничный номер
в) предварительный аванс
г) практический цвет
10. Правильно построены словосочетания
а) скоропостижное решение
б) уменьшение стоимости
в) прыгать с парашюта
Раздел 3. Фразеологизмы
Фразеологические обороты являются устойчивыми сочетаниями, поэтому произвольное изменение их свойств, замена одного слова другим нарушает целостность фразеологизма, ведет к речевым ошибкам. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:
— замена компонентов ( перебирать из пустого в порожнее, львиная часть );
— сокращение или расширение состава фразеологического оборота ( оставлять желать много лучшего – вместо оставлять желать лучшего ; ну хоть бейся об стенку – вместо бейся головой об стенку )
— незнание значения фразеологизма ( Хлестаков мечет бисер перед свиньями, а ему все верят);
— грамматическое видоизменение ( ругали на чем свет стоял, сидит сложив руки, надела на босую ногу).
Задание 1. Продолжите фразеологизмы, объясните значение.
1. Невзирая … 2. Буря в … 3. За семь верст … 4. Кисейная … 5. Голод … 6. Танцевать от … 7. Ждать у … 8. Волчий … 9. Имеющий уши … 10. Не видеть дальше …
Задание 2. Замените одним словом.
Зарубить на носу, себе на уме, куры не клюют, вилять хвостом, наложить вето, намылить шею, пальчики оближешь, развесить уши, обвести вокруг пальца, прикусить язык.
Задание 3. Замените свободное сочетание фразеологизмом.
1. Овладевать собой, успокаиваться. 2. Привлекать к себе внимание, быть особенно заметным. 3. Временно, незаконно. 4. Поступать так, как прежде, в молодости. 5. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе. 6. Усиленно думать над трудным вопросом. 7. Вдоволь, без ограничения. 8. Бесконечное повторение одного и того же. 9. Хорошенько запомнить. 10. Все нипочем, ничего не страшно.
Задание 4. Найдите в предложенных текстах ошибки и исправьте их.
Ткнул пальцами в небо.
Сосед из него все жилы сосет
Анатомия имеет важную роль в подготовке медицинского работника.
Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.
Эта проблема гроша выеденного не стоит.
Наши родители работали не покладая сил.
На уроке он изложил главную суть книги.
Маршрут движения автоколонны определяется заранее.
Через час он выглядел ошпаренной курицей перед начальством.
Картина вызывает жалкое настроение.
Пациент отвечает на вопросы с виновным видом.
Слово представляется декану.
Больные гуляли в больничном саду по теневой стороне аллеи.
Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.