умение педагога управлять своим поведением контролировать свои эмоции это какая компетентность
Профессиональная компетентность педагога ДОО
Екатерина Колодина
Профессиональная компетентность педагога ДОО
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.
Воспитатель должен быть компетентнымв вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
— социально-педагогической.
• Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.
• Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
• Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей.Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.
Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
— работа в методических объединениях, творческих группах;
— исследовательская, экспериментальная деятельность;
— инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
— различные формы педагогической поддержки;
— активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
— обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность»оценивание уровня профессиональной компетентности педагогическихработников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально- компетентный педагог.
Консультация для педагогов «Умей управлять своими эмоциями и поведением»
Эльмира Абасова
Консультация для педагогов «Умей управлять своими эмоциями и поведением»
Быть педагогом – достаточно сложная профессия, требующая ежедневной работы над собой, своими профессионально-личностными качествами, психоэмоциональным состоянием и поведением.
В течение всего рабочего времени, педагогам приходится общаться не только с воспитанниками, но и с родителями и коллегами. Эти взаимодействия вызывают у нас различные эмоции.
Что такое эмоции?
Существует несколько определений понятия «эмоции». Одни называют этим понятием выражение при помощи голоса и движения лица душевных переживаний. Другие — ситуативное проявление чувств (короткое и быстрое). Третьи — чувства, которые выражаются специально для окружающих. Иными словами, если подытожить все определения, то эмоции — это выразительные движения, которые несут информацию о состоянии человека и передают его отношения к тому или иному действию или событию.
Эмоциибывают нескольких видов:
• позитивные — прощение, радость, восхищение, наслаждение и т. п. ;
• негативные — зависть, ненависть, злость, гнев, раздражение и др. ;
• нейтральные — приобретающие различные оттенки в разных ситуациях (например, удивление).
Почему педагогу нужно контролировать эмоции?
Умение управлять своими эмоциями очень важно для любого человека. Во-первых, эмоции часто возникают не в нужном месте и не в нужное время. Во-вторых, наши эмоции могут задеть окружающих нас людей. В-третьих, если мы переполнены эмоциями, нам будет гораздо сложнее на чем-то сконцентрироваться, а именно пропадет концентрация на образовательном процессе. Избыток эмоций мешает расслабиться и отдохнуть. Умение управлять эмоциями — признак развитой личности и воспитанного человека, способного контролировать свои чувства даже в тех ситуациях, когда это очень трудно. Умение управлять эмоциями необходимо развивать. Делать это можно самостоятельно.
Как научиться управлять своими эмоциями?
1. Следите за своим лицом. Пока эмоция не набрала силу, уберите ее, изменив выражение лица на более нейтральное. Если вы сможете это сделать, то накал страстей сразу спадет.
2. Следите за своим дыханием. Ваше эмоциональное состояние сразу изменится, если изменить ритм и частоту дыхания. При необходимости поднять свою энергетику достаточно проделать упражнения, сопровождаемые резкими и сильными выдохами. Если надо успокоиться, начинайте делать спокойные вдохи и выдохи.
3. Научитесь управлять своими мыслями, так как они имеют свойство управлять нашим вниманием. Если вы думаете о положительных сторонах жизни, то запускаете положительные эмоции (негативные мысли порождают отрицательные эмоции). Ваша задача состоит в том, чтобы избегать негативных мыслей. Сделать это можно путем переключения на другие, более позитивные размышления. И так как с нами рядом всегда находятся дети, переключите свое внимание с одного вида деятельности с детьми на другой.
4. Научитесь управлять своим настроением. От вашего настроения зависят те эмоции, которые вы испытываете. Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы постоянно повышать себе настроение. Наиболее простой способ — это выбрать действие, которое повышает вам настроение, и каждый раз его проделывать.
5. Научитесь управлять своим поведением. Чрезмерные эмоции вызывают у нас резкие движения, желание что-то бросить и порой даже сломать. Следите за своими движениями, выровняйте дыхание, переключите внимание. Соблюдайте педагогический такт. В конечном итоге улыбнитесь.
Почему важно знать, как управлять своими эмоциями и чувствами?
Сильные эмоции способны добавить в вашу жизнь яркие краски, но в то же время они могут разрушить ваше здоровье и психику. Негативные эмоции притупляют вашу чувствительность к другим людям и способствуют разрушению отношений с окружающими. Все ваши энергетические ресурсы уходят на переживания, а это значит, что на достижение чего-либо значимого у вас их уже не хватит.
Негативные эмоции мешают вашей работе, если не контролировать их в процессе своей деятельности и общения.
Что касается здоровья, то негативные эмоции являются причиной многих заболеваний как психологического, так и физического характера. Поэтому очень важно проводить профилактику неврологических реакций путем контроля негативных эмоций с целью избегания печальных последствий. Люди, долгое время пребывающие в состоянии стресса, подвергают большому риску свое здоровье (психосоматика).
Особенно это важно для работы педагогов.
Способен ли человек сам с этим справиться? Да, безусловно. Взяв под контроль свои эмоции, вы станете хозяином своей жизни и сделаете ее счастливой и гармоничной.
Педагогам часто не нравятся некоторые воспитанники, а часто и члены коллектива.
Между тем необходимо научиться мирно сосуществовать с ними. Следует помнить, что все участники образовательного процесса имеют право на то, чтобы с ними обращались достойно и уважительно. Начните работу с «трудными» детьми и коллегами с самоанализа и коррекции собственного поведения.
ПРАВИЛА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
1. Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.
2. Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.
3. Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.
4. Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не в других, а в себе.
5. Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.
6. Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы человек ни взялся.
7. Будьте всегда доброжелательны.
8. Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
9. Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернется многократно увеличенным.
10. Воспитывая детей, стремитесь любить ребенка таким, каков он есть.
11. Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинство и ответственность за себя, и свои поступки.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Умей дружбой дорожить» Цель беседы: учить детей анализировать, рассуждать по данной теме. Задачи:воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку вместе.
Дефектолог рекомендует. Практические рекомендации по формированию способности управлять своим поведением у ребенка с ОВЗ ДЕФЕКТОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ.
Как распознать детей с аффективным поведением Для значительной части «трудных» детей характерно аффективное поведение. В данном случае мы имеем в виду не медицинский диагноз, а склонность.
Конспект НОД по познавательному развитию «Родина-мать — умей за неё постоять» в подготовительной группе Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Родина – мать, умей за неё постоять» Задачи: Формировать представление.
Конспект образовательной ситуации «Умей в гости звать, умей и угощать!» в старшей группе Цель Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи 1. Познакомить с традициями и обычаями наших предков, традициями русского.
Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.
Коммуникативная компетентность педагога как основа успешной профессиональной деятельности.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Коммуникативная компетентность педагога как основа успешной профессиональной деятельности.
Компетентностный подход. Профессиональная компетенция педагогов.
В нашей стране образование, наверно, не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. А ведь именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.
Ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход. –это и есть важнейший компонент новой модели школьного образования
Принципы компетентностного подхода в образовании :
• Не усвоение информации, а освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности, на основе развития своих способностей.
• Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
• Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
• Учитель не начальник, а помощник учащемуся в том, чтобы он занял место в культуре и социуме, соответствующее его интересам и способностям.
• Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности в процессе внутренней и внешней экспертизы.
• Качество школьного образования определяется потребителями образовательных результатов (учащимися, родителями, работодателями, обществом в целом) и, в конечном счете, темпами развития общества и инновационной экономики. Для этого разрабатывается система национальных приоритетов в достижении школьниками определенных образовательных результатов. Разрабатывается компетентностный стандарт.
• Качество работы учителя определяется системой показателей, позволяющих оценить направленность его деятельности на достижение школьниками требуемых обществу образовательных результатов.
• Школа сама разрабатывает образовательные программы и создает все необходимые условия для реализации образовательных приоритетов.
Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?
· согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
· подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже;
· подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.
компетентность человека – это знания, умения, опыт, способность мобилизовать их.
То есть компетенция личности.
Компетенция отражает комплексный результат деятельности и включает в себя не только знания, умения, навыки (компетенции), но и личностные качества.
Основные составляющие компетентности педагогических работников.
Информационная компетентность, правовая, профессиональная и коммуникативная компетентность.
Поговорим про них подробно.
Информационная компетентность – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию.
Информационная компетентность педагога понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально–педагогической деятельности, и указывает на уровень овладения и использования информационных и Интернет-технологий в образовательном процессе.
То есть п едагог должен владеть информационной компетентностью, то есть уметь ориентироваться в потоке информации, работать с различными источниками, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать.
Основываясь на определении правовой компетентности можно определить, что же входит в содержание правовой компетентности:
— знание основ нормативно-правовых документов образовательного процесса в контексте идей модернизации;
— выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности;
— умение защищать детей и подростков от неблагоприятного влияния социальной среды;
— умение обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;
— умение вести документацию, необходимой педагогу.
Профессиональная компетентность учителя
Профессиональная компетентность педагога – это совокупность личностных свойств педагога и его умений в профессиональной деятельности, которые используются им для продуктивного выполнения своих профессиональных функций.
Профессиональная компетентность педагога включает в себя следующие компоненты:
-Теоретические знания профессионального учителя.
-Навыки применения теоретических знаний в организации педагогической деятельности, в решении конкретных педагогических задач.
-Ценностные ориентации педагога.
-Уровень интеллектуального развития педагога.
-Особенности личностного развития педагога: нравственное и эстетическое развитие педагога, его мировоззрение, восприятие мира, взгляды и убеждения.
-Уровень культурного развития педагога: развитость речи, ее выразительность, владение профессиональной речью, стиль педагогического общения, отношение к профессиональной деятельности, уважение к другим участникам образовательного процесса.
-Способность к самообучению и саморазвитию.
— Навыки коммуникативного общения.
— Навыки самоконтроля. Чтобы профессиональная деятельность была успешной, ее необходимо контролировать. Педагог должен обладать стрессоустойчивостью, уметь сдерживать проявление своих чувств и эмоций, регулировать свои поведенческие реакции.
Коммуникативная компетентность – Способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, т.е. система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуации межличностного общения
Так как одной из важных профессиональных компетентностей педагога, является коммуникативная компетентность. Она позволяет осуществлять эффективное взаимодействие с детьми, и создавать условия для их сотрудничества с окружающим социумом.
Высокий уровень коммуникативной компетентности позволяет оптимизировать обучение, моделировать безопасные ситуации общения, транслировать адекватные, гибкие и вариативные модели коммуникативного поведения.
От педагога требуется владение техниками вербального и невербального общения, умение создавать социально-педагогические ситуации, в которых обучающиеся практикуются в установлении контактов с окружающими, в обращении к ним за помощью, советом, выстраивая правильную коммуникацию.
Выделяют следующие компоненты коммуникативной компетентности педагога /по модели И.А. Зимней/:
1)мотивационно-ценностный компонент представлен профессиональной мотивацией, входящей в состав мотивации учения, самой педагогической деятельности и ее ценностями, готовностью педагога к профессиональному совершенствованию; отражает интерес к инновационной деятельности, стремление к саморазвитию и самореализации, потребность в профессиональном росте;
2) когнитивный компонент предполагает наличие знаний о сущности и роли коммуникативной компетентности, способность решать проблемы, которые возникают в процессе общения;
3) операционно-деятельностный (поведенческий) компонент отвечает за коммуникативные умения, необходимые педагогу в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, способность педагога к личностно ориентированному взаимодействию во время образовательного процесса, умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, владение ораторским искусством, грамотной устной и письменной речью, умение выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей, умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.
Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Высокий уровень коммуникативной компетентности предполагает развитие всех ее компонентов.
Педагог, должен обладать достаточным уровнем коммуникативной компетентности, быть способным реализовать личностно ориентированные образовательные и коммуникативные технологии и готовым гибко управлять образовательным процессом
Коммуникативная компетентность педагога рассматривается как способность к успешному и эффективному педагогическому взаимодействию со всеми участниками образовательного пространства и с социальным окружением для решения широкого круга педагогических задач.
Принципы, условия, стиль и факторы эффективной профессиональной коммуникации.
Понятие эффективной коммуникации, ее слагаемые
Современный человек стремится быть успешным везде – и на работе, и в личной жизни. Карьера, семья, друзья – все это составляющие части жизни, а эффективная коммуникация позволяет наладить все сферы и прийти к максимальному согласию. Каждый должен стремиться улучшить свои социальные навыки. Даже если изначально возникают сложности, со временем эти знания принесут заслуженные плоды – надежные межличностные связи.
Коммуникация – явление сложное, многогранное и многоэлементное. Именно структура помогает понять простой механизм коммуникации, разложить все знания по полочкам в области общения и переносить их на любые личностные и деловые коммуникационные ситуации.
В любой коммуникационной ситуации всегда есть как минимум два субъекта – отправитель и получатель. Первый отправляет некое сообщение, второй, соответственно, его получает (адресатов может быть несколько).
Под сообщением понимается вся информации, которая передается от отправителя к получателю. Это не только слова или звуки, но и визуальный ряд, эмоциональный фон, интонации, жестикуляция, пантомимика и т. д. Любое сообщение передается с помощью того или иного канала коммуникации.
Канал коммуникации – это своеобразное средство передачи информации. Таким образом, с помощью каналов коммуникации отправитель передает сообщение получателю.
В результате на получателя оказывается некое воздействие – эффект. Это может быть обдумывание информации, согласие, несогласие, агрессия, непонимание. Так или иначе, все это выражается в обратной связи – в ответной реакции или сообщении. При этом роли у субъектов меняются. Получатель, давая обратную связь, становится отправителем, а отправитель – получателем. Вообще разделение на отправителя и получателя является достаточно условным, так как любая из сторон попеременно является и тем и другим.
Неэффективная коммуникация — это пререкания с окружающими, направленные на защиту своих целей и планов. Она подразумевает наличие победителей и побежденных. Подобный стиль «общения» корнями уходит в философию, делящую мир надвое: на «правильно и неправильно», «победу и поражение» или «хорошо и плохо», не учитывая промежуточных состояний.
Есть лишь одно верное мнение, поэтому можно пренебречь взглядами и переживаниями людей. Успехом считается пауза в конфликте, когда обороняющийся временно отступает. Разногласия в итоге выливаются в сопротивление, потерю командной эффективности и даже саботаж, пока не воцарится баланс власти и уважения.
Эффективная коммуникация, в свою очередь, ставит целью понять взгляды, чувства и мнения окружающих. Когда две стороны слушают друг друга, выигрывают обе.
Взаимопонимание и уважение становятся основой сотрудничества, взаимозависимости и лояльности. Успех достигнут, если каждая из сторон скажет: «Да, именно это я и имел в виду. Вы меня поняли». Эффективная коммуникация позволяет свести к минимуму потери смысла сообщения.
Навыки эффективной коммуникации позволяют сосуществовать противоположностям — это высшая способность понять иную точку зрения и найти компромисс. Зачем спорить о том, кто прав, кто виноват?
Цель эффективной коммуникации — наладить и оберегать взаимосвязь, поддержку и рабочие взаимоотношения, взаимовыгодные и, следовательно, длительные.
Демонстрируя желание выслушать и понять позицию и переживания собеседника.
Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и жестовая речь развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.
Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:
• Коммуникатор – тот, кто передает информацию.
• Способ передачи информации (как она осуществляется).
• Аудитория, или реципиент, – кому предназначено сообщение.
• Заключительный этап общения, позволяющий понять, состоялась ли эффективная коммуникация. Он возможен, только если предыдущие четыре достаточно удовлетворительны.
Условия эффективной коммуникации
-наличие адекватной психологической обратной связи;
-отсутствие коммуникативных барьеров;
-соответствие типа коммуникативного влияния целям и задачам общения;
-установление общих уровней передачи информации;
-преодоление искажений информации, связанных с действием хронотипов.
Принципы эффективной коммуникации
Без позитивного общения невозможно добиться взаимопонимания ни в одном вопросе. Для того чтобы убедиться в том, что другие люди правильно воспринимают исходящую информацию, необходимо соблюдать ряд требований.
Прежде всего, нужно обратить внимание на принципы эффективной коммуникации:
• Общение должно быть двусторонним. Когда все участники заинтересованы в положительном исходе разговора, и он для них равнозначен.
• Слушатель должен прилагать максимальные усилия для правильного восприятия сообщения.
• Сообщение должно быть четким, структурированным и кратким.
• Слушатель должен доверять оратору, уважать его мнение и не ставить под сомнение его компетентность.
• Эффективная коммуникация всегда эмоциональна, в той степени, которая приемлема в данной ситуации.
• Терпение и снисходительность к чужим недостаткам. Принятие людей такими, какие они есть, без попыток что-либо подкорректировать и исправить.
Чтобы научиться правильно общаться с людьми, нужно принимать во внимание тот факт, что практически всё имеет значение:
· То, какие эмоции испытываете;
· То, какие эмоции испытывает собеседник;
· То, понимаете ли вы, какие эмоции испытывает собеседник;
· То, как используете язык тела.
Именно поэтому общение и называют искусством — слишком много нужно учесть, чтобы стать хорошим собеседником. Представляем вам несколько коммуникационных техник, которые помогут наладить взаимоотношения с людьми разных характеров.
1.Используйте силу тишины
При помощи тишины можно погасить гнев собеседника, удивить, даже вызвать улыбку.
Есть также разновидность тишины — пауза. Ее тоже можно и нужно использовать. Например, чувствуете, что собеседник что-то недоговаривает. Взяв небольшую паузу, вы даете ему понять, что догадываетесь об этом. Поэтому скорее всего он скажет правду. Или по его поведению будет видно, что он лжет, а это также полезная для вас информация.
2. Отзеркаливайте своего собеседника
Знаменитая техника из НЛП ( нейролингвистическое программирование )будет актуальной всегда. Люди, не знающие об этом методе, используют его бессознательно. Влюбленные пары в кафе дышат в унисон, складывают одинаково руки и ноги, склоняют похоже голову. Пары, переживающие неприятные моменты, принимают совершенно разные позы, даже выражение лиц у них отличается.
Поэтому технику отзеркаливания можно применять в ситуациях, когда существует недопонимание и даже враждебность. Начните с языка тела и манеры речи — это пусть и не сразу, но расположит собеседника.
Умение слушать всегда будет цениться по одной причине: большинство людей страстно желают говорить о себе и своих проблемах. Слушать можно и таким образом, что вы сможете направлять ход беседы при помощи наводящих вопросов. Согласитесь, намного проще заставить человека поверить в то, что он сам ведет беседу, чем убеждать его прямым текстом в этом.
Умение слушать предполагает:
· Осознавать мотивы собеседника.
Этот навык на первых порах требует терпения. Со временем интерес станет настолько искренним, что вы начнете излучать неподдельную радость от общения с другими людьми.
4. Получайте обратную связь
Обратная связь важна, потому что в процессе пересказа увлекательной истории мы мало внимания обращаем на реакцию собеседника. А ведь именно реакция является мерилом того, интересно ли ему.
Важно знать две вещи: донесено ли сообщение ясно и четко и было ли это увлекательно. Можно спросить напрямую, но так как «все люди врут», обращайте внимание на язык тела и микровыражения. Люди часто отводят глаза, когда им неприятно или испытывают трудности в речи, когда лгут (хотя иногда это может ничего не значить).
Наводящие вопросы — тоже прекрасный способ получить обратную связь. Только старайтесь так их задавать, чтобы человек высказал свое мнение, а не ваше.
5.Культивируйте любопытство к общению и людям
Без этого никуда, многие замечают лицемерие и наигранность. И если вам и правда неинтересно общаться, придется первое время притворяться и искать способы полюбить людей.
6.Постарайтесь забыть о себе
Шаблон диалога часто одинаков: оба собеседника хотят говорить исключительно о себе. Такое отношение к общению бессмысленно, ведь по сути вы ничего не узнаете, а только в очередной раз продублируете информацию о своей жизни. Поэтому прежде всего проявите интерес к человеку и говорите только о нем. Через какое-то время собеседник, поняв, что его наконец искренне слушают, ответит взаимностью.
Культура речи педагога – как основа педагогического мастерства
В отличие от представителей других профессий, педагог должен владеть речью как основным средством воздействия на личность учащихся, передачи им своих знаний.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания, так как она свидетельствует о его эрудиции, интеллекте, этикет, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе.
Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего поколения, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие.
Речевой этикет – одна из составных частей этикета преподавателя, его речь несет в себе двойную нагрузку. Во-первых, она характеризует педагога как личность, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие. Поэтому педагогу очень важно знать и соблюдать правила речевого этикета и культуры речи.
задача педагога – создать необходимые психологические условия для самореализации обучающихся. А это прежде всего вежливое и уважительное обращение с ними, признание его ценности как личности, стремление избегать ситуаций, которые могут показаться неловкими и обидными.
(Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать обучающемуся то чувство «социальной защищенности», которое, как утверждают психологи, необходимо для нормальной жизни в обществе.)
Что же такое «Культура речи»? культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка, а так же умение использовать выразительные средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Существуют некоторые правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызвал у воспитанников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
Типичными нарушениями речевого этикета в речи преподавателей являются:
1. Использование единиц со сниженной стилистической окраской, слов-паразитов;
2. Злоупотребление словами, с отрицательной эмоционально-оценочной окраской;
3. Излишняя категоричность высказываний;
4. Навешивание ярлыков;
5. Ошибки в применении обращений;
Однако применение теоретических сведений о речевом этикете и правилах культуры педагогического общения на практике вызывает определенные трудности. Различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации требуют со стороны преподавателя верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон или даже на крик, объясняя это тем, что преподаватель – «тоже человек». «Тоже человек» – не оправдание; такого рода поведение – признак его профнепригодности. Исследователи подчеркивают, что «важно стремиться взвешивать каждое свое слово, понимать, что оно является сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воздействие на человека».
Высшим уровнем проявления педагогического мастерства является уважительное отношение к личности, внутренняя вежливость, деловой тон в отношениях, повышенная чувствительность и умение найти оптимальную форму общения, уравновешенность и самообладание, искренность, естественность, быстрота ориентировки, доброжелательность, требовательность, принципиальность без упрямства, деликатность, которая помогает педагогу решить самые сложные задачи построения личных взаимоотношений с обучающимися.
Для организации эффективного педагогического взаимодействия учителю необходимо овладеть элементами актерских и режиссерских умений, которые помогут ему в общении с детьми производить впечатление не только на ум, но и на чувства воспитанников, наиболее полно передавать им опыт эмоциональноценностного отношения к миру. Это ораторские умения.
Таким образом, ораторские умения учителя — это тот комплекс умений, который позволяет педагогу через то, что видят и слышат воспитанники, донести до них свои мысли и душу.
«Ораторское мастерство» выдвигает для педагогов шесть требований:
1. Эрудиция. Первое требование- это глубокое знание основного материала, но преподаватель должен знать и дополнительный материал: достижения науки и техники, современные события, новинки литературы искусства и т.д. Кроме глубины знаний должна быть широта обхвата материала и достоверность.
2. Энергия. Учитель не должен входить в класс с плохим настроением. Он оратор и придерживается всех правил ораторского искусства. Есть люди от природы энергичные, и они заряжают своей энергией других. Но таких людей немного. Что делать обыкновенному человеку? – надо работать над собой. Стать энергичным помогает физкультура, занятия восточными дисциплинами, дыхательная гимнастика и т.д.
3. Эмоциональность. Для успешной педагогической деятельности очень важно владение живым словом. Слова должны создавать образы. Эмоциональность речи придают прилагательные и глаголы. Большое значение имеет интонация голоса. Голос либо привлекает, либо отталкивает. Интонация бывает разной – уверенная, командирская, упругая, мягкая. Ее можно выработать путем тренировок. Сюда же относится тембр голоса и дикция.
4. Экспрессивность. Она выражается в образности в выразительности рассказа, в умелом использовании поговорок, цитат, пословиц, высказываний.
5. Этика. Это простота и ответственность перед аудиторией. Доброжелательное отношение к ней, уважение. Учитель не должен опаздывать на урок. Не игнорировать вопросы, обладать чувством времени.
6. Эстетика. Педагогическая риторика – это умение и красиво говорить, и красиво выглядеть.
В ораторском искусстве преподавателя все важно: и речь, и логика мышления, и голос, и его интонация, дикция, умение вести диалоги, и держать внимание аудитории и быть привлекательным. Предназначение учителя –это
Передавать свои знания, опыт, мастерство, а так же чтоб тебя слушали не только ушами, но и головой, сердцем и душой.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.