упд доп или счфдоп какой выбрать
На что влияет статус УПД: «1» или «2»?
Универсальный передаточный документ можно использовать как для подтверждения расходов по налогу на прибыль, так и в качестве основания для НДС-вычета. От того, какой статус укажут в УПД, зависит его применение в качестве того или иного документа.
Применение УПД в качестве счета-фактуры
Чтобы использовать УПД для вычета НДС, в нем надо указать статус «1».
Однако, этот статус означает, что документ используется и как счет-фактура и как передаточный документ, например, акт по договору. То есть его могут использовать одновременно в целях бухучета, для исчисления налога на прибыль и для того, чтобы принять к вычету НДС.
Статуса для использования УПД только в качестве счета-фактуры не предусмотрено. На это обратила внимание ФНС в письме от 22.08.2018 № АС-4-15/16298@.
Поэтому, если вы хотите использовать только счет-фактуру, а первичный документ вам не нужен, то для оформления хозяйственной операции УПД не подойдет. В таком случае оформляйте обычный счет-фактуру по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
УПД должен быть правильно оформлен. А поскольку он применяется и как первичный документ, и как основание для вычета, надо одновременно заполнить все реквизиты, которые установлены в качестве обязательных для:
Только в таком случае УПД со статусом «1» можно использовать одновременно как в целях исчисления налога на прибыль, так и расчетов с бюджетом по НДС.
Применение УПД для подтверждения расходов по налогу на прибыль
УПД со статусом «2» можно использовать только в качестве первичного документа.
В таком случае в нем не надо заполнять показатели, установленные в качестве обязательных исключительно для счета-фактуры:
При этом, если фирма на УСН применяет УПД со статусом «2», который имеет в своем названии слово «счет-фактура», то она не должна ни исчислять, ни уплачивать НДС.
УПД со статусом «2» удобен при отгрузке комитентом товаров комиссионеру. В таком случае это будет первичный документ на передачу ценностей комиссионеру без перехода права собственности на них.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Выбор читателей
Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года
Новый перечень доходов для удержания алиментов на детей. Таблица
Три шага, чтобы получить субсидию
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Создание и отправка УПД
Создание и отправка УПД как счет-фактуры нового формата (СЧФ)
Перед формированием документа убедитесь, что в Профиле настроек ЭДО и в Настройке ЭДО с контрагентом был выбран требуемый формат. После редактирования, в случае изменения формата сохраните изменения в меню Профили настроек ЭДО и меню Настройки ЭДО (по каждому контрагенту, с кем планируется обмен в электронном виде):
Создание и отправка УПД как универсального передаточного документа (СЧФДОП)
Перед формированием документа убедитесь, что в Профиле настроек ЭДО и в Настройке ЭДО с контрагентом был выбран требуемый формат. После редактирования, в случае изменения формата сохраните изменения в меню Профили настроек ЭДО и меню Настройки ЭДО (по каждому контрагенту, с кем планируется обмен в электронном виде):
Для создания и отправки УПД с функцией «СЧФ» (как счет-фактура нового формата) либо с функцией «СЧФДОП» (как счет-фактура нового формата и первичный учетный документ) перейдите в пункт меню Продажи – Счета-фактуры выданные:
В открывшемся окне создайте новый документа нажатием кнопки Создать и выбрав необходимый вид, например «Счет-фактура на реализацию»:
В открытой и заполненной форме счета-фактуры для отправки документа контрагенту перейдите в пункт меню ЭДО – Отправить электронный документ:
Создание и отправка УПД как передаточного документа (ДОП)
Перед формированием документа убедитесь, что в Профиле настроек ЭДО и в Настройке ЭДО с контрагентом был выбран требуемый формат. После редактирования, в случае изменения формата сохраните изменения в меню Профили настроек ЭДО и меню Настройки ЭДО (по каждому контрагенту, с кем планируется обмен в электронном виде):
Получение УПД (СЧФ, СЧФДОП, ДОП)
Для получения УПД с функцией «СЧФ» («СЧФДОП») контрагенту необходимо перейти в пункт меню Покупки (либо Продажи) – Текущие дела ЭДО.
В открывшемся окне необходимо нажать кнопку Отправить и получить.
Полученный документ будет отображен на вкладке Входящие. В случае если контрагент согласен с информацией, содержащейся в документе, ему необходимо нажать кнопку Утвердить, подписать и отправить:
После этого контрагенту необходимо перейти в пункт меню Покупки – Счета-фактуры полученные:
И ознакомьтесь с полученным УПД:
Состояние документооборота по УПД может просмотреть как отправитель, так и контрагент. Для этого в окне формы счета-фактуры необходимо перейти в пункт меню ЭДО – Открыть электронные документы:
Форма отображения транзакций по электронному документообороту на стороне отправителя будет отображена следующим образом:
Форма отображения транзакций по электронному документообороту на стороне контрагента будет отображена следующим образом:
Из данной формы возможно просмотреть документ:
Печатная форма полученного электронного документа вида УПД (СЧФ) будет выглядеть следующим образом:
Электронный документ вида УПД (СЧФДОП) (счет-фактура и передаточный документ) в печатной форме документа имеет отметку слева – «Статус 1». Печатная форма полученного электронного документа вида УПД (СЧФ) будет выглядеть следующим образом:
Электронный документ вида УПД (ДОП) (передаточный документ) в печатной форме документа имеет отметку слева – «Статус 2». Печатная форма полученного документа вида УПД (ДОП) будет выглядеть следующим образом:
Для перехода к списку электронных документов, задействованных в процессе электронного документооборота, перейдите по ссылке в строке Состояние ЭД:
При необходимости возможно запросить уточнение по электронному документу. Для этого нажмите кнопку Еще – Другие действия – Запросить уточнение по электронному документу:
Просмотреть статус документа возможно из архива электронных документов. Для этого перейдите в меню Администрирование – Архив ЭДО и выберите необходимый документ:
Универсальный передаточный документ
Что такое УПД
УПД — это универсальный передаточный документ. Его особенность — многофункциональность, благодаря которой можно заметно уменьшить объем документооборота.
Бумажный УПД: применение и оформление
На бумаге его можно использовать вместо:
С помощью УПД можно оформить:
Вы сами выбираете, что вам больше подходит, исходя из своих бизнес-процессов и документооборота. УПД является основанием для налогового и бухгалтерского учета, о чем говорится в письме ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@. Закон не обязывает использовать универсальный передаточный документ вместо товарной накладной, акта или пакета документов, включающего счета счет-фактуру и первичный учетный документ.
Письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ предлагает использовать форму УПД, которая может быть дополнена реквизитами по вашему желанию.
Электронный УПД: универсальный формат для трех типов документов
Возможность составить УПД в электронном виде появилась благодаря формату, утвержденному Приказом ФНС от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@. Формат электронного документа применяется шире, чем бумажный УПД. Пользователь сам выбирает, какие реквизиты заполнить и какую функцию выбрать для файла электронного документа, которая и определит тип полученного документа:
Составитель документа заполняет обязательные реквизиты в зависимости от выбранной функции, ведь для счета-фактуры и первичных документов они разные.
Документы с функциями СЧФДОП (УПД) или ДОП (первичный документ) подписывают и отправитель, и, как правило, получатель. Акт по длящимся услугам часто не подписывается получателем, так как считается, что услуга принята в момент ее оказания.
Документ с функцией СЧФ (счет-фактура) подписывает только отправитель — продавец.
Электронные документы экономят ваше время и ресурсы
Как заполнять электронный файл документа, зависит от его функции
Функция — СЧФ
Реквизиты, которые необходимо заполнить, определены п. 5 ст. 169 НК РФ:
В электронном формате появляется новое обязательное для заполнения поле — название субъекта, составившего файл продавца. Если продавец и составитель — разные субъекты, то второй заполняет поле «Основание, по которому экономический субъект является составителем файла обмена счета-фактуры (информации продавца)». Это важно для аутсорсеров и агентов.
Функция — ДОП
В файле документа нужно заполнить реквизиты, названные в ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
Функция — СЧФДОП
В файле документа должны быть все сведения, перечисленные выше.
Наши эксперты 24/7 помогают разбираться в вопросах ЭДО
Особенности формата УПД
Если он используется как ДОП или СЧФДОП:
Для всех типов документов
«Область полномочий» обязательна для заполнения, выбирается нужное.
Области полномочий подписанта-продавца
Области полномочий подписанта-покупателя
Поле «Статус» заполнять обязательно. Можно указать:
От выбранного статуса зависит информация в поле «Основание полномочий». Для 1, 2 и 3 это «Должностные обязанности» или другие основания полномочий. Для 4 — основания полномочий, например, доверенность, дата, номер.
Поле «Основание полномочий (доверия)» заполняется, только если статус подписанта — 3.
Обязательно указать, кто подписывает файл документа: физическое лицо, ИП или представитель юрлица. Для физического лица обязательны к заполнению лишь фамилия и имя, для ИП — ИНН, фамилия и имя, а для представителя юрлица — ИНН юрлица, должность, фамилия и имя.
Новые форматы электронных первичных документов. Часть 3. Сквозные процессы
В двух предыдущих статьях (Законодательство и Особенности и отличия) мы разбирали теорию работы с новыми форматами первичных учетных документов. В третьей, заключительной части, я хочу вам рассказать, как на практике применять рассмотренные знания о видах документов и нюансах их подписания.
УПД или накладные и акты?
Перед тем как приступить к работе с документами, определимся, какими же конкретно закрывающими документами в новых форматах нужно обмениваться контрагентам.
Согласно законодательству можно выделить несколько форматов первичных документов:
● универсальный передаточный документ с функцией ДОП, который используется только как первичный документ;
● универсальный передаточный документ с функцией СЧФДОП, который, кроме первичного документа, включает счет-фактуру;
● документ о передаче товаров, который является аналогом ТОРГ-12 и используется для оформления торговых операций;
● документа о передаче результатов работ, то есть акт выполненных работ, с помощью которого оформляются оказание услуг, выполнение работ.
Подробно о новых форматах и их соответствии старым можно почитать в первой статье серии.
Никаких четких инструкций по использованию формата первичных документов в законодательстве нет, поэтому при выборе нужно учитывать разные критерии: комплектом или отдельно отправляются документы, возможности учетной системы, какая дополнительная информация должна содержаться в документе.
Поскольку УПД в электронном виде – это многофункциональный документ, то проще использовать его. Поддерживать нужно будет не несколько форматов, а один гибкий. Например, если в компании первичный документ и счет-фактура всегда отправляются одним комплектом, удобно использовать новый формат УПД с функцией СЧФДОП. Вы всегда будете знать, что у вас один документ, а не два. В ситуации, когда нужно отправить их отдельно, сначала уйдет УПД с функцией ДОП, а затем УПД с функцией СЧФ.
С другой стороны, если ваша учетная система, интеграционное решение могут выгружать документ о передаче товаров, но еще не готовы выгружать УПД, то ничего страшного в этом нет.
Как и раньше, можно использовать неформализованные акты и накладные. Главное не забывать, что представлять в налоговую нужно будет их бумажные копии.
Особенности работы с новыми форматами
Стандартный процесс выглядит следующим образом: документы формируются в учетной системе, возможно, согласовываются, оправляются контрагенту, после чего мы ждем его ответа. С приходом новых форматов все остается так же, но при автоматизации процесса следует помнить о некоторых вещах.
Как работать с учетной системой
Во-первых, все уже используемые интеграционные решения нужно переводить на работу с новыми форматами.
Во-вторых, в учетной системе (для примера возьмем 1С) разделяются счета-фактуры и реализация товаров (услуг, имущественных прав). И даже если вы формируете один УПД с функцией СЧФДОП, карточки документов в 1С все равно будут разными, это можно увидеть на следующей схеме:
А так выглядит формирование комплекта отдельных документов:
То есть необходимо учитывать следующие моменты:
● в каких случаях будут формироваться УПД, а в каких – документы о передаче товаров, если вам нужно разделять их применение;
● откуда брать номер и дату документа, подписи (кстати, в соответствии с форматом номер и дата УПД берутся именно из счета-фактуры);
● если отправляется комплект из двух документов, то они должны быть связаны между собой.
Запомните. Документ о передаче товаров должен содержать товары, а документ о передаче результатов работ – соответственно работы или услуги.
Все те же самые моменты нужно учитывать и при получении входящих формализованных документов.
Например, вариант реализации загрузки и выгрузки первичных документов из учетной системы может быть таким:
Карточки документов в 1С (исходящие)
Карточки документов в 1С (входящие)
Документ о передаче товаров
Документ о передаче результатов работ
УПД с функцией ДОП
Реализация товаров/услуг/товаров+услуг (для входящих при поступлении товаров и услуг можно определять по номенклатуре)
Поступление товаров/услуг/товаров+услуг (можно определять по номенклатуре)
УПД с функцией СЧФДОП
Реализация товаров/услуг/товаров+услуг и счет-фактура к нему
Поступление товаров/услуг/товаров+услуг и счет-фактура к нему
Не стоит забывать об исправлениях и корректировках – в учетной системе для них есть отдельные карточки.
Если говорить о визуальном представлении, то можно добавить в общие настройки и (или) в настройки карточки документа выбор, как выгружать реализацию и счет-фактуру: одним УПД или комплектом из двух документов, при этом оба из них могут быть отправлены в одном сообщении и связаны между собой.
В итоге для бухгалтера, работающего с учетной системой, ничего не изменится. Он как работал с реализацией товаров и услуг (в разных учетных системах эта сущность может называться по-разному) и счетом-фактурой, так и будет с ними работать. А те, кто обрабатывают сам документ, просто будут видеть один универсальный передаточный документ. Все преобразования сделает интеграционное решение.
Кто должен подписывать новые первичные документы?
Пропустим процесс согласования, так как он останется прежним. Сразу коснемся подписания. Раньше формализованные документы предполагали только одну электронную подпись. Теперь подписантов может быть больше – об этом мы уже говорили. Это означает, что для каждого подписанта нужно приобретать отдельный сертификат квалифицированной электронной подписи, выделять рабочее место с возможностью просмотра документов и со средством криптографической защиты информации. Это может быть как веб-клиент оператора ЭДО счетов-фактур, так и внутренняя система, например, СЭД, если сотрудник участвует в согласовании.
Но установка и настройка рабочего места для каждого подписанта могут быть нецелесообразными, если, например, нужна подпись сотрудника склада, а таких сотрудников и складов в компании много. Еще один вопрос при множественном подписании – большая текучка кадров, ведь каждый раз нужно приобретать новые сертификаты ЭП. В этом случае будет проще оставить схему с одним подписантом.
Также не стоит забывать, что использовать множественное подписание нужно корректно:
● после подписания изменять документ нельзя, так как он утратит юридическую силу, и придется создавать новый, то есть проще документ сначала согласовать, а потом подписывать;
● если, например, входящий документ подписал только ответственный за оформление, это еще не значит, что документ считается полностью принятым, ведь остались еще другие ответственные (см. таблицу 5.28 формата УПД);
Зато есть плюс для тех, кто работает с удаленными бухгалтериями или складами. Теперь их подписи можно указать отдельно и ответственность, например, за оформление свершившегося события и за саму сделку, будут разделены.
Чтобы использовать все возможности подписания документов в новых форматах, нужно уточниться у вашего оператора ЭДО, поддерживает ли он их.
Вместо заключения
Практика использования новых форматов еще не устоялась. С течением времени станет понятно, какие из форматов первичных документов будут пользоваться популярностью, а какие нет; насколько актуально множественное подписание со всеми его возможностями; действительно ли используются все нововведенные поля? А пока нужно внимательно учитывать все требования форматов и максимально использовать их возможности.
Автор: Анастасия Щепина, аналитик Synerdocs
Зачем нужен универсальный передаточный документ? Как его заполнить и применять?
Автор: Екатерина Водолазова
Наверняка задаетесь вопросами: зачем нужен УПД? Как его заполнять и применять?
Проблема в том, что очень сложно определиться, ведь много первичной документации.
А еще не совершить ошибку в любом первичном документе.
Зачем нужен УПД
На основании универсального передаточного документа можно вести бухучет, списать затраты по налогу на прибыль, а также заявить налоговый вычет по НДС.
Если организация решила использовать УПД в своей деятельности, это нужно утвердить в установленном порядке в учетной политике.
Форма универсального передаточного документа, которая была предложена ФНС России в письме от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96@, носит рекомендательный характер. За основу при создании универсального первичного документа был взят счет-фактура. Форма счета-фактуры была дополнена обязательными реквизитами, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Это не противоречит нормам 21 главы НК РФ (письма ФНС России от 23.08.2012 № АС-4-3/13968@, от 12.03.2012 № ЕД-4-3/4061@).
Возможность объединения нескольких документов в одном объясняется тем, что дополнительные реквизиты в счетах-фактурах не являются основанием для отказа в вычете налога на добавленную стоимость.
А вот формы первичных учетных документов организации могут выбирать сами. В статье 9 Закона № 402-ФЗ установлен только перечень обязательных реквизитов.
Счет-фактура или универсальный передаточный документ
С появлением УПД у российских компаний, возник вопрос, что удобнее: счет-фактура или этот документ?
Сразу оговоримся, что в отличие от счета-фактуры УПД – это не обязательная, а рекомендованная форма. При этом она позволяет компаниям:
1. Использовать в бухгалтерском учете;
2. Принимать к вычету НДС, так включает в себя полностью все реквизиты счета-фактуры, являясь, в какой-то степени, его копией;
3. Использовать в качестве доказательства о понесенных затратах при определении налоговой базы.
Обратите внимание! Универсальный передаточный документ нельзя использовать только как счет-фактуру. Такой вывод ФНС сделала в письме № АС-4-15/16298@. УПД можно использовать в двух рекомендованных службой вариантах:
он заменяет счет-фактуру и первичку (в поле «Статус» значение 1);
он заменяет только передаточный документ (в поле «Статус» значение 2).
Заявить вычет можно по УПД со статусом 1. Но использовать универсальный передаточный документ только в качестве счет-фактуры нельзя. Налоговики напомнили, что для этого не предусмотрено отдельного статуса. Поэтому ФНС рекомендует всегда составлять счет-фактуру по форме, утвержденной Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137.
В каких случаях можно использовать УПД
Универсальный передаточный документ позволяет использовать его сразу в качестве нескольких документов:
накладная или иной передаточный документ,
Его можно применять:
при сдаче сделанной работы или услуги заказчику;
при различных видах отгрузки товаров;
при проведении сделок посредством комиссионеров,
принципалов; при передаче своих имущественных прав другому лицу.
Что включает в себя УПД
Рассмотрим подробнее универсальный передаточный документ.
Обязательные реквизиты документа:
название и дата составления первичного документа;
выходные данные компании или ИП;
наименование хозяйственной операции, которую вы подтверждаете данным документом; денежный или натуральный эквивалент, совершенной операции;
данные лица, ответственного за совершение операции;
подпись руководителя и ответственного лица с расшифровкой.
Стоит отметить, что особое внимание нужно уделить реквизиту «Статус», расположенному в верхней правой части УПД. Именно от него зависит, как вы будете использовать УПД.
Что такое статус УПД
В универсальном передаточном документе есть реквизит Статус. Его значение может быть «1» или «2». Если в поле Статус указать «1», то документ применяется одновременно в качестве счета-фактуры и первички.
Обратите внимание: в приложении № 4 к письму № ММВ-20-3/96@ сказано, что статус документа носит лишь информационный характер. А фактически он определяется наличием (или отсутствием) в нем всех показателей, обязательных для первичных учетных документов и (или) счетов-фактур. Поэтому, если продавец заполнил правильно все обязательные реквизиты УПД, но ошибся в поле «Статус» (вместо 1 поставил 2), это не означает, что покупатель не сможет воспользоваться вычетом «входного» налога на добавленную стоимость.
Если УПД используется только в качестве первичного документа (статус 2), то в нем не заполняются следующие показатели, которые обязательны исключительно для счета-фактуры:
«К платежно-расчетному документу» (строка 7);
«В том числе сумма акциза» (графа 6);
«Налоговая ставка» (графа 7);
«Цифровой код страны происхождения товара» (графа 10);
«Краткое наименование страны происхождения товара» (графа 10а);
«Номер таможенной декларации» (графа 11).
По выбору в этих полях можно ставить прочерки. Заметим, что если хозяйство не является плательщиком налога на добавленную стоимость и применяет универсальный передаточный документ только в качестве «первички», это не влечет обязанности по исчислению и уплате НДС в бюджет (у таких организаций не указываются значения в графах 7 и 8).
Как присвоить номер УПД
Номер передаточного документа зависит от его статуса. Налоговое законодательство предъявляет определенные требования к порядку нумерации счетов-фактур. Так при выставлении счета-фактуры в строке 1 должен быть обязательно указан его порядковый номер (п.5 ст.169 НК РФ, пп.«а» п.1 Правил заполнения счетов-фактур, утв. Постановлением № 1137). Номера счетов-фактур, в т.ч. корректировочных и авансовых, присваиваются в хронологическом порядке (письмо Минфина РФ от 10.08.2012 № 03-07-11/284). Кроме этого, определен специальный порядок нумерации счетов-фактур обособленными подразделениями (участником товарищества, доверительным управляющим).
Что касается требований к первичному бухгалтерскому документу, то номер не перечислен среди его обязательных реквизитов (ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Исходя из этого:
в УПД со статусом «1» номер присваивается в соответствии с хронологией нумерации счетов-фактур;
в УПД со статусом «2» номер присваивается в соответствии с хронологией нумерации первичных документов (накладных, актов и т.д.).
Как заполнить дату УПД
В рекомендуемой форме универсального передаточного документа мы видим три даты:
Законодательство увязывает дату составления счета-фактуры, момент определения налоговой базы и возникновение права на вычет у покупателя. В соответствии с п.5 ст.169 НК РФ, пп.«а» п.1 Правил заполнения счетов-фактур:
счет-фактура должен быть выставлен не позднее 5 календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
счет-фактура, выставленный до даты отгрузки (до оформления первичных документов, подтверждающих отгрузку), не может являться основанием для вычета (письма Минфина РФ от 09.11.2011 № 03-07-09/39, от 17.02.2011 № 03-07-08/44);
моментом определения налоговой базы по НДС для работ следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком (письма Минфина РФ от 16.03.2011 № 03-03-06/1/141, от 07.10.2008 № 03-07-11/328).
Рассмотрим теперь возможные варианты проставления дат в передаточном документе:
УПД составляется в момент совершения факта хозяйственной жизни (отгрузки товара, передачи работ, услуг, имущественных прав). Вполне может быть «идеальный вариант», когда дата составления документа, даты отгрузки и приемки товаров совпадают, тогда соответственно совпадают и показатели строк 1, 11 и 16.
Могут совпадать даты составления документа и дата отгрузки, то есть совпадают строки 1 и 11, а дата приемки, то есть стр. 16 будет позже.
УПД может составляться до совершения факта хозяйственной жизни (перед отгрузкой товаров, передачей), тогда хронология событий будет выглядеть следующим образом:
Может сложиться ситуация, когда составить документ при совершении факта хозяйственной жизни не было возможности, и УПД был составлен непосредственно после его окончания (в предусмотренных п. 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ случаях), тогда хронология событий будет выглядеть следующим образом:
Кто ставит подпись в УПД
Кто и в каких строках должен подписывать универсальный передаточный документ? Строки «Руководитель организации или иное уполномоченное лицо», «Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо» заполняются всегда согласно ст. 169 НК РФ, Приложению № 1 к Постановлению № 1137. Нет исключения для заполнения этих строк и при применении статуса «2».
В строке 10 указывается должность, инициалы и подпись лица, отгрузившего товар, или уполномоченного подписывать акты передачи результатов работ (услуг, имущественных прав) от имени организации или предпринимателя. Если это лицо совпадает с лицом, уполномоченным подписывать счет-фактуру, то может указываться только должность и инициалы без повторения подписи.
В строке 13 нужно указать должность, инициалы и подпись человека, ответственного за правильное оформление факта хозяйственной жизни, со стороны продавца. Если это это тот же человек, кто указан и в строке 10, то в строке 13 можно указать только должность и инициалы без повторения подписи.
В строке 15 нужно написать должность, инициалы и подпись лица, получившего товар, или лица, уполномоченного подписывать акты передачи результатов работ (услуг, имущественных прав) от имени экономического субъекта.
В строке 18 указывается должность, инициалы и подпись лица, ответственного за правильное оформление факта хозяйственной жизни, со стороны покупателя. Если это лицо совпадает с лицом, указанным в строке 15, то может указываться только должность и инициалы без повторения подписи.
Обратите внимание: проектом Федерального закона № 192810-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»» (в редакции от 14.06.2013, принятой Государственной Думой во втором чтении) предложено внести изменения в статью 9 Закона. Поправки в часть 1 статьи 9 ужесточают требования к первичным учетным документам. В частности, «не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, мнимые и притворные сделки».
Изменения, вносимые в часть 3 статьи 9, разграничивают меру ответственности лиц, подписывающих первичные учетные документы. Так, «лицо, ответственное за правильность оформления факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за правильность оформления фактов хозяйственной жизни».
Наименование экономического субъекта и печать
В строке 19 нужно указать сведения о хозяйствующем субъекте, составившем документ со стороны покупателя (заказчика), в том числе сведения о лице, ведущем бухгалтерский учет покупателя.
Печать на универсальном передаточном документе не нужна. Во-первых, она не предусмотрена для счета-фактуры (исключена из п. 6 ст. 169 НК РФ с 01.01.2002). Во-вторых, она не является обязательным реквизитом первичного учетного документа. Поэтому отсутствие печати в УПД не будет препятствием, как для вычета НДС, так и для документального подтверждения расходов для целей налога на прибыль.
Однако, если на документе будет стоять печать, имеющая в своем составе полное наименование экономического субъекта, составившего документ, показатели строк 14 и 19 можно не заполнять.
Как исправить ошибку в УПД
Ошибки в УПД нужно исправить по правилам, которые прописаны в приложении 7 к письму ФНС России от 17 октября 2014 г. № ММВ-20-15/86. Порядок зависит от статуса УПД. Если используете УПД и как первичный документ, и как счет-фактуру, исправляйте ошибки и по правилам постановления Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137, и по правилам Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. А если УПД только первичный документ, руководствуйтесь Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
УПД со статусом 1
Если ошиблись в показателях, которые относятся и к первичному документу, и к счету-фактуре, составьте новый УПД. Его заполните в зависимости от вида ошибки. Первый вид: ошибка помешает принять НДС к вычету. В этом случае составьте новый УПД. В строке (1а) укажите порядковый номер и дату исправления. В новом УПД проставьте статус 1, а документ составьте по правилам пункта 7 раздела II приложения 1 к постановлению Правительства РФ № 1137. Второй вид: ошибка позволит принять к вычету НДС. Чтобы исправить ошибку, составьте новый УПД и присвойте ему статус 2 независимо от статуса первоначального. В строке (1а) укажите порядковый номер и дату исправления. Исправляйте УПД по правилам статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Такой документ не регистрируйте в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в книге покупок и книге продаж. Если ошиблись в показателях, которые относятся только к первичному документу и не затрагивают показатели счета-фактуры, ошибку исправьте по правилам Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ: либо составьте новый УПД со статусом 2; либо исправьте первичный УПД.
УПД со статусом 2
Когда УПД используете только как первичный документ, ошибку исправляйте по Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Есть два способа: составьте новый УПД с верными данными; исправьте первичный УПД.
Корректировка реализации и УПД
Вывод
Вы сами выбираете, что вам больше подходит, исходя из своих бизнес-процессов и схемы документооборота.