укажите на каких рисунках изображены брюхоногие моллюски
Тест по биологии для 7 класса «Моллюски»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1 вариант 2 вариант
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА « ТИП МОЛЛЮСКИ» Вариант №1 1.Назовите структуру обыкновенного прудовика, из которой образуется легкое. А. Жабры. Б. Стенка кишечника. В. Стенка пищевода. Г. Стенка мантийной полости 2.Назовите все части тела прудовика, которые могут высовываться из раковины. А. Голова. Б. Голова и нога. В. Голова, нога и часть туловища. Г. Голова, нога и все туловище. 3. Назовите отдел пищеварительной системы брюхоногих моллюсков, где помещена терка. А. Ротовая полость. Б. Глотка. В.Желудок. Г. Кишечник. 4. Назовите органы дыхания беззубки. А. Легкое. Б.Жабры. В. Трахеи. 5. Что из нижеперечисленного расположено у беззубки за пределами мантийной полости? А. Нога. Б. Жабры. В. Кишечник 6. У двустворчатых моллюсков тип нервной системы: А. Диффузный. Б. Разбросанно – узловатый. В.Цепочная. 7. У какого класса моллюсков раковина, как правило, отсутствует? А. Брюхоногие. Б. Двустворчатые. В.Головоногие. 8. У какого класса моллюсков наиболее развиты органы зрения? А. Брюхоногие. Б. Двустворчатые. В. Головоногие. 9. Назовите систему органов моллюска, изображенную на рисунке (А) под № 5. А. Кровеносная. Б. Нервная. В. Дыхательная. Г. Размножения.
10. Укажите номер, под которым изображена мантия на рисунке (А).
11. К какому классу относится изображенный на рисунке (Б) моллюск? А. Брюхоногие. Б. Головоногие. В. Двустворчатые.
А. Нервная Б. Кровеносная В. Размножения. Г. Дыхания. А
10. Укажите номер, под которым изображены жабры моллюска на рисунке (А).
11. К какому классу относится изображенный на рисунке (Б) моллюск? А. Брюхоногие. Б. Головоногие. В. Двустворчатые. Б
Таблица по биологии 7 класс Классы моллюсков
Систематическая группа | Представители | Среда обитания | Движение | Внешнее строение | Пищеварительная система | Кровеносная система | Дыхание |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Класс Брюхоногие | Слизни, прудовик | Глубина океана, прибрежная зона океанов и морей, пресные воды, каменистые пустыни | Сокращение мускулатуры ноги | Голова, туловище, нога; ассиметричное; продолговатое тело | Фильтраторы, трупоеды. Ротовая полость → глотка с тёркой → пищевод → желудок → кишечник | Сердце, сосуды; незамкнутая | Лёгкие – на суше; жабры – в воде |
Класс Двустворчатые | Японский гребешок, лима шероховатая, тридакна гигантская | Водные животные; моря, океаны, пресные воды | Сокращение мускулатуры ноги | Раковина состоит из двух створок, тело двустороннее, симметричное | Вводной сифон → мантийная полость → рот → пищевод → желудок → кишечник → анальное отверстие → выводной сифон | Сердце, сосуды; незамкнутая | Жабры |
Класс Головоногие | Осьминог, кальмар, наутилус | Океаны и моря | Реактивное движение | Тело, иногда без наружной раковины, щупальца | Ротовая полость → глотка → пищевод → желудок | Сердце, сосуды; незамкнутая | Жабры |
Классы моллюсков (вторая таблица)
Классы
Признаки
© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]
ГДЗ биология 7 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 11 Тип Моллюски Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски
Стр. 54. Вспомните
№ 1. Какие системы органов есть у животных?
У животных выделяют 8 основных систем органов:
Опорно-двигательная (скелет и прикрепленные к нему мышцы);
Пищеварительная (ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник, поджелудочная железа, печень);
Дыхательная (легкие и воздухоносные пути);
Кровеносная (сердце и сосуды);
Нервная (головной и спинной мозг);
Половая (семенники, яичники, внутренние органы – матка, внешние – органы совокупления);
Эндокринная (железы внутренней секреции);
Выделительная (почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевыводящий канал).
№ 2. Что такое сердце? Какие функции оно выполняет?
Сердце – это полый мышечный орган, полость которого разделена на несколько частей (камер). В него впадают венозные стволы, через которые поступает кровь, и выходят артерии, через которые кровь выходит. В организме сердце выполняет насосную функцию, обеспечивая постоянное и непрерывное движение крови по всем сосудам и в нужном направлении.
Стр. 57. Вопросы после параграфа
№ 1. Перечислите общие признаки, характерные для моллюсков.
Тело у всех моллюсков, которые ведут активный образ жизни, состоит из трех основных отделов: голова, туловище и нога. У видов, которые ведут пассивный образ жизни, голова отсутствует. Покрыто тело мантией – кожной складкой, а у некоторых видов – наружной дорзальной раковиной. Целомическая полость сохранена только в задней части тела. Там она окружает сердце и связана с гонадами и нефридиями.
Кровеносная система незамкнутого типа. Сердце окружено перикардиальной полостью, через которую пронизана кишка. Газообмен осуществляется одной или несколькими парами жабр. У наземных и пресноводных брюхоногих моллюсков в качестве органов дыхания служат легкие, которые развиваются за счет мантийной полости.
Хитиновая языковидная терка (радула), несущая зубы, может выдвигаться наружу из ротовой полости. Органами выделения служат почки. Нервная система разбросанного-узлового типа.
Моллюски являются как раздельнополыми, так и гермафродитами. У них непрямое развитие с личиночными стадиями. Также наблюдаются и случаи вторичного прямого развития.
№ 2. Каковы особенности строения и жизнедеятельности обыкновенного прудовика?
Прудовик – это крупная брюхоногая улитка, тело которой заключено в спирально закрученную примерно на 4 – 5 оборотов раковину. Раковина состоит из извести, которая покрыта слоем зеленовато-коричневого рогоподобного вещества, имеет большое отверстие – устье и острую вершину, может достигать в высоту 45 – 55 мм и служит защитой для мягкого тела.
В теле обыкновенного прудовика различимы три основные части: туловище, голова, нога. Но четкие границы деления между этими частями отсутствуют. Мускулистая нога предназначена для передвижения прудовика и занимает почти всю брюшную сторону тела. Она высовывается из раковины через устье, так же, как и голова, и передняя часть туловища.
Подошва ноги постоянно выделяет слизь, при помощи которой нога может скользить по поверхности пленки воды (подвесившись к ней снизу и двигаясь плавно вперед), по подводным предметам.
Туловище обыкновенного прудовика повторяет форму раковины, прилегая к ней очень плотно. В передней части оно охвачено мантией, которая вместе с раковиной закручена спиралью и образует покров тела прудовика. На боковых сторонах головы располагаются два чувствительных щупальца с глазами у снования, а на нижней стороне – рот. Если прикоснуться к щупальцам, прудовик быстро реагирует и втягивает голову и ногу в раковину.
Несмотря на то, что живет обыкновенный прудовик в воде, дышит он атмосферным воздухом через специальное круглое дыхательное отверстие, поднимаясь к поверхности воды. Также кроме глаз и щупалец у него есть и другие хорошо развитые органы чувств. Это органы равновесия – маленькие белые пузырьки, которые лежат на поверхности нервного узла ног.
№ 3. В чем различие брюхоногих и двустворчатых моллюсков? В чем их сходство?
Различия брюхоногих и двустворчатых моллюсков:
У двустворчатых раковина представляет собой две створки; у брюхоногих она цельная и чаще всего ассиметричная и закрученная;
У двустворчатых слабо развитые органы чувств; у брюхоногих моллюсков хорошо развиты органы зрения, осязания, равновесия и химическое чувство;
У двустворчатых моллюсков головы нет; у брюхоногих можно различить голову и туловище;
Двустворчатые моллюски являются водными животными, тогда как среди брюхоногих есть и водные, и наземные представители;
У брюхоногих моллюсков сердце двух- или трехкамерное; у двустворчатых – трехкамерное;
Среди двустворчатых все моллюски раздельнополые; среди брюхоногих есть раздельнополые, гермафродиты;
У брюхоногих есть прямое и непрямое развитие, у двустворчатых – личиночная стадия;
Двустворчатые моллюски дышат при помощи жабр, брюхоногие – при помощи легких.
Сходства брюхоногих и двустворчатых моллюсков:
И первый, и второй вид моллюсков относится к многоклеточным организмам;
Туловище у брюхоногих и двустворчатых моллюсков не имеет сегментарного строения;
Наличие пищеварительной железы – печени;
Нервная система разбросанно-узлового типа;
Незамкнутая кровеносная система;
Органом выделения являются почки.
№ 4. Чем строение моллюсков отличается от строения кольчатых червей?
Моллюски – это мягкотелые, многоклеточные, трехслойные беспозвоночные с двусторонней симметрией. Их тело состоит из головы, туловища, хорошо развитой мускулистой ноги и ракушки или раковины. Тело кольчатых червей трехслойное, многоклеточное, но вытянутое в длину, и состоящее из большого количества сегментов.
В отличие от кольчатых червей тело моллюсков не разделено на сегменты, а каждый орган выделяет свою определенную функцию. У кольчатых червей есть вторичная полость тела, которая называется целомом. У моллюсков тоже есть вторичная, мантийная полость. Также отличием является и открытая кровеносная система у моллюсков, тогда как у кольчатых червей она замкнутая.
Органом передвижения у моллюсков служит нога, а у кольчатых червей – параподии – боковые выросты со щетинками, которые находятся по бокам каждого сегмента.
Стр. 57. Задание
Используя материал параграфа, дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о значении брюхоногих и двустворчатых моллюсков в природе и в жизни человека.
Разнообразие и многочисленность моллюсков привели к тому, что они приспособились к выживанию в разных условиях обитания и образу жизни. Это поспособствовало тому, что и роль брюхоногих и двустворчатых моллюсков в природе весьма различна. Моллюски являются важным звеном пищевой цепочки, так как служат ценной пищей для жаб, рыб, водоплавающих птиц и водных млекопитающих.
Моллюски питаются отцеженной органикой, потому хорошо фильтруют воду и принимают непосредственное участие в очищении водоемов от органических загрязнений. Раковины некоторых моллюсков участвуют в образовании осадочных пород.
Для человека моллюски также играют немалую роль. Некоторые из них используются в пищу, например, мидии, морские гребешки, улитки и т.д. А чтобы увеличить производство двустворчатых моллюсков, в последнее время создаются специальные морские фермы для их выращивания. Раковины многих моллюсков используются для создания сувенирной продукции, украшений.
Однако есть негативное значение моллюсков в жизни человека. Это вред, который наносят некоторые их виды, сельскому хозяйству, повреждая посевы и виноградники. Небольшое число моллюсков является промежуточным хозяином для плоских паразитических червей, которые опасны для животных и человека.
Стр. 57. Подумайте
Почему у моллюсков слабо развита способность к регенерации?
Свойство регенерации проявляется не одинаково у разных классов живых существ. Несмотря на то, что моллюски являются высокоорганизованными животными, их тело несегментированное, что свидетельствует об организмах со слабой регенерацией. У моллюсков могут обновляться клетки терки на языке, нарастать и увеличиваться в размерах раковина. Это значит, что новые клетки все-таки могут постепенно заменять старые, дополнять их для того, чтобы моллюск мог расти.
Поясним на примере кальмара. У него отрезанное щупальце заменится новым, потому что каждая из трех пар щупальцев обслуживается отдельным сердцем. Моллюски же не могут похвастаться такой способностью к регенерации, однако новый глаз взамен утраченного старого у них все же может вырасти.
Таким образом, причинами слабо развитой способности к регенерации у моллюсков являются: отсутствие сегментации тела; сложная организация; свойство клеток и тканей (их низкий потенциал к самовоспроизведению).
Задания ВПР потеме «Тип МОЛЛЮСКИ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данная разработка удобна для подготовки к ВПР по биологии в 7,8 классах, а так же может использоваться как проверочная (самостоятельная работа) на уроках. Разработка включает в себя задания ВПР различного типа по теме «Тип МОЛЛЮСКИ».
Использованные интернет ресурсы:
Задание 1. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания.
А) Укажите тип симметрии животного.
Б) Укажите среду обитания животного.
В) Укажите одно из значений, которое имеют виноградные улитки в жизни человека.
Г) Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной.
3) Виноградная улитка
СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:
Задание 2. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания.
А) Укажите тип симметрии животного.
Б) Укажите среду обитания животного.
В) Укажите одно из значений, которое имеет рапана в жизни человека.
Г) Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной.
СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:
1) Брюхоногие моллюски
Задание 3. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания.
А) Укажите тип симметрии животного.
Б) Укажите среду обитания животного.
В) Укажите одно из значений, которое имеет мидия в жизни человека.
Г) Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной.
СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:
4) Черноморская мидия
Задание 3. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания.
А) Укажите тип симметрии животного.
Б) Укажите среду обитания животного.
В) Укажите одно из значений, которое имеет кальмара в жизни человека.
Г) Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной.
СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:
4) Обыкновенный кальмар
Задание 4. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания.
А) Укажите тип симметрии животного.
Б) Укажите среду обитания животного.
В) Укажите одно из значений, которое имеет осьминог в природе.
Г) Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с наименьшей.
Список слов и словосочетаний:
1) Осьминог рифовый
Задание 5. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания.
А) Укажите тип симметрии животного.
Б) Укажите среду обитания животного.
В) Укажите одно из значений, которое имеют мидии в природе. Г) Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной.
Список слов и словосочетаний:
3) Мидия калифорнийская
Задание 6. Известно, что улитка виноградная — это наземный брюхоногий моллюск, питающийся растительной пищей.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного.
1) Виноградная улитка обитает в зарослях кустарника и на светлых лесных опушках.
2) Виноградная улитка питается листьями винограда и лесной земляники, капусты, конского щавеля, крапивы.
3) Анабиоз у виноградной улитки продолжается до трёх месяцев.
4) Естественными врагами виноградной улитки являются ежи, землеройки, ящерицы, кроты.
5) Виноградная улитка употребляется человеком в пищу.
6) Тело животного разделено на голову, туловище и ногу.
Задание 7. Известно, что обыкновенный кальмар — десятиногий головоногий моллюск. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.
1) Обыкновенный кальмар имеет парные горизонтальные, относительно большие боковые плавники, расположенные с обеих сторон мантии, которые придают телу ромбовидную форму.
2) Часть ноги у кальмара превратилась в щупальца с присосками, которые находятся на голове и окружают ротовое отверстие.
3) Обыкновенный кальмар имеет пять пар щупалец.
4) Обыкновенный кальмар населяет разные морские глубины, как песчаные, так и илистые грунты.
5) Он питается преимущественно рыбой, а также раками, другими головоногими.
6) Обыкновенный кальмар съедобный, используется в кулинарии и является объектом промысла.
Задание 8. Модель какой системы органов животных показана на рисунке?
1) пищеварительная 2) кровеносная
3) выделительная 4) нервная
1) Ракообразные 2) Моллюски
3) Плоские черви 4) Насекомые
Задание 10. Схема какой системы органов животных показана на рисунке 3?
Задание 11. Установите соответствие между характеристиками типов беспозвоночных:
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ
А) полость тела отсутствует 1) Моллюски
Б) мантия 2) Плоские черви
В) нервная система лестничного типа
Г) наличие кровеносной системы
Д) сквозной кишечник
Е) наличие органов дыхания
Задание 12 Установите соответствие между характеристиками и типами беспозвоночных:
А) симметрия тела лучевая
В) имеют стрекательные клетки
Е) характерно половое и бесполое размножение
Задание 13. Установите соответствие между характеристиками и типами беспозвоночных:
А) полость тела первичная
Б) имеют раковину или её остатки
В) кровеносная система отсутствует
Г) органы выделения — почки
Д) наличие гидроскелета
Е) наличие кожно-мускульного мешка
Задание 14. Установите соответствие между характеристиками и типами беспозвоночных:
А) наличие стрекательных клеток
Б) симметрия тела лучевая
В) способность к регенерации
Г) тело, состоящее из двух слоёв
Д) разветвлённый кишечник
Задание 15. Установите соответствие между характеристиками и типами беспозвоночных:
А) тело состоит из трёх слоёв клеток
Б) наличие кровеносной системы
В) лучевая симметрия
Г) наличие раковины или её остатков
Д) нервная система разбросанно-узлового типа
Задание 16. Установите соответствие между характеристиками и классами моллюсков:
А) раковина состоит из двух створок
Б) многие представители способны дышать атмосферным воздухом
В) тело состоит из туловища и ноги
Г) личиночная стадия у многих представителей отсутствует
Е) способ питания — фильтрация воды
Задание 17. Установите соответствие между характеристиками типов беспозвоночных:
А) кожно-мускульный мешок
Б) паренхима в пространстве между органами
В) наличие раковины или её остатков
Г) наличие кровеносной системы
Е) нервная система лестничного типа
Задание 18. Установите соответствие между характеристиками и типами беспозвоночных:
А) кровеносная система замкнутого типа
В) брюшная нервная цепочка
Д) органы выделения — почки
Е) способность к регенерации
Задание 19. Вставьте в текст «Осьминог» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
У осьминога мешкообразное тело и ______________(А) рук-щупалец. Руки у осьминога не одинаковой длины, на них есть______________(Б), расположенные в два ряда. Туловище одето______________(В). Нападая на жертву, осьминог мгновенно меняет окраску, а глаза его начинают страшно сверкать. Передвигается осьминог______________(Г) способом. Главным органом передвижения осьминогу служат не руки, а воронка. Приподняв немного край мантии, животное набирает внутрь воду. Затем осьминог, резко сжимая мускулы, выталкивает воду через узкое отверстие воронки. Этот выброс воды быстро двигает тело противоположном направлении.
1) десять 2) восемь 3) крючки 4) присоски
5) панцирь 6) мантия 7) головой вперёд 8) реактивным
Задание 20. Если у животного имеется пищеварительная система, изображённая на рисунке, то для него, будут характерны
1) ротовые присоски
2) паразитический образ жизни
3) стрекательные клетки
5) мантийная полость
Задание 21. Если у вымершего животного имелось образование, изображённое на рисунке, то для этого животного, вероятнее всего, были характерны
1) мантия
2) первичная полость тела
3) незамкнутая кровеносная система
4) брюшная нервная цепочка
5) мальпигиевы сосуды
Задание 22. Если у животного имеется структура, изображённая на рисунке 4, то для этого животного, вероятнее всего, будут характерны
2) членистые конечности
3) хитиновый покров
4) плавательный пузырь
5) мускулистая нога
Задание 23. Если у животного имеется образование, изображённое на рисунке, то для этого животного, вероятнее всего, будут характерны
2) мантийная полость
3) замкнутая кровеносная система
5) стрекательные клетки
Задание 24. Верны ли следующие суждения о моллюсках?
А. Тело перловиц, беззубок и мидий находится в раковине, состоящей из двух створок, соединённых эластичной связкой.
Б. Органами передвижения являются членистые конечности.
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Задание 25. Верны ли следующие суждения о моллюсках?
А. Кальмары, каракатицы, осьминоги обитают в пресных водоёмах.
Б. Беззубки и перловицы — паразиты.
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Задание 26. Верны ли следующие суждения о моллюсках?
А. Кровеносная система животных замкнутая.
Б. Большинство животных имеют голову, туловище и ногу.
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Задание 27. Верны ли следующие суждения о моллюсках?
А. Тело моллюска имеет мантию.
Б. Мантия моллюсков выделяют вещества, из которых образуется раковина.
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Задание 28. Верны ли следующие суждения о моллюсках?
А. Развитие наземных брюхоногих моллюсков проходит со стадией личинки.
Б. Нервная система у брюхоногих моллюсков разбросанно-узлового типа.
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Задание 29. Верны ли следующие суждения о строении и жизнедеятельности моллюсков?
А. У моллюсков появляются пищеварительные железы.
Б. Все моллюски дышат с помощью жабр.
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Задание 30. Верны ли следующие суждения о двустворчатых моллюсках?
А. Двустворчатые моллюски обитают в пресных и морских водоёмах, а также на суше.
Б. Тело двустворчатых моллюсков состоит из головы, туловища и мускулистой ноги.
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Дополнительные вопросы: (включённые к заданиям ВПР)
1. Какую функцию выполняет известковая раковина у мидии?
2. Какую функцию может выполнять печень у виноградной улитки?
3. Какую функцию может выполнять сердце у виноградной улитки?
4. Какую функцию может выполнять легкое у виноградной улитки?
5. К какой системе органов относится нервная клетка у виноградной улитки?
6. Поясните что такое процесс регенерации у виноградной улитки.
7. Где расположены жабры у двустворчатых моллюсков?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.