укажите в каких приведенных ниже отрывках
Укажите, в каких приведённых ниже отрывках из ученических сочинений цитаты : 1)не нужны, так как совершенно не подтверждают высказанную мысль или не дополняют её?
Укажите, в каких приведённых ниже отрывках из ученических сочинений цитаты : 1)не нужны, так как совершенно не подтверждают высказанную мысль или не дополняют её.
2)слишком велики и их можно сократить.
3)приведены неточно и их необходимо уточнить.
Выпишите на каждый случай по одному примеру, внеся необходимые исправления.
1. Валек и Маруся жили очень бедно.
У них даже не было собственного дома.
Им приходилось ютиться в страшном каменном подземелье, куда совсем не проникали лучи солнца, серые своды давили.
Васе очень не понравилось в подземелье.
Короленко пишет : «Точно давят эти серые своды».
Остап из бурсы»в первый же год бежал», а Андрий»учился охотнее и без напряжения».
» 4. Во время казни отец Вареньки, «с белыми.
Подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками», шёл не отставая от того.
Кого наказывали, шёл»твёрдой подрагивающеё походкой», «со своим румяным лицом и белыми усами и бакендардами».
Не очень уверенно но может это 3 вариант ((.
Цитата 4 слишком велика, ее можно сократить.
Цитата 2 не подтверждает высказанную мысль, что сыновья получили одинаковое воспитание.
Как пишется слово ус(?
Как пишется слово ус(?
Найти разные формы одного слова, выделить в них окончания?
Найти разные формы одного слова, выделить в них окончания.
За ночь все стало белым.
Белая земля, белые дома под белыми крышами.
Выбежал на улицу белый котенок и пропал на белом снегу.
У кого есть усы, но нет лицо?
У кого есть усы, но нет лицо?
Или хотя бы напишите про кого можно написать, кто совершал безумные поступки, с риском своей жизни?
Укажите, в каких приведённых ниже отрывках из ученических сочинений цитаты : 1)не нужны, так как совершенно не подтверждают высказанную мысль или не дополняют её?
Укажите, в каких приведённых ниже отрывках из ученических сочинений цитаты : 1)не нужны, так как совершенно не подтверждают высказанную мысль или не дополняют её.
2)слишком велики и их можно сократить.
3)приведены неточно и их необходимо уточнить.
Выпишите на каждый случай по одному примеру, внеся необходимые исправления.
1. Валек и Маруся жили очень бедно.
У них даже не было собственного дома.
Им приходилось ютиться в страшном каменном подземелье, куда совсем не проникали лучи солнца, серые своды давили.
Васе очень не понравилось в подземелье.
Короленко пишет : «Точно давят эти серые своды».
Остап из бурсы»в первый же год бежал», а Андрий»учился охотнее и без напряжения».
» 4. Во время казни отец Вареньки, «с белыми.
Подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками», шёл не отставая от того.
Кого наказывали, шёл»твёрдой подрагивающеё походкой», «со своим румяным лицом и белыми усами и бакендардами».
Помогите?
Предложение со словами зелёный, чёрный, белый, серый, пёстрый в переносном смысле?
Предложение со словами зелёный, чёрный, белый, серый, пёстрый в переносном смысле.
СИНОНИМЫ к словам : серый белый?
СИНОНИМЫ к словам : серый белый.
А в лесу летняя благодать! Весничка ПОЁТ в бЕрёзовых ветках. Паук ПЛЕТЁТ солнечную сеть. Ящерка ЛЕЖИТ на пеньке. Стрекозы ШЕЛЕСТЯТ целлофановыми крылЬями. Лягушонок на листе кувшИнки СИДИТ, как на зЕлёном плоту. Прямо глаза разбегаются! __ Раз..
Многим осень не нравится : летние каникулы кончились, впереди учебный год, холодные дожди и лужи. Но я люблю осень : мне нравится идти утром в школу и видеть, как стаи птиц дружно сидят на проводах, собираются в стаи и с радостными криками улетают в..
Правильный ответ зор.
Я сижу на берегу озера. Очень хочется в столь жаркий и серой день встретить рыбаков и лодки которые причалат к горизонту и будет петь моряки из дали, кричать у озера и ждать прибоя. Рыбы уже не далеко. Они плавают у маленькой деревеньки, то есть у..
Упр 4 А)медведица с медвежонком ; зайчиха и заяц ; волчица с волчатами ; черепахи ; попугаи Б)на вопрос кто? В)Множ : Звери Черепахи Попугаи Единственное : Медведица Зайчиха Заяц.
Если «звук» это ударение или транскрипция, то : Юрта (й’у р т а) въЕзд (в й’ э з д малИна (м а л’ и н а) плАмя (п л а м’ а).
Арматура, бассейн, велосипед, гараж, двести, заглавие, искуство, карниз, лейтенант, миллиард, орнамент, паркет, ракета, салат, талант, фасоль, центнер, четыреста, штукатур, экземпляр.
Упр. 322 : Зеленым морем хлынет лето, Луга ромашкой наводнит, И коромыслом семицветным В бездонном небе зазвенит. Подчеркнуть : наводнит, хлынет, зазвенит.
§ 72. Цитата
Дословно могут воспроизводиться слова, словосочетания, крылатые слова, фрагменты текста и целые тексты.
Назовите в комментирующей части глаголы и относящиеся к ним слова, указывающие на характер речи.
«Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» — так трогательно обращался Пушкин к своей няне. Неграмотная крепостная крестьянка Арина Родионовна много лет прожила в семье Пушкиных, вынянчила их детей. Особенно она привязалась к Александру. Мальчик очень любил сказки, которые няня каждый вечер ему рассказывала. Песни, поговорки, легенды — всё хранила её прекрасная память.
В годы михайловской ссылки няня была единственным другом поэта. «С нею только мне не скучно», — писал Пушкин. Тоску зимних вечеров, которые они коротали вместе, он чудесно передал в стихотворении «Зимний вечер»:
- Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Как и в детстве, поэт просил няню:
- Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
В своём стихотворении, посвящённом Михайловскому (1835), поэт с грустью вспоминал умершую уже няню:
- Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет.
422. Найдите цитаты. Какие из них сливаются с авторским текстом в одно предложение? Укажите диалог. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выполните самопроверку.
К. Паустовский в повести «Золотая роза» вспом..нает о том, как однажды знакомый писатель пр..нёс в редакцию газеты «Моряк» свой ра..сказ, «раздёрга(н, нн)ый, спута(н, нн)ый, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый». Все прочли этот ра..сказ и смутились: печатать «его в таком (не)брежном виде было нельзя. » Корректор взял рукопись и поклялся, что, работая над ней, он (не)выбросит и (не)впишет (ни)одного слова. «На следующее утро, — вспоминает К. Паустовский, — я прочёл ра..сказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомка(н, нн)ости и словесного разброда (не)осталось и тени. При этом действительно (не)было выброше(н, нн)о или прибавлено (н..)одного слова.
— Это чудо! — сказал я. — Как Вы это сделали?
— Да просто ра..ставил правильно все знаки препинания, особенно тщательно я ра..ставил точки. И абзацы. Это великая вещь. »
К. Паустовский так говорил о роли знаков препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
423. Прочитайте. Выделите чужую речь (крылатые слова) в рассказе друга. Согласны ли вы с оценкой, данной матерью?
Мой друг рассказывает:
«Я провёл эти каникулы, представь себе, на Гавайских островах. Всё было прекрасно: ласковое солнце, роскошные растения. И купайся хоть круглые сутки. Но как мне было приятно вернуться домой! «И дым отечества нам сладок и приятен». И я с удовольствием хожу по асфальту, шлёпаю по лужам и ловлю лучи не очень ласкового солнца».
Моя мама сказала: «Твой друг не только любит свою родину, но ещё хорошо говорит. Как к месту он вспомнил грибоедовские слова, сумел легко и уместно включить их в свой рассказ!»
В каком предложении цитата составляет с авторским текстом одно предложение? Как она выделяется?
В. Белинский говорил о Пушкине: «Заметим ещё его удивительную способность делать поэтическими самые прозаические предметы».
Ещё В. Белинский отметил у Пушкина «удивительную способность делать поэтическими самые прозаические предметы».
Цитата может включаться в авторский текст как его составная часть. В этом случае она заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы. Анатолий Васильевич Луначарский говорил, что молодость Лермонтова «кипела страстью, протестом и тоской». |
424. Определите основную мысль цитаты и введите её в текст двумя способами:
1) как прямую речь; 2) как часть предложения.
Образец. «Его зима облита блеском роскошной поэзии» (В. Белинский). 1) Говоря о стихах Пушкина, посвящённых природе, В. Белинский так писал о мастерстве поэта: «Его зима облита блеском роскошной поэзии». 2) Зима в стихотворениях Пушкина, по словам В. Белинского, «облита блеском роскошной поэзии».
• Запишите темы сочинений, в которых можно использовать приведённые выше цитаты.
1. «Поэзия Пушкина уд..вительно верна русской действительности, изобр..жает ли она русскую природу или характеры». (В. Белинский) 2. «Придёт время, когда потомство воздвигнет ему вековечный памятник». (В. Белинский) 3. «„Капитанская дочка“ — нечто вроде „Онегина“ в прозе. Поэт изобр..жает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, ист..не содержания и мастерству изл..жения — чудо совершенства». (В. Белинский)
425. Включите в текст предложения с цитатами, используя разные глаголы в комментирующей части предложения. Сократите в случае необходимости цитируемый материал. Пропуск в цитате обозначается многоточием, например:
«Что, дитятко? Что, котёнок? Пошалить охота?»
В языке человека проявляются многие особенности его характера.
Доброта и неиссякаемая любовь к миру проявляются не только в поступках бабушки, но и в её речи, насыщенной ласковыми словами и выражениями.
Дед, в противоположность бабушке, груб, зол и жесток. В его речи очень мало ласкательной лексики, зато много грубых выражений, язвительных насмешек.
Особенности речи Акулины Ивановны Горький характеризует описательно.
«Что, дитятко? Пошалить охота?»
Материалы для цитирования
«Язык, которым говорит человек, — это ключ к его характеру».
«Что ты, свет, что ты, сударь, Григорий Иванович?»
«Что, дитятко? Что, котёнок? Пошалить охота?»
«Что, ведьма, народила зверья?» «Сколько я тебя, дубовая голова, учил, как надобно молиться».
«Она говорила весело, ласково, складно». «Говорила она как-то особенно, выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные».
426. Укажите, в каких приведённых ниже отрывках из ученических сочинений цитаты: 1) не нужны, так как совершенно не подтверждают высказанную мысль или не дополняют её; 2) слишком велики и их можно сократить; 3) приведены неточно и их необходимо уточнить. Выпишите на каждый случай по одному примеру, внеся необходимые исправления.
• Объясните постановку тире в цитате из «Песни о Соколе» (исправив предварительно эту цитату).
Валек и Маруся жили очень бедно. У них даже не было собственного дома. Им преходилось ютит(?)ся в страшном каме(н, нн)ом подземелье, куда совсем не прон..кали лучи солнца, серые своды давили. Васе очень не понравилось в подземелье. В. Г. Короленко пишет: «Точно давят эти серые своды». 1. Остап и Андрий — дети одного отца, получили одинаковое воспитание. Остап из бурсы «в первый же год бежал», а Андрий «учился охотнее и без напряжения». 2. Не случайно стали крылатыми такие слова из «Песни о Соколе»: «Безумство храбрых — вот смысл жизни!»
3. Во время казни отец Вареньки, «с белыми. подвитыми усами, белыми же, подведё(н, нн)ыми к усам бакенбардами и с зачёса(н, нн)ыми вперёд височками», шёл (не)отставая от того, кого наказывали, шёл «твёрдой подрагивающей походкой», «со своим румя(н, нн)ым лицом и белыми усами и бакенбардами».
427. Запишите текст. Обратите внимание на способы цитирования. Выполните пунктуационный анализ текста. Разберите предложения с прямой речью.
«Природа, — утверждал Михаил Пришвин, — есть родина всех талантов, начиная от росинки-солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры».
А природа — это часть Родины. Общение с природой возвышает человека нравственно, воспитывает чувство прекрасного; она учит думать, мыслить образами, красками, звуками.
- О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звёздам
Я школу проходил.
В этой школе природы Есенин был учеником прилежным и неутомимым.
428. Подготовьте устное сообщение на тему «О требованиях к устному выступлению».
Используйте цитаты (если это вам потребуется), предварительно сгруппируйте их в соответствии с пунктами плана. • Как вы понимаете выделенное слово?
1. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. (Пословица) 2. Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь. (Пословица) 3. Раз речь не ясна, она не достигнет цели. (Аристотель) 4. Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (В. Белинский) 5. Никогда не выступай, не подготовившись к теме. Посмотри материалы по данному вопросу в газете, брошюре, книге. 6. Достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими. (Цицерон)
7. Зная заранее, о чём ты хочешь сказать, надо говорить свободно и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. (И. Андроников)
Синтаксический разбор предложений с чужой речью
Всем известны слова И. Крылова: «У сильного всегда бессильный виноват».
Устный разбор
Это предложение повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей: комментирующей (Всем известны слова И. Крылова) и части, в которой буквально, точно воспроизводится чужая речь (У сильного всегда бессильный виноват). Первая часть произносится с предупредительной интонацией. Вторая — спокойно, убедительно.
Письменный разбор
Повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей. Первая часть — комментирующая; вторая передаёт чужую речь.
Пунктуационный разбор предложений с чужой речью
Всем известны слова И. Крылова: «У сильного всегда бессильный виноват».
Устный разбор
В конце предложения стоит знак завершения — точка. Чужая речь выделяется кавычками и пишется с большой буквы («У сильного всегда бессильный виноват»). Комментирующая часть стоит перед чужой речью, и после неё ставится двоеточие.
Письменный разбор
429. Разберите устно и письменно по два предложения.
1. Как писал поэт: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». 2. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», — часто вспоминаем мы слова великого баснописца. 3. «Ай, Моська, знать, она сильна, — тут же мы делаем паузу и продолжаем, — что лает на слона». 4. «А Васька слушает да ест», — заканчивает оратор своё выступление с критикой.
Повторение
Передать чужую речь можно по-разному.
430. Прочитайте предложения, данные слева.
Ответьте на вопросы, поставленные к каждому из предложений.
1. Коля с радостью сказал: «Витя, я уже слышал о победном выигрыше твоей команды со счётом 2 : 0. Поздравляю тебя и всю твою команду!»
2. Коля сказал, что он уже слышал о победном выигрыше — со счётом 2:0 — Витиной команды и поздравляет всех.
3. Коля передал сообщение о выигрыше команды Вити со счётом 2 : 0.
4. Как сообщили Коле (по словам Коли), Витина команда выиграла со счётом 2 : 0.
5. Коля был в восторге. Витина команда должна была выиграть. 2:0 — серьёзная победа. Но как эти ребята серьёзно тренировались! Чего стоит один вратарь! Ни одного мяча не пропустил! Замечательная команда!
1, 2. Эти способы передачи чужой речи вы уже знаете. Чем они различаются? (Обратите внимание на выделенные слова.)
3. Это простое предложение. Какие слова помогают нам понять, что в этом предложении есть чужая речь?
4. Какие вводные словосочетания и вводные предложения указывают на источник сообщения?
5. Выделяется ли кавычками то, что думает про себя Коля? Это как бы разговор с самим собой — внутренний монолог.
Когда, в каких случаях уместно использовать один из этих способов передачи чужой речи?
Какие из этих способов чаще используются в произведениях писателей; в начале информационных новостей (при характеристике главных тем); при изложении самых различных речей и т. д.?
431. Что обозначают эти сочетания знаков? Подберите и запишите примеры к каждому случаю сочетания знаков препинания.
432. Познакомьтесь с мыслями о культуре из книги Михаила Александровича Ульянова — актёра театра и кино, режиссёра, сценариста. Найдите фрагмент текста, в котором отражена главная мысль. Обсудите содержание текста с родителями, друзьями, одноклассниками.
Культура. Говоря о культуре, стоит заметить, что это не просто начитанность, знание текстов, фактов, картин, музыкальных произведений и т. д. Говоря «культура», я имею в виду не культуру начитанности, не наслышанности музыкой, не навиданности изобразительным искусством — это всё лишь части культуры, если можно так выразиться, её надстройки, а собственно культуру, базу её — умение жить, не мешая другим, умение приносить пользу, не требуя за то лавровых венков, способность делать своими чужие радости и беды. Это умение свой век прожить разумно, не наказав никого, не испортив никому жизнь, — вот что такое, мне кажется, культура, её личностная основа. И наверное, это ещё следование традициям, законам, вере.
Настоящая культура воспитывает не манеру поведения, а манеру жизни, манеру воспринимать мир как целое, в котором твоё «я» лишь часть. Но эта малая часть — единица значимая, и ответственная, не безразличная ни для тебя самого, ни для общества в целом. Только такое ощущение себя в мире образует личность с чувством собственного достоинства.
Выпишите, используя данное начало, ту часть из вышеуказанного текста М. Ульянова, в которой рассказывается о толерантном (уважительном, терпимом) отношении к миру.
Культура — это умение жить.
Настоящая культура воспитывает.
Только такое ощущение себя в мире образует личность с чувством собственного достоинства.
Укажите в каких приведенных ниже отрывках
Назовите произведение отечественной литературы, в котором отображены русские характеры. Чем схоже (или чем различается) их изображение с героями «Судьбы человека»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7, С1—С2.
На четвёртый день прямо из совхоза, гружённый хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернёмся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» И глазёнки широко раскрыл, ждёт, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и всё знаю.
Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».
Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щёки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Все равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьёт, и руки трясутся. Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет всё же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошёл, — побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой всё жмётся ко мне изо всех силёнок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было.
Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку взял на руки, несу в дом. А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места. Прижался своей щекой к моей небритой щеке, как прилип. Так я его и внёс. Хозяин и хозяйка в аккурат дома были. Вошёл я, моргаю им обоими глазами, бодро так говорю: «Вот и нашёл я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!» Они, оба мои бездетные, сразу сообразили, в чём дело, засуетились, забегали. А я никак сына от себя не оторву. Но кое-как уговорил. Помыл ему руки с мылом, посадил за стол. Хозяйка щей ему в тарелку налила, да как глянула, с какой он жадностью ест, так и залилась слезами. Стоит у печки, плачет себе в передник. Ванюшка мой увидал, что она плачет, подбежал к ней, дергает её за подол и говорит: «Тётя, зачем же вы плачете? Папа нашёл меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете». А той — подай бог, она ещё пуще разливается, прямо-таки размокла вся!
После обеда повёл я его в парикмахерскую, постриг, а дома сам искупал в корыте, завернул в чистую простыню. Обнял он меня и так на руках моих и уснул.
Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку. Задачи и ответы.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку. Задачи и ответы
Предлагаем вашему вниманию новые материалы для подготовки старшеклассников к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку. Задания охватывают все разделы языкознания и сопровождаются полным, развёрнутым ответом, что дает учащимся возможность проверки своих знаний как в рамках школьной программы, так и за ее пределами.
Писатель и языковед Л.В.Успенский в книге «По закону буквы» пишет:
Как выглядело написание фамилии Успенский до орфографической реформы 1918 г.? Впишите вместо точек пропущенное слово – старое написание фамилии.
Корову через ять пишет – характеристика абсолютно безграмотного человека, ведь в слове корова вообще нет звука, который мог бы обозначаться одной из двух конкурирующих букв (е или h ).
В каких областях России – северных или южных – эти строчки будут иметь точную рифму?
В русских северных диалектах, а также в литературном языке г произносится как смычный согласный, в конце слов произносится парный ему глухой согласный [к], поэтому приведённые поговорки не являются рифмованными.
Также и в известной поговорке: Бодливой корове Бо г ро г не даёт – южнорусское произношение подчеркнёт внутреннюю рифму: [бох] – [рох].
3. Какое значение имеет прилагательное перловый в приведённых ниже стихотворных отрывках, относящихся к началу 19 в.? Укажите значение и особенности употребления этого слова в современном языке.
Одна поближе подошла;
Княжне воздушными перстами
Златую косу заплела
С искусством, в наши дни не новым,
И обвила венцом перловым
Окружность бледного чела. ( А.С.Пушкин. Руслан и Людмила)
Росой перловой и зернистой
Дерев одежда убрана;
Пернатых песнью голосистой
Звучит лесная глубина. ( Н.М.Языков. Тригорское)
1) – Извольте, Борис Павлович, принять книги, счёты и все крепости на имение.
5. Раскройте роль авторского курсива в диалоге из «Обыкновенной истории» И.А.Гончарова – разговоре Александра Адуева с дядей, который считает его речь «дикой» и провинциальной.
– Так! Ну, как хочешь. Помни о деле, Александр: я скажу редактору, чем ты занимаешься…
– Ах, дядюшка, как можно! Я непременно докончу извлечения из немецких экономистов…
Ответ. Зв h рь дворовый – все домашние животные (корова, лошадь, овца, свинья, собака, кошка); зв h рь лютый – крупные хищники (волк, медведь, рысь), включая экзотических диких зверей (лев, барс, тигр); зв h рь текучий – обитатели водоёмов, млекопитающие (ондатра, нутрия, выдра, бобр); зв h рь подпольный – мыши и крысы (живущие в подполе).
7. Объясните значение выделенных слов в данных описаниях мифологических существ из словарей 17 в. – азбуковников. В каких значениях употребляются эти слова в современном языке?
Ехидна – змия, лице иматъ д h вичие, и велми велика; от главы до пояса д h вка, от пояса же хоботъ имать велии.
Ответ. Слова ехидна и василиск в данных описаниях обозначают сказочных чудовищ: это полуженщины-полузмеи. Оба слова заняли своё место в современной биологической терминологии для обозначения реально существующих живых существ: василиск – ящерица рода игуан, с кожистым гребнем на голове и спине; ехидна – небольшое животное, покрытое иглами и шерстью, которое водится на островах Тихого океана и в Австралии, а также вид ядовитых австралийских змей.
Слово хобот употреблено в обоих отрывках в контекстуальном значении «хвост, нижняя суженная часть туловища». В современном языке хобот – удлинённый трубообразный нос у некоторых видов животных (слонов, тапиров, выхухолей); орган хватания у некоторых беспозвоночных и насекомых в виде длинного придатка в передней части тела.
Следовательно, слово хобот первоначально обозначало любой длинный придаток тела, а расположение его в передней или задней части тела не играло роли: хобот был и у слона (нос), и у крокодила или змеи (хвост).
8. Словарь В.И.Даля зафиксировал значительное количество слов иноязычного происхождения. В качестве синонимов к ним автор, руководствуясь пуристическими установками, нередко предлагает исконно русское слово. Назовите слово с латинским корнем, поясняя значение которого В.И.Даль пишет:
« Почетъ хорошо отв h чаетъ этому слову. Что у васъ почету съ листа? ».
Ответ. Это слово гонорар (в Словаре В.И.Даля – устаревшая форма гонорарий ). Слово гонорар происходит от латинского honorarium «почётный дар» honor «честь». Исконное значение слова гонорар в русском языке – «вознаграждение, выплачиваемое автору за созданное им произведение науки или искусства». Обычно оплата авторского труда зависит от объёма книги или статьи – листажа издания; выражение «почет с листа» у В.И.Даля – размер оплаты за каждый лист. Наблюдается тенденция к расширению значения слова: гонораром называют также оплату клиентами услуг врача, адвоката и др. лиц, занимающихся частной практикой.
9. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны заимствованному в 18 веке из французского языка слову тур в значении «круговое движение»? (Фр. tour – «движение с возвратом на место отправления».) Объясните свой ответ.
Турне, контур, турнир, агентура, туризм, турок, турникет, архитектура, антураж.
Ответ. Тур не – «путешествие по круговому маршруту». Кон тур – «внешние очертания; линия, которая получается в результате обведения вокруг чего-либо». Тур нир – первоначально: «рыцарские игры – движение в круге», затем – «военные состязания рыцарей»; современное значение слова – «соревнование по круговой системе». Тур изм – «путешествия, поездки, походы (с возвращением в начальный пункт)». Тур никет – «специальное вращающееся устройство, устанавливаемое в проходах для пропуска публики поочерёдно, по одному человеку». Ан тур аж – «окружение, окружающая среда, обстановка».
Остальные слова не имеет этимологической связи со словом тур – «круг».
10. Прочитайте текст – фрагмент описания рыбной ловли на Оке в 19 веке. Объясните значение выделенных курсивом слов, дайте их словообразовательную характеристику. Выпишите однокоренные слова и укажите их роль в тексте.
– Маленько погодить бы невод вытаскивать-то, ваше степенство, – молвил ловец. – Тем временем порачить не желаете ли?
– Валяй! – сказал Пётр Степаныч, и ловцы принялись за раков. Босиком, штаны засучив выше колена, бойко ловцы, похватавши рашни и ботала, бросились с ними на покрытую водой отмель. Одни воду толкут и мутят её, загоняя раков, другие ращни расставляют. Набежали мальчишки, сами охотой полезли в реку и безо всяких снарядов принялись руками таскать усачей из рачьих нор, нарытых в берегу под водою. Вынул ловец первую рашню – тихо возилось там десятка полтора крупных и мелких раков.
– Вот они! – молвил ловец, опрастывая рашню у ног Самоквасова, и потом, взявши за ус самого крупного рака, приподнял его кверху и молвил: – Вот так мастеровой, скоро его не признаешь: по ножницам швец, по щетине чеботарь. Два рога да не бык, шесть ног да без копыт!
Через четверть часа не одна уж сотня раков была наловлена.
Ответ. Порачить – половить раков. Приставка по- передаёт значение ограничения действия временными рамками (ловец предлагает заняться ловлей раков тем временем, пока в расставленный невод набивается рыба); производящий глагол в свою очередь образован суффиксальным путём от существительного рак: по-рачить ← рач-и-ть ← рак (к//ч).
Рашни и ботала – приспособления, снаряды для ловли раков: рашня – сетчатый кошель, в который загоняют раков, ботало – шест, жердь, с помощью которого мутят воду – «ботают», т.е. бьют по дну, взбивая песок.
Слово рашня образовано от слова рак суффиксальным способом (ср. колоколь-н(я) ← колокол): раш-н(я) из первоначального рач-н(я) ← рак (к//ч); в этом слове отражено фонетическое изменение: сочетание чн → шн, ср. прозношение [шн] в словах типа скучно, яичница, конечно и др.
Таким образом, однокоренные слова в данном тексте: рак – рач ий – по рач ить – раш ня.
Это словообразовательное гнездо и есть текстообразующая группа слов, поддерживающая тему текста и связывающая его части в единое целое. Главная функция словообразовательного повтора (употребления однокоренных слов) – это функция межфразовой связи : наряду с лексическим повтором (многократным повторением главного слова рак в разных грамматических формах) однокоренные слова – средство связи предложений в тексте.
– Если мудрость состоит, по вашим словам, в том, чтобы с этими правилами и истинами проходить жизнь, то я…
– Не мудрая дева! Нет – у меня нет этого елея! – произнесла она.
Что-то похожее на грусть блеснуло в глазах, которые в одно мгновение поднялись к небу и быстро потупились. Она вздрогнула и ушла торопливо домой.
– Если не мудрая, так мудрёная! На неё откуда-то повеяло другим, нездешним духом! …Да откуда же: узнаю ли я? Непроницаема, как ночь! Ужели её молодая жизнь успела уже омрачиться. – в страхе говорил Райский, провожая её глазами.
Ответ. В отношении к человеку слово мудрый имеет значение «обладающий большим умом», а мудрёный – значение «загадочный, непонятный». В данном диалоге употреблено библейское выражение мудрая дева – из евангельской притчи о девах мудрых и неразумных. Вера не относит себя к «мудрым девам», она осознаёт, что совершает ошибку, и её мучает сознание греха (вот почему при этой реплике её глаза поднялись к небу и быстро потупились ).
12. Какую стилистическую роль играют слова с приставкой не- в данном фрагменте текста? В каком из этих слов приставка не- в современном языке уже не выделяется?
Надобно сказать, что палатские чиновники особенно отличались невзрачностью и неблагоообразием. Между такими чиновниками не мог не быть замечен и отличен Чичиков, представляя во всём совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотребленьем никаких крепких напитков. ( Н.В.Гоголь. Мёртвые души)
Приставочные образования с не- в значении противоположности участвуют в создании антитезы : Чичиков противопоставляется своим сослуживцам, причём в характеристике чиновников слова с приставкой не- называют отрицательные качества ( невзрачность, неблагообразие ), а в характеристике Чичикова – весьма положительное свойство ( неупотребление крепких напитков).
Разговор крестьянина Свирида с командиром партизанского отряда:
– Теперь эта лешачиха Злыдариха…Сказывала, припишите меня, говорит, к скотине бабой ветренянкой …
– А я про что? Я и говорю – бабкой ветренянкой животные поветрия лечить.
Разговор новобранцев – деревенских парней:
– Я так и думал, что слово ругательное.
Ответ. Народная этимология – это ложное сближение слов на основе их внешнего звукового сходства с целью осмыслить и объяснить значение непонятного слова.
Обычно народная этимология наблюдается в среде лиц, не владеющих нормами литературного языка, – в диалектах и просторечии. Встречая незнакомое слово (часто заимствованное), несведущий человек стремится установить его связь с другими, знакомыми ему словами на основе звукового сходства, делает наивную попытку освоить новое слово, сделать его понятным: окопанты (оккупанты) – окопались на нашей земле; копитал (капитал) – от слова копить (деньги) и т.п. В художественном тексте народная этимология – средство характеристики героя, человека из народа, через его речь.
14. Непаханая земля, по Словарю В.И.Даля, называлась в русских народных говорах лешая земля. С чем связано это название? Что значит упоминаемое в этом же словаре выражение лешие яблоки?
Какое отношение имеет указанное прилагательное леший к известному нам из сказок имени существительному, ср.: Там чудеса, там леший бродит,/ Русалка на ветвях сидит. (А.С.Пушкин. Руслан и Людмила)
Ответ. Имя прилагательное леший образовано от существительного лес (с//ш) и имеет исконное значение «лесной»: лешие яблоки – лесные яблоки, плоды дикого дерева; лешая земля – поросшая кустарником и деревьями пустошь.
Имя существительное леший в значении «лесной дух» является результатом субстантивации: леший (сущ.) ← леший (прил.). В современном разговорном языке мы часто используем этот способ образования слов: контрольная (сущ.) ← контрольная (работа); проездной (сущ.) ← проездной (билет) и т.п. Аналогичным образом на основе первоначальных словосочетаний леший дух, домовой дух, полевой дух возникли имена существительные леший, домовой, полевой. О сложных взаимоотношениях названных мифологических существ говорится в народном поверье, которое приводит В.И.Даль:
Домовой лешему ворогъ; а полевой знается съ домовымъ и съ лешимъ.
15. В старинной народной свадебной песне поётся:
а) В каких областях России – северных или южных – сделана эта запись песни? По какой черте это можно определить?
б) Какую особенность имеет местоимение 3 лица в данном тексте? Каким путём могла возникнуть такая форма?
Какая особенность происхождения всех этих слов может служить объяснением их колебаний в роде?
17. Найдите в данном отрывке стихотворения поэта-гусара Д.В.Давыдова устаревшие слова. К какой группе архаизмов они относятся?
Нет, не наезднику пристало
Петь, в креслах развалясь, лень, негу и покой…
Пусть грянет Русь военною грозой –
Я в этой песне запевало! («Ответ»)
18. Определите значение выделенного слова в отрывках из стихотворений Н.М.Языкова. Как образовано данное слово и к какой части речи относится?
19. Укажите в данном тексте форму прошедшего времени глагола, которая употреблена переносно – в значении другого времени. Какой эффект достигается таким переносом?
20. В данном фрагменте стихотворения Булата Окуджавы найдите ряд однородных членов предложения. В чём заключается особенность построения этого ряда и какова его роль в тексте?
Тусклое здесь электричество,
С крыши сочится вода.
Женщина, ваше величество,
Как вы решились сюда?
Кто вы такая? Откуда вы?!
Ах, я смешной человек!
Просто вы дверь перепутали,
21. Охарактеризуйте синтаксическое своеобразие данного фрагмента текста – характеристики бабушки, Татьяны Марковны Бережковой в романе И.А.Гончарова «Обрыв». Какой стилистический эффект достигается синтаксическими средствами?
Желает она в конце зимы, чтоб весна скорей наступила, чтоб река прошла к такому-то дню, чтоб лето было тёплое и урожайное, чтоб хлеб был в цене, а сахар дёшев, чтоб, если можно, купцы давали его даром, так же как и вино, кофе и прочее.
Любила, чтоб к ней губернатор изредка заехал с визитом, чтобы приезжее из Петербурга важное или замечательное лицо непременно побывало у ней, чтобы и вице-губернаторша подошла, а не она к ней, после обедни в церкви поздороваться, чтоб, когда едет по городу, ни один встречный не проехал и не прошёл, не поклоняясь ей, чтобы купцы засуетились и бросили прочих покупателей, когда она явится в лавку, чтоб никогда никто не сказал о ней дурного слова, чтобы дома все её слушались, чтоб кучера никогда не курили трубки ночью, особенно на сеновале, и чтоб Тараска не напивался пьян, даже когда они могли бы делать это так, чтобы она не узнала. ( И.А.Гончаров. Обрыв)
Характеристика бабушки даётся в форме громоздкой синтаксической структуры: перед нами два сложноподчинённых предложения, в составе которых представлено нагнетание однородных придаточных изъяснительных с союзом чтобы/чтоб (6 однородных придаточных в первом предложении и 9 – во втором). Главная часть каждого из этих предложений максимально сжата, а зависимые части распространены и осложнены, иногда имеют при себе придаточные второй степени. Второе предложение (с неполной главной частью, состоящей только из одного слова любила ) является как бы подхватом, продолжением первого предложения: пауза между ними сделана лишь для того, чтобы перевести дух в пространном перечислении всех желаний Татьяны Марковны.
Используя приём нагромождения придаточных, автор не только стремится к исчерпывающей характеристике бабушки, но и вносит в текст нотку доброго юмора, с которым он относится к своей героине.