Ulsd 10 ppm что за топливо

ХИМИЯ НЕФТИ

СВОЙСТВА ТОПЛИВ

Требования к дизельному топливу по ГОСТ и ТУ

ПоказательГОСТ 305-82ТУ 38.1011348-99
ЛЗАДЛЭЧ-ВДЛЭЧДЗЭЧ-ВДЗЭЧ
Цетановое число, не менее45454549454545
Фракционный состав, отгоняется при температуре, °С, не выше:
50%280280255280280280280
96%360340330360360340340
Температура вспышки (в закрытом тигле), °С, не ниже:
для тепловозных и судовых дизелей, газовых турбин62403562624040
для дизелей общего назначения40353040403535
Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны:
умеренной-5-25
холодной-35
Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны:
умеренной-10-35-10-10-35-35
холодной-45-55
Кинематическая вязкость при 20°С, сСт3,0-6,01,8-5,01,5-4,03,0-6,03,0-6,01,8-5,01,8-5,0
Коэффициент фильтруемости, не ниже333
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше-5-5-25-25
Плотность при 20°С, кг/м 3 не более860840830860860840840
Содержание серы, % масс., не более:
Вид I0,20,20,20,0350,0350,0350,035
Вид II0,50,50,40,050,050,050,05
Вид III0,10,10,10,1
Содержание, % масс., не более:
меркантановой0,010,010,01
ароматических углеводородов2010

Требования к дизельному топливу в других странах

До октября 1996 года содержание серы в дизельном топливе в европейских странах регламентировалось на уровне 0,2% (масс.) или 2000 ppm при цетановом числе не менее 49.

С октября 1996 г. европейские страны перешли на выпуск топлива с содержанием серы до 0,05 % (масс.), в дальнейшем требования постепенно ужесточались:

ПоказательСША
D 975 – 07
01.02.2007
Страны ЕС
EN 590
2009
Швеция
SS 15 54 35
2010
Плотность при 15°С, кг/м 3830-860820-845800-830
Цетановое число, не менее405151
Фракционный состав:
начало кипения, °С, не ниже180
95 % (об.), °С, не выше(90% об.) 288/338360340
Содержание ароматических углеводородов, не более в т.ч.:35,0% (об.)11,0% (масс.)5,0% (об.)
полициклических8,0% (масс.)0,02% (об.)
Содержание серы, ppm (мг/кг), не более15105

Требования к дизельному топливу в странах ЕС

Требования к дизельному топливу в США

ПоказательASTM
Метод определения
Марка дизельного топлива
No. 1-D S15No. 1-D S500No. 1-D S5000No. 2-D S15No. 2-D S500No. 2-D S5000No. 4-D
Температура вспышки, °С, не менееD 9338383852525255
Микровлага и отложения, % (об.), не болееD 2709
D 1796
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05
0,05

0,5
Одно из следующих требований должно быть выполнено:
Физическая перегонка, температура выкипания 90% (об.) фракции, °СD 86
минимум282282282
максимум288288288338338338
Имитированная перегонка, температура выкипания 90% (об.) фракции, °СD 2887
минимум300300
максимум304304356356
Кинематическая вязкость при 40°С, мм 2 /сD 445
минимум1,31,31,31.91.91.95,5
максимум2,42,42,44,14,14,124,0
Зольность, % (масс.), не болееD 4820,010,010,010,010,010,010,10
Содержание серы, ppm (мг/кг), не болееD 54531515
максимум, % (масс.)D 26220,050,05
максимум, % (масс.)D 1290,50,52,0
Скорость коррозии на медной пластинке, 3 ч при 50°С, не болееD 130No. 3No. 3No. 3No. 3No. 3No. 3
Цетановое число, не менееD 61340404040404030
Одно из следующих свойств должно быть выполнено:
Цетановый индекс, не менееD 976–8040404040
Содержание ароматики, % (об.), не болееD 131935353535
Требования работоспособности
Температура помутнения, °С, не болееD 2500
или
Фильтруемость, °С, не болееD 4539/D 6371
Масса осадка в 10% остатка, % (масс.), не болееD 5240,150,150,150,350,350,35
Смазывающая способность при 60°С, мкм, не болееD 6079520520520520520520

Требования к дизельному топливу в России

Для приведения топлив выпускаемых в РФ к требованиям экологических стандартов Евро-2,3,4,5 5 сентября 2008 г. в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 г. в силу вступил Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.

Дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки.

Изготовитель (продавец) обязан указывать в сопроводительных документах к дизельному топливу, в паспорте на него и его рекламе марку этого топлива и экологический класс автомобильной техники, для которой оно предназначено.

Производитель или продавец в паспорте на дизельное топливо, поступающие на реализацию, должны указывать сведения о наличии (наименование, свойства и содержание) присадок или об их отсутствии в этих топливах.

Выпуск в оборот дизельного топлива допускается в отношении:

Совершенствование производства дизельного топлива

Основной задачей производителей дизельного топлива на сегодняшний день является массовый переход на производство экологически чистого дизельного топлива с содержанием серы не выше 0,001 % (масс.) и ароматических углеводородов не более 11% (масс.).

Для получения дизельного топлива с содержанием серы 0,001% (масс.) без нормирования ароматических углеводородов на большинстве действующих установок гидроочистки необходимо наряду с заменой катализатора и увеличением его загрузки в 1,2-1,5 раза обеспечить повышение давления до 5 МПа и провести ряд работ по реконструкции и замене оборудования.

Вместе с тем глубокая гидроочистка дизельного топлива вызывает повышенный износ топливной аппаратуры, что может быть компенсировано введением противоизносных присадок.

В настоящее время для всех дизельных топлив, поставляемых на экспорт, введены дополнительно такие обязательные характеристики, как:

Качество дизельных топлив может быть существенно улучшено и за счет использования специальных присадок (антидымных, моющих, депрессорных, противоизносных и др.). Значительное распространение получили также депрессорные присадки, позволяющие существенно расширить выработку зимнего и арктического дизельного топлива. Все большее применение находят и противоизносные присадки, необходимые для улучшения смазывающих свойств глубокоочищенных топлив.

Источник

Современное состояние производства дизельных топлив. Требования к качеству

В последние годы во всех странах мира наблюдается увеличение потребления дизельного топлива, например в США потребление дизельного топлива увеличивается на 3,5–4,0% в год, в то время как продажа бензина – примерно на 2% в год. В Европе, где традиционно имеет место спрос на дизельное топливо, ожидается, что в 2011 г. дизельными двигателями будет оснащено более 40% легковых автомобилей против 30% в 2005 г. За пределами Европы и США потребление дизельного топлива будет увеличиваться в среднем на 4% в год, в Азии прогнозируется 5%—ный прирост. одновременно ужесточаются требования к его качеству.

В РФ действуют два стандарта на дизельные топлива: ГОСТ 303–82 и ГОСТ Р 52368–2005. Последний соответствует требованиям европейского стандарта EN 590.

Основными стимулами увеличения выработки дизельных топлив «Евро» являются требования иностранных покупателей и введение в действие технического регламента. Вместе с тем парк автомобилей состоит из техники, находящейся в эксплуатации более 10–15 лет, для которой требуется дизельное топливо, вырабатываемое по ГОСТ 305 с содержанием серы до 0,2%.

Ulsd 10 ppm что за топливо. NPZ. Ulsd 10 ppm что за топливо фото. Ulsd 10 ppm что за топливо-NPZ. картинка Ulsd 10 ppm что за топливо. картинка NPZ

С увеличением потребления дизельного топлива особое внимание уделяется снижению вредных выбросов с отработавшими газами. Эта задача является приоритет-ной для промышленно развитых стран. В Европе, с целью уменьшения выделения парниковых газов, правительство стимулирует «дизелизацию» посредством различных налоговых льгот для владельцев дизельных автомобилей и удержанием цен на дизельное топливо на уровне, привлекательном для потребителей (по сравнению с ценами на бензин).

В мае 2007г. Европейский Совет одобрил введение новых стандартов Евро-5 и Евро-6 для автомобилей с дизельными двигателями. Согласно Евро-5, выбросы оксидов азота не должны превышать 180 мг/км, а выбросы твердых частиц снижаются с 25 до 5 мг/км. Вступающий в силу в сентябре 2014 г. стандарт Евро-6 ограничивает содержание оксидов азота не более 80 мг/км. По сравнению с Евро-4 снижение NOx должно составить около 70%, а твердых частиц – 80%. Кроме ограничения содержания вредных веществ, пристальное внимание уделяется проблеме снижения содержания углекислого газа, вызывающего «парниковый эффект» и глобальное изменение климата (табл. 1).

Ulsd 10 ppm что за топливо. tabl1. Ulsd 10 ppm что за топливо фото. Ulsd 10 ppm что за топливо-tabl1. картинка Ulsd 10 ppm что за топливо. картинка tabl1

Для решения этой проблемы необходимо тесное сотрудничество всех заинтересованных сторон – автомобилестроителей, производителей топливной аппаратуры и разработчиков двигателей и каталитических систем нейтрализации отработавших газов, а также нефтепереработчиков – в производстве экологически чистых топлив. Вслед за требованиями по ограничению содержания вредных веществ в отработавших газах дизелей ужесточаются требования и к качеству самих дизельных топлив (табл. 2).

Ulsd 10 ppm что за топливо. tabl2. Ulsd 10 ppm что за топливо фото. Ulsd 10 ppm что за топливо-tabl2. картинка Ulsd 10 ppm что за топливо. картинка tabl2

Лидером в этой области была Швеция, которая уже в 1991 г. ввела спецификации на дизельное топливо класса I и II, предусматривающие содержание серы 10 и 50 ppm. В 1993 г. в Калифорнии был введен стандарт, ограничивающий содержание серы до 500 ppm, ароматических углеводородов до 36%, полициклических ароматических (ПАУ) – до 1,7%. С 2006 г. установлены новые нормы на содержание серы – не более 15 ppm. Обеспечение рынка обошлось американским НПЗ более чем в 8 млрд долл.

В Канаде с 1 июня 2006 г. действует стандарт, ограничивающий содержание серы до 15 ppm.

Европейский стандарт EN 590 за последние десятилетия претерпел существенные изменения: содержание серы снижено с 0,05 до 0,001%, цетановое число увеличено с 49 до 51 ед., конец кипения топлива снижен на 10°С (с 370 до 360°С), установлены ограничения на плотность топлива.

В 2000 г. введено четыре новых показателя и установлены нормы на них: содержание полициклических ароматических углеводородов, смазывающая способность, окисли-тельная стабильность, цетановый индекс. В 2005 г. в EN 590 введен дополнительный показатель – содержание сложных эфиров жирных кислот, что свидетельствует о рынке биодзельного топлива: в 2005 г. – до 5%, в 2009 г. – до 7%.

В сентябре 2009 г. вступил в силу новый стандарт EN 590:2008, заменяющий EN 590:2004. Основные отличия нового стандарта: • ограничение содержания серы в топливе не более 10 ppm; • введение нового метода определения цетанового числа в качестве альтернативного (Ignition Quality Tester – EN 15195); • уточнение ряда методов испытаний для дизельных топлив, содержащих эфиры жирных кислот.

В некоторых европейских странах существуют дополнения к общему стандарту EN 590 на дизельные топлива. Так, во французской версии стандарта (табл. 3) дается перечень противоизносных присадок, допущенных к перекачке по трубопроводам. Особое внимание отводится удельной электропроводности дизельных топлив. Минимальное значение удельной электропроводности дизельного топлива должно составлять 150 пСм/м при 20°С.

Страны Юго-Восточной Азии нацелены на приведение своих стандартов на топлива в соответствие со стандартами США и Европейского Союза. Япония, Китай и Южная Корея перешли на производство высококачественных низкосернистых дизельных топлив с содержанием серы до 50 ppm.

Ulsd 10 ppm что за топливо. tabl3. Ulsd 10 ppm что за топливо фото. Ulsd 10 ppm что за топливо-tabl3. картинка Ulsd 10 ppm что за топливо. картинка tabl3

Некоторые НПЗ в этих регионах начали выпускать дизельные топлива с содержанием серы до 10 ppm.

До недавнего времени столь жесткие требования предъявлялись только к дизельным топливам для быстроходных дизелей, но сегодня речь идет об использовании такого топлива во внедорожной технике (тепловозах, морских судах). Это объясняется тем, что внедорожная техника потребляет около 10% от всего производимого топлива, но ее вклад в загрязнение атмосферы намного превосходит загрязнения от автотранспорта. Поэтому Европейский Парламент предлагает унифицировать требования к дизельному топливу для дорожных и внедорожных автотранспортных средств (350 ppm и менее).

В США с июня 2012 г. содержание серы в дизельных топливах для железнодорожного транспорта и морских судов будет ограничено до 15 ppm.

В России главным нормативным документом, по которому изготавливается до 70% дизельных топлив, является ГОСТ 305. По содержанию серы в ГОСТ 305 установлено два вида топлива до 0,2% и до 0,05% (для этого топлива введен показатель смазывающей способности). В соответствии с требованиями Регламента содержание серы 0,5% исключено из стандарта. ГОСТ 305 действует с 1982 г. и давно морально устарел.

Введение каких- либо дополнений в ГОСТ 305 встречено протестом со стороны военных. На территории РФ действует также национальный стандарт ГОСТ Р 52368, разработчиком которого является ОАО «ВНИИИ НП». Показатели качества этого стандарта соответствуют европейской нормали EN 590. Исключение составляет содержание серы – 0,035% для дизельных топлив Евро-3.

Требования к дизельным топливам в соответствии с российскими нормативными документами приведены в табл. 4.

Ulsd 10 ppm что за топливо. tabl4. Ulsd 10 ppm что за топливо фото. Ulsd 10 ppm что за топливо-tabl4. картинка Ulsd 10 ppm что за топливо. картинка tabl4

Регламент допускает выпуск в оборот дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники (это техника тепловозная и судовая, техника, работающая в карьерах, а также газотурбинные энергетические установки). Для этой техники предусмотрены отступления по показателям: содержание серы – до 0,2%, цета-новое число – не менее 45 ед., при этом содержание полициклических ароматических углеводородов и смазывающая способность не нормируются. Выпуск такого топлива разрешен в течение трех лет со дня опубликования регламента, т.е. до 5 сентября 2011 г.

Ulsd 10 ppm что за топливо. tabl5. Ulsd 10 ppm что за топливо фото. Ulsd 10 ppm что за топливо-tabl5. картинка Ulsd 10 ppm что за топливо. картинка tabl5

Ulsd 10 ppm что за топливо. tabl6. Ulsd 10 ppm что за топливо фото. Ulsd 10 ppm что за топливо-tabl6. картинка Ulsd 10 ppm что за топливо. картинка tabl6

В настоящее время 20 НПЗ получили разрешение на производство дизельных топлив Евро (табл.7). В 2007–2008 гг. Евро-5 изготавливали ОАО «ЛУКОЙЛ-Пер-мнефтеоргсинтез», ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», ЗАО «Рязан-ский НПК», ОАО «Новокуйбышевский НПЗ», ОАО «Яросла-внефтеоргсинтез».

Ulsd 10 ppm что за топливо. tabl7. Ulsd 10 ppm что за топливо фото. Ulsd 10 ppm что за топливо-tabl7. картинка Ulsd 10 ppm что за топливо. картинка tabl7

Вместе с тем, согласно прогнозу развития автомобиль-ной техники «НПО автопроизводителей России» (на январь 2009 г.), парк автомобилей с дизельными двигателями состоит из техники, находящейся в эксплуатации более 10–15 лет, требующей топливо с содержанием серы 0,2% (рис. 1). В 2009 г. на дизельном топливе с содержанием серы 0,2% будет эксплуатироваться 60% грузовых машин, около 70% автобусов и более 50% легковых машин. Потребность в топливе с содержанием серы 10 ppm отсутствует.

К 2015 г. уже более 60% грузовых автомашин будет рабо-тать на дизельном топливе с содержанием серы 50 ppm и примерно 15% – на дизельном топливе с содержанием серы 10 ppm (рис. 2). Изменилась картина по автобусам и легковым автомобилям. Но даже в 2015 г. останется потребность в дизельном топливе с содержанием серы до 0,2%: по грузовым – 14% парка, по автобусам – около 40% и легковым – 10% от парка легковых автомобилей.

В вооруженных силах состояние по обновлению техники крайне неудовлетворительное: 80% парка составляют автомобили со сроком эксплуатации более 12 лет. Техника находится на хранении, и еще лет 20 будет храниться. В то же время на военной технике не допущены к применению присадки, химмотологические карты на изделия, конструкторская и эксплуатационная документация не разрешает использование дизельного топлива с низким содержанием серы и пакетом присадок. Для этого потребуется провести комплекс научных исследований, стендовых испытаний на объектах военной автомобильной и бронетанковой техники, организационно-технических мероприятий, обосновать сроки хранения такого топлива на складе горючего и в топливных баках во всех климатических регионах.

Во всем мире производство дизельных топлив с низким содержанием серы поддерживается законодательно путем дифференцированного налогообложения. В России 22 июля 2008 г. принят федеральный закон о внесении изменений в налоговый кодекс РФ. Если действующая налоговая ставка для всех видов дизельного топлива составляет 1080 руб./т, то с 2011 г. вводится дифференцированное налогообложение (табл. 8).

Ulsd 10 ppm что за топливо. tabl8. Ulsd 10 ppm что за топливо фото. Ulsd 10 ppm что за топливо-tabl8. картинка Ulsd 10 ppm что за топливо. картинка tabl8

Большой заслугой в том, что в России будет введено дифференцированное налогообложение, стимулирующее выпуск высококачественных топлив, являются работы Б.Н. Давыдова, который в течение нескольких лет настойчиво «пробивал» этот закон.

Текст перепечатан из Научно технического журнала “МИР НЕФТЕПРОДУКТОВ”. Автор – Т.Н. МИТУСОВА, д-р техн. наук (ОАО «ВНИИ НП»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *