Ultra surround или dolby digital что лучше
Dolby digital plus и ultra surround что лучше
В этой статье мы поговорим о современных форматах кино, их отличиях и сделаем вывод о том, какой кинозал подойдет именно вам.
Я лично выбираю только кинотеатры dolby atmos и imax. Почему именно туда? Всё очень просто: я занимаюсь кинотеатрами профессионально, поэтому просто терпеть не могу сильных недочетов в кино. Как следствие, делаю выбор только в пользу dolby atmos и imax.
В России большинство кинотеатров построены по системе dolby surround 7.1 ex. Эта технология существует на рынке с конца 90х годов и уже успела устареть.
Кроме того, нет никаких стандартов по настройке звука, когда кинозал принимается заказчиком. Поэтому один зал от другого сильно отличается. Качество звука оставляет желать лучшего. Как только зал сдан и принят, он начинает работать и зарабатывать деньги, чтобы быстрее окупиться. Очень редко владельцы кинозалов заботятся о свежих лампах проекторах, звучании колонок без искажений. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что что-то не так, но не всегда понятно, что именно.
В случае с dolby atmos приезжает инженер, который контролирует все процессы по настройке, иногда даже сам калибрует оборудование. Это дает стабильный и качественный результат.
Компания imax подходит к вопросу качества более строго. Все залы проектируется в головной компании в Канаде, строятся с участием сотрудников компании. Каждый зал оснащается самой передовой техникой. Более того, сотрудники компании imax следят за тем, что происходит в каждом их кинотеатре по всему миру.
Чем отличаются dolby atmos и dolby surround?
В сравнении с dolby surrond, Dolby atmos имеет дополнительные колонки на потолке. Ранее колонки были в 4 плоскостях: спереди, по бокам и сзади. Dolby atmos подразумевает 2 ряда колонок на потолке во всю длину кинозала, 2 дополнительных сабвуфера на задней стене и дополнительные колонки за экраном.
Что это даёт зрителю? Раньше звуки были только вокруг вас. Dolby atmos же позволяет услышать звук из любой точки полусферы над вами. Звуки могут передвигаться из одной точки кинозала в другую. Например, летящий самолет вы услышите прямо над вами.
Dolby cinema — еще одна система, которая заслуживает внимания, но, к сожалению, еще не присутствует в России, однако она уже несколько лет есть в Европе и Америке. Она отличается от dolby atmos картинкой в формате dolby vision. Это такая разновидность формата HDR, когда черный цвет более черный, а яркие отблески настолько яркие, что слепят глаза, как это происходит в реальном мире.
А теперь поговорим об IMAX. Его основная фишка, конечно же, картинка: огромный размер, высокое разрешение и динамический диапазон. В самом последнем поколении imax изображение бескомпромиссное. Черный цвет настолько глубок, что при его отображении на экране, невозможно понять включен или выключен проектор.
Размер экрана достигает 29 метров. Сидите вы достаточно близко, угол обзора при этом составляет 79-80 градусов, а это задействует всё периферическое зрение человека.
В кинотеатрах imax всё сделано для того, чтобы вы полностью погрузились в происходящее на экране:
1. Картинка, которое задействует ваше периферическое зрение.
2. Звук, который контролируется удаленно из головной компании в Канаде.
3. Специально организованная геометрия помещения, чтобы каждому зрителю было видно всю картинку целиком.
Выбор кинотеатра зависит от вас и ваших стандартов качества. Я лично последние 2 года хожу только в imax. Рекомендую всем хотя бы раз попробовать, чтобы решить для себя, стоит ли это тех денег. А в какой кинозал ходите вы? Пишите в комментариях.
Если вы хотите бескомпромиссного звучания и картинки — это однозначно imax. Если вам в первую очередь важен звук, то вас удивит кинозал dolby atmos. Если вы хотите просто посмотреть фильм, какой-то артхаус, режиссерскую версию давно известной картины, то вас устроит dolby surround. Разница в стоимости билетов — 300 рублей за каждый уровень в порядке dolby surround — dolby atmos — imax. Ставьте лайк, если статья помогла вам определиться с выбором кинозала. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о звуке и картинке в мире кино.
Acoustic Solutions. Создание домашних кинозалов высокого уровня.
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
ЗВУКОМАНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
Война форматов объемного звука
Война форматов объемного звука
К сожалению, объемный звук, для многих, остается запутанной технологией.
Война форматов объемного звука
Хотя большинство понимает идею использования нескольких колонок для домашнего театра, как объемное звучание, но многие не понимают разницу между всеми этими различными форматами. 5.1, 6.1, 7.1, 9.2, Pro-Logic IIx, Pro Logic IIz, Dolby DSX и многих других.
Pro Logic
Между прочим, Pro Logic Surround от Dolby, кодирует отдельные сигналы в основные левые и правые каналы. Pro Logic хорош для декодирования двух дополнительных каналов звука из ТВ, видеокассеты. Не будем на нем останавливаться это очень старый формат.
Dolby Digital 5.1 / AC-3
Помните лазерные диски? Хотя они были изобретены в 1978 году, они просуществовали до 1983 года, когда Pioneer Electronics купил контрольный пакет акций в этой технологии, которым он сразу воспользовался. Одним из преимуществ лазерных дисков (LD) является то, что он предоставил намного больше места, чем видеокассета. Dolby воспользовался этим фактом и создал AC-3, в настоящее время известный как Dolby Digital. Этот формат улучшили и сделали Pro-Logic, тогда он позволил для стерео акустики создать объемный звук, который могут обеспечить более широкую полосу пропускания. Это также способствовало добавление низкочастотного канала эффектов, добавляя «0,1» в 5.1, который обрабатывается с помощью сабвуфера.
Кстати, первый Dolby Digital с объемным звуком начал пробиваться в домашние кинотеатры. Даже, в 1997 году когда начали выпускаться DVD-диски, Dolby Digital был форматом объемного звучания по умолчанию. По сей день, Dolby Digital 5.1, по мнению многих, это стандарт звука для кино, и выходит в большинстве Blu-Ray дисков.
Что такое рынок технологий без небольшой конкуренции? До определенного момента, Dolby более или менее доминировал со своим объемный звуком. Но, в 1993 году, вышел DTS. Кстати, DTS, является сокращением от Digital Theater Systems, это еще одна компания для цифрового объемного звука в кино. Объемный звук DTS был впервые применен в фильме «Парк Юрского периода». DTS использует более высокий битрейт и, следовательно, обеспечивает больше аудиоинформации. Это как разница между прослушиванием: 320kbps MP3-файл и файлом в flac 860 kbps. Разница в качестве звука заметна, но в бюджетных системах незначительна.
DTS Neo
Формат DTS Neo: 6, по существу, идентичен Pro Logic II и также из стереофонического двухканального источника кодирует в 5.1 или 6.1 канальный звук. Впрочем, так же, как Pro Logic II, он обеспечивает хороший объемный звук.
DTS Surround Sensation
DTS Surround Sensation это формат объемного звука, который создает фантомный центр.
С-90 для 5.1
Он способен принять любой источник 5.1-канальный и воссоздать ощущение объемного звука с помощью всего двух колонок. Кроме того, объемный звук можно также расширить двухканальным сжатым аудиосигналом (например, MP3) для более объемного прослушивания.
В целях повышения объемного звука за счет расширения «звуковой сцены,» добавили шестую колонку к исходной конфигурации 5.1 получилось 6.1. Эта шестая акустика должна была быть помещена в центре сзади в комнате. Из-за этого вышло много путаницы вокруг объемного звука. Люди уже привыкли думать про колонки окружающего звучания (неправильно) как «тылы», потому что они так часто видели их размещенными позади в углах. Размещение этой колонки, призывала к объемному звучанию, которая будет размещена просто за местом слушателя. Смысл этой 6 колонки, для того чтобы дать слушателю впечатление, если что-то приближается сзади или исчезает сзади. Но 6.1 не прижился и закончил тем, что просто сбивал всех с толку.
Чтобы сделать звук еще более запутанным Dolby Digital / THX и DTS предложили различные 6.1 версии.
Dolby Digital и THX сотрудничали, чтобы создать версию, известную, как «EX» или «Surround EX.» Информация кодируется в левой и правой АС окружающего звучания. DTS, с другой стороны, предложили два различных варианта 6,1. DTS-ES Discrete и DTS-ES Matrix.
7.1 Blu-Ray
Как это часто бывает в мире электроники, только когда вы решили стиснуть зубы и купить новое оборудование, приходит что-то новое, и вы оставляете свой новенький ресивер в пыли и бежите покупать еще новей.
Так было, когда 7.1 звук была введен в сочетании с HD-DVD и Blu-Ray дисками. Просто, когда люди начали привыкать к 6.1, то 7.1 пришел в качестве нового сверх объемного формата.
Также как и 6.1, у формата 7.1 есть несколько различных версий. Все они добавляют по 2 колонки объемного звучания. Информация дискретна, что означает, что каждая АС получает свою собственную конкретную информацию.
Dolby предлагает две различные версии 7.1.
Dolby Digital Plus, которая, по-прежнему включает в себя сжатие данных и занимает меньше места на Blu-Ray диске.
Dolby TrueHD, с другой стороны, это звук без потерь. Поскольку никакое сжатие не участвует, Dolby TrueHD предназначен для студийной мастер-записи.
DTS также имеет две 7.1 версии, которые отличаются так же, как и в версиях от Долби.
DTS-HD с потерями, сжатый формат 7.1, и DTS-Master HD звук без потерь который идентичен студийной мастер-записи.
Важно отметить, что данное микширование 7.1-каналов не всегда включено в Blu-Ray диски. Киностудии должны выбирать 7.1, но они не всегда делают это. Есть и другие влияющие факторы.
Во многих случаях, 5.1 может быть расширена до 7.1 с помощью A/V-ресивера. Таким образом, эти задние колонки окружающего звучания не нужны, если они не получают сигнала.
9.1: Pro Logic возвращается
Если вы уже ходите по магазинам и выбираете ресивер, то вы могли заметить, что многие предлагают один или несколько различных версий Pro обработки Logic.
В современном мире у Dolby Pro Logic, уже есть: Pro Logic II, Pro Logic IIx и Pro Logic IIz. Давайте взглянем на то, что каждый из них делает.
Pro Logic II больше всего напоминает ранний Pro Logic в том, что он может сделать объемный звук 5.1 из стереофонического источника. Разница в том, Pro Logic II делает объемный звук из стерео звучания.
Этот режим обработки обычно используется при просмотре HD телеканалов в стерео.
Dolby Pro Logic IIx
Усовершенствование Dolby Pro-Logic II, дало помимо двух задних каналов, в дополнение к Dolby Pro-Logic II т.е 5.1 каналов, в результате чего появилась Dolby Pro-Logic IIx, система обработки объемного звука в 7.1-канальный.
Dolby Pro Logic IIz
Отличный от Dolby Pro Logic IIz это формат обработки звука объемного звучания, который расширяет объемный звук в вертикальную плоскость. Dolby Pro Logic IIz предлагает возможность добавления еще двух фронтальных колонок, которые расположены над левой и правой основной акустикой. Эта функция добавляет «вертикаль» или накладные колонки для области объемного звучания (к примеру, для дождя, вертолетов, самолет и прочих эффектов). Таким образом, Pro Logic IIz позволяет добавить две «фронтальных колонки на высоту», которые расположены выше и находятся между основными стерео-колонками. Этот формат обработки звука стремится добавить больше глубины и пространства для кино. Поскольку обработка IIz может быть с 7.1 звуковой дорожкой, то полученный формат можно назвать 9.1.
Pro Logic IIx является одним из тех режимов обработки, который мы упоминали, в стандарте 5.1-канал и расширяет его до 6.1 или 7.1.
Pro Logic IIx подразделяется на фильмы, музыкальный и игровой режим.
Dolby Virtual Speaker
Dolby Labs разработала способ создания довольно точного объемного звучания, что дает иллюзию, что вы слушаете полноценную систему из 5.1 системы объемного звучания, но с использованием всего двух колонок и сабвуфера.
комплект 5.1 kef iq5
Называется Dolby Virtual Speaker, при использовании стандартных стерео источников, таких как CD, создает более широкую звуковую сцену. Также Dolby Virtual Speaker создает звуковой образ 5.1 канального звука, используя технологию, учитывающую отражения звука и, то как люди слышат звук в естественной среде, что позволяет сделать объемный звуковой сигнал, причем, без необходимости иметь пять или шесть колонок.
SRS Circle Surround и Circle Surround II
В то время как Dolby Digital и DTS подошли к объемному звуку из направленной точки прослушивания (звуки исходящие от акустики), Circle Surround погружает вас звук. Нормальный 5.1 источник кодируется до двух каналов, а затем вновь декодируется обратно в 5.1 каналов и перераспределяется обратно в 5 колонок (плюс сабвуфер) таким образом, создается более захватывающий звук без потери направленности оригинального 5.1-канального исходного материала.
Circle Surround обеспечивает повышение качества Dolby Digital и аналогичного материала исходного объемного звучания без снижения качества первоначальной идеи звукового объемного звучания.
Circle Surround II добавляет дополнительный задний центральный канал, обеспечивая полное погружение в кино исходящих позади слушателя.
SRS TruSurround XT
Tru-Surround XT является звуковой схемой, которая имеет способность принимать многоканальные кодированные источники, такие как Dolby Digital, и воспроизводить их с эффектом многоканального объемного звучания причем, с помощью двух-динамиков. Результат не столь впечатляющий, как с Dolby Digital 5.1.
Audyssey DSX
Audyssey, компания известна своей автокалибровкой программного обеспечения, стоит в многих сегодняшних A/V ресиверах, выпустила её Audyssey DSX, который также позволяет разместить дополнительные АС вне основных форматах 5.1 и 7.1. С добавлением ширины передних каналов на высоте в системе 7.1, то можно достичь до 11.1 каналов объемного звучания.
Некоторые производители ресиверов, не приобрели права и процессоры для Dolby или продуктов Audyssey, а делают свои собственные версии объемного звука. Так как это развивающийся сегмент, мы не собираемся идти дальше, а тем, кто интересуется должны посетить веб-сайт производителя.
Singxer SDA-2 ЦАП на АК4497
Я надеюсь, что статья «Война форматов объемного звука» хоть как то немного помогла.
Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам.
Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб
сли вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.
[wysija_form ]
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D)
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
Объемный звук, или Surround
Перевод с голландского Е. Митиной
Досье
Современный домашний кинотеатр оборудован аудиотехникой, способной воспроизводить объемный звук (surround sound). Стереосистема уже не может воспроизвести саундтрек фильма. В публичных кинотеатрах Европы отсутствие объемного звука тем более немыслимо. И это не случайно, потому что объемный звук резко увеличивает возможности киноэкспрессии и создает причастность зрителя происходящему на экране. Однако запредельное количество surround-форматов заставляет среднестатистического слушателя почувствовать себя заблудившимся в лесной чаще.
На заре
История началась в 1928, когда в кинотеатрах появился фильм «Jazz Singer». «Певец джаза» — первый фильм, в котором звук воспроизводится одновременно с изображением. Довольно скоро после этого старта, в 1941, публика увидела первый фильм с объемным звучанием: «Фантазию» Уолта Диснея. Саундтрек к «Фантазии» был записан на четырех отдельных каналах. Чтобы их воспроизвести, кинотеатр должен был обладать, кроме прочего, специальным проектором и некоторым количеством добавочных динамиков. Этой технике, на скорую руку окрещенной «фантасаунд», не была уготована долгая жизнь по двум причинам. Во-первых, затраты кинотеатров на оборудование для проигрывания «фантасаунда» оказались слишком высоки, а во-вторых, уникальная аппаратура, использовавшаяся для записи таких саундтреков, оказалась на дне Атлантического океана в результате нападения немецкой подводной лодки.
В середине 50-х в кинотеатрах были запущены первые удачные surround-форматы, такие как CinemaScope (35 мм, 4 дорожки) и Todd-AO (70 мм, 6 дорожек). Они записывались на магнитную ленту, которая приклеивалась к киноленте. Проектор снабжался магнитными головками для воспроизведения аудиозаписи, а кинотеатры дополнительно оснащались усилителями и динамиками. В большинстве своем звуковые каналы были фронтальными, но как минимум один из них отвечал за звук сзади. Качество звучания этих систем было довольно скверным, звук сопровождался чудовищным скрежетом, поэтому тыловой канал часто вовсе не использовали. Если он и работал, то только для воспроизведения коротких драматических спецэффектов. Позже системы воспроизведения улучшились, и звукотехники смогли чаще использовать задние каналы, не расплачиваясь за это передозировкой шумов. Таким образом, тыловые каналы были «реабилитированы» и стали широко использоваться, погружая публику в «обволакивающее» звуковое поле. Лишь с этого момента термин surround всплыл на поверхность.
До этого говорили исключительно о «стереофоническом звуке», даже если применялись четыре канала или более.
В 70-х фирма Dolby представила публике новую surround-технологию для 35-миллиметровой кинопленки: Dolby Stereo. Несмотря на вводящее в заблуждение название, Dolby Stereo — настоящий четырехканальный объемный формат, он включает левый, правый, центральный и тыловой каналы. Благодаря шумоподавлению и матричным технологиям обработки звука Dolby Stereo значительно превосходил своих предшественников. Кинозалы, не оснащенные аппаратурой Dolby Digital, до сих пор используют процессор Dolby Stereo. Добавим, что даже на самых новых кинопленках наряду с современным цифровым саундтреком присутствует еще и аналоговая дорожка Dolby Stereo, гарантирующая совместимость со всеми кинозалами.
В 1978, в связи с появлением стереофонического видеомагнитофона, возник феномен, который мы называем «домашний кинотеатр». Несколькими годами позже, в 1982, на рынок вышел первый успешный потребительский формат объемного звучания Dolby Surround (3 канала: левый, правый, тыл). Dolby Surround позволил воспроизводить саундтреки видеофильмов, кодированные в 4-х канальном формате Dolby Stereo. Улучшенная версия этой системы, способная декодировать и центральный канал, появилась на рынке в 1987 году под названием Dolby Surround Pro Logic. По сравнению с Dolby Surround ее преимуществом стало использование гибкого управления surround-каналом. Для достижения результата нужна программа в формате Dolby Surround Pro Logic (видеофильм, телепередача, лазерный диск, …) и специальный декодер. Такой декодер сейчас встраивается в любой A/V-усилитель. Однако программа может воспроизводиться и без декодера. При этом саундтрек звучит как стерео.
Цифровые surround-форматы
В 1992 году в кинотеатрах, наконец, появилась система Dolby Digital, поныне остающаяся основным surround-стандартом как для «большого» кино, так и для домашних кинотеатров. Dolby Digital использует схему «5.1 каналов»: левый, правый, центр, левый тыловой, правый тыловой и сабвуфер (он-то и есть этот самый «.1»!). Саундтрек Dolby Digital размещается на маленьких промежутках между отверстиями перфорации на кинопленке, так как каждая кинолента по-прежнему снабжается звуковой дорожкой Dolby Stereo, не оставляющей места ни для чего другого. Саундтреки Dolby Digital записаны цифровым способом, и звучат намного лучше, чем традиционные аналоговые в Dolby Stereo.
Через год наряду с Dolby Digital появилась система DTS Surround, ставшая серьезным конкурентом. Как и Dolby Digital, DTS (Digital Theatre System) — это цифровой surround-формат по схеме 5.1. Однако звуковая дорожка для DTS помещается не на самой кинопленке, а нарезается на отдельном лазерном диске. На пленке остается только временной код, который синхронизируется с временным кодом на CD. Благодаря этому в теории возможно более высокое качество звука, чем у Dolby Digital, потому что емкость дорожки на CD, понятное дело, выше, чем можно выкроить между дырочками кинопленки.
Спустя несколько лет после появления Dolby Digital и DTS в кинозалах оба формата вышли на рынок домашних кинотеатров. Чтобы воспроизводить звуковую дорожку Dolby Digital дома, надо иметь соответствующий источник (DVD-видео, цифровая телепередача, лазерный диск, компьютер или PS2-видеоигра), комплект громкоговорителей по схеме 5.1 и совместимый с Dolby Digital А/V-усилитель. Разница в качестве звука между Dolby Surround Pro Logic и Dolby Digital значительна. Это, помимо всего прочего, наблюдается из-за того, что два тыловых канала Dolby Digital работают в полном звуковом диапазоне частот и полностью независимы друг от друга. Теперь убедительных эффектов можно добиваться без проблем, используя только два тыловых канала. Еще одно отличие заключается в том, что Dolby Digital располагает отдельным каналом для воспроизведения низких частот.
Для DTS, опять-таки, необходим носитель, закодированный в DTS (это обычно указано на коробке DVD-диска) и DTS-декодер (им снабжены практически все новые модели А/V-усилителей). Так как стандартом для DVD-видео является Dolby Digital, а DTS рассматривается только как дополнительная возможность, многие DVD имеют только одну звуковую дорожку — для Dolby Digital. Другими словами, на DVD-видео DTS встречается только в комбинации с Dolby Digital.
По сути, DTS обладает приблизительно теми же параметрами, что и Dolby Digital, но выигрывает за счет большей емкости звуковой дорожки. Из-за этого, в принципе, DTS превосходит Dolby Digital и в домашнем кинотеатре, но разница в качестве невелика. А у DVD-дисков, снабженных обеими системами, есть одна неприятная особенность. Дело в том, что когда на ограниченном дисковом пространстве находятся две полноценные звуковые дорожки вместо одной, остается меньше места для изображения и специальных возможностей. Приходится либо отказаться от специальных возможностей, либо согласиться с пониженным качеством картинки (снижение битрейта). Этой неприятности можно избежать, поместив, к примеру, специальные возможности на отдельный диск. Однако было бы гораздо лучше, если бы DTS стали рассматривать как самостоятельный стандарт, и на рынке появились бы «дивидишки» только с DTS-дорожкой, без Dolby.
Начиная с 1994 в кинотеатрах, в дополнение к Dolby Digital и DTS, появляется третий surround-формат: SDDS (Sony Dynamic Digital Sound). SDDS — цифровой surround-формат, который может включать до восьми каналов цифровой информации. Однако фирма Sony пока не собирается выбрасывать SDDS на рынок домашних кинотеатров (вот почему эта система менее известна среди потребителей).
Мало того!
Несколько лет назад Dolby в сотрудничестве с THX явили миру систему Dolby Digital Surround ЕХ. Эта surround-система, также известная под именем ТНХ Surround ЕХ, построена по схеме 6.1. Речь идет об уже известных звуковых каналах Dolby Digital с добавлением дополнительного тылового канала (back surround). Звуковая информация, предназначенная для канала back surround, закодирована с помощью матричной технологии в «обычных» surround-каналах. При воспроизведении информация этого канала синтезируется средствами системы Dolby Surround Pro Logic. Вы можете справедливо заметить, что Dolby Digital Surround ЕХ – это гибрид из Dolby Digital и Dolby Surround Pro Logic. Преимущество матричной кодировки в том, что звуковые дорожки Dolby Digital Surround ЕХ абсолютно совместимы и с аппаратурой Dolby Digital. Информация, предназначенная для канала back surround, в этом случае воспроизводится через «обычные» surround-колонки. Однако чтобы воспроизвести Dolby Digital Surround ЕХ во всей красе, нужен подходящий декодер (в новейших высококлассных А/V усилителях он уже встроен) и дополнительная АС, которую следует установить непосредственно позади слушателя. Однако еще лучше разделить этот сигнал надвое и послать на два дополнительных динамика.
Немного сбивает с толку, что в кинотеатрах эта система называется Dolby Digital Surround ЕХ, а в мире домашних кинотеатров известна под именем ТНХ Surround ЕХ.
Конкурирующая фирма, DTS, выпустила сходную систему, названную DTS ES. Она известна в двух разновидностях: DTS ES Matrix и DTS ES Discreet. Уже по названию можно понять, что DTS ES Matrix, как и Dolby Digital Surround ЕХ, использует матричную технологию для кодирования дополнительного тылового surround-канала. В системе же DTS ES Discreet дополнительный канал выделен и воспроизводится самостоятельно. Для воспроизведения обоих вариантов DTS ES нужен специальный декодер. Так как DTS ES не получил широкого распространения, во многих А/V-усилителях такие декодеры отсутствуют.
Чтобы дать перспективу, приведем несколько цифр. В формате Dolby Surround сделано более 12 000 фильмов, в Dolby Digital — около 4000, в Dolby Digital Surround ЕХ — не более шестидесяти. Фильмы же с аудиодорожкой в формате DTS ES Discreet можно пересчитать по пальцам…
Тех же щей да иначе влей: Dolby Pro Logic II и DTS Neo: 6
Dolby Surround Pro Logic II — это, в первую очередь, улучшенная версия древней системы Dolby Surround Pro Logic. Другими словами, программный материал, который раньше нужно было воспроизводить с помощью декодера Dolby Surround Pro Logic (тип I), сегодня можно воспроизводить с помощью типа II, и это дает лучшие результаты. Кроме того, Pro Logic II отлично подходит для перевода звуковой информации из формата стерео в какой-либо из мультиканальных форматов (например, в объемный звук по схеме 5.1). Хотя, конечно, все зависит от музыкального стиля и персональных пристрастий слушателя. Множество аудиофилов придерживаются мнения, что музыка, изначально записанная в стерео, должна воспроизводиться только в стерео. Dolby Surround Pro Logic II известен в двух версиях: Movie и Music. Тип Movie, как следует из названия, предназначен для кино, а Music — для перевода стереозвука в объемный по схеме 5.1. Современные A/V-усилители, впрочем, обычно имеют декодер Pro Logic II в обоих вариантах.
Фирма DTS, постоянный соперник Dolby, выпустила на рынок систему DTS Neo:6 (в противовес Dolby Surround Pro Logic II). Формат DTS Neo:6, как и Pro Logic II, известен в двух вариантах: Cinema и Music, однако он не задуман как продолжение старой системы. Единственная функция DTS Neo:6 — перевод двухканального звукового материала в объемный звук по схеме 5.1 или 6.1. Для музыкальных стереоисточников лучше использовать DTS Neo:6 Music, а для видеоматериала со стереофонической звуковой дорожкой — DTS Neo:6 Cinema.
Dolby Headphone и Dolby Virtual Speaker
Чтобы слушать Dolby Headphone, не нужны специальные наушники. Подходят и обычные стереонаушники. Dolby Headphone есть тоже в двух вариантах: Dolby Headphone и Dolby Headphone Stereo. Первый вариант имитирует в наушниках комплект АС по схеме 5.1 и совместим с любым, настоящим или переведенным из стерео, surround-форматом (после того, как он преобразован в PCM-сигнал), а также с МLP-сигналами DVD-аудио. Второй вариант прямо не связан с объемным звучанием, но является алгоритмом, который имитирует звук двух идеально установленных в помещении колонок.
Итак, Dolby Headphone имитирует комплект АС по схеме 5.1 или двухканальный комплект с помощью самых простых наушников, но сам по себе surround-форматом не является. Dolby Headphone встраивается во все большее количество A/V-усилителей, но ни о какой революции это не говорит.
Продолжая идею Dolby Headphone, Dolby недавно разработала технологию Virtual Speaker. Два варианта новой технологии: Dolby Digital Virtual Speaker и Dolby Pro Logic II Virtual Speaker. Система служит для извлечения объемного звука из двух АС, которые стоят на своих обычных местах перед слушателем или зрителем. Система выпущена совсем недавно, и о ее успехах мало что известно. Dolby заявляет, что Virtual Speaker больше заинтересует телезрителей, и, соответственно, не вызовет ажиотажа среди «серьезных» поклонников домашних кинотеатров.
Dolby Digital Virtual Speaker применяется, если материал записан в Dolby Digital, а Dolby Pro Logic II Virtual Speaker предназначена для любого двухканального носителя.
ТНХ
С недавнего времени логотип ТНХ был объявлен гарантией образцового качества звука и изображения — как для больших кинотеатров, так и для домашней техники. Лейблом ТНХ могут похвастаться лишь те залы и аппараты, которые соответствуют самым высоким требованиям. Хотя система ТНХ всегда имела дело с объемным звуком, а лучше сказать, с утверждением стандартов его воспроизведения, сама по себе она никогда не была surround-форматом. Раньше в некоторых кинотеатрах можно было слушать звуковые дорожки Dolby Stereo с качеством ТНХ, а сейчас во многих залах можно услышать звуковую дорожку Dolby Digital или DTS 5.1, «пропущенную» через ту же ТНХ. Несколько лет назад лейблы ТНХ и Dolby стали тесно сотрудничать, и это принесло свои плоды в виде уже упомянутой Dolby Digital ЕХ, она же ТНХ Surround ЕХ. Последним шагом в развитии ТНХ стал выпуск системы ТНХ Ultra 2 для усилителей домашних кинотеатров. Фактически ТНХ Ultra 2 — это расширенная версия ТНХ Ultra, «заточенная» под A/V-усилители и A/V-процессоры. В отличие от ТНХ Ultra, ТНХ Ultra 2 следует все же признать surround-форматом. ТНХ Ultra 2 включает в себя ТНХ Ultra 2 Cinema Mode и ТНХ Music Mode и предназначена в первую очередь для восьмиканальных (7.1) surround-систем. Как уже сказано, 7.1 — схема, нестандартная для объемного звука, появившаяся в результате того, что многие производители A/V-процессоров и усилителей разделили надвое добавочный surround-канал системы 6.1 (Dolby Digital Surround ЕХ и DTS ES) для оптимального, по их мнению, распределения звука. ТНХ Ultra 2 может воспроизводить источники звука, записанные по схемe 5.1 («нормальные» DVD в Dolby Digital и DTS) по схеме 7.1. При этом колонки, которые нужны только для Dolby Digital ЕХ и DTS ES, расширяют тыловую панораму дорожек, записанных по схеме 5.1.
Небезынтересно…
Наряду с различными Dolby, DTS и ТНХ surround-форматами, в природе циркулирует еще некоторое количество менее известных surround-форматов других производителей. Например: Logic 7, TMS (TAG McLaren Surround), CS 5.1, Trifield, Ambisonics…
Кроме того, феномен объемного звука достаточно много продиктовал аудиотехнике. Как DVD-audio, так и конкурирующий с ним SACD (SuperAudioCD) могут использовать surround-звучание. Но не все музыкальные произведения на этих носителях изначально записаны в объемном звуке. На многих SACD имеется как стерео-, так и surround-версия одних и тех же музыкальных произведений, и выбирать остается слушателю. Музыкальные произведения, записанные в объемном варианте на DVD или SACD, могут использовать ту же раскладку каналов, что Dolby Digital и DTS. Значит, их можно слушать во всей красе в системе домашнего кинотеатра. Снабжая домашний кинотеатр A/V-усилителем и комплектом акустических систем по схеме 5.1, потребитель за те же деньги получает возможность наслаждаться любимой музыкой в объемном звучании.
Выводы
Если вы собираетесь покупать A/V-усилитель или процессор, то лучше не спеша выяснить, какие surround-форматы эти «зверюги» поддерживают. Для воспроизведения DVD с объемным звуком необходимо, чтобы техника поддерживала хотя бы форматы Dolby Digital и DTS 5.1. К счастью, оба формата являются стандартными для большинства A/V-усилителей. Старенькая Dolby Pro Logic интересна, но в связи с выходом более совершенной Dolby Pro Logic II, которую можно найти почти во всех новых усилителях, она уже отходит в прошлое. Кстати, Pro Logic II сделала практически ненужной и систему DTS Neo: 6.
В форматах Dolby Digital Surround ЕХ (6.1) и различных версиях DTS ES (6.1) выходит не так уж много дисков. Еще одним их изъяном является необходимость установки дополнительной колонки (а лучше — двух) для соответствия требованиям схемы 6.1. Более дорогие усилители чаще снабжены декодерами Dolby Digital Surround ЕХ или DTS ES, а те, что подешевле, — реже. Тем, кто не признает компромиссов в вопросах качества, придется раскошелиться на A/V-усилитель 7.1, и лучше, если он будет совместим с ТНХ Ultra 2. В этом случае даже дорожки, записанные для схемы 5.1, можно будет воспроизводить по схеме 7.1. Ну и, наконец, чтобы в объемном звуке воспроизводить DVD-audio и SACD, усилитель может быть снабжен только комплектом аналоговых входов 5.1, стандартного современной аппаратуре.
Установка акустических систем
1.Dolby Digital, DTS 5.1 — комплект АС *
Фронтальные АС слева и справа должны находиться друг от друга на расстоянии 2–3 метра. Они образуют основание треугольника, чьей вершиной будет слушатель. Точно между ними, прямо над (или под) дисплеем, должна помещаться АС центрального канала. Все три акустические системы, по возможности, следует разместить на уровне глаз зрителя. Фронтальные АС находятся на расстоянии метра от боковых стен комнаты, и чуть меньше чем на метр — от задней. Чтобы получить реалистичное звучание, АС центрального канала надо поставить на одной с ними линии. Две тыловые АС лучше всего установить не сзади, а по бокам от слушателя на высоте около двух метров. Размещение сабвуфера менее важно, но все же влияет на звучание. Если, к примеру, установить его в углу, то гулкий бас, скорее всего, будет вас раздражать.
И последнее замечание: важно, чтобы все АС, кроме сабвуфера, имели один характер звучания. Поэтому покупать лучше весь комплект одной марки.
*подходит также для стерео и Dolby Surround Pro Logic I и II.
2.Dolby Digital Surround ЕХ, DTS ES 6.1 (7.1) — комплект АС. **
Для этого комплекта применимы все правила установки систем 5.1. Плюс к этому для дополнительного surround-канала надо добавить либо одну-единственную тыловую АС (в этой роли может выступать дополнительная АС центрального канала), либо, что лучше, — парочку АС, которые следует устанавливать приблизительно в полутора метрах друг от друга. В обоих случаях их надо разместить не слишком далеко от слушателя и на той же высоте, что и «обычные» тыловые АС.
**подходит также для Dolby Digital 5.1, DTS 5.1, стерео и Dolby Surround Pro Logic I и II.
3.SACD и DVD-audio — комплект АС.
Чтобы в полной мере наслаждаться многоканальной музыкой с DVD-audio или SACD, недостаточно просто поставить спереди две большие колонки, а сзади — две маленькие. Необходимо иметь пять полнодиапазонных колонок непременно с единым характером звучания (читай: одного производителя). Впрочем, это справедливо для всех случаев жизни. Центральная АС устанавливается так же, как и в предыдущих схемах, но фронтальные стоят теперь под углом 30° к центральной. Тыловые АС сдвигаются чуть назад (уже не на одной линии со слушателем) и устанавливаются под углом 110° к центральному каналу. В конечном итоге, такая раскладка мало отличается от той, что требуется для Dolby Digital и DTS.
Хронология (для наглядности)
Форматы для кинотеатров:
1941 – «Фантазия», первый фильм с объемным звуком
1976 – Dolby Stereo
1992 – Dolby Digital
1993 – DTS
1994 – SDDS
1999 – Dolby Digital Surround ЕХ
1999 – DTS ES
Форматы для домашнего кинотеатра:
1982 – Dolby Surround
1987 – Dolby Surround Pro Logic
1997 – Dolby Digital на DVD
1999 – DTS на DVD
2000 – Dolby Digital Surround ЕХ
2001 – DTS ES
2001 – многоканальные SACD и DVD-audio
2001 – Dolby Surround Pro Logic II
2002 – ТНХ Ultra 2