укажите в каком периоде лихорадки пациенту показаны физические методы охлаждения
Неотложная помощь при повышении температуры тела
Ежедневно в службу неотложной медицинской помощи Тюменского района поступает несколько десятков обращений, и 8-10% из них составляют вызовы по поводу высокой температуры.
Гипертермия (повышение температуры тела) является защитной реакцией организма, особенно на ранних стадиях острых респираторных заболеваний. В соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), жаропонижающую терапию следует проводить при температуре тела выше 38.5° С.
Выделяют два вида гипертермии: «красная» и «бледная». «Красная» встречается чаще. При ней кожные покровы умеренно покрасневшие, теплые и влажные на ощупь, конечности также теплые, поведение больного обычное и несмотря на повышение температуры до высоких цифр, отмечается положительный эффект от жаропонижающих препаратов.
При «бледной» гипертермии кожа бледная, «мраморная», конечности холодные на ощупь. У человека может наблюдаться нарушение поведения – безучастность, вялость, возможны возбуждение, бред и судороги. Больной ощущает холод, у него появляется озноб. Отмечается слабый эффект от жаропонижающих препаратов.
При «красной» лихорадке рекомендуется проведение следующих мероприятий:
уложить больного в постель и максимально раздеть,
обеспечить приток свежего воздуха, но не допускать сквозняков,
давать больному достаточное количество жидкости. Если больной самостоятельно не пьёт, необходимо давать ему жидкость часто и в малых объёмах,
не заставлять есть,
использовать физические методы охлаждения: прохладная мокрая повязка на лоб; при температуре тела выше 39°С производить обтирание губкой, смоченной в воде, с температурой 30-32°С в течение получаса.
При «бледной» гипертермии:
больного одеть, чтобы кожные покровы были теплыми,
ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОХЛАЖДЕНИЯ НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ,
дать жаропонижающее средство в возрастной дозе, одновременно с жаропонижающими средствами дать сосудорасширяющий препарат (в возрастной дозе),
Температуру тела измерять каждые 30 минут. После понижения температуры тела до 37.5° лечебные гипертермические мероприятия прекращаются, так как в дальнейшем температура может понижаться без дополнительных вмешательств.
Если на фоне повышенной температуры тела отмечаются другие симптомы:
сыпь на теле, особенно, на ягодицах и ногах,
выраженный кашель с одышкой,
сильные боли в горле (невозможность открыть рот),
судороги, потеря сознания,
необходимо срочно вызвать бригаду СМП. Со 03, с 103.
Лихорадка у детей
Лихорадка (гипертермия) – защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на действие патогенных раздражителей, при которой перестройка процессов терморегуляции приводит к повышению температуры тела. При этом в результате гипертермии активируются процессы иммунного ответа. Повышенная температура тела может сохраняться в течение нескольких часов, дней, месяцев, лет (эфемерная, острая, подострая, хроническая лихорадка). По степени повышения температуры различают лихорадку: субфебрильную – 37,2-38,0ºС, фебрильную – 38,1-39ºС, пиретическую – 39-41ºС и гиперпиретическую – 41-42ºС.
Основной причиной лихорадки у детей являются инфекционные заболевания. С практической точки зрения выделяют лихорадку, возникающую в результате воспаления (при инфекционных и неинфекционных воспалительных заболеваниях) и “невоспалительные” гипертермии. Повышение температуры тела инфекционного генеза развивается в ответ на воздействие вирусов и бактерий, продуктов их распада (липосахаридов, белковых веществ, нуклеиновых кислот и др.). Температура тела может повышаться при неинфекционных воспалительных болезнях иммунопатологического генеза (диффузные болезни соединительной ткани, геморрагический васкулит) или резорбционного происхождения (ушиб, сдавление, разрез, ожог, некроз, асептическое воспаление, гемолиз).
Механизм “невоспалительных” лихорадок различен:
Клиническая диагностика.
II.2. Гипертермический синдром – патологический процесс на фоне длительно удерживающейся лихорадки, приводящей к срыву компенсаторных возможностей терморегуляции и полиорганным, микроциркуляторным и дисметаболическим расстройствам. При высокой температуре (39-40˚С) потребление кислорода не обеспечивает возрастающие тканевые потребности, что приводит к развитию гипоксии, ацидоза и кетоза, эндотоксикоза; возникает угроза истощения энергетических ресурсов, что наиболее опасно для нервной системы и функции миокарда. В ряде случаев гипертермический синдром развивается вследствие тяжелой вододефицитной дегидратации, гипертиреоидного криза или под влиянием некоторых лекарств
Лечебная тактика врача при повышении температуры, состоит в решении двух вопросов:
Показания для назначения жаропонижающих препаратов:
Жаропонижающие средства (по данным ВОЗ) следует применять тогда, когда аксилярная температура у ребенка превышает 38,5˚С. ВОЗ рекомендовано использовать у детей при ОРИ парацетамол и ибупрофен в качестве эффективных и безопасных средств.
Необходимо снижать температуру тела 38˚С и выше в следующих ситуациях:
Неотложная помощь:
При “красной” гипертермии:
Внимание! Однократное применение физических методов охлаждения не следует продолжать более 30-40 минут. Недопустимо резкое снижение температуры тела из-за возможности развития коллапса.
— 2,5% раствор прометазина (пипольфена) 0,1-0,15 мл/год (0,5-1,0 мг/кг), но не более 1,0 мл или 1% раствор дифенгидрамина (димедрола) из расчета 0,1 мл/год (0,1 мг/кг).
Примечание. Для купирования гипертермии можно использовать раствор вольтарена или диклофенака (в 1 мл – 25 мг акт. вещества) 0,5 мл/год (1мг/кг) в/мышечно, но не более 3,0 мл.
При “белой” гипертермии:
— 2,5% раствор прометазина (пипольфена) 0,1-0,15 мл/год или 1%р-р димедрола – 0,1 мл/год,
Внимание! При лихорадке температура тела контролируется каждые 30-60 мин. и после ее снижения до 37,5˚С лечебные гипотермические мероприятия прекращают, так как она может снизиться самостоятельно без дополнительных вмешательств.
Тест с ответами по «Сестринскому делу» Часть 2
204. Частота пульса при брадикардии
1) менее 40 ударов в одну минуту;
2) менее 45 ударов в одну минуту;
3) менее 50 ударов в одну минуту;
4) менее 55 ударов в одну минуту;
5) менее 60 ударов в одну минуту.
205. Укажите нормальную частоту пульса взрослого пациента за одну минуту
1) 40 — 50;
2) 60 — 80;
3) 70 — 90;
4) 50 — 70;
5) 90 — 100.
206. Если пульс у тяжелобольного не определяется на лучевой артерии, то медсестра обязана попробовать определить его на артерии
1) тыла стопы;
2) подколенной;
3) сонной;
4) височной;
5) локтевой.
207. Напряжение пульса зависит
1) от величины сердечного выброса;
2) от артериального давления;
3) от общего количества циркулирующей крови;
4) от частоты сердечных сокращений;
5) от возраста пациента.
208. Какими пальцами пальпируют пульсирующую лучевую артерию при исследовании пульса?
1) первым пальцем;
2) первым и вторым;
3) вторым и третьим;
4) вторым, третьим, четвертым;
5) вторым, третьим, четвертым и пятым.
209. Выберете одно из свойств пульса
1) напряжение;
2) гипотония;
3) тахипноэ;
4) атония;
5) дистония.
210. Определите, что не относится к свойствам пульса
1) глубина;
2) частота;
3) ритм;
4) наполнение;
5) напряжение.
211. По величине пульс бывает
1) большим;
2) полным;
3) пустым;
4) твёрдым;
5) мягким.
212. Дефицит пульса возникает при
1) тахикардии;
2) снижении АД;
3) мерцательной аритмии;
4) повышении АД;
5) брадикардии.
213. По наполнению пульс различают
1) ритмичный, аритмичный;
2) скорый, медленный;
3) полный, пустой;
4) твердый, мягкий;
5) правильный, не правильный.
214. Наиболее взаимосвязаны свойства пульса
1) напряжение и наполнение;
2) напряжение и ритм;
3) частота и ритм;
4) скорость и частота;
5) наполнение и ритм.
215. Пульс ритмичный у взрослого пациента определяют
1) за одну минуту;
2) за 30 секунд, умножая результат на два;
3) за 15 секунд, умножая результат на четыре;
4) за 10 секунд, умножая результат на шесть;
5) за 6 секунд, умножая результат на десять.
216. Пульс аритмичный у взрослого пациента определяют
1) за одну минуту;
2) за 30 секунд, умножая результат на два;
3) за 15 секунд, умножая результат на четыре;
4) за 10 секунд, умножая результат на шесть;
5) за 6 секунд, умножая результат на десять.
217. По напряжению пульс различают
1) ритмичный, аритмичный;
2) скорый, медленный;
3) полный, пустой;
4) твердый, мягкий;
5) тоничный, атоничный.
218. Места определения пульса все, кроме
1) сонной артерии;
2) височной артерии;
3) лучевой артерии;
4) брюшной аорты;
5) артерии тыла стопы.
219. Какое условие обязательно должно быть соблюдено перед стандартным измерением артериального давления
1) через 1-2 часа после еды;
2) через 1 час после курения;
3) через 1 час после приема кофе;
4) через 2 часа после водных процедур;
5) все выше перечисленные.
220. При измерении артериального давления медсестра услышала появление тонов Короткова (систолическое давление), а диастолическое определить не смогла. В чём причина?
1) слишком мало воздуха в манжете;
2) слишком плотно прижата головка фонендоскопа к плечевой артерии;
3) слишком много воздуха в манжете;
4) слишком быстро выпущен воздух из манжеты;
5) несоответствие размера манжеты и окружности плеча.
221. Стандартное измерение артериального давления проводят
1) через 1-2 часа после еды;
2) через 1 час после курения;
3) через 1 час после приема кофе;
4) после 10 минутного отдыха;
5) всё перечисленное верно.
222. Измерение артериального давления проводится
1) только сидя и лежа;
2) только лёжа;
3) сидя, лёжа, стоя;
4) только стоя;
5) нет правильного ответа.
223. Разность между систолическим и диастолическим артериальным давлением называется
1) максимальным артериальным давлением;
2) минимальным артериальным давлением;
3) пульсовым давлением;
4) дефицитом пульса;
5) рабочим давлением.
224. О каком показателе артериального давления мы можем судить при исчезновении тонов Короткова над плечевой артерией?
1) пульсовое давление;
2) диастолическое давление;
3) систолическое давление;
4) артериальное давление;
5) рабочее давление.
225. О каком показателе артериального давления мы можем судить при появлении тонов Короткова над плечевой артерией?
1) пульсовое;
2) диастолическое;
3) систолическое;
4) артериальное;
5) рабочее.
226. Какое оборудование используют для измерения артериального давления?
1) тонометр;
2) термометр;
3) динамометр;
4) спирометр;
5) фонендоскоп.
227. Каким прибором выслушиваются тоны на плечевой артерии при измерении артериального давления?
1) пальпируются пальцами;
2) фонендоскопом;
3) тонометром;
4) пикфлоуметром;
5) термометром.
228. Выберите правильное утверждение. Манжету прибора для измерения артериального давления необходимо закреплять
1) чтобы между манжеткой и плечом не проходило ни одного пальца;
2) чтобы между манжеткой и плечом проходило 2 пальца;
3) чтобы между манжеткой и плечом проходил 1 палец;
4) манжетка туго должна обхватывать плечо;
5) не имеет значения.
229. Каково правильное положение руки больного при измерении артериального давления
1) согнута в локтевом суставе, ладонью вверх;
2) согнута в локтевом суставе, ладонью вниз;
3) разогнута в локтевом суставе ладонью вниз;
4) разогнута в локтевом суставе ладонью вверх;
5) рука опущена вниз.
230. Во время первого визита пациента измерять АД необходимо
1) 1 раз на одной руке;
2) 2 раза на одной руке;
3) 3 раза на одной руке;
4) 1 раз на обеих руках;
5) 3 раза на обеих руках.
231. К параметрам, определяющим величину артериального давления, относят
1) сила сокращений сердца;
2) частота сокращений сердца;
3) тонус стенки артерий;
4) от физической нагрузки;
5) возраст пациента.
232. Нормальные цифры систолического артериального давления по классификации ВОЗ (мм.рт. ст.)
1) 120 — 130;
2) 120 — 129;
3) 100 — 110;
4) 70 — 80;
5) 40 — 50.
233. Нормальные цифры диастолического артериального давления по классификации ВОЗ (мм.рт. ст.)
1) 120 — 130;
2) 110 — 120;
3) 100 — 110;
4) 80 — 84;
5) 40 — 50.
234. У пациента артериальное давление 150/100 мм рт.ст. Как называется состояние?
1) гипертермией;
2) аритмией;
3) гипертензией;
4) гипотензией;
5) нормотензией.
235. У пациента артериальное давление 80/50 мм рт.ст. Как называется состояние?
1) гипертермией;
2) аритмией;
3) гипертензией;
4) гипотензией;
5) нормотензией.
236. Частоту дыхания у взрослого пациента определяют
1) за одну минуту;
2) за 30 сек., умножая результат на два;
3) за 15 сек., умножая результат на четыре;
4) за 10 сек., умножая результат на шесть;
5) за 6 сек., умножая результат на десять;
237. По характеру одышка бывает
1) инспираторная;
2) экспираторная;
3) смешанная;
4) физиологическая;
5) всё перечисленное верно.
238. Одышка при затрудненном вдохе называется
1) смешанная;
2) периодического дыхания;
3) инспираторная;
4) экспираторная;
5) патологическая.
239. Инспираторную одышку характеризует
1) затруднение на вдохе;
2) кашель с большим количеством пенистой мокроты;
3) затруднение на выдохе;
4) затруднение на вдохе и выдохе;
5) кашель с трудноотделяемой мокротой.
240. Одышка при затрудненном выдохе называется
1) смешанная;
2) периодического дыхания;
3) инспираторная;
4) экспираторная;
5) патологическая.
241. Экспираторную одышку характеризует
1) затруднение на вдохе;
2) кашель с большим количеством пенистой мокроты;
3) затруднение на выдохе;
4) затруднение на вдохе и выдохе;
5) кашель с трудноотделяемой мокротой.
242. Назовите нормальную частоту дыхания взрослого пациента за одну минуту
1) 30-36;
2) 24-28;
3) 20-24;
4) 16-20;
5) 10-16.
243. При подсчёте частоты дыхательных движений учитывается только количество
1) вдохов;
2) выдохов;
3) задержки на вдохе;
4) задержки на выдохе.
244. При сборе мочи для определения суточного диуреза
1) собирают мочу за любые 24 часа;
2) собирают мочу с момента пробуждения пациента и до восьми утра следующего дня;
3) в восемь часов утра пациент мочится в унитаз, затем до восьми утра следующего дня всю мочу собирают в ёмкость;
4) собирают мочу каждые три часа, всего восемь порций;
5) собирают мочу за 12 часов, умножают полученный объём на два.
245. Плевральную пункцию проводят с целью
1) разъединение плевральных сращений;
2) отсасывание мокроты из бронхов;
3) уменьшение болевого синдрома;
4) удаление жидкости с плевральной полости;
5) удаления инородного тела из плевральной полости.
246. Акроцианоз – это синюшность
1) губ;
2) губ и кончика носа;
3) губ и кончика носа, пальцев рук;
4) губ и кончика носа, пальцев рук и ног;
5) губ и кончика носа, пальцев рук и ног, ушных раковин.
247. Скопление жидкости в брюшной полости это
1) анасарка;
2) гидроторакс;
3) асцит;
4) гидроперикардит;
5) пастозность.
248. Распространенные отеки подкожной клетчатки по всему телу – это
1) асцит;
2) гидроперикардит;
3) анасарка;
4) гидроторакс;
5) пастозность.
249. Медсестра может определить наличие наружных отеков у пациента методом
1) взвешивания;
2) пальпации голеней;
3) измерения суточного диуреза;
4) общего осмотра внешнего вида;
5) пальпации кистей рук.
250. При определении массы тела следует соблюдать условия все, кроме
1) натощак;
2) после опорожнения мочевого пузыря;
3) после опорожнения кишечника;
4) в одной и той же одежде;
5) после водных процедур.
251. Скопление жидкости в плевральной полости это
1) анасарка;
2) гидроторакс;
3) асцит;
4) гидроперикардит;
5) пастозность.
252. Как называется соотношение между суточным диурезом и введенной в организм жидкости за сутки
1) суточный диурез;
2) водный баланс;
3) дизурия;
4) олигоурия;
5) индекс массы тела.
253. Антропометрия включает измерение всех перечисленных параметров, кроме
1) роста;
2) веса;
3) силы;
4) окружности грудной клетки;
5) окружности головы.
254. В температурном листе фиксируются следующие показатели
1) графическое изображение температуры;
2) графическое изображение частоты дыхания;
3) графическое изображение массы тела;
4) графическое изображение артериального давления;
5) всё перечисленное.
255. При субфебрильной лихорадке температура тела повышается до цифр
1) 37,5°C;
2) 38°C;
3) 38,5°C;
4) 39°C;
5) 37°C.
256. Укажите, в каком периоде лихорадки пациенту показаны физические методы охлаждения
1) в период повышения температуры;
2) в период стояния температуры на высоких цифрах;
3) в период литического падения температуры;
4) в период критического падения температуры;
5) не имеет значения.
257. Укажите зависимое сестринское вмешательство при острых лихорадочных состояниях
1) смена нательного и постельного белья;
2) обильное питье;
3) применение пузыря со льдом;
4) применение грелки;
5) парентеральное введение жаропонижающих средств.
258. При фебрильной лихорадке температура тела повышается до
1) 38°C;
2) 39°C;
3) 40°C;
4) 41°C;
5) 37,5°C.
259. Определите, для какого периода лихорадки характерно данное состояние пациента – бледность, «гусиная кожа», озноб, мышечная дрожь, отсутствие потоотделения
1) для критического снижения температуры тела;
2) для литического снижения температуры тела;
3) для стадии подъема температуры тела;
4) для стадии стояния температуры тела на высоких цифрах;
5) при снижении температуры тела ниже нормы.
260. Укажите независимое сестринское вмешательство при литическом снижении температуры
1) согревание больного;
2) смена нательного и постельного белья;
3) применение пузыря со льдом;
4) парентеральное введение жаропонижающих средств;
5) придание положения больного с приподнятым ножным концом.
261. Выберите, что необходимо сделать медицинской сестре при уходе за пациентом в первом периоде лихорадки
1) раскрыть пациента;
2) дать холодное питье;
3) приложить холод к голове;
4) дать горячее питье, укрыть пациента;
5) накормить пациента.
262. Выберите, что необходимо сделать медицинской сестре при уходе за пациентом во втором периоде лихорадки
1) дать горячее питье;
2) поставить горчичники на грудную клетку;
3) дать обильное прохладное питье;
4) обложить грелками;
5) укрыть одеялом.
263. Выберете, что относится к физическим методам охлаждения
1) горячие ножные ванны;
2) согревающий компресс;
3) теплое питье;
4) холодный компресс на крупные сосуды;
5) парентеральное введение жаропонижающих средств.
264. Какая первая помощь необходима при критическом снижении температуры
1) горчичники на грудную клетку;
2) холодный компресс на голову;
3) обильное прохладное питье;
4) обложить грелками, горячий крепкий чай, кофе;
5) раскрыть пациента.
265. Укажите состояние, которое может возникнуть при критическом снижении температуры тела
1) нарушение ритма;
2) резкое падение АД;
3) резкий подъем АД;
4) нарушение мочеиспускания;
5) боль в животе.
266. Перед измерением температуры тела подмышечную впадину следует
1) осмотреть и насухо вытереть;
2) обмыть водой и вытереть;
3) протереть спиртом;
4) только осмотреть;
5) протереть любым кожным антисептиком.
267. В период критического падения температуры необходимо
1) приподнять ножной конец кровати;
2) обложить грелками, укрыть больного;
3) дать крепкий сладкий чай или кофе;
4) контроль пульса и АД;
5) всё перечисленное верно.
268. Температура тела при гиперпиретической лихорадке повышается
1) выше 41°C;
2) 40 — 41°C;
3) 39 — 40°C;
4) 38 — 39°C;
5) 37 — 38°C.
269. В норме температура тела человека изменяется в течение дня на
1) 1 — 1,5°C;
2) 0,8 — 1°C;
3) 0,5 — 0,8°C;
4) 0,3 — 0,8°C;
5) 0,1 — 0,3°C.
270. Укажите кратность измерений температуры тела пациента в стационаре в течение дня
1) 4 раза в день;
2) 3 раза в день;
3) 2 раза в день;
4) 1 раз в день;
5) столько, сколько необходимо.
271. Максимальная (летальная) температура тела, при которой наступает смерть
1) 40,5°C;
2) 41°C;
3) 41,5°C;
4) 42°C;
5) 42,5°C.
272. В развитии лихорадки различают следующее количество периодов
1) пять периодов;
2) четыре периода;
3) три периода;
4) два периода;
5) один период.
273. На сколько ударов в минуту увеличивается частота пульса при повышении температуры тела на 1°C (в ударах)
1) 20;
2) 15;
3) 10;
4) 5;
5) 2.
274. Определите, для какого периода лихорадки характерно данное состояние пациента – резкая слабость, обильный холодный пот, бледность кожных покровов, нитевидный пульс и снижение АД
1) для первого периода лихорадки;
2) для литического снижения температуры;
3) для критического снижения температуры;
4) для второго периода лихорадки;
5) такое состояние может возникнуть в любом периоде лихорадки.
275. Физиологическая температура тела пациента чаще бывает ниже
1) утром;
2) в обед;
3) вечером;
4) ночью;
5) не изменяется в течение суток.
276. Выберите время измерения температуры в подмышечной впадине ртутным термометром
1) 10 минут;
2) 5 минут;
3) 7 минут;
4) 15 минут;
5) 20 минут.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.