уровень развития человека как личности какой бывает
ТИПЫ ЛИЧНОСТИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Автор: ЯНИНА БРЕЙДАК
Прежде чем мы начнём искать у себя все болезни и ставить другим диагнозы по аватаркам, важно разобраться, что такое уровень развития личности и тип организации характера.
Уровни развития личности
Уровень развития личности бывает 3-х видов:
1) невротический уровень (условно — самый «здоровый»)
2) пограничный уровень (уже посерьёзнее)
3) психотический уровень (самый серьёзный)
У невротика не нарушена связь с реальностью, у психотика — нарушена связь с реальностью (у человека может быть бред и галлюцинации). Невротик может осознавать, что у него есть какая-то проблема и проблема в нём самом, психотик не может этого осознавать и считает, что проблема не в нём, а в мире или в других людях. Пограничный человек находится на границе между двумя этими уровнями. Его состояние не такое серьёзное, как у психотика, но и не такое беспечное, как у невротика.,
Типы личности
А типы организации характера (или же — типы личности) бывают такие:
● психопатическая (антисоциальная) личность
● нарциссическая личность
● шизоидная личность
● параноидная личность
● депрессивная и маниакальная личность
● мазохистическая личность
● обсессивная и компульсивная личность
● истерическая личность
● диссоциативная личность
Что это значит, когда у человека определённый тип личности?
Это значит, что у него есть свой особый способ взаимодействия с миром: свои реакции на тревогу, свои паттерны защитных механизмов и свой тип отношений с людьми. При хороших условиях — это не более чем «характер» человека. Однако в случае травматизации или ретравматизации все эти реакции могут стать очень сильными и ригидными, и тогда мы уже говорим о расстройстве личности, которое нуждается в коррекции.
Вопрос «Насколько психи?» — про уровень развития личности.
А вопрос «В чём конкретно психи?» — про тип организации характера.
Какая личность на каком уровне?
Возникает вопрос: а привязан ли каждый тип личности к определённому уровню развития личности? Отчасти, но не совсем.
И хотя можно наблюдать тенденцию, что типы личности с более примитивными и ригидными защитами (шизоиды, маниакальные, антисоциальные, параноидные, нарциссические, диссоциативные личности) более склонны попадать на пограничный и психотический уровень, однако не все и не всегда. Поэтому, утверждение, что, например, нарциссическая или параноидная личность может быть как на невротическом, так и на пограничном, так и на психотическом уровне — тоже будет верным.
Могут ли меняться уровни и как?
Могут. С помощью психотерапии. Есть психологи, которые имеют талант вытаскивать пограничных и даже психотических клиентов на невротический уровень организации. Вообще считается, что во время терапии клиент становится всё более и более невротичным, где «невротик» — это не обзывательство, а скорее хвастовство и достижение.
А тип личности меняется? Психоаналитики считают, что тип личности, как «глубинное ядро человека», не меняется.
Ну и наконец: можно ли вместить в себя самое лучшее из разных типов личности? Можно ли быть одновременно и параноиком, и шизоидом? И депрессивным, и мазохистом?
Ответ: можно. Тогда это будет, соответственно, параноидно-шизоидная и депрессивно-мазохистическая личность.
Как определить уровень развития личности
Называют это по-разному: личностное развитие, личностный уровень, уровень развития личности, но при оценке себя или других людей нам это важно: насколько в человеке развиты его интеллект, самостоятельность, ответственность
Называют это по-разному: личностное развитие, личностный уровень, уровень развития личности, но при оценке себя или других людей нам это важно: насколько в человеке развиты его интеллект, самостоятельность, ответственность? Можно ли его назвать человеком нравственным? Насколько характерны для него позитив, конструктив, авторская позиция, способность самому определять свою жизнь, способность управлять собой, быть сильнее обстоятельств? Это человек-организм или человек-личность?
Показатели личностного развития:
· Развитие интеллекта: дурачок, адекватный, умный, разумный, мудрый.
· Уровень развития инициативыи ответственности. А именно,ступени иждивенец, исполнитель, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец.
· Уровень культуры, куда входит грамотность, в том числе психологическая грамотность.
· Уровень душевного здоровья: от невротика к здоровому. Умение находиться в гармонии с собой и окружающими, продуктивность конфликтов, любовь к себе и окружающим.
· Воспитанность, эстетическое развитие.
· Умение развиваться и привычка к развитию.
Уровень развития личности и этапы жизненного пути личности
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Типы и уровни развития личности — психология
Совсем недавно общество приравнивало развитие человека, его личности к степени образования, уровню дохода, жизни. Считалось, что чем больше богатств, тем выше развитие. Теперь это можно оспорить, так как совсем нет связи между развитием личности и материальным благом. Уровень развития личности определяется через понимание своего бытия, предназначения, осознание себя и своей жизни, формирование сознания и самосознания.
Каждый человек приходит в этот мир «чистым листом» и на протяжении всей жизни учится, развивается и совершенствуется. Развитие происходит в обществе, на это сильно повлияла социализация. Личность развивается только при взаимодействии, контакте с другими людьми.
Наедине с самим собой, без обмена информацией, впечатлениями, эмоциями и чувствами процесс развития попросту невозможен. Вне общества человек живёт в среде «животного мира» и совершенствовать своё сознание, личность, духовные качества, развивать свои таланты попросту незачем, это неинтересно, такой потребности и желания не возникает.
Что такое личность?
Нет единственного устоявшегося общепринятого определения личности — это сложное многогранное понятие. Большое количество различных описаний присваивалось этому словосочетанию в разные времена.
Личность — это часть общественной и культурной жизни, которая наделена разумом, этическими принципами, моральными качествами, духовностью.
Человек, обладающий определённым набором психологических свойств, которые определяют его поведение, взаимоотношения с обществом, его отличие от других людей.
Человек, который самостоятельно выстраивает свою жизнь, по своим правилам и понятиям, несёт полную ответственность за неё.
Система индивидуальных, социальных и психологических характеристик, а также типологических свойств.
Состоявшийся человек, со своей индивидуальной системой ценностей, манерой поведения, привычками.
Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность.
Структура личности
Структура личности это сочетание между собой различных качеств характера, талантов, способностей, степени эмоциональности, реакций на внешние события, темперамента, силы воли, ощущений и восприятий, интересов и убеждений. Этих свойств и различий множество, поэтому есть некая структура, чтобы разделить их.
Первый уровень. Здесь находятся все врождённые свойства психики, а также половые и возрастные, то есть качества данные природой.
Второй — это способности, таланты, сознание, память, то есть те качества, которые зависят от врождённых факторов и их развития.
Третий — это индивидуальный опыт, в который входят знания, сформированные в процессе жизни.
Четвёртый и самый высокий формируется на протяжении всей жизни, это направленность личности, накопленный опыт и знания, интересы, взгляды, убеждения и мировоззрения, сформировавшийся характер. Этот уровень максимально связан с воспитанием, уставом и традициями семьи, обществом и его идеологией, в котором вырос и находится человек.
Необходимо различать эти уровни, чтобы охарактеризовать личность. Отличия между людьми огромны и разносторонни, так как на каждом уровне есть большие различия интересов, умений, взглядов, ценностей, характера, поэтому порой сложно понять поступки и слова другого человека. Для этого необходимо обладать достаточными знаниями и хорошей наблюдательностью, опытом. Рассмотрим теперь свойства личности и их особенности.
Ключевые свойства личности
Свойства личности — это набор определённых, устоявшихся и индивидуальных качеств человека, определяющих его взаимодействие с социумом, то есть его деятельность и отношения с окружающими. Главными свойствами личности являются характер, темперамент, воля, способности, мотивация и эмоции.
Характер — это приобретённый в определённых условиях способ взаимоотношений с окружающим обществом и миром. Это стиль поведения, реакция на происходящие события. Манера поведения бывает мягкой и деликатной, а может быть бесцеремонной, грубой. Всё это относится к характеру.
Когда мы обсуждаем человека, часто употребляются такие слова, как сильная личность, лидер или слабый руководитель, уверенный в себе персонаж или тихоня.
Люди с сильным характером отличаются уверенностью в себе, спокойствием, целенаправленностью и последовательностью, упорством. Слабые, наоборот, славятся хаотичностью поступков, слабоволием, истеричностью, замкнутостью и тревожностью.
Специалисты разделяют черты характера на несколько групп:
Деловые черты. К ним относятся все, что связано с трудовой деятельностью, с работой. Это ответственность, упорство, аккуратность, невнимательность, лень и другие.
Коммуникативные черты — это взаимодействие человека с обществом: общительность или замкнутость, доброжелательность, недоверие, скрытность.
Волевые черты.Стойкость, упорство, сила воли, или её отсутствие.
Мотивационные черты — это целеустремлённость, черты, которые поддерживают активность человека.
Инструментальные – черты, придающие определённый стиль манере поведения.
Воля это способность человека воздействовать и управлять психикой и своими действиями. Благодаря воле возможно контролировать своё поведение, определённые события, человек влияет на процессы в окружающем его мире и вносит важные для него изменения. Чаще всего сила воли связана с принятием важных, правильных и осознанных решений, но для этого необходимо преодолеть определённые трудности и препятствия, приложить много усилий для осуществления задуманного.
Воля всегда подразумевает самоограничение, самоконтроль, то есть человеку необходимо отказаться от чего-то, в пользу более важного и правильного, лишить себя привлекательного ради осознанного, верного и важного.
Главной особенностью воли, является наличие морального удовлетворения в результате осуществления задуманного. Интересен тот факт, что эмоциональной радости в процессе осуществления это не приносит. Весь спектр внутренней силы направлен на то, чтобы победить себя. Чем сильнее воля у человека, тем легче он справляется с трудностями и стремительнее развивается.
Темперамент — это совокупность особенностей, психических свойств, которые определяют состояния человека, его поведение и настроение, скорость изменения этих состояний, эмоциональная устойчивость.
Следующее свойство – эмоции. Это индивидуальные переживания, они бывают положительными и отрицательными, приятными и неприятными. Есть несколько видов эмоций:
Настроение — это состояние психики, общий настрой человека в разные моменты жизни.
Простые эмоции, переживания, связанные с удовлетворением потребностей.
Чувства — это комплекс переживаний, связанных с определённым объектом или объектами.
Аффекты — это острые, яркие эмоции, отличающиеся кратковременностью и высокой интенсивностью, реакция на определённый раздражитель.
Страсть — это яркие эмоции, которые не поддаются управлению.
Стресс — это комплекс негативных эмоций и физического состояния организма, психологическая, эмоциональная перегрузка.
Эмоции оказывают огромное влияние на жизнь и её качество. Эмоциональное состояние людей сильно разнится. В особенности скорости реакции на определённые события, эмоциональная возбудимость, длительность переживаний, преобладание положительных или отрицательных эмоций, частота этих переживаний и их направление. Под воздействием своих эмоций человек совершает определённые действия, поступки, принимает решения.
Мотивация — это совокупность причин, определяющих поведение личности. Мотив — это основа, психологический позыв или порыв, отвечающий за целенаправленное активное поведение. Бывает осознанный и неосознанный. Мотивация зависит от потребности человека, желания, нужды в чем-то, намерения и побуждения. Мотивация – это главное и основное «топливо» для человека, благодаря ей, он ставит цели, добивается их, развивается.
Способности — высокий уровень умений, навыков, которые необходимы для выполнения каких-то задач, решения дел. Это не относится к знаниям приобретённым, напротив, благодаря способностям были получены и использованы определённые знания и умения.
Самое безнадежное дело на свете — пытаться точно определить характер человека. Каждая личность — это клубок противоречий, а тем более личность одаренная.
Типы личности
Ещё в Древней Греции философом Гиппократом, было определено несколько темпераментов людей, по которым и по сей день их разделяют.
Меланхолики. Ранимые, унылые и мрачные личности с плохим настроением и отношением к жизни, с небольшим запасом энергии, ленью, апатией и тревожностью.
Холерики. Вспыльчивые, неуравновешенные, горячие, импульсивные, взбалмошные и несдержанные люди.
Сангвиники — жизнерадостные оптимисты с прекрасным чувством юмора, любящие жизнь во всех её проявлениях. Лёгкие на подъём активисты.
Флегматики. Люди пассивные, безынициативные, склонные к бездействию больше чем к активности, но при этом отличаются усидчивостью и упорством, ненаходчивые консерваторы, которым сложно приспосабливаться к изменениям в жизни и в мире.
Стоит отметить, что ни один тип темперамента не встречается в чистом виде. Каждый человек обладает основным, преобладающим видом темперамента, в определённых жизненных сценариях он его развивает или подавляет, а также проявляет и сочетает в себе другие типы.
Типов личности по теории Юнга всего два: экстраверты и интроверты, а различия между ними в особенностях восприятия мира и всего происходящего вокруг. Экстраверты любят окружающий мир и максимально взаимодействуют с ним, они коммуникабельны, дружелюбны и открыты, тем временем интроверты стараются отгородиться от всех, они замкнуты и стремятся к уединению.
Каждый из типов соответствует конкретному темпераменту. Так экстраверты – это холерики и сангвиники, тогда как к флегматикам и меланхоликам относятся больше интроверты. Это самые основные характеристики типов темперамента, но далеко не единственные в своей классификации, благодаря им становится проще определить человека, его манеру поведения и общения, предположить его реакцию в определённых ситуациях, темп деятельности.
Зная свой преобладающий тип темперамента и типы окружающих людей, можно намного проще выстраивать отношения и понимать с кем их стоит заводить, а с кем нет, кому довериться, а кому не стоит. Эти знания пригодятся в бизнесе, в любовной сфере, в дружбе, в любом взаимодействии с обществом.
Пройдите тест и узнайте кто вы: Экстраверт или интроверт
Стоит отметить, что не бывает плохих или хороших типов, у каждого темперамента есть свои положительные и отрицательные черты.
Уровни развития личности
Каждый человек уникален, у каждого свой характер, личностные качества, темперамент, свои привычки и мечты, стремления, понимание счастья и горя. Рассмотрим теперь непосредственно уровни развития личности и их характеристики. По факту это то, что человек может и не может, это степень силы его личности, стремлений.
Совершенствование не прекращается на протяжении всей жизни, от рождения до самой смерти. В идеале каждый человек должен пройти все уровни развития личности, но на деле это не всегда так. Большое количество жителей планеты проживают всю жизнь, находясь в одном состоянии, не задумываясь о совершенствовании, также часто переход может осуществляться не только вперёд к новому этапу, но и назад к предыдущему.
Я похож на человека, который проспал полжизни, а теперь пытается узнать, кем он был, пока спал.
Какая личность на каком уровне?
Первый — это удовлетворение своих базовых потребностей, обеспечение своей безопасности: еда, сон, жильё, одежда. Отсутствует страх о потерянных возможностях. Моральные, этические принципы, духовность, цели — всё это не присуще личности, находящейся на данном этапе. Одним словом – выживание. Удивителен тот факт, что именно на этом уровне человек чувствует себя максимально счастливым и беззаботным. Ему не приходится беспокоиться о самосовершенствовании, нет завышенных ожиданий, его абсолютно устраивает порядок: «работа-дом-отдых».
Третий уровень организации личности. На этом этапе уже не хватает удовольствий и их удовлетворения. Хочется уже чего-то большего, больше денег, больше пространства для жизни, больше успехов и достижений. Человеку хочется призвания, создать что-то своё, привнести свою лепту в жизнь других людей, повысить свою значимость, менять мир вокруг себя. Он осознаёт свой огромный внутренний потенциал, свои безграничные возможности и начинает стремиться к улучшению своей жизни, записывается на всевозможные тренинги, курсы по самосовершенствованию. Осознание того, что обычные удовольствия уже не приносят радости, приводит к отказу от вредных привычек, зависимостей. На этом этапе люди не чувствуют себя счастливыми в жизни, которую имеют.
Очень много ошибок, неудач подстерегает на этом уровне. Этот этап может затянуться на долгие годы: поиск себя, своего признания, истинных целей. На данном уровне человек получает огромное количество опыта, знаний и умений, начинает также следить и за своим телом, внедряя здоровый образ жизни. А вот ощущение радости, счастья в жизни, почти на нуле. Случаются даже и возвращения в прошлый период. Без этих трансформаций личность не перейдёт на следующий этап. Но как только будет пройдена эта сложная часть, жизнь кардинально и в корне изменится.
Четвёртый – переломный, переход с социального уровня на духовный. Главная разница этих периодов в том, что теперь личность больше не зацикливается на себе и своей семье, а задумывается об окружающих людях, мире и осознаёт огромное желание позаботиться, помочь, научить, облегчить чью-то жизнь. Идея собственной важности уходит на второй план, а на первый выходит удовлетворение нужд других людей. Это совсем не значит, что собственный успех и достижения больше неинтересны, но снижается важность этого. Исчезает потребность доказывать свою состоятельность обществу.
Проходит глобальная переоценка ценностей, на пьедестал выходит семья, дети, родители. Человек наконец принимает себя таким, какой он есть и больше не пытается ничего в себе изменить через силу, перестаёт осуждать и обсуждать других людей, становится чутким, внимательным. Больше не хочется всё контролировать, а хочется уделять своё время тому, что нравится и приносит радость. Переход на этот уровень занимает очень много времени, сил, стараний, но меняет жизнь в корне, она замедляется, больше не нужно спешить, больше спешить и не хочется.
Пятый — уровень мудреца. На данном уровне сознание человека максимально чистое, его интересуют глубинные события и процессы бытия, открываются глаза на окружающий мир, сущность происходящего весьма отличается оттого, что видит 1-3 уровень. Происходит полная переоценка и переосмысление ценностей, жизни, развенчивание мифов, стереотипов, мирских идеалов, духовных аспектов. Такой человек способен влиять на тысячи людей, вести их за собой, менять реальный мир под своё видение. Баланс во всех аспектах жизни уже ничего не нарушает.
Шестой уровень развития личности. На этом этапе человек становится лидером огромного количества людей, за ним идут, его слушают, ему доверяют, подражают, копируют. Эти люди способны изменить мир, они обладают неограниченным источником энергии, осознают жизнь, их мышление настолько масштабно, что позволяет менять устои, идеологии, системы. Такая личность может принести миру как колоссальную пользу, так и разрушить всё до основания. Если энергия будет направлена на созидание, то прогресс для всего человечества будет обеспечен. У человека прекращаются всевозможные страдания, переживания, наступает полное принятие и понимание своей жизни.
Могут ли меняться уровни и как?
Есть много классификаций развития личности, это самая основная и часто используемая. Есть ещё один уровень – просветление, но далеко не каждый подходит к этому уровню. Все процессы развития тесно привязаны к жизненным урокам, событиям, не всегда, кстати, положительным. Невозможно пропустить один этап и сразу перейти к другому, придётся всё равно наверстать упущенное, вернувшись к предыдущей стадии.
Если человек застрял на каком-либо уровне, то значит он ещё не получил необходимый урок жизни, либо получил, но не осознал его, всё придёт в своё время. Основной смысл развития от самоутверждения до заботы о близких. Возможно, из-за неусвоенного урока он вернётся на предыдущий уровень, и, возможно, на нём и останется до конца жизни.
Будь таким, каким хочешь казаться.
Помощь психолога
На каком уровне сейчас находитесь вы, куда необходимо стремиться, какие уроки и какую мысль хочет до вас донести определённая ситуация, все эти моменты поможет разобрать психолог, с ним вы намного быстрее осознаёте свои ошибки или своё предназначение, не стоит пренебрегать помощью специалиста, если вы решили совершенствоваться. Если ваш запрос самоактуализация — как вершина развития собственной личности, обращайтесь за помощью психолога. Это длительная и иногда болезненная работа, но достижение своего максимума, раскрытие потенциала на 100% стоит того.
Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы испытываете беспокойство от непреодолимого желания отомстить, проконсультируйтесь со специалистом!
Направленность личности — главный показатель уровня развития личности
ДИАГНОСТИКА Янина Брейдак 05/07/2019
Прежде чем мы начнём искать у себя все болезни и ставить другим диагнозы по аватаркам, важно разобраться, что такое уровень развития личности и тип организации характера.
Уровни развития личности
Уровень развития личности бывает 3-х видов:
1) невротический уровень (условно — самый «здоровый») 2) пограничный уровень (уже посерьёзнее) 3) психотический уровень (самый серьёзный)
У невротика не нарушена связь с реальностью, у психотика — нарушена связь с реальностью (у человека может быть бред и галлюцинации). Невротик может осознавать, что у него есть какая-то проблема и проблема в нём самом, психотик не может этого осознавать и считает, что проблема не в нём, а в мире или в других людях. Пограничный человек находится на границе между двумя этими уровнями. Его состояние не такое серьёзное, как у психотика, но и не такое беспечное, как у невротика.
«Что наверху, то и внизу, что внизу, то и наверху».
— принцип двойственности (наличие активного (мужского) и пассивного (женского) начал).
В организме присутствуют 2-е энергии «ЯН» и «ИНЬ».
Аналогичные взгляды, не противоречащие воззрениям Тресмигиста можно встретить, изучая и анализи-руя древние индийские, китайские, европейские и другие источники.
Некоторыми современными учёными уже сегодня высказывается точка зрения, что ряд мыслителей древнос-ти, находящихся на высоком духовном уровне развития, благодаря своей феноменальной интуиции и высокому чувственному восприятию знали о человеке намного больше, чем сегодня знают современные ученые.
Отдельные представители науки полагают, что при правильной настройке сознания человека, оно стано-виться во много раз чувствительнее тех измерительных приборов, которыми пользуется современная наука. Неко-торые из них всерьёз говорят о применении интровертного метода познания мироздания и человека.
И видимо познавать есть что. Особенно в контексте изучения становления и развития человека, достижения им новых высот. Мы часто слышим о необходимости совершенствования, достижения новых уровней развития сознания, движении вверх по эволюционной лестнице в течении жизни. И от того, на каком этапе своего развития находится человек, зависит и полнота восприятия окружающей его реальности с использованием различных кана-лов поступления информации, меняется качество его жизни, наполняясь смыслом, гармонией, и самодостаточ-ностью.
Человек понимая и соблюдая существующие законы Мироздания, живя по ним, становится более эффектив-ным, способным раскрыть заложенный в нем потенциал и быть счастливым.
Но как замечают отдельные авторы, к такому уровню подходят не все, а только около 5-7 % людей.
Однако, что бы понимать в каком направлении необходимо осуществлять свое движение, надо как минимум знать, какие же уровни развития сознания человека существуют.
Для понимания данного вопроса можно конечно воспользоваться изучением европейской психологии, гуманис-тических ее течений. Можно закопаться в древних психологических знаниях Востока, изучая уровни духовного раз-вития человека. Но всё это требует наличия времени и желания разобраться в сути проблемы.
В качестве же экспресс-информации, касающейся уровней развития сознания человека, целесообразно за ос-нову взять материалы лекции, читаемой Иссэт Котельниковой.
В данном материале развитие человека подразделяется на ряд этапов, которые привязываются к цвету спект-ра информационно-энергетических центров. Предполагается, что человек проходя определенные стадии своего развития должен качественно меняться, частота вибраций его поля должна повышаться, выводя его на но-вые уровни духовного развития.
Система проста и нисколько не противоречит отдельным более глубоким теоретическим концепциям, излагаю-щим особенности духовного роста и рассматривающих стадии развития сознания человека.
Её вполне можно использовать для определения сегодняшнего своего уровня развития и корректировки дальнейшего направления движения.
Каковы же основные уровни развития человека, стадии духовного роста и чем они характеризуются?
Типы личности
А типы организации характера (или же — типы личности) бывают такие:
● психопатическая (антисоциальная) личность ● нарциссическая личность ● шизоидная личность ● параноидная личность ● депрессивная и маниакальная личность ● мазохистическая личность ● обсессивная и компульсивная личность ● истерическая личность ● диссоциативная личность
Что это значит, когда у человека определённый тип личности?
Это значит, что у него есть свой особый способ взаимодействия с миром: свои реакции на тревогу, свои паттерны защитных механизмов и свой тип отношений с людьми. При хороших условиях — это не более чем «характер» человека. Однако в случае травматизации или ретравматизации все эти реакции могут стать очень сильными и ригидными, и тогда мы уже говорим о расстройстве личности, которое нуждается в коррекции.
Вопрос «Насколько психи?» — про уровень развития личности. А вопрос «В чём конкретно психи?» — про тип организации характера.
УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Поведение людей одного характера меняется в зависимости от уровня их психологического и морального развития.
На первом уровне психологического развития находятся люди, которые все свои потенциалы направляют на биологическое выживание, стараясь при этом сделать его более комфортным. В их жизни нет внутреннего конфликта. Однако это может быть конфликт потребителя. Их не волнуют проблемы других людей, перипетии социальной и общественной жизни. Они начинают замечать окружающий мир, если он вносит помехи в их незамысловатую жизнь. К ним применимо выражение Одоевского: «Люди мышиного горизонта».
На втором уровне психологического развития оказываются люди, для которых жизнь — это весы, где на одну чашу положено то, что принадлежит им, а на другой чаше — то, что принадлежит другим.
Это сравнение мучительно, потому что вторая чаша всегда перевешивает, перетягивает и ощущение обделенности заливает разум. Оно порождает зависть, зависть многогранную, съедающую человека, трансформирующуюся в сильнейшие энергетические удары, которые люди второго уровня производят по объектам своей зависти.
Эти люди хотят взять от мира как можно больше, давая взамен как можно меньше.
Однако большинство людей стремятся построить с миром симметричные отношения. Они проявляют при этом любовь, нежность, потребность заботы о другом человеке. В это же время они страдают от несовершенства мира, обижаются, испытывают боль. Это люди третьего уровня. У них существуют четкие идеалы о том, как нужно строить жизнь. Однако невозможность изменить свою жизнь и организовать ее в соответствии со своими новыми целями порождает мучительный конфликт. Его создает личность в надежде изменить свою жизнь, и эта ситуация приводит личность к неврозу.
Новое возникает лишь через разрушение старого. Для создания новой психологической программы необходимо пройти переплавку, нужно пересмотреть, а затем уничтожить огромные фрагменты старой программы. Невроз необходим и полезен для человека как для развивающейся личности. «То, что гусеница называет смертью, Творец называет бабочкой» (Р. Бах).
Человек выходит на четвертый уровень психологического развития. Происходит расширение сознания, избавление от невротического эгоцентризма, при котором ощущение собственной боли закрывало интересы других людей. Мышление становится позитивным, усиливается эмпатия и появляется выраженная тенденция помощи другим людям.
Поведение людей одного и того же характера может отличаться в силу различий уровней их морального и психологического развития.
Циклотимики, астеники и шизоиды способны подниматься до пятого уровня. Себялюбивые, эгоистичные эпилептоиды и истероиды крайне редко совершают подобное восхождение.
Какая личность на каком уровне?
Возникает вопрос: а привязан ли каждый тип личности к определённому уровню развития личности? Отчасти, но не совсем.
И хотя можно наблюдать тенденцию, что типы личности с более примитивными и ригидными защитами (шизоиды, маниакальные, антисоциальные, параноидные, нарциссические, диссоциативные личности) более склонны попадать на пограничный и психотический уровень, однако не все и не всегда. Поэтому, утверждение, что, например, нарциссическая или параноидная личность может быть как на невротическом, так и на пограничном, так и на психотическом уровне — тоже будет верным.
Поиски критериев зрелости человека как личности
Понятие зрелости в психологии предполагает выделение двух основных аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития. Отсюда одна из важных проблем: определение объективных критериев зрелости человека. Однако этому мешает отнесение понятия «зрелость» к разным ипостасям человека. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно описать модель социальной зрелости личности с исчерпывающей полнотой.
В качестве критериев психологической зрелости в психологической литературе выдвигаются различные характеристики и свойства личности. Это может быть и способность личности к рефлексии, и ее готовность аккуратно выполнять предписанные ей социальные роли, и способность личности достигать поставленной цели в соответствующем возрасте. В обществе каждому возрасту приписывается определенный уровень достижений, и если личность соответствует этим социальным ожиданиям, то она считается зрелой. В социальной психологии в качестве критерия психологической зрелости выдвигается понятие адаптации к социальной среде. Личность считается психологически зрелой, если она хорошо адаптирована к социальной среде, если она не конфликтна, если разделяет социальные нормы поведения и принимает социальные ценности. Психосоциальная зрелость личности может быть определена как способность осознавать существующие границы социальной реальности, прогнозировать последствия собственных действий и брать на себя ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь окружающих близких людей.
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Холл и Линдсей (1997), характеризуя зрелого человека, выделяют следующие его характеристики:
Б. Ливехуд (1994) рассматривает три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание.
Большинство перечисленных критериев отражают какие-то отдельные стороны этого понятия, поэтому каждый из них, являясь, по сути, верным, одновременно является односторонним.
Зрелость и ее критерии исследовались Б. Г. Ананьевым; он рассматривал зрелость на уровнях индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. А. А. Реан (2000) предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. Он выделяет четыре компонента, или критерия, личностной зрелости, которые являются базовыми и вокруг которых формируется множество других. Такими компонентами являются ответственность, терпимость, саморазвитие и четвертый интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них, – это позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир. Таким образом, можно сказать, что критерием социальной зрелости является просоциальное поведение.