упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности
стереотип этнический
Полезное
Смотреть что такое «стереотип этнический» в других словарях:
стереотип национальный (этнический) — схематизированный образ представителя какой либо этнической общности, обычно представляющий собой упрощенное, иногда одностороннее или неточное (искаженное) знание о психологических особенностях и поведении людей другой национальности. В основе С … Этнопсихологический словарь
Этнический стереотип — (Этностереотип) Схематичный стандартизованный образ или представление о представителях того или иного этноса, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью (напр., немцы трудолюбивые и расчетливые, англичане чопорные) … Словарь социолингвистических терминов
этнический стереотип (этностереотип) — Схематичный стандартизованный образ представителей того или иного этноса, эмоционально окрашенный и обладающий высокой устойчивостью: напр., немцы – трудолюбивые и расчетливые … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Этнический стереотип — (этностереотип) Схематичный стандартизованный образ представителей того или иного этноса, эмоционально окрашенный и обладающий высокой устойчивостью: напр., немцы – трудолюбивые и расчетливые … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
СТЕРЕОТИП НАЦИОНАЛЬНЫЙ (ЭТНИЧЕСКИЙ) — схематизированный образ представителя какой либо этнической общности, обычно представляющий собой упрощенное, иногда одностороннее или неточное (искаженное) знание о психологических особенностях и поведении людей другой национальности. В основе С … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — устойчивый, эмоционально насыщенный, обобщенный образ этнической группы. Среди Э.С. выделяют этнические авто и гетеростереотипы. В первом случае объектом Э.С. являются наиболее типичные представители своей этнической группы. Во втором… … Социология: Энциклопедия
Этностереотип — Этностереотип исторически сложившиеся правила поведения и оценки того или иного этноса[1][2]. Стереотипы описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации… … Википедия
Национальные прозвища — Это служебный список статей, созданный для коо … Википедия
Расизм в России — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия
ГУМИЛЕВ — Лев Николаевич (1912 1992) русский историк этнолог, философ, автор оригинальной концепции исторического процесса. Сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Арестовывался в 1933 и 1935. В заключении на Беломорканале и в Норильске (1938 1943).… … Новейший философский словарь
Этнические стереотипы
С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о других народах. Нередко при определении этнического стереотипа подчеркивается, с одной стороны, его целостность, ярко выраженная ценностная окраска, а с другой — наличие так называемого ошибочного компонента, препятствующего более полному, адекватному взаимопониманию людей и выступающему в качестве своеобразных шор, которые искажают видение особенностей поведения даже собственного этноса.
Система представлений, настроений, действий и свойств отдельных этнических общностей, отраженных в стереотипах, является элементом этнической психологии.
Этнические стереотипы представляют собой устойчивые представления не только о себе (автостереотипы), но и представления о других народах и чужих элементах культур.
Иногда разные этнические группы приписывают друг другу один и тот же обычай. Например, в нашей стране и во Франции, когда человек уходит из гостей не прощаясь, это называется «уходить по-английски». В Соединенных Штатах и Англии тот же самый обычай называется — «уйти по-французски».
Две причины выработки стереотипов.
1. Реализация принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления.
Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие явления каждый раз по-новому, а подводят их под уже имеющиеся категории. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на типичных для данной общности представлениях.
Для продуктивного функционирования стереотипа необходимо расчленение индивидом окружающей действительности с помощью процессов категоризации. При этом категоризация может разворачиваться посредством либо когнитивных, либо аффективных, либо поведенческих составляющих психики индивида.
2. Защита групповых ценностей реализующейся в виде утверждения своей непохожести, специфичности. Образно говоря, стереотипы — это крепость, защищающая традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида, ему уютно за стенами этой крепости, ибо там он чувствует себя в безопасности.
Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, аккумулирующими в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов.
Стереотип обладает рядом качеств:
в статическом плане — целостностью, оценочностью, ценностной окраской, наличием доли ошибочной информации;
в динамическом плане —устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении новой информации;
в структурном плане — сочетанием эмоционального, волевого и рационального элементов.
В стереотипе выделяют четыре основных параметра:
1. Содержание—набор характеристик, приписываемых этнической группе.
2. Степень согласованности — единообразие характеристик, приписываемых этнической группе.
3. Направленность — общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизирования.
4. интенсивность – степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе (можно получить ранжированием характеристик, приписываемых этнической группе).
На социальном уровне этнический стереотип имеет две функции:
идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы)
идентифицирующую (создание и сохранение положительного образа «мы», что достигается прежде всего с помощью ритуалов и невербальных средств).
Этнический стереотип может быть
автостереотипом, то есть описывать собственную этническую группу, и гетеростереоти-пом, то есть описывать другую этническую группу.
На становление этнических авто- и гетеростереотипов влияют три группы условий:
1. Политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов. В идеальном случае формирование этого набора происходит в непротиворечивом единстве, присущем ценностному отражению, ценностному атрибутированию действительности этнической элитой.
2. Социально-психологическая представлеыность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосредственного окружения индивида. Установлено, что индивид тем легче идентифицирует себя с определенной группой, чем больше его коммуникативных связей замыкается внутри нее.
3. Индивидуально-психологическое бытие индивида, то есть совокупность реальных фактов его жизни.
Вопрос о соотношении понятий «стереотип», «установка», «предрассудок», несмотря на сравнительно давнюю историю исследований, пока является дискуссионным.
Одни исследователи склонны рассматривать стереотип как когнитивный элемент установки.
Другие отождествляют понятия «установка» и «стереотип».
Третьи считают, что сначала у людей формируется установка, а затем стереотип наполняется соответствующим этой установке содержанием.
Четвертые склонны считать стереотип формой выражения установки, которая придает стереотипу определенную направленность и интенсивность.
Некоторые авторы под этническим предрассудком понимают прежде всего этнический стереотип, наполненный враждебным отношением к стереотипизируемой группе; при этом этнический стереотип представляется как результат этноцен-трирования, то есть четко выраженной склонности рассматривать ценности другого народа сквозь призму ценностей своего этноса.
В отечественной социальной психологии подход к данной проблеме разрабатывается в рамках теории отношений. Стереотип и установка рассматриваются как стадии созревания и становления психологических отношений, понимаемых как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.
Упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности
Новый Альянс запись закреплена
Стереотипизация — это процесс формирования стереотипов, сущность которого заключается в тенденции минимизировать различия между членами одной и той же группы. Социальный стереотип — это устойчивое представление о явлении или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы; упрощенное представление о каком-либо социальном объект, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью.
Классификация социальных стереотипов:
1. Конституционально-антропологические стереотипы проявляются во влиянии антропологических признаков (типы телосложения, черты лица, пол) на оценку личности, психологических особенностей человека.
2. Этнические (национальные) стереотипы — это упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и устойчивые образы какой-либо этнической группы или общности либо национальности, легко переносимые на всех представителей этой группы.
3. Статусные стереотипы, проявление которых связано с восприятием и пониманием другого человека в зависимости от его социального статуса.
4. Социально-ролевые стереотипы связаны с зависимостью восприятия и оценки человека, его личностных особенностей от социальных ролей, которые выполняет этот человек. Статусные, социально-ролевые и профессиональные стереотипы очень схожи.
6. Эмоционально-эстетические стереотипы связаны с зависимостью восприятия и оценки другого человека от его внешней привлекательности/непривлекательности.
Статья «Понятие социального стереотипа»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. История изучения социальных стереотипов 5
2. Понятие, основные свойства и характеристики
социального стереотипа 7
3. Различные формы социальных стереотипов 12
4. Проблемы социальных стереотипов 18
Список использованной литературы 22
Исследование социального стереотипа обусловливается, прежде всего, потребностью в, объяснении особенностей развития и функционирования механизмов регуляции социального поведения. Этот вопросы нельзя решить без знания и понимания природы, сущности, свойств и назначения стереотипов в обществе.
Актуальность заявленной темы исследования подтверждается необходимостью систематизации выработанных в науке знаний о социальном стереотипе, и, соответственно, стереотипных формах сознания и поведения людей, их свойствах, функциях и видах.
Специализированные крупные российские научные труды по социальной психологии, социологии, философии и смежным дисциплинам так же редко уделяют внимание социальному стереотипу как важному явлению общественной жизни людей. В большинстве своём данные этих работ очень разрозненны, спорны и по своему содержанию далеко не во всей полноте охватывают исследовательское поле вопросов, связанных с изучением социального стереотипа. Они не отвечают чётко и ясно, чем является социальный стереотип, в чём заключается его сущность, чем он отличается от предрассудка, установки и других подобных ему явлений.
Основной целью исследования является социально-психологический анализ стереотипов сознания и поведения людей в процессах их общественной жизнедеятельности.
Исходя из этой цели, сформулированы следующие задачи :
— систематизировать теоретико-методологические подходы к изучению социального стереотипа в зарубежной и отечественной науке;
— проследить научно-исторические корни понятия социального стереотипа и отграничить его от других рядоположенных по содержанию понятий;
— выявить сущность стереотипа, определить его функции и свойства;
— рассмотреть основные виды социальных стереотипов.
1. История изучения социальных стереотипов
История изучения социальных стереотипов берёт начало в Античности: уже Платон отмечал факт наличия в природе человеческих заблуждений.
Ф. Ницше внёс серьезный вклад в новое понимание предрассудков как специально внушенных людям мнениях о них самих, вещах и событиях. У К. Г. Юнга прослеживается определённая близость понятий «архетип» и «стереотип»: архетипы, как и стереотипы, служат основой для воспроизводства поведения людей.
Вместе с тем, широко распространена точка зрения, согласно которой социальные стереотипы и ряд других феноменов группового и общественного сознания должны быть объединены в общую концептуальную схему. Так, швейцарский учёный В. Дуаз выделил четыре уровня стереотипов: индивидуально-психологические представления человека о своей социальной среде; представления, складывающиеся в ситуации межличностного общения; коллективные представления, формирующиеся в межгрупповых отношениях (социальный стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне); идеология, которая складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества.
В западной научной литературе также была проведена классификация функций социальных стереотипов (Г. Тэджфел, У. Квастгоф, Д. Майерс), и изучены механизмы формирования социальных стереотипов (Д. Мацумото). Было показано, что стереотипы базируются на таких психологических процессах, как: избирательное внимание; оценка, формирование понятий и категоризация, атрибуция, эмоции и память. Проанализированы процессы», схематизации (В. А. Янчук, Н. Румелхарт, М. Ротбарт) и атрибуции (М. Ротбарт) в формировании стереотипов.
В отечественной науке до начала 1960-х годов термин «стереотип» не употреблялся, хотя проблема изучения шаблонов поведения человека ставилась (так, особенный интерес представляют взгляды П.А. Сорокина). Только в начале 60-х годов прошлого века появился ряд работ критического содержания, в которых рассматривались проблемы стереотипизации и стереотипов. Тогда же впервые в отечественной науке были предприняты попытки дать определение понятию «стереотип». В.А. Ядов под стереотипом понимал чувственно окрашенные социальные образы [10].
Ю.А. Сорокин определил стереотип как некоторый процесс и результат общения (поведения) согласно определённым языковым (семиотическим) моделям. [5, 11]
В отечественной литературе исследование проблемы стереотипов связано также с именами И.С. Кона, П.Н. Шихирева, В.А. Ядова и других учёных. В их работах наиболее часто встречается определение стереотипа как «образа» или «набора качеств», как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о действительности, неадекватно отражающего объективные процессы. Важным моментом отечественных исследований является разведение стереотипа и установки, как его психологической основы (Т. Ланге и Д.Н. Узнадзе, И.С. Кон), а также диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности. (В.А. Янчук).
Значительный вклад в выяснение природы социальных стереотипов внес Б.Ф. Иоршнев, который показал их место и роль в восприятии людей.
В настоящее время большинство российских ученых, как и их западные коллеги, рассматривают стереотип преимущественно комплексным образованием и оценивают его содержание не только с негативной стороны. Так, авторы многих отечественных работ по социальной психологии (B.C. Агеев, Т. Е. Васильева, И.С. Кон и др.) считают стереотип наиболее распространенным инструментом обработки поступающей информации и образцом адекватных действий в той или иной жизненной ситуации.
2. Понятие, основные свойства и характеристики социального стереотипа
В научный обиход понятие «социальный стереотип» было введено Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ (или «картинку») мира в голове человека. Липпман выделял следующие основные причины, по которым люди прибегают к стереотипизированию: во-первых, по принципу экономии усилия, они не стремятся реагировать каждый раз по-новому на окружающие явления, а подводят их под уже имеющиеся категории; во-вторых, таким образом они защищают групповые ценности и свои права. Это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением [6, 7].
Основными свойствами стереотипа, таким образом, являются: устойчивость (или существование одних и тех же стереотипов у разных поколений людей внутри одного этноса), ригидность, избирательность восприятия информации и эмоциональная наполненность.
1. Стереотипизирование – результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане – консервативны, немцы – педантичны);
2. Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например, об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе – наиболее неблагоприятная);
3. Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания;
4. Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами).
Предрассудки и дискриминационное поведение могут быть не только открытыми, но и скрытыми за какими-нибудь мотивами. Появляются замаскированные расовые предрассудки в виде преувеличения этнических различий, менее благожелательного отношения к эмигрантам – представителям национальных меньшинств и их дискриминация по соображениям якобы нерасового характера. Некоторые исследователи называют этот скрытый расизм «современным» или «культурным» расизмом. Современные предрассудки зачастую проявляются в завуалированном, неявном виде в наших предпочтениях того, что уже знакомо, похоже на нас и не доставляет неудобств; а также в форме некой «расовой чувствительности», которая приводит к неадекватным реакциям на действия отдельных представителей меньшинств – как в форме неоправданных восхвалений их достижений, так и в форме чрезвычайной критики их ошибок.
В когнитивной лингвистике и этнолингвистике термин «стереотип» относится к содержательной стороне языка и культуры, то есть понимается как ментальный (мыслительный) стереотип, который коррелирует с картиной мира. Языковая картина мира и языковой стереотип соотносятся как часть и целое, при этом языковой стереотип понимается как суждение или несколько суждений, относящихся к определенному объекту внеязыкового мира, субъективно детерминированное представление предмета, в котором сосуществуют описательные и оценочные признаки и которое является результатом истолкования действительности в рамках социально выработанных познавательных моделей. Но языковым стереотипом можно считать не только суждение или несколько суждений, но и любое устойчивое выражение, состоящее из нескольких слов, например, устойчивое сравнение, клише и т.д.: лицо кавказской национальности, седой как лунь, новый русский.
Стереотипы представителей разных социальных, демографических групп, кроме общих черт, имеют и субъективные отличия. Стереотипы срабатывают уже тогда, когда люди отличаются только по внешним физическим признакам. Нередко суждение про нового, незнакомого человека обусловлено представлением об определенной национально-этнической группе, к которой причислили этого человека на основании внешнего вида. Но чем лучше человек знает определенную национально-этническую группу, к которой принадлежит человек, тем реже использует упрощенные групповые стереотипы.
3. Различные формы социальных стереотипов
Социальные стереотипы и установки могут приобретать различные формы:
— стереотипные действия и ритуалы;
— типичные эмоциональные реакции и доминирующие чувства;
— устойчивые предписания и запреты;
— Во-первых, потому что он сам есть разновидность стереотипа.
— Во-вторых, потому что в формировании имиджа участвует множество других стереотипов.
Приведем примеры наиболее устойчивых социальных стереотипов, влияющих на восприятие человеком человека.
— женщина не может быть руководителем;
— умная женщина не может быть счастлива в личной жизни;
— мужчины умнее женщин;
— все мужья изменяют женам;
— мужчины должны руководить;
— мужчины имеют право на то, на что не имеют права женщины [8, 124].
— молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»);
— сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;
Стереотипы проникают во все сферы нашей жизни. Несмотря на то, что социальные стереотипы являются результатом жизненного опыта, они представляют собой чрезмерно обобщенные представления, которые, в ряде случаев, не подтверждаются.
Стереотипы проявляются не только в форме ригидных убеждений. Стереотипными также могут стать наши действия и побуждения. В психологии выделяют несколько стереотипных эффектов, вызывающих специфические искажения и ошибки восприятия.
Первое впечатление создается буквально за 10-15 минут знакомства и зачастую имеет решающее значение для личного имиджа. Если первое впечатление о человеке благоприятно, то дальнейшее его поведение несколько переоценивается, его ошибки не замечаются, а достоинства преувеличиваются. Негативное первое впечатление, напротив, направляет внимание в сторону отрицательных черт человека вопреки его реальным позитивным поступкам. Из всего сказанного можно сделать несколько практических выводов:
— если есть желание произвести наиболее благоприятное впечатление на конкретного человека или группу людей, то к первой встрече следует серьезно подготовиться;
— для повышения значимости собственного имиджа целесообразно выступать первым, например, в дискуссии или теледебатах.
Таковы правила первого контакта. По отношению же к хорошо знакомым людям часто срабатывает эффект последнего впечатления. В соответствие с ним, та информация, которую мы восприняли последней, оказывается наиболее важной. Эта закономерность также проявляется в случае «разорванных» событий, например, если два сообщения разделены большим временным интервалом, то отчетливее и ярче запомнится последнее.
В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры — педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.
4. Проблемы социальных стереотипов
Проблемы стереотипов обычно связаны с проблемами расизма, который формирует этнические стереотипы, и сексизма, формирующего стереотипы гендерные. Именно на стереотипах может основываться чувство социальной солидарности, поэтому они часто не поддаются изменению или коррекции. В последнее время проводились исследования половой стереотипизации в области образования и труда. Сделаны выводы, что школы способствуют усилению половой стереотипизации посредством социализации детей в соответствии с традиционными характеристиками мужских и женских ролей: например, школьные учебники изображают девочку помогающей матери в домашней работе, а мальчика помогающим отцу ремонтировать автомобиль.
Среднестатистические мужчина и женщина действительно несколько отличаются друг от друга по таким параметрам как общительность, эмпатия, социальное влияние, агрессивность и сексуальная инициатива, но не по интеллекту. Большинство людей больше симпатизируют женщинам, чем мужчинам. Они считают женщин более понимающими, добрыми и склонными к помощи. Следствием подобного благоприятного стереотипа становится благоприятная установка.
В связи с анализом понятия «стереотип» исключительно важным представляется рассмотрение стереотипизации как одного из механизмов социального восприятия. Необходимо четко разграничивать эти понятия, тем более, что за стереотипом в обыденном сознании прочно закрепилась негативная оценка. Но если корни стереотипа уходят в факторы социального порядка, то стереотипизация является, прежде всего, универсальным психологическим процессом. Явление стереотипизации обусловлено принципом экономии, свойственным человеческому мышлению, его способностью двигаться от конкретных единичных случаев к их обобщению и обратно к этому факту, понятому уже в рамках общего правила. Стереотипизация выполняет объективно полезную функцию, поскольку грубость, упрощенность, схематизм – это оборотная сторона медали, неизбежные «издержки» таких необходимых для психической регуляции человеческой деятельности процессов как селекция, ограничение, стабилизация, категоризация.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям.
Стереотипы исполняют ряд положительных функций в процессе общения. Это ускорение категоризации по отдельным признакам, что облегчает процесс общения, и осуществление защитной функции, что дает возможность человеку «спрятаться» за стереотип, когда он сталкивается с чем-то новым, чего не способен понять. Недостатком стереотипизации можно считать упрощение подхода к людям и социальным явлениям, определенную консервативность процесса мышления.
Независимо от содержания формируемых стереотипов процесс стереотипизации актуализируется на любом уровне межгруппового взаимодействия. Актуализация эта, непроизвольная и автоматическая, отнюдь не является каким-либо артефактом или свидетельством «испорченности» человеческой природы.
Таким образом, анализ данной темы позволяет сформулировать следующие выводы.
Под социальным стереотипом понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, распространяемый на всех ее представителей.
Нередко при определении социального стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску, нагруженность его так называемым ошибочным компонентом и т.п. В других случаях акцентируются его динамические характеристики — устойчивость, ригидность, консерватизм,— свидетельствующие о способности успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение.
Общим местом в определениях социального стереотипа является признание его преимущественно негативным феноменом, препятствующим полному, адекватному взаимопониманию людей, трактовка его в качестве своеобразных шор, искажающих видение социальной реальности.
Стереотипизация действует на различных уровнях социального взаимодействия, сами термины «социальный стереотип» и «стереотипизация» ассоциируются лишь с некоторыми из этих уровней, главным образом с этническим, расовым, значительно реже с профессиональным или возрастным.
Рассмотрев проблемы, связанные с социальным стереотипом, можно заключить, что ни сам стереотип, ни, тем более, процесс стереотипизации, не могут рассматриваться как однозначно негативные явления социальной жизни. Только формирование предрассудков и предубеждений, по определению несущих в себе отрицательный заряд и ведущих к усилению межличностной напряженности, является серьезным препятствием к взаимопониманию между людьми.
Список использованной литературы
1. Азарова Е. А. Функционирование моральных тендерных стереотипов в современном коммуникационном пространстве//Этичсское и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября. 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
2. Климова С.Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» //Социологические исследования. 2000. №12. С.13-22
3. Кузнецова Т.Ю. Социальные стереотипы восприятия выпускников детских домов //Социологические исследования. 2003. №11. С.84-88
4. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерныз исследований.// Личность. Культура. Общество. Т. V. Вып. 1- 2 (15-16). 2003.
5. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: к проблеме определения понятий/Юбщение: теоретические и прагматические проблемы. – Росто-на-Дону: Феникс, 1998. С. 11.
8. Шатрова Л.А. Гендерные стереотипы на рынке труда // Социологические исследовании. 2003. №3. С.124-126
9. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: Юрайт, 2000. С. 112.
10. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.