укажите какое прилагательное верно согласовано с именем существительным
Урок по русскому языку на тему: «Согласование имени прилагательного с именем существительным» (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Согласование имени прилагательного с именем существительным
Дидактическая цель: учащиеся смогут выявить взаимосвязь имени существительного и зависимого от него имени прилагательного и смогут согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Образовательная: актуализировать знания учащихся об имени существительном и об имени прилагательном, их грамматических признаках, о роли имен прилагательных в предложении; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети составят алгоритм и смогут научиться согласовывать имена прилагательные с именами существительными в числе, роде и падеже; развивать орфографическую зоркость .
Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная : создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.
Методы обучения: практический; словесный; информационный.
1. Коммуникативные УУД:
— умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
— умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.
— формулирование познавательной цели;
— синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— построение логической цепи рассуждений;
— структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
— рефлексия способов действия;
— анализ объектов с целью распределения по признакам.
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
— целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
— осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.
Средства обучения: рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал.
— мультимедийный проектор, ПО Microsoft Office Power Point 2007, презентация к уроку;
— иллюстрация иностранца Джо;
— карточки с неверными словосочетаниями;
— карточки «Имя прилагательное», «Имя существительное», «СВЯЗЬ», «СОГЛАСОВАНИЕ», «паронимы»;
Технологическая карта урока русского языка
I . Организационный момент.
Цель : учащиеся смогут оценить готовность свою к уроку, проявят интерес к учебной деятельности.
Виды связей в словосочетаниях
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
над чем-нибудь неясным,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
Прилагательное + существительное:
Существительное + существительное:
радость от встречи,
Наречие + существительное:
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Прилагательное + наречие:
Наречие + наречие:
Деепричастие + наречие:
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
Записаться на марафон
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
Согласование имен прилагательных с существительными в 6 классе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе» (6 класс)
Цель урока: Закрепить умения и навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных, согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе.
— формировать умения и навыки задавать вопросы от существительного к прилагательному, проверять правильное написание родовых окончаний прилагательных; навык правильного употребления прилагательных в устной и письменной речи.
— развивать словесно-логическое, наглядно-образное мышление; учить обобщать полученные знания.
— развитие речи учащихся на основе речевых упражнений, при ответах на вопросы;
— прививать интерес к предмету в процессе обучения.; тренировать волю, работоспособность, самостоятельность.
— осуществление профилактики утомления через выбор разнообразных форм и методов работы;
— создание психологического комфорта на уроке.
Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: класс наш хоть куда.
А теперь начнем урок, друзья!
— Называют по очереди имена прилагательные. Если вы правильно образовали прилагательное, то оно исчезает с экрана. Правильно! Молодцы!
Проверка ( слайд 1 ). Еще раз зачитаем имена прилагательные, которые обозначают положительные качества.
А скажите-ка мне, вы, как ученики обладаете такими качествами?
— Тогда они помогут вам сегодня на уроке.
— А что ещё общего между всеми этими словами, которые вы образовали?
(Это имена прилагательные). Совершенно верно.
-И сегодня мы продолжим закреплять навыки и умения согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе и правильно писать родовые окончания.
-Из каких слов у нас состоит число и классная работа? (из словарных)
3. А теперь минутка чистописания (слайд 3)
ЫЙ, ИЙ, ОЙ, АЯ, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ, ЫЕ, ИЕ.
-Давайте прочитаем, что написано на экране? (ученик читает)
-На доске даны соединения букв. Запишем это. Но прописывать буквы и соединения букв, которые вы видите на экране, вы должны старательно, красиво, делать правильно соединения.
-Что же вы написали? Посмотрите внимательно. На что похожи эти соединения?
-Окончания имен прилагательных. Верно. Какие же вы, молодцы!.
-Что обозначает прилагательное?
-Как изменяются прилагательные? (По родам в ед. числе и числам )
-От чего же зависит род и число прилагательного?
На какой вопрос отвечает прилагательного м.р., ж.р., с.р., мн. числа?
Прилагательные мужского рода отвечает на вопрос КАКОЙ?
-Сколько же групп у вас получилось?
Докажите, почему вы так решили? (здесь окончания м. р., ж. р., ср. р и мн. числа. Назовите эти окончания.
— Верно. (слайд 4 ) Проверим: На какие группы разбиты имена прилагательные и назовите окончания каждого рода прилагательных
5. Словарная работа.
(На доске из магнитных букв дано слово СОДСЕ.)
-К доске выходит ученик и составляет слово.
-Какое же словарное слово сегодня решило прийти к нам в гости?
— Скажите, а кто такой сосед?
(это человек, который живёт рядом)
— Запишите это слово в тетради, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.
Посмотрите на это слово и разберите его фонетически: (Один работает у доски, остальные в тетрадях).
— К какой части речи относится это слово? (к существительному).
-Что такое существительное?
— Подберите к данному слову однокоренные слова и запишите их в тетрадь.
(сосед, соседка, соседский, соседняя…) (несколько учащихся называют однокоренные слова.
— Выделите корень в этих словах.
— А теперь, давайте подберём имена прилагательные к существительному сосед и запишем полученные словосочетания.
(хороший сосед, старый сосед, добрый сосед….) Молодцы!
-Ребята, а что общего у существительного и прилагательного?
6. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.
-Посмотрите на следующее задание и выполните его в тетрадях.
(На доске записаны слова. Скажите какой части слова не достает в словах?
А что такое окончание?
— Если мы их вставим, то какие это могут быть слова? К какой части речи они будут относиться?
(к именам прилагательным)
— Что же необходимо сделать, чтобы вставить нужное окончание?
(подобрать имя существительное и поставить от него вопрос к прилагательному.
(Появляются окончания прилагательных и существительные на карточках (вразброс на доске)
— Поставьте вопрос от существительных к прилагательным, вставьте нужное окончание и определите род и число прилагательных
Цветок (какой?) красивый.
— Какое окончание надо дописать?
(ученики по очереди подбирают существительные, вопросы и окончания.
— Определите род и число имени прилагательного.
— Какой можно сделать вывод?
( Род и число имени прилагательного зависят от рода и числа имени существительного).
7. Закрепление материала.
1)«Найди пару» (Карточки)
8. Физ.минутка (слайд6)
А теперь ребята встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело.
2) Работа над упражнением 225, стр. 137-138
Откройте учебники на стр. 137, упр. 225
— прочитаем текст этого упражнения. (по очереди)
-В упражнении даны предложения с пропущенными словами.
— Как вы думаете, слова, какой части речи пропущены в предложениях, и вы должны вставить в текст вместо точек. (учащиеся: имена прилагательные)
— Вот эти прилагательные записаны (слайд
(учащиеся: имена прилагательные)
— Вот эти прилагательные записаны (слайд 7) (8)
Добрый, ратный, родной, ратный, трудный, родительское, плохой, хороший, богатырское, русский
-Устный разбор упражнения 225, читаем текст по предложению выбираем нужные прилагательные и вставляем вместо точек ((если вы правильно называете слово, которое нужно вставить, то оно исчезает).
— Первый абзац упражнения записываем в тетради, указываем род и число прилагательных, используя слайд 8.
С какой же частью речи в роде и числе согласуется вставленное прилагательное?
— Из какого произведения взят пересказ отрывка?
-О каких главных обычаях наших предков вы узнали из былины?
Дом. задание : Упр. 225, стр. 138 (слайд 9)
9.Самостоятельная разноуровневая работа:
Январь – самый ….месяц. Мороз рисует … узоры на стеклах. Все покрыто снегом. … солнышко играет лучами, но не приносит тепла. …детвора играет в снежки.
Слова для справок красивые, веселая, яркое, суровый.
(списать, вставить имена прилагательные, указать род и число прилагательных.
Наступила холодн… зима. Глубок… снег покрыл землю. Толст… лед лежит на реках и озерах. Часто бывают трескуч… морозы.
(списать, вставить окончания прилагательных)
Сильный и спокойный январский снег. Тяжелое холодное покрывало легло на землю.
(списать, подчеркнуть имена прилагательные)
Проверка самостоятельной работы.
— что такое прилагательное (слайд10)
-от чего зависит род и число прилагательных? (слайд 11)
-какие окончания имеют прилагательные ? ( слайд 12)
— Итак, чем мы занимались сегодня на уроке?
( В начале урока мы называли качества, которые помогают хорошо учиться. Работали над словарным словом СОСЕД, подбирали прилагательные к существительным, определяли род и число и выполняли упражнения и т. д.)
Рефлексия. Слайд 13.
Вот кончается урок
Подведем сейчас итог
Спасибо за работу на уроке.(слайд 14
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-541111
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.