Больша́я Ники́тская у́лица (1920—1993 — улица Герцена) — улица в Центральном административном округе города Москвы. Проходит от Манежной площади до Кудринской площади, лежит между Тверской улицей и Воздвиженкой параллельно им. Нумерация домов ведётся от Манежной площади.
Содержание
Происхождение названия
Название дано по Никитскому женскому монастырю, располагавшемуся на месте нынешнего сквера перед подстанцией метрополитена (дом 7/10, угол Большого Кисловского переулка).
История
Древнейшая часть улицы (от современной Манежной площади до площади Никитских ворот) сформировалась на рубеже XV—XVI веков по трассе древней Волоцкой (Новгородской) дороги. Первоначально большая часть земельных владений, примыкавших к улице по правой стороне, принадлежала Новгородской чёрной сотне — одному из посадских объединений тяглых жителей Москвы, составлявших приходы самых древних местных церквей: Вознесение Господне «Малое» и Николая Чудотворца в Хлынове. На левой стороне улицы, не доходя церкви великомученика Никиты, в 1536 году располагался Ямской двор — первый центральный орган управления столицей, учреждённый ещё при Иване III.
В 1565 году, в связи с учреждением особого удела царя Ивана Грозного, левая сторона улицы вошла в состав опричнины, правая — земщины. На опричной стороне улицы была устроена Кисловская слобода (в районе современных Кисловских переулков), жители которой заготавливали на обиход царского Опричного двора различные соленья. За Кисловской слободой лежала обширная Поварская слобода, основанная предположительно ещё на рубеже XV—XVI вв., в которой проживали царские повара, хлебники, калашники, блинники и т. д.
С конца XVI в. улица постепенно начинает застраиваться дворами знати. В 1582 году дед царя Михаила Фёдоровича боярин Никита Романович Захарьев-Юрьев основал при церкви великомученика Никиты Никитский женский монастырь, вобравший в себя бывший боярский двор. Монастырь располагался на месте нынешней подстанции метрополитена (дом 7/10, угол Большого Кисловского переулка).
В 1920 году в связи с 50-летием со дня смерти писателя, революционного демократа А. И. Герцена, была переименована в улицу Герцена. В 1994 году улице возвращено историческое название. В 1997 году основная часть строений улицы от площади Никитских ворот до Садового кольца была включена в состав заповедной территории «Поварская — Большая Никитская». [1]
Большая Никитская находится в самом центре столицы: она начинается у Манежа, проходит через Никитские ворота и упирается в Кудринскую площадь. Улица радует малоэтажными сливочными, терракотовыми и бирюзовыми домиками и удивляет историей. Здесь венчались Пушкин и Гончарова, строились первые университеты, играла Сара Бернар. Time Out рассказывает, как Большая Никитская стала «знатной» улицей и что на ней стоит посмотреть сегодня.
От Опричного двора до университета
Никитские ворота делят улицу на две части, которые по-разному назывались до XIX века. Улица от центра до Никитских ворот была сначала Волоцкой, затем Новгородской — с XIV века здесь проходила дорога в Великий Новгород. Его жители, а также устюжане задерживались в Москве и селились слободами в районе Никитской. Современный Вознесенский переулок даже именовался в те времена «Новгородским».
Никитской улица стала в XVI веке по одноименному женскому монастырю. Он не сохранился, а вот белоснежный Храм Вознесения Господня XVI века до сих пор стоит на пересечении Большой Никитской и Вознесенского переулка.
При Иване Грозном в 1565-1575 годах между Моховой улицей и Романовым переулком, названным по двору боярина Романова, стоял Опричный двор. Для него в соседнем Кисловском переулке готовили соленья, а за ним, в свою очередь, начиналась Поварская слобода, где жили царские повара, хлебники и блинники.
Иван IV в юности столкнулся с борьбой бояр за власть. Памятуя об этом, он стремился к самодержавной власти. И в один момент царь совершил хитрый маневр — он отказался от власти из-за измены бояр и попросил выделить ему опричнину. Такое послание он отправил дворянам и духовенству, а горожанам сказал, что претензий к ним никаких не имеет. Поэтому народ попросил царя вернуться.
Иван Грозный услышал их просьбы, восстановился у власти и поделил страну на две части — опричнину и земщину. В первую были включены важные земли, где селились дворяне опричного войска, а во второй остались бояре. В Москва границей стала река Неглинка.
В XVIII веке на Никитскую заселялась знать, и слободы превратились во дворы князя Федора Ромодановского, адмирала Федора Апраксина и стольника Колычева. По указу Петра I Романов двор отдали под жилье духовенству кремлевских церквей.
В 1757 году казна выкупила для университета земли между улицей Моховой и Никитским переулком. Во 2-м Леонтьевском переулке, проходившем от Большой Никитской до Тверской, в начале XVI века стояли церкви Леонтия Ростовского и Дионисия Ареопагита. Переулок пришлось уничтожить, а церкви снести — эти земли стали частью университетского двора.
Первое здание Московского университета разместилось у Воскресенских ворот, где сейчас располагается Исторический музей, а первый корпус на Моховой открылся в 1793 году. Здание нынешнего факультета журналистики МГУ принадлежало даме из рода Пашковых, которая в середине 1830-х годов продала его императору Николаю I. Сначала там собирались проводить балы, но планы не были реализованы — и особняк подарили Московскому университету. Корпус, где сегодня находится Институт стран Азии и Африки, стал Старым университетом, а бывший дом Пашковых назвали Новым университетом, или Аудиторным корпусом. Семинары проводили в старом корпусе, в новом же читали лекции.
Уже во времена Екатерины II на улице расположились владения генерал-поручика графа Владимира Орлова, княгини Екатерины Дашковой, князя Сергея Меншикова и Якова Брюса.
Афиши, театр и зоологический музей
В 1812 году случился пожар, и часть домов по Большой Никитской выгорела. Во время Отечественной войны усилились патриотические настроения, на что отчасти повлиял и Московский университет. Еще в XVIII веке при нем открылась типография, а, когда французы подступили к Москве, она начала выпускать патриотические листовки — «ростопчинские афиши».
Федор Васильевич Ростопчин был назначен московским военным губернатором в 1812 году, а немногим позже стал московским главнокомандующим. Во время войны Ростопчин собирал ополчение, обеспечивал провиант для армии и размещал раненых в нынешней столице. Однако б ольше всего он запомнился издательством «Дружеских посланий главнокомандующего в Москве к жителям ее» — афиши, которую разносили по домам. В листках Ростопчин старался ослабить страх перед наполеоновской армией, порой преувеличивая заслуги русских войск и гротескно рисуя французов.
В 1810-х на Большой Никитской появился театр. С 1810 по 1817 годы в Усадьбе Позднякова (дом № 26/2) располагалась самая известная театральная площадка города — «Театр Позднякова».
О нем говорила вся Москва и даже писал Александр Грибоедов в комедии «Горе от ума»: «Дом в зелени расписан в виде рощи… За ширмами, в одной из комнат посекретней, / Был спрятан человек и щелкал соловьем, / Певец зимой погоды летней». Во время Отечественной войны театр стал французским. Труппа называлась «Бюрсей», а ее участниками были франкоговорящие артисты из Императорского театра Москвы.
После 1812 года многие дома знати перешли к мелким дворянам и купцам, во второй половине XIX века — к учреждениям. Дом № 11 в 1852 году принадлежал князю Горчакову, а позже был куплен для синодальных певчих. Хозяевами дома Лобанова-Ростовского (Дом № 23) в начале XIX века были Бантыш-Каменские (Дмитрий Каменский — автор «Словаря достопамятных людей земли русской»), а затем здание перешло к Платону Огареву, отцу писателя Николая Огарева. К младшему Огареву часто приходил Александр Герцен, и в доме проходили собрания кружка. Его участники вспоминали:
«…мы декламировали запрещенные стихотворения Рылеева и Пушкина и распевали наполеоновские куплеты Беранже… все волновало нас, все нас интересовало и вызывало в нас энтузиазм».
В 1886 году к дому Глебовой-Стрешневой в русском стиле, где сегодня располагается Геликон-опера, на углу Малого Кисловского переулка пристроили здание для театра. Ныне в нем размещается Московский театр драмы имени В.В. Маяковского.
В конце XIX века на углу Никитского переулка и Большой Никитской улицы силами академика архитектуры Быковского появилось здание Зоологического музея. В его внешнем виде читаются зоологические мотивы: на фасаде заметны птицы, головы животных и рептилии. На рубеже XIX-XX веков в музее работал художник-анималист Василий Ватагин, известный иллюстрациями к книгам Редьярда Киплинга, Джека Лондона и Эрнеста Сетон-Томсона. Ватагин рисовал животных физиологически точно, при этом передавая и характер зверя. Еще студентом, он оформлял залы музея, писал для экспозиции картины, фрески и панно.
Советские годы
После 1917 года часть старых флигелей снесли, улицу переименовали в честь Герцена, между Моховой и Никитскими воротами сняли трамвайную линию, положили асфальт и запустили троллейбус.
К 1935 году на месте Никитского монастыря выросло монументальное серое здание — Первая тяговая электрическая подстанция. Ее выстроили, чтобы питать центральные части Арбатско-Покровской, Филевской, Сокольнической и Замоскворецкой линий.
Адрес: Большая Никитская, 13
В XVIII веке на месте Московской консерватории располагалась типичная городская усадьба: два флигеля и здание в глубине. В 1767 году ее приобрела княгиня Екатерина Дашкова, подруга и сподвижница Екатерины Великой.
После смерти княгики усадьба перешла к ее племяннику — наместнику государя-императора на Кавказе, генерал-губернатору Новороссии Михаилу Воронцову. При нем в здании сдавали квартиры в наем, и арендовали их люди известные: художник Карл Брюллов и родители Пушкина — Сергей Львович и Надежда Осиповна. Московская консерватория стала арендатором здания в 1871 году.
Консерваториями называли городские приюты в Италии, где обучали ремеслу, в том числе музыке. Позже так стали называть музыкальные высшие учебные заведения.
Первым директором Московской консерватории стал Николай Рубинштейн. В конце XIX века она перешла к Василию Сафонову, при котором здание реконструировали, открыли большой зал и малый в правом флигеле. Работы требовали больших затрат, но Сафонову удавалось получать помощь от спонсоров, как бы мы сказали сегодня. «Господин Сафонов умеет извлекать удивительные аккорды из московских купцов», — говорил фельетонист Влас Дорошевич.
Петр Ильич Чайковский работал в Московской консерватории со дня основания. Его пригласил сам Рубинштейн. Композитор долго жил в правом флигеле, где и написал оперу «Орлеанская дева». В 1940 году Консерватория получила его имя, а в 1954-м открылся памятник композитору, созданный скульптором Верой Мухиной.
Англиканский собор Святого Андрея
Адрес: Вознесенский пер., 8/5
Во второй половине XIX века приход англиканской церкви увеличивался, и община решила выстроить храм в Вознесенском переулке. За помощью обратились к архитектору Ричарду Нилу Фриману. Однако лично англичанин в Россию не приезжал, и все чертежи передавал заказчику.
В 1920 году церковь закрыли. Там появились коммунальные квартиры в основном для людей очень бедных. К 1960 году жителей коммуналок расселили, и в церковь заехала звукозаписывающая фирма «Мелодия», которая благодаря превосходной акустике смогла устроить здесь студию. В начале 1990-х церковь возобновила работу и сегодня проводит в здании концерты органной музыки.
Адрес: Большая Никитская ул., 19/13
В архитектуре театра Маяковского читается круглая форма — в начале XIX века на этом месте была круглая зала купца Зарубина. Ротонду сдавали под маскарады и концерты. Здание сгорело в 1812 году, но восстанавливать его начали уже во второй половине XIX века.
Тогда владелицей стала Евгения Федоровна Шаховская, которая учредила частный театр и сдавала его в аренду. Одно время театр называли «Парадиз» по фамилии антрепренера Георгия Парадиза. В театре выступали русские и иностранные актеры — например, здесь играла французская актриса Сара Бернар. На этой сцене состоялся спектакль «Чайки» для единственного зрителя — ее создателя Антона Павловича Чехова.
После революции в здании открылся Театр революционной сатиры, в 1922-м — Московский театр Революции, который возглавил Всеволод Мейерхольд. Имя Владимира Маяковского театру присвоили в 1954 году.
Вертикальные конструкции, представляющие собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору. Они необходимы для усиления несущей стены.
Большая Никитская улица расположена в центральном округе Москвы (районы Арбат и Пресненский), между Манежной и Кудринской площадями.
🚇 м. Библиотека им. Ленина, м. Охотный ряд, м. Арбатская.
Нумерация домов ведётся от Манежной площади.
На Большой Никитской улице находится храм, где поэт Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837) венчался с Натальей Гончаровой. Произошло это событие в трапезной храма Большое Вознесение (Большая Никитская улица, 36) 2 марта (18 февраля по ст. стилю) 1831 года. В память об этом событии установлен фонтан-ротонда «Наталья и Александр» (расположен Между Большой Никитской и Малой Никитской улицами с восточной стороны Церкви Вознесения Господня).
На Большой Никитской улице находятся популярный театр театр имени Владимира Маяковского (дом 19), Театр «У Никитских ворот» (дом 23/9), Московская консерватория (дом 13), Зоологический музей МГУ.
На большой Никитской много здания 19 века и даже 17 века (Палаты Г. Арасланова, ⛳ Брюсов переулок, д. 1).
На части Большой Никитской, прилегающий к Садовому кольцу располагаются посольства иностранных государств.
Большая Никитская улица
Название
Улица получила название по Никитскому женскому монастырю, основанному 1582 году боярином Никитой Романовичем Юрьевым (отец патриарха Филарета).
С 1920 по 1994 годы называлась улицей Герцена, в память о революционере-демократе, писателе Герцене Александре Ивановиче (1812 – 1870).
Достопримечательности
Нечетная сторона
🏛 Дом 1 (храм святой мученицы Татианы)
Университетский домовый храм святой мученицы Татианы (домовый храм Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова). В 1833 году для Университета была приобретена усадьба Д. И. и А. И. Пашковых, расположенная на углу Моховой и Никитской улиц.
В 1833—1836 годах архитектор Е. Д. Тюрин перестроил главный усадебный дом в Аудиторный корпус (так называемое «новое здание» Университета), левый флигель — в библиотеку, а манежную часть, где в 1805—1808 годах давала спектакли труппа сгоревшего Петровского театра — в Университетскую церковь.
12 сентября 1837 года митрополит Московский Филарет освятил домовую церковь Университета; первым настоятелем домовой церкви стал протоиерей Петр Матвеевич Терновский.
Предположительно, в 1913 году на фронтоне появилась новая надпись: «Свет Христов просвещает всех».
Большая Никитская улица, 1
🏛 Дом 13 (Московская консерватория)
Здание Московской консерватории (1895 г. – 1901 г.). Памятник архитектуры (код 7701757000).
Памятник композитору Чайковскому Петру Ильичу (1840 – 1893) установлен у здания Московской консерватории (Большая Никитская, д. 13). Памятник изготовлен в 1947 – 1954 гг. известным советским скульптором Верой Мухиной.
Памятник П.И. Чайковскому
🏛 Дом 15
Магазин Вознесенской церкви (1912, архитектор В. И. Дзевульский). В этом доме размещался книжный магазин «Лавка имажинистов». В 1919—1921 годах здесь работал поэт С. А. Есенин (мемориальная табличка).
🏛 Дом 19
Московский академический театр имени Владимира Маяковского.
Театр расположен в здании бывшего театра Г. Парадиза «Парадиз» (перестроен из особняка Зарубиных — Стрешневых в 1884—1886 гг. арх. К. В. Терским, автор фасада — Ф. О. Шехтель; в 1910 году перестроен архитектором А. А. Галецким).
🏛 Дом 23/9 (Театр «У Никитских ворот»)
⛳ Никитский бульвар, 14 (Москва, район Арбат).
🏛 Дом 41
Посольство Мьянмы. Особняк Н. А. Симонова (Е. К. Рукавишниковой) (1802; после 1812; 1876, арх. А. С. Каминский).
Большая Никитская, 41
🏛 Дом 43А
«Дом Калугиной» из кинофильма «Служебный роман». Этот жилой дом построен в 1974 году.
🏛 Дом 49
Кооперативный дом Министерства культуры. С 1972 по 1974 год здесь жил Вольф Мессинг.
🏛 Дом 51, стр. 1
Посольство Танзании. Городская усадьба Н. И. Позднякова — С. В. Волковой — В. Н. Грибова (1806; 1834; 1860— перестройка, архит. Никитин; 1875; нач. XX века, архитекторы П. А. Ушаков, Е. И. Зеленский), объект культурного наследия регионального значения.
🏛 Дом 55
Усадьба Долгоруковых (Сологуба) (1756-1802 гг., 1809 г., 1850-е гг., 1859 г., 1860-е гг., 1929 г.). Памятник архитектуры (Код 7710601000).
Четная сторона
🏛 Зоологический музей МГУ (дом 6) >
⛳ Большая Никитская улица, дом 2 (бывший дом 6) (Москва, Центральный округ).
🚇 м. Охотный ряд, Библиотека им. Ленина.
Зоологический музей МГУ
🏛 Дом 12
🏛 Палаты Г. Арасланова
Палаты Г. Арасланова (17 век).
⛳ Брюсов переулок, д. 1.
Палаты Г. Арасланова
🏛 Дом 14
🏛 Дом 18
Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение) (1584 г.).
🏛 Дом 28/2 – 4 (Здание ТАСС)
Здание ТАСС (1970—1977, архитекторы В. С. Егерев, А. А. Шейхет, З. Ф. Абрамова, Г. Л. Сирота; инженеры Б. С. Гурвич, Ю. С. Маневич, А. Я. Коганов).
🏛 Площадь Никитские Ворота >
Фонтан-ротонда «Наталья и Александр» расположен Между Большой Никитской и Малой Никитской улицами с восточной стороны Церкви Вознесения Господня.
Фонтан был открыт 6 июня 1999 года, в день двухсотлетней годовщины со дня рождения Пушкина в память о его венчании с Н. Н. Гончаровой, которая проживала неподалеку, в деревянном особняке на углу Большой Никитской улицы и Скарятинского переулка (ныне на этом месте посольство Испании). Проект фонтана разработан московскими архитекторами Михаилом Анатольевичем Беловым и Максимом Алексеевичем Харитоновым. На гранитном постаменте установлены дорические колонны из серого каррарского мрамора, привезённого из Италии. На высоком антаблементе установлен золотистый купол, символизирующий купол Церкви Вознесения Господня. Внутри ротонды — скульптуры Н. Н. Гончаровой и А. С. Пушкина, выполненные Михаилом Викторовичем Дроновым.
Фонтан-ротонда «Наталья и Александр»
Скульптура «Благословенна в веках дружба народов России и Армении» — находится в сквере возле Фонтана-ротонды «Наталья и Александр». На постаменте выбиты слова «Благословенна в веках дружба народов России и Армении» на русском и армянском языках. Установлена в 1997 году, в год празднования 850-летия Москвы: скульпторы Фридрих Мкртичевич Согоян (рожд. 1936) и Ваге Фридрихович Согоян (рожд. 1970).
Скульптура «Благословенна в веках дружба народов России и Армении»
🏛 Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот («Большое Вознесение») >
Дом 36 — Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот («Большое Вознесение»). Памятник архитектуры (код 7710482000), 1794-1805 гг., 1827-1840 гг., арх.Шестаков Ф.М. В трапезной храма 2 марта (18 февраля по ст. стилю) 1831 г. состоялось венчание поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837) с Натальей Гончаровой (памятная табличка).
Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот
🏛 Памятник Алексею Толстому
Памятник скульптора Г.И. Мотовилова установлен 3 июля 1957 года. Расположен в небольшом сквере у Храм Вознесения Господня в Сторожах. Место выбрано здесь в связи с тем, что рядом, на улице Спиридоновка расположен дом, где жил писатель. Сейчас там находится Музей-квартира Алексея Толстого.
Памятник Алексею Толстому
🏛 Дом 42
Городская усадьба Суворовых (А. В. Суворова) — Н. И. Баранова — Н. П. Гагман (XVIII в. — XX в., 1873, архитектор А. С. Каминский; техник архитектуры А. В. Красильников, инженер-архитектор В. Г. Залесский), объект культурного наследия регионального значения
🏛 Дом 44
Большая Никитская, 44
🏛 Дом 46
Усадьба П. И. Бибикова (1781; рубеж XVIII—XIX вв.; после 1812; 1860—1870-е гг.) Здесь жил писатель М. А. Булгаков.
🏛 Дом 50
Посольство Испании. Особняк (1876, архитектор К. И. Андреев).
🏛 Дом 54
Посольство Бразилии. Особняк А. В. Лопатиной (1875, арх. А. С. Каминский).
🏛 Дом 56
Особняк Якова Рекка (арх. Г. А. Гельрих, 1902 год). Ограда по ул. Б.Никитской и юго-восточной внутриквартальной границе владения относится к началу XX в. и включена в реестр объектов культурного наследия Москвы.
Большая Никитская, 56
Интересные факты
В литературе
«16 апреля 1928 года, вечером, профессор зоологии IV государственного университета и директор зооинститута в Москве, Персиков, вошел в свой кабинет, помещающийся в зооинституте, что на улице Герцена. Профессор зажег верхний матовый шар и огляделся.»