укажите какое слово является доминантой синонимического ряда

доминанта синонимического ряда

Смотреть что такое «доминанта синонимического ряда» в других словарях:

доминанта синонимического ряда — Главное слово в синонимическом ряду, стилистически нейтральный и наиболее общий по смыслу член синонимического ряда. Глаза – доминанта, очи, гляделки, буркалы, шары – члены синонимического ряда … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

доминанта — (лат. dominans, dominantis господствующий). Один из членов синонимического ряда, избираемый как носитель главного значения, подчиняющего себе все дополнительные смысловые и стилистические оттенки значения, выражаемые другими членами ряда.… … Словарь лингвистических терминов

доминанта — один из членов синонимического ряда, избираемый как носитель главного значения, подчиняющий себе все дополнительные смысловые и стилистические оттенки значения, выражаемые другими членами ряда … Толковый переводоведческий словарь

Стилистические ресурсы лексики, или лексическая стилистика — – 1) раздел лингвистической стилистики, ориентированный на описание стилистических ресурсов совр. рус. лит. языка на лексическом уровне языковой структуры (см. работы Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, А.Н. Гвоздева, А.М. Ефимова, Д.И. Розенталя, Д.Н.… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Речевой этикет — система национально специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности). Коммуникативная функция языка реализуется в Р. э.… … Педагогическое речеведение

Стилистическая парадигматика — – это совокупность разноуровневых единиц, составляющих стилистические ресурсы языка и обеспечивающих говорящему возможность выбора для осуществления акта коммуникации в соответствии с целями общения и всем комплексом экстралингвистических… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Источник

ДОМИНАНТА СИНОНИМИЧЕСКОГО РЯДА

Слова (минимум два, а иногда много), а также фразеологические обороты, находящиеся в синонимических отношениях, образуют синонимический рядили парадигму. Например: молчать («ничего не говорить, не произносить ни звука») – безмолвствовать (книжн.) – хранить молчаниепомалкивать (разг., «воздерживаться, уклоняться от разговора») – набрать в рот воды (разг., об упорном молчании) – играть в молчанку (разг., шутл.).

По сопоставлению с доминантой выявляется тип синонима, входящего в данный синонимический ряд. Так, помалкивать отличается от доминанты молчать и оттенком лексического значения, и стилистической окраской, значит, относится к семантико-стилистическим синонимам; безмолвствовать отличается от доминанты только стилистической окраской, следовательно, это стилистический синоним.

Приведем еще несколько примеров. Синонимы ликующий (усилит.), торжествующий (усилит.), формирующие синонимический ряд с общим значением «испытывающий чувство радости», которое выражает доминанта радостный, являются семантическими. В синонимический ряд с доминантой губы входит стилистический синоним уста (высок. и трад.-поэт.). Синонимический ряд с общим значением «выполнять ту или иную работу, участвовать в трудовом процессе», возглавляемый доминантой работать, включает идеографический синоним трудиться («то же, что и работать»: Его родители много лет трудятся на одном заводе) и семантико-стилистические синонимы трубить (прост., неодобр., «в течение долгого времени заниматься утомительной или однообразной работой»: Я протрубил на одном месте 10 лет), вкалывать (прост., груб.-фам., «с напряжением, много и упорно работать»: Мы вкалываем по 10 часов в сутки), ишачить (груб.-фам., пренебр., т.е. «выполнять тяжелую, неблагодарную работу»; слово образовано от существительного ишак – «вьючное домашнее животное, которое используют для перевозки грузов»: На стройке рабочие ишачили день и ночь).

ФУНКЦИИ СИНОНИМОВ

Внутренние свойства синонимов раскрываются в их функциях – семантических и стилистических.

I. Семантические функции синонимов: замещение и уточнение

1. Функция замещения состоит во взаимной замене семантически адекватных (полных) синонимов. Реализуется в следующих друг за другом фрагментах текста, предложениях, частях предложения, позволяет избежать лексических повторов: Основную роль в усвоении орфографии должны играть правила правописания

Функцию замещения обычно реализуют следующие типы лексических единиц:

1. Слово и словосочетание:

Победить – одержать победу

Проиграть – потерпеть поражение

Загудеть – дать гудок

Зачётка – зачётная книжка

2.Слово и фразеологизм:

Обманывать – водить за нос

Бездельничать – плевать в потолок, считать ворон

3.Слово и перифраза:

Япония – страна восходящего солнца

Англия – туманный Альбион

Нефть – чёрное золото

Врачи – люди в белых халатах

Реки – голубые дороги

4.Слово и аббревиатура:

ВВЦ – Всероссийский выставочный центр

РУДН – Российский университет дружбы народов

МТС – Мобильные ТелеСистемы

Аббревиатура буквенная составлена из алфавитных названий начальных букв слов, образующих исходное словосочетание, например: м.н.с. (эм-эн-э́с) — младший научный сотрудник; РСФСР (эр-эс-эф-эс-э́р) — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика; ТФКП (тэ-эф-ка-пэ́) — теория функций компле́ксной переменной (комплексный анализ).

2. Функция уточнения –важнейшая семантическая функция синонимов. Реализуется в предложении в пределах одного фрагмента текста частичными (неполными) синонимами, семантическими и семантико-стилистическими. Состоит в раскрытии свойств и различных характерных признаков обозначаемых предметов и явлений действительности. Что уточняется при реализации данной функции:

1). Интенсивность, степень проявления того или иного качества, свойства, действия:ломать – крушить – сокрушать; красивый – прекрасный; бедность – нищета. Верхний базар был жёстким, жадным,каким-тобезжалостноотчаянным, забубённым… Кругом ели, лопали, жрали (К.А. Федин).

2). Способ осуществления или протекания действия, специфика свойства:погасить – затушить – задуть; запах – аромат. Покойник учил мальчишек «пчелиному языку» и, таская иногда за волосы, приговаривал: «А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать» (А.И. Герцен).

3). Уточнение различных сторон изображаемого. Обычно реализуется видо-видовыми синонимами, которым свойственна эквиполентная оппозиция и контрастирующая дистрибуция (на основе логического пересечения понятий). Рядом был старый хороший товарищ, друг, с которым ничего не страшно (Д.А. Гранин). При встрече и по телефону они всегда разговаривали, как нежные друзья, хотя не только дружбы, даже приятельства между ними не было (Ю.М. Поляков).

II. Стилистические функции синонимов: функция оценки и стилевой организации текста.

Стилистические функции синонимов качественно отличаются от семантических функций, но взаимодействуют с ними. При смысловом тождестве или высокой степени их сходства стилистические синонимы противопоставлены друг другу прагматическими характеристиками, своим эмотивным, оценочным значением.

1. Функция оценки обозначаемого основана на различной стилевой характеристике синонимов, что является основанием положительной или отрицательной оценки обозначаемого. Выбор синонимов из стилистической парадигмы (очи книжн., поэт. – глазагляделки простар. – мигалки простар. – моргалы простар. – буркалы простар.) даёт возможность выразить ту или иную эмоциональную оценку обозначаемого.

2. Стилистически согласуясь с общим характером текста, подобные синонимы одновременно выполняют функцию его стилевой организации.

Удача

Жизнь моя всё короче, короче,
Смерть моя всё ближе и ближе.
Или стал я поэтому зорче,
Или свет нынче солнечный ярче,
Но теперь я отчетливо вижу,
Различаювсё чётче и чётче,
Как глаза превращаются в очи,
Как в уста превращаются губы,
Как в дела превращаются речи.
Я не видел всё это когда-то,
Я не знаю. Жизнь кратче и кратче,
А на небе всё тучи и тучи,
Но всё лучше мне, лучше и лучше,
И богаче я всё и богаче.
. Говорят, я добился удачи.

Источник

доминанта синонимического ряда

Смотреть что такое «доминанта синонимического ряда» в других словарях:

доминанта синонимического ряда — Главное слово в синонимическом ряду, стилистически нейтральный и наиболее общий по смыслу член синонимического ряда. Глаза – доминанта, очи, гляделки, буркалы, шары – члены синонимического ряда … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

доминанта — (лат. dominans, dominantis господствующий). Один из членов синонимического ряда, избираемый как носитель главного значения, подчиняющего себе все дополнительные смысловые и стилистические оттенки значения, выражаемые другими членами ряда.… … Словарь лингвистических терминов

доминанта — один из членов синонимического ряда, избираемый как носитель главного значения, подчиняющий себе все дополнительные смысловые и стилистические оттенки значения, выражаемые другими членами ряда … Толковый переводоведческий словарь

Стилистические ресурсы лексики, или лексическая стилистика — – 1) раздел лингвистической стилистики, ориентированный на описание стилистических ресурсов совр. рус. лит. языка на лексическом уровне языковой структуры (см. работы Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, А.Н. Гвоздева, А.М. Ефимова, Д.И. Розенталя, Д.Н.… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Речевой этикет — система национально специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности). Коммуникативная функция языка реализуется в Р. э.… … Педагогическое речеведение

Стилистическая парадигматика — – это совокупность разноуровневых единиц, составляющих стилистические ресурсы языка и обеспечивающих говорящему возможность выбора для осуществления акта коммуникации в соответствии с целями общения и всем комплексом экстралингвистических… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Источник

Тесты по лексике и фразеологии

1. Какой из приведенных признаков не относится к старославянизмам?

1) Начальный звук [а], соответствующий русскому [йа];

2) основы благо-, добро-, зло-;

3) стечение гласных звуков;

4) приставки воз-, низ-, из-.

2. Какое из приведенных слов является старославянизмом?

3. Выпишите из предложения диалектное слово.

Мы прятались от деда в небольшой балке, поросшей полынью и лопухами.

4. Выпишите из текста жаргонное слово.

Я с каждым днем становлюсь все здоровее. Занимаюсь, занимаюсь, занимаюсь… Так интенсивно я не качался никогда.

5. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.

Перед летучкой Кучеренко просматривал альбом с вырезками статей и заметок.

6. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.

Анисим взял косу, прошелся по ней бруском.… Посмотрел на кошенины – неплохо с утра помахал.

7. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.

«А что случилось?» – «Острый лейкоз. Вчера делали повторный анализ».

8. Какие слова не имеют синонимов в современном языке?

9. Определите тип устаревшего слова.

Волга под боком, но заволжанин в бурлаки не хаживал.

10. Определите тип устаревшего слова.

У людей-то в дому – чистота, лепота, А у нас-то в дому – теснота, духота.

11. Определите тип устаревшего слова.

Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, Боком одним с образцом схож и его перевод. (А.С. Пушкин)

12. Определите тип устаревшего слова.

Я с жадностью следил, как ставила она Передо мною сыр с фиаскою вина. (А.Майков)

13. Выпишите историзм (в той же форме, в какой слово употреблено в предложении).

Тредьяковский отпирает сундук, вынимает из кошки монету и вручает ее с поклоном. (И.Лажечников)

14. Определите, что позволяет отнести выделенное слово к устаревшим.

Ну, уж комиссия мне с вами…. ведь вы как ребенок: дай, да подай огонь в руки. (Ф.Достоевский)

1) Устарела одна из морфем слова;

2) устарело значение слова;

3) устарело все слово.

15. Определите, что позволяет отнести выделенное слово к устаревшим.

Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы. … (А.Пушкин)

1) Устарела одна из морфем слова;

2) устарело значение слова;

3) устарело все слово.

16. Определите, к какому типу лексических единиц относится выделенное слово.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Поглядел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!

1) Лексический неологизм;

2) авторский неологизм.

17. Что свидетельствует о старославянском происхождении слова ниспослать?

3) лексическое значение слова.

18. Устаревшему слову полон соответствует современное плен. Какой исторический процесс связан с этими словами?

1) Старославянское слово было вытеснено русским;

2) исконно русское слово было вытеснено старославянским.

19. Выпишите неологизм:

Социализм отмирает, но его ментальность продолжает существовать, и пока никакой другой способ осмысления реальности не приходит ему на смену.

20. Выпишите неологизм:

Поневоле возвращаешься к феномену академика Сахарова, несшего в себе тихую харизму миротворческой убедительности, рожденную из сплава безусловной внутренней честности, политического кругозора и опыта гражданской терпимости.

12345678910
Ответ32балкекачался231121
11121314151617181920
Ответ11кошки21222ментальностьхаризма
ОценкаКоличество правильно выполненных заданий
5 (отлично)18–20
4 (хорошо)14–17
3 (удовлетворительно)10–13

Тест по теме
«Основные лексические единицы
(синонимы, антонимы, омонимы)»

1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

2. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

укажите какое слово является доминантой синонимического ряда. 38 1. укажите какое слово является доминантой синонимического ряда фото. укажите какое слово является доминантой синонимического ряда-38 1. картинка укажите какое слово является доминантой синонимического ряда. картинка 38 11) надоедливый,

3. Найдите синонимы к выделенному слову: крутой берег.

4. Найдите синонимы к выделенному слову: косой взгляд.

5. Выберите доминанту синонимического ряда:

6. Определите тип синонимов: осьминог – спрут.

1) Абсолютные синонимы;

2) различаются оттенками значения;

3) различаются эмоционально-экспрессивной окраской.

7. Определите тип синонимов: лгать – трепаться – брехать.

1) Абсолютные синонимы;

2) различаются оттенками значения;

3) различаются эмоционально-экспрессивной окраской.

8. Определите тип синонимов: опыт – практика – навык.

1) Абсолютные синонимы;

2) различаются оттенками значения;

3) различаются эмоционально-экспрессивной окраской.

9. Выберите антоним к выделенному слову: легкая задача.

10. Выберите антоним к выделенному слову: мягкий хлеб.

11. Определите тип антонимов.

Стрелял в журавля, а попал в воробья.

1) Языковые антонимы;

2) контекстуальные антонимы.

12. Выберите слова, имеющие омонимы.

13. Определите тип омонимов.

«Фунт сахара и фунт стерлингов» (заголовок статьи).

1) Лексические омонимы;

14. Определите тип омонимов.

Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос….
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.

1) Лексические омонимы;

1234567891011121314
Ответ242, 43, 651323422, 4, 513
ОценкаКоличество правильно выполненных заданий
5 (отлично)13–15
4 (хорошо)10–12
3 (удовлетворительно)7–9

Тест по теме
«Паронимы и парономазы»

1. Выберите окончание предложения.

Паронимия отличается от парономазии тем, что…

1) …паронимы имеют сходное, а парономазы – одинаковое звучание;

2) …парономазы – это однокоренные слова, а паронимы имеют разные корни;

3) …паронимы – это однокоренные слова, а парономазы имеют разные корни;

4) …паронимы имеют одинаковое, а парономазы – сходное звучание.

2. Определите, какое лексическое явление использовано в предложении.

Я люблю книги Воронина.… Может, поэтому и прихватил в дальнюю дорогу его книгу, в далеких краях напоминающую о Родине. (С.Борзенко)

3. Выпишите из предложения слово, имеющее пароним.

Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом. (В.Песков)

4. Выпишите из предложения слово, имеющее пароним.

В маленьком городе этом абонентов вызывали не по номерам, а просили телефонистку. (Г.Бакланов)

5. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Во всех пушкинских программах Яхонтова возникал образ Пушкина, самый ____ и самый достоверный из всех сыгранных Пушкиных. (И.Андроников)

6. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Преподаватели дают студентам список ____ литературы и свою концепцию на лекциях.

7. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Студент Марсов, верзила из семинаристов, не давал ему [Пирогову] проходу, глупо и глухо острил на его счет, а другие смеялись и радовались этому ____ представлению. (Ю.Герман)

8. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Несмотря на рассветный час, людей было много… Какая-то ____ часть двигалась шагом к заставе. (Ю.Трифонов)

9. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Став старше, мы узнали, что сказки – это ____ творчество народа, в котором в иллюзорной форме отражались его жизнь, чаяния и надежды. (В.Мезенцев)

укажите какое слово является доминантой синонимического ряда. 40 1. укажите какое слово является доминантой синонимического ряда фото. укажите какое слово является доминантой синонимического ряда-40 1. картинка укажите какое слово является доминантой синонимического ряда. картинка 40 11) Духовное;

10. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Лето оказалось на редкость холодным, и ____ курортники не поправили финансовые дела большинства сочинских санаториев.

11. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

12. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

И природа, и вечные темы – все это присутствует незримо в произведениях Чехова, однако для _____ характера, внутреннего мира человека автор мастерски описывает поступки героев и окружающую их обстановку.

13. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Так в условиях оккупации в городе началась ____ война.

14. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Дата приезда комиссии не была известна работникам проверяемого отделения. Этот ___ всегда держал чиновников в напряжении.

15. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.

Фотограф совершал разные ___ операции с фотоматериалами.

123456789101112131415
Ответ31нестерпимыйабонентов21321221122
ОценкаКоличество правильно выполненных заданий
5 (отлично)13–15
4 (хорошо)10–12
3 (удовлетворительно)7–9

Тест по теме «Фразеологизмы»

1. Выпишите фразеологизм.

У нее своя лошадь и новенький шарабан, купленный этим летом. Вообще живет она на широкую ногу: наняла другую дачу – особняк с большим садом и перевезла в нее свою городскую обстановку, имеет двух горничных, кучера. (А.Чехов)

2. Выпишите фразеологизм.

Постоял в раздумье, сонно глядя на дверь, за которую смели прежде заглядывать только председатель, гласные да высшие члены управы; а затем, ничтоже сумняшеся, взялся за ее скобку и, затворивши на крючок, долго-долго пробыл за этой дверью. (И.Бунин)

3. Выпишите фразеологизм.

Сердце неугомонного старика билось тревожно, он ходил по пустым своим комнатам и прислушивался. Надо было держать ухо востро: мог где-нибудь сторожить ее [Грушеньку] Дмитрий Федорович, а как она постучится в окно…, то надо отпереть двери как можно скорее. (Ф.Достоевский)

4. Выпишите фразеологизм.

Около полудня с северной стороны надвинулась черная туча с разлохмаченными краями, и ветер сделался чрезвычайно сильным. Он сломал мачту нашей метеорологической станции. К сумеркам стали опасаться за крышу дома и на всякий случай привязали ее к соседним деревьям. (В.Арсеньев)

5. Выпишите фразеологизм.

Надо знать, что русский народ даже в самые трудные и тяжелые времена своей истории никогда перед врагом-захватчиком шапки не ломал, но… брал навозные вилы и порол ему брюхо. (А.Н. Толстой)

6. Подберите фразеологизмы со значением «хвалить».

2) возносить до небес;

3) вспоминать добрым словом;

4) наклеивать ярлыки.

укажите какое слово является доминантой синонимического ряда. 42 1. укажите какое слово является доминантой синонимического ряда фото. укажите какое слово является доминантой синонимического ряда-42 1. картинка укажите какое слово является доминантой синонимического ряда. картинка 42 17. Подберите фразеологизмы со значением «обманывать».

1) Бросать слова на ветер;

3) валить с больной головы на здоровую;

4) обводить вокруг пальца;

5) смотреть сквозь пальцы.

8. Подберите фразеологизмы со значением «бездельничать».

1) Плясать под дудку;

3) ходить на задних лапках;

4) праздновать лентяя;

9. Подберите фразеологизм со значением «свободный».

2) ноль без палочки;

5) музейная редкость.

10. Определите значение фразеологизма набить руку.

1) Отомстить кому-либо за нанесенную обиду;

2) делать что-либо в состоянии гнева, будучи сердитым;

3) приобрести опыт, умение, сноровку;

4) начать конфликт, ссору с кем-либо.

11. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено неправильно.

1) Гнаться за длинным рублем – стремиться найти работу с высокой оплатой независимо от того, нравится ли она.

2) Притча во языцех – то, что известно всем, является частым предметом обсуждения.

3) Быть под мухой – быть в глупом положении.

4) Пустить петуха – сорвавшись на высокой ноте во время пения, издать писклявый звук.

12. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено правильно.

1) Втирать очки – льстить, преувеличенно хвалить кого-либо.

2) Дары данайцев – чрезвычайно щедрое вознаграждение.

3) Краеугольный камень – помеха, затруднение в каком-либо деле.

4) Поднимать на щит – создать благоприятные условия для осуществления чего-либо.

13. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено неправильно.

1) Прокрустово ложе – мерка, под которую стремятся насильственно подогнать что-либо, для нее не подходящее.

2) Лыка не вяжет – о не умеющем выражать свои мысли, косноязычном человеке.

3) Курить фимиам – преувеличенно хвалить кого-либо, льстить.

4) Родиться в рубашке – о том, кому всегда сопутствуют удача, везение.

14. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.

«Сын у меня не темная лошадка, – с расстановкой сообщает Михайлов. – Учится отлично». (В.Маканин)

укажите какое слово является доминантой синонимического ряда. 42 2. укажите какое слово является доминантой синонимического ряда фото. укажите какое слово является доминантой синонимического ряда-42 2. картинка укажите какое слово является доминантой синонимического ряда. картинка 42 22) сказуемое;

15. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.

Катерина Львовна глянула и закричала благим матом. (Н.Лесков)

укажите какое слово является доминантой синонимического ряда. 43 1. укажите какое слово является доминантой синонимического ряда фото. укажите какое слово является доминантой синонимического ряда-43 1. картинка укажите какое слово является доминантой синонимического ряда. картинка 43 11) Подлежащее;

16. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.

Этот даже одет небрежно – рубашка не первой свежести и мятые брюки, щеки и подбородок в темной юношеской заросли, не тронутой бритвой. (В.Тендряков)

17. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

Вот с жиру и бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька – тот с поросятами убивается. (М.Зощенко)

18. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

Там, между полей, змеей вилась дорога и убегала за лес, дорога в обетованную землю, в Петербург. (И.Гончаров)

19. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

«У тебя же золотые руки! – скажут ему. – Ты бы мог знаешь как жить. » (В.Шукшин)

20. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.

Кто держится на своих собственных ногах, живет своим умом, характер свой на дешевку не разменивает, в вине себя не топит, пути своей жизни не кривит – у того человека свое отдельное место в жизни и на земле. (В.Астафьев)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *