укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному

Сформулируйте понятие систематизации законодательства

Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов. Систематизация законодательства необходима:

— для правильного уяснения и применения нормативных актов;

— развития и совершенствования законодательства;

Приемы, которые используются при упорядочении нормативно-правовых актов, называютсяспособами систематизации.

Виды и способы систематизации российского законодательства

1. Учет-простейший способ систематизации. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным. Организация учета включает в себя систему поиска необходимой правовой информации.

2. Разновидностью учета являетсясистематизация на электронных носителях. В них законодательные акты группируются по различным критериям, как правило по предметно-хронологическому.

3. Инкорпорация – это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.

Различают инкорпорацию официальную и неофициальную. В первом случае издастся и утверждается соответствующим компетентным органом инкорпорационный сборник. Он является официальным источником законодательства. Сборники неофициальной инкорпорации такого значения не имеют. Иногда дополнительно выделяют и так называемую официозную инкорпорацию, под которой понимают издание сборников нормативных актов теми органами, которым это официально поручено.

В зависимости от целей систематизации различают хронологическую и предметную инкорпорацию. В первом случае законодательные акты объединяются в соответствии с хронологией (датой издания). Например. Собрание законодательства РФ. Предметная — объединение по тематической направленности, например сборники отраслевых нормативных актов.

4. Консолидация-способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу.Консолидация всегда имеет официальный характер.

5. Кодификация- способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

Назовите и охарактеризуйте виды (формы) систематизации права

Юридической науке известны 4 основные формы системати­зации: учет, консолидация, инкорпорация, кодификация.

1. Учет- сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение гос. органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.

Принципы: полнота, достоверность, удобство.

В России учету подлежат:(ФКЗ, ФЗ, Указы През-та РФ, НА Прав-ва РФ, Акты ФОИВ, законы субъектов РФ; акты соответствующих ОМС; нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ; постановления Конст. Суда РФ.

Разновидности учета:

1)Журнальный учет – ведется по хронологическому и алфавитному предметному принципам. Наиболее удобная форма учета – тематико-предметная (акты систематизируются по отраслям права).

2) Картотечный учет – создание системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты НПА. Карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному и предметно-отраслевому принципам.

3) Поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии – внесение изменений и дополнений (обычно методом вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в тексты НПА.

4) Автоматизированный учет – наиболее удобный и распространенный в настоящее время (с помощью компьютера). В России «Консультант-плюс», «Гарант», «Кодекс».

2. Инкорпорациявид систематизации, в ходе которой дей­ствующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае тек­стуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые форми­руются по тематическому принципу (т. е. по предмету регули­рования) или по годам издания нормативных актов (т. е. по хронологическому принципу).

Кроме того, инкорпорация под­разделяется на официальную (осуществляется специально на то уполномоченным субъектом и имеющая обязательный характер. Примером офиц-ой И. – Собрание зак-ва РФ) и неофициальную(осуществляемая специально неуполномоченным субъектом и не имеющая юридического значения).

Хронологическая инкорпорация – акты упорядочиваются по дате их принятия.

Предметная инкорпорация – акты упорядочиваются по предмету правового регулирования.

3. Кодификациявид систематизации, который предпола­гает переработку норм права по содержанию и его систематизи­рованное, научно обоснованное изложение в новом законе (напри­мер, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Всегда носит официальный характер.Кодифи­кация законодательства может быть всеобщей (когда переработ­ке подвергается все законодательство государства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной отрасли законо­дательства) или специальной (охватывающей нормы определен­ного правового института).

Формы кодифицированных актов:Кодекс, Устав, Положения, Правила

4. Консолидация – объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов без изменения их содержания. Осуществляется компетентными органами государства.

Практика подготовки и принятия укрупненных, консолидированных актов осуществлялась в прежние годы в сфере регулирования вопросов сельского хозяйства, заготовок сельскохозяйственной продукции, налогообложения, административной ответственности и т.д. Так, в 1990 г. Президиум Верховного Совета СССР объединил в один акт 48 ранее принятых нормативных актов о служебных командировках.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 646 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Вопрос №56. Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды

укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному фото. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному фото. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному фото. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному фото. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному фото. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному фото. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Нормативные акты принимаются различными органами, в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые могут между собой находиться в противоречии. Поэтому, прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативно – правовые акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Систематизация законодательства – это упорядочение нормативных актов, привидение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших, неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Практически все авторы выделяют три вида систематизации законодательства.

Инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Инкорпорация может быть:

— хронологической – нормативные акты располагаются по времени их принятия;

— тематической или предметной – экономической, строительной;

— официальной – проводится по поручению органов государства;

— неофициальной – издание сборника составителями – профессионалами.

Кодификация – предполагает такое упорядочение правовых актов, которое направлено на их переработку путем исключения противоречий. Пробегом дополнений по существу. Тем самым обеспечиваются внутренняя согласованность, целостность, системность и полнота, обновленного законодательного акта. В результате кодификации появляются новые укрупненные законодательные акты. Таким образом, кодификация – форма систематизации, путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.

Кодификация может быть:

— всеобщей – переработке подвергается значительная часть законодательства;

— отраслевой – перерабатываются нормы определенной отрасли;

— специальной – перерабатываются нормы определенного института.

Результатом кодификации являются: кодексы, уставы, основы законодательства, положения, в которых всегда в систематизированном виде содержатся новые нормы.

Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образования). Консолидация сочетает в себе черты инкорпорации и кодификации. Используется редко, как правило, в ведомственной сфере.

Некоторые авторы выделяют такой вид систематизации законодательства, как учет нормативно – правовых актов – наиболее простой вид систематизации. В процессе учета осуществляется сбор и хранение правовых актов, издаваемых различными органами власти, управление учреждениями, организациями. Это текущая внутренняя работа для более успешной деятельности конкретного органа или организации. Ее ведут секретариаты, юридические отделы, архивы, состоящие в структуре этих органов и организаций. Это локальный уровень систематизации.

С правотворчеством и юридической техникой непосредствен­но связан процесс систематизации действующих нормативных актов.

Система действующих правовых документов значительна по объему, быстро изменяется. В связи с этим возникают правовые коллизии, что негативно сказывается как на правотворчестве, так и на правоприменении.

Систематизация нормативных актовкак раз является од­ним из средств приведения нормативных актов в согласован­ную систему.

укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. 640 1. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному фото. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному-640 1. картинка укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. картинка 640 1

Результатомкодификации могут быть следующие виды актов.

2. Отраслевые кодексы: Гражданский, Уголовный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

3. Межотраслевые кодексы, содержащие нормы различных отраслей права: Воздушный, Торгового мореплавания и др.

Виды инкорпорации:

1.В зависимости от принципа объединения нормативных актов выделяют два вида инкорпорации:

тематическую инкорпорацию (по предмету правового регулирования). Например, Свод законов является вершиной та­кой инкорпорации и представляет собой собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подза­конные нормативные акты.

2.В зависимости от субъектов, осуществляющих эту дея­тельность, выделяют:

неофициальную инкорпорацию, которая проводится раз­личными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер.

При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов.

Примером консолидации времен бывшего Союза являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.101980 «О праздничных и памятных днях», объединивший (а тем са­мым и заменивший) 48 ранее действовавших актов по этому вопросу.

Консолидация используется в правотворческой деятельнос­ти с целью упорядочения нормативных актов по различным воп­росам общественной и государственной жизни, когда необходи­мо свести воедино много разрозненных нормативных предписа­ний по признаку однородности деятельности.

От системы права следует отличать систему законодательства, под которой понимается совокупность всех нормативно–правовых актов, действующих в государстве. Система законодательства (позитивного права) может быть построена по различным основаниям. В основном она строится с учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового регулирования). Однако могут быть и нормативно–правовые акты, содержащие правовые нормы разных отраслей права.

Например, закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» содержит нормы разных отраслей права. В основу построения системы законодательства может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативно–правовых актов. В таком случае нормативные акты располагаются в определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу. В данном случае – это нормы конституционного права. В государствах, где есть форма федеративного устройства, система законодательства строится с учетом принципа федерализма– федеративное законодательство и законодательство субъектов, входящих в состав федерации. Ведущее место здесь занимает федеративное законодательство, которое находится в ведении федеральной власти (Россия, Германия, США).

Систематизация законодательства – это упорядочение нормативно– правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Принципы систематизации: достоверность, полнота и удобство.

В России учету подлежат ФКЗ, ФЗ, нормативные указы президента, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов, акты ОМСУ, постановления КС, нормативны разъяснения пленума ВАС. Учет – сбор действующих НПА, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, а также выдачу справок по вопросам заинтересованных органов и их лиц. Виды учетов: картотечный, журнал, автоматизированные системы (консультант, гарант). Журнал учета ведется по хронологическим и алфавитным принципам. Когда акты систематизируются по отраслям права и дате принятия. Картотечный – создание системы карточек, на которых фиксируется основные реквизиты нпа. Автоматизированный учет позволяет быстро найти необходимый нпа.

Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация.Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как консолидация.

Инкорпорацияэто вид систематизации, то есть такое упорядочение, которое, во–первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во–вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права. Инкорпорация – это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям.

Главная задача – расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, но и другим категориям населения.

Высшая ступень систематизации законодательства – кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляется по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление, законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ). Кодификация –• это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно–правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно–правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Консолидация является особым видом систематизации, при которой объединяются два или несколько нормативно–правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт. Однако при консолидации содержание отдельных нормативно–правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом перед кодификацией.

Источник

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. img 146 blog servitutis ru. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному фото. укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному-img 146 blog servitutis ru. картинка укажите какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному. картинка img 146 blog servitutis ru

Под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством.

Как справедливо отмечает А.В. Мелехин, вопрос о системе законодательства как совокупности нормативных правовых актов связан с классификацией и систематизацией правового материала в целях обеспечения его доступности и удобства пользования субъектами и права реализации.

Таким образом, систематизация законодательства — это упорядочение, приведение действующих нормативных правовых актов в единую, согласованную, целостную систему.

Для глубокого анализа понятия «система законодательства» необходимо рассмотреть прежде всего самостоятельное понятие «законодательство».

В теории права законодательство принято рассматривать в широком и узком смысле. В первом случае законодательство понимается как внешняя форма объективного права, включающая в себя совокупность всех видов нормативных правовых актов, действующих в государстве.

Во втором — понятие законодательства сужается лишь до нормативных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации.

Большинство специалистов придерживается точки зрения, согласно которой правовое регулирование общественных отношений нельзя разорвать на части и рассматривать только на федеральном или только на местном уровне.

Оно опирается на весь комплекс правовых норм сверху донизу. От самых общих (законы) до самых конкретных (ведомственных или локальных нормативных актов). Широкое понимание термина «законодательство» — это то, что гораздо более жизненно и что действительно работает на практику.

Федеральное законодательство включает в себя Конституцию Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и международные договоры, участниками которых является Россия.

Законодательство субъектов Российской Федерации включает в себя конституции (уставы) субъектов Российской Федерации и иные нормативные акты органов власти субъектов Российской Федерации, а также нормативные акты органов местного самоуправления.

Федеральное законодательство совместно с законодательством субъектов Российской Федерации составляют законодательство Российской Федерации.

Рассматривая понятие «законодательство», следует отметить, что зачастую учеными ведутся дискуссии о соотношение таких категорий, как «система права» и «система законодательства». В данной связи важно подчеркнуть, что специфика права выражается в том, что это особое, обладающее объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству.

Система законодательства, как и система права, носит объективный характер. Ее содержание определяется не только материальными и социальными условиями жизни общества.

Одна из определяющих характеристик принадлежит характеристике сущности самого государства и задачам, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития, а также роли мирового сообщества. Общая система законодательства выступает не только как результат, следствие систематизации, но и как органическое свойство законодательства.

Особенностью формирования законодательства Российской Федерации, позволившей ему достичь достаточно высокой степени системности, является то, что оно создается на базе ранее принятых концепций, отражающих роль и место России в мировом сообществе, а также собственный и международный опыт в этой сфере.

Нормы законодательства, с учетом системной взаимозависимости, отражают разные уровни внутрисистемных связей. Их юридическая сила характеризует внутреннюю соотносимость не только нормативных правовых актов, но и создаваемой при этом системы специальных субъектов реализации и объема их полномочий.

В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного органа государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облечен — закона или какого-либо подзаконного акта. Система законодательных актов представляет собой иерархию по признаку внешней формы.

В основе этой системы лежит иерархически важный акт — конституция государства. Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным. Это достигается с помощью систематизации.

Системность законодательства специалистами рассматривается не только как один из основных факторов повышения его качества и результативности воздействия на регулирование общественных отношений, но и как показатель качества законотворческой работы Федерального Собрания Российской Федерации.

Изложенное еще раз подчеркивает правоту высказывания А.С. Пиголкина о том, что «Систематизация законодательства — это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы».

Основным элементом системы законодательства является отрасль законодательства — системная совокупность нормативных правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.

Таким образом, определяющим признаком законодательства, отличающим его от других правовых категорий, является прежде всего тот факт, что законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя.

Анализ изложенного выше позволяет охарактеризовать систему законодательства как постоянную форму развития и упорядочения действующей правовой системы, целенаправленную деятельность субъектов по приведению источников права в единую, упорядоченную систему.

Как следует из всего вышеизложенного, систематизация законодательства представляет собой особую деятельность. Большинство теоретиков выделяют четыре основные формы такой деятельности:

сбор органами власти, предприятиями, организациями, учреждениями действующих нормативных актов, их обработка и размещение по определенной системе, хранение и учет;

подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства). Это форма систематизации законодательства посредством объединения нормативных актов определенного уровня (журналы, сборники) без внесения изменений в их содержание (за исключением внесенных законодателем изменений и дополнений) в установленном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном).

Видами инкорпорации являются: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная;

разработка и принятие «скомпонованных» актов посредствам объединения норм разрозненных актов, регулирующих один предмет (консолидация законодательства). Данная форма систематизации законодательства выражается в объединении в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности без внесения изменений в их содержание;

подготовка и принятие новых актов, состоящих из оправдавших себя ранее нормативных правовых актов, а также новых правовых актов (кодификация законодательства).

Кодификация представляется наиболее совершенной формой систематизации законодательства, выражающейся в подготовке обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, предназначенного регулировать наиболее важные сферы общественных отношений на протяжении длительного времени.

Выделяют следующие виды кодификации: всеобщая кодификация, отраслевая кодификация и специальная (комплексная) кодификация.

Рассмотрим более подробно формы систематизации законодательства.

Учет нормативных актов. Важно подчеркнуть, что качество учета нормативных актов, степень его налаженности, эффективность сбора и хранения сведений о действующих нормативных актах, о внесении в них изменений и дополнений во многом определяют юридическую культуру правотворчества, эффективность правоприменительной деятельности и правового воспитания.

Основными принципами организации учета законодательства являются:

— полнота информационного обеспечения;

Учет нормативных актов осуществляется в следующих видах:

журнальный учет, представляющий собой фиксирование данных нормативных правовых актов в соответствующих журналах. Принципами такого учета являются: алфавитно-предметный, хронологический, системно-предметный. Хронологический принцип подразумевает регистрацию нормативных правовых актов по датам их принятия. При алфавитно-предметном учете нормативные правовые акты регистрируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту. Тематико-предметный учет осуществляется в зависимости от деления всего объема нормативных правовых актов на соответствующие отрасли, подотрасли и юридические институты;

картотечный учет представляет собой создание картотек, расположенных по определенной системе;

ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий нормативных правовых актов информации об утрате силы, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей со ссылкой на акты, послужившие правовым основанием для произведенных изменений;

автоматизированный учет законодательства посредством применения компьютерной техники и информатики.

При этом важно подчеркнуть, что возможно одновременное использование различных форм учета законодательства.

Инкорпорация — форма систематизации, при которой нормативные акты определенного уровня объединяются в издаваемые для широкого пользования сборники, т.е. инкорпорация является постоянной деятельностью, направленной на поддержание законодательства в действующем («контрольном», «рабочем») состоянии.

Отличительной особенностью инкорпорации является то обстоятельство, что изменения в содержание помещаемых в сборники актов, как правило, не вносятся, таким образом, содержание правового регулирования, по существу, не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение неизменным содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и консолидации.

Классификация инкорпорации на отдельные виды осуществляется по различным основаниям.

официальная. Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер.

Официальное Собрание законодательства имеет приоритет перед предшествующими официальными публикациями нормативных актов, поскольку оно включает в себя акты в их действующей редакции. Это означает, что в случае расхождения текста акта, опубликованного в Собрании (Своде) и иных, более ранних, официальных изданиях, аутентичной признается та его редакция, которая помещена в Собрании (Своде)

официозная (полуофициальная). Официозная (полуофициальная) инкорпорация — это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами;

неофициальная. Неофициальная инкорпорация осуществляется федеральными органами исполнительной власти, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе.

Необходимо помнить, что неофициальные сборники законодательства не являются официальным источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

2. По характеру расположения материала:

хронологическая. В хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке издаются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях;

систематическая. В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.

3. В зависимости от объема охватываемого нормативного материала:

генеральная (полная) инкорпорация, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д.;

частичная инкорпорация, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

4. По методу обработки нормативных актов:

простая, когда из актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лиц;

сложная, когда наряду с указанными действиями из сборников исключаются также формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты.

Консолидация — это форма систематизации, в процессе которой десятки нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу.

Консолидация представляет собой своеобразный вид правотворчества, особенность которого заключается в том, что новый укрупненный акт не меняет содержания правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.

В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта. Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью.

Кодификация законодательства — это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений.

Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм. Кодификация представляет собой особую форму правотворчества.

Основными видами кодификации в настоящее время являются:

всеобщая кодификация — понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства;

отраслевая кодификация — охватывает законодательство той или иной отрасли;

специальная (комплексная) кодификация — издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт.

Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах:

основы законодательства — акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов;

кодекс — существенный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению.

Важно подчеркнуть, что в правовой системе возможно существование и иных видов кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.

Вместе с тем, к сожалению, как справедливо отмечает Н.П. Капустина, не все эти формы систематизации законодательства мы используем сегодня.

Автор статьи: И.И. МОЗЖЕНКО

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *