упк в школе какие профессии

Альтернатива УПК. Как работают отделения допрофессиональной и профессиональной подготовки

Где вы учились на официанта? В школе

Теория – в классе, практика – в поле

В Минске работают семь отделений допрофессиональной и профессиональной подготовки, они открыты в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Одно из них находится в Минском государственном профессиональном лицее № 5 транспортного строительства. Заниматься со школьниками в учреждении образования начали первыми в городе. Вначале набирали около 600 ребят, а сейчас здесь обучают более 900 старшеклассников из школ Октябрьского и частично Московского районов. На выбор предлагаются девять рабочих профессий, перечисляет директор Инесса Кузьмина:

– Готовим официантов, комплектовщиков и приемщиков товаров, помощников воспитателей, продавцов, медицинских регистраторов, столяров, цветоводов и цветочниц, элетромонтеров по эксплуатации электросчетчиков. Чтобы ребятам было проще определиться, проводим в школах встречи, на которых подробно рассказываем о каждой профессии. Объясняем, что не нужно обладать специальными навыками, всему научим с нуля, главное – желание. Поясняем, что все направления, по которым мы ведем подготовку, востребованы на рынке труда, и если после школы не удастся поступить в вуз или среднее специальное учебное заведение, то вчерашний выпускник без труда найдет работу, а параллельно сможет готовиться к новой вступительной кампании.

На один день в неделю школьники освобождаются от уроков и приезжают в лицей на занятия по избранной профессии. Весь теоретический блок ученики осваивают в классах, а для оттачивания практических навыков отправляются «в поле», рассказывает Инесса Леонидовна:

– Курс обучения предусматривает практику на предприятиях города, с которыми у нас заключены договоры о сотрудничестве. Так, будущие повара трудятся при комбинатах школьного питания, помощники воспитателей – в детских садах Октябрьского района, официантов направляем в кафе, столовые и рестораны.

По окончании обучения выпускники сдают экзамен, оценка за который идет в аттестат, а также получают свидетельство установленного образца. Но «корочка» – это далеко не самое важное, рассуждает директор лицея:

– Мы помогаем абитуриентам определиться с выбором будущей профессии. Например, девочка всю жизнь мечтала стать поваром. Пришла на занятия, а оказалось, что повар не только ходит по кухне в белом фартуке и колпаке. Он еще часами стоит у плиты, дегустирует, управляет разными процессами. Пусть она лучше в 10-м или 11-м классе узнает, что это не ее, чем разочаруется после поступления. Есть еще один плюс отделения профподготовки. Большинство ребят после школы планируют подавать документы в университеты, аргументируя тем, что только в вузе им смогут дать качественное образование. Когда ученик приходит к нам, видит хорошую материальную базу, квалифицированных преподавателей, его мнение меняется. Он понимает, что уровень лицея ничуть не уступает вузовскому. В нашей практике есть много примеров, когда ребята, окончившие курс, возвращались осенью уже в статусе учащихся.

За знаниями и оценкой в аттестат

В регионах система получения допрофессио­нальной и профессиональной подготовки налажена иначе. В отличие от Минска здесь площадками для обучения выступают не только учреждения ПТО и ССО, но и школы, учреждения дополнительного образования взрослых и вузы, поясняет начальник отдела дошкольного, общего среднего, специального и профессионального образования главного управления образования Гомельского областного исполнительного комитета Наталья Сапрыко:

– В этом учебном году в области отделения допрофессиональной и про­фессиональной подготовки работают в 172 школах, 22 ПТО, 13 ССО. Обучение проводят и на базе Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации.

Первичные профессиональные навыки получают 6200 школьников Гомельской области. Обучаются они по четырем десяткам профессий, добавляет специалист:

– Их перечень зависит от материальной базы учреждения образования, также влияет потребность конкретного района в определенных кадрах.

База для всех

Многие ребята уже ощутили преимущества обучения в отделении допрофессиональной и профессиональной подготовки, в их числе и учащиеся Молотковичской вспомогательной школы-интерната Пинского района. На базе их учреждения работает отделение по подготовке швей. На занятия приезжают старшеклассницы пяти школ Пинского района. В начале недели здесь открыли собственное швейное производство. В цеху кроме промышленной зоны имеется оборудованный учебный класс, рассказывает директор Вячеслав Изотов:

– Для наших воспитанников важно общаться со сверстниками, вместе трудиться и осваивать профессию. На нашем швейном производстве есть возможность обучать школьниц как теории, так и практике, а это очень удобно.

Источник

Учебно-производственный комбинат

Учебно-производственный комбинат (УПК) — организация, обеспечивающая старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку.

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Учебно-производственный комбинат» в других словарях:

Межшкольный учебно-производственный комбинат — учебное учреждение для удовлетворения потребностей учащихся общеобразовательных учебных учреждений в профориентационной, допрофессиональной, профессиональной подготовке. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ … Официальная терминология

Учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа — Учебно курсовой комбинат (пункт), учебно производственный центр, техническая школа (горно механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования осуществляют реализацию… … Официальная терминология

Список заслуженных работников бытового обслуживания населения Российской Федерации — Приложение к статье Заслуженный работник бытового обслуживания населения Российской Федерации Содержание 1 Респу … Википедия

Список аббревиатур — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

Пенсия — (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… … Энциклопедия инвестора

УПК — Уголовно процессуальный кодекс указатель положения конуса универсальный пушечный контейнер Управление пластиковых карт (в банке) Управление пластиковых кар управление подготовки кадров управление промысловой кооперации управление процессом… … Словарь сокращений русского языка

УПК — указатель положения конуса УПК установка для передвижения космонавта установка для перемещения космонавта косм. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. УПК усреднительно погрузочный… … Словарь сокращений и аббревиатур

Макинск-2 — Город Степногорск Страна КазахстанКазахстан Статус … Википедия

Целиноград-25 — Город Степногорск Страна КазахстанКазахстан Статус … Википедия

Источник

Учебно-производственный комбинат как форма организации профессиональной ориентации старшеклассников. есть ли будущее у упк?

Сейчас одной из основных задач образования является социализация выпускника, которая невозможна без взаимодействия школы с другими организациями и учреждениями.

Среди учебных заведений есть сочетающие в себе общеобразовательную школу и СПО – это межшкольные учебно-производственные комбинаты.

Учебно-производственные комбинаты появились в СССР в середине 70-х годов XX века. Постановление об их организации было принято Советом Министров СССР в 1974 году. В 1975 году было утверждено «Типовое положение о межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся»

И на основании данного Постановления решением Симферопольского горисполкома от 08.08.1978 г. № 420 был открыт межшкольный учебно-производственный комбинат.

Основной задачей МУПК было трудовое обучение и профессиональная ориентация учащихся. На трудовое обучение в учебном плане отводилось 4 часа и 6 часов на общественно-полезный производительный труд. Первые ученики обучались более чем по 10 профессиям:

— консультант комплектовщик мебели;

-продавец промышленных и продовольственных товаров;

— швея-мотористка и др.

За несколько лет кропотливой работы коллектива, под руководством директора Тишаковой Т.П., были созданы и хорошо оборудованы учебные кабинеты и мастерские.

Учащиеся по профессии «Швея» на практике шили ассортимент продукции для швейно-галантерейной фабрики (бюстгальтера, подъюбники, спецодежду) и швейной фабрики им. Крупской. Будущие медсестры получали практические навыки в Центральной городской больнице, другие ребята проходили практику в ремонтных мастерских АТП и других производственных предприятиях города (з-д «Фиолент», «Фотон», мебельная фабрика и др.) Учащиеся своей деятельностью оказывали помощь предприятиям и организациям города Симферополя и зарабатывали собственные деньги.

Менялось время, менялось отношение и к учебно-производственным комбинатам. К середине 90-х годов ХХ века сложная социально-экономическая ситуация привела к тому, что многие профессии стали не востребованы.

Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это значит, выпускник должен уметь работать в команде, быть инициативным, способным к новациям готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь выходить из них.

В настоящее время Комбинат осуществляет профессиональную подготовку в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности по направлениям: дополнительное образование детей и взрослых, профессиональное обучение.

Профессиональная подготовка старшеклассников организована по шести профессиям: водитель категории «В», слесарь по ремонту автомобиля, повар, парикмахер, портной, оператор ЭВ и ВМ. А также предоставляются платные дополнительные образовательные услуги по подготовке и переподготовке специалистов по профессии «Помощник воспитателя».

Источник

Новости Общество

30.08.2017

Новости , Кратко , Популярное

Архив
Назад в СССР: Васильева обещает вернуть профориентацию в школы и советские УПК

упк в школе какие профессии. 613153 b. упк в школе какие профессии фото. упк в школе какие профессии-613153 b. картинка упк в школе какие профессии. картинка 613153 b

Министр образования России Ольга Васильева высказалась за возвращение профориентации в школы и возрождение учебно-производственных комбинатов, где школьники во времена Советского Союза получали начальную профессиональную трудовую подготовку. Об этом глава Минобрнауки заявила на общероссийском родительском собрании во вторник, 30 августа.

«Мы сейчас очень серьезно, я бы сказала, жестко рассматриваем вопрос профориентации наших школьников. Это необходимо, – цитирует Васильеву ТАСС. «В ближайшее время мы найдем решение, потому что это надо делать», – пообещала министр.

Васильева также отметила, что считает полезным опыт учебно-производственных комбинатов, которые в советское время были основной формой организации трудового обучения и профессиональной ориентации школьников.

Ранее, в январе этого года глава Минобрнауки выступила за «возврат к лучшим традициям советской школы». «По отношению к школе я консерватор», – призналась Васильева.

В интервью «Независимой газете» министр образования напомнила пословицу, что «все новое – это хорошо забытое старое». «Сегодня это все тоже актуально. Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны?», – риторически спросила она.

Напомним, осенью прошлого года Васильева заявила о необходимости вернуть в старшую школу уроки астрономии, окончательно исключенные из школьной программы почти 10 лет назад, когда элементы астрономии ввели в курс географии и физики. «Я считаю, что это необходимо. Если вы помните, у нас был час. Я думаю, что этот час нужно вернуть», – говорила Васильева. В июне этого года Минобрнауки выпустило приказ о введении в новом учебном году в старших классах астрономии как обязательного предмета.

Учебно-производственные комбинаты появились в СССР в середине 70-х годов прошлого века. Основными задачами УПК являлось «ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии», следует из постановления Совета Министров СССР, которые было принято в 1974 году. Занятия в учебно-производственных комбинатах входили в обязательную программу старшеклассников каждой школы. УПК объединяли несколько близлежащих школ и обычно занимали отдельное здание.

После распада СССР в России обязательное начальное профессиональное образование было исключено из программы общего среднего образования. С 1999 года обучение в УПК стало носить добровольный характер, и на основании постановления правительства РФ были утверждены межшкольные учебные комбинаты. Фактически они также носят характер начальной профподготовки учащихся в контексте среднего школьного образования.

Москва, служба информации РИА «Новый День»

Москва. Другие новости 30.08.17

Актеров свердловских театров допросят с пристрастием – готовятся компромативные вопросы. / На Нижневыйском водохранилище рыбак проколол лодку ножом и чуть не утонул. / Депутат Кушвинской думы подозревается в получении взятки. Читать дальше

Источник

Больше года назад УПК присоединили к учреждениям профтехобразования. Что изменилось?

Чуть больше года минуло с тех пор, как учебно-производственные комбинаты были присоединены к учреждениям профессионально-технического образования. Так, УПК № 1 Фрунзенского района передали Минскому государственному профессионально-техническому колледжу монтажных и подъемно-транспортных работ. В результате в колледже появилось отделение допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. О его работе и трудностях, с которыми приходится сталкиваться, беседуем с заведующей отделением Ларисой Усенко.

– В советское время перенимать опыт наших УПК приезжали делегации специалистов из Польши, Германии, – вспоминает Лариса Семеновна. – Наша система начального профобучения прочно укоренилась в этих странах и существует там по сей день: молодые люди, оканчивая школу, параллельно получают квалификацию по какой-либо рабочей профессии. И это становится той социальной гарантией, которая во многих случаях позволяет им трудоустроиться и не жить на пособие по безработице.

В Минске УПК появились в 1970-х годах с целью подготовки кадров для производства. Крупнейшие предприятия города приняли участие в оборудовании цехов и рабочих участков нашего комбината, укомплектовали его лучшими кадрами для обучения школьников. Старшеклассники в обязательном порядке осваивали какую-нибудь профессию, сдавали выпускной квалификационный экзамен, в аттестат вписывалась отметка.

Сегодня же занятия проводятся за счет часов факультатива, отметка в аттестате не предусмотрена, да и квалификационный экзамен можно по собственному желанию сдавать либо не сдавать. В результате мотивация к получению рабочей специальности снижается.

– Наверное, определенную роль здесь сыграла и высокая доступность высшего образования?

– Безусловно! У нас в стране в течение многих лет результаты работы средней школы оценивались по количеству выпускников, поступивших в вузы: по принципу «чем выше процент поступивших, тем лучше качество образовательного процесса в школе». Хотя, на мой взгляд, это неверно: не всем дано учиться в университетах, да и не всем это нужно. Здесь нужен дифференцированный подход. Однако сегодня мы видим, что выпускники школ в массовом порядке стремятся поступить в вузы – даже те, у кого невысокие результаты по централизованному тестированию.

упк в школе какие профессии. lazy placeholder. упк в школе какие профессии фото. упк в школе какие профессии-lazy placeholder. картинка упк в школе какие профессии. картинка lazy placeholder

– Почему рабочие профессии нынче мало привлекают молодежь?

– Есть много причин, среди которых и низкий уровень заработной платы, особенно у молодых специалистов, и нелегкие условия труда на производстве, и отсутствие на предприятиях тех льгот, которые были в советское время. К примеру, мой отец всю жизнь работает токарем на заводе. Сегодня его заработная плата составляет около 7 млн руб. в месяц. Он почти десять лет на пенсии, а руководство просит еще потрудиться, потому что ценит его высокую квалификацию. Да и сам он получает удовольствие от работы.

Нередки случаи, когда нынешние родители активно выступают против того, чтобы их чадо получало рабочую профессию. Приходит, к примеру, мама и говорит: «Я не хочу, чтобы мой сын был слесарем-ремонтником. Ему бы такую профессию, где надо за компьютером сидеть». А когда пытаюсь выяснить, что плохого в том, что девушка научится выполнять элементарные операции на швейной машинке, хотя бы пуговицы пришивать, слышу от ее мамы категоричное: «Моя дочь шить не будет, ей это не нужно». Если молодой человек не умеет выполнять простейшую работу, поневоле задумываешься о том, каково ему доведется во взрослой жизни, ведь существуют какие-то элементарные вещи, которые нужно уметь делать даже в силу принадлежности к своему полу. Знакомый учитель труда рассказывал: если перед сегодняшним девятиклассником разобрать штепсельную вилку, собрать ее он не сумеет!

Своим учащимся не устаю повторять: даже если вы получили у нас начальное профессиональное образование, а потом поняли, что это не ваше, результат все равно положительный. Вы не затратите большие государственные средства на то, чтобы понять, что выбор был ошибочным. А то ведь нередко бывает: заканчивают ребята университет и не знают, куда устроиться.

– Что же изменилось после оптимизации?

– Когда мы работали как УПК, учащиеся начиная с 9-го класса проходили обучение по так называемому блочно-кольцевому методу, когда в течение года пробовали себя в различных профессиональных направлениях. Эти пробы в сочетании с профконсультациями и профдиагностикой помогали им сориентироваться. Опытный педагог-психолог в конце учебного года на основании результатов диагностики и консультирования выдавал каждому школьнику индивидуальную рекомендацию. И уже на старшей ступени в течение двух лет ребята обучались по выбранной профессии, получали рабочую квалификацию. Во Фрунзенском районе было два учебно-производственных комбината, в которых в целом занимались до 4 тыс. человек.

В связи с оптимизацией в нашем учреждении произошло сокращение штата. Была упразднена и штатная единица педагога-психолога. Мы по-прежнему проводим профессиональные пробы, но без психолога обеспечить должный уровень не представляется возможным.

Раньше мы предлагали нашим учащимся на выбор 22 профессии, однако за последние годы их перечень сильно сокращен в связи с повышенными требованиями к учебно-программной документации. Проблема заключается в том, что предписанные нам учебные программы разработаны для системы профтехобразования и количество часов сильно превышает максимально допустимую учебную нагрузку для учащихся средней школы: к примеру, по нормативам у нас в наличии 528 часов, а по программе – тысяча и больше. Такое несоответствие не позволяет присваивать рабочую квалификацию и, как результат, лишает школьников мотивации для выбора рабочей профессии. Поэтому я считаю, что необходимо сохранить прежнее количество учебных часов с присвоением минимального квалификационного разряда. А начиная с этого учебного года Министерство образования внесло изменения в правила аттестации, и экзамен, сданный у нас, уже не засчитывается! И это тоже один из факторов, ведущих к снижению мотивации учащихся к получению специальности.

– Наверняка и кадровый вопрос остается открытым…

– Действительно, некоторые мастера производственного обучения уходят. Мы когда-то пытались открыть подготовку по популярной профессии «плиточник-облицовщик» – имелись помещение и материально-техническая база, однако не нашлось специалиста, согласного вести занятия за предлагаемую зарплату. Но в целом наш педагогический коллектив – люди опытные, знающие и любящие свое дело.

– Навыков, полученных в отделении, достаточно, чтобы справляться с работой на предприятии?

– Различные организации готовы трудоустраивать выпускников с нашими удостоверениями. Было время, когда комбинату школьного питания не хватало поваров для детских садов, и он неоднократно трудоустраивал наших выпускников. А сегодня особенно востребованы продавцы. Приятно, что в торговом доме «На Немиге», где наши учащиеся проходят практическое обучение, мы часто слышим о них хорошие отзывы.

Отмечу также, что в последнее время участились случаи, когда уже взрослые люди, которые учились когда-то в УПК, приходят к нам за дубликатом свидетельства о полученной квалификации. Выданный документ они потеряли или выбросили. А теперь он оказался им нужен.

В нынешнем году в отделении допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки УО «Минский государственный колледж монтажных и подъемно-транспортных работ» обучается 1.051 школьник. Профессиональное обучение ведется по 10 специальностям: «слесарь по ремонту автомобилей», «повар», «продавец», «парикмахер», «агент рекламный», «оператор ПЭВМ», «цветовод», «младшая медицинская сестра по уходу за больными», «официант», «мастер по маникюру, визажист». Для допрофессиональной подготовки 9-классников с целью профориентации предложено 15 направлений: «токарь», «слесарь-ремонтник», «модельер женской одежды», «основы декоративно-прикладного искусства», «основы компьютерной графики», «повар», «продавец», «парикмахер», «оператор ПЭВМ», «цветовод», «младшая медицинская сестра по уходу за больными», «официант», «мастер по маникюру», «помощник воспитателя», «художник по керамике».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *