управление собой это какой навык когнитивный социальный или эмоциональный
Управление собой как составляющая Soft Skills
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Управление собой как составляющая Soft Skills
Что входит в умение управлять собой
Управление собственным развитием
. знание своего потенциала, своих возможностей и умение их представить
. коммуникативные способности( умение общаться с разными людьми, доносить необходимую информацию в нужном объеме)
Умение планировать и ставить цели- это важный навык и первое, что нужно научиться делать это определять глобальные цели ( их должно быть не больше трех). Затем продумать действия для их достижения, затем количество промежуточных целей и главное добраться до задач, которые можно достичь в настоящий момент.
Использование обратной связи об успешности ваших действий от коллег, руководителей и т.д.
Как научиться управлять собой
Научиться разумно, распределять время
Составить список дел
Установить приоритеты и в первую очередь решать задачи актуальные в данный момент
Перестать откладывать на потом
Учиться говорить «нет»
Таким образом, умение управлять собой помогает обеспечить приемлемый уровень жизни и помогает обновлять знания, а также выделять информацию, необходимую в данный момент и при этом избежать эмоциональных перегрузок
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Номер материала: ДБ-1204396
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Когнитивные способности
Что такое когнитивные способности и как они определяют уровень развития человека? Этот вопрос не имеет однозначного ответа, поскольку единого разработанного психологами определения понятия «когнитивные способности» нет. Так или иначе, многим людям эти способности известны, уровень их развития напрямую влияет на уровень развития интеллекта, ума, эрудиции.
Какие же способности относят к когнитивным – разберемся в статье.
Что такое «когнитивный»?
Для начала определимся, что такое «когнитивный». Когнитивным называют психический процесс, во время которого сознанием обрабатывается поступающая информация, осуществляется ее фиксирование в памяти и дальнейшее практическое использование. Изучением темы когнитивных способностей занимаются такие науки, как психология, социология, философия, лингвистика.
Процессы, которые лежат в области когнитивности:
Когнитивный – это познавательный
Понятие «когнитивный» — это схожее определение понятия «познавательный». Человек, обладающий когнитивными способностями, ведет активный образ жизни, интересуется различными сферами деятельности и имеет высокий интеллект. Известно, что способности, которыми обладает человек, напрямую связаны с деятельностью головного мозга и находятся в зависимости от состояния целостного организма.
В случае нарушения мозговой деятельности происходит сбой в работе всего организма, сопровождаемый эмоциональным стрессом.
Дисфункция работы мозга влечет за собой снижение способностей и вызывает так называемое когнитивное расстройство. Этот процесс негативно влияет на ежедневную деятельность человека, его внимание, способность действовать и воспринимать адекватно окружающую действительность.
Нередко утрата когнитивных способностей связана с возрастными изменениями мозга, вредными привычками и заболеваниями.
Врачи выделяют следующие причины, сопутствующие нарушению когнитивности:
Виды когнитивного расстройства:
Когнитивные навыки: как проявляются?
Когнитивные навыки развиваются при наличии определенных способностей:
Читайте еще: Что такое эмоциональный интеллект
Можете представить личность, которая обладает перечисленными способностями (врожденными и приобретенными)? Какие навыки были бы развиты у такого представителя общества?
Такой человек был бы безмерно умен и талантлив, он мог бы запоминать разноплановую информацию, концентрироваться на действии и моменте, воспринимать образы и применять знания на практике. У него не было бы проблем с вниманием, принятием решения, его слова не расходились бы с делом. Мысли его были бы логически верными и творческими. Вся его жизнь стала бы созидательной, насыщенной и полезной обществу.
Сумели представить такую идеальную личность? Возможно, такие люди существуют, но вряд ли в обществе их много. Поэтому большинство является носителями когнитивных способностей нескольких видов. Но, так или иначе, развивать когнитивные способности под силу каждому человеку, и для этого разработаны специальные упражнения и практические советы.
Доказано, что развитие хотя бы одного навыка из области когнитивных способностей способно улучшить показатели других.
К примеру, потрудившись над улучшением памяти, человек одновременно способствует развитию мышления и ассоциативного восприятия, формирует культуру речи и развивает воображение.
Развитие навыков позволяет человеку войти в так называемое «состояние потока», при котором человек находится в приподнятом позитивном настроении, везде и во всем видит возможности развития, оставаясь при этом в обыденной действительности.
Мысли и чувства человека в потоке находятся на высоте, его мозг работает на опережение и способен ясно предвидеть некоторые результаты. Человек подсознательно понимает, что именно нужно сделать, какие шаги предпринять, чтобы добиться цели, поэтому он уверенно принимает решение приступить к действию.
Когнитивное мышление: варианты развития
Однако, чтобы развивать когнитивные способности и навыки, необходимо развивать и когнитивное мышление. Для этого стоит постоянно самосовершенствоваться и получать новые знания в разных областях.
Психологи выделяют три вида когнитивного мышления:
Улучшать когнитивные навыки можно в любое время, будучи ребенком или взрослым. Все известные советы по развитию когнитивных способностей основываются на рекомендациях по улучшению мозговой деятельности.
Это логично, так как когнитивные навыки формируются исключительно на основе умственной деятельности.
Рассмотрим, что может делать взрослый, если хочет развития когнитивных способностей?
Какие действия способствуют развитию когнитивных способностей у детей?
В первую очередь, это использование развивающих игрушек и ролевых игр в общении с ребенком:
Игры на развитие мелкой моторики положительно влияют на умственное развитие ребенка. Поэтому применяйте:
Для развития устной речи и воображения полезно учить с ребенком песни и стихи, читать сказки и рассказывать истории, сочинять небылицы и правдивые рассказы, искать сходства и различия в изображениях и картинках.
Практические упражнения, которые помогут развитию когнитивных способностей в любом возрасте:
Несложные упражнения на развитие когнитивных способностей можно выполнять ежедневно, чередуя их между собой. Активная умственная деятельность всегда положительно влияет на здоровье, развивает эрудицию и предотвращает развитие болезней Альцгеймера и Паркинсона, старческого слабоумия.
Ежедневные занятия обязательно принесут пользу, положительно повлияют на развитие когнитивных способностей и закрепление навыков.
Что такое когнитивные способности: простое определение и методы развития
Разбираемся в понятии и становимся умнее с помощью простых упражнений.
Когда мы говорим, что человек умный, то оцениваем его интеллект: начитанность, правильность суждений, грамотность. Но это далеко не значит, что его когнитивные способности также находятся на высоком уровне. Чтобы понять, почему, давайте рассмотрим, что такое когнитивные способности и какие навыки к ним относятся.
Что значит это понятие
Иметь высокие когнитивные способности – значит, уметь пользоваться информацией, которую мы получаем из окружающей среды. Сюда относятся все виды мыслительной деятельности: запоминание, обработка, анализ данных. Это психические процессы, во время которых вся информация, поступающая сейчас или полученная ранее, обрабатывается и становится пригодной для ее дальнейшего применения в жизни.
Простыми словами, когнитивные способности – это умение пользоваться своим мозгом.
Если у человека они на высоком уровне, то он может полноценно использовать мозг: запоминать, делать выводы, применять знание в быту, менять свое мнение и т. д.
Разновидности когнитивных способностей
К этой группе относятся следующие навыки:
Теперь давайте представим человека, у которого развиты все эти навыки. Он легко запоминает большой объем информации либо отсеивает то, что не нужно помнить. Умеет концентрироваться, не теряет нить разговора и всегда понимает смысл текста, который только что прочитал, потому что не отвлекается. Самостоятельно делает выводы, обладает творческими способностями.
Все эти навыки связаны между собой. И если знать, как их развить, любой человек станет таким. Если вы развиваете концентрацию, то улучшается и ваша память. А если запомните много информации, то сможете лучше делать выводы и выбирать. Также в этом вам помогут специальные методы, о них я писала в статье о том, как принимать решения.
Когнитивные способности и психология
Каждый клиент, обращаясь к психотерапевту, получает персональный план работы над собой. Одно из направлений, широко применяемое для решения разнообразных проблем – это когнитивно-поведенческая терапия.
Практики, пользующиеся инструментами этого направления, утверждают, что причина любой проблемы кроется в мышлении человека.
Психолог старается изучить клиента, выявить его установки, «зашитые» в память и вынуждающие действовать определенным образом. Затем специалист показывает эту установку человеку и учит его мыслить более эффективно, то есть помогает ему изменить свое мышление.
Это наглядно показывает, насколько тесно связаны между собой когнитивные способности. Сначала человек получает определенный опыт (в детстве или уже во взрослой жизни). Его мозг обрабатывает эту информацию и делает определенный вывод – установку. В дальнейшем человек принимает решения в соответствии с подведенным итогом. Если вывод сделан неправильный, и формируется установка, мешающая жить, личность страдает от психологических проблем.
Не попасть в эту ловушку вам помогут методы, о которых я расскажу ниже.
Как проходит развитие способностей мозга
Когнитивные функции формируются в первые дни нашей жизни, когда мозг начинает получать информацию о внешнем мире. У ребенка развитие когнитивных способностей проходит в 3 этапа.
Чтобы помочь развитию когнитивных способностей детей, необходимо ежедневно уделять им внимание, водить на различные кружки и обучать принятию решений на собственном примере. В дальнейшем человек будет улучшать свои навыки самостоятельно.
Как развить когнитивные функции
Способности нашего мозга напрямую зависят от состояния здоровья. Если в организме достаточно витаминов, хорошее кровообращение, то можно рассчитывать на правильную работу мозга и быстрое формирование нейронных связей. Поэтому среди рекомендаций вы найдете не только конкретные умственные упражнения, но и советы по образу жизни.
Составьте полноценный рацион
Это не значит, что себя нужно навсегда лишить любимых «вредностей». Достаточно основную часть времени следить за тем, чтобы в пище были необходимые минералы и витамины. Также обязательно поддерживайте водный режим – обезвоживание негативно сказывается на работе мозга, и когнитивные функции снижаются.
Чтобы повысить свои умственные способности, добавьте в рацион жиры: орехи, масла, красную рыбу. Также не забывайте об углеводах, нужных нам для получения энергии, и белках, без которых органы вообще не могут нормально функционировать.
Хорошо спите
Недосып в первую очередь влияет на наш мозг. Я думаю, что все замечали разницу в самочувствии, если поспать 8 часов и 3. Улучшить внимание, концентрацию и память помогут такие рекомендации:
Также перед сном не рекомендуется смотреть фильмы, видео на телефоне, играть в компьютерные игры. Но так как придерживаться этого правила очень тяжело (я тоже люблю посидеть в телефоне перед сном), постарайтесь хотя бы минимизировать раздражающие факторы.
Искорените вредные привычки
Курение и алкоголь отменяйте в первую очередь, если хотите, чтобы мозг хорошо работал до глубокой старости. Нейроны, на которых держатся все когнитивные функции, погибают из-за влияния спирта, табака и психотропных веществ.
Вы можете оставить бокал вина за ужином с подругой или насладиться кальяном раз в месяц, но это не должно стать вашим постоянным времяпровождением.
Снижайте стресс
«Легко сказать!» – возмутитесь вы, и я пойму вас. Но со стрессом нужно бороться. От него страдают все когнитивные функции.
Во время стрессовой ситуации активируется миндалевидное тело мозга (научным языком – амигдала). Она отключает нашу способность мыслить рационально, логично и блокирует части, отвечающие за когнитивные функции. Организм работает в режиме «бей или беги», когда единственная его задача – укрыться от опасности.
Это касается не только серьезных потрясений, но и таких «мелочей», как нервная работа, ссоры с мужем и переживания из-за недостатка денег.
Вредное влияние стресса можно снизить, если регулярно проводить медитации и другие практики, снижающие тревогу.
Устройте информационный «детокс»
Наш мозг воспринимает информацию постоянно на протяжении дня. Все, что мы слышим, видим и чувствуем, записывается нейронами. Если мы будем загружать голову большим объемом лишних данных, то мозгу придется «освобождать» место под них за счет снижения когнитивных функций.
Как улучшить работу мозга:
Ваш мозг запоминает информацию о том, что ела на завтрак незнакомая вам девушка в Инстаграме или что случилось с человеком, попавшим в аварию в другом районе города. Вместо этого его лучше загрузить полезными данными, в зависимости от ваших интересов. Например, новым рецептом или узором для вязания.
Я советую регулярно устраивать день, когда вы не пользуетесь интернетом. У меня это 1 раз в 2 недели. Это время уделите себе и займитесь любимым делом.
Ищите полезные для мозга стимулы
«Детокс» устроили, теперь нужно загрузить голову полезной информацией. Вот несколько хороших идей:
Важно, чтобы стимулы были высокого качества. Если книга – то классика, история или саморазвитие. Если фильм – то документальный или про известную личность, добившуюся успеха.
Занимайтесь спортом и отдыхайте активно
Быстрая ходьба – это тоже спорт. Поэтому необязательно покупать дорогой абонемент в тренажерный зал. Можно ездить на велосипеде, плавать, прыгать на скакалке. Это необходимо, особенно людям с сидячей работой.
Если вам лень тренироваться, рекомендую нашу статью о том, как мотивировать себя на занятия спортом.
Несколько интересных упражнений
Они помогают развить высокие когнитивные способности у детей и взрослых, которые «засиделись» на месте.
Также рекомендуется танцевать. Попробуйте дома под любимую песню – это замечательно снимает стресс и повышает настроение. Или запишитесь в ближайшую танцевальную студию, чтобы учить новые движения и развивать память.
Заключение
По определению когнитивные способности – это не количество информации, которую мы знаем, а умение ею пользоваться. Поэтому, чтобы стать умнее, не обязательно читать сотни книг и разбираться в сложных научных терминах. Достаточно просто заботиться о своем мозге с помощью здорового образа жизни и поддерживать его активность посредством качественных стимулов.
Делитесь статьей со своими друзьями, давайте развиваться вместе.