улан удэ какой народ живет

Бурятия: байкальская многонациональность

улан удэ какой народ живет. jpg. улан удэ какой народ живет фото. улан удэ какой народ живет-jpg. картинка улан удэ какой народ живет. картинка jpg

Формирование «российской нации» активно продолжается и в сибирских национальных республиках. Мы не устаём писать об угрожающем снижении процента русских во многих субъектах Российской Федерации. Теперь очередь дошла до Бурятии. Динамика снижения численности этнических русских в республике выглядит так: в 1959 году — 76%, в 1979-м — 72%, в 1989-м — 69%, в 2002-м — 67%, в 2010-м — 64%. Доля бурят существенно возросла с 19% в 1959 году до 30% в 2010-м. Как видно, русские пока ещё составляют большинство, но если тенденция продолжится — это ненадолго. И уже сейчас титульное большинство активно выдавливают из республики. Как сохранить за русским народом Забайкалье и обезопасить от возможного сепаратизма и русофобии?

Забайкалье — русская земля

Русские появились здесь давно, в эпоху колонизации Сибири. Местные старожильческие семьи ведут свою историю с 1628 года, когда отряд казака Петра Бекетова, двигаясь по Ангаре, достиг земель нынешней Бурятии. Прибывшие казаки основывали остроги, которые становились для региона центрами не только экономической жизни, но и культуры. К их числу относится и Удинский острог, ставший впоследствии городом Верхнеудинском (в 1934-м переименован в Улан-Удэ, «Красная Уда»).

улан удэ какой народ живет. jpg. улан удэ какой народ живет фото. улан удэ какой народ живет-jpg. картинка улан удэ какой народ живет. картинка jpg

Границы Забайкальской области времён Российской Империи

Как утверждают исследователи истории Бурятии, русские и буряты впервые встретились в 1629 году. Азиатские кочевники, в основном пришедшие на эту территорию немногим раньше казаков, сначала не очень хотели платить русским дань, и даже пытались сопротивляться экспансии Русского Царства на восток. Буряты вступали в открытые столкновения с казаками — особенно им не нравилось строительство военных укреплений. Но вскоре местные жители смирились с российским присутствием, и некоторых из них даже перевели в казачье сословие. В 1764 году появились четыре бурятских казачьих полка, в каждом из которых было по шесть сотен. В отличие от русских казаков, казаки-буряты не жили семьями у границы, а служили вахтовым методом. Бытовые конфликты между славянами и аборигенами случались довольно часто, главным образом из-за земельных наделов, сенокосов, охотничьих угодий и рыбных мест. Ещё одна причина напряжённости — активная миссионерская деятельность православных священников, которым удалось крестить некоторую часть местных. Впрочем, верно и обратное: казаки нередко женились на бурятках.

улан удэ какой народ живет. jpg. улан удэ какой народ живет фото. улан удэ какой народ живет-jpg. картинка улан удэ какой народ живет. картинка jpg

Забайкальские казаки Первого Верхнеудинского полка в 1919 году

За казаками последовали русские старообрядцы. Их организованно большими семьями (отсюда название — «семейские») переселяли с территории нынешней Белоруссии. В 1735 году привезли 40 тысяч человек. Кроме первой известны ещё две волны переезда, а последних старообрядцев доставили в Забайкалье в 1795 году. Потом активно привлекали государственных крестьян из центральных районов России и Малороссии, а также привозили ссыльных — участников пугачевского восстания, декабристов, даже повстанцев-поляков. Развитие золотодобычи привлекало в эти места вольных людей, ехавших за богатством и приключениями. К XIX веку Забайкальский край превратился в регион с русским большинством.

Дружба народов

В революцию буряты вслед за другими меньшинствами потребовали автономии и даже создали Бурятский национальный комитет (Бурнацком). Правда, через некоторое время национальная интеллигенция передумала и заявила, что нужно строить монгольское национальное государство. На 1-м всемонгольском съезде в Чите постановили образовать Великую Монголию. Предполагалось, что новое государство будет состоять из Внутренней Монголии, Внешней Монголии и Забайкалья. Бурятских активистов принял Ленин, и после этой встречи так проникся их проблемами, что собственноручно подписал проект создания автономии для «бурят-монголов» на русских землях Забайкалья. В 1923 году появилась Бурят-Монгольская АССР (в 1958-м переименована в Бурятскую АССР).

улан удэ какой народ живет. jpg. улан удэ какой народ живет фото. улан удэ какой народ живет-jpg. картинка улан удэ какой народ живет. картинка jpg

Бурят-Монгольская АССР в 1925 году. Впоследствии некоторые её части включили в состав Иркутской и Читинской области

При этом в Бурятию везли специалистов из других регионов страны — строить заводы и фабрики (только в 1937-м существовало 140 промышленных предприятий), что численно увеличило русскую общину (в 1959 году — 75%). Кроме того, за годы советской власти многие буряты приняли русскую культуру советского образца, а русский язык начали считать своим родным. Между ними и национал-сепаратистами сегодня ощущается некоторая враждебность. «Боевых бурят», воевавших на Донбассе, местные самостийники называют «позором монгольского народа».

улан удэ какой народ живет. jpg. улан удэ какой народ живет фото. улан удэ какой народ живет-jpg. картинка улан удэ какой народ живет. картинка jpg

Памятник Ленину в Улан-Удэ. Самая большая голова Ильича на планете

Сепаратизм и «бурнацики»

В конце 80-х начинается бурятский национальный подъем — как и в других нацреспубликах, направленный в первую очередь против русских. Интеллигенция требует воссоединения всех бурят в одной республике, то есть включения отдельных автономных округов, окруженных территорией Читинской и Иркутской областей (Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский) в состав Бурятии. В 1990 году появляется Бурят-Монгольская народная партия, которая прямо выступает за «право бурятского народа на самоопределение», переименование республики в Бурят-Монголию, а районов — в улусы. В конце 80-х 100 бурятских ветеранов ВОВ и общественных деятелей обратились к Верховному Совету СССР и ЦК КПСС, выдвинув территориальные претензии на часть Иркутской области и почти весь западный берег Байкала. Кроме земли они требовали новой бурятизации региона.

Особенно радикалов волнует проблема распространения бурятского языка. Они уже 25 лет пытаются добиться обязательного изучения бурятского в школах с 1 класса и запрета на работу на государственных должностях для тех, кто его не знает. К неудовольствию самостийников, даже молодые буряты не особенно охотно говорят в быту на этом языке — что уж говорить о русских, до сих пор составляющих почти две трети населения республики. Федеральное правительство в редком для себя приступе здравомыслия не поддержало бурятских националистов даже в ельцинские времена. По данным статистического исследования, проведенного в 1996 году, только 10% этнических бурят хотели «выделиться в отдельное суверенное государство».

улан удэ какой народ живет. jpg. улан удэ какой народ живет фото. улан удэ какой народ живет-jpg. картинка улан удэ какой народ живет. картинка jpg

В результате укрупнения регионов Усть-Ордынский Бурятский автономным округ вошел в состав Иркутской области, а Агинский АО — в состав Забайкальского края (бывшая Читинская область)

Особенно рьяных националистов-бурят в обиходе называют бурнациками. За ними закрепилась слава самых агрессивных сепаратистов и ненавистников русских во всей Сибири. Любопытно, что бурнацики в основном выступают не за суверенную Бурятию, а за создание Великой Монголии, которая объединит всех монголов в одном государстве. Они считают русских колонизаторами и угнетателями свободных кочевников. Вопрос исторической памяти и права на свою землю довольно остро стоит в республике и сегодня. Русские ставят в местах своих поселений поклонные кресты, которые бурнацики и им сочувствующие любят уничтожать.

Дискриминация русского большинства

Как и в других нацреспубликах, местные власти активно выстраивают свой собственный исторический нарратив. Самые ярые исследователи любят говорить о том, что русская община тут якобы формировалась из каторжан и другого разночинного люда, и местные русские поэтому вовсе не русские, а смесь множество народов, говорящая на русском языке. С трибун, в газетах и даже в школах от русских то и дело требуют покаяться за оккупацию и колониализм. Всё это не добавляет межнациональным отношениям простоты. Ко всему прочему, радикалы постоянно требуют сделать президентом республики этнического бурята.

Источник

Кто такие буряты: прошлое, современность и перспективы

улан удэ какой народ живет. 2a1bec87f6b46af68428a5cf65b0893b. улан удэ какой народ живет фото. улан удэ какой народ живет-2a1bec87f6b46af68428a5cf65b0893b. картинка улан удэ какой народ живет. картинка 2a1bec87f6b46af68428a5cf65b0893b

художик Зоригто Доржиев

Буряты являются разделенной нацией не из-за территориальной размежёванности, а из-за фундаментальных различий культурно-ценностного характера.

Такая устойчивая тенденция порождена несколькими причинами, главной из которых является не сформулированное до сих пор понятие “бурятский народ”.

Бурятский народ

Современники и, вполне возможно, наши предки не совсем понимают, что означает слово “бурят”. И поэтому, не вдаваясь в лингвистические особенности данного слова, рассмотрим его с политико-социального ракурса.

Последнюю надежду на вхождение в геополитическую повестку буряты потеряли в 1959 году, когда Бурят-Монгольская АССР стала просто Бурятской, а Монгольская народная республика в 1961 году стала членом ООН. После однозначного в этом вопросе поражения халхасцам, Бурятия начала строить собственную “идентичность” на основе последовательного уничтожения своего культурного наследия и искоренения фундаментальных традиционных ценностей. Из всех советских национальных республик, на мой взгляд, Бурятия оказалась на передовых позициях по дискриминации своего исторического наследия. И в результате столь интенсивного и старательного самодемонтажа, понятие “бурят” в общественном обиходе начало использоваться в уничижительном контексте. Поздним ренессансом такого явления стал термин “головар”.

История не имеет сослагательного наклонения и мы не узнаем, что могло случиться, если бы в 1923 году к власти пришли такие просвещённые люди той эпохи, как Цыбен Жамсарано, Элбек-Доржи Ринчино, Даши Сампилон и т.д. Однако произошло то, что сейчас происходит.

Ментально и идеологически нынешнее бурятское общество находится на гораздо более низкой стадии развития, чем современники начала ХХ-го века. И главной причиной столь внушительной деградации нации оказалась не сложная этническая конструкция бурятского народа (все бурятские этносы не противостояли друг другу – наоборот, жили в тесном союзе), не советская идеологическая система, а социализация общества на основе родоплеменной принадлежности.

Учитывая существующий в тот период региональный тренд, когда пригодность к прогрессу ранжировалась с межэтнической позиции, можно считать, что официальная Бурятия (иркутские буряты) не стремилась развивать национальную культуру, потому что считала её не своей и в какой-то степени враждебной. По сути, они в этом вопросе оказались предельно откровенными. Ведь действительно, ценностные ориентиры бурятского Востока сильно отличаются от Запада из-за их исторических особенностей.

По этой причине границы социального и этнического в Бурятии были четко очерчены и усилены нарастающей диспропорцией в доступе к административным должностям, материальным привилегиям, образованию и другим ресурсам. В результате случившегося искусственного этногенеза в обеих группах появились свои мифы, которые разводят по разные стороны оба “народа” и воспроизводят социальную напряженность. А понятие “буряты” с того момента носит разделённый характер (на землячества, районы, регионы и т.п.) и не имеет собственной “стержневой” идентичности.

Разделенная нация

“Официальная Бурятия”, долгие десятилетия выстраивающая свою “идентичность”, поступательно выталкивая на обочину многовековое культурное и историческое наследие хори-бурят, со дня своего основания (образование Б-МАССР прим. АРД) испытывала неприязнь ко всему восточно-азиатскому. И это противостояние требовало создания в регионе альтернативного духовного пласта, который никак не мог появиться. В итоге, после крушения СССР республиканская элита переориентировалась на “культурное соревнование”.

Поэтому в постсоветской Бурятии появилось множество фестивалей, фиксирующих принадлежность человека к той или иной этнической группе. Однако “Алтаргана”, взявшая начало в Хэнтэйском аймаке Монголии, оказалась единственной из всех подобных культурных акций, которая могла обрести широкий всебурятский формат.

Однако современные буряты пока не желают принять консолидированный вариант развития общества. И самыми основными барьерами формулирования нового вектора остаются приобретенные за последние сто лет догмы.

Среди которых внушенное западными бурятами в период советской эпохи состояние их “исключительности”, инициативы Хамбо ламы Дамбы Аюшеева по декларированию “избранности” сонголов и ряд других обстоятельств конъюнктурного плана. Все эти “превосходства” носят, прямо говоря, расистский привкус и в современном мире неприемлемы.

В свою очередь, причинами “особенностей” тех или иных этнических групп в бурятском обществе являются их значительные отличия культурного и исторического характера. Буряты являются разделенной нацией не из-за территориальной размежеванности, а из-за их существенных ценностных отличий.

Тем не менее, нужно понимать, что любые нормы подвижны, как изменчивы и общества. Поэтому в бурятском народе назрел вопрос социальной модернизации, без которого практически невозможно дальнейшее развитие.

Модернизация общества

В социологической науке под модернизацией понимают совокупность психологических, демографических, экономических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в современную общность.

Хотя мы пользуемся современными гаджетами и другими благами цивилизации, наш народ в части общественного развития оказался на очень низкой стадии. Это гнетущее состояние исторического вакуума, обусловленного отсутствием прошлого и будущего, примитивной экономики и внутриэтнических разборок, наталкивает людей на мысль об обреченности нации и ее скорейшем вымирании.

Следовательно, наступившее состояние безысходности вынуждает нас возвратиться к опыту прежних успехов бурятского народа.

В обоих случаях деятели тех лет ставили экономические и культурные соображения выше, чем конъюнктурно-корыстные. В результате такого подхода людям удалось вывести Бурятию на поверхность общемировых процессов и превратить ее в территорию роста. И в этом плане история однозначно свидетельствует, что для бурятского общества культура, в ее широком понимании, оказывается самым эффективным инструментом для реализации экономических проектов.

В азиатском мире приоритет всегда отдается культурным и историческим ценностям. Об этом свидетельствует множество работ авторов мирового уровня, включая работы выдающейся фигуры в современной социологии и политологии Самюэля Хантингтона. И в этом плане, интересующиеся до мельчайших подробностей своей историей и склонные к традиционализму буряты однозначно являются детьми азиатской культурной матрицы.

Тесные контакты бурят со всей Азией в период Юаньской и Цинской империй и затем в российском подданстве, органичность их культуры с азиатским менталитетом дают Бурятии широкую платформу для качественно иного диалога с этим миром. Именно этот формат оказывался безусловным преимуществом бурят в России. Следовательно, продвижение российских интересов в Азии до сих пор остается основным фактором, способным вывести Бурятию на качественно высокий уровень развития.

Подводя итог, можно уверенно утверждать, что для социальной и экономической модернизации бурятского общества нужны тесные торговые и инвестиционные связи с азиатским миром. Именно такой подход может актуализировать тему “восточных ворот России” и придать субъектность бурятскому народу.

Однако, инициативы двух-трех частных лиц для такого рывка ничтожны. Необходимы структурные изменения культурного фактора, институтов развития бизнеса и образовательных учреждений. Бурятия может успешно модернизироваться, ориентируясь на статус системного проводника российских интересов в Азии, создавая дополнительные условия для привлечения инвестиций и реализации продукции на их рынках. И такой формат развития бурятского общества вполне реален.

Это подтверждается историческим опытом и множеством примеров частного характера, когда буряты успешно проникали в корейскую среду. Кроме этого, они достаточно быстро социализируются в других азиатских сообществах. Такой феномен обусловлен природой социальной культуры бурятского общества, его традициями и историческими особенностями.

Смогут ли современные буряты осуществить такую историческую миссию, покажет время.

Источник

Буряты — таинственный народ Байкала

Буряты — населяют Западное и Восточное Прибайкалье. Численность — 550–690 тыс. чел. Язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи. Являются северным форпостом монгольского мира. По антропологическому типу буряты принадлежат центрально-азиатскому типу монголоидной расы. Традиционное хозяйство — скотоводство и земледелие.

Происхождение бурятов и ареал проживания

В России буряты проживают в Республике Бурятии, Усть-Ордынском Бурятском округе на юго-востоке Иркутской области и бывшем Агинском Бурятском автономном округе в Читинской области, который в 2008 вошел в состав Забайкальского края.

Говорят на бурятском языке северной подгруппы монгольской группы алтайской языковой семьи (к этой же группе относятся тюрские языки, многие элементы которых присутствуют и в бурятском). В бурятском языке выделяют западную и восточную группу диалектов. Всего — 15 диалектов, некоторые из них различаются на уровне непонимания. Диалекты соотносятся с племенным делением бурятского народа. Основными субэтносами являются эхириты, булагаты, хоринцы, хонгодоры и селенгинцы, причем последнее название не этническое, а географическое. В основу современного литературного языка был положен хоринский диалект.

Буряты единственный народ в Сибири, обладающий письменным историческим достоянием! С конца 17 в. до 1931 г. буряты пользовались старомонгольским вертикальным алфавитом на основе уйгурского письма. Им пользовались только восточные буряты (селенгинские, агинские, баргузинские и особенно хоринские). Западные буряты (нижнеудинские, аларские, балаганские, капсальские, тункинские, кудинские, эхирит-булагатские, баргузинские) не имели письменности. В 1931 была введена латинская графика, а в 1939 — вариант кириллицы. По архивным данным, в 27 действовавших в 1934 г. дацанах имелось 150 тыс. книг. А ликвидированных к этому времени 20 дацанах находилось в среднем по 5 тыс. книг в каждом. Например, в библиотеке Агинского дацана находилось 15 тыс. томов».

«…Абай Гэсэр в это время С важностью восседает, Имеющей власть красивой рукой Праматеринскую книгу листает. Листает он ее при свете луны, Все буковки в книге ему видны. Абай Гэсэр в это время Торжественно восседает, Имеющей силу белой рукой Праотцовскую книгу листает. Листает он ее при солнечном свете, Каждая буковка на примете». (Из бурятского эпоса «Гэсэр»)

О том, почему буряты зовутся «бурятами» ученые до сих пор спорят. Впервые этот этноним встречается в «Сокровенном сказании монголов», датируемым 1240 годом. Затем на протяжении более чем шести веков слово «буряты» не упоминается, снова появляясь только в письменных источниках конца XIX века.

Есть несколько версий происхождения этого слова. Одна из основных возводит слово «буряты» к хакасскому «пыраат», который восходит к тюркскому термину «бури», что переводится как «волк». «Бури-ата» соответственно переводится как «волк-отец».

Такая этимология связана с тем, что многие бурятские роды считают волка тотемным животным и своим прародителем.

Древние времена

Территория Бурятии была заселена со времен глубокой древности. На стоянке «Туяна» в Тункинском районе Бурятии были обнаружены старейшие кости человека Евразии возрастом в 50 тысяч лет.

Также в Забайкалье были обнаружены одни из древнейших музыкальных инструментов человечества. В культурном слое, предполагаемый возраст которого 30–38 тыс. лет, был обнаружен фрагмент свистковой флейты.

Флейта из Забайкалья, 30-38 тыс лет.

Около 1800 года до нашей эры на Байкале появились и прожили здесь почти 500 лет первые монголоидные племена Глазковской культуры. Откуда они пришли, неизвестно, но по данным антропологов считаются предками современных эвенков, эвенов, юкагиров и, возможно, некоторых маньчжурских племен. Согласно исследованиям генетиков, глазковцы состояли в близком родстве с американскими индейцами и в некотором родстве с азиатскими и палеосибирскими народами.

Самыми известными их захоронениями считают восемь могил на острове Ольхон, одна из которых находится в сакральном для современных бурят месте — на мысе Бурхан. Считается, что именно здесь живет дух-хранитель острова, к этому мысу до сих пор съезжаются камлать (общаться с духами) бурятские шаманы.

Протомонгольские племена, проживавшие на территории нынешней Бурятии, создали так называемую культуру плиточных могил (от 1300 до 300 гг. до н. э.).

Плиточная могила в этнографическом музее в Березовке

В Ольхонских пещерах найдены остатки культуры железного века в большинстве принадлежат курыканам — народности тюркского происхождения (по-видимому, предки якутов), обитавшей в пределах Прибайкалья в VI—Х вв. н. э.

На рубеже нашей эры Прибайкалье составляло северную часть государства Хунну (самые северные поселения найдены рядом с Иволгинским дацаном) — древнего кочевого народа, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявшего Монгольское плато. Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с уграми, дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны. Также на территории Бурятии жили племена Меркитов, к которым возводят свой род некоторые семьи.

Пластина поясная с изображением горного барана и рыси III в. до н.э.- I в.н.э.; Культура хунну.

Предполагаемые предки бурят (байырку и курыканы) начали осваивать земли в районе оз. Байкал начиная с VI века. Курыканы заселили земли к западу от Байкала, а байырку расселились на землях от Байкала вплоть до р. Аргунь. В это время они находились в составе различных кочевых государств. Распад Уйгурского каганата и усиление монголоязычных киданей в X веке привело к перемещению ядра расселения байырку из восточной в западную часть Забайкалья. Это вероятно послужило поводом для начала более тесного взаимодействия байырку и курыкан. К моменту создания Монгольской империи основная часть населения, проживающая в районе оз. Байкал, имела общий этноним баргуты. Территория, находившаяся под контролем баргутов, называлась Баргуджин-Токум.

В 10 веке в прибайкалье распространились Монголы. В 1207-1727 территория Бурятии входит в состав Монгольской империи (1207-1368), а позднее находится в зависимости от монгольских ханов, которым платили дань.

С 1620-х гг. начинается проникновение русских в Бурятию. В 1631 был основан Братский острог (Братск), В 1641 — Верхоленский острог, в 1647 – Осинский, в 1648 – Удинский (Нижнеудинск), в 1652 — Иркутский острог, в 1654 – Балаганский острог, в 1666 — Верхнеудинск (современный Улан-Удэ). Многочисленные военные столкновения бурятов с русскими казаками и ясашными бурятами относятся к 1-й половине XVII в. 1648-1658: принятие русского подданства западными бурятами, назначение им уплаты ясака. В 1630-х — 1660-х гг. часть племен перекочевала в Монголию, однако, после начала гражданской войны в Монголии и вторжения джунгарского правителя Галдана-Бошокту-хана (1671-1697) в 1688, началось обратное переселение монголов в Бурятию, продолжавшееся с 1665 по 1710 (хондогоры). Во 2-й половине XVII в. русское подданство приняли восточные буряты, куда с 1672 стали часто вторгаться отряды монголов.

Ко времени прихода русских буряты состояли из из 5 основных племен: булагаты — на Ангаре и ее притоках Унге, Осе, Иде и Куде; эхириты (эхэриты) — по верховьям Куды и Лены и притокам последней Ман-зурке и Анге; хонгодоры — на левобережье Ангары, по низовьям pек Белой, Китоя и по Иркуту; хоринцы — на западном берегу Байкала у р. Бугульдеихи, на острове Ольхон, на восточном берегу Байкала в Кударинской степи, по р. Уде и у Еравнинских озер; табунуты (табангуты) — по правобережью р. Селенги в районе низовьев Хилока и Чикоя. После присоединения к России также прекратились внутренние конфликты, начался процесс консолидации различных групп и племён, обладавших культурной и языковой близостью, образовав к концу XIX в. новую социальную общность — бурятский народ, располагавший экономической и культурной общностью. Смешиванию с русскими и распространению русской культуры способствовало переселение в XVIII-XIX вв. в Забайкалье старообрядцев-семейских, а в конце XIX — начале XX в. — крестьян — аграрных переселенцев. Результатом крещения бурятов явилось складывание новой этнической группы бурятов — метисов карымов.

Все современные города и деревни были основаны русскими переселенцами. Казаки строили остроги, старообрядцы семейские селились в деревнях. Города постепенно начали обживать буряты, ранее ведшие кочевой образ жизни. За последние 30 лет буряты заняли прочные позиции во всех органах власти. Сейчас идут процессы по переписыванию истории. Например, высказывается мнение, что буряты потомки гуннов, а Улан-Удэ, недалеко от которого найдена остановка гуннов надо считать древним городом, основанным не русскими, а предками бурятов. Также считается достойным возводить свой род к предкам Чингизхана.

Традиционные занятия у западных бурятов — скотоводство и земледелие, у восточных — только скотоводство (мелкий рогатый скот, коневодство, верблюдоводство).

Религия и верования

Для бурятов характерен религиозный синкретизм. Традиционным является комплекс верований, так называемый шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке называемый «хара шажан» (черная вера). С конца XVI века в Бурятии начал развиваться тибетский буддизм школы гэлуг — «шара шажан» (желтая вера). Он серьезно ассимилировал добуддийские верования, но с приходом буддизма бурятский шаманизм не был полностью утрачен.

Западные буряты исповедуют шаманизм, ламаизм и православие, а восточные в основном шаманизм и буддизм ламаистского толка. До сих пор в некоторых областях Бурятии шаманизм остается основным религиозным направлением.

Дацан в Улан-Удэ на горе

Приход буддизма ознаменовался развитием письменности, грамоты, книгопечатания, народных промыслов, искусства. Широкое распространение также получила тибетская медицина, практика которой существует в Бурятии и сегодня.

На территории Бурятии, в Иволгинском дацане находится тело одного из подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи. Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба. Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *