укажите каким настроением пронизаны послереволюционные произведения маяковского
Тест по литературе на тему «Творчество В.В.Маяковского»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по творчеству В.В. Маяковского
1. Укажите, в каком учебном заведении учился В.В. Маяковский
а) в Московском университете б) в Петербургском университете
в) в Московском училище живописи, ваяния и зодчества г) в Петербургском инженерном училище
2. О какой профессии мечтал В.В. Маяковский в молодости?
а) врача б) ученого в) художника г) дипломата
3. Кто из друзей Маяковского открыл в нем поэтический дар, назвав «гениальным поэтом»?
а) Д.Д. Бурлюк б) В.В. Каменский в) В. Хлебников г) А. Крученых
4. Назовите подзаголовок поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»
а) «Я» б) «Владимир Маяковский» в) «Тринадцатый апостол» г) «Человек»
5. Какая тема составляет сюжетную основу поэмы «Облако в штанах»?
а) неразделенную любовь б) ненависть поэта к буржуазному миру в) ненависть поэта к империалистической войне г) отрицание бога
6. Кому была посвящена поэма Маяковского «Люблю»?
а) Татьяне Яковлевой б) Веронике Полонской в) Лиле Брик г) Марии Денисовой
7. Как Маяковский воспринял революцию 1917 года?
а) сомневался, чью сторону принять б) с негодованием отвергал революцию
в) восторженно принял, назвав революцию своей г) был в растерянности
8. Какое из перечисленных произведений Маяковского не является сатирическим?
а) «О дряни» б) «Прозаседавшиеся» в) «Гимн взятке» г) «Юбилейное»
9. Какую организацию, объединение поэтов возглавил В.В. Маяковский после революции?
а) РАПП б) ЛЕФ в) «Серапионовы братья» г) «Кузница»
10. Укажите, какой художественный прием использовал В.В. Маяковский в стихотворении «Прозаседавшиеся»:
И вижу: сидят людей половины.
О, дьявольщина! Где же половина другая?
а) гипербола б) аллегория в) гротеск г) метафора
11. Основной темой ранней лирики В.В. Маяковского является:
а) тема одиночества б) тема конца света, мира, цивилизации в) тема любви
г) тема современного города
12. Первый сборник стихов В.В. Маяковского, опубликованный в издательстве «Парус», назывался:
а) «Садок судей» б) «Пощечина общественному вкусу» в) «Владимир Маяковский» г) «Простое как мычание»
13. Укажите, каким настроением пронизаны послереволюционные произведения В.В. Маяковского
а) их отличает настроение грусти, сожаления об исчезнувшем укладе, культуре
б) их отличает пафос радостной перестройки мира и созидания нового общества в) их отличает настроение разочарования, обманутых надежд г) их отличает трагический пафос
14. В послереволюционные годы В.В. Маяковский работал в РОСТА, расшифруйте эту аббревиатуру
а) Российская телеграфная ассоциация б) Российское телеграфное агентство
в) Российская телерадиовещательная ассоциация г) Российское телевизионное агентство
15. Укажите, в каком произведении Маяковский выступает как тонко чувствующий лирик, а не как «агитатор, горлан, главарь»
а) «Левый марш» б) «Комсомольская» в) «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» г) «Лилечка! Вместо письма»
16. Назовите традиционную для русской литературы тему, которая затрагивается поэтом в следующих произведениях: «Поэт – рабочий», «Юбилейное», вступление к поэме «Во весь голос»
а) тема любви б) антибуржуазная тема в) тема поэта и поэзии г) сатира на мещанство и бюрократизм
17. С кем сравнивает поэта В.В. Маяковский в своих стихах?
а) с рабочим б) с ученым в) с пророком г) с революционером
18. Укажите поэму Маяковского, созданную после революции, в которой не затрагивается тема героической перестройки старого мира и созидания нового
а) «150 000 000» б) «Хорошо!» в) «Владимир Ильич Ленин» г) «Про это»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-256892
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по творчеству В.Маяковского ( 11 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по творчеству В.В. Маяковского
2. В какую партию вступил В. В. Маяковский в 1906 году? 1) РСДРП 2) анархистов 3)монархистов 4) эсеров
3. Как называли В. В. Маяковского товарищи по партии? 1) товарищ Владимир 2) товарищ Маяковский 3)товарищ Константин 4) товарищ Артем
4. За что был арестован в 1909 году В. В. Маяковский и 11 месяцев провел в Бутырской тюрьме? 1)за совершение уголовного преступления 2) за участие в демонстрации 3) за создание антиправительственных стихов 4) за антиправительственную политическую деятельность
5. О какой профессии мечтал В. В. Маяковский в молодости? 1) врача 2) ученого 3) художника 4) дипломата
7. Основной темой ранней лирики В. В. Маяковского является: 1)тема одиночества 2)тема конца света, мира, цивилизации 3)тема любви 4)тема современного города
8. Первый сборник стихов В. В. Маяковского, опубликованный в издательстве «Парус», назывался: 1) «Садок судей» 2)»Пощечина общественному вкусу»3) «Владимир Маяковский» 4)»Простое как мычание»
9. Назовите стихотворение В. В. Маяковского дореволюционного периода, где звучит антибуржуазная тема, и поэт так обращается к сытой толпе:
А если сегодня мне, грубому гунну
Я захохочу и радостно плюну,
1)их отличает настроение грусти, сожаления об исчезнувшем укладе, культуре 2) их отличает пафос радостной перестройки мира и созидания нового общества 3)их отличает настроение разочарования, обманутых надежд 4) их отличает трагический пафос
11. В послереволюционные годы В. В. Маяковский работал в РОСТА, выпускал плакаты («окна РОСТА» ). Расшифруйте эту аббревиатуру.
1)Российская телеграфная ассоциация 2) Российское телеграфное агентство 3) Российское телевизионное агентство
12. Укажите, в каком произведении Маяковский выступает как тонко чувствующий лирик, а не как «агитатор, горлан, главарь».
1)»Левый марш»2) «Комсомольская» 3) «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»4) «Лилечка! Вместо письма. «
13. Укажите художественный прием.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
Взгромоздитесь, грязные, в калошах
1)метафора 2)аллегория 3) олицетворение 4) образный параллелизм
14. В каком театре были поставлены пьесы В. В. Маяковского «Клоп» и «Баня»? 1)во МХАТе 2)в театре Мейерхольда3) в Малом театре
4) в театре им. Вахтангова
15. Кому была посвящена поэма Маяковского «Люблю»?
1) Татьяне Яковлевой 2) Веронике Полонской 3) Лиле Брик 4) Марии Денисовой
Контрольная работа по теме: «Жизнь и творчество В.В. Маяковского»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа по теме: «Жизнь и творчество
Раздел:Литература, 11 класс.
Разработчик: Буракова А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ г. Керчи РК «Школа №12»
Уровень 1 Тестовые задания:
1.Как вы понимаете выделенную строку данного отрывка?
А по рожденью грузин.
а) один из родителей Маяковского был грузином
б) воспитателем Маяковского был грузин
в) Маяковский родился в Грузии
г) Маяковский был воспитан на грузинской культуре
2. В какую партию вступил Маяковский в 1906 году?
а) РСДРП б) анархистов в) монархистов г) эсеров
3.Укажите, в каком учебном заведении учился Маяковский
а) в Московском университете
б) в Петербургском университете
в) в Московском училище живописи
г) в Петербургском инженерном училище
4.Какое литературное течение возглавил Маяковский?
а) имажинизм б) символизм в) футуризм г) акмеизм
5.Основной темой ранней лирики Маяковского является:
а) тема одиночества
б) тема конца света, мира, цивилизации
г) тема современного города
6.Назовите стихотворение Маяковского дореволюционного периода, где звучит антибуржуазная тема, и поэт так обращается к сытой толпе:
А если сегодня мне, грубому гунну
Кривляться перед вами не захочется – и вот
Я захохочу и радостно плюну,
Я – бесценных слов транжир и мот!
а) «Адище города» б) «Скрипка и немножко нервно»
в) «Шумики, шумы, шумищи» г) «Нате!»
7.Укажите, каким настроением пронизаны послереволюционные произведения Маяковского
а) их отличает настроение грусти, сожаления об исчезнувшем укладе, культуре
б) их отличает пафос радостной перестройки мира и созидания нового общества
в) их отличает настроение разочарования, обманутых надежд
г) их отличает трагический пафос
8.Осип Брик был для Маяковского:
а) любимым мужчиной Лилии Брик
б) издателем его произведений и человеком, причастным к его несчастьям
в другом и соратником
г) литературным собратом
9.Укажите, в каком произведении Маяковский выступает как тонко чувствующий лирик, а не как «агитатор, горлан, главарь».
в) «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»
г) «Лилечка! Вместо письма…»
10. Все вы на бабочку поэтиного сердца
Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош,
Толпа озвереет, будет тереться.
Ощетинит ножки стоглавая вошь.
а) метафора б) аллегория в) олицетворение г) образный параллелизм
11. Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это:
а) Художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным
б) Один из тропов, художественное преувеличение
в) Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка
1.Дайте определение футуризму как литературному течению.
2. Дайте определение, что такое «оксюморон».
Произведите анализ любого стихотворения Маяковского как поэтического произведения.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-492000
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок на тему: «Лирика В. В. Маяковского. «Бесценных слов мот и транжир…»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Лирика В. В. Маяковского.
«Бесценных слов мот и транжир…»
дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере;
развивать навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения, развивать образное и ассоциативное мышление, воображение;
формировать и совершенствовать приемы анализа стихотворения;
развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения, на основе анализа различных точек зрения, составлять КЛАСТЕР;
способствовать формированию художественного вкуса студентов.
Оборудование урока : фотовыставка учащихся, посвященная Маяковскому, тексты стихотворений поэта; оценочный лист; раздаточные материалы; учебный видеофильм о Владимире Маяковском.
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс; М.: «РАКО», 2003.
Открытый урок по литературе: Русская литература XX века (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей \ Ред.-сост.: Карпов И.П., Старыгина Н.Н. – 3-е изд.-М.: Московский лицей, 2001.
Карпов И.П. Ранний Маяковский: Русская литература XX века: Спр. Материалы/ Сост. Смирнова Л.А., М., 1995.
Тип урока : комбинированный урок
Учитель читает стихотворение «Маяковский» Ярослава Смелякова, не называя ни автора, ни названия. Нужно определить, о каком поэте идет речь?
Вступительное слово учителя
Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер — речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный, тонкий лирик и «грубый гунн», несомненно, очень талантливый человек, одно из ярчайших имен в литературе XX века.
О Маяковском написано очень много. Мнения о нем часто полярны. Перед вами листочки с высказываниями о Маяковском. Давайте познакомимся с ними.
(Чтение учащимися вслух высказываний о Маяковском)
1. А.В.Луначарский (1923): «Маяковский – личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубокого и несколько истерического лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду».
Не спешите согласиться с каким-либо мнением, сначала послушайте материал урока, а потом сделайте вывод.
КТО ЧТО ЗНАЕТ О МАЯКОВСКОМ.
ЗАСЛУШАТЬ 2 УЧЕНИКА…
А) Правда ли, что Маяковский писал лесенкой?
Б) Правда ли, что Маяковский погиб на дуэли?
В) Маяковский был кинорежиссером или киносценаристом?
Г) Правда ли, что в 2013 году был снят фильм о Маяковском «Третий лишний»?
Д) Правда ли, что Маяковскому исполнилось 19 июля 120 лет?
А) Правда ли, что Маяковский принадлежал к футуристам?
В) Маяковский был сатириком?
Г) Правда ли, что свою биографию Маяковский назвал « Я сам»?
Д) Правда ли, что Маяковский щеголял по Москве в ботфортах и ярко-желтой тунике??
IV . Просмотр фильма – составление кластера. Учащиеся записывают свой ассоциативный ряд.
Футуризм – авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. (Д.Бурлюк, В Хлебников. В Каменский, В. Маяковский, И.Северянин)
Основные идеи футуризма:
отрицание культурного наследия;
отрицание исторического опыта;
культ техники, индустриальных городов;
отрицание гармонии как принципа искусства;
словесные деформации, интерес к неологизму, к игровому началу;
Заполнить таблицу (прилагаются):
Какие образы присутствуют?
Лексика. Что вы заметили?
Какие чувства вызвало у вас стих-е?
1. Как вы понимаете выделенную строку данного отрывка?
а) один из родителей Маяковского был грузином
б) воспитателем Маяковского был грузин
в) Маяковский родился в Грузии
г) Маяковский был воспитан на грузинской культуре
2. В какую партию вступил Маяковский в 1906 году?
а) РСДРП б) анархистов в) монархистов г) эсеров
3. Укажите, в каком учебном заведении учился Маяковский
а) в Московском университете
б) в Петербургском университете
в) в Московском училище живописи
г) в Петербургском инженерном училище
4. Какое литературное течение возглавил Маяковский?
а) имажинизм б) символизм в) футуризм г) акмеизм
5. Основной темой ранней лирики Маяковского является:
а) тема одиночества
б) тема конца света, мира, цивилизации
г) тема современного города
6. Назовите стихотворение Маяковского дореволюционного периода, где звучит антибуржуазная тема, и поэт так обращается к сытой толпе:
А если сегодня мне, грубому гунну
Кривляться перед вами не захочется – и вот
Я захохочу и радостно плюну,
Я – бесценных слов транжир и мот!
а) «Адище города» б) «Скрипка и немножко нервно»
в) «Шумики, шумы, шумищи» г) «Нате!»
7. Укажите, каким настроением пронизаны послереволюционные произведения Маяковского
а) их отличает настроение грусти, сожаления об исчезнувшем укладе, культуре
б) их отличает пафос радостной перестройки мира и созидания нового общества
в) их отличает настроение разочарования, обманутых надежд
г) их отличает трагический пафос
8. В послереволюционные годы Маяковский работал в РОСТА, выпускал плакаты («окна РОСТА»). Расшифруйте эту аббревиатуру.
а) Российская телеграфная ассоциация
б) Российское телеграфное агентство
в) Российская телерадиовещательная ассоциация
г) Российское телевизионное агентство
9.Укажите, в каком произведении Маяковский выступает как тонко чувствующий лирик, а не как «агитатор, горлан, главарь».
в) «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»
г) «Лилечка! Вместо письма…»
10. Назовите традиционную для русской литературы тему, которая затрагивается поэтом в следующих произведениях: «Поэт – рабочий», «Юбилейное», вступление к поэме «Во весь голос».
а) тема любви б) антибуржуазная тема
в) тема поэта и поэзии г) сатира на мещанство и бюрократизм
11. В выделенных строках укажите художественный прием
Все вы на бабочку поэтиного сердца
Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош,
Толпа озвереет, будет тереться.
Ощетинит ножки стоглавая вошь.
а) метафора б) аллегория в) олицетворение г) образный параллелизм
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Анализ стихотворений Маяковского.
1 гр. «А вы могли бы?» (слайд №5)
(Аудиозапись стихотворений, раздаточный материал)
«А вы могли бы? – одно из первых опубликованных стихотворений. Оно очень характерно для ранней манеры поэта: веселая издевка над здравым смыслом, необычная и грубо-вещная образность, намеренное желание сбить с толку читателя.
-Какие образы вы нашли в этом стихотворении?
(серые будни раскрасил краской, косые скулы человеческого лица при движении напоминают морские волны, водосточные трубы похожи на флейту – они звучат при ветре, становятся частью «музыки большого города»)
-В чем состоит конфликт поэта с окружающим миром? Какова роль метафоры в оформлении этого конфликта?
(Окружающий поэта-футуриста мир не соответствует его представлениям. Он, во-первых, будничный. Героя окружают пошлые предметы быта, «блюдо-студня» из их числа, эта еда фигурирует как мещанская в поэзии Маяковского. Вывеска рыбного магазина («жестяная рыба») создает урбанистическую картину города. Водосточная труба завершает картину мира вещей, противопоставленного человеку. Поэт-футурист, в отличие от символиста или романтика, не уходит в мир мечты. Он пытается окружающий мир преобразовать)
-В каких строчках слышится скрежет? Как называется такой прием?
Какие звуки повторяются?
— Обратите внимание на лексику. В чем особенность?
(разностилевые слова: зовы, ноктюрн, флейта – стакан, студень, водосточные трубы _
Прослушивание стих-я «Нате!» (слайд №6)
-В чем вы видите конфликт поэта с миром? Определите ценности поэта и ценности толпы.
(Мир вещей стих-я «А вы могли бы?» уступил здесь место миру людей, но и этот мир враждебен поэту. Перед нами картина выступления поэта в артистическом кафе. Поэты-футуристы часто выступали перед столичной и провинциальной публикой, и одной из форм «привития» ими своих новаторских художественных идей толпе был скандал, эпатаж. В стихотворении показано именно такое выступление – вряд ли понравятся публике дерзкие характеристики, портреты пошлых мужчин и женщин, собравшихся развлечься. Задачу поэзии Маяковский видел совсем в другом.
Конфликт здесь и возникает из резкого противопоставления «толпы» и поэта (традиционная тема русской поэзии). Люди, перед которыми должен, по их представлению, «кривляться» поэт, забавляя их, меряются поэтом своеобразной мерой – количеством «обрюзгшего жира». Не по литру или килограмму, а «по человеку» вытечет он через час, и «чистый переулок» станет грязным. Возникает характерный для молодого Маяковского контраст сильного, стройного поэта и жирных, старых его врагов.
Чтобы дать толпе представление о своих ценностях, поэт упоминает «шкатулки» своих стихов – ведь в шкатулках у этих буржуа драгоценности, и шкатулки эти не открываются перед людьми, поэт же «открыл» их. В шкатулках стихов поэта лежат более ценные вещи – «бесценные слова», которые он «мотает и транжирит».
-Охарактеризуйте образы мужчин и женщин пошлого мира, приемы создания этих образов.
(В стихотворении выделяются два образа враждебного мира – «мужчина» и «женщина». Такое их наименование, вкупе с указующим жестом («вот вы») дерзко и вызывающе. Конечно, невозможно представить, чтобы в столичное кафе пришел посетитель с застрявшей в усах капустой, это образ-гипербола; остатки щей в усах символизируют приземленность, мещанские интересы этого «мужчины». «Женщины» из-за узости своего мирка напоминает устрицу, выглядывающую «из раковин вещей». Оба они не только не в состоянии понять поэта, но и агрессивны по отношению к нему.)
— Как показана в стихотворении агрессивность толпы и реакция поэта на нее?
Стихотворение заканчивается таким антиэстетичным жестом (захохочу и радостно плюну, плюну вам в лицо). Антиэстетизм – был одним из принципов кубофутуризма. Спонтанность этого жеста подчеркивается разным количеством строк в последних строках.
Прослушивание стихотворения «Послушайте!» (слайд №7)
Это прямое обращение к читателю. Поэт еще плохо представляет себе своих союзников, не различает лица заинтересованных слушателей, но он страстно хочет, чтобы они скорее появились, разделили с ним радость и любовь, отчаяние и надежду.
— В чем своеобразие интонации этого стихотворения?
— Какова логика этого стихотворения, его, так сказать, «поэтическая астрономия»? Почему на небе появляются звезды? Что они значат для лирического героя?
(Художественное мышление раннего Маяковского было поистине космическим, но логика этого стихотворения далека от реальной астрономической – на небе появляются звезды, потому что кто-то этого очень хотел, просил звезду у Бога и только после появления звезды успокоился. Сюжет этого стихотворения передает страстную борьбу человека за идеал. Существование без идеала, без смысла названо здесь «беззвездная мука». Как бы футуристы ни открещивались от традиционного языка поэзии, идеал в этом стихотворении выражен словом, очень высоко маркированным в классической русской поэзии – «звезда».
— Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.
О Маяковском написано очень много. Мнения о нем часто полярны. Вот что писал о цоэте А. В. Луначарский в 1923 году: «Маяковский — личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубокого и несколько истерического лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду». Современники Маяковского Б. Пастернак и Н. Асеев считали, что лирический герой поэзии Маяковского похож на подростка. Действительно, нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюбленность и одновременно неуверенность в себе делают его близким подросткам любых времен.
Творческий дебют Маяковского был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов.
Таковы ранние стихотворения Маяковского, который на первых порах утверждал себя в группе футуристов.
V . Работа с книгой
Можно открыть оглавление сборника стихотворений раннего Маяковского, отметить обилие броских названий-обращений и определить предмет поэзии: внешний мир (город) и образ «я», противопоставленный ему.
VI . Чтение и анализ стихотворений
1. Яркая пластика стихов Маяковского выдает в нем художника. Он видит мир в красках, в веществе, в плоти. Дерзкие развернутые метафоры соединяют несоединимое и создают броские образы («Ночь»):
Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.
2. Читаем стихотворение «Нате!» (1913).
Предметный мир этого стихотворения представлен именно предметами потребления: «щи», «белила», «вещи», «калоши». Отвратителен собирательный образ мещанской толпы: «Толпа озвереет, будет тереться, / ощетинит ножки стоглавая вошь». Очевиден социальный, обличительный пафос стихотворения. Представим, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда поэт бросил это «Нате!» в лицо благопристойной буржуазной публики.
Заметим, что антиэстетизм Маяковского — это принцип, как вообще у футуристов. <Антиэстетизм — отрицание культуры как таковой во имя абсолютизации реальности).
Человеческая природа, считал Маяковский, — это единство двух начал: биологического и духовного (материального и творческого). В буржуазном обществе, по мнению поэта, эти начала разъединены, нормой является отчуждение материального от духовного. Идеальному нет места. Поэтому столько отталкивающе материального изображается в стихах: «обрюзгший жир», «мясо», «слюни» и т. п. Фантазия, творчество изгоняются из буржуазного города, где «Христос из иконы сбежал». Лирический герой Маяковского — носитель гармонии, часто оказывается в изоляции, в одиночестве, не находит понимания («Ничего не понимают», «Надоело!»). Этот лирический герой видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок, экзотичен, хотя не выходит за пределы «адища города». Этот герой может спросить: «А вы ноктюрн сыграть / могли бы / на флейте водосточных труб?» или «Ведь, если звезды зажигают — / значит — это кому-нибудь нужно?» («Послушайте!», 1914).
3. Чтение стихотворения «Послушайте!» (1914).
— Как в этом стихотворении трактуются «вечные» образы?
Звезды — лишь «плевочки» для большинства людей, но и «жемчужины» для «кого-то», кто является посредником между Богом и людьми («плевочки» и «жемчужины» — слова-антитезы). Свет звезд прогоняет страх перед мраком ночи. Задача поэта — нести свет. Образ Бога снижен, Бог — это старик, у которого «жилистая рука». В стихотворении «А все-таки» (1914) «Бог заплачет над моею книжкой! /. и побежит по небу с моими стихами под мышкой / и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым».
Еще совсем молодой, Маяковский обращается к потомкам: «Грядущие люди! / Кто вы? / Вот — я, / весь / боль и ушиб. / Вам завещаю я сад фруктовый / моей великой души!» (Вспомним образы сада у Блока и Есенина и сопоставим с «фруктовым садом» Маяковского.) В этих словах — идеи жертвенности, служения. Слом старого мира со всем, что он накопил и в духовном, и в материальном плане, для Маяковского — условие обновления жизни. Так вырисовывалась цель искусства, определялось назначение поэта.
4.Чтение стихотворения «Левый марш».
— Как относится автор к революции?
Задача поэта помочь средствами искусства всеобщей борьбе за социализм. Для этого он пошел работать в РОСТА, в «Окна сатиры, где за два года сделал около 3 тыс. плакатов. Жанр плаката, конечно, не поэзия, но надо делать то, что полезно революции. Этот критерий – полезно или вредно для революции – стал основным в его творчестве. В работе над плакатами в «Окнах сатиры» Маяковский проявил свой сатирический талант. Если в предреволюционные годы сатира поэта была направлена на «жирных», на «буржуа», то в 20-х годах мишенью сатиры стали враги революции. Их не надо искать далеко, они разлагают революцию изнутри.
5. Чтение стихотворения «О дряни».
— От какой опасности предостерегает автор?
Мещанин – замаскированный под советского работника враг, считает Маяковский. Он издевается над ним, сумевшим приспособиться к новым условиям. Мещанин опасен тем, что ловко втирается в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Страшна и атмосфера, которую несет в себе мещанство : ему так удобно в тине.
— Какую роль играют детали в стихе?
Выразительно рисует автор подробности быта: алая рамочка для портрета Маркса, газета «Известия», служащая подстилкой котенку. Этот фон для лоснящейся самодовольством «мрази», советского чиновника, заботящегося только о собственном благополучии, и его супруги Нади, для которой серп и молот лишь непременный узор на платье. Такие люди только опошляют представление, связанные с революцией. Даже слово «Реввоенсовет» для нее связано с балом, на котором она будет «фигурять». В стихотворении изображена абсурдная, возмутительная картинка, которую не выдерживает даже Маркс на портрете.
VII . Заключительное слово учителя
Футуризм Маяковского не ограничен созиданием форм. Он включил себя и атеизм, и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоценности слова, но там же заявлено: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». Футуризм Маяковского — опыт не столько самоценноного творчества, сколько факт жизнетворчества.
1. Литературовед С. Бавин пишет: «Традиционный для Маяковского пренебрежительно-вызывающий тон не мог скрыть внятного чуткому слушателю крика боли за страдающую душу современного человека».
— Как проявляется, какими средствами создается «пренебрежительно-вызывающий тон» в ранней лирике Маяковского?
— Согласны ли вы с тем, что в поэзии Маяковского раннего периода слышен крик «боли за страдающую душу современного человека»? Чем вызваны, если судить по лирике Маяковского, страдания души современного ему человека?
2. К. Д. Муратова пишет: «Раннему творчеству Маяковского присуще подчеркивание одинокости лирического героя, сетование на бездушие окружающего мира. «Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!»
— Как в процитированном исследовательницей стихотворении раскрывается мысль об «одинокости лирического Маяковского? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры.
— Как Маяковский показывает «бездушие окружающего мира. Какие образные средства и насколько убедительно он при этом использует?
— Есть ли в окружающем поэта мире то, что вызывает его симпатии, то, что не относится к нему бездушно, если судить по ранней лирике Маяковского?
3. «Стихотворения «Нате!» и «Послушайте!» обозначили эмоциональный диапазон ранней поэзии Маяковского — от страстного накала до застенчивой робости, от доверительного признания до гневной обличительной речи» (С. А. Субботин).
— Прокомментируйте мысль ученого. Согласны ли вы с ней? Почему?
— В чем, на ваш взгляд, проявляется «страстный накал» и «застенчивая робость», «доверительное признание» и «гневная обличительная речь» названных исследователем стихотворений? Есть ли в стихах «Нате!» и «Послушайте!» то, что, по вашему мнению, их сближает, что не позволяет говорить о них только как о крайностях «эмоционального диапазона» поэзии раннего Маяковского?