укажите какой этап творческого процесса чаще всего отсутствует у маленького ребенка
Укажите какой этап творческого процесса чаще всего отсутствует у маленького ребенка
Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.
Дошкольникам доступно овладение изобразительными умениями, навыками. В 2—3 года ребенок легко усваивает навык правильно держать карандаш и кисть, пользоваться ими. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов.
В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка. Это — проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных, приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.
Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.
Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.
Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.
Таким образом, первый этап творческого процесса — возникновение замысла — имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.
Шпаргалки к экзаменам и зачётам
студентам и школьникам
2. Этапы развития детского изобразительного творчества.
Важнейшей проблемой в понимании особенностей развития детского творчества является вопрос о «стадиях» его развития. Закономерность в развитии детского изобразительного творчества может быть представлена как ряд последовательно идущих «стадий» или ступеней.
Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.
Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.
Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. Наступление изобразительной стадии в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годам и характеризуется появлением сначала «примитивных» людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.
Таким образом, первый этап творческого процесса — возникновение замысла — имеется и в деятельности ребенка.
При этом, если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения.
Умение предварительно замысливатьобраз формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появиться в деятельности дошкольника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа.
К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире. Старший дошкольник уже способен к некоторым элементампредварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет.
В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.
Этапы творческого акта в изобразительной деятельности дошкольника
Ольга Пенкина
Этапы творческого акта в изобразительной деятельности дошкольника
Важнейшей проблемой в понимании особенностей развития детского творчества является вопрос о «стадиях» его развития. Закономерность в развитии детского изобразительного творчества может быть представлена как ряд последовательно идущих «стадий» или ступеней.
Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала,с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.
Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.
Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. Наступление изобразительной стадии в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годам и характеризуется появлением сначала «примитивных» людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.
Таким образом, первый этап творческого процесса — возникновение замысла — имеется и в деятельности ребенка.
При этом, если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения.
Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.
Умение предварительно замысливатьобраз формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появиться в деятельности дошколь-ника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа.
К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире. Старший дошкольник уже способен к некоторым элементампредварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет.
В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.
Таким образом, в деятельности дошкольника представлены все этапы, но они сокращены по времени, а предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения.
Этапы развития художественно-творческих способностей.
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.
Факторы развития художественно-творческих способностей.
Одним из важнейших условий проявления творчества в художественной деятельности является организация интересной содержательной жизни ребенка. Также немаловажное значение имеет организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.
Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что оно обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать и воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. В связи с этим, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель сначала ставит задачу – формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, а затем обращает внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого направляет все внимание на средства образной выразительности.
Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей.
Нетрадиционные техники – вот толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку будет интересно нарисовать пальчиками или ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Дети должны усвоить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»
Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и научается видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивей.
Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут.
Показатели развития изобразительной деятельности детей 3-4 лет:
• проявляют эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности;
• создают цветовые образы в рисовании красками;
• изображают предметы и явления окружающего, выражает эмоциональное отношение к изображаемому;
• выбирают по своему желанию изобразительные материалы и способы рисования;
• передают в рисовании, лепке, аппликации образ персонажей,
• располагают и наклеивают части предмета, фигуры на цветном фоне в аппликации.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет):
По психологическим характеристика дети этого возраста отличаются самостоятельностью, активностью, любознательностью, нагляднообразным мышлением, развитой речью. В поведении детей наблюдаются творческие проявления: искренность, непосредственность переживаний, способность вхождения в образ персонажа и в изображаемые обстоятельства. Изобразительная деятельность характеризуется:
1. проявлением заинтересованного отношения к объектам окружающего мира, к процессу и результату деятельности.
2. у детей совершенствуются технические навыки, умения;
3. у детей развивается художественно-образная основа деятельности (если в 3-4 года цвет доминирующее выразительное средство, то в 4-5 лет основой изобразительной деятельности является графический образ, графическая структура (форма – главное выразительное средство).
4. дети с интересом выполняют коллективные работы, которые требуют от них совместных усилий, согласованности действий.
5. для рисунков характерен рентгеновский стиль изображения и прослеживается фризовая композиция.
Художественному творчеству свойственно:
o неопределенность характеристик замысла, что позволяет, рассматривать эти проявления как потенциальную возможность развития изобразительного творчества.
Наиболее эффективным направлением в развитии детского изобразительного творчества ученые рассматривают глубокую взаимосвязь учебных и творческих задач в ходе образовательного процесса, их непрерывного сочетание и взаимодействие.
Показатели развития изобразительной деятельности детей 4-5лет:
проявляют интерес к различным видам изобразительного искусства, изобразительной деятельности,
способны создавать в рисунке, лепке, аппликации образы, выражать к ним эмоциональное отношение,
способны при восприятии предметов, явлений окружающего замечать их ритм, форму, расположение в пространстве,
в рисунке, лепке, аппликации передают образ, используя цвет, форму, композицию,
самостоятельно выбирают способы изображения и художественные материалы,
принимают участие в коллективных работах,
проявляют интерес к результатам изобразительного творчества, способны дать элементарную оценку свои работам и сверстников,
владеют основными техническими навыками и умениями.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет):
В этом возрасте дети рисуют все, что кажется им интересным.
Их графические образы, хотя и схематичны, содержат много деталей.
Предметы, которые они изображают, теперь располагаются не отдельно, а связаны между собой.
Замысел характеризуется устойчивостью: дошкольники знают, что, как и чем собираются изобразить.
Они могут создавать сюжетные изображения, сопровождая их словесными комментариями.
У детей отмечаются возрастные меж половые различия в построении картины мироустройства:
• мальчики больше рисуют транспортные средства, технику. Изображения отличает активность, динамика, определенность формы. В изображении используются острые, мобильные формы;
• девочки больше ориентированы на живую природу, символы красивого (цветы, радуга, дом, предметы интерьера.
Для изображений характерно детализация, статика, упорядоченность; использование стабильных и округлых форм. Все дети предпочитают теплую гамму цветов, особенно желтый.Однако: – в рисунках девочек наблюдается стремление к украшению, декоративности; – у мальчиков – более сдержанная цветовая палитра (преобладание однотонных сочетаний).
Предметная направленность интереса проявляется в увлеченности ребенка определенным видом изобразительной деятельности, тематикой, художественным материалом. Действенность выражается в степени активности в процессе деятельности, когда на фоне эмоционально-положительного отношения к различным видам, проявляется инициатива, активность, самостоятельность в любимом деле. Широта интереса проявляется в разнообразии интересующих ребенка видов изобразительной деятельности, содержания, материалов. По глубине интерес характеризуется творческим отношением к работе, стремлением узнать больше узнать о видах изобразительной деятельности, материалах, тематике, выразительных средствах и устойчивостью.
Показатели развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста:
1) эмоционально откликаются на красоту природы;
2) проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству;
3) самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности;
4) могут передать сюжетную композицию, используя разные ее варианты (фризовую, линейную, многоплановую) с элементами перспективы;
5) в индивидуальной и коллективной работе могут объединять разные виды изобразительной деятельности;
6) владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации своих замыслов в работе с разными художественными материалами;
7) проявляют индивидуальное творчество в изобразительной деятельности, способны участвовать в коллективных работах;
8) способны давать элементарную эстетическую оценку работам своих сверстников и своей, проявляют личностную позицию в процессе анализа;
9) реализуют свои замыслы, самостоятельно находят различные способы и средства изображения;
10) способны комбинировать материалы для создания художественно образа, предварительно планируют свою деятельность;
11) владеют способами композиционного расположения сюжета на плоскости и в объеме;
12) свободно владеют техниками рисунка, лепки, аппликации.
Модель творческого акта в зрелой художественной деятельности:
1 этап – возникновение идеи.
2 этап – вынашивание замысла, в процессе которого идет разработка содержания, поиск художественной формы.
3 этап – реализация замысла, в ходе которого продолжается работа воображения, представление уточняется, дополняется, обогащается, детализируется.
4 этап – появление художественного образа, окончательная оценка полученного результата и его доработка.
Этапы творческой деятельности дошкольников:
1 этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
2 этап – процесс создания детьми изображения.
3 этап – анализ результатов.
Фотоотчет изобразительной деятельности «Мир вокруг нас» „Мир- это книга, страницы которой открываются нам с каждым шагом. “ Альфонс де Ламартин Цель занятия: отразить окружающий мир в рисунках.
Фотоотчёт «Игра — основной вид деятельности дошкольника» Игра – Основной вид деятельности дошкольника Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая.
Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок» Очередная прошедшая неделя в нашей группе проходила по лексической теме»Одежда. Головные уборы. Обувь»Предлагаю посмотреть небольшой фото.
«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.
Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.
Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.
Организация игровой деятельности дошкольника дома Ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 1,5-3 лет во многом зависит от того, как взрослые организуют.
1. Укажите верное утверждение:
• Детское творчество характеризуется использованием таких композиционных средств, как очередь ритма и симметрии.
• Детское творчество в силу своей простоты не характеризуется использованием таких композиционных средств, как очередь ритма и симметрии.
2. В структуре изобразительных способностей ее опорными свойствами являются:
• умелость руки
• высокая зрительная чувствительность
• воображение
• определенный эмоциональный настрой
3. В детских художественных работах нередко встречаются своеобразные «рентгеновские» рисунки. Поясните, что это такое?
• Рисунок, содержащий только не закрашенные элементы
• Рисунок, содержащий то, что нельзя видеть при данном положении предмета
• Рисунок, исполненный только одним цветом
• Рисунок, исполненный только черным цветом
4. Укажите верное утверждение:
• В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают уже не целенаправленный характер.
• Обычно восприятия приобретают целенаправленный характер в старшем дошкольном возрасте.
5. С точки зрения психологии, способность к изобразительной деятельности относится к группе:
• специальных способностей
• общих способностей
• вспомогательных способностей
• побочных способностей
6. Укажите, какой этап творческого процесса чаще всего отсутствует у маленького ребенка:
• возникновение замысла
• вынашивание замысла
• формирование умений
• формирование способностей
7. Люди, страдающие дальтонизмом, воспринимают цвета спектра в следующих тонах:
• зеленом
• голубом
• красном
• желтом
8. Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является:
• воображение
• интерес
• память
• подражание
9. Свойством, обеспечивающим изобразительную деятельность и составляющим фон этой деятельности (с точки зрения психологии) является:
• эмоциональный настрой
• умелость руки
• память
• воображение
10. Образы воображения у младшего дошкольника обычно:
• неустойчивы
• целостны
• устойчивы
• фрагментарны
11. Задачами обучения детей второй младшей группы являются:
• развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа
• научить изображению предметов округлой и прямоугольной форм
• научить использованию цвета как художественного выразительного средства
• совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками
12. Укажите верные утверждения:
• Способности — это не врожденные качества, они существуют только в процессе развития
• Способности являются априорно развитыми вне конкретной деятельности
• Способности не могут развиваться вне конкретной деятельности
• Способности — это врожденные качества, но существуют только в процессе развития
13. Каждая способность имеет сложную структуру, зависящую от общих свойств психики, которые делятся на:
• составляющие фон
• опорные
• составляющие анфас
• ведущие
14. В каком возрасте обычно ребенок легко усваивает навык правильно держать карандаш и кисть, а также пользоваться ими?
• 2-3 года
• 1-2 года
• 5-6 лет
• 4-5 лет
15. Прием, когда дети изображают на рисунке сразу много предметов, и для того чтобы разместить их над одной линией земли иногда появляется вторая, на которой располагаются остальные предметы, называется:
• двойной этюд
• двойной фриз
• двойной сюжет
• двойной стандарт
17. И. П. Павлов выделил следующие типы высшей нервной деятельности у человека, определяющие развитие его способностей:
• профессиональный тип
• бытовой тип
• мыслительный тип
• художественный тип
18. Какому типу высшей нервной деятельности, определяющему развитие способностей человека, свойственны образные, яркие и эмоциональные представления?
• умственному
• художественному
• практическому
• теоретическому
19. Укажите свидетельства (черты), доказывающие наличие творческих начал в художественной деятельности ребенка:
• выражение своих чувств при помощи различных изобразительных средств
• проявление самостоятельности в применении уже освоенных приемов работы
• проявление активности
• нахождение новых способов решения поставленных задач
20. Какой этап творчества является завершающим?
• реализация замысла
• возникновение замысла
• вынашивание замысла
• появление художественного образа