ул первомайская могилев какой район
Ул первомайская могилев какой район
Ленинский район административная территориальная единица города Могилёва (администрация района проспект Мира, 55a). Район образован 25 декабря 1962 года. Расположен в северной части города. Граница с Октябрьским районом проходит по реке Днепр. Основные магистрали: улицы Первомайская, Крупской, Гришина, Пионерская, Челюскинцев, Космонавтов, проспект Мира.
Население района 192,1 тысячи человек. На территории района расположены ОАО «Техноприбор», заводы «Строммашина», «Могилёвтрансмаш», «Электродвигатель», «Моготекс», металлургический завод, лифтостроительный завод, швейная фирма «Вяснянка», ОАО «Обувь», желатиновый завод и другие предприятия.
В районе насчитывается 16 клубов и Домов культуры, в том числе Дом культуры железнодорожников, 15 библиотек; театр кукол, кинотеатр «Смена» и 6 других стационарных киноустановок; этнографический отдел краеведческого музея; стадион «Локомотив», Дом спорта, 3 плавательных бассейна, 35 спортзалов и 18 комплексных спортивных площадок, Печерский лесопарк; 11 медицинских учреждений, в том числе госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны, инфекционная больница, психиатрическая больница, отделенческая больница, 7 аптек. Работают 76 магазинов, 88 предприятий общественного питания на 8,6 тыс. посадочных мест, 3 предприятия бытового обслуживания, центральный колхозный рынок.
В районе расположены парки «Подниколье», парк культуры и отдыха имени М. Горького, 5 скверов.
На территории района расположены памятники Ленину (площадь Ленина; улица Первомайская на территории завода «Строммашина»; улица Индустриальная на территории металлургического завода), бюст А.Ф. Мясникову (улица Индустриальная на территории металлургического завода), памятник артиллеристам и сапёрам, погибшим в 1944 году (деревня Пашково), памятник воинам-землякам, погибшим в Великую Отечественную войну (Минское шоссе), братская могила советских воинов и подпольщика (улица Лазо, Карабановское кладбище). Мемориальные доски увековечивают места, связанные с революционным и боевым прошлым города, установлены в честь члена Могилёвского Совета рабочих и солдатских депутатов М.Д. Бонч-Бруевича (улица Бонч-Бруевича, 2), металлурга-конструктора доменных печей М.К. Курако (улица Курако, 8), одного из организаторов обороны Могилёва в 1941 году К.Г. Владимирова (улица Гришина, 2), разгрома немецко-фашистского гарнизона в 1943 году (деревня Пашково), подпольщиков, действовавших на железнодорожном узле в годы Великой Отечественной войны (железнодорожный вокзал), в память о жертвах фашизма, замучанных в концентрационном лагере (на территории завода «Строммашина»), мемориальный комплекс «Борцам за Советскую власть» (Советская площадь), комплекс Николаевской церкви, костел кармелитов, Борисоглебские церкви, архиерейский дворец, здание областного суда, здания областного драматического театра, дворянского собрания, женской гимназии, епархиального женского училища. Памятник архитектуры здание железнодорожного вокзала (1902 г.).
Октябрьский район административно-территориальная единица города Могилёва (администрация района улица Чигринова, 8а). Образован в 1962 году. Расположен в южной части города, на левом берегу Днепра. Граничит с Ленинским районом в основном по реке Днепр до пересечения проспекта Пушкина с улицей Челюскинцев, Вишневецкого до границы города Могилева. Основные магистрали: проспекты Пушкина, Шмидта, Димитрова, Витебский, бульвар Непокорённых, улица Островского.
Население района 171,4 тысячи жителей. На территории района расположены ОАО «Химволокно», автомобильный завод, завод вентиляционных заготовок, электроремонтный завод, химкомбинат «Заря», мясокомбинат, фабрика головных уборов, завод «Красный металлист» и ряд других предприятий.
На территории района 2 стадиона, 3 плавательных бассейна, 24 спортивных зала, спортплощадки, спортивные базы. Население обслуживают 66 магазинов, 11 предприятий общественного питания на 11,9 тыс. посадочных мест, 14 предприятий бытового обслуживания.
Установлены памятники: В.И. Ленину (перед Домом культуры автозавода по улице Автозаводской, на территории средней школы №7 по улице Автозаводской, возле проходной завода синтетического волокна), С.М. Кирову (на территории автозавода перед зданием заводоуправления по Витебскому проспекту), А.С. Пушкину (в сквере возле кинотеатра «Космос» по проспекту Пушкина). Братские могилы советских воинов, погибших при освобождении Могилёва и района от немецко-фашистских захватчиков по Автозаводской улице и Чаусскому шоссе в поселке Боровка; мемориальный комплекс в память об узниках Луполовского лагеря смерти и советских воинов, погибших при освобождении города в 1944 году (проспект Шмидта); мемориальный комплекс «Землянка» на месте размещения штаба Западного фронта 26 июля 3 июля 1941 года (Чаусское шоссе); мемориальный знак в честь воинов 121-го стрелкового корпуса 50-ой армии, освобождавшей Могилёв в 1944 году (проспект Димитрова). Мемориальные доски установлены в память работников автозавода, погибших в годы Великой Отечественной войны (Витебский проспект, административный корпус автозавода), в честь деятеля болгарского и международного революционного движения Г. Димитрова (проспект Димитрова, 33). В районе издаются 2 многотиражные газеты: «Трудовая слава» ОАО «Химволокно» и «Знамя труда» стройтреста №17 «Лавсанстрой».
Районы, кварталы. Могилев: несостоявшаяся столица
В середине 1930-х годов деятели компартии и советского правительства Белоруссии чувствовали себя в Минске не слишком уверенно. В условиях обострения международной обстановки пребывание в городе, находившемся всего в 35 км от госграницы СССР, наводило работников партхозактива на грустные размышления о собственной судьбе. В этой связи в недрах госаппарата родился проект переноса столицы БССР подальше от ясновельможной Польши, в город Могилев. Всего за 2 года его реализации в Могилеве успели построить довольно много, и кто знает, какой бы город был сейчас столицей уже независимой Беларуси, где бы жило под 2 млн жителей и куда бы стремилось переехать все остальное население страны, если бы не Вторая мировая война. О столичной архитектуре Могилева рассказывает блогер Darriuss.
К 1937 году Могилев уже успел превратиться в крупный промышленный центр с быстро растущим населением. Его безусловным преимуществом по сравнению с Минском было расположение в центре тогдашней БССР. Вдобавок город являлся железнодорожным узлом, что обеспечивало хорошие транспортные связи со всеми районами республики. В докладной записке Сталину, в которой руководство БССР объясняло свою инициативу переноса столицы, утверждалось: «…Минск находится очень близко от польской границы, расположен в одной крайне западной части БССР, слабо связан железнодорожными и шоссейными магистралями как с центрами Союза, так и, особенно, с районами республики. Это создает большие неудобства в руководстве республикой, создалась большая оторванность от столицы наиболее отдаленных районов. Могилев находится в центре республики, имеет достаточную индустриальную базу, выгодно отличается от Минска в стратегическом отношении, в особенности, и по своим природным условиям имеет большие перспективы для дальнейшего развития».
19 октября 1937 года принимается постановление ЦК КП(б)Б «О столице БССР», где говорилось: «…считать политически целесообразным перенести столицу из Минска в город Могилев». Руководство Советского Союза это предложение поддержало, и в марте следующего, 1938 года на заседании СНК БССР утверждается Генеральный план реконструкции города Могилева. В соответствии с этим документом, разработанным институтом «Белгоспроект» (арх. М. Андросов, Н. Трахтенберг), предполагалось, что к концу 1947 года численность населения города вырастет более чем в 2,5 раза, до 245 тыс. человек. Для обеспечения выполнения столичных функций планировалось возвести только на первом этапе правительственные учреждения, жилые дома и другие хозяйственные и культурные учреждения, водопровод, канализацию, энергетику, школы, больницы, мост через Днепр, почту-телеграф, жел.-дор. вокзал и т. д. А также — почтамт, центральный радиоузел, 4 детсада, театр с кинотеатром, фабрику-кухню, 33 торговые точки, роддом, стадион. Ну и кроме этого — проложить новые широкие улицы, заложить парки, обустроить днепровские набережные. Так должен был выглядеть центр Могилева, столицы БССР.
Главным элементом социалистической реконструкции Могилева должно было стать создание его нового общественно-административного центра, заменившего бы существовавшую в стесненных условиях старого города Советскую площадь. Для этого через Могилев прокладывалась новая городская магистраль, связывающая его западные районы с восточными (современный проспект Мира). На пересечении этой магистрали с улицами Первомайской и Ленинской формируется новая центральная площадь (современная площадь Ленина) с репрезентативной многофункциональной застройкой. От этой площади в направлении площади Советской пробивается бульвар, который должен был стать еще одной парадной улицей, связывающей исторический центр с вновь образованным советским.
Цифрами на плане обозначены: 1 — формируемая площадь Ленина, 2 — прокладываемая магистраль «Восток — Запад» (проспект Мира), 3 — новый бульвар в направлении Советской площади (бульвар Ленина).
19 апреля 1938 года белорусский Совнарком выпускает постановление «О городском строительстве в городе Могилеве в связи с переводом столицы Белорусской ССР». В городе в соответствии с утвержденным Генпланом реконструкции разворачиваются масштабные строительные работы. Удивительно, но всего за полтора года, в условиях не слишком зажиточного предвоенного времени, успели построить достаточно много зданий и сооружений. В первую очередь надо, конечно, выделить начало формирования площади Ленина.
Ее центральным элементом стал т. н. Дом советов, где должны были разместиться правительство республики и, на первых порах, партийные органы. Руководство БССР решило не изобретать велосипед, и в условиях форсированного проведения работ пригласило для проектирования главного здания новой столицы ленинградского архитектора Иосифа Лангбарда, к тому времени уже немало потрудившегося в Минске.
Лангбард адаптировал для Могилева свой же проект Дома правительства в Минске, правда существенно его уменьшив. Здания действительно получились очень похожими. 8-этажный центральный объем могилевского Дома советов фланкируют 7-этажные прямоугольные в плане части, переходящие в овал с 5-этажными прямоугольными крыльями. Стройность и выразительность композиции придают вертикальные лопатки, ритмично размещенные по периметру сооружения.
Комплекс был построен в 1937—39 гг. и занял собой всю северную сторону площади, получившей в дальнейшем имя Ленина.
Задний фасад Дома советов на фотографии 1941 года.
Уже в 1990-е годы со стороны этого фасада была завершена выполненная в том же стиле пристройка, занятая ныне одним из белорусских банков.
Вторым элементом застройки новой площади Ленина, который успели закончить до войны, стало т. н. «Административное здание», занявшее половину ее южной стороны.
Это 5-этажное П-образное в плане здание с мощным неоклассическим главным фасадом было построено для размещения структур Наркомата внутренних дел БССР и в соответствии со спецификой деятельности НКВД имело отдельный тюремный корпус со стороны внутреннего двора.
Штаб-квартиру НКВД возводили в 1938—41 гг. по проекту архитектора П. Абросимова, и на фотографиях 1940-х годов она выглядит грандиозным дворцом на фоне непрезентабельных трущоб.
Силовые структуры занимали здание до 1961 года. Затем оно было передано Могилевскому машиностроительному институту, сейчас переименованному в Белорусско-российский университет.
Вторую половину южной стороны площади до войны застроить не успели. Можно только предполагать, что там планировалось построить перед войной (скорее всего, еще одно общественно-административное здание), но в конце 1950-х на этом участке возвели достаточно заурядно выглядящий жилой дом (фрагмент заметен в левом верхнем углу архивной фотографии).
Западную и восточную стороны занимают жилые дома с акцентированными угловыми башнями повышенной этажности, оформляющими въезд на площадь. Восточная, увы, застраивалась уже после войны, во второй половине 1950-х.
А вот западную успели закончить до 1940 года. Масштабам двух крупных жилых домов, ее занявших, позавидовал бы и Минск.
Меньший из домов, т. н. «Дом летчиков», возвели к 1938 году (арх. А. Воинов, А. Брегман).
«Дом летчиков» и перспектива улицы Первомайской.
Боковой фасад вдоль проспекта Мира.
Его пару завершили только в 1940 году (арх. О. Батоева, В. Муравьев). Это т. н. «Дом 90», предназначавшийся для переезжающих в Могилев ответственных работников партии и правительства БССР. Его фасад вдоль Первомайской улицы удивляет своей длиной.
Сначала в 1970-е, а затем в 1990-е в ходе капитальных ремонтов эти дома надстроили в угловых башенных частях, а «Дом 90» еще и целым дополнительным этажом вдоль улицы Первомайской.
Сравните с исторической фотографией 1960-х годов.
Очередной составляющей плана реконструкции Могилева должна была стать прокладка бульвара от площади Ленина до улицы Ленинской. Проект был осуществлен только наполовину, и в дальнейшем трасса бульвара оказалась перекрыта стадионом «Спартак». Так от «Спартака» выглядит перспектива этой улицы, замыкает которую Дом советов. Квартал слева уже послевоенный, а вот справа, за административным зданием НКВД, до войны успели построить крупный жилой комплекс для его сотрудников.
Четырехэтажное П-образное здание размером с полквартала с повышенными на этаж угловыми объемами является прекрасным образцом предвоенной постконструктивистской белорусской архитектуры.
По фасаду, выходящему в сквер Победы, можно судить о масштабности строительства в Могилеве. Размеры жилого дома действительно столичные.