укажите какими ступенями являются звуки ре ми соль ля в данных тональностях ответ
Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта
В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.
В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.
Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.
УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.
Почему эти ступени называются главными?
Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.
Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.
Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.
Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.
В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.
В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.
Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.
Какие же функции выполняют эти группы и ступени?
Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.
Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.
Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.
Как называются все остальные ступени?
Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.
Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.
Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).
Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.
Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!
Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.
Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.
В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.
Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?
Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре
Как разрешаются неустойчивые ступени?
Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.
Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре
Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.
Как опевать ступени?
Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:
1) до-ре-до-си-до – опеваем до;
2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;
3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.
Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:
Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре
Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре
Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.
Правила по сольфеджио за 1 класс
ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 1 КЛАСС.
КЛАВИАТУРА – это чёрные и белые клавиши на инструменте, расположенные друг за другом в одном ряду. Каждая клавиша – ЗВУК.
РЕГИСТР – это группа звуков, объединённых общим характером звучания. Всего 3 регистра: нижний, средний, верхний (высокий).
НОТА – это знак для записи музыкального звука. Всего 7 нот (звуков): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
НОТОНОСЕЦ (нотный стан) – это 5 линеек, на которых и между которыми пишутся ноты.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты соль) – это знак, показывающий, что нота соль I октавы
пишется на 2 линейке нотоносца. Скрипичный ключ указывает, что музыка будет звучать в
среднем и высоком регистрах. Ключ всегда ставится в начале нотоносца.
РАЗМЕЩЕНИЕ НОТ НА НОТОНОСЦЕ (ноты I октавы):
До – на нижней добавочной линейке нотоносца.
Ре – под первой линейкой.
Ми – на первой линейке.
Фа – между 1 и 2 линейками.
Соль – на 2 линейке.
Ля – между 2 и 3 линейками.
ДЛИТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ. Длительность ноты – это продолжительность звучания звука.
Самая долгая длительность – целая нота (белый круг без палочки); считается 1и 2и 3и 4и
Наполовину короче целой – половинная нота (белый круг с палочкой); считается 1и 2и
В 4 раза короче целой – четвертная нота (закрашенный круг и палочка); считается 1и
В 8 раз короче целой – восьмая нота (закрашенный круг, палочка и хвостик); считается 1 (или и)
Палочки которые ставятся у нот называются – штили. До 3 линейки нотоносца штиль пишется у ноты справа вверх, а с 3 линейки – у ноты слева вниз.
ПАУЗА – это знак молчания или перерыв в звучании. Паузы, как и ноты, бывают разной длительности:
Целая пауза – по длительности равна целой ноте. Пишется в виде «кирпича» под 4 линейкой нотоносца.
Половинная пауза – равна половинной ноте. Пишется в виде «кирпича» над 3 линейкой нотоносца.
Четвертная пауза – равна четверной ноте и похожа на «молнию»
Восьмая пауза – равна восьмой ноте и похожа на цифру «4» или букву «ч»
ОКТАВА – это расстояние от одного звука до его ближайшего следующего повторения (например, от ноты «До» до следующей ноты «До»).
Клавиатура делится на равные части – на октавы. Всего 6 полных и 2 неполные октавы. Каждая октава начинается и заканчивается нотой «До».
В середине клавиатуры находится – первая октава, далее правее находятся – вторая октава, третья октава, четвёртая октава (неполная) октава. Левее первой октавы находятся – малая октава, большая октава, контроктава, субконтроктава (неполная).
ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI, VII ступени – неустойчивые.
МАЖОР И МИНОР – это 2 наиболее распространённых в музыке лада. Мажору соответствуют бодрые, жизнерадостные, светлые мелодии. Минору – печальные, грустные мелодии.
МАЖОРНЫЙ ЛАД – это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет строение: т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон) – т (тон) – т (тон) – т (тон) – 1/2 (полутон).
ПОЛУТОН (0,5т) – это наименьшее расстояние между 2 звуками.
ЦЕЛЫЙ ТОН (1т) – составляют два полутона.
ЗВУКОРЯД – это ряд звуков, расположенных подряд вверх или вниз.
Звукоряд имеет 7 ступеней (звуков).
Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой: До Ре Ми Фа Соль Ля Си
I II III IV V VI VII
ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например: До мажор).
ТОНИКА – это первая и самая устойчивая ступень лада. На тонике всегда заканчивается музыкальное произведение. Обозначается тоника буквой Т.
ВВОДНЫЕ ЗВУКИ – это звуки которые окружают тонику – II и VII ступени. VII ступень – восходящий вводный звук, II ступень – нисходящий вводный звук.
УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это I, III и V ступени.
НЕУСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ ЛАДА – это II, IV, VI и VII ступени. Они требуют разрешения в ближайшие устойчивые звуки лада.
ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I.
СИЛЬНАЯ ДОЛЯ – это нота, на которую падает акцент (ударение).
СЛАБАЯ ДОЛЯ – это нота, не имеющая акцента (ударения).
ТАКТ – это отрезок мелодии от одной сильной доли до следующей сильной доли.
ТАКТОВАЯ ЧЕРТА – это вертикальная палочка, которая отделяет такты друг от друга. В нотной записи тактовая черта всегда ставится перед сильной долей (нотой). Первая доля (нота) в такте всегда сильная.
РАЗМЕР – это 2 цифры, которые пишутся друг под другом в начале мелодии после скрипичного или басового ключа. Размер показывает строение такта: верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя цифра – длительность каждой доли.
каждая из которых равна четверти. Первая доля – сильная,
остальные 2 доли – слабые. Схема дирижирования в размере 3/4: раз и – два и – три и
ЗАТАКТ – это неполный такт, с которого начинается мелодия. Затакт означает, что мелодия начнётся со слабой доли такта. Если мелодия начинается с затакта, то она и заканчивается неполным тактом, дополняющим тот затакт.
АЛЬТЕРАЦИЯ – это повышение или понижение основных ступеней.
ДИЕЗ – повышает звук на полтона.
БЕМОЛЬ – понижает звук на полтона.
БЕКАР – отменяет диез и бемоль.
КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся после ключа и действуют на протяжении всего музыкального произведения.
НЕКЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – ставятся перед нотой и действуют только на протяжении одного такта.
ДО МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «до» и без ключевых знаков альтерации.
СОЛЬ МАЖОР – это тональность мажорного лада с тоникой «соль» и одним ключевым знаком – фа диез.
РЕ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ре» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.
ФА МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «фа» и одним ключевым знаком – си бемоль.
ТОНИЧЕСКОЕ ТРЕЗВУЧИЕ – это созвучие из трёх устойчивых ступеней лада – I, III, V. Называется оно тоническим, потому что строится от I ступени – тоники.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА – это законченная музыкальная мысль. После каждой фразы берётся дыхание.
РЕПРИЗА – это знак повторения какого-либо отрывка или части музыкального произведения
БАСОВЫЙ КЛЮЧ (ключ ноты фа) – это знак, показывающий, что нота фа
малой октавы пишется на 4 линейке нотоносца. Басовый ключ указывает,
что музыка будет звучать в нижнем регистре.
МЕТР – это равномерное чередование сильных и слабых долей.
РИТМ (с греческого «течение») – это непрерывное чередование музыкальных звуков, одинаковых или разных по длительности.
ТЕМП. Скорость движения называется темпом. Темпы подразделяются на 3 основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются итальянские слова.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ. В музыке различные степени громкости звучания называются динамическими оттенками. Они обозначаются словами или специальными знаками:
Fortissimo – ƒƒ – очень громко
Mezzo forte – mf – средне громко
Pianissimo – pp – очень тихо.
Mezzo piano – mp – средне тихо
Crescendo – усиливая звук. Diminuendo – ослабляя звук.
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях
© Музыка детям. 2007-2015
Сайт, посвящен музыке для детей. Изучаем музыкальную грамоту. Читаем музыкальные рассказы для детей. Слушаем музыку, детские песни. Музыкальные уроки. Музыкальное образование детям и родителям. Рассказы о музыке и музыкантах. Великие композиторы. Музыкальные инструменты, музыкальные обучающие игры и ноты детям.
Любое копирование материалов только с разрешения и с активной ссылкой на наш сайт!
Главная Пишите нам Гостевая Это интересно Скачать
Устойчивые и неустойчивые.Вводные тоны. Разрешение ступеней.
Слово «тон» в этом случае имеет другое значение. Ты слышала, наверное, как музыканты говорят про кого-нибудь: «Он взял неверный тон». Не подумай, что этот кто-то схватил тон и пошел. Этот кто-то просто сыграл или спел неверный звук.
Вводный тон — это звук, который ближе всех к тонике, — и все!
В музыке, чтобы показать тональность, часто обращаются к седьмой ступеньке, так как знают, что она обязательно приведет к тонике.
В конце этой мелодии ты непременно придешь к ноте ДО — к первой, самой устойчивой ступени.
Только нота ДО даст в конце мелодии ощущение устойчивости. Первая ступень самая устойчивая на волшебной лестнице.
— Честно говоря, дорогая королева, я здесь тоже могу оказаться, — вмешался король Медианта с третьей ступени. — Все-таки я тоже как-никак устойчивый звук! И тоже притягивать умею!
— Да и я могу завершить эту музыкальную фразу — произнес министр Доминанта с пятой ступени. — Ведь я тоже устойчивый! И хоть вам, дорогая королева, всегда подчиняюсь, тоже по-своему притягательный.
— Но моя ступень все-таки самая устойчивая, и ко мне притягиваются не только вводные, но и все звуки моего королевства, моей тональности, — сказала королева Тоника.
— Не волнуйся, дорогая королева, — вмешалась в спор Сольмина.
— Все неустойчивые ступени: и вводные, и четвертая с шестой — должны притягиваться прежде всего к ближайшим устойчивым. В музыке это называется тяготением…
— Да-да, — перебила Диссона, — все неустойчивые звуки т-я-янутся и тянутся, пока не перейдут к устойчивым и не успокоятся.
Музыканты называют такой переход разрешением. Только знай: когда ты просишь разрешения у взрослых — это совсем другое слово.
В музыке разрешение — это переход от неустойчивых звуков к устойчивым или — ах,’ как я это не люблю! — переход от резких созвучий к красивеньким!
Ну, дорогая Диссона, — вступила в разговор Сольмина. — Если неустойчивые звуки (их еще называют неустоями) совсем не будут разрешаться в устойчивые (устои), то в мелодии будет ощущение незавершенности, а если мы будем слышать только резкие созвучия, то всем нам очень захочется покоя.
— Вот-вот, — подтвердила нота ДО, — я и говорю, что именно тоника всегда дает ощущение покоя и завершенности мелодии.
С этими словами Тоника посмотрела на короля, министра и примирительно улыбнулась. — Ну вот, — сказала Сольмина, — теперь ты знакома со всеми ступеньками волшебной лестницы.
Посмотри еще раз на эти ступени и постарайся запомнить.
Отзывы, комментарии
Музыкальная азбука
В гамме есть устойчивые ступени (i, iii, v) и неустойчивые (ii, iv, vi, vii). самая устойчивая — i. на ней удобнее всего закончить мелодию
Вот послушайте: можно ли так закончить эту мелодию?
Попробуйте спеть или сыграть эту мелодию, подставляя для окончания каждый раз новую ноту: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Выберите лучший вариант окончания. Вы заметили, что окончания на нотах Ре, Фа, Ля и Си совсем не подходят для этой мелодии? Они звучат очень неустойчиво и на них нельзя закончить мелодию. Ноты Ми и Соль подходят для окончания, но самый лучший вариант – окончание на ноте До.
Задание 30. Спойте песни «Жучка» и «Паровоз». Подберите самые удачные ноты для окончания этих песен.
Почему же во всех этих песнях для окончания лучше всего подходит нота ДО, а возможные варианты – ноты МИ и СОЛЬ?
Все дело в том, что как только звуки гаммы попадают на музыкальную лестницу, они перестают быть просто звуками. Они начинают «общаться» друг с другом, при этом подчиняясь особым законам. Так, например, нота До, попадая на первую, устойчивую, ступень сама становится устойчивой, а нота Си – неустойчивой, потому что встает на седьмую, неустойчивую, ступень.
Лад. Тоника. СТУПЕНИ ЛАДА.
Спойте гамму от ноты До. Вы заметили, как удивительно стройно звучит эта гамма? Все звуки здесь ладят между собой. (Когда люди ладят между собой, можно назвать это дружбой.) Такое согласие звуков называется ЛАД.
Лад — это маленькая семья, но непременно королевская. Пришло время совершить путешествие в Ладовое королевство и познакомиться с его жителями.
В Ладовом королевстве, как и в любом другом, есть Королева и Король, их слуги и помощники, есть важные персоны и те, кто им подчиняется.
В ладовом королевстве есть свои законы, и главный из них — закон притяжения.
Города в этом королевстве называются ладами. И самые известные из них МАЖОР и МИНОР. Живут в этих городах два короля, два брата – Мажор (в переводе с итальянского – больший) и Минор (меньший).
Мажор светлым, радостным взглядом на мир смотрит, а Минор – грустным, печальным. По этому взгляду их легко узнать можно.
Сравните две мелодии. Какая написана в мажоре, а какая в миноре?
№12.Осень М.Красев
№13. Савка и Гришка
Белорусская народная песня
Но главные в этих городах не короли, а королевы. Королева в ладовом королевстве живет на самой устойчивой ступени, на первой и зовется ТОНИКОЙ. Она прекрасно ладит со всеми жителями своего города и управляет ими при помощи волшебного магнита.
Сила тяготения или притяжения действует на всех, но сильнее всего – на ближайшие к Тонике ступени – II и VII. Их зовут Верхний и Нижний ВВОДНЫЕ ТОНЫ (ведут к Тонике). Вот три песенки Вводных звуков:
Ну а верх- ний ввод- ный тон то- же с То- ни- кой дру- жил.
Со вто- рой сту- пень- ки он в го- сти к То- ни- ке хо- дил.
Править королеве Тонике помогает принцесса ДОМИНАНТА. Ее имя переводится с латинского как «Главенствующая, главная». Она очень самостоятельная, ладит со всеми неустойчивыми звуками, часто общается с Тоникой. Несмотря на то, что Доминанта стоит на устойчивой (V) ступени, она может звучать неустойчиво, и остановка на ней часто напоминает вопрос:
№ 18. Песенка-загадка
Задание 31. В № 19 первое предложение (вопрос) заканчивается на Доминанте и звучит неустойчиво. Придумайте и запишите окончание второго предложения, чтобы оно звучало утвердительно. Спойте песенку со словами и сольфеджио.
Как и все неустойчивые звуки, Доминанта подчиняется Тонике – разрешается в Тонику. В произведениях разрешение Доминанты в Тонику (V — I) чаще всего встречается в конце. Это делает музыкальную фразу более завершенной, придает определенность, уверенность. Как восклицательный знак в конце предложения.
Задание 32. Спойте № 21 сольфеджио. Определите, на каких ступенях заканчивается каждая музыкальная фраза. Придумайте и запишите ритмический аккомпанемент к этой песне.
Задание 33. Допишите пропущенные ноты по цифрам, которые обозначают ступени. Самостоятельно придумайте окончания для первого и второго предложения. Спойте песню со словами и сольфеджио.
Кто ко- пы — том бьет – цок — цок? Э — то рез — вый мой ко — нек!
На третьей (III) ступени в ладовом королевстве живет Король, его называют МЕДИАНТА. От короля зависит, какое настроение в городе – мажорное или минорное. В мажоре – король МАЖОРНАЯ МЕДИАНТА, а в миноре – МИНОРНАЯ МЕДИАНТА.
Рядом с королем, на четвертой (IV) ступени живет добрая фея СУБДОМИНАНТА. Приставка суб— в ее имени означает под-, перед. Она находится на одну ступень ниже Доминанты, под Доминантой (или перед Доминантой). После Субдоминанты появление Доминанты становится более торжественным.
На шестой (VI) ступени, рядом с Доминантой, живет ее младший брат – маленький принц. Шестая ступень всегда разрешается в пятую.
Задание 34. Пропойте следующие мелодии с названием нот. Определите ступень, на которой останавливается движение и разрешите ее в устойчивую.
Размер . ДИРИЖИРОВАНИЕ на
Вы знаете, кто такой дирижёр? В оркестре или в хоре это самый главный человек,- он руководит коллективом музыкантов во время исполнения музыкального произведения, делает игру музыкантов слаженной. Дирижёр управляет музыкантами с помощью особых движений рук, показывая характер музыкального произведения, его скорость, громкость и пульс.
Вы, конечно, помните, что у каждого музыкального произведения есть пульс, который меряется сильными и слабыми долями. (см. тему «МЕТР. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ДОЛИ. ТАКТ.
») По количеству долей в такте определяется размер такта (расстояние от одной сильной доли до другой). В такте может быть только одна сильная доля, которая всегда стоит на первом месте, сразу после тактовой черты.
В двухдольных тактах всего 2 доли: первая – сильная, вторая – слабая.
Сильную долю в любом метре дирижёр показывает движением руки вниз. В размере 2/4 слабая доля показывается движением руки вверх. Вот так:
Задание 35. Спойте № 24 со словами и сольфеджио. Попробуйте продирижировать это произведение. Помните, что в дирижировании сильную долю всегда показывают движением руки вниз.
Тональность.
Спойте гамму от ноты До сольфеджио в ритме и с дирижированием. Попробуйте определить какой лад в этой гамме, мажорный или минорный?
Самая устойчивая нота в этой гамме – нота До. Именно эта нота будет тоникой. А лад в этой гамме мажорный. Значит, эта гамма будет называться «До-мажор». Такое же имя будет носить и тональность.
Задание 36. Напишите в таблице названия тональностей.
Тоника | Лад | Тональность |
Фа | мажор | |
Си | минор | |
Ми | мажор | |
До | Минор | |
Cоль | Минор | |
Ля | Мажор | |
Ре | Мажор |
Задание 37. Пропойте следующие песни. Попробуйте самостоятельно определить тонику. В каких тональностях написаны эти песни?
№ 26. Эстонская народная песня
№ 27. Хоровод М.Попова
Задание 38. В следующих примерах песенка Велосипедист путешествует по разным тональностям. Определите тональность для каждого примера, подпишите ступени. Спойте песенку в разных тональностях со словами и сольфеджио. Определите сколько фраз в этой песенке, есть ли среди них похожие?
Теперь вы знаете, что звуки, попадая на музыкальную лестницу, становятся жителями Ладового королевства и начинают подчиняться законам Лада (главный из которых — закон тяготения). Одни звуки попадают на устойчивые ступени, другие – на неустойчивые, одни притягиваются Тоникой, другие – стремятся к более близким устойчивым ступеням — к Доминанте или к Медианте.
Но сильнее всех тяготения седьмой ступени в первую (VII – I) и четвертой в третью (IV – III). Все дело в том, что расстояние между ступенями музыкальной лестницы в Ладовом королевстве неодинаковое. И чем ближе неустойчивая ступень к устойчивой, тем сильнее тяготение. Расстояние это измеряется не метрами и сантиметрами, а ТОНАМИ и ПОЛУТОНАМИ.
Когда между двумя клавишами есть еще одна, запасная, — расстояние между этими звуками целый ТОН (обозначается буквой Т). Тоны могут возникать не только между двумя белыми клавишами с запасной черной посередине, но и между черными клавишами с запасной белой.
Самое короткое расстояние между двумя нотами называется ПОЛУТОН (обозначается буквой П). Оно настолько маленькое, что между двумя звуками не может поместиться ни одна запасная клавиша. Такое расстояние возникает, например, между нотами «Ми» и «Фа», «До» и «Ре-бемоль»:
Тон и Полутон отличаются не только своим строением, но и звучанием. Сравните две песенки:
№ 29. А.Бевзенко
Определите, какое расстояние между нотами в первой песне, Тон или Полутон? А во второй?
Задание 41. Внимательно прочтите стихи. Определите, к какому стихотворению можно сочинить мелодию с Полутоном, а к какому больше подойдет мелодия с Тоном. Попробуйте самостоятельно придумать эти мелодии (можете пользоваться инструментом).
Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 6083; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)
Итак, на прошлом уроке мы остановились на аккордах главных ступеней лада. В этом уроке мы попробуем разобраться в том, что же такое аккорды побочных ступеней, или побочные трезвучия, как они строятся и зачем вообще они нужны.
Трезвучия, которые строятся на II, III, VI и VII ступенях – называются побочными, потому что «имеют в ладу второстепенное значение» (это цитата из официального учебника). То есть, на всех ступенях, кроме I, IV и V (главные ступени), мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются «побочными».
Если вы усердны, попробуйте проделать такое построение в известных вам ладах: До мажор, Соль мажор и Фа мажор. Напомню, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. То есть в До мажоре аккорды будут строиться на всех белых клавишах, в Соль мажоре вместо фа будет фа-диез, а в Фа мажоре вместо си будет си-бемоль.
Проделав эту работу (то есть, потратив минут десять), можно сделать такие выводы:
То есть разные трезвучия лада имеют различную окраску, и окраска эта зависит от ступеней, входящих в состав данного трезвучия. Примерно так же складывается ваше сиюминутное настроение.
Оно является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, которые вы испытываете на данный момент.
И если изменить хотя бы одну составляющую вашего настроения – и все настроение становится несколько иным, верно?
Например, вы попали на цветочную поляну, вы радуетесь пестроте цветов, слышите жужжание насекомых, радуетесь солнышку. Но вот как раз солнышко слишком сильно бьет по глазам, и хочется пить. Согласитесь, достаточно вам надеть панаму – и ваше настроение от прогулки сразу меняется. Или выпить прохладной воды – сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе…
Так же складывается и окраска – уникальная, неповторимая! – любого созвучия. От окраски каждого его звука в отдельности. Поэтому устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько – неустойчивых звуков.
Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, когда говорили об устойчивых ступенях лада и опеваниях.
Сейчас я попытаюсь немного дополнить ваши знания в этой области.
В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство «тяготения» и «устойчивости». Например, I ступень, тоника – самый устойчивый звук лада. Это означает, что, встречаясь в музыкальном произведении, этот звук порождает в слушателе ощущение надежной опоры, удовлетворенности.
II ступень – звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения.
Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него. Это называет «разрешением».
И так далее – все звуки лада имеют свойство устойчивости и тяготения в различной степени.
Приблизительно можно расположить их по степени устойчивости так:
Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов. Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого.
Поэтому тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков – устойчиво и целиком. Причем, это трезвучие – самое устойчивое в ладу. Теперь Вы можете таким же образом расположить по степени устойчивости семь трезвучий лада. Например, почему трезвучие III ступени более устойчиво, нежели VI ступени, Вы можете угадать прямо сейчас, не так ли?
Музыкальный онлайн колледж
Здесь нужно понимать, что существует достаточно большое количество музыкальных систем. Можно сравнить это с языками — есть популярные языки, есть редки.
Тональная система, которая является основной и современной теории и гармонии — это аналог английского языка в музыке. Она универсальна, легко осваивается и может использоваться для создания музыки практически в любом стиле.
Именно тональная система строится на понятии устойчивости и неустойчивости. При этом нужно понимать, что всем известные лады мажор или минор, опираются на трезвучие, как основу лада.
Это значит, что в системе организации звуков, которую предлагает тональность — все звуки воспринимаются в сравнении с одним трезвучием. Это трезвучие называется тоническим, так как оно строится на первой ступени лада. Например, если вы построите трезвучие на первой ступени до мажора, то получите трезвучие до мажор и т. д.
Если Вам интересно докопаться до самой сути этого явления, то изучите тему обертонов и вы поймете, как связаны звуки трезвучия между собой и как не связаны остальные ступени с ними. Итак, звуки которые не сочетаются с трезвучием — это неустойчивые ступени лада.
Мы не можем остановиться на них, так как они сами по себе стремятся к дальнейшему движению в устойчивые звуки, то есть звуки тонического трезвучия или I, III и V ступени.
Существуют и другие системы организации звуков, в которых устойчивой будет только I ступени, а остальные будут неустойчивые. Также есть системы в которых все звуки устойчивы или наоборот неустойчивы. Но основа для изучения звуковых системы это тональность, так как она проста и понятна.
Устойчивые звуки обозначенные половинными, неустойчивые четвертями.
В миноре схема выглядит также, за исключением 6 ступени она тяготеет только в 5 ступень:
Умение слышать качество ступеней это бесценный навык, который позволяет подбирать мелодии, гармонию на слух, писать диктанты, чисто петь и в целом воспринимать музыку, как музыкант.
Давайте подведем итог:
Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1, 3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению.
Устойчивые и неустойчивые. Вводные тоны. Разрешение ступеней
Материалы взяты с сайта www.muz-urok.ru
Устойчивые и неустойчивые. Вводные тоны. Разрешение ступеней.
У аккорда все звуки не могут находиться рядом.
Правда, я обожаю вставлять в аккорды парочку звуков подряд, но Сольмина считает, что я должна спрашивать у нее на это разрешение. Понимаешь, Ася, если бы музыканты сочиняли музыку только так, как любит Сольмина, всем бы это давно надоело!
Знай, я — главная фея в музыкальной стране! Я очень люблю соединять звуки так, чтобы получались музыкальные кляксы, вроде того кластера, что ты сыграла.
Я знаю, что ты хочешь получить камертон. Я верну его тебе, но при одном условии: ты будешь моей ученицей. А я расскажу тебе о том, о чем Сольмина рассказывать не любит — Хорошо, хорошо, — поторопилась ответить Ася. — Я буду про все внимательно слушать.
появилась Сольмина. — Ой, как я рада видеть вас, фея Сольмина! — воскликнула Ася. Фея Диссона решила… Я буду… — Я все знаю. Ты будешь ученицей Диссоны. Вот и отлично! Мы вместе будем рассказывать тебе о нашей стране. Правда, мы часто спорим, но, я думаю, ты скоро привыкнешь к этому. А теперь — в путь!
Ася посмотрела на Диссону и увидела, что фея довольно улыбается. Когда они втроем оказались на волшебной лестнице, королева ДО радостно приветствовала их:
— Как я рада, как я рада! Эй, ну-ка подайте мне парадную мантию!
Со второй и седьмой ступенек соскочили две очаровательные служанки и быстро заговорили:
Ах, мы всегда готовы, дорогая королева! Вот ваша мантия, ваше величество! Я вам помогу надеть ее!
— Прекратите сейчас же! — воскликнула королева Тоника. — Извините, дорогие гости, моих служанок. Крутятся вокруг и уверяют, что они меня опекают или, как они говорят, опевают!
— Ваше величество! Все должны знать, какая вы важная! — И какая вы красивая, и какая притягательная! — Хи-хи, — захихикала Диссона.
— Будешь тут притягательной, если у тебя магнитик спрятан в первой ступеньке! Не бойся, не утащу. А попробуй слезь с нее и попритягивай, стоя на седьмой! Ничегошеньки не получится, сама со всех ног побежишь к первой! Так-то, нотка Д0
— Я пока не собираюсь перебираться на седьмую ступеньку — обиженно проговорила нота ДО. — Сольмина обещала, что я еще долго буду королевой!
— Не нужно ссориться! — успокоила нотку Сольмина. — Представь-ка лучше нам своих служанок.
— У королевы Тоники, важно начала нота ДО,
две служанки, на второй и на седьмой ступеньке, а у короля и министра по одной.
У короля — на четвертой,
у министра — на шестой. Та, что находится на седьмой ступеньке, самая быстрая и самая нужная. Ее называют вводным тоном, так как она ведет в тонику.
— Только не подумай, Ася, — вмешалась Диссона, что между первой и седьмой ступеньками мажора расстояние тон, ты же помнишь, что полтона (чтобы быстрее в тонику попасть).
Слово «тон» в этом случае имеет другое значение. Ты слышала, наверное, как музыканты говорят про кого-нибудь: «Он взял неверный тон». Не подумай, что этот кто-то схватил тон и пошел. Этот кто-то просто сыграл или спел неверный звук. Вводный тон — это звук, который ближе всех к тонике, — и все!
К тонике часто приводит и вторая ступень. Она тоже называется вводным тоном, хотя тут магнитик не так сильно действует: все-таки целый тон до первой ступени — тоники.
Только нота ДО даст в конце мелодии ощущение устойчивости. Первая ступень самая устойчивая на волшебной лестнице.
— Честно говоря, дорогая королева, я здесь тоже могу оказаться, — вмешался король Медианта с третьей ступени. — Все-таки я тоже как-никак устойчивый звук! И тоже притягивать умею!
— Да и я могу завершить эту музыкальную фразу — произнес министр Доминанта с пятой ступени. — Ведь я тоже устойчивый! И хоть вам, дорогая королева, всегда подчиняюсь, тоже по-своему притягательный.
— Но моя ступень все-таки самая устойчивая, и ко мне притягиваются не только вводные, но и все звуки моего королевства, моей тональности, — сказала королева Тоника.
— Не волнуйся, дорогая королева, — вмешалась в спор Сольмина. — Все неустойчивые ступени: и вводные, и четвертая с шестой — должны притягиваться прежде всего к ближайшим устойчивым. В музыке это называется тяготением…
— Да-да, — перебила Диссона, — все неустойчивые звуки т-я-янутся и тянутся, пока не перейдут к устойчивым и не успокоятся.
Музыканты называют такой переход разрешением.
Только знай: когда ты просишь разрешения у взрослых — это совсем другое слово.
В музыке разрешение — это переход от неустойчивых звуков к устойчивым или — ах,’ как я это не люблю! — переход от резких созвучий к красивеньким!
Ну, дорогая Диссона, — вступила в разговор Сольмина. — Если неустойчивые звуки (их еще называют неустоями) совсем не будут разрешаться в устойчивые (устои), то в мелодии будет ощущение незавершенности, а если мы будем слышать только резкие созвучия, то всем нам очень захочется покоя.
Ну, а если звуки складываются в аккорды, то нет ничего лучше, чем закончить произведение тоническим трезвучием! С этими словами Тоника посмотрела на короля, министра и примирительно улыбнулась.
Материалы взяты с сайта www.muz-urok.ru
Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях, Музыкальный класс
В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.
Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.
В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.
Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре
Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.
Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре
Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь.
Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой.
Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.
Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.
я как-то присутствовала на уроке сольфеджио в 1 классе. Так вот, педагог объясняла детям, что в ре мажоре (так же как и в фа мажоре, до мажоре и т.д) 4 ступень всегда разрешается только в третью,так как между ними полутон, а между 4 и 5 тон. Посмотрела потом тетрадь. Действительно все гаммы расписаны именно так у ребенка.
Вела урок сольфеджио. Вовочка на последней парте как всегда витал в облаках. Рисовал что-то в тетрадке. Меня это достало! Я отобрала у него тетрадку с какими-то каракулями, надписями. Не представляю, что из него вырастет! Вот его каракули! https://uploads.disquscdn.com/images/95cfde61c4267cdf5e8d249a5868b0a3ad77043a2afbb5aa96f05a82960bc607.jpg
У меня такой вопрос.
Если тяготения ступеней в звукоряде явление субъективное, то есть это ощущается в душе, при прослушивании звучащих ступеней, то чтобы ощутить эти тяготения неустойчивых ступеней в сочетании с устойчивыми, надо для этого как-то попытаться создать соответствующие условия.
То есть, что значит «опевать ступени»? Разве само по себе опевание ступеней рождает чувство их тяготения? Ведь это должно рождаться только в присутствии тоники, наверное? Слух — штука очень гибкая, и начав опевать, к примеру ми-фа-ми-ре-ми, слух самовольно присваивает ноте ми ощущение основного звука — тоники, сдвинув как бы весь звукоряд на 3 ступени вверх. То есть опевание должно включать в себя ориентирование на настоящую тонику (до), чтобы эффект ощущения тяготений происходил. То есть, как-то надо иначе, что ли выстраивать опевания ступеней?
супер… маме «юного дарования» тоже можно разобраться ��
Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разрешение. Лад
Слушая или исполняя музыкальное произведение, мы наблюдаем, что образующие его звуки находятся между собой в определенном соотношении. Это выражается прежде всего в том, что в процессе развития музыки, в частности мелодии, некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков. Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков.
Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками. Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя.
Один из устойчивых звуков обычно выделяется больше, чем другие. Он является как бы главной опорой и называется тоникой.
В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойчивыми. Неустойчивым звукам свойственно состояние тяготения к устойчивым звукам. Это состояние характерно для неустойчивых звуков, находящихся на расстоянии секунды от устойчивых звуков.
Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.
Из сказанного выше мы можем сделать вывод, что в музыке взаимоотношения звуков по высоте подчинены определенной системе.
Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад.
Лад является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке. Лад придает музыке, совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.
Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада
В народной музыке встречаются разнообразные лады. В классической музыке в той или иной мере отразилось народное творчество, а следовательно, и присущее ему разнообразие ладов, но все же наиболее широкое применение получили мажорный и минорный лад.
Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют большое или мажорное трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция – между нижним и средним звуками, и малая – между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал – чистая квинта.
Мажорное трезвучие, построенное на тонике, называется тоническим трезвучием. Неустойчивые звуки располагаются среди устойчивых звуков, прилегая к ним. Мажорный лад состоит из семи звуков.
Расположение звуков лада в порядке высоты называется звукорядом лада или гаммой. Звуки образующие гамму называются ступенями. В гамме мажорного лада семь ступеней. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами.
Ступени мажорной гаммы образуют последовательность секунд. Порядок расположения ступеней и секунд следующий:
б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2
Гамма с указанным выше порядком расположения ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком – натуральным мажором.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные – побочными ступенями.
Доминанта (в пер. с русского языка, означает преобладающая или главенствующая) расположена на чистую квинту выше тоники. Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой ниже тоники, от этого происходит и ее название.
Выше было сказано, что в мажоре три устойчивых звука – это I, III и V ступени. Степень устойчивости их неодинакова. Первая ступень – тоника – является главным опорным звуком и поэтому наиболее устойчива. III и V ступени менее устойчивы.
II, IV, VI, VII ступени мажорного лада неустойчивы. Степень их неустойчивости различна. Она зависит: 1) от расстояния между неустойчивыми и устойчивыми звуками; 2) от степени устойчивости звука, к которому направлено тяготение. Более острое тяготение свойственно ступеням: VII к I, IV к III и II к I.
Меньшая острота тяготения проявляется у ступеней VI к V, II к III, IV к V.
Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные. Квинтовый круг. Энгармонизм мажорных тональностей
Высота, на которой расположен лад, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука. принятого за тонику. Название тональности составляется из обозначений тоники и лада, то есть слова мажор.
Например, До мажор или С-dur, Соль мажор или G-dur и т.д.
Тональность мажорного лада, построенная от звука до, называется До мажор. В ее состав входят все основные ступени музыкального звукоряда.
В состав тональностей мажорного лада, построенных от других ступеней музыкального звукоряда, входят и производные ступени. Количество их в каждой тональности различно.
В некоторых мажорных тональностях применяются только повышенные ступени; для их обозначения требуется соответствующее количество диезов. В других тональностях – пониженные ступени; для их обозначения требуется соответствующее количество бемолей.
Поэтому мажорные тональности, в обозначении которых имеются знаки альтерации, делятся на диезные и бемольные.
В музыкальной практике употребляются семь диезных и семь бемольных тональностей. Знаки альтерации в этих тональностях пишутся при ключе и называются ключевыми знаками.
Тональности, отличающиеся друг от друга одним ключевым знаком, являются родственными тональностями ввиду того, что в их составе шесть общих звуков. Родственной диезной тональностью До мажора является Соль мажор. Ее первая ступень находится чистой квинтой выше тоники До мажора.
Чистой квинтой выше Соль мажора находится тональность Ре мажор.
Далее, если брать за основу каждой новой гаммы пятую ступень предыдущей тональности, то постепенно мы получим все диезные мажорные тональности.
В каждой из них будет возникать новый ключевой знак – диез, приходящийся на VII ступень гаммы, и так последовательно до семи знаков. Тональность с семью знаками предельная, так как все звуки, входящие в нее, являются производными ступенями.
Все диезы пишутся при ключе в том порядке, в котором они прибавляются в тональностях, при условии расположения их по чистым квинтам вверх.
Родственной бемольной тональностью До мажору является Фа мажор. Первая ступень Фа мажора находится чистой квинтой ниже тоники До мажора и приходится на ее IV ступень.