укажите в каком произведении прообразом героини стали пермские сестры циммерман
Три сестры: возвращение в город «вроде Перми»
Первых исполнителей ролей чеховских сестер Прозоровых свели с их прототипами
Текст: Игорь Карнаухов, Пермь
Фото автора и из собрания музея им. А. А. Бахрушина.
В мультимедийном историческом парке «Россия — Моя история» открыта фотовыставка «Три сестры в губернском городе». На стендах здесь объединены около полусотни раритетных фотоснимков из фондов Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина и Пермского краеведческого музея.
Взорам пермяков предстали сцены и интерьеры декораций бессмертной драмы А. П. Чехова, игравшейся в Московском художественном театре в начале XX века. Портретную галерею составили лица персонажей, которых воплотили неповторимые исполнители: Константин Станиславский (Вершинин), Василий Качалов (Тузенбах), Ольга Книппер-Чехова (Маша), Василий Лужский (Андрей Прозоров) и иные легендарные актеры. В основном это образы героев, запечатленные в 1901-м (год премьеры), есть фотографии, относящиеся и к 1916 году.
…Что действие «Трех сестер» происходит «в провинциальном городе вроде Перми», Антон Павлович сам сообщил в письме А. М. Горькому от 16 октября 1900 года. Это через десять с лишним лет после первого посещения классиком Перми, случившегося в апреле 1890 года во время путешествия на Сахалин.
По наиболее распространенной версии, прототипами семейства Прозоровых явились пермские сестры Циммерман: Оттилия, Маргарита и Эвелина, дочери статского советника, врача Владимира Циммермана, — основательницы и педагоги первой частной гимназии в административном центре губернии. Кстати, сами они преподавали иностранные языки, — вспомним разговор о пользе и бесполезности знаний и изучения чужого языка в начале пьесы, — а также русский.
Версия выглядит еще более предпочтительно, если узнать, что в библиотеке их гимназии наличествовали книги с собственноручными автографами Чехова, до нас не дошедшие. Оттилия Циммерман, старшая из сестер и директор гимназии, вообще состояла в переписке с рядом видных деятелей отечественной культуры и среди них — со Львом Толстым.
После Октябрьской революции судьба ее сложилась трагично. Сестры Циммерман не приняли новой власти, а Оттилия Владимировна активно агитировала против большевиков и делом оказала содействие режиму Колчака. Немудрено, что после утверждения в городе советской власти к ней возникли вопросы у ЧК. В декабре 1920 года дама скончалась в тюремной больнице от последствий воспаления легких на фоне гриппа и сердечной недостаточности.
Две сестры Циммерман похоронены на старинном Егошихинском кладбище города. В наши дни там создана «тропа трех сестер». Сведения о судьбе Эвелины Владимировны скудны; предположительно, она уехала. в Москву, где, вероятно, и упокоилась.
Антон Павлович Чехов во второй раз побывал в наших краях в июне 1902 года, когда принял приглашение Саввы Морозова приехать в поселок Всеволодо-Вильва, где местной школе присвоили имя писателя — при его жизни. Фото дорогого гостя популярного предпринимателя, запечатлевшее довольного прозаика во время этого вояжа непосредственно в морозовском имении, также демонстрируется на пермском Речном вокзале.
«Три сестры в губернском городе» окончат работу в феврале 2020 года.
Дань памяти или вновь отречемся от старого мира
(О сестрах Циммерман)
О.А. Мельчакова, начальник сектора информации
и научного использования документов
8 декабря 2008 года в Перми состоялось открытие мемориальной доски сестрам Циммерман. Только в последнее десятилетие у пермских краеведов появилась возможность говорить о семье этих просветителей, и в сознании пермяков укрепилась красивая легенда о прообразе чеховских трех сестер.
Инженер Циммерман принимал участие в строительстве Егошихинского завода.
А.П. Чехов знал семью Циммерман. Одна из сестер училась с сестрой Чехова. Он сам дважды бывал в Перми. И в одном из писем писал, что сестры пьесы проживают «в губернском городе вроде Перми». Некоторые исследователи даже видят сходство с чеховскими героинями в первых буквах имен сестер. Хотя литературные и реальные сестры, безусловно, разные. Такая красивая легенда только украшает нашу историю.
Другая красивая история связана с именем Л.Н. Толстого, которому Оттилия Циммерман написала письмо о падении нравов среди молодежи.
Среди выпускников гимназии Циммерман такие известные люди, как, например, профессор-отоларинголог С.И. Шумский, профессор психиатрии Г.Я. Голшмидт, основатель Пермского общества врачей физиотерапевтов А.А. Кюнцель, основатель Пермской художественной галереи Н.Н. Серебренников.
Среди воспоминаний учащихся гимназии, хочется отметить такой случай. Чтобы юный Н. Серебренников не был мобилизован в армию сначала Колчака, а, позднее в Красную армию, сестры вновь приняли в выпускной класс подростка, уже окончившего гимназию и, таким образом, он учился в старшем классе два года, что спасло его от кровавой бойни гражданской войны. Этот случай подчеркивает заботу учительниц о своих подопечных. В годы гражданской войны сестры собирали средства в помощь раненым Колчаковской армии, для чего устраивали концерты, лотереи, собрания и даже открыли маленький госпиталь на несколько коек. Они не приняли Советской власти, их судьбы сложились трагически. Эвелине удалось уехать в Москву, но больше о ней ничего не известно. Маргарита служила сторожем в лютеранской кирхе. Но самая большая трагедия постигла Оттилию.
На открытии мемориальной доски сестрам Циммерман присутствовали учащиеся медико-фармацевтического училища, журналисты, педагоги, архивисты, священнослужители. Девочки читали стихи Оттилии Циммерман, где она говорит о природе и необходимости помощи раненым воинам армии Колчака (надо признать в литературном отношении больше чем посредственные) и замечательные воспоминания о Маргарите. Много говорилось о педагогических успехах сестер, об их доброте. И организаторы этого мероприятия, конечно же, хотели воспитать доброту у молодежи. Но правильно ли вели себя взрослые? Как всегда говорилась полуправда, если, конечно, такая бывает. Говорилось о зверствах большевиков, я тоже этого не отрицаю. Оттилия умерла в 57 лет в большевистской тюрьме от воспаления легких и слабости сердца. Заметим, ее не расстреляли большевики, хотя бывало и такое. Но когда Пермь заняли отряды армии Колчака, сочувствующих советской власти тоже расстреливали, и именно колчаковская газета отмечает, что трупы валяются на улицах и не убираются. Армия Колчака не имела поддержки среди народа и проиграла борьбу. В документах Оттилии не предъявлено обвинение, за что она была арестована, и наивным учащимся было объявлено, что за стихи. Но ведь Оттилия Циммерман вовсе не была эмоциональной барышенькой, пишущей стишки. Она открыто выступала против большевиков, на собраниях призывала к борьбе с ними, она была их врагом, была членом буржуазной партии и этого не скрывала. Полуправда принижает образ одной из сестер.
Опубликовано:
Сборник «Совет ветеранов» № 3.
Оттилия Владимировна фон Циммерман (1863-12.1920)
Маргарита Владимировна фон Циммерман (?-1934)
Эвелина Владимировна Генних (фон Циммерман) (?-?)
Циммерман Оттилия Владимировна (родилась в 1863 г. в Перми, умерла в декабре 1920 г. в Перми) – школьный педагог (учительница французского языка).
Циммерман Маргарита Владимировна (родилась в Перми, умерла в 1934 г. в Перми) – школьный педагог (учительница немецкого и русского языка).
Циммерман (в замужестве – Генних) Эвелина Владимировна (родилась в Перми, умерла, предположительно, в Москве) – школьный педагог (учительница немецкого языка).
Сёстры фон Циммерман – учредительницы и педагоги первой частной школы Перми (1886). По легенде, прототипы «Трёх сестёр» А. П. Чехова: Ольги, Марии и Ирины Прозоровых.
Оттилия, Маргарита и Эвелина родились в семье действительного статского советника Владимира Ивановича фон Циммермана, старшего врача Александровской больницы. Кроме них, у Владимира Ивановича было ещё две дочери.
Все сёстры окончили Мариинскую женскую гимназию, Оттилия – с большой золотой медалью, а Маргарита – с серебряной. Также они успешно прошли обучение в педагогических классах при гимназии.
Инициатором создания частной начальной школы выступила младшая сестра Эвелина, очень красивая, энергичная и деятельная женщина. Официальное открытие школы состоялось 22 сентября 1886 г. Эвелина Владимировна стала её содержательницей и первым директором, её сёстры – преподавателями русского и иностранных языков.
Через год после открытия Эвелина Генних по семейным обстоятельствам была вынуждена оставить школу, пост директора заняла старшая сестра Оттилия. По воспоминаниям учеников, «она отличалась замкнутым характером, суровыми и простыми привычками, в душе же своей была сентиментальна… Она была высокая, безусловно, красивая женщина со строгими чертами лица и твёрдым характером… Она отличалась всегда аккуратностью и простотой костюма, строгостью внешнего вида…» Оттилия Владимировна свободно говорила по-французски и преподавала этот язык.
Средняя из трёх сестёр Циммерман, Маргарита Владимировна, была учительницей немецкого языка. Её племянник и ученик А. А. Кюнцель так вспоминает о ней: «чрезвычайно добрая, простая и человеколюбивая женщина. Я не помню, чтобы когда-либо видел её сердитой, всегда отзывчивая и скромная она завоёвывала доверие окружающих».
Все свои сбережения и труды сёстры вкладывали в гимназию. И не зря. Постепенно начальная школа переросла в прогимназию и гимназию: в 1903 г. школа была преобразована в мужскую частную прогимназию с правительственной программой, в 1907 г. прогимназия получила статус мужской частной гимназии с государственной программой. В это же время в качестве преподавательницы немецкого языка вернулась Эвелина Владимировна.
Учебное заведение сестёр Циммерман поэтапно расширялось, становилось всё более популярным, повышался его статус, менялись и его адреса. Почти четверть века школа располагалась на ул. Пермской, сначала в доме № 50, затем № 82. А учебный сезон 1907 г. обновлённая гимназия открыла в каменном двухэтажном особняке Турчаниновой на углу улиц Вознесенской (сейчас ул. Луначарского) и Соликамской (сейчас ул. М. Горького). Образовательное учреждение располагается в этом здании до сих пор, теперь здесь медико-фармацевтическое училище.
Финансовое обеспечение частного заведения состояло из платы родителей учеников и средств, которые ежегодно жертвовали сами основательницы, но этого было недостаточно для его достойного содержания. Поэтому почётным попечителем гимназии стал Николай Васильевич Мешков, известный на всю Россию пароходчик-миллионщик и меценат. Со временем удалось получить субсидии также от городской Думы и земства.
Тяжёлые времена для гимназии сестёр Циммерман настали после Февральской революции. В 1917 г. попечительный совет возбудил ходатайство перед городской Думой «о признании гимназии за учебное заведение, содержимое на средства общественных учреждений и пожертвованные капиталы», сохранив за гимназией её прежнее название в память заслуг перед городом её учредительниц. Вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях культурно-просветительной комиссии при Думе, но окончательное решение было принято в годы гражданской войны, когда белые войска заняли город. На одном из последних заседаний Пермской городской Думы 5 марта 1919 г. семья Циммерман передала гимназию городу.
За 33 года своего существования гимназия выпустила целую плеяду прекрасных людей, впоследствии составивших гордость Прикамья. Среди её выпускников: профессор-оториноларинголог Сигизмунд Игнатьевич Шумский, профессор-психиатр Константин Львович Голшмидт, основатель Пермского общества врачей-физиотерапевтов Александр Александрович Кюнцель, директор Пермской художественной галереи Николай Николаевич Серебренников, организатор и первый председатель Пермского Союза рабочей молодежи Константин Павлович Матвеев.
Во время гражданской войны симпатии сестёр Циммерман были на стороне Белого движения. Они собирали средства в помощь раненым Колчаковской армии, для чего устраивали концерты, лотереи, собрания и даже открыли маленький госпиталь на несколько коек. Оттилия, Маргарита и Эмилия Циммерман не приняли Советской власти и их дальнейшие судьбы сложились трагически.
В сентябре 1920 г. Оттилия Владимировна была арестована по постановлению губернской ЧК. Причина ареста осталась неизвестной — в сохранившемся перечне заключённых графа «обвинение» напротив её имени не заполнена. Можно только догадываться, что, скорее всего, поводом для репрессий было её поведение при Колчаке. Оттилия Владимировна открыто выступала против большевиков, на собраниях призывала к борьбе с ними, она была членом буржуазной партии и не скрывала этого. В декабре того же года О. В. Циммерман скончалась в тюремной больнице от гриппа, осложнённого воспалением правого лёгкого и слабостью сердца, и была похоронена на Егошихинском кладбище в общей могиле арестантов.
После ареста своей старшей сестры Маргарита Владимировна поселилась в доме её ученика Владимира Попова и занималась воспитанием его детей, а в последние годы работала сторожем в лютеранской кирхе. Умерла М. В. Циммерман в 1934 г. от воспаления лёгких и похоронена на Егошихинском кладбище.
О судьбе Эвелины Владимировны после революции 1917 г. известно очень мало. Предположительно, после ареста сестры Оттилии она уехала в Москву к детям (у неё было пять сыновей и две дочери).
5 октября 2006 г. на лютеранском участке Егошихинского кладбища открыт памятник трём сёстрам Циммерман. В декабре 2008 г. на здании, в котором находилась основанная ими частная мужская гимназия (сейчас – ул. М. Горького д. 37), установлена мемориальная доска.
—>
Мы предлагаем
Издательством «Книжный мир» выпущена книга известного журналиста и краеведа Владимира Гладышева «Чехов и Пермь. Легенда о трех сестрах». Объем 176 стр. с илл. Тираж — 1100 экз.
Наполнение популярного литературного мифа о пермских трех сестрах происходит буквально на наших глазах. А скептикам, которые встретятся (такие скучные люди всегда появляются на пути зачинателей необычного дела) — полезно помнить: легенда родилась не на пустом месте.
Книга-путеводитель, а также экскурсия по чеховским местам Перми включают немало интересного и познавательного для жителей и гостей города.
Это гостиница (номера) Дворянского собрания, бульвар, загородный сад с ротондой, ул. Сибирская, дом губернатора, Мотовилихинские (Пермские) пушечные заводы, здание почты, Курьинские дачи, дом-теремок на ул. Вознесенской, а также Всеволодо-Вильвенский завод.
Это пермские типы, в описании А. Чехова. Чего стоят меткие высказывания «Здешние люди внушают приезжему нечто вроде ужаса. Скуластые, лобастые, широкоплечие, с маленькими глазами, с громадными кулачищами. Родятся они на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствует не акушер, а механик».
Это городской театр (театр оперы и балета), театры драмы, «У моста» и ТЮЗ (дом Любимовой), в которых «ожили», заговорили и запели герои чеховской пьесы.
Это символическая «тропа трех сестер», посвященная замечательным просветительницам сестрам Циммерман, которых литературная легенда вывела в прототипов чеховской пьесы. (Парк памяти — Егошихинское кладбище)…
Тема «По чеховским местам Урала» — из разряда имиджеобразующих. Как, впрочем, и все, связанное с именем великого писателя. Ученые уже пишут о том, что тени трех сестер стали неотъемлемой принадлежностью пермского ландшафта. «Чеховская драма уже стала фактически для Перми инстанцией… Ермаком и Чеховым Пермь высказывается о себе так же, как пермским звериным стилем, «Башней смерти», Камой и камским мостом» (В.В. Абашев, доктор филологии).
«Легенда о трех сестрах в настоящее время стала частью культурной жизни Перми… Чехов ценен нам как необыкновенно тонкий правдоискатель справедливых тенденций общественной жизни… В этой связи возникает вопрос о том, месте и значении, которое имели его поездки в Пермь и на восток страны» (В.Л. Семенов, доктор философских наук).
«От одного упоминания, что у Чехова в «Трех сестрах» действие происходит в Перми, у людей возникает интерес к городу. В западном театральном мире Чехов — вторая по популярности фигура после Шекспира. Только «Трех сестер» за год появляется не меньше пяти постановок. Устройте в Перми традиционный фестиваль «Три сестры», и сюда будут приезжать театры из Штутгарта, Марселя и других городов Европы» (А.В. Королев, писатель).
Известный педагог-словесник заслуженный учитель России С.М. Иванова верит в то, что памятник чеховским «Трем сестрам» в Перми все же появится. Иванова вполне солидарна, между прочим, с пермским критиком, который в 1902 году «раздраконил» спектакль по пьесе Антона Чехова «Три сестры», показанный Товариществом русских драматических артистов в пермском театре. По горячим следам, выдав заметки сразу после спектакля, рецензент писал, что не надо ныть: ну, съезди в Москву, проветрись — и обратно, разве в провинции мало работы? Другое дело, что сестры-то чеховские мечтали вырваться из «кислой» среды, уехать от пошлых людей.
В популярном на западе путеводителе «Одинокая планета» Пермь упоминается в качестве привлекательного туристического объекта в связи с именами писателей А.П. Чехова и Б.Л. Пастернака. Рассказав об этом путеводителе в одном из газетных выступлений, директор фирмы «Евразия» Сергей Минаев добавил:
«К сожалению, в городе мало кто знает, что действие чеховской пьесы связано с нашим городом, а прообразом Юрятина является Пермь… Туристы часто спрашивают: «А где у вас музей Пастернака или мемориальная доска с его именем?» «А где дом, в котором жили три сестры?» «А почему главные библиотеки не носят их имена?».
Кое-что меняется в лучшую сторону. В поселке Всеволодо-Вильва восстановлен дом Саввы Морозова. В Перми увидела свет книга «Чехов и Пермь. Легенда о трех сестрах». Автор книги видит сверхзадачу своего исследования и в том, чтобы некие бесплотные «тени» обрели реальные, узнаваемые и воспроизводимые черты и признаки. Для того, чтобы тема стала работающей, насыщенной объектами, обязательно нужно ввести в пермский контекст мемориальные приметы, указания и «подсказки». Издание сослужит добрую службу в том, чтобы навечно «прописать» мятущихся чеховских героев на карте Перми. И не для новых мучений — а для поддержки правдоискателей новой формации.
Наш город за три века своего существования стал родным для многих искателей истины и крова — приютит и сестер Прозоровых. Перефразируя слова М. Булгакова, скажем: они заслужили беспокойную жизнь, которая заключается в работе, в служении людям нового века.
История появления
Пьеса в четырех действиях была написана Антоном Павловичем Чеховым в 1900 году. Первая публикация прошла на страницах журнала «Русская мысль» в 1901 году, тогда же она впервые появилась отдельным изданием. Известно, что произведение регулярно ставят на сцене уже более ста лет.
История создания пьесы «Три сестры» довольно проста. Чеховская драматургия, несмотря на традиционно ругаемое критиками отсутствие фабулы, пользовалась бешеным спросом и у театральных режиссеров, и у зрителей.
Каждый открывал в классических произведениях что-то свое, новый уникальный пласт. Полюбились такие произведения драматурга, как «Чайка», «Дядя Ваня», именно поэтому руководящий состав МХТ в 1900 году обратился к Чехову с просьбой написать еще одно драматическое произведение. Так мир увидели «Три сестры».
Известно, что события, отображенные на страницах книги, во многом имели место быть в реальной жизни, а отдельные персонажи стали литературными образами существующих в действительности людей.
Драматург отмечал, что написание текста далось ему нелегко, однако в результате он справился, выпустив очередной шедевр, произведение на все времена, которое по сей день не сдает позиций. Интересно, что в литературоведении популярна легенда, согласно которой прототипами сестер Прозоровых стали девушки из Перми — сестры Оттилия, Маргарита и Эвелина Циммерман, открывшие первую в городе частную школу.
Краткое содержание
Ознакомление с кратким содержанием избавит от необходимости читать пьесу полностью и поможет понять ее смысл. «Три сестры» Чехова разворачивают свое действие в губернском городе (в котором современники без труда узнавали описание Перми), доме семьи Прозоровых.
Младшей из сестер, Ирине, исполняется 20 лет. Именно поэтому ждут гостей, накрывают столы в зале. Сама девушка испытывает небывалый душевный подъем, но не может понять, в чем его причина. Ей кажется, будто она летит под парусами по бескрайней небесной глади, а рядом с ней парят в свободном полете крупные белые птицы.
Известно, что осенью семейство Прозоровых планирует переезжать в Москву. У девушек есть брат, Андрей, собирающийся поступать в университет, причем в том, что это завершится успехом, уверены все сестры. Юноша непременно получит образование и станет профессором.
Муж Маши, второй сестры, по фамилии Кулыгин, также испытывает общее настроение радости. Счастлив и Чебутыкин, врач-медик, некогда бывший влюбленным в мать девушек. Ожидает светлого будущего и поручик Тузенбах, оптимистично настроен Вершинин.
Первое действие произведения пронизано общей светлой радостью, поэтому нет ничего удивительного в том, что завершается оно на мажорной ноте — Андрей делает предложение Наташе.
Развитие сюжета
Однако во втором действии все меняется. Каждого из ключевых героев произведения ожидает разочарование, крушение надежд:
Разочарованной приезжает из гимназии Ольга. Общее настроение пессимизма передается и Вершинину, который продолжает рассуждать о счастье, но в его словах явственно звучит упаднический дух.
Даже Чебутыкин, славящийся своими каламбурами, начинает страдать от внутренней боли, раздумывать об одиночестве, которое именует «страшной штукой, но неизбежной». Очаровательная скромница Наташа на деле оказывается мещанкой, стремящейся занять в доме лидирующую позицию. Она выпроваживает гостей, чем вызывает негодование Маши.
Действие третье
Последующее развитие событий отделяет от описанного ранее срок три года. Если в первом действии перед читателем солнечный полдень, то сейчас автор в ремарках указывает, что на дворе мрачно. Да и сами события счастливыми не назовешь — звуки набата говорят о том, что случился страшный пожар, окно дома Прозоровых окрашено в красный цвет от зарева, а само жилище наполняется людьми, спасающимися от страшной стихии.
Каждый из действующих лиц по-своему переживает обрушившуюся на них трагедию:
Кулыгин пытается убедить себя в том, что он доволен, повторяя это слово несколько раз, однако именно это и доказывает — каждый из персонажей сломлен, разочарован, раздавлен жизнью и несчастлив.
Завершающие сцены
Последнее действие рисует перед читателем или зрителем картину начинающейся осени. Маша, прогуливаясь по аллее, наблюдает за перелетными птицами. Артиллерийская бригада по переводу покидает город, офицеры прощаются с Прозоровыми, делают фото на память. Везде царят скука и тишина. Андрей уверен в том, что город в скором времени опустеет.
Маша рассталась с Вершининым, несмотря на то, что некогда испытывала к нему сильные чувства. Ольга стала начальницей гимназии и смирилась с тем, что переезд в Москву остался лишь в мечтах. Ирина, мучимая этой же мыслью, приняла предложение руки и сердца от Тузенбаха.
Она готова начать новую жизнь, именно поэтому чувствует желание работать. У нее словно выросли крылья.
Кажется, что история хотя бы одной из сестер завершится благополучно, но этому было сбыться не суждено. Соленый, поклонник Ирины, вызывает Тузенбаха на дуэль и убивает его.
Батарея покидает город под звуки военного марша. История завершается словами Ольги, вопрошающей: «Зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать!».
Анализ произведения
Жанр «Три сестры» Чехов определил как драму. Произведение традиционно считается сложным для анализа, поэтому школьники чаще всего разбирают его в классе. Ведь понять авторский замысел и написать сочинение дома весьма непросто.
Центральными героинями, как следует из названия, являются Маша, Ольга и Ирина Прозоровы. Каждая из них имеет собственный характер, однако нередко литературоведы рассматривают их образы, как единое целое. Девушки живут надеждой на лучшее, искренне ждут перемен, что символизирует их стремление вырваться из родного города и переехать в Москву.
Однако суровая реальность вносит свои корректировки в перспективы Прозоровых — сестры вынуждены остаться на месте, в губернском городе, их мечты о Москве так и остаются мечтами.
Постепенно героинь начинают посещать мысли о прожитых годах, уходящей молодости, осознание того, что сил остается все меньше и изменить уже едва ли что получится. И это общее настроение разочарования в жизни и в себе царит во всех картинах пьесы. Вот почему ряд критиков считает книгу самой пессимистичной в творчестве Чехова.
Однако еще одним важнейшим персонажем, позволившим автору выразить свои идеи, является Андрей Прозоров. Не зря женские образы напрямую с ним связаны:
Именно Андрея можно назвать ключевым персонажем, носителем смысла произведения.
Характеристика главного героя
Андрей Прозоров — человек умный, образованный, но сильным назвать его невозможно, он не готов к борьбе. Ничего не делает ради того, чтобы занять столь желаемую должность профессора, предпочитая праздность. Поэтому нет ничего удивительного в том, что постепенно жизненные силы покидают его, оставляя наедине с собственным бессилием и разочарованием. Сначала — в кажущейся несправедливости обстоятельств, затем — в себе самом.
Будущее перестает казаться радужным и светлым. До Андрея доходит мысль о том, что он обречен на жалкое серое существование в стенах уездного городка, что маячившая на горизонте Москва, символ сбывшихся надежд, так и останется вдалеке, недоступной ему.
Прозоров отдаляется от сестер, залезает в долги, даже вынужден принять унизительную должность от любовника Наташи, своей жены. А меж тем именно с ним сестры связывали свои надежды на лучшую жизнь. Падение героя, его неспособность занять активную жизненную позицию сделали несчастным не только его самого, но и всю его семью. Таким образом, при анализе «Три сестры» Чехова следует отметить, что в произведении явно звучит любимая классиком тематика — человека доброго, умного и образованного, но слабого и безвольного, ставшего причиной несчастья других, пусть и не специально.
Дополнительные образы
В драматическом рассказе Чехов рисует перед читателем противопоставление Москвы и провинции, причем в буквальном смысле понимать его не стоит. Столица не означает нечто светлое сама по себе, а провинциальный городок не является воплощением всего негатива. Однако героини в своих монологах мечтают о переезде, поэтому Москва становится образом-символом, означающим возможность изменить свою жизнь, сорваться с места, будто перелетная птица, обрести свободу, подняться ввысь над серой действительностью.
Но, увы, провинция, которая символизирует отсутствие душевных сил и отказ от перемен, все же оказывается сильнее.
Вторая значимая оппозиция, которую описывают литературоведы — это противопоставления гражданских и военных персонажей. Офицеры олицетворяют собой свежую жизненную волну, это веселые и умные люди, без которых жизнь в городе станет серой и унылой. Конечно, назвать кого-либо из них совершенством, неким авторским идеалом, будет не вполне правильно, однако именно эти простые и бесхитростные герои во многом смогли добиться того, что оказалось не по силам слабой духом интеллигенции.
Именно поэтому в конце повествования они покидают уездный городишко, где отродясь не было ничего захватывающего, и отправляются в неизвестность — то ли в Польшу, то ли в Читу. Этот момент автор специально не освещает, подчеркивая, что перед теми, кому удалось соединить силу духа, образование и стремление жить, открыт весь мир.