укажите какой литературный прием использовал а с пушкин в стихотворениях арион 1827 и анчар 1828
Тест по творчеству Александра Сергеевича Пушкина в 9 классе (литература)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Самостоятельная работа по творчеству А.С.Пушкина
2. Назовите направления лирики Пушкина.
3. Как звали жену А.С. Пушкина?
4. Назовите стихи, относящиеся к свободолюбивой лирике
1. «Вольность» (1817)
2. «К Чаадаеву» (1818)
3. «Деревня» (1819)
4. «Осеннее утро»
5. «Певец»
6. «Деревня»
7. «Узник»
8. «К морю»
9. «Птичка» (1823)
10.«Арион» (1827)
11.«Анчар» (1828)
5. Назовите стихи, относящиеся к теме природы
1. «Осеннее утро»
2. «Певец»
3. «Деревня»
4. «Узник»
5. «К морю»
6. «Зимнее утро»
7. «Осень»
8. «Храни меня, мой талисман» (1825)
9. «Я помню чудное мгновенье» (1825)
10.«Не пой, красавица, при мне» (1828)
11. «Два чувства дивно близки мне»
6. Назовите друзей-лицеистов Пушкина
7. Где похоронен А.С. Пушкин?
8. «Дуэль состоялась 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года в нескольких верстах от Петербурга». С кем была дуэль и кто был секундантом?
9. В каком году Пушкин поступил в Царскосельский лицей?
10. Назовите центральный образ стихотворения «Анчар»
11. Какую роль в стихотворении «Анчар» играют глаголы и деепричастия?
13. С помощью какого приема автор усиливает эмоциональное напряжение: Принес… Принес – и ослабел и лег.
14. Что придают строфе старославянизмы и архаизмы?
15. Назовите основную мысль стихотворения «Анчар»
16. Какую тему поэт передает с особой остротой с помощью темы яда?
17. С помощью каких строк поэт передает в стихотворении губительную силу страшного «древа смерти»?
1. Назовите периоды творчества А.С. Пушкина.
2. Назовите направления лирики Пушкина.
Патриотическая
Свободолюбивая
Любовная
Поэт и поэзия
О природе
Тема дружбы
Философская
3. Как звали жену А.С. Пушкина? Наталья Николаевна Гончарова
4. Назовите стихи, относящиеся к свободолюбивой лирике
«Вольность» (1817),
«К Чаадаеву» (1818),
«Деревня» (1819),
«Кинжал» (1821),
«Узник» (1822),
«Птичка» (1823),
«Арион» (1827),
«Анчар» (1828)
5. Назовите стихи, относящиеся к теме природы
«Осеннее утро»,
«Певец»,
«Деревня»,
«Узник»,
«К морю»,
«Зимнее утро»,
«Осень»,
«Брожу ли я вдоль улиц шумных»,
«Вновь я посетил»,
«Два чувства дивно близки мне»
6. Назовите друзей-лицеистов Пушкина
Антон Дельвиг, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер
7. Где похоронен А.С. Пушкин?
В Святогорском монастыре 6 февраля 1837 г. (18 февраля) рядом с могилами деда, бабушки и матери.
8. «Дуэль состоялась 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года в нескольких верстах от Петербурга». С кем была дуэль и кто был секундантом?
С молодым французом Дантесом, усыновлённым голландским посланником бароном Геккерном. Секундантом Пушкина был лицейский товарищ Данзас.
9. В каком году Пушкин поступил в Царскосельский лицей?
В 1811 г. Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привез дядя Василий Львович.
10.Назовите центральный образ стихотворения «Анчар»
Дерево Анчар.
11.Какую роль в стихотворении играют глаголы и деепричастия?
Передают движение смертоносного яда
13.С помощью какого приема автор усиливает эмоциональное напряжение: Принес… Принес – и ослабел и лег.
Анафора
14.Что придают строфе старославянизмы и архаизмы?
Придают строфе трагическое звучание: вернувшийся раб смертельно болен.
16. С помощью каких строк поэт передает в стихотворении губительную силу страшного «древа смерти»?
«Птица не летит…», «Тигр нейдет…», «Вихорь мчится прочь, Уже тлетворный…», «Уж ядовит стекает дождь в песок горючий…»
Тест по литературе на тему: «Творчество А.С.Пушкина»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по теме: «Творчество А.С. Пушкина».
1. Назовите периоды творчества А.С. Пушкина.
5. 1831 – 1837 гг.- ____________________________________________________
2. Назовите направления лирики Пушкина: ________________________________________
3. Как звали жену А.С. Пушкина?________________________________________________
4. Назовите (подчеркните) стихи, относящиеся к свободолюбивой лирике
1. «Вольность» (1817) 2. «К Чаадаеву» (1818) 3. «Деревня» (1819) 4. «Осеннее утро»
5. «Певец» 6. «Узник» 7. «К морю» 9. «Птичка» (1823) 9.«Арион» (1827) 10.«Анчар» (1828)
5. Назовите друзей-лицеистов Пушкина: __________________________________________
6. Назовите центральный образ стихотворения «Анчар»:____________________________
7. Соотнесите стихотворения с темой:
А) пейзажная лирика Б) любовная В) свободолюбивая Г) назначение поэта и поэзии
1. «Памятник» 2. «К Чаадаеву» 3. «Пророк» 4. «Я вас любил…» 5. «Я помню чудное мгновенье» 6. «Зимнее утро»
8. Определите размер стихотворения:
Снова тучи надо мною
Собралися в тишине,
Рок завистливой бедою
Угрожает снова мне
9. В присутствии какого известного поэта А. Пушкин читал свое стихотворение
« Воспоминания в Царском Селе» на экзамене в Лицее?
а) В.А.Жуковского б) Г.Р.Державина в) А.Н.Радищева г) А.С.Грибоедова
10. Какое из стихотворений А.Пушкина не относится к лирике о поэте и поэзии?
а) «Я памятник себе воздвиг…» б) «Поэт и толпа» в) «Анчар» г) «Эхо»
11. Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки:
Что не любить оно не может?
а) «К Чаадаеву» б) «На холмах Грузии…» в) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» г) «Я вас любил. »
12.Укажите определение лирики:
1) Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя
2) Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого
3) размышления автора, не связанные с сюжетным повествование, но включенные в произведение.
Тест по теме: «Творчество А.С. Пушкина».
1. Укажи годы жизни А.С.Пушкина.
2. Назовите(подчеркните) стихи, относящиеся к теме природы
1. «Осеннее утро» 2. «Певец» 3. «Деревня» 4. «Узник» 5. «К морю» 6. «Зимнее утро»
7. «Осень» 8. «Храни меня, мой талисман» (1825) 9. «Я помню чудное мгновенье» (1825) 10.«Не пой, красавица, при мне» (1828) 11. «Два чувства дивно близки мне»
3. Где похоронен А.С. Пушкин?___________________________________________________
5.В основе сюжета какого стихотворения лежит библейская легенда?
А) «К Чаадаеву» Б) «Вольность» В) «Поэт» Г) «Пророк»
6. Определите размер стихотворения:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя
7. Какое из стихотворений не относится к любовной лирике А.Пушкина?
а) «Анчар» б) «На холмах Грузии…» в) «Мадонна» г) «Я вас любил. »
8. Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал?
а) «К Чаадаеву» б) «На холмах Грузии…» в) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» г) «Я вас любил. »
9. Какое из стихотворений А.Пушкина не относится к лирике о поэте и поэзии?
а) «Я памятник себе воздвиг…» б) «Поэт и толпа» в) «Анчар» г) «Эхо»
1. Назовите периоды творчества А.С. Пушкина.
Петербург. 1817 – 1820гг.
Южная ссылка 1820 – 1824гг.
Годы странствий 1826 – 1830 гг.
Последние годы 1831 – 1837 гг.
2. Назовите направления лирики Пушкина.
3. Как звали жену А.С. Пушкина? Наталья Николаевна Гончарова
4. Назовите стихи, относящиеся к свободолюбивой лирике
5. Назовите друзей-лицеистов Пушкина
Антон Дельвиг, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер
7. Соотнесите стихотворения с темой:
8. Размер стихотворения: хорей
4 – АНТИТЕЗА (противопоставление)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-004127
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Итоговая контрольная работа по литературе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Итоговая контрольная работа по литературе. 9 класс
1. Чье творчество назвал В. Г. Белинский «лелеющей душу гуманностью»?
2. Укажите верное определение комедии как литературного жанра.
а) один из видов старинного драматического искусства, основанный на показе смешных, утрированно юмористических и нарочито грубых бытовых ситуаций
б) небольшое произведение, предназначенное для сцены, беззлобно высмеивающее отдельные частные явления в общественной или личной жизни человека
в) один из видов драматических произведений, в котором характеры героев раскрываются в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей их на гибель
г ) один из видов драматического произведения, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера
3. Укажите произведение, в котором сочетаются романтизм и реализм.
а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина
б) «Фелица» Г. Р. Державина
в ) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
г) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
4. К какому роду литературы можно отнести «Мертвые души» Н. В. Гоголя?
5. Укажите, какой художественный прием использовал автор в выделенных строках.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
6. Назовите имя писателя, которого А. С. Пушкин назвал «сатиры смелый властелин».
7. Сюжет романа «Герой нашего времени» основывается на отдельных, не связанных между собой фрагментах. Что объединяет самостоятельные части романа?
б) хронологическая последовательность событий
8. Какой литературный тип представлен образом Печорина?
а) тип «маленького человека»
б) тип «лишнего человека»
в ) байронический герой
9. Укажите, какой литературный прием использовал А. С. Пушкин в стихотворениях «Арион» (1827) и «Анчар» (1828).
10. А. С. Пушкин был одним из первых русских писателей, затронувших тему «маленького человека». Эта тема звучит:
а) в романе «Евгений Онегин»
б) в драме «Борис Годунов»
в) в повести «Станционный смотритель»
г ) в поэме «Бахчисарайский фонтан»
11. Кто из названных авторов написал поэму «Медный всадник»?
12. Героем какого произведения является Самсон Вырин?
а) Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
б) М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
в) А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
г) А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
13. Укажите, кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат следующие слова.
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари,
В Москву переведен через мое содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери.
14. Какое произведение А. С. Пушкина написано в жанре элегии?
15. Чей портрет описан в следующем отрывке (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?
16. Героем какого произведения является Акакий Акакиевич Башмачкин?
б) «Вечера на хуторе близ Диканьки»
17. По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит.
Дом господский стоял одиноко на юру, откры том всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы. Была видная беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления».
18. Определите стихотворный размер следующего отрывка.
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с вами?
Обычай деспот меж людей.
19. Укажите, какую роль играют в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» лирические отступления.
а ) они рассказывают о судьбе писателя
б) в них содержится авторское отношение к описываемым событиям
в) в них дается характеристика отдельных персонажей
г) в них воплощена вера писателя в будущее России и русского народа
20. Укажите, к какому литературному направлению относится роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
21. Укажите, к какому литературному жанру следует отнести произведение В. А. Жуковского «Светлана».
22. Анализу какого произведения посвящена статья И. А. Гончарова « Мильон терзаний»?
а) А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
б) А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
в) А. С. Грибоедов «Горе от ума»»
г) М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Напишите сочинение – миниатюру «Мое любимое художественное произведение»
итоговой работы по литературе в 9 классе
Худож е с тв е н н а я ли т е р атура к а к ис к у сств о с л ова
Худож е ст в е н ны й обр а з
Фо л ьк л ор. Ж анр ы ф ольк л ора
Лите р а т урные р о ды и жанр ы
Проза и поэз и я. Основ ы стихо сл ожен и я: стихотв о р н ый раз м ер, ритм, р и ф м а, строфа
«С л ово о по лк у Иг о р е в е »
Три п р о и зв е д е н и я разн ы х ж анров п о в ы б о ру
Д.И. Фон в из и н. Ко м едия « Не до росл ь ».
Н.М. Кар а мз и н. По ве сть «Б е д н а я Лиз а »
И.И. Дмитриев. Басня «Муха»
А.С. Г ри б ое д ов. К о ме д ия «Горе от ума»
А.С. П уш к ин. Ро м ан «Евг е ни й Оне г ин»
А.С.Пушкин. Повести Белкина
итоговой работы по литературе в 9 классе
3.Время тестирования: 45 мин.
При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.
5. Содержание работы
Содержание теста охватывает учебный материал, полученный в курсе изучения литературы 5-9 классов.
Составлено 2 варианта диагностической работы, каждый вариант содержит задания двух уровней: базовый уровень и творческий уровень.
Часть 1 (базовый уровень) включает 22 задания (1-22). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного номера ответа.
Часть 2 (творческий уровень) состоит из задания, требующего развернутого ответа (сочинения-миниатюры) который оценивается в соответствии с установленными критериями оценки.
В табл. 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.
В табл. 2 приведены элементы содержания диагностической работы по литературе для 9 класса.
Д.И. Фон в из и н. Ко м едия « Не до росл ь ».
Сен ти мен т ал и зм. Роман т и з м. Ре а ли з м. Типы рифмовки. Классицизм.
Завязка. Кульминация. Развязка. Эпилог. Стихотворный размер.
В табл. 3 приведены умения и виды деятельности проверочной работы по литературе для 9 класса.
Умения и виды деятельности
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
изученные теоретико-литературные понятия
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику
изученного произведения; давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
владеть различными видами пересказа;
строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
6.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания 1 части работы (1-22) выставляется 1балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 22 тестовых задания первой части работы, – 22 балла.
Творческий уровень – 16 баллов
Максимальное количество баллов за всю работу – 38 баллов.
Анализ стихотворения «Арион»
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Арион» было написано в 1827 году. Создание этого произведения приурочено к двухлетней годовщине восстания декабристов. Известно, что поэт был очень близок со многими декабристами и очень печалился, что в день восстания его не было на Сенатской площади с товарищами.
Даже краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «Арион» может рассказать о многом. За основу Пушкиным взята и переработана древнегреческая легенда «Об Арионе». Арионом звали прекрасного певца, который путешествовал на корабле, зарабатывая деньги исполнением песен. Он подвергся нападению корабельщиков, но был спасён дельфином. Сюжет, переосмысленный Пушкиным, повествует о певце, плывущем с товарищами на корабле. Он чувствует себя частью команды, подбадривая всех своим пением. В результате шторма погибают все, кроме лирического героя, который остаётся жить, чтобы петь прежние песни.
В результате более внимательного анализа стиха «Арион» можно увидеть, что при написании произведения Пушкин пользовался сплетённой рифмой, которая включает в себя сочетание разнообразных видов рифмовки. Размер – пятистопный ямб, который поэт часто использовал в своём творчестве.
Жанр – лирическое стихотворение, относящееся к вольнолюбивой лирике. Тема произведения – осознание поэтом роли стихотворца. После того, как погибли товарищи- корабельщики героя, он остаётся один и продолжает петь прежние гимны. Аллегорически Пушкин изображает в образе певца себя. После того, как его друзья – декабристы были казнены или сосланы, он ощущает потребность сохранить память о них и их идеалах в сердцах людей.
Особую выразительность стихотворению А.С. Пушкина «Арион» придают многочисленные тропы, использованные поэтом в произведении. Эпитеты («кормщик умный», «вихорь шумный»), метафора («вихорь.. измял»), использование устаревшей лексики («риза») придают яркость и живость, создают ощущение причастности к происходящим событиям. Ассонанс и аллитерация создают определённое мелодичное звучание, подобное песне.
Александр Сергеевич Пушкин был глубоко опечален трагической судьбой, постигшей декабристов. Известно, что многие ожидали проявления царского милосердия, но увы.. Однако в стихотворении Пушкина отразилась верность идеалам декабристов и надежда на лучшее будущее.
Промежуточная аттестация по литературе в 9 классе
Материал можно использовать для проведения промежуточной аттестации по литературе в 9 классе в конце учебного года.
Просмотр содержимого документа
«Промежуточная аттестация по литературе в 9 классе»
Итоговая контрольная работа по литературе за курс 9 класса
1. Назовите произведение, являющееся первой реалистической комедией в русской литературе.
а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина
б) «Трумф или подщипа» И. А. Крылова
в) «Ревизор» Н. В. Гоголя
г) «Горе от ума» А. С. Грибоедова
2. Какой элемент композиции художественного произведения не является обязательным?
3. Укажите произведение, главный герой которого «не хотел учиться, а хотел жениться».
а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина
б) «Женитьба» Н. В. Гоголя
в) «Ревизор» Н. В. Гоголя
г) «Горе от ума» А. С. Грибоедова
а) «Сказание о Борисе и Глебе»
б) «Слово о полку Игореве»
в) «Поучение» Владимира Мономаха
г) «Повесть временных лет»
5. Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.
а) сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм
б) классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм
в) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм
г) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм
6. Кого из русских писателей XVIII в. относят к сентименталистам?
а) Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин
б) М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев
в) Н. М. Карамзин, Д. И. Фонвизин
г) Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев
7. Укажите произведение, в котором главный герой идейно противопоставлен всем действующим лицам.
а) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
б) «Песня про. купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
в) «Горе от ума» А. С. Грибоедова
г) «Мертвые души» Н. В. Гоголя
8. Назовите автора следующего стихотворного отрывка.
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
9. Определите жанр «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.
10. Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье») А. С. Пушкина посвящено:
11. О каком произведении идет речь в следующих строках?
Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то какой огромный, какой оригинальный сюжет. Вся Русь явится в нем. Огромно, велико мое творение, и не скоро конец его.
а) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
б) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
в) «Мертвые души» Н. В. Гоголя
г) «История государства Российского» Н. М. Карамзина
12. Какой художественный прием использован автором в следующем отрывке?
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
13. Какое произведение было названо В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»?
14. Определите стихотворный размер в следующем отрывке.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
15. Кто является автором первого в русской литературе психологического романа?
16. Кто является автором первой общественной комедии в русской литературе?
17. Определите пары «автор — произведение».
Б) «Выбранные места из переписки с друзьями»
18. В творчестве какого писателя не был использован романтический метод?
19. Как называется тип композиции в романе «Евгений Онегин»?
20. Высказывание «И дым отечества нам сладок и приятен» принадлежит:
а) Стародуму из «Недоросля»
б) Чацкому из «Горя от ума»
в) мужу Татьяны из «Евгения Онегина»
г) молодому солдату из «Бородина»
21. В каком стихотворении А. С. Пушкин затрагивает проблему самодержавия, крепостного гнета?
а) «Воспоминания в Царском Селе»
г) «На холмах Грузии»
22. Определите тип рифмовки в следующем отрывке.
Скажи мне, ветка Палестины:
Где ты росла, где ты цвела?
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была?
Напишите сочинение – миниатюру «Мой любимый писатель»
1. Чье творчество назвал В. Г. Белинский «лелеющей душу гуманностью»?
2. Укажите верное определение комедии как литературного жанра.
а) один из видов старинного драматического искусства, основанный на показе смешных, утрированно юмористических и нарочито грубых бытовых ситуаций
б) небольшое произведение, предназначенное для сцены, беззлобно высмеивающее отдельные частные явления в общественной или личной жизни человека
в) один из видов драматических произведений, в котором характеры героев раскрываются в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей их на гибель
г) один из видов драматического произведения, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера
3. Укажите произведение, в котором сочетаются романтизм и реализм.
а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина
б) «Фелица» Г. Р. Державина
в) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
г) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
4. К какому роду литературы можно отнести «Мертвые души» Н. В. Гоголя?
5. Укажите, какой художественный прием использовал автор в выделенных строках.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
6. Назовите имя писателя, которого А. С. Пушкин назвал «сатиры смелый властелин».
7. Сюжет романа «Герой нашего времени» основывается на отдельных, не связанных между собой фрагментах. Что объединяет самостоятельные части романа?
б) хронологическая последовательность событий
8. Какой литературный тип представлен образом Печорина?
а) тип «маленького человека»
б) тип «лишнего человека»
в) байронический герой
9. Укажите, какой литературный прием использовал А. С. Пушкин в стихотворениях «Арион» (1827) и «Анчар» (1828).
10. А. С. Пушкин был одним из первых русских писателей, затронувших тему «маленького человека». Эта тема звучит:
а) в романе «Евгений Онегин»
б) в драме «Борис Годунов»
в) в повести «Станционный смотритель»
г) в поэме «Бахчисарайский фонтан»
11. Кто из названных авторов написал поэму «Медный всадник»?
12. Героем какого произведения является Самсон Вырин?
а) Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
б) М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
в) А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
г) А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
13. Укажите, кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат следующие слова.
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари,
В Москву переведен через мое содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери.
14. Какое произведение А. С. Пушкина написано в жанре элегии?
15. Чей портрет описан в следующем отрывке (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?
16. Героем какого произведения является Акакий Акакиевич Башмачкин?
б) «Вечера на хуторе близ Диканьки»
17. По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит.
Дом господский стоял одиноко на юру, откры том всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы. Была видная беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления».
18. Определите стихотворный размер следующего отрывка.
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с вами?
Обычай деспот меж людей.
19. Укажите, какую роль играют в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» лирические отступления.
а) они рассказывают о судьбе писателя
б) в них содержится авторское отношение к описываемым событиям
в) в них дается характеристика отдельных персонажей
г) в них воплощена вера писателя в будущее России и русского народа
20. Укажите, к какому литературному направлению относится роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
21. Укажите, к какому литературному жанру следует отнести произведение В. А. Жуковского «Светлана».
22. Анализу какого произведения посвящена статья И. А. Гончарова « Мильон терзаний»?
а) А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
б) А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
в) А. С. Грибоедов «Горе от ума»»
г) М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Напишите сочинение – миниатюру «Мое любимое художественное произведение»