улетай на крыльях ветра какая опера
Новое в блогах
А. Бородин. «Улетай на крыльях ветра»
Бородин, Александр Порфирьевич
российский композитор, учёный — химик и медик. Участник «Могучей кучки». Основоположник русского эпического симфонизма.
А. Бородин. «Улетай на крыльях ветра»
«Улетай на крыльях ветра». Хор из оперы «Князь Игорь».
Старший хор «Виктория» ДШИ им. М.А. Балакирева.
Концерт «К 175-летию М.А. Балакирева» 19 февраля 2011 года в Рахманиновском Зале
НЕВОЛЬНИЦЫ.
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках;
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зеленых,
И сладкий виноград растет.
Там тебе привольней, песня,
Языческая вакханалия. Половецкие пляски.
Опера, которую написал ученый-химик, никогда не учившийся в консерватории.
Опера, которая много лет с успехом идет на сценах мировых театров.
Изумительные по красоте, ослепительно красочные сцены половецких плясок, восточное буйство красок и темпераментов всегда производили неизгладимое впечатление на зрителей, передавая им бурную энергетику музыки и заряжая феерическими эмоциями.
Смотрите восточные танцы девушек, дикую зажигательную лезгинку и стремительный вихрь общего танца в финале.
По сюжету Князь Игорь попадает в плен к половцам (сейчас это татары). Половецкий хан, стараясь расположить к себе русского князя, развлекает его танцами своих невольниц и воинов.
По сути Половецкие пляски это балетный эпизод в опере. Это не очень типично и так как это все же опера, танцы кроме оркестра иногда сопровождает хор. Например, во время танца невольниц хор поет знаменитую мелодию «Улетай на крыльях ветра».
Эта удивительная по красоте мелодия вышла далеко за пределы классической музыки и активно используется современными музыкантами и шоуменами. Например, на открытиии Олимпийских игр в Сочи. Там ее исполняла Евгения Сотникова:
В 1997 году рэпер Ворен Джи из Америки и оперная дива Сиссель из Норвегии записали совместный проект Prince Igor. Хит-парады радиостанций довольно часто объявляли эту песню в победителях. Вариация хорового номера девушек там была исполнена как припев.
В 2009 группа Ария выпустила песню «Поле битвы». В сингле присутствует хоровой эпизод «На крыльях ветра».
Американский мультсериал «Симпсоны» использовал в 12 серии 18 сезона (на 15:43) музыкальный инструментальный фрагмент «На крыльях ветра».
И многие другие музыканты исполняли свои каверы на музыку Половецких плясок, в том числе и некоторые конкурсанты шоу Голос.
А вот джазовая версия саксофониста Алексея Козлова:
Автор оперы «Князь Игорь», имея такие русские ФИО, на самом деле являлся наполовину грузином. Александр Порфирьевич Бородин был незаконнорожденным сыном имеретинского князя Гедианова (Гедеванишвили), записанным как сын его крепостного слуги по фамилии Бородин.
Так ученый-химик, грузин наполовину, благодаря Половецким пляскам прославился на весь мир как автор русской оперы.
Лига Оркестровой Музыки
242 поста 1.2K подписчиков
Правила сообщества
1.Не делайте то, что запрещено правилами Пикабу.
2.Не заливать посты не по теме Лиги.
3.Чистое звучание произведений.
В декабре поеду смотреть шедевр в Мариинский театр.
Обалдеть. История создания не хуже самой оперы. Экранизировать бы
В рэп композиции еще были некоторые русскоязычные слова, которые не печатают в центральных газетах.
Улетай на крыльях ветра
Улетай на крыльях ветра
Хип-хоп под барочную музыку
Но самое сильное впечатление на публику произвела последняя её часть, когда на сцену вышла команда из 29 хип-хоперов и устроила баттл под музыку «Танца дикарей» Рамо (ролик в самом конце).
Но хип-хоперские пляски под старинную музыку были придуманы не ради хайпа. Чтобы понять идею, нужно кое-что объяснить.
Что же такое «Танец дикарей»?
Это один из хитов французской барочной музыки. Написал его Жан Филипп Рамо, современник Баха.
«Танец дикарей» существует в двух авторских вариантах: в виде пьесы для клавесина и как часть оперы-балета «Галантные Индии».
Вот так он звучит в первоначальной версии в исполнении хоть и необутого, но очень известного французского клавесиниста Жана Рондо:
А вот так эти «Дикари» выглядят в оркестровом варианте. Ролик очень забавный благодаря комическому таланту колоритной дамы из оркестра, играющей на тамбурине:
Имеются в виду американские индейцы. Как известно, французы ещё с 16 века начали колонизацию Северной Америки и увидели там много удивительного. Прежде всего, людей, не затронутых цивилизацией.
И последний вопрос: какие «Индии» и почему они «галантные»?
«Индиями» во Франции называли все неевропейские страны, в глазах французов они были окружены ореолом экзотики.
А галантные потому, что дикари в сюжете этой оперы проявляют чудеса благородства в амурных ситуациях.
Мораль всех этих историй примерно такая:
Для эпохи Просвещения, принимавшей рабство как норму, это было очень важное достижение. Но сейчас, в наше время оголтелой толерантности, да ещё в Париже, где французы уже мало похожи сами на себя, такой оперный месседж как-то не очень свеж, мягко говоря.
Поэтому в Париже переориентировали смыслы этой оперы на ситуацию с европейскими мигрантами. Режиссёр-постановщик оперы Клеман Когиторе высказался по этому поводу примерно в так: «Индии теперь не за дальними морями, а через квартал от вас».
Никогда не догадаетесь, о чём поют здесь солисты и хор: они прославляют мирные леса и мирные сердца, в которых нет места разрушительным желаниям. Но сила и агрессия этих танцев выворачивает наизнанку все смыслы оперы про добрых и чистых сердцем туземцев.
Это Глюк
То, как мы видим общую картину классической музыки сегодня, довольно сильно отличается от того, как всё выглядело на самом деле в далёкой исторической реальности. Статус великих и гениальных композиторов имели совсем не те, кого мы сегодня так называем.
К примеру, в 18 веке «великим Бахом» был не Иоганн Себастьян, а его сын Карл Филипп Эммануил.
Имя Моцарта тоже не сияло так ослепительно, как сейчас. В его эпоху главным оперным гением европейского масштаба считался
Кристоф Виллибальд Глюк.
И не только считался, он им и был!
И именно благодаря Глюку в балете сейчас есть сюжет, а в опере музыка прямо выражает человеческие эмоции, и певцы там не только поют, но и играют свои сценические роли.
Глюк был сыном лесника, но продолжать семейное дело не хотел, и в 15 лет, поссорившись с отцом, ушёл из дома. Он хотел быть музыкантом.
Пройдя суровую жизненную школу и закалив в разнообразных испытаниях свой на редкость твёрдый характер, к сорока годам Глюк уже был в статусе прославленного оперного композитора, работы которого имели грандиозный успех.
Имя Глюка было у всех на устах, и к концу жизни Глюк был уже очень богат и знаменит на всю Европу не только как музыкант, но и как идеолог нового искусства.
Неплохой жизненный финал для сына лесника!
Но как же преходяща человеческая слава. Нет, Глюк с годами не был забыт, но столетия спустя он стал кем-то вроде «свадебного генерала» на празднике классической музыки. Все вроде бы в курсе, что человек заслуженный, но в топе самых исполняемых композиторов его нет.
Вот пара известных фрагментов из Глюка, которые непременно стоит послушать, чтобы получить о нём хотя бы самое общее представление.
И невероятно нежная и красивая Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».
Она хотела петь, и она пела, остальное неважно.
Знакомьтесь, Флоренс Фостер Дженкинс!
Современники и потомки называли ее самой ужасной оперной певицей всех времен и народов. Критики писали, что эта певица полностью лишена таланта, голоса, чувства ритма, музыкального слуха, дикции, контроля дыхания, владения голосом и даже хоть сколько-нибудь приятного тембра, и современный слушатель полностью согласится с ними – от Дженкинс остались записи, вполне доступные на YouTube, и они звучат как жестокая пародия на оперное искусство.
(Осторожно, уши могут закровоточить!)
Сама же Флоренс до самой своей смерти искренне верила, что она – величайшая оперная певица в мире, а смех в зрительных залах на ее концертах и критика в прессе – не более чем нападки со стороны злобных завистников ее божественного сопрано.
Свою певческую карьеру Флоренс начала лишь в 40-50 лет. После смерти своих родителей она получила в наследство приличное состояние, которое помогало ей поначалу финансировать свои выступления.
Постепенно она стала не просто знаменитостью, она превратилась в легенду. Репертуар Дженкинс состоял из произведений Моцарта, Верди, Штрауса и романсов Брамса, которые находились далеко за пределами ее технических возможностей. По воспоминаниям очевидцев, даже ее бессменный аккомпаниатор Косме Макмун вынужден был порой корчить рожи за спиной Флоренс, чтобы удержаться от смеха.
Флоренс любила сложные костюмы, которые придумывала сама, и часто выходила на сцену в образе ‘»Ангела вдохновения», в изысканном шелковом платье с картонными крыльями за спиной, что, может, и пошло бы юной стройной девочке, но на корпулентной немолодой даме создавало дополнительный комический эффект. В общем, публика валом валила на ее концерты.
Апофеозом ее карьеры стало выступление в Карнеги-холле в 1944 году (Флоренс было 76 лет!). Места были распроданы за несколько недель вперед, несмотря на военное время, кризис и высокую стоимость билетов. Трудно сказать, чего было больше на этом концерте: аплодисментов или смеха в зале.
Она умерла через месяц, 26 ноября 1944 года. Умерла в общем-то счастливым человеком, ведь она исполнила свою мечту, она хотела петь, и она пела, а остальное, в сущности, неважно.
улетай на крыльях ветра из Князь Игорь
из хора «улетай на крыльях ветра» из « Князь Игорь»
12 января 2010
Автор: erikfro
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках;
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зеленых,
И сладкий виноград растет.
Там тебе привольней, песня,
Ты туда и улетай
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
meladan
Жизнь маленького хоббита
Книжка с картинками
Улетай на крыльях ветра.
Настало время вспомнить и написать еще немного об одном волшебном июньском вечере под звездным небом, на древних каменных скамьях в античном театре. На этот раз о постановке, на которую мы попали: опера Бородина «Князь Игорь» в исполнении артистов Театра Оперы и Балета моего родного Екатеринбурга (горжусь-горжусь 🙂 Как выяснилось, ария из этой самой оперы стала широко известна среди самых далеких от классического искусства людей благодаря композиции
Sissel под названием «Prince Igor»:
Ария безумно красивая, не говоря уже о том, как она прекрасна на своем месте и без высокохудожественного рэпа 🙂
Кроме этого, открытием для меня стало и знакомство с русской оперой и даже с классическим сюжетом из Слова о полку Игореве, который со школьной скамьи оказался благополучно забыт. Расскажу немного о том и другом 🙂
Немного сюрреалистично было оказаться в Древней Руси с иконами и частоколами, сооруженной в стенах римского театра. А уж если учесть и то, что речь шла о Руси во время сражений с кочевниками-половцами, а театр располагается в стране их дальних родственников, а вся история поется на русском языке с английскими субтитрами под турецким небом. Сюр, да и только!
Итак: фотографии с места действия и соответствующие им фрагменты из либретто (взяты отсюда).
Площадь в Путивле. Ее заполнила дружина и рать, готовые выступить в поход против половцев. Князь Игорь с князьями и боярами торжественно выходит из собора. Народ и бояре (хор) величают князя Игоря и его сына Владимира: «Солнцу красному слава! Слава князю Игорю!». Князь Игорь выражает решимость идти «на брань с врагом Руси», на ханов половецких.
Неожиданно начинает темнеть — наступает солнечное затмение. Все в изумлении глядят на небо. (Воспетое А.Бородиным событие точно датируется: как подтвердили исследования, описанное солнечное затмение произошло 1 мая 1185 года, и летописец, как это бывало в подобных случаях, отметил: «знамению творец Бог»). Народ видит в наступившей тьме недоброе предзнаменование и умоляет князя: «Ох, не ходить бы в поход тебе, князь!» Но Игорь не внемлет уговорам; его не страшат дурные предзнаменования.
Князь тем временем созывает княгинь и боярынь, чтобы попрощаться. Приходит Ярославна. Она бросается к Игорю с мольбой не отправляться в поход. Игорь утешает ее и все же прощается. Он поручает опеку над нею князю Владимиру Галицкому, который не просто его друг, но к тому же брат Ярославны. Тот не скупится на обещания, ведь он многим обязан Игорю, о чем и повествует в небольшом монологе («Когда отец меня изгнал, изгнали братья мне родные, ты во мне участье принял»).
Княжеский двор Владимира Галицкого. Здесь гуляет пьяный сброд. Все поют славословие князю Владимиру. Скула и Ерошка веселятся и пьют со всеми остальными. От их песен дрожат хоромы. Сам князь Владимир Галицкий только и мечтает о том, чтобы править в Путивле. Он поет об этом в своей песне «Только б мне дождаться чести», напоминающей залихватский танец. Приходит толпа девушек. Они вбегают на ступеньки к князю Владимиру. Он останавливается. Девушки жалуются князю, что княжой народ недобрый — они только что выкрали девушку («Ой, лихонько»). Князь Владимир довольно нагло говорит им, что она у него, что не так уж ей плохо и что полно-де больно о ней тужить, и в конце концов отправляет девушек прочь. Даже Скула и Брошка опешили: «Вот-те и к батюшке, вот-те и к матушке; с чем пришли, с тем и ушли».
Горница в тереме Ярославны. Княгиня одна. Ее тревожит недоброе предчувствие, ведь уже прошло много времени, как ушел Игорь, и пора уже быть от него гонцу. Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки, ищут у нее защиты от произвола ее брата. В дом к Ярославне приходит сам Владимир, ее брат. Княгиня полна решимости заступиться за девушек. Она говорит, что все скажет мужу, как он, брат, бесчинствует в его отсутствие, но Владимира это не пугает: «Да что мне Игорь твой? Вернется или нет, а мне какое дело, не все ли мне равно?» Он даже угрожает сестре. Это приводит Ярославну в негодование: «Ты смеешь мне грозить?» Получив отпор, Владимир тушуется и меняет тон. Но и продолжение его речей возмущает ее — он подвергает сомнению ее верность Игорю. На это она резко отвечает: «Да ты забыл, что я — княгиня!» Владимир уступает: он обещает назавтра отпустить девушку, но при этом зло и цинично добавляет: «А завтра заведу другую». Владимир уходит, а Ярославна, оставшись одна, молит о скорейшем возвращении Игоря.
Входят думные бояре и кланяются Ярославне. Они пришли сообщить княгине плохую новость. Звучит их хор («Мужайся, княгиня»). Они рассказывают, что русская рать разбита, а Игорь вместе с сыном попали в плен к хану. Услышав об этом, Ярославна падает без чувств. Бояре готовы защитить город. Они убеждены, что их крепость в вере в Бога и верности князю и княгине, а также в любви к родине. Княгиня благодарит их. Слышен звон набатного колокола. Враг подошел к стенам города, и в окнах дворца княгини уже виднеется зарево пожара. Несколько бояр уходят; остальные опоясываются мечами и приготовляются к обороне.
Крестный ход в Путивле
Половецкий стан. Плененный князь Игорь в тяжком раздумье. Для него ночь — мука. Он поет свою знаменитую арию («Ни сна, ни отдыха измученной душе») — один из шедевров русской оперы.
А между тем сын Игоря, Владимир, влюблен в дочь хана Кончаковну. О своей любви она поет в каватине («Меркнет свет дневной»), полной страстного томления и чувственной неги. А «Каватина» Владимира («Медленно день угасал») овеяна юношеской поэзией, очарованием роскошной южной ночи. Они поют свой страстный любовный дуэт. Ночь сладостна для них. Княжич совершенно поглощен страстью к половецкой княжне, потерял свое лицо, свою волю. Уже теперь, задолго до событий третьего действия, предрешена его судьба.
С охоты возвращается хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием («Здоров ли, князь?»). Видя, как грустен Игорь, Кончак предлагает ему «коня любого», «любой шатер», «булат заветный, меч дедов», наконец, «пленницу с моря дальнего».
Но Игорю не нужны дары хана. Он благодарит его, жмет ему руку и говорит: «А все ж в неволе не житье». Кончак раздосадован. Он даже предлагает Игорю свободу взамен на обещание князя не поднимать на хана меча и дороги ему не заступать.
Нет, такого обещания Игорь дать не может и, наоборот, заявляет хану, что, как только он окажется на свободе, он вновь соберет полки и ударит вновь. «Да, не сговорчив ты!» — с раздражением говорит Игорю Кончак и зовет половецких пленников и пленниц (чаги) повеселить их.
На сцену выходят половецкие невольники и невольницы, некоторые из них с бубнами и другими музыкальными инструментами; за ними свита и приближенные Кончака. Начинаются половецкие пляски — изумительные по красоте, ослепительно красочные сцены плясок, сопровождаемые хором. Чередуются, создавая контраст, плавная пляска девушек, необузданная, исполненная стихийной силы пляска мужчин и стремительная и легкая пляска мальчиков. Действие завершается буйно-стремительным вихрем общей пляски и хором «Пляской тешьте хана, чаги».
Тем временем князь Игорь узнает о новом поражении русского войска, и соглашается на помощь крещеного половца Овлура, который устраивает ему побег. Его сын Владимир остается, убежать с отцом ему не дает Конаковна, поднявшая тревогу.
На шум является Кончак и ханы. Половцы сообщают ему о случившемся. Побег Игоря вызывает у хана уважение: «Вот молодец! Недаром я так его любил; на месте Игоря и я бы так же поступил». И он приказывает казнить сторожевых, а княжича не трогать. Хор ханов требует казнить пленников. Но у Кончака другой план: «Если сокол ко гнезду улетел, то мы соколика опутаем красной девицей». И он объявляет Владимира своим желанным зятем.
И тут же он — коварный хан — объявляет: «Идем на Русь! В поход на Русь!» Можно только догадываться, что творится в душе Владимира.
Именно им сопутствует ария танцующих девушек-невольниц:
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках;
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зеленых,
И сладкий виноград растет.
Там тебе привольней, песня,
Ты туда и улетай.
В екатеринбуржской постановке в сцене Половецких плясов участвовала «обнаженная» (в костюме обнаженной, точнее 🙂 девушка, видимо, олицетворявшая плененную Русь. Смотрелось интересно (а на турецком берегу даже, может быть, смело 🙂
«Пляски» оставили очень яркое и мощное впечатление. Немного окунуться в эту атмосферу и представить, как все это выглядит и звучит, позволяют видеофрагменты из других постановок:
А я закончу еще несколькими кадрами с постановки в Аспендосе.
И мне, и мужу все очень понравилось. И сама постановка, и исполнители.
И, конечно, сама опера, действительно гениальная музыка (что самое удивительное, написал ее человек, по профессии будучи вовсе не композитором! история создания «Князя Игоря, кстати, очень необычна и интересна).
Мы с мужем любим классическую музыку и оперу, и но вовсе не являемся знатоками, и почти ничего, на самом деле, о ней и ее создателях не знаем. Русская же опера стала настоящим открытием. Надеюсь, знакомство с ней получит продолжение.
Поклоны, представления. Аплодисменты пусть не самого многолюдного зала, что как-то, наверное, компенсируется энергетикой и атмосферой этого места. О том, что ты только что посмотрел и послушал театральное представление на АНТИЧНОЙ сцене, снова с изумлением вспоминаешь, когда магия музыки и половецких танцев развеивается. Удивительное место, удивительный вечер, удивительный опыт. Побольше таких впечатлений нам всем желаю!