упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности

стереотип этнический

Полезное

Смотреть что такое «стереотип этнический» в других словарях:

стереотип национальный (этнический) — схематизированный образ представителя какой либо этнической общности, обычно представляющий собой упрощенное, иногда одностороннее или неточное (искаженное) знание о психологических особенностях и поведении людей другой национальности. В основе С … Этнопсихологический словарь

Этнический стереотип — (Этностереотип) Схематичный стандартизованный образ или представление о представителях того или иного этноса, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью (напр., немцы трудолюбивые и расчетливые, англичане чопорные) … Словарь социолингвистических терминов

этнический стереотип (этностереотип) — Схематичный стандартизованный образ представителей того или иного этноса, эмоционально окрашенный и обладающий высокой устойчивостью: напр., немцы – трудолюбивые и расчетливые … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Этнический стереотип — (этностереотип) Схематичный стандартизованный образ представителей того или иного этноса, эмоционально окрашенный и обладающий высокой устойчивостью: напр., немцы – трудолюбивые и расчетливые … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

СТЕРЕОТИП НАЦИОНАЛЬНЫЙ (ЭТНИЧЕСКИЙ) — схематизированный образ представителя какой либо этнической общности, обычно представляющий собой упрощенное, иногда одностороннее или неточное (искаженное) знание о психологических особенностях и поведении людей другой национальности. В основе С … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — устойчивый, эмоционально насыщенный, обобщенный образ этнической группы. Среди Э.С. выделяют этнические авто и гетеростереотипы. В первом случае объектом Э.С. являются наиболее типичные представители своей этнической группы. Во втором… … Социология: Энциклопедия

Этностереотип — Этностереотип исторически сложившиеся правила поведения и оценки того или иного этноса[1][2]. Стереотипы описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации… … Википедия

Национальные прозвища — Это служебный список статей, созданный для коо … Википедия

Расизм в России — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

ГУМИЛЕВ — Лев Николаевич (1912 1992) русский историк этнолог, философ, автор оригинальной концепции исторического процесса. Сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Арестовывался в 1933 и 1935. В заключении на Беломорканале и в Норильске (1938 1943).… … Новейший философский словарь

Источник

Этнические стереотипы

упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности фото. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности фото. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности фото. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности фото. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности фото. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности фото. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представле­ний о других народах. Нередко при определении этниче­ского стереотипа подчеркивается, с одной стороны, его це­лостность, ярко выраженная ценностная окраска, а с дру­гой — наличие так называемого ошибочного компонента, препятствующего более полному, адекватному взаимопони­манию людей и выступающему в качестве своеобразных шор, которые искажают видение особенностей поведения даже собственного этноса.

Система пред­ставлений, настроений, действий и свойств отдельных эт­нических общностей, отраженных в стереотипах, является элементом этнической психологии.

Этнические стереотипы представляют собой устойчивые представления не только о себе (автостереотипы), но и пред­ставления о других народах и чужих элементах культур.

Иногда разные этнические группы приписывают друг другу один и тот же обычай. Например, в нашей стране и во Франции, когда человек уходит из гостей не прощаясь, это называется «уходить по-английски». В Соединенных Шта­тах и Англии тот же самый обычай называется — «уйти по-французски».

Две причины выработки стереотипов.

1. Реализация принципа эко­номии усилий, характерного для повседневного человече­ского мышления.

Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие явления каждый раз по-новому, а подводят их под уже имеющиеся категории. В этих случаях познавательный процесс остается на уров­не обыденного сознания, ограничиваясь житейским опы­том, основанным на типичных для данной общности пред­ставлениях.

Для продук­тивного функционирования стереотипа необходимо расчле­нение индивидом окружающей действительности с помо­щью процессов категоризации. При этом категоризация мо­жет разворачиваться посредством либо когнитивных, либо аффективных, либо поведенческих составляющих психи­ки индивида.

2. Защита групповых ценностей реализующейся в виде утверждения своей непо­хожести, специфичности. Образно говоря, стереотипы — это крепость, защищающая традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида, ему уютно за стенами этой крепости, ибо там он чувствует себя в безопасности.

Стереотипы являются чувственно окрашенными образ­ами, аккумулирующими в себе социальный и психологи­ческий опыт общения и взаимоотношений индивидов.

Стереотип обладает рядом качеств:

в статическом плане — целостностью, оценочностью, ценностной окраской, нали­чием доли ошибочной информации;

в динамическом пла­не —устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении новой информации;

в струк­турном плане — сочетанием эмоционального, волевого и рационального элементов.

В стереотипе выделяют четыре основных параметра:

1. Содержание—набор характеристик, приписываемых этнической группе.

2. Степень согласованности — единообразие характе­ристик, приписываемых этнической группе.

3. Направленность — общее положительное или отри­цательное восприятие объекта стереотипизирования.

4. интенсивность – степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе (можно получить ранжированием характеристик, приписываемых этнической группе).

упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. 640 1. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности фото. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности-640 1. картинка упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. картинка 640 1

На социальном уровне этнический стереотип имеет две функции:

идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы)

идентифицирующую (создание и сохранение положитель­ного образа «мы», что достигается прежде всего с помо­щью ритуалов и невербальных средств).

Этнический стереотип может быть

автостереотипом, то есть описы­вать собственную этническую группу, и гетеростереоти-пом, то есть описывать другую этническую группу.

На ста­новление этнических авто- и гетеростереотипов влияют три группы условий:

1. Политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов. В идеальном слу­чае формирование этого набора происходит в непро­тиворечивом единстве, присущем ценностному отра­жению, ценностному атрибутированию действитель­ности этнической элитой.

2. Социально-психологическая представлеыность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосред­ственного окружения индивида. Установлено, что ин­дивид тем легче идентифицирует себя с определен­ной группой, чем больше его коммуникативных свя­зей замыкается внутри нее.

3. Индивидуально-психологическое бытие индивида, то есть совокупность реальных фактов его жизни.

Вопрос о соотношении понятий «стереотип», «установ­ка», «предрассудок», несмотря на сравнительно давнюю историю исследований, пока является дискуссионным.

Од­ни исследователи склонны рассматривать стереотип как когнитивный элемент установки.

Другие отождествляют понятия «установка» и «стереотип».

Третьи считают, что сначала у людей формируется установка, а затем стерео­тип наполняется соответствующим этой установке содер­жанием.

Четвертые склонны считать стереотип формой вы­ражения установки, которая придает стереотипу опреде­ленную направленность и интенсивность.

Некоторые авторы под этническим предрассудком понимают прежде всего этнический стереотип, наполненный враждебным отношением к стереотипизируемой группе; при этом эт­нический стереотип представляется как результат этноцен-трирования, то есть четко выраженной склонности рас­сматривать ценности другого народа сквозь призму цен­ностей своего этноса.

В отечественной социальной психологии подход к дан­ной проблеме разрабатывается в рамках теории отношений. Стереотип и установка рассматриваются как стадии созре­вания и становления психологических отношений, понимае­мых как целостная система индивидуальных, избиратель­ных, сознательных связей личности с различными сторона­ми объективной действительности.

Источник

Упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности

упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. VTrpiaTKi 9UVFEFWsUS7. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности фото. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности-VTrpiaTKi 9UVFEFWsUS7. картинка упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. картинка VTrpiaTKi 9UVFEFWsUS7

упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. VTrpiaTKi 9UVFEFWsUS7. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности фото. упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности-VTrpiaTKi 9UVFEFWsUS7. картинка упрощенные эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой либо общности. картинка VTrpiaTKi 9UVFEFWsUS7

Новый Альянс запись закреплена

Стереотипизация — это процесс формирования стереотипов, сущность которого заключается в тенденции минимизировать различия между членами одной и той же группы. Социальный стереотип — это устойчивое представление о явлении или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы; упрощенное представление о каком-либо социальном объект, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью.

Классификация социальных стереотипов:

1. Конституционально-антропологические стереотипы проявляются во влиянии антропологических признаков (типы телосложения, черты лица, пол) на оценку личности, психологических особенностей человека.

2. Этнические (национальные) стереотипы — это упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и устойчивые образы какой-либо этнической группы или общности либо национальности, легко переносимые на всех представителей этой группы.

3. Статусные стереотипы, проявление которых связано с восприятием и пониманием другого человека в зависимости от его социального статуса.

4. Социально-ролевые стереотипы связаны с зависимостью восприятия и оценки человека, его личностных особенностей от социальных ролей, которые выполняет этот человек. Статусные, социально-ролевые и профессиональные стереотипы очень схожи.

6. Эмоционально-эстетические стереотипы связаны с зависимостью восприятия и оценки другого человека от его внешней привлекательности/непривлекательности.

Источник

Статья «Понятие социального стереотипа»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1. История изучения социальных стереотипов 5

2. Понятие, основные свойства и характеристики

социального стереотипа 7

3. Различные формы социальных стереотипов 12

4. Проблемы социальных стереотипов 18

Список использованной литературы 22

Исследование социального стереотипа обусловливается, прежде всего, потребностью в, объяснении особенностей развития и функционирования механизмов регуляции социального поведения. Этот вопросы нельзя решить без знания и понимания природы, сущности, свойств и назначения стереотипов в обществе.

Актуальность заявленной темы исследования подтверждается необходимостью систематизации выработанных в науке знаний о социальном стереотипе, и, соответственно, стереотипных формах сознания и поведения людей, их свойствах, функциях и видах.

Специализированные крупные российские научные труды по социальной психологии, социологии, философии и смежным дисциплинам так же редко уделяют внимание социальному стереотипу как важному явлению общественной жизни людей. В большинстве своём данные этих работ очень разрозненны, спорны и по своему содержанию далеко не во всей полноте охватывают исследовательское поле вопросов, связанных с изучением социального стереотипа. Они не отвечают чётко и ясно, чем является социальный стереотип, в чём заключается его сущность, чем он отличается от предрассудка, установки и других подобных ему явлений.

Основной целью исследования является социально-психологический анализ стереотипов сознания и поведения людей в процессах их общественной жизнедеятельности.

Исходя из этой цели, сформулированы следующие задачи :

— систематизировать теоретико-методологические подходы к изучению социального стереотипа в зарубежной и отечественной науке;

— проследить научно-исторические корни понятия социального стереотипа и отграничить его от других рядоположенных по содержанию понятий;

— выявить сущность стереотипа, определить его функции и свойства;

— рассмотреть основные виды социальных стереотипов.

1. История изучения социальных стереотипов

История изучения социальных стереотипов берёт начало в Античности: уже Платон отмечал факт наличия в природе человеческих заблуждений.

Ф. Ницше внёс серьезный вклад в новое понимание предрассудков как специально внушенных людям мнениях о них самих, вещах и событиях. У К. Г. Юнга прослеживается определённая близость понятий «архетип» и «стереотип»: архетипы, как и стереотипы, служат основой для воспроизводства поведения людей.

Вместе с тем, широко распространена точка зрения, согласно которой социальные стереотипы и ряд других феноменов группового и общественного сознания должны быть объединены в общую концептуальную схему. Так, швейцарский учёный В. Дуаз выделил четыре уровня стереотипов: индивидуально-психологические представления человека о своей социальной среде; представления, складывающиеся в ситуации межличностного общения; коллективные представления, формирующиеся в межгрупповых отношениях (социальный стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне); идеология, которая складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества.

В западной научной литературе также была проведена классификация функций социальных стереотипов (Г. Тэджфел, У. Квастгоф, Д. Майерс), и изучены механизмы формирования социальных стереотипов (Д. Мацумото). Было показано, что стереотипы базируются на таких психологических процессах, как: избирательное внимание; оценка, формирование понятий и категоризация, атрибуция, эмоции и память. Проанализированы процессы», схематизации (В. А. Янчук, Н. Румелхарт, М. Ротбарт) и атрибуции (М. Ротбарт) в формировании стереотипов.

В отечественной науке до начала 1960-х годов термин «стереотип» не употреблялся, хотя проблема изучения шаблонов поведения человека ставилась (так, особенный интерес представляют взгляды П.А. Сорокина). Только в начале 60-х годов прошлого века появился ряд работ критического содержания, в которых рассматривались проблемы стереотипизации и стереотипов. Тогда же впервые в отечественной науке были предприняты попытки дать определение понятию «стереотип». В.А. Ядов под стереотипом понимал чувственно окрашенные социальные образы [10].

Ю.А. Сорокин определил стереотип как некоторый процесс и результат общения (поведения) согласно определённым языковым (семиотическим) моделям. [5, 11]

В отечественной литературе исследование проблемы стереотипов связано также с именами И.С. Кона, П.Н. Шихирева, В.А. Ядова и других учёных. В их работах наиболее часто встречается определение стереотипа как «образа» или «набора качеств», как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о действительности, неадекватно отражающего объективные процессы. Важным моментом отечественных исследований является разведение стереотипа и установки, как его психологической основы (Т. Ланге и Д.Н. Узнадзе, И.С. Кон), а также диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности. (В.А. Янчук).

Значительный вклад в выяснение природы социальных стереотипов внес Б.Ф. Иоршнев, который показал их место и роль в восприятии людей.

В настоящее время большинство российских ученых, как и их западные коллеги, рассматривают стереотип преимущественно комплексным образованием и оценивают его содержание не только с негативной стороны. Так, авторы многих отечественных работ по социальной психологии (B.C. Агеев, Т. Е. Васильева, И.С. Кон и др.) считают стереотип наиболее распространенным инструментом обработки поступающей информации и образцом адекватных действий в той или иной жизненной ситуации.

2. Понятие, основные свойства и характеристики социального стереотипа

В научный обиход понятие «социальный стереотип» было введено Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ (или «картинку») мира в голове человека. Липпман выделял следующие основные причины, по которым люди прибегают к стереотипизированию: во-первых, по принципу экономии усилия, они не стремятся реагировать каждый раз по-новому на окружающие явления, а подводят их под уже имеющиеся категории; во-вторых, таким образом они защищают групповые ценности и свои права. Это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением [6, 7].

Основными свойствами стереотипа, таким образом, являются: устойчивость (или существование одних и тех же стереотипов у разных поколений людей внутри одного этноса), ригидность, избирательность восприятия информации и эмоциональная наполненность.

1. Стереотипизирование – результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане – консервативны, немцы – педантичны);

2. Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например, об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе – наиболее неблагоприятная);

3. Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания;

4. Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами).

Предрассудки и дискриминационное поведение могут быть не только открытыми, но и скрытыми за какими-нибудь мотивами. Появляются замаскированные расовые предрассудки в виде преувеличения этнических различий, менее благожелательного отношения к эмигрантам – представителям национальных меньшинств и их дискриминация по соображениям якобы нерасового характера. Некоторые исследователи называют этот скрытый расизм «современным» или «культурным» расизмом. Современные предрассудки зачастую проявляются в завуалированном, неявном виде в наших предпочтениях того, что уже знакомо, похоже на нас и не доставляет неудобств; а также в форме некой «расовой чувствительности», которая приводит к неадекватным реакциям на действия отдельных представителей меньшинств – как в форме неоправданных восхвалений их достижений, так и в форме чрезвычайной критики их ошибок.

В когнитивной лингвистике и этнолингвистике термин «стереотип» относится к содержательной стороне языка и культуры, то есть понимается как ментальный (мыслительный) стереотип, который коррелирует с картиной мира. Языковая картина мира и языковой стереотип соотносятся как часть и целое, при этом языковой стереотип понимается как суждение или несколько суждений, относящихся к определенному объекту внеязыкового мира, субъективно детерминированное представление предмета, в котором сосуществуют описательные и оценочные признаки и которое является результатом истолкования действительности в рамках социально выработанных познавательных моделей. Но языковым стереотипом можно считать не только суждение или несколько суждений, но и любое устойчивое выражение, состоящее из нескольких слов, например, устойчивое сравнение, клише и т.д.: лицо кавказской национальности, седой как лунь, новый русский.

Стереотипы представителей разных социальных, демографических групп, кроме общих черт, имеют и субъективные отличия. Стереотипы срабатывают уже тогда, когда люди отличаются только по внешним физическим признакам. Нередко суждение про нового, незнакомого человека обусловлено представлением об определенной национально-этнической группе, к которой причислили этого человека на основании внешнего вида. Но чем лучше человек знает определенную национально-этническую группу, к которой принадлежит человек, тем реже использует упрощенные групповые стереотипы.

3. Различные формы социальных стереотипов

Социальные стереотипы и установки могут приобретать различные формы:

— стереотипные действия и ритуалы;

— типичные эмоциональные реакции и доминирующие чувства;

— устойчивые предписания и запреты;

— Во-первых, потому что он сам есть разновидность стереотипа.

— Во-вторых, потому что в формировании имиджа участвует множество других стереотипов.

Приведем примеры наиболее устойчивых социальных стереотипов, влияющих на восприятие человеком человека.

— женщина не может быть руководителем;

— умная женщина не может быть счастлива в личной жизни;

— мужчины умнее женщин;

— все мужья изменяют женам;

— мужчины должны руководить;

— мужчины имеют право на то, на что не имеют права женщины [8, 124].

— молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»);

— сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;

Стереотипы проникают во все сферы нашей жизни. Несмотря на то, что социальные стереотипы являются результатом жизненного опыта, они представляют собой чрезмерно обобщенные представления, которые, в ряде случаев, не подтверждаются.

Стереотипы проявляются не только в форме ригидных убеждений. Стереотипными также могут стать наши действия и побуждения. В психологии выделяют несколько стереотипных эффектов, вызывающих специфические искажения и ошибки восприятия.

Первое впечатление создается буквально за 10-15 минут знакомства и зачастую имеет решающее значение для личного имиджа. Если первое впечатление о человеке благоприятно, то дальнейшее его поведение несколько переоценивается, его ошибки не замечаются, а достоинства преувеличиваются. Негативное первое впечатление, напротив, направляет внимание в сторону отрицательных черт человека вопреки его реальным позитивным поступкам. Из всего сказанного можно сделать несколько практических выводов:

— если есть желание произвести наиболее благоприятное впечатление на конкретного человека или группу людей, то к первой встрече следует серьезно подготовиться;

— для повышения значимости собственного имиджа целесообразно выступать первым, например, в дискуссии или теледебатах.

Таковы правила первого контакта. По отношению же к хорошо знакомым людям часто срабатывает эффект последнего впечатления. В соответствие с ним, та информация, которую мы восприняли последней, оказывается наиболее важной. Эта закономерность также проявляется в случае «разорванных» событий, например, если два сообщения разделены большим временным интервалом, то отчетливее и ярче запомнится последнее.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры — педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

4. Проблемы социальных стереотипов

Проблемы стереотипов обычно связаны с проблемами расизма, который формирует этнические стереотипы, и сексизма, формирующего стереотипы гендерные. Именно на стереотипах может основываться чувство социальной солидарности, поэтому они часто не поддаются изменению или коррекции. В последнее время проводились исследования половой стереотипизации в области образования и труда. Сделаны выводы, что школы способствуют усилению половой стереотипизации посредством социализации детей в соответствии с традиционными характеристиками мужских и женских ролей: например, школьные учебники изображают девочку помогающей матери в домашней работе, а мальчика помогающим отцу ремонтировать автомобиль.

Среднестатистические мужчина и женщина действительно несколько отличаются друг от друга по таким параметрам как общительность, эмпатия, социальное влияние, агрессивность и сексуальная инициатива, но не по интеллекту. Большинство людей больше симпатизируют женщинам, чем мужчинам. Они считают женщин более понимающими, добрыми и склонными к помощи. Следствием подобного благоприятного стереотипа становится благоприятная установка.

В связи с анализом понятия «стереотип» исключительно важным представляется рассмотрение стереотипизации как одного из механизмов социального восприятия. Необходимо четко разграничивать эти понятия, тем более, что за стереотипом в обыденном сознании прочно закрепилась негативная оценка. Но если корни стереотипа уходят в факторы социального порядка, то стереотипизация является, прежде всего, универсальным психологическим процессом. Явление стереотипизации обусловлено принципом экономии, свойственным человеческому мышлению, его способностью двигаться от конкретных единичных случаев к их обобщению и обратно к этому факту, понятому уже в рамках общего правила. Стереотипизация выполняет объективно полезную функцию, поскольку грубость, упрощенность, схематизм – это оборотная сторона медали, неизбежные «издержки» таких необходимых для психической регуляции человеческой деятельности процессов как селекция, ограничение, стабилизация, категоризация.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям.

Стереотипы исполняют ряд положительных функций в процессе общения. Это ускорение категоризации по отдельным признакам, что облегчает процесс общения, и осуществление защитной функции, что дает возможность человеку «спрятаться» за стереотип, когда он сталкивается с чем-то новым, чего не способен понять. Недостатком стереотипизации можно считать упрощение подхода к людям и социальным явлениям, определенную консервативность процесса мышления.

Независимо от содержания формируемых стереотипов процесс стереотипизации актуализируется на любом уровне межгруппового взаимодействия. Актуализация эта, непроизвольная и автоматическая, отнюдь не является каким-либо артефактом или свидетельством «испорченности» человеческой природы.

Таким образом, анализ данной темы позволяет сформулировать следующие выводы.

Под социальным стереотипом понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, распространяемый на всех ее представителей.

Нередко при определении социального стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску, нагруженность его так называемым ошибочным компонентом и т.п. В других случаях акцентируются его динамические характеристики — устойчивость, ригидность, консерватизм,— свидетельствующие о способности успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение.

Общим местом в определениях социального стереотипа является признание его преимущественно негативным феноменом, препятствующим полному, адекватному взаимопониманию людей, трактовка его в качестве своеобразных шор, искажающих видение социальной реальности.

Стереотипизация действует на различных уровнях социального взаимодействия, сами термины «социальный стереотип» и «стереотипизация» ассоциируются лишь с некоторыми из этих уровней, главным образом с этническим, расовым, значительно реже с профессиональным или возрастным.

Рассмотрев проблемы, связанные с социальным стереотипом, можно заключить, что ни сам стереотип, ни, тем более, процесс стереотипизации, не могут рассматриваться как однозначно негативные явления социальной жизни. Только формирование предрассудков и предубеждений, по определению несущих в себе отрицательный заряд и ведущих к усилению межличностной напряженности, является серьезным препятствием к взаимопониманию между людьми.

Список использованной литературы

1. Азарова Е. А. Функционирование моральных тендерных стереотипов в современном коммуникационном пространстве//Этичсское и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября. 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

2. Климова С.Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» //Социологические исследования. 2000. №12. С.13-22

3. Кузнецова Т.Ю. Социальные стереотипы восприятия выпускников детских домов //Социологические исследования. 2003. №11. С.84-88

4. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерныз исследований.// Личность. Культура. Общество. Т. V. Вып. 1- 2 (15-16). 2003.

5. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: к проблеме определения понятий/Юбщение: теоретические и прагматические проблемы. – Росто-на-Дону: Феникс, 1998. С. 11.

8. Шатрова Л.А. Гендерные стереотипы на рынке труда // Социологические исследовании. 2003. №3. С.124-126

9. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: Юрайт, 2000. С. 112.

10. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *