укажите о каком принципе обучения идет речь эффективность обучения повышается с увеличением
Эффективность обучения повышается с увеличением количества анализаторов, используемых учащимся в учении.
Обучение должно непосредственно основываться или опосредованно опираться на ощущения учащихся при восприятии ими реально существующего мира. В учебном процессе эта связь осуществляется путем реализации принципа наглядности (использование средств наглядности на всех этапах учебного познания). Однако обучение не может сводиться к ощущениям, а должно обеспечивать оптимальные взаимосвязи и единство чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, эмпирического и теоретического.
Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский утверждали, что эффективность обучения повышается с увеличением количества анализаторов (органов чувств), используемых учащимися в учении, что при изучении материала ведущую роль играет наглядность. Особенно этот принцип наиболее эффективен, когда он находится в органической связи с другими дидактическими принципами: самостоятельности и активности, сознательности и прочности, научности, связи теории с практикой, развивающего и воспитывающего обучения. На любом этапе эмпирических или теоретических обобщений наглядность может и должна быть основой или чувственной опорой усвоения знаний. При этом успешное наглядное обучение возможно лишь при сочетании наглядного обучения со словесным и практическим.
Систематичность и последовательность
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Дидактические принципы в процессе обучения тесно взаимосвязаны. Обычно на отдельно взятом уроке может преобладать один или несколько принципов, остальные же могут играть дополняющую роль.
Принцип воспитывающего обучения.
Принцип воспитывающего обучения отражает закон единства обучения и воспитания.
Воспитание в процессе обучения осуществляется в первую очередь содержанием учебного материала. Изучение основ наук способствует формированию у учащихся научных понятий об окружающем мире, влияющих на развитие мировоззрения, научного понимания мира и его законов. Воспитывает учащихся также правильная организация учебного процесса. Четкое определение целей и задач урока, порядок на занятиях создают благоприятные условия для нравственного воспитания у детей сознательной дисциплины, трудолюбия, нравственных качеств. Воспитательное влияние на учеников имеют методы, средства обучения, личность учителя, то есть все то, что окружает ребенка в школе.
Принцип развивающего обучения.
Принцип развивающего обучения требует создания оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития детей в процессе изучения учебных предметов.
Принцип развивающего обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием образования. Чем глубже и прочнее учащиеся усваивают знания, тем многостороннее будет их общее развитие. Путем целенаправленного обучения учитель формирует у учащихся умения логически мыслить. Учащиеся в процессе учения овладевают приемами сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации, анализа, синтеза. Важно научить школьников доказывать истинность выдвинутого положения, аргументировать тезисы, выделять главную мысль, различать существенные и второстепенные признаки, делать выводы на основе анализа фактического материала.
Наглядность.
Обучение должно непосредственно основываться или опосредованно опираться на ощущения учащихся при восприятии ими реально существующего мира. В учебном процессе эта связь осуществляется путем реализации принципа наглядности (использование средств наглядности на всех этапах учебного познания).
Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский утверждали, что эффективность обучения повышается с увеличением количества анализаторов (органов чувств), используемых учащимися в учении, что при изучении материала ведущую роль играет наглядность. Особенно этот принцип наиболее эффективен, когда он находится в органической связи с другими дидактическими принципами: самостоятельности и активности, сознательности и прочности, научности, связи теории с практикой, развивающего и воспитывающего обучения.
Виды наглядности:
1. Внешняя, объективная наглядность, действующая через разнообразные сигналы на органы чувств человека на уровне ощущений, восприятия и представлений:
а) зрительная наглядность (цвет, форма, величина, положение в пространстве);
в) кожно-тактильная наглядность (качественные свойства объектов окружающего мира. Например, плотность, вес, температура, шероховатость и т.д.);
г) вкусовая наглядность (сладкий, кислый, соленый, горький);
д) наглядность обоняния (различение запахов);
а) мыслеформы, возникающие в сознании человека (воображение, фантазии, образные представления, грезы, мечта, идеал);
В зависимости от влияния человека на окружающую природную и социальную среду, от его участия в этих процессах, наглядность бывает:
Доступность.
Принцип доступности обучения предполагает, что содержание и методы обучения выбираются с учетом возрастных особенностей детей и возможностей их общего развития, т.е. чтобы сложность и трудность содержания образования возрастали постепенно, в соответствии с познавательными возможностями учащихся.
Систематичность и последовательность.
Научность.
Принцип научности требует включения в содержание обучения научно достоверных знаний, которые соответствуют современному уровню развития науки и возрастным особенностям детей. При отборе содержания образования учитываются все принципы и закономерности дидактики, так как логика науки и логика отражающего эту науку учебного предмета не тождественны: у них не совпадают ни цели, ни пути их реализации.
Связь теории с практикой, обучения с жизнью.
Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью требует понимания учащимися значения теории в жизни, умелого применения теоретических знаний для решения практических задач. Любая информация должна иметь реальную, видимую для учащихся жизненную основу, и создаваться, исходя из опыта, или закрепляться в нем.
ДИДАКТИКА КАК ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ 2 страница
Преподавание и учение становятся внешней формой, в которой протекает познавательный процесс, называемый обучением. Обучение как совместный процесс деятельности преподавателя и воспитанников имеет определенную структуру, состоящую из следующих элементов:
4. Учебный предмет и средства обучения, то есть содержание образования и средства его получения.
5. Условия обучения: материально-технические, гигиенические, организационно-методические, этико-психологические.
Данная структура обладает главным свойством: при взаимодействии всех элементов она развивается, совершенствуется, одновременно изменяя учителя и ученика.
8. Основные этапы процесса обучения.
1. Восприятие материала, подлежащего усвоению.
2. Осмысление материала, образование понятий.
3. Закрепление и совершенствование знаний, образование умений и навыков.
4. Применение на практике усвоенных знаний, умений и навыков.
Первый этап
Второй этап
За восприятием и пониманием следует осмысление, в ходе которого обогащается изучаемое (оно становится более полным, глубоким и разносторонним), формируются отношения к изучаемому, уверенность в справедливости определенных выводов, правильности информации, развиваются убежденность и умение отстаивать собственное мнение. Для эффективного осмысления используются разнообразные приемы умственной деятельности: сравнение, сопоставление, выделение главного и существенного, обобщение и т.д. На этом этапе формируются понятия, раскрывается сущность изучаемых предметов и явлений, происходит обобщение знаний как своеобразный результат обучающей и познавательной деятельности.
Пути формирования понятий.
Третий этап
Восприятие и осмысление, которые способствуют формированию понимания и обобщения изученного, требуют закрепления, которое организуется, как правило, путем повторного осмысления, неоднократного воспроизведения учебного материала в полном объеме или в его существенно важных частях. Для закрепления требуется заучивание теорий, правил, законов, выполнение письменных и устных упражнений. Необходимо подвести учащихся к пониманию изученного, а не к механическому усвоению. Полезно проводить закрепление на примерах, упражнениях, фактах, которые не были упомянуты при изложении нового материала. Такой подход способствует установлению новых связей усвоенного с ранее приобретенным опытом. Целесообразно организовать самостоятельную работу учащихся по составлению задач, нахождению причин и следствий изучаемых явлений и т.д. Такая организация закрепления углубляет знания, развивает способности учащихся.
Четвертый этап
Все стадии процесса обучения существуют не изолированно, они протекают в диалектической связи и взаимозависимости. Так, уже во время восприятия развиваются элементы понимания, осмысления; тесно переплетены обобщение, закрепление и применение знаний.
Последовательность всех этапов усвоения не всегда одинакова. Изучение нового может начаться с решения конкретной задачи, а может и с представления общего и теоретического материала. Здесь нет единых правил.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Сущность понятия принципов.
Дидактические принципы в процессе обучения тесно взаимосвязаны. Обычно на отдельно взятом уроке может преобладать один или несколько принципов, остальные же могут играть дополняющую роль.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Принцип воспитывающего обучения отражает закон единства обучения и воспитания.
Воспитание в процессе обучения осуществляется в первую очередь содержанием учебного материала. Изучение основ наук способствует формированию у учащихся научных понятий об окружающем мире, влияющих на развитие мировоззрения, научного понимания мира и его законов. Воспитывает учащихся также правильная организация учебного процесса. Четкое определение целей и задач урока, порядок на занятиях создают благоприятные условия для нравственного воспитания у детей сознательной дисциплины, трудолюбия, нравственных качеств. Воспитательное влияние на учеников имеют методы, средства обучения, личность учителя, то есть все то, что окружает ребенка в школе.
Успех и реализация принципа воспитывающего обучения в школьной практике зависит, прежде всего, от того, как учитель определяет цель воспитательной работы, как ее осуществляет.
3. Принцип развивающего обучения.
Принцип развивающего обучения требует создания оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития детей в процессе изучения учебных предметов.
Принцип развивающего обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием образования. Чем глубже и прочнее учащиеся усваивают знания, тем многостороннее будет их общее развитие. Путем целенаправленного обучения учитель формирует у учащихся умения логически мыслить. Учащиеся в процессе учения овладевают приемами сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации, анализа, синтеза. Важно научить школьников доказывать истинность выдвинутого положения, аргументировать тезисы, выделять главную мысль, различать существенные и второстепенные признаки, делать выводы на основе анализа фактического материала.
Общее развитие учеников происходит в процессе учебной деятельности при использовании различных методов и средств обучения. На умственное развитие учащихся влияют приемы и операции их мыслительной деятельности в процессе применения знаний, умений и навыков на практике, при оптимальном сочетании творческих и репродуктивных методов.
Обучение должно непосредственно основываться или опосредованно опираться на ощущения учащихся при восприятии ими реально существующего мира. В учебном процессе эта связь осуществляется путем реализации принципа наглядности (использование средств наглядности на всех этапах учебного познания). Однако обучение не может сводиться к ощущениям, а должно обеспечивать оптимальные взаимосвязи и единство чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, эмпирического и теоретического.
Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский утверждали, что эффективность обучения повышается с увеличением количества анализаторов (органов чувств), используемых учащимися в учении, что при изучении материала ведущую роль играет наглядность. Особенно этот принцип наиболее эффективен, когда он находится в органической связи с другими дидактическими принципами: самостоятельности и активности, сознательности и прочности, научности, связи теории с практикой, развивающего и воспитывающего обучения. На любом этапе эмпирических или теоретических обобщений наглядность может и должна быть основой или чувственной опорой усвоения знаний. При этом успешное наглядное обучение возможно лишь при сочетании наглядного обучения со словесным и практическим.
1. Внешняя, объективная наглядность, действующая через разнообразные сигналы на органы чувств человека на уровне ощущений, восприятия и представлений:
а) зрительная наглядность (цвет, форма, величина, положение в пространстве);
в) кожно-тактильная наглядность (качественные свойства объектов окружающего мира. Например, плотность, вес, температура, шероховатость и т.д.);
г) вкусовая наглядность (сладкий, кислый, соленый, горький);
д) наглядность обоняния (различение запахов);
а) мыслеформы, возникающие в сознании человека (воображение, фантазии, образные представления, грезы, мечта, идеал);
В зависимости от влияния человека на окружающую природную и социальную среду, от его участия в этих процессах, наглядность бывает:
По виду анализатора (ощущения) наглядные пособия до недавнего времени были преимущественно зрительными и слуховыми. Пособий, обеспечивающих опору на речедвигательные, тактильные органы, мало в современной школе.
Выбор вида наглядности зависит от ее функции и поставленных на уроке целей и задач.
6. Систематичность и последовательность.
Принцип научности требует включения в содержание обучения научно достоверных знаний, которые соответствуют современному уровню развития науки и возрастным особенностям детей. При отборе содержания образования учитываются все принципы и закономерности дидактики, так как логика науки и логика отражающего эту науку учебного предмета не тождественны: у них не совпадают ни цели, ни пути их реализации.
Задачей учителей является реализация принципа научности в конкретной дидактической ситуации, с учетом возрастных и индивидуальных познавательных возможностей и уровня умственного развития школьников.
Учитывая то, что в стабильных учебниках зафиксировано состояние данной науки ко времени подготовки их к изданию, учитель должен следить за развитием научной мысли. Знакомство учащихся с новыми научными идеями (конечно, в популярном изложении) будет способствовать тесной связи обучения с жизнью, пробуждать у них познавательные интерес, воспитывать творческий подход к изучению любой науки.
8. Связь теории с практикой, обучения с жизнью.
Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью требует понимания учащимися значения теории в жизни, умелого применения теоретических знаний для решения практических задач. Любая информация должна иметь реальную, видимую для учащихся жизненную основу, и создаваться, исходя из опыта, или закрепляться в нем.
Связь теории с практикой сложная и разносторонняя. Выполняя практические задания перед изучением теоретического материала, учащиеся убеждаются в необходимости овладения определенными знаниями, без которых невозможно решить поставленные задачи. Выполнение практических заданий во время изучения теоретических вопросов способствует углублению знаний, осмыслению сущности изучаемых явлений и связей между ними. В таком случае практика является движущей силой в учебном познании. Выполнение практических заданий на основе усвоения теоретического материала убеждает учащихся в истинности усвоенного и формирует у них умения применять теоретические знания на практике.
9. Самостоятельность и активность учащихся в обучении.
Принцип самостоятельности и активности учащихся в обучении состоит в том, чтобы создать условия для проявления учащимися познавательной самостоятельности и творческой активности в процессе усвоения знаний, навыков и умений и применения их на практике.
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся может быть репродуктивной (исполнительской) или поисковой (творческой). При этом самостоятельная учебная деятельность учащихся осуществляется под руководством учителя, в большей или меньшей степени влияющего на нее. Активность учащихся в обучении тесно взаимосвязана с их самостоятельностью; оба эти качества свойственны учебной деятельности, но проявляются в разной степени.
10. Сознательность и прочность усвоения знаний, навыков, умений.
Важными способами обеспечения прочности знаний являются выделение главного в изучаемом материале, концентрация на нем основного внимания учащихся, осмысление его, раскрытие сути изучаемых явлений, заучивание, запоминание главного, как в развернутом виде, так и в виде схем, моделей, повторения, обобщения и систематизации знаний.
11. Целенаправленность и мотивация.
Принцип целенаправленности и мотивации обучения состоит в том, что учебно-воспитательный процесс как сложная взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся должен быть подчинен заранее определенным целям и мотивам, отражающим личностные устремления учащихся.
12. Индивидуальный подход к учащимся.
Принцип индивидуального подхода к учащимся требует создания оптимальных условий для успешного обучения каждого учащегося в процессе организации фронтальной и групповой работы в классе. Для успешной реализации этого принципа учитель изучает индивидуальные особенности каждого ученика, условия, в которых живет и работает, и учитывает их при организации учебно-воспитательного процесса.
Оптимальная организация творческого труда ученического коллектива создает важные предпосылки для широкого раскрытия индивидуальных особенностей каждого ученика. Кроме того, учитель должен разработать систему индивидуального подхода к каждому своему ученику в условиях самостоятельной и коллективной деятельности. Пример такой системы предложил В.А.Сухомлинский.
13. Оптимизация учебного процесса.
Принцип оптимизации учебного процесса требует из ряда возможных его вариантов выбора такого варианта, который в данных условиях обеспечит максимально возможную эффективность решения задач образования, воспитания и развития школьников при рациональных затратах времени и усилий учителей и учащихся (Ю.К.Бабанский).
Основные критерии оптимальности таковы:
— достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного (по нормам оценок);
— соблюдение учениками и учителями установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.
Чтобы определить конкретный оптимальный вариант обучения, нужно, во-первых, глубоко изучить особенности школьников данного класса, исходный уровень их воспитанности, обучения и развития. Комплексно это можно осуществить путем составления психолого-педагогической характеристики каждого учащегося, анализа контрольных работ, опроса (самооценка учащихся, взаимооценка, оценка со стороны родителей и др.), педагогического консилиума. Следует изучить также условия обучения: возможности данной школы, данного учителя и др.
Во-вторых, избрать оптимальное содержание урока: выделить главное, существенное в учебном материале; определить межпредметные и внутрипредметные связи; привести содержание материала в соответствие с реальным уровнем развития и воспитанности учащихся класса, обеспечив при этом дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным учащимся; привести содержание урока в соответствие с необходимым и достаточным временем для обучения и т.д.
В-третьих, подобрать оптимальные методы, формы, средства обучения, которые соответствовали бы конкретным особенностям учеников и другим условиям, а также содержанию обучения, помогали бы успешно решить задачи воспитания, обучения и развития на данном конкретном их этапе.
В-четвертых, интенсификация обучения, повышение производительности труда обучающих и обучаемых должны осуществляться за счет рациональной организации работы, внедрения новых и традиционных прогрессивных методик, что обеспечивает экономию времени и сил учащихся на уроке, устранению их перегрузки в классе и дома, а также экономию личного времени учителя.
В целом принцип оптимизации предполагает системный подход к организации обучения на современном уровне развития дидактики, частных методик, педагогической психологии, философии и других смежных наук в диалектическом единстве всех дидактических принципов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Понятие о содержании образования.
Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования:
1. Система знаний о природе, обществе, технике, мышлении, способах деятельности.
2. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений.
3. Опыт творческой поисковой деятельности.
4. Опыт эмоционально-волевого, ценностного отношения к миру.
Каждый вид содержания выполняет свою специфическую, не подменяемую другими функцию в формировании личности. Предшествующие виды могут существовать отдельно от последующих, хотя каждый последующий невозможен без предшествующих: можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь творить при разном отношении к этой деятельности. Все виды содержания образования взаимообусловлены. Их взаимосвязь выражается еще и в том, что усвоение каждого влияет на уровень и качество усвоения других.
Основанием для отбора содержания школьного образования служат принципы, определяющие подход к его конструированию, и критерии, выступающие в качестве определения конкретного содержания учебного материала в учебных предметах.
В.В.Краевский обосновал следующие принципы конструирования содержания образования:
1. Принцип соответствия содержания образования требованиям современного общества.
Принцип развивающего обучения.
Принцип воспитывающего обучения.
Принцип воспитывающего обучения отражает закон единства обучения и воспитания. Воспитание в процессе обучения осуществляется в первую очередь содержанием учебного материала:
а) Изучение основ наук способствует формированию у учащихся научных понятий об окружающем мире, влияющих на развитие мировоззрения, научного понимания мира и его законов;
б) Правильная организация учебного процесса (четкое определение целей и задач урока, порядок на занятиях) создает благоприятные условия для нравственного воспитания у детей сознательной дисциплины, трудолюбия, нравственных качеств. в) Методы, средства обучения, личность учителя, то есть все то, что окружает ребенка в школе – культурно-образовательное пространство – оказывает воспитательное воздействие на учащегося.
Успех и реализация принципа воспитывающего обучения в школьной практике зависит, прежде всего, от того, как учитель определяет цель воспитательной работы, как ее осуществляет.
Принцип развивающего обучения.
Принцип развивающего обучения требует создания оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития детей в процессе изучения учебных предметов.
Принцип развивающего обучения обеспечивается:
а) Содержанием образования – чем глубже и прочнее учащиеся усваивают знания, тем многостороннее будет их общее развитие;
б) Путем целенаправленного обучения учитель формирует у учащихся умения логически мыслить (учащиеся в процессе учения овладевают приемами сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации, анализа, синтеза). Важно научить школьников доказывать истинность выдвинутого положения, аргументировать тезисы, выделять главную мысль, различать существенные и второстепенные признаки, делать выводы на основе анализа фактического материала.
в) Использовании различных методов и средств обучения. На умственное развитие учащихся влияют приемы и операции их мыслительной деятельности в процессе применения знаний, умений и навыков на практике, при оптимальном сочетании творческих и репродуктивных методов.
3. Принцип наглядности – использование средств наглядности на всех этапах учебного познания. Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский утверждали, что эффективность обучения повышается с увеличением количества анализаторов (органов чувств), используемых учащимися в учении, что при изучении материала ведущую роль играет наглядность. Особенно этот принцип наиболее эффективен, когда он находится в органической связи с другими дидактическими принципами: самостоятельности и активности, сознательности и прочности, научности, связи теории с практикой, развивающего и воспитывающего обучения. На любом этапе эмпирических или теоретических обобщений наглядность может и должна быть основой или чувственной опорой усвоения знаний. При этом успешное наглядное обучение возможно лишь при сочетании наглядного обучения сословесным и практическим.
1. Внешняя, объективная наглядность, действующая через разнообразные сигналы на органы чувств человека на уровне ощущений, восприятия и представлений:
а) зрительная наглядность (цвет, форма, величина, положение в пространстве);
в) кожно-тактильная наглядность (качественные свойства объектов окружающего мира. Например, плотность, вес, температура, шероховатость и т.д.);
г) вкусовая наглядность (сладкий, кислый, соленый, горький);
д) наглядность обоняния (различение запахов);
а) мыслеформы, возникающие в сознании человека (воображение, фантазии, образные представления, грезы, мечта, идеал);
В зависимости от влияния человека на окружающую природную и социальную среду, от его участия в этих процессах, наглядность бывает:
По виду анализатора (ощущения) наглядные пособия преимущественно зрительные и слуховые. Выбор вида наглядности зависит от ее функции и поставленных на уроке целей и задач.
6. Принцип научности требует включения в содержание обучения научно достоверных знаний, которые соответствуют современному уровню развития науки и возрастным особенностям детей. При отборе содержания образования учитываются все принципы и закономерности дидактики, так как логика науки и логика отражающего эту науку учебного предмета не тождественны: у них не совпадают ни цели, ни пути их реализации.
Задачей учителей является реализация принципа научности в конкретной дидактической ситуации, с учетом возрастных и индивидуальных познавательных возможностей и уровня умственного развития школьников.
Учитывая то, что в стабильных учебниках зафиксировано состояние данной науки ко времени подготовки их к изданию, учитель должен следить за развитием научной мысли. Знакомство учащихся с новыми научными идеями (конечно, в популярном изложении) будет способствовать тесной связи обучения с жизнью, пробуждать у них познавательные интерес, воспитывать творческий подход к изучению любой науки.
7. Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью требует понимания учащимися значения теории в жизни, умелого применения теоретических знаний для решения практических задач. Любая информация должна иметь реальную, видимую для учащихся жизненную основу, и создаваться, исходя из опыта, или закрепляться в нем.
В таком случае практика является движущей силой в учебном познании. Выполнение практических заданий на основе усвоения теоретического материала убеждает учащихся в истинности усвоенного и формирует у них умения применять теоретические знания на практике.
8. Принцип самостоятельность и активности учащихся в обучении состоит в том, чтобы создать условия для проявления учащимися познавательной самостоятельности и творческой активности в процессе усвоения знаний, навыков и умений и применения их на практике.
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся может быть репродуктивной (исполнительской) или поисковой (творческой). При этом самостоятельная учебная деятельность учащихся осуществляется под руководством учителя, в большей или меньшей степени влияющего на нее. Активность учащихся в обучении тесно взаимосвязана с их самостоятельностью; оба эти качества свойственны учебной деятельности, но проявляются в разной степени.
9. Принцип сознательности и прочности усвоения знаний, навыков, умений состоит в том, чтобы обеспечить учащимся оптимальные условия для глубокого осмысления изучаемых фактов и обобщений, способов выполнения действий, для прочного усвоения основных понятий, законов, теорий, формирования навыков и умений для применения их на практике. Для сознательного усвоения знаний необходимо постепенно подводить учащихся к самостоятельному анализу фактов, установлению причин наследственных, функциональных и других связей и взаимозависимостей между предметами и явлениями реального мира. Сознательно усвоенные знания – это знания, добытые учащимися в процессе активной учебной деятельности.
Важными способами обеспечения прочности знаний являются выделение главного в изучаемом материале, концентрация на нем основного внимания учащихся, осмысление его, раскрытие сути изучаемых явлений, заучивание, запоминание главного, как в развернутом виде, так и в виде схем, моделей, повторения, обобщения и систематизации знаний.
10. Принцип целенаправленности и мотивацииобучения состоит в том, что учебно-воспитательный процесс как сложная взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся должен быть подчинен заранее определенным целям и мотивам, отражающим личностные устремления учащихся.
11. Принцип индивидуального подхода к учащимсятребует создания оптимальных условий для успешного обучения каждого учащегося в процессе организации фронтальной и групповой работы в классе. Для успешной реализации этого принципа учитель изучает индивидуальные особенности каждого ученика, условия, в которых живет и работает, и учитывает их при организации учебно-воспитательного процесса.
Оптимальная организация творческого труда ученического коллектива создает важные предпосылки для широкого раскрытия индивидуальных особенностей каждого ученика. Кроме того, учитель должен разработать систему индивидуального подхода к каждому своему ученику в условиях самостоятельной и коллективной деятельности. Пример такой системы предложил В.А.Сухомлинский.
12. Принцип оптимизации учебного процесса требует из ряда возможных его вариантов выбора такого варианта, который в данных условиях обеспечит максимально возможную эффективность решения задач образования, воспитания и развития школьников при рациональных затратах времени и усилий учителей и учащихся (Ю.К.Бабанский).
Основные критерии оптимальности таковы:
— достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного (по нормам оценок);
— соблюдение учениками и учителями установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.
Чтобы определить конкретный оптимальный вариант обучения, нужно:
1) глубоко изучить особенности школьников данного класса, исходный уровень их воспитанности, обучения и развития (составление психолого-педагогической характеристики каждого учащегося, анализ контрольных работ, опрос (самооценка учащихся, взаимооценка, оценка со стороны родителей и др.), педагогический консилиум). Следует изучить также условия обучения: возможности данной школы, данного учителя и др.;
2) избрать оптимальное содержание урока: выделить главное, существенное в учебном материале; определить межпредметные и внутрипредметные связи; привести содержание материала в соответствие с реальным уровнем развития и воспитанности учащихся класса, обеспечив при этом дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным учащимся; привести содержание урока в соответствие с необходимым и достаточным временем для обучения и т.д.;
3) подобрать оптимальные методы, формы, средства обучения, которые соответствовали бы конкретным особенностям учеников и другим условиям, а также содержанию обучения, помогали бы успешно решить задачи воспитания, обучения и развития на данном конкретном их этапе;
4) интенсификация обучения: повышение производительности труда обучающих и обучаемых должны осуществляться за счет рациональной организации работы, внедрения новых и традиционных прогрессивных методик, что обеспечивает экономию времени и сил учащихся на уроке, устранению их перегрузки в классе и дома, а также экономию личного времени учителя.
В целом принцип оптимизации предполагает системный подход к организации обучения на современном уровне развития дидактики, частных методик, педагогической психологии, философии и других смежных наук в диалектическом единстве всех дидактических принципов.
Второй этап –осмысление, в ходе которого обогащается изучаемое (оно становится более полным, глубоким и разносторонним), формируются отношения к изучаемому, уверенность в справедливости определенных выводов, правильности информации, развиваются убежденность и умение отстаивать собственное мнение. Для эффективного осмысления используются разнообразные приемы умственной деятельности: сравнение, сопоставление, выделение главного и существенного, обобщение и т.д. На этом этапе формируются понятия, раскрывается сущность изучаемых предметов и явлений, происходит обобщение знаний как своеобразный результат обучающей и познавательной деятельности.
Восприятие и осмысление, которые способствуют формированию понимания и обобщения изученного, требуют закрепления, которое организуется, как правило, путем повторного осмысления, неоднократного воспроизведения учебного материала в полном объеме или в его существенно важных частях. Для закрепления требуется заучивание теорий, правил, законов, выполнение письменных и устных упражнений. Необходимо подвести учащихся к пониманию изученного, а не к механическому усвоению. Полезно проводить закрепление на примерах, упражнениях, фактах, которые не были упомянуты при изложении нового материала. Такой подход способствует установлению новых связей усвоенного с ранее приобретенным опытом. Целесообразно организовать самостоятельную работу учащихся по составлению задач, нахождению причин и следствий изучаемых явлений и т.д. Такая организация закрепления углубляет знания, развивает способности учащихся.
Все стадии процесса обучения существуют не изолированно, они протекают в диалектической связи и взаимозависимости. Так, уже во время восприятия развиваются элементы понимания, осмысления; тесно переплетены обобщение, закрепление и применение знаний. Последовательность всех этапов усвоения не всегда одинакова. Изучение нового может начаться с решения конкретной задачи, а может и с представления общего и теоретического материала.
Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 18 | Нарушение авторских прав