укажите по каким признакам возможно определить направление движения транспортного средства
Признаки определения направления движения транспортных средств
Криминалистическое значение следов транспортных средств
В следах транспортных средств запечатляется информация о типе и виде транспортного средства, его индивидуальных особенностях, направлении движения, скорости, взаимном положении транспортных средств в момент столкновения и т.п.
Значение следов транспортных средств определяется совокупностью задач, которые могут быть решены в результате осмотра и экспертного исследования следов.
Изучение следов транспортных средств на месте происшествия позволяет установить:
— групповую принадлежность (вид, марку, модель) транспортного средства;
— конкретное транспортное средство (идентифицировать транспортное средство или отдельную его часть (колесо, шину, рассеиватель фары);
— обстоятельства использования транспортного средства (направление движения, места остановок и торможений, примерную скорость движения, длину тормозного пути).
— повреждения, возникшие на транспортном средстве (например, на правом крыле, разрушение фарного рассеивателя); неисправности некоторых его агрегатов (течь смазки из картера заднего моста); сведения о перевозимом грузе, а также о тех веществах, которые могли попасть на транспортные средства с места происшествия (частицы грунта, других различных веществ).
Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) следы ходовой части; б) следы выступающих частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).
Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д.
Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части решают и задачи диагностические: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:
а) рисунок протектора, имеющий элементы типа «елочка», должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
б) при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения;
в) на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;
г) капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения;
д) при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения;
е) при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки);
ж) камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения;
з) на участке поворота увеличивается угол расхождения колес;
и) ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения (рис. 13).
О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы «юза» (скольжения),^ то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля.
Следы ходовой части транспортного средства фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40х40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают.
Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем — сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку.
Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Определение направления движения автомашины по следам шин
Для определения направления движения автомобиля могут быть использованы различные признаки, в большинстве своем обнаруживаемые уже в ходе осмотра. Одни из них очевидны. Например, следы увлаженных шин или разбрызгивание воды при переезде через лужу будут располагаться с той стороны, в которую двигалась автомашина. Другие следы специфичны и требуют как предварительного знания их, так и внимательного осмотра. К числу таких следов можно отнести следующие.
Признаки, указывающие на направление движения автомашины
а) Неровности на дне объемных следов. Они имеют зубцеобразную форму и возникают как за счет прилипания грунта (снега) к шине и последующего его отслоения, так и в результате смещения грунта ведущими колесами в сторону, обратную движению автомашины. Поэтому пологие края таких своеобразных неровностей всегда обращены в сторону, обратную движению автомобиля, а обрывистые – в противоположную.
б) неровности на боковых краях глубоких объемных следов, образующиеся боковиной шины в результате ее вращения, имеют дугообразную форму. Вогнутая сторона этих дуг (и, соответственно, их мысленно восстановленные радиусы) направлена в сторону движения автомашины.
в) положение некоторых предметов, попавших под колеса. Оказавшиеся под колесами ветки деревьев, солома и другие подобные объекты при их переезде обычно переламываются или надламываются. При этом их концы оказываются направленными в сторону движения автомашины, а вершина угла в месте надлома – в противоположную.
Камень или другой прочный предмет, будучи вдавленным движущимся колесом в грунт, смещается по направлению движения машины, в результате чего с одного его края, противоположного движению, образуется зазор.
Стебли травы и других растений отклоняются, сламываются или вдавливаются в грунт по направлению движения машины, а в местах пробуксовывания колес – в противоположную сторону.
г) пыль, снег и другие сыпучие вещества, смещенные потоком воздуха при быстром движении автомашины, располагаются у краев следа шины в форме веера, раскрытого в сторону, противоположную движению.
д) положение отпечатков грунтозацепов в следах шин высокой проходимости. Правилами эксплуатации автомашин регламентируется, что данные шины должны устанавливаться на колесах так, чтобы углы, образованные элементами рисунка протектора (грунтозацепами), были обращены в сторону вращения колеса. В соответствии с этим открытые части указанных углов будут обращены в следах в сторону движения автомашины.
е)особенности расположения следов шин при повороте. Поворот автомашины (например на 90 о ) в ходе ее движения обычно оказывается более крутым в начале и более пологим в конце, при переходе на новую прямую. В следах шин это выражается в разной величине углов, образованных передним и соответствующим ему задним колесом: в начале поворота данный угол больше, чем в конце. Таким образом, более острый угол указывает на направление движения.
ж) форма пятен жидких веществ, падавших с автомашины. Когда с движущегося транспорта падают капли какого-либо жидкого вещества (воды, масла и т.п.), их следы на дороге, как правило, имеют вытянутую форму, округлую с одного края и в виде зубцов и мелких брызг – с другого. Направление разбрызгивания совпадает с направлением движения автомашины.
Микрообъекты – невидимые или маловидимые невооруженным глазом мелкие вещественные объекты, возникающие при совершении преступления, для поиска и исследования которых требуется использование специально приспособленных научно-технических средств (НТС).
Виды микрообъектов:
· микроследы – отображения фрагментов рельефа следообразующего объекта, для поиска и исследования которых необходимо использование специально приспособленных НТС;
· микрочастицы – материальные объекты, обычно не превышающие во всех измерениях 2 мм, для определения формы и размеров которых необходимо использование специально приспособленных НТС;
· микроколичества вещества – мелкие вещественные объекты, для поиска и исследования которых необходимо использование специально приспособленных НТС.
НТС отделения микрообъектов от объектов-носителей – микропылесосы, резиновые груши, липкие ленты, магниты, пинцеты, скальпели, УФ-осветители и др.
Объекты – носители микрообъектов:
· тело, одежда, обувь человека;
· орудия причинения телесных повреждений;
· орудия и инструменты взлома преград;
· предметы обстановки места происшествия.
Способы изъятия микрообъектов:
· вместе с объектом-носителем;
· отдельно от объекта-носителя;
Правила обнаружения микрообъектов и работы с ними:
· провести тщательный анализ обстановки места происшествия для того, чтобы определить локализацию микрообъектов, их вид, условия образования;
· обязательно использовать НТС: лупы, магниты, УФ-осветители и др.;
· рассматривать микрообъекты на чистых листах бумаги;
· пятна изымать вместе с предметом-носителем или его частью; если вещество пятен улетучивается, разместить изъятые образцы в посуде с притертыми пробками;
· грязь с одежды, обуви, транспортных средств и иных объектов-носителей счистить с помощью лезвия ножа, скальпеля;
· пыль из карманов изъять, вывернув карманы и выколотив их в полиэтиленовый мешок;
· пыль из щелей изъять резиновой грушей;
· наслоение пыли, порошка изъять на следокопировальную пленку.
Криминалистическое исследование следов транспортных средств
Материал из CrimLib.info
Классификация транспортных средств
Все транспортные средства можно разделить на несколько больших групп:
1) наземный транспорт;
2) подземный транспорт;
3) водный транспорт;
4) воздушный транспорт.
Преимущественно в криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.
Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:
по способу передвижения
Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.
Это тачки, тележки, велосипеды.
по устройству ходовой части
Классификация следов транспортных средств
Значение следов транспортных средств
Следы транспортных средств дают возможность:
1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);
2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;
3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).
Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация. Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.
Признаки следов транспортного средства
Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.
По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).
Беговая дорожка
Следы качения шины одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).
Отдельно измеряется ширина беговой дорожки левых колёс и ширина беговой дорожки правых колёс.
В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.
Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле
где D — наружный диаметр шины; S— длина окружной шины; π = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины.
Следы ходовой части
В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).
Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.
Колея
Следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси, составляют колею. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.
База автомобиля
Признаки определения направления движения автомобиля
а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;
б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;
в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;
г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;
е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;
ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;
з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.
Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д
Фиксация и изъятие следов транспортных средств
Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:
Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.
При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.
Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:
С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.
Трасологическая экспертиза следов транспортных средств
Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.
На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
Следы транспортных средств
Трасология изучает следы транспортных средств, оставляемые ходовой частью и выступающими частями, а также отделившиеся от транспортного средства узлы и детали. Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов веществ, относящихся к области материаловедческих исследований.
Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупов и т.д.
По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.
Следы ходовой части характерны для безрельсового транспорта (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.). Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобильного транспорта, которые и будут рассмотрены подробно.
В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении.
Следы качения по механизму образования сходны со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Правда, вследствие поступательного движения наблюдается некоторая деформация, когда грунтозацепы, выходя из следа, сглаживают его края. Это увеличивает размеры следа и уменьшает промежутки между выступами.
Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. К первому виду относят следы-наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и следы-отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и (отчасти) его боковые грани.
По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко идентифицируют и автомобиль. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.
Грузовые и легковые автомобили различаются по следам, по наличию (отсутствию) задних спаренных колес, по величине базы и ширине колеи. Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колес или между просветами задних спаренных колес. В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса, которые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.
Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с четким отображением рисунка. Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфигурация, локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все элементы замеряют и описывают в протоколе. Затем, пользуясь справочником, выясняют, какой марке автотранспортных средств соответствуют такие ширина колеи, база и модель протектора.
Определить направление движения автомобиля можно по следующим признакам, имеющимся в следах:
а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;
б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;
в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;
г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;
е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения.
О торможении свидетельствует уменьшающаяся четкость рисунка протектора. Если обнаружены следы юза (скольжения), то их используют для определения скорости движения автомобиля перед остановкой. Для этого замеряют общую длину следа торможения, от которой отнимают величину базы автомобиля. Все перечисленные признаки следов ходовой части автотранспорта должны быть отражены в протоколе осмотра места происшествия.
Кроме детального описания, сопровождаемого измерениями, осуществляется фотографирование. Значительный по протяженности след запечатлевают методом линейной панорамы. Отдельно фотографируют участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки выполняют масштабным способом. С участка следа протектора, в котором отобразились индивидуализирующие признаки, отливают гипсовый слепок.
Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы была очевидна локализация следов, затем сам след, предварительно зафиксировав пылевые частицы аэрозольным лаком и поместив рядом со следом масштабную линейку.
В распоряжение эксперта следует предоставить копию протокола осмотра места происшествия, фотоснимки следов, гипсовые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес. Оптимальным вариантом бывает предоставление колеса в сборе, что не всегда осуществимо вследствие большого веса и размеров. В подобных случаях с пневматической шины должны быть получены образцы следов, для чего рекомендуется прибегнуть к помощи специалиста-криминалиста или эксперта, которому предстоит проводить трасологические исследования.
Объемные следы можно получить, прокатывая автомобиль на малой скорости по грунту, способному отобразить нужные признаки шины. Экспериментальные следы внимательно осматривают и выбирают участки, содержащие отображения идентификационных признаков, с которых и изготавливаются гипсовые слепки.
Для получения поверхностных экспериментальных следов на участок шины с характерными признаками наносят красящее вещество и копируют весь участок. Для этого типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на интересующий участок протектора.
На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели образован след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; не образован ли след данной шиной; какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего.
Отделившиеся детали и части (осколки фарного или лобового стекол, частицы лакокрасочного покрытия или перевозимого груза, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где произошло столкновение (наезд).
Исследование фарных и иных осколков позволяет выявить тип, конструкцию, марку изделия, а по нему модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то назначают экспертизу для установления целого по частям.
Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия помогут выяснить окраску транспортного средства, после обнаружения которого проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.
Комплексное использование данных, полученных при работе со следами транспортных средств, позволяет дать обоснованное заключение:
а) о наличии, характере и локализации повреждений и иных особенностей на разыскиваемом автомобиле;
б) о характере имеющихся в нем неисправностей;
в) о перевозимом грузе;
г) о признаках эксплуатации с нарушением установленных требований;
д) о том, что следы на месте происшествия, одежде и теле потерпевшего оставлены конкретным транспортным средством.
Наши партнеры
2015-2021 © Ассоциация профессиоалов сыска. При использовании материалов сайта ссылка обязательна