умение работать с текстовой числовой и графической информацией является частью какой компетентности
Умение работать с текстовой числовой и графической информацией является частью какой компетентности
Информатизация образования Краснотурьинска 2009/10
Виртуальная выставка информатизации образования
Базовые площадки по ИТ
Навигация
6.Структура ИКТ-компетентности
Информационная и коммуникационная компетентность в рамках проекта «Информатизации системы образования» определяется как способность учащихся и педагогов использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа (поиска) к информации, ее определения (идентификации), интеграции (организации), управления (обработки), оценки (анализа), а также ее создания (продуцирования) и передачи (распространения). Эта способность должна быть достаточной для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Для оценки информационной и коммуникационной компетентности в рамках проекта предполагается разработать программный инструмента, позволяющий оценивать, как девятиклассник, студент, учитель умеют работать с информацией, представленной в электронном виде.
В этом программном инструменте можно выделить 4 составные части:
– специально разработанную тестовую среду, имитирующую работу почтовой программы, браузера, текстового редактора и т.п.;
– банк заданий, позволяющих проверять ИКТ-компетентность;
– систему сбора, хранения и анализа результатов тестирования;
Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности.
ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. При этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки (когнитивные действия):
Таблица 1. Когнитивные действия
Умение точно интерпретировать вопрос
Умение детализировать вопрос
Нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде
Идентификация терминов, понятий
Обоснование сделанного запроса
Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации
Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки)
Формирование стратегии поиска
Создание схемы классификации для структурирования информации
Использование предложенных схем классификации для структурирования информации
Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников
Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию
Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию
Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью
Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям
Умение остановить поиск
Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой
Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы
Умение обосновать свои выводы
Умение сбалансированно осветить вопрос при наличии противоречивой информации
Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов
Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда)
Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав)
Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации
Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу
Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения
Таблица 2. Формирование информационной компетентности
Необходимые умения и навыки
Особенности обучающей программы
Общие стратегии решения задач:
определение информационных нужд
тактика сбора информации
умение работать с источниками информации
умение синтезировать информацию, получаемую из разных источников
творческий подход к решению задач
анализ, оценка, интерпретация и фиксация идей
Тест с ответами профессиональная компетентность педагога ФГОС 2020-2021 учебный год
ПОДЕЛИТЬСЯ
Официальные тесты с ответами для проверки профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС 2020-2021 учебный год.
Ссылка для скачивания теста №1 для проверки педагога: скачать в PDF
Ссылка для скачивания теста №2 для проверки педагога: скачать в PDF
Ссылка для скачивания теста №3 (дошкольное) для проверки педагога: скачать в PDF
Ссылка для скачивания теста №4 (дошкольное) ФГОС ДО: требования, структура, реализация: скачать в PDF
Тест на знание ФГОС профессиональная компетентность педагога 2020-2021 с ответами:
1)Методология какого подхода, представляет педагогический процесс как четко спланированную систему усвоения обучающимися учебно – профессиональную деятельность?
Ответ: системно – деятельностный
2)Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область» наиболее масштабным является понятие…
Ответ: образование
3)Что такое Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)?
Ответ: совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения обучающимися знаниями в рамках учебной дисциплины.
4)На что имеют право родители (законные представители обучающихся, воспитанников), в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?
Ответ: выбирать формы получения образования, образовательные учреждения; защищать законные права и интересы ребенка; принимать участие в управлении образовательным учреждением.
5)Что определяет данное понятие «Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности»?
Ответ: квалификация
6)Как называется интегративная характеристика комплекса личностных свойств, обеспечивающего высокий уровень решения задач профессиональной деятельности?
Ответ: профессиональное мастерство
7)Педагогическая поддержка в личностно-ориентированном обучении – это….
Ответ: деятельность педагогов по оказанию помощи обучающимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением
8)Что является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся?
Ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт
9)Многократное выполнение определенных действий с целью их освоения и сознательного совершенствования – это…
Ответ: упражнение
10)Мультимедийность как свойство электронного образовательного ресурса – это….
Ответ: представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, звука, видео, анимации, фото
Тест на знание ФГОС профессиональная компетентность педагога дошкольное образование 2020-2021:
1)Нормативно-правовая компетентность На основании требований какого документа разработан ФГОС дошкольного образования?
Ответ: конституции РФ, закон об образовании РФ
2)Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) включает в себя требования к:
3)Идеология Стандарта дошкольного образования — это
4)Ключевой принцип ФГОС дошкольного образования:
5)Дошкольная образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в соответствии с:
6)Педагогическая компетентность Качество дошкольного образования – это:
7)Какая из задач характерна для личностно-ориентированного образования:
8)С внедрением в образовательный процесс современных технологий педагог осваивает функцию:
9)Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
10)Методическая компетентность Образовательный процесс в дошкольной группе это:
11)Вставьте недостающее слово в структуре логики деятельности Цели — задачи — условия — способы — ….. — коррекция
12)Распределите понятия технологии исследовательской деятельности по порядку
13)Психологическая компетентность Учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей –это умение
14)Вставьте недостающее словосочетание в цепочке последовательных действий педагога по осуществлению деятельности Цели и задачи — …… деятельности — педагогический анализ — меры воздействия
15)Что дает ребенку старшего дошкольного возраста участие в проектно-исследовательской деятельности?
16)Педагогическая диагностика- это
17)Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС ДО проводится:
18)Наличие у ребенка компетентности можно визуально определить по фактам:
19)Сопровождается ли освоение Программы проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников?
Тест на знание ФГОС ДО: требования, структура, реализация:
1)Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО:
Ответ: Ф — Федеральный Г- Государственный О- Образовательный С- Стандарт Д- Дошкольного О — Образования
2)Под каким номером был издан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении ФГОС ДО»?
Ответ: № 1155 от 17 октября.2013 г
3)Кто являлся руководителем рабочей группы по подготовке проекта ФГОС ДО?Под каким номером был издан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении ФГОС ДО»?
Ответ: А.Г. Асмолов
4)На основании, каких документов разработан ФГОС ДО?
Ответ: Конституции РФ; Конвенции ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ;
5)Выберите основные принципы дошкольного образования:
Ответ:
6)Выберите цели ФГОС ДО:
Ответ: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
7)Добавьте недостающие задачи Стандарта:
Ответ:
8)Выберите правильный ответ «Стандарт является основой для:
Ответ:
9)Выберите правильный ответ: «Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:
Ответ: к структуре Программы, к условиям реализации Программы, к результатам освоения Программы
10)Выберите правильный ответ: «Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:
Ответ: коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
11)Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы от общего объёма должна составлять:
Ответ: 60%
12)В каком из разделов Программы содержатся цели и задачи реализации основной образовательной программы:
Ответ: целевой;
13)Какой из разделов Программы включает в себя целевые ориентиры?
Ответ: целевой
14)В каком из разделов Программы представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников?
Ответ: содержательный
15)Какой из разделов Программы представляет материально – техническое обеспечение Программы, включает распорядок или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и особенности организации предметнопространственной развивающей среды?
Ответ: организационный
16)Выберите правильный ответ: « Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
Ответ: предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия со взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому
17)Дополните какие психолого-педагогические условия, необходимые для успешной реализации Программы :
18)Правильное или неправильное изложение:
19)Продолжите фразу « Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть:
20)Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
21)« Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников».
22)Вставьте пропущенные слова: «Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
23)Дополните предложения: «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
24)«Целевые ориентиры служат непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
25)«Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
Тест с ответами профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС 2020-2021
1)ФГОС общего образования определяет
Ответ: определяет возможное содержание, изучаемое обучающимися общеобразовательных школ
2)Какое место отводится предметным знаниям в новом ФГОС:
Ответ: являются одним из основных компонентов содержания образования и на ряду с другими определяют типы учебно-познавательной деятельности.
3)Какое определение универсальные учебные действия является наиболее полным и точным:
Ответ: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
4)Функциями универсальных учебных действий являются:
Ответ: обеспечивают возможности учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
5)К метапредметным результатам не относятся:
Ответ: личностные
6)Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность систем требований:
Ответ: к образовательным результатам, образовательным программам, условиям реализации
образовательного процесса
7)Принципиальными особенностями деятельностного образования являются:
Ответ: основным компонентом содержания образования является деятельность, что должно находить отражение в целевом, процессуальном и контрольно-оценочных компонентах учебного процесса
8)Организация рефлексии учащихся обеспечивает формирование:
Ответ: универсальных учебных действий и предметных знаний, умений и навыков
9)Схема «компонент содержания образования» позволяет определить:
Ответ: условия реализации как предметных ЗУН, так и универсальных учебных действий
10)В каком аспекте рассматриваются коммуникативные учебные действия в ФГОС:
Ответ: системно-мыследеятельностном
11)Какое умение не относится к группе коммуникативных учебных действий:
Ответ: умения перерабатывать информацию и представлять ее в разных формах
12)Общие умения коммуникации это:
Ответ: умения, обеспечивающие адекватное восприятие письменной и устной информации, а также адекватное ее изложение
13)Регулятивные учебные действия это:
Ответ: группа умений, позволяющая планировать, осуществлять и оценивать учебную деятельность
14)Схема целеполагания включает следующие блоки:
Ответ: собственные потребности, внешние вызовы и заказы, ограничивающие условия, способствующие условия
15)Каким компонентом задаются искусственные процессы в социальной действительности?
Ответ: рефлексивным охватом субъекта ситуации
16)Рефлексия — это
Ответ: метод мышления, способ получения субъектом знаний об основаниях собственной деятельности при смене «позиции», осуществляется рефлексивный выход и происходит формирование собственной нормы
17)Найдите лишнее условие формирования рефлексивных умений:
Ответ: регулярная оценка деятельности учащегося со стороны учителя
18)Самоуправление в учебном процессе возможно при условии, что:
Ответ: все учащиеся включены в процессы планирования, организации и рефлексии собственной деятельности
19)Рефлексивный дневник это:
Ответ: средство формирования регулятивных умений учащихся
20)Проектно-исследовательская деятельность обеспечивает формирование регулятивных
учебных действий, так как:
Ответ: предполагает высокую степень самостоятельности учащихся при выполнении исследовательских задач
21)Индивидуальная образовательная программа учащегося складывается из:
Ответ: образовательных потребностей учащегося, стандарта образования, индивидуальных способов и средств освоения содержания
22)К познавательным универсальным действиям не относится:
Ответ: умения определять способ работы и действовать согласно этого способа
23)Анализ – это …
Ответ: (от греч. – разложение) – мысленное или фактическое разделение (расчленение, дробление) целого предмета на составные части
24)Прием логического мышления, при котором распределение предметов по группам осуществляется согласно сходству и различию между ними, причем с таким расчетом, чтобы каждая группа занимала фиксированное место в системе других групп:
Ответ: классификация
25)Основное предназначение диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий заключается в:
Ответ: определении уровня сформированности УУД у учащихся и коррекции способов, форм и средств обучения
26)Какой метод будет неэффективным для выявления уровня сформированности УУД:
Ответ: фронтальный опрос
27)Какую шкалу оценки целесообразно использовать для определения уровня сформированности УУД:
Ответ: уровневую (низкий, средний, высокий)
28)Одной из проблем диагностики УУД в настоящий момент является:
Ответ: высокий уровень субъективности при выборе правильного ответа
29)Диагностика УУД реализуется в течение следующих этапов:
Ответ: входной, промежуточной и итоговой
30)Если результаты диагностики уровня сформированности УУД у одного учителя не соответствуют результатам диагностики, полученным другим педагогом, то это свидетельствует о:
Ответ: невалидности диагностических материалов
Статья «Умение работать с информацией как метапредметный результат обучения»
У мение работать с информацией как метапредметный результат обучения
Накипова Занфира Харисовна учитель математики
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
пгт Кильмезь Кировской области
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обозначил одним из требований к Метапредметным результатам освоения основной образовательной программы «умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и принимать решение в условиях неполной и избыточной информации». Новые условия задают новые целевые ориентиры, поэтому возникает необходимость разработки эффективной методической системы по формированию навыков работы с информацией. За годы работы в школе я заметила следующее:
1) учащиеся затрудняются в построении таблиц по тексту и диаграмм по таблице;
2) при подготовке к ОГЭ некоторые учащиеся не могут проинтерпретировать информацию, представленную в форме таблиц, диаграмм, графиков;
3) нередко сталкиваюсь с проблемами, возникающими у учащихся при работе с текстовой информацией, при этом слышу объяснение: «Прочитал, но ничего не понял»;
4) школьники не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию;
Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества, школа должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и умеющими гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с информацией, критически осмысливать ее, зависит степень интереса школьников к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию. Практически на каждом уроке обучающиеся самостоятельно работают с различными источниками информации: учебником, справочной и научно – популярной литературой, периодическими журналами, интернетом, где им предлагается н айти дополнительный материал о великих математиках, истории открытия теорем и формул, происхождении математических терминов, найти изображения геометрических фигур в природе, архитектуре, живописи, найти исторические меры длины, массы. Систематическая работа с различными источниками развивает интерес к предмету, предоставляет возможность самореализации, выражающейся в том, что ученики знакомят одноклассников с материалом, которого те не найдут в учебнике. Необходимо, чтобы учащиеся умели добывать информацию из источников разных видов. Для учеников информация предлагается в виде текста, который содержит неполную или избыточную информацию, внутри которой ученик должен найти слова, факты которые необходимы, используя при этом приемы: «верные и неверные утверждения», «логическая цепочка», «лишнее слово». Например , изучение темы «Внешний угол треугольника». Учащимся предлагается дать определение внешнего угла треугольника самостоятельно, применяя прием «логической цепочки». Ученики из предложенных слов и частей предложений составляют логическую цепочку, объединяющие их в целое определение.
5. это угол вне стороны треугольника
6.с каким – нибудь углом
7. угол в сумме со смежным углом 180 0
8. этого треугольника
9. угол, прилежащий к углу этого треугольника
10. это угол с наружной стороны треугольника
Школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания, поэтому включаю в содержание задачи данные, которые представляются также в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем. Также, развивая умение работать над информацией, решаем расчетные задачи на движение и стоимость. По заданной схеме или числовому выражению предлагаю составить задачу с реальными данными. Ученики собирают эти данные, используя доступные им источники.
На этапе обработки ученик должен репродуктивно воспроизводить информацию типа: подчеркни, выпиши, найди и прочитай, обведи, перерисуй и объясни причинно-следственные связи в виде связного устного или письменного текста. На этапе осмысления информации учащиеся работают над завершением незаконченных определений, дописывают формулы, продолжают доказательство теорем, заполняют пропуски в выражениях, заканчивают решение уравнений, дорисовывают графики функций, отвечают на вопрос теста. Например при изучении темы «Четные и нечетные функций» учащимся предлагается графическая информация. Построена ветвь графика функций у= f (х), построить весь график этой функций, если известно, что: а) у= f (х) – четная функция; б) у= f (х) – нечетная функция.
Нужно найти такие способы и приемы преподавания, которые бы сделали уроки интересными, а главное, значимыми для ученика. Надо стремится к тому, чтоб ученик понимал, где ему в жизни пригодятся знания, полученные на уроке, учился приобретать необходимые ему знания сам, умел выбирать из множества информации верную, учился ставить для себя задачи и выбирать пути их решения. Ученик должен осознавать, что не всякая информация хранится в форме знаний и нужна для дальнейшего использования. Как сказал Джон Нейзбитт «Мы тонем в информации и задыхаемся от нехватки знаний».
1.Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф, Кадомцев С.Б и др. Геометрия 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 70с
2.Маркова В. И. Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения математике – Киров: КИПК и ПРО, 2009. – 68с
4.Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 8с