укажите какой признак характерен для всех соц норм
ТЕСТ ПО ПРАВУ К УЧЕБНИКУ Е.А. ПЕВЦООВОЙ «Система регулирования общественных отношений»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема № 2 «СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Тестовые задания. Выберите один правильный вариант ответа.
1. Мораль отличается от права тем, что она:
а) представляет собой совокупность правил поведения;
б) обеспечивается принудительной силой государства;
в) является регулятором более широкой сферы общественных
г) является результатом деятельности компетентных органов.
2. Для всех социальных норм характерен следующий признак:
а) обязательное правило поведения;
б) выражается в официальной форме;
в) возникает в результате сознательно-волевой деятельности людей;
г) исполнение обеспечивается принудительной силой государства.
3. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Социальные нормы — правила поведения, регулирующие различные
сферы жизни общества.
Б. Социальные нормы — общественные правила поведения.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
4. Верны ли следующие суждения об обычаях?
А. Обычаи — правила поведения, установившиеся в обществе в
результате многократного и длительного повторения.
Б. Обычаи — социальные регуляторы, влиявшие на поведение
людей первобытного общества, однако в настоящее время они
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
5 . Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1. Социальные нормы
А. Правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций (объединений) и имеющие обязательный характер только для членов этих организаций
Б. Правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного повторения
В. Установленные в обществе правила поведения, регулирующие различные сферы общественной жизни
Г. Правила поведения, в основе которых лежат представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости
Запишите выбранные буквы под цифрами:
Ответы: 1 — в; 2 — в; 3 — 3; 4 — 1; 5 — ВГБА.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-242862
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
В Иркутской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Признаки и виды социальных норм
Социальная норма – правило общего характера, регулирующее типичные общественные отношения. Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, обычаи. Право – только одна из систем социальных норм, обладающая значительной спецификой.
Общее назначение социальных норм – упорядочить совместное существование людей, обеспечить и согласовать их социальные взаимодействия, социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.
Признаки социальных норм
Социальный (общественный) характер – регулируют отношения между людьми.
Общий характер – представляют собой не конкретные указания, а общие модели человеческого поведения. Предмет регулирования – стандартные, типичные отношения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных моделей правомерного поведения – что можно, что нужно и чего нельзя делать при наступлении определенных, заранее установленных обстоятельств.
Объективно-субъективный характер – социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой – обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.
Системный характер – все нормы согласованы между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга, не противоречат. Характерны два вида системных взаимодействий – внутренние (внутри отдельно взятой системы норм) и внешние (между разными системами социальных норм, например, правом и моралью, правом и традициями)
Подзаконный характер – среди всех социальных норм приоритетом обладает право – и мораль, и традиции должны соответствовать законодательству. В случае противоречий начинает действовать правовая норма.
Обеспеченный характер – норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило – моральное, религиозное или правовое – должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет к применению санкций к нарушителю.
Виды социальных норм
Обычаи. Одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения. Пример. Празднование Нового года.
Традиции (по сути своей являются разновидностью обычая). Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества. Пример.
Регулярные встречи выпускников учебного заведения.
Ритуалы (по сути своей являются разновидностью обычая). Правила поведения людей, в которых самым главным является строго заданная форма их исполнения. Пример. Ритуал посвящения в рыцари в Средние века.
Нормы морали (их иногда еще называют этическими нормами). Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе. Пример. «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («золотое правило нравственности») и др.
Правовые нормы (законы и подзаконные акты) Формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме — в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система. Пример. «Запрещается пропаганда социального, расового национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) и др.
Религиозные нормы. Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи — отступление от этих норм. Пример. «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми… Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др.
Политические нормы. Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах. Пример. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3, п. 2) и др.
Эстетические нормы. Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер. Пример. Разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой в эпоху Античности, и др.
Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.
По степени обязательности социальные нормы делятся на:
4) императивные (от лат. imperatives — повелительный).
Признаки социальных норм
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальные нормы в современном мире
Возникновение новых видов отношений, в которые вступает человек (межличностные на основе экономических, политических и духовных связей) привело к выводу о том, что эти отношения не могут формироваться, и, что самое главное, регулироваться без определенных социальных норм.
Социальная норма выступает в качестве одного из ключевых аспектов, который исследуется в социологической науке уже в течение продолжительного времени. Таким образом, в социологии норма – это четко определяемые и строго санкционируемые высшими органами власти способы, которые помогают человеку думать, быть и действовать в соответствии с требованиями, которые выдвигает общество без вреда как самому себе, так и окружающим.
Безусловно, социальные нормы играют очень большую роль в современном мире. Они направлены на регулирование социальных и межличностных отношений, на оценку человеком самого себя, своей роли в обществе, а также своих действий и поведения. Также социальные нормы очень важны, поскольку они помогают человеку в его социализации, то есть способствуют успешному функционированию личности в обществе на всех этапах его жизни (во время первичной и вторичной социализации).
Признаки социальной нормы
Как мы уже упомянули ранее, социальная норма – это предписанное и обоснованное правило (модель) поведения, которое регулирует общественные отношения на каждом их уровне: экономическом, политическом, социальном и духовном.
Социальная норма обладает рядом признаков, которые выступают в качестве регулирующих и обосновывающих норму как исключительное понятие:
Готовые работы на аналогичную тему
Также к признакам социальной нормы относятся следующие: регулятивность (социальные нормы носят роль регулятора общественных отношений) и обеспеченность (реализация социальных норм напрямую зависит от уровня обеспеченности всеми необходимыми для этого средствами, которые присущи конкретному виду социальных норм, главенствующих в современном обществе). каждый признак обладает рядом своих отличительных черт, что делает социальную норму еще более интересным явлением для исследований в разных научных областях.
Особенности социальных норм
Поскольку социальные нормы занимают большую часть жизни человека, они не могут не обладать определенными особенностями. Одна из них – происхождение социальных норм, а также их достаточно широкая вариативность.
Многие социальные нормы возникли не по инициативе властных органов, а в быту человека. Придерживаясь им, было проще организовывать свою ежедневную деятельность, быт, а также досуг и трудовое время. Многие из таких норм до сих пор существуют, особенно в сообществах или более узких социальных образованиях (например, в семьях), где их бережно хранят и передают из поколения в поколение.
Некоторые нормы появились в связи с распространением религиозных и других учений. Человеку было необходимо объяснять все загадочные и сверхъестественные проявления, которые возникали в его жизни. Но это объяснение должно было придерживаться конкретных рамок, чтобы не задевать интересы и мировоззрение других людей. Именно такие нормы помогли избежать большого количества религиозных и этнонациональных конфликтов. Их особенность также заключается в том, что они существуют и сегодня, в тех сообществах, где к ним относятся с особым уважением и трепетом, а также передают от старшего поколения младшему.
Чуть позже социальные нормы стали частью законодательного процесса в образующихся государствах. Сегодня невозможно представить свою жизнь без правил, которые предписаны в высших документах. В России такие правила, нормы, права и свободы гражданина описаны в Конституции как в главном законодательном документе нашей страны. Опираясь на нее, человек может заявить о своей правоте или обвинить другого в несоблюдении правил и норм, что повлечет уголовную или административную ответственность.
Таким образом, именно благодаря социальным нормам и их многообразию сегодня жизнь человека регулируется сразу на нескольких уровнях: экономическом, социальном, политическом и духовном. Все они взаимосвязаны, и нельзя представить один уровень без другого. Нормы также переплетены, их условия и формулировки зачастую заимствуются, но именно это позволяет человеку легче усваивать и запоминать их, и, соответственно, придерживаться им на протяжение всей своей жизни. Причем, нормы могут быть как формальными, то есть описанными в законодательных документах и актах, так и неформальными (например, правила в семье, распорядок дня, личный календарь по тайм-менеджменту, расписание и другое).
Тест по обществознанию Личность и общество для 8 класса
Тест по обществознанию Личность и общество для 8 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 2 части. В части А — 10 заданий, в части В — 3 задания.
1 вариант
A1. Система социально значимых качеств человека:
1) индивид
2) индивидуальность
3) гражданин
4) личность
А2. Фаза становления личности, когда человек становится частью общества:
1) адаптация
2) индивидуализация
3) интеграция
4) дезинтеграция
А3. Верны ли суждения о социализации: а) к агентам первичной социализации относят формальное окружение человека; б) процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. К числу наиболее древних социальных норм относятся:
1) указ
2) право
3) закон
4) обычай
А5. Проявление преемственности в развитии общества служит примером:
1) резкого скачка в развитии общества
2) эволюции
3) революции
4) глобальной проблемы развития общества
А6. Верны ли суждения о глобализации: а) глобализация проявляется во всех сферах жизни общества; б) глобализация приводит к изоляции государств Европы от остального мира?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. Индустриальное общество характеризует:
1) развитие крупного машиностроения
2) накопление знаний
3) преобладание сферы услуг над производством товаров
4) натуральное хозяйство
А8. Верны ли суждения об обществе: а) общество — часть мира, отличающаяся от природы; б) общество имеет сложную структуру?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А9. Верны ли суждения об информационной революции: а) информационная революция в ХХ в. завершилась; б) примером информационной революции можно считать увеличение числа пользователей Интернетом?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A10. Верны ли суждения об экологических проблемах: а) экологические проблемы всегда связаны с политическими реформами; б) развитие техники и технологии не может влиять на экологическую ситуацию в стране?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «экономическая сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1) производство
2) торговля
3) религия
4) обмен
5) потребление
В2. Какие из приведенных примеров соответствуют постиндустриальному обществу?
1) преобладание сельскохозяйственного производства
2) преобладание сферы услуг над производством товаров
3) высокая роль творческого потенциала людей
4) рост численности городского населения
5) промышленный переворот
6) главный фактор производства — информационные технологии
В3. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
1) индивид 2) индивидуальность 3) личность | А) человек как носитель определенных свойств, качеств, которые общество признает важными Б) отдельный представитель человечества В) признаки, свойственные конкретному человеку |
2 вариант
A1. Характеристика человека в обществе:
1) индивид
2) индивидуальность
3) гражданин
4) личность
А2. Фаза становления личности, во время которой человек усваивает образцы повеления группы:
1) адаптация
2) индивидуализация
3) интеграция
4) дезинтеграция
А3. Верны ли суждения о мировоззрении: а) разнообразие мировоззрений обогащает общество; б) мировоззрение — это одновременно продукт и выражение духовной личности?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Что из перечисленного характеризует традиционное общество?
1) взгляды философов
2) накопленные обществом знания
3) составленные государством законы
4) проживание основной массы населения в деревне
А5. Традиция праздновать Новый гол как социальная норма имеет форму:
1) дозволения
2) предписания
3) запрета
4) закона
А6. Верны ли суждения о реформе: а) реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей; б) чаще всего реформы проводят верхи общества?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. В политическую сферу жизни общества входит:
1) производство
2) религия
3) нация
4) власть
А8. Верны ли суждения о социализации: а) семья составляет формальное окружение человека; б) к агентам социализации относят только самое ближнее окружение человека?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А9. Верны ли суждения об обществе: а) объединение людей в общество не зависит от чьего-то желания; б) общество состоит из больших и малых групп?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A10. Верны ли суждения о глобальных проблемах: а) решение глобальных проблем требует объединения усилий всего человечества; б) глобальной проблемой человечества является разница в уровне жизни между странами «богатого Севера» и «бедного Юга»?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
B1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «духовная сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1) искусство
2) архитектура
3) религия
4) нравственность
5) закон
6) наука
В2. Какие из перечисленных признаков характерны для традиционного общества?
1) господство общинных принципов
2) важная роль религии и армии
3) государственный контроль над технологическими изменениями
4) урбанизация
5) научно-техническая революция
6) натуральное хозяйство
В3. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
1) эволюция 2) революция 3) реформа | А) радикальное, коренное, глубокое качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания Б) преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (экономики), порядков (институтов, учреждений) В) процессы изменения (преимущественно необратимые) в природе и обществе |
Ответы на тест по обществознанию Личность и общество для 8 класса
1 вариант
А1-4
А2-3
А3-3
А4-4
А5-2
А6-1
А7-3
А8-3
А9-2
А10-4
В1-3
В2-236
В3. 1Б 2В 3А
2 вариант
А1-2
А2-1
А3-3
А4-4
А5-1
А6-2
А7-4
А8-4
А9-3
А10-3
В1-5
В2-126
В3. 1В 2А 3Б
Укажите определение права, предлагаемое сторонниками
материалистической теории происхождения государства и права:
а) право — это возведенная в закон воля всего народа;
б) право — это нормативно закрепленная справедливость;
в) право — это мера свободы;
г) право — это возведенная в закон воля господствующего
6. Укажите признаки социальных норм первобытного общества:
а) общеобязательная нормативность;
б) формальная определенность;
в) неразделенность прав и обязанностей;
г) обеспеченность государственным принуждением.
7. Социальные нормы первобытного общества называют мононормами, потому что:
а) все нормы того периода совпадали по содержанию;
б) в то время существовал только один вид социальных норм;
в) тогда не было норм права;
г) все социальные нормы были зафиксированы в одном акте.
8. Укажите, каковы основные способы возникновения права в первобытном обществе:
а) толкование и правотворчество;
б) санкционирование, правотворчество и создание прецедентов;
в) систематизация и санкционирование;
г) табуирование и создание прецедентов.
9. Укажите, представителями какой теории происхождения права являлись Ф. Аквинский и Ж. Маритен:
10. Укажите, выражением сущности какого подхода к праву является следующее утверждение: «Право — это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создает, а лишь открывает»:
Какие из перечисленных ниже признаков права характеризуют его понимание с позиций широкого» подхода (укажите неверное суждение)?
а) Право является средством достижения социального ком-
б) право определяет меру свободы человека в обществе;
в) право опирается на идею социальной справедливости;
г) право исходит от государства и им охраняется.
12. Укажите, представителю какой теории сущности права принадлежит следующее высказывание: «Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»:
Контрольный тест
1. Правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения, называется:
в) деловое обыкновение;
2. Укажите, какой из перечисленных ниже видов социальных норм возник позже других:
3. Укажите, какой из нижеперечисленных признаков является признаком права:
б) формальная определенность;
в) связь с государством;
г) все перечисленные признаки.
4. Мораль отличается от права тем, что она:
а) обеспечивается возможностью государственного принуждения;
б) состоит из правил поведения;
в) является результатом деятельности компетентных государственных органов;
г) регулирует более широкую сферу общественных отношений.
5. Укажите, чем обеспечивается реализация моральных норм:
а) авторитетом и принудительной силой государства;
б) внутренними убеждениями людей;
г) деятельностью общественных организаций.
6. Назовите функцию права:
7. Назовите функцию права:
8. Укажите, что характерно для норм морали:
а) формальная определенность;
б) письменная форма;
в) юридическая ответственность;
г) выражение общественного мнения.
9. Укажите общую черту права и морали:
а) они гарантированы государством;
б) они имеют сходную структуру;
в) они имеют одинаковую определенность формулировок;
г) они имеют одинаковое время возникновения.
10. Укажите, какой признак характерен для всех социальных норм:
а) обеспечение принудительной силой государства;
б) общеобязательное правило поведения;
в) регулятор общественных отношений;
г) выражение в официальной форме.
11. Найдите отличительную черту морали:
а) возникает вместе с государством;
б) конкретна и определенна;
в) обеспечивается возможностью государственного принуждения;
г) оценивает всесторонне поведение человека.
12. Укажите, какой признак характерен для всех социальных норм:
а) результат сознательно-волевой деятельности людей;
б) обеспечены принудительной силой государства;