урук это какая страна
Первый город в истории. Урук
Богиня Иштар стоит на льве и держит лук, символ бога Шамаша в правом верхнем углу, из Южной Месопотамии, Ирак.
Урук был древним городом Шумера, а затем Вавилонии. Когда-то это был самый важный город в древней Месопотамии. Он был расположен в южной части Шумера (современная Варка, Ирак), к северо-востоку от реки Евфрат.
Массивный зиккурат у входа в Урук. Фото Дэвида Стэнли CC BY 2.0
Тысячи глиняных табличек, выкопанных в руинах того, что когда-то было великим городом Урук, показывают, что это действительно был религиозный и научный центр. Именно здесь, согласно Журналу Археологии, были написаны самые старые тексты в мире.
Система письма, известная как куниформа, серия клинообразных символов, спрессованных во влажную глину с помощью язычков, была разработана около 3200 г. до н.э. шумерскими книжниками в Уруке. Комбинация форм представляла разные звуки, поэтому система могла быть принята писцами, которые говорили на разных языках. Эта система письма использовалась несколькими культурами около 3000 лет.
Нео-Ассирийская глиняная табличка. Эпос о Гильгамеше, Табличка 11.
Урук также известен как город Гильгамеша. В 1853 году мифологический шумерский царь-герой прославился в современном мире благодаря открытию коллекции историй, известной как «Эпос о Гильгамеше». 12 клинописных табличек, на которых были написаны эти истории, были обнаружены археологом Хормуздом Рассамом на месте Королевской библиотеки Ашшурбанипала.
По словам профессора Джона Майера из Колледжа государственного университета Нью-Йорка в Брокпорте: «Древние писания указывают на существование реальной, исторической личности, которую мы теперь называем Гильгамешем. Он жил, по нашей лучшей оценке, около 2600 г. до н.э. »
Археологи различают девять разных периодов подъема города от простого поселения до первого городского центра мира.
Основания первых поселений на месте датируются около 5000 г. до н.э., периодом Эриду. Согласно Шумерскому списку королей (древняя каменная табличка, в которой перечислены все цари Шумера на шумерском языке), Урук был основан королем Энмеркаром около 4500 г. до н.э. Это было в эпоху убейдов (5000–4100 гг. До н. Э.).
Керамика из позднего убайдского периода
После 4000 г. до н.э. Урук вырос из небольших сельскохозяйственных деревень в значительно более крупный и сложный центр. Это было частично связано с периодом изменения климата; В этом районе было меньше осадков, и поэтому люди, живущие на холмах, мигрировали в долину реки древнего Евфрата.
С тех пор течение Евфрата сместилось, что стало важным фактором, который привел к упадку города.
Находясь в пышной и плодородной долине реки, население Урука продолжало расти в течение периода раннего Урука (4000–3500 гг. до н.э.), периода среднего Урука (3800–3400 гг. до н.э.) и позднего Урука (3500–3100 гг. до н.э.). Были усовершенствованы методы ведения сельского хозяйства и ирригации, что обеспечило избыток продовольствия для сообщества.
Около 3200 г. до н.э. город Урук был самым крупным поселением в южной Месопотамии, и, вероятно, в мире.
С тех пор организация Урука стала основой для городов. Фото Усамы Алькасаба CC BY-SA 4.0
Это был городской центр с полноценным бюрократическим аппаратом, стратифицированным обществом и регулярной армией. Это был также главный центр торговли и управления.
Организация Урука в этот период стала основой для городов с тех пор. Есть свидетельства социальных иерархий и силовых политических структур, которые были бы знакомы большинству из нас сегодня. Были найдены глиняные таблички, содержащие «стандартный список профессий», в котором перечислены около 100 профессий.
Руины храма Инанны
По мере того как город становился все более богатым, те, кто находился наверху, искали способы продемонстрировать свое богатство и власть. Предметы роскоши приобретались путем завоевания или торговли землями вплоть до дельты Египта Нила.
Наиболее впечатляющими творениями этого шумерского ремесла, обнаруженными на сегодняшний день, являются два больших храмовых комплекса в центре Урука.
Часть рельефа из храма Инанны. Фото Маркуса Сайрона CC BY 3.0
Один был посвящен Ану, богу неба, а другой, известный как Мозаичный храм Урука, Инанне (или Иштар), богине любви, деторождения и войны. Было четкое разделение города на районы Ану и Энна.
Еще одно известное произведение искусства «Дама Урука» или «Маска Варки» было обнаружено в 1939 году Немецким археологическим институтом в Уруке. Датируется 3100 г. до н.э., наиболее вероятно, что маска была частью гораздо более крупного произведения одного из храмов и считается, что она представляет Инанну. Мраморная скульптура является одним из самых ранних изображений человеческого лица.
На сегодняшний день маска является самым значительным артефактом, найденным на месте раскопок, и она входит в коллекцию Национального музея Ирака в Багдаде. Его также называют «шумерская Мона Лиза».
Урук продолжал расширяться и, будучи центром роскошных материалов и имущества, требовал большей защиты.
Хотя традиционно считалось, что Великая стена Урука была построена самим царем Гильгамешем, как написано в «Эпосе о Гильгамеше», она, возможно, была создана во времена правления короля Эннатума, который основал первую империю в Уруке в период Джемдета Насра. (3100-2900 до н.э.).
К тому времени, когда стена была поднята, она защищала площадь в 2,32 квадратных миль и население почти 80 000 человек.
В период ранней династии (2900–2350 гг. До н.э.) Месопотамией управляли города-государства, правители которых постепенно становились все более значимыми и влиятельными.
Возможное представление Гильгамеша как Повелителя животных, сжимающего льва в левой руке и змею в правой руке, в рельефе Ассирийского дворца от Дур-Шаррукина, теперь находящегося в Лувре.
Начиная примерно с 2004 г. до н.э. Борьба между шумерами в Вавилонии и эламитами из Элама, доиранской цивилизации переросла в серьезные национальные конфликты.
Урук был все еще видным центром в это время, но сильно пострадал.
Есть воспоминания о конфликтах в эпосе о Гильгамеше. Через некоторое время после 2000 г. до н.э. Урук потерял значение, но не был оставлен.
Парфский храм Гарея в Уруке (Варка), в 25 милях к востоку от Самавы, Ирак, был построен до 110 г. н.э. и, таким образом, на тысячи лет моложе, чем окружающие шумерские останки. Фото Дэвида Стэнли CC BY 2.0
Город оставался заселенным в течение периодов Селевкидов (312–63 гг. До н.э.) и Парфии (227 г. до н.э. – 224 г. до н.э.). Последние люди, жившие там, покинули Урук после установления ислама в Персии в 633–638 гг.
Останки, вероятно, самого старого города в мире были захоронены до 1850 года, когда археолог Уильям Лофтус провел первые раскопки на месте и определил город как «Эрех, второй город Нимрода».
Урук это какая страна
Является типовым памятником эпохи Урук. Именно Урук стал первым городом Южной Месопотамии в середине 4-го тысячелетия до нашей эры. Вокруг была возведена стена, что свидетельствовало о том, что Урук стал городом, а не просто поселением. В этом городе жило до 6 тысяч жителей. Город стал храмовым и военным центром Южной Месопотамии. В период расцвета Урука примерно в 2900 г. до н. э. его население, проживавшее на территории площадью 6 км² внутри городских стен, насчитывало 50—80 тысяч человек. Город дольше всех остальных в истории человечества оставался одним из крупнейших по численности населения в конкретный момент времени (в течение более чем 2,5 тыс. лет). В XXVIII—XXVII веках до н. э. (при полулегендарных правителях Энмеркаре, Лугальбанде, Гильгамеше, о которых сохранились эпические сказания) под гегемонией Урука были объединены города-государства Южного Двуречья (I династия Урука). В XXIV веке до н. э. при Лугальзаггиси Урук был столицей Шумера. После завоевания царём Саргоном Древним (XXIV век до н. э.) Урук вошёл в состав Аккада. В конце XXII века до н. э. царь Урука Утухенгаль создал в Двуречье объединённое «царство Шумера и Аккада», после его смерти власть перешла к Ур-Намму — основателю III династии Ура. Урук оставался важным городом до конца 1-го тысячелетия до н. э. В VIII—II веках до н. э. — автономный храмовый город в составе Вавилонского, затем Ахеменидского и Селевкидского царств. В III веке н. э. разрушен Сасанидами. Ещё около 430 года н. э. Урук упоминался как резиденция христианского епископа, но вскоре прекратил существование.
Первые научные раскопки в Уруке были проведены в 1850—1854 гг. Уильямом Кеннетом Лофтусом, который и определил его как «Эрех, второй город мифического царя Нимрода». Прошедшие на протяжении столетий войны в этом регионе и пустынный климат практически полностью разрушили этот город.
От названия Урук происходит арабское название всей Вавилонии — Ирак (أوروك урук — العراق эль-ирак) через арамейское (Эрех) и среднеперсидское (Эрак) посредство. В шумерском языке слово «уру» обозначало «город, селение, деревню, округу».
Урук (Эрех) – заря цивилизации
Грандиозные и величественные руины У рука находятся в пустынном районе на полпути между Багдадом и Басрой, неподалеку от современного иракского городка Варка. С 1912 года и по сей день здесь работают немецкие археологи, и благодаря их раскопкам мы имеем довольно полное представление об этом древнейшем шумерском городе.
Урук был впервые заселен около 4200 г. до н. э. носителями убейдской культуры и в своих нижних слоях представляет собой типичное убейдское поселение. Однако приблизительно с 3500 г. до н. э. здесь происходят огромные изменения, которые одни ученые связывают с приходом чужеземцев, а другие – с внутренним развитием самой убейдской культуры. Последний тезис пока более убедителен.
Характерный облик шумерской цивилизации оформился именно в период У рука. Его отличительные черты особенно ярко выражаются в трех основных сферах культуры: в строительстве монументальных храмов, изготовлении высокохудожественных цилиндрических печатей и в развитии клинописного письма.
В древности Урук был посвящен двум великим божествам шумерского пантеона – это Ан (или Ану), бог неба, и богиня любви Инанна (аккадская Иштар). В центральной части гигантского городища (общая площадь его свыше 400 га) вокруг построенного из сырцового кирпича зиккурата стоит храм этой богини, Э-Анна («Небесный Дом»), – обширный комплекс зданий и внутренних двориков, который постоянно расширялся и перестраивался с убейдских времен до персидского завоевания в VI в.
до н. э. Храм бога Ану, гораздо более скромный по размерам и внешнему облику, находится в другой части города.
Ранние храмы У рука очень похожи по своей планировке на храмы убейдского периода в Эреду: фасад с контрфорсами, длинный зал, окруженный небольшими вспомогательными помещениями. Наличие дверей на длинной стороне храма также говорит о преемственности архитектурных традиций, религиозных верований и обрядов. В Э-Анна были открыты шесть таких святилищ.
Они попарно размещались в трех последовательно сменяющих друг друга слоях, что позволило немецкому археологу Г. Ленцману предположить, будто они посвящались не только Инанне, но и ее супругу – богу плодородия Думузи.
Илл. 25. Избиение пленных. Оттиск с цилиндрической печати протописьменного периода. Урук. 2900–2800 гг. до н. э.
Особенно интересными оказались сооружения из самых нижних слоев – огромные храмы на платформах. Один из них, «Белый Храм», гордо возвышался на высоком фундаменте из белых известняковых плит и имел впечатляющие размеры: 78 х 33 м. Совершенно изумительна его внутренняя мозаичная отделка. Другой храм состоял из большого двора между двумя святилищами и имел портик с восемью массивными колоннами из сырцового кирпича (каждая – 2,4 м в диаметре), расположенными в два ряда. Боковые стены двора, сами колонны и платформа, на которой они стояли, были сплошь покрыты цветной геометрической мозаикой, образуемой шляпками глиняных конусов в 7,5-10 см длиной, которые были окрашены в черный, красный и белый цвета и затем вбиты в глиняную штукатурку. Этот оригинальный и очень эффективный способ орнаментации архитектуры получил широкое распространение в течение урукского и последующего «протописьменного» периодов.
Здесь уместно привести мнение отечественного ученого И.М. Дьяконова относительно одного интересного сооружения в самом центре Урука. «На более низко расположенной примыкающей террасе, – пишет он, – находился еще один весьма интересный архитектурный комплекс – так называемое Красное здание. Это большой, замкнутый стеной, двор (около 600 кв. м), с двумя узкими обороняемыми входами, со стенами, украшенными трехцветной орнаментальной мозаикой, имитирующей плетеную циновку. Перед двором расположена своего рода возвышающаяся площадка из сырцового кирпича, как бы эстрада, вероятно крытая, на которой водружены приземистые круглые столбы или колонны, также с цветной мозаикой. Раскапывавшие Варку археологи не дали этому ансамблю никакого истолкования; он довольно неопределенно представлялся им „культовым». Однако, может быть, перед нами место для народных собраний (двор) и заседаний общинного совета старейшин (приподнятая площадка-возвышение, или „эстрада»). Обстановка совершенно согласуется с тем, как рисуются эти органы самоуправления общины в позднейших шумерских литературных памятниках: правитель-жрец отдельно совещается с советом, а народ при этом лишь присутствует – видимо, в некотором отдалении – и, когда к нему обращаются, поддерживает предложение правителя криком „хэам“ – „да будет“. Но мог провозгласить и „наам“ – „да не будет“».
Илл. 26. «Белый храм» в Уруке (Варке).
Реконструкция. Урукский период
В верхнем слое Урука в комплексе Э-Анна мы вновь видим остатки двух храмов примерно на том же самом месте и того же самого плана, но с другой ориентировкой. По радиоуглеродному анализу один из них датируется около 2815 г. до н. э. Однако между храмами не было ни двора народного собрания, ни возвышения для совета. Наступили иные времена и иные порядки: власть все более концентрировалась в руках правителя, а роль народного собрания в решении важных дел жизни общины была сведена к минимуму.
Следует подчеркнуть, что все описанные выше храмы покоились (как и святилища Убейда в Эреду) на низких кирпичных платформах. Но со временем платформа-фундамент становилась все выше и выше, уже превосходя по своим размерам само храмовое здание. Видимо, именно здесь и надо искать истоки знаменитого месопотамского зиккурата – ступенчатой башни, на плоской вершине которой возводилось святилище наиболее почитаемого в данном городе божества. Эта постепенная эволюция в архитектуре хорошо иллюстрируется храмом бога Ану из Урука-Варки, где шесть последовательно сменявших друг друга святилищ были, в конце концов, включены в общую монументальную платформу в 15 м высотой. На ее вершине находятся прекрасно сохранившиеся остатки храма позднеурукского периода. Поэтому даже сейчас, в наши дни, можно войти внутрь его стен и молча постоять в том самом месте, где 5000 лет назад шумерские жрецы возносили к небесам свои молитвы.
Помимо великолепной архитектуры урукский период отмечен широким распространением резных печатей – этих маленьких шедевров раннего месопотамского искусства. Каждая такая печать – это небольшой цилиндрик, сделанный обычно из полудрагоценных пород камня и имеющий длину от 2,5 до 7,5 см и толщину от размеров пальца руки до параметров современного карандаша. Внутри, по центру, шел тонкий канал – для того, чтобы печать можно было (продев шнурок) носить на шее. На поверхности вырезан рисунок, который, когда его прокатывали по сырой глине, мог служить своего рода «удостоверением личности» владельца, или, скорее, его личной «подписью». Мотивы рисунков разнообразны. Наиболее распространенными были фризы из животных и растений, мифологические существа и боги, сцены из повседневной жизни.
Рождение клинописи
Именно с урукским временем связано и еще одно, возможно, самое важное и эпохальное изобретение – создание клинописи. К концу периода в архаических храмах комплекса Э-Анна в Уруке появляются первые глиняные таблички с пиктографической письменностью. Письменность Месопотамии была первоначально – как и все примитивные системы древнего письма – собранием маленьких стилизованных рисунков, или пиктограмм. Самые ранние тексты из У рука и других мест Двуречья уже слишком сложны по своему характеру, чтобы представлять собой первую попытку человека по выражению на глине своих идей. Видимо, первые пиктограммы вырезались на дереве или писались на пальмовых листьях и коже. Однако попытки найти эти ранние опыты клинописи при раскопках вряд ли могут увенчаться успехом, если учесть особенности местного климата. Единственное, что мы имеем, – это рисунки на глине.
Илл. 27. Табличка с ранними шумерскими пиктограммами – так называемый монумент Блау. Урукский период. 3400 г. до н. э.
Процесс написания текста был довольно простым. Писец брал комок хорошо отмытой глины и делал из него небольшую гладкую «лепешку» овальной формы в 7,5-15 см длиной. Затем концом остро заточенной тростниковой палочки он чертил линии, разделяющие поверхность таблички на квадраты, и заполнял каждый из них рисунками-пиктограммами. Табличка далее или обжигалась, или оставлялась в сыром виде. Обожженные таблички тверды как камень и практически становятся вечными; с другой стороны, необожженные таблички, также часто находимые при раскопках, при неосторожном обращении мгновенно рассыпаются в пыль, поэтому их нужно очень аккуратно высушить в тени, позволить немного затвердеть, а потом обжечь в печи.
С течением времени месопотамское письмо постепенно теряло свои пиктографические очертания. Знаки стали наноситься по горизонтальным линиям (а не по квадратам) или же в вертикальных столбцах. Они уменьшились в размерах и в конце концов «стилизовались», потеряв всякое сходство с предметами, которые изображали. К середине III тыс. до н. э. эта медленная эволюция завершилась, и появилась стандартная клинопись.
Древнейшие тексты, обнаруженные археологами в У руке, были написаны на шумерском языке. Письменность основывалась, как и в древнекитайской иероглифике, на принципе: один предмет или одна идея равны одному знаку и одному звуку. Эти первые образцы клинописи имели множество знаков – более 2000. Некоторые из них представляют конкретные предметы, легко поддающиеся отождествлению, такие, например, как земледельческие орудия (мотыга), лодки, головы животных, части человеческого тела (рука, нога, голова), в то время как другие были чисто условными.
Илл. 28. Таблица древнейших шумерских пиктографических знаков
Но поскольку абстрактную идею трудно выразить графически, то одна пиктограмма иногда использовалась для выражения нескольких слов и могла быть прочитана несколькими способами. Например, ступня ноги означала не только саму ступню (на шумерском это звучит как ду), но и идеи, имеющие отношение к ноге (ступне), такие как «стоять» (губ), «идти» (гин), «приходить» (тум). Более того, некоторые понятия, абсолютно не связанные между собой по смыслу, произносились с помощью одного и того же звука и группировались вокруг одного знака. Так, знак лука (вид оружия) использовался для обозначения слова «стрела» (ти), а также для совершенно иного слова – «жить» (ти, шил). В классическом шумерском языке правильное чтение знака обычно определялось или с помощью общего контекста, или с помощью других знаков, называемых «детерминативами». Однако в архаических текстах ничего подобного нет. По этой причине ученые до сих пор не могут читать пиктографические урукские таблички. Улавливается лишь общий их смысл. И все, что нам может сказать сегодня современная лингвистика, – это то, что данные таблички содержат тексты хозяйственного характера: списки храмовых работников, товаров, изделий ремесленников и т. д.
Илл. 29. Таблица ранних шумерских пиктограмм
Итак, общий характерный облик шумерской цивилизации оформился именно в урукский период. Его отличительные черты особенно ярко проявляются в трех основных направлениях развития культуры – строительстве монументальных храмов, изготовлении высокохудожественных каменных цилиндрических печатей и в изобретении письменности. На смену Уруку пришел «протописьменный» (Джемдет-Наср) период, длившийся примерно с 3100 до 2800 (2750) г. до н. э.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Урук это какая страна
Уру́к (шумер. Унуг, библейск. Эрех, греч. Орхоя, соврем. Варка) — В 3-м тысячелетии до н.э. древний город-государство шумеров в Южном Двуречье (Южный Ирак).
Именно Урук стал первым городом Южной Месопотамии. Вокруг была возведена стена — что свидетельствовало о том, что Урук стал городом, а не просто поселением. В этом городе жило до 6 тысяч жителей, представлявших 3–4 народа, говоривших на разных языках. Город стал храмовым и военным центром Южной Месопотамии.
Раскопками вскрыты памятники архитектуры 4-го тысячелетия до н. э.: «Красное здание» (возможно, место народных собраний; остатки платформы с колоннами и полуколоннами, украшенными мозаикой из трёхцветных терракотовых конусов, и лестницы), «Белый храм» (на прямоугольном цоколе), а также храм касситского царя Караиндаша (XV в. до н. э.), эллинистический храм Ану-Антум (около 170 до н. э.; в традициях архитектуры Вавилонии); памятники скульптуры, глиптики, Все словари
Прошедшие на протяжении столетий войны в этом регионе и пустынный климат практически полностью разрушили этот город. В настоящее время на месте Урука расположен посёлок Варка в Южном Ираке (в 65 км к С.-З. от г. Насирия), а примерно в 30 км западнее — крупный город Эс-Самава.
Содержание
История Урука
В 28–27 вв. до н. э. (при полулегендарных правителях Энмеркаре, Лугальбанде, Гильгамеше, о которых сохранились эпические сказания) под гегемонией Урука были объединены города-государства Южного Двуречья (1 династия Урука). В 24 в. до н. э. при Лугальзаггиси Урук был столицей Шумера. После завоевания Саргоном Древним (24 в.) Урук вошёл в состав его державы. В конце 22 в. царь Урука Утухегаль создал в Двуречье объединённое «царство Шумера и Аккада», после его смерти власть перешла к Ур-Намму – основателю III династии Ура. Урук оставался важным городом до конца 1-го тыс. до н. э. В 8–2 вв. до н. э. – автономный храмовой город в составе вавилонского, затем ахеменидского и селевкидского царств. В 3 в. н. э. разрушен Сасанидами. Систематические раскопки Урука ведутся с начала 20 в. немецкой экспедицией под руководством сначала Ю. Иордана, затем А. Нельдеке, Х. Ленцена (ФРГ).
Урук, один из древнейших городов мира, развивавшийся параллельно всей истории Месопотамии. Холм Варка расположен к северо-западу от Ура, в 56 км выше по течению Евфрата. Памятник исследован, начиная с 1912 рядом немецких экспедиций, работы которых отличались большой научной строгостью. Ранние слои поселения дали имя археологической культуре Варки (вторая половина 4 тыс. до н. э.), сменившей предшествующую ей Убайдскую культуру.
В середине 4 тыс. до н. э. на месте будущего города находилась сельская округа — около сотни деревень, располагавшихся вокруг сети проток и небольших искусственных каналов. Ее центром являлся обнесенный стеной священный участок Э-Ана, место почитания богини, известной в историческую эпоху как Инанна. На территории священного участка обнаружены фундаменты нескольких храмов, из которых особое значение имеет т.н. Белый храм (ок. 3000 до н. э.) на высокой, достигающей 13 м сырцовой платформе — прообраз будущих зиккуратов. Рядом располагался современный Белому храму архитектурный комплекс, получивший название «Красное здание», который, возможно, был местом заседания совета старейшин. Он представлял собой окруженный стенами обширный двор площадью ок. 600 м², на котором находилась площадка-возвышение из сырцового кирпича. Стены и массивные колонны здания были украшены многоцветной мозаикой из обожженых глиняных конусов, которые вдавливались в сырую штукатурку и образовывали геометрический орнамент.
В нач. 3 тыс. до н. э. Урук являлся крупенйшим из земледельческих поселений Двуречья. центром культа почитаемых шумерами богини Инанны и бога неба Ану. Город был образован в результате слияния поселений Э-Ана, Урук и Кулаба, занимал площадь ок. 125 га и являлся центром небольшого государства. Территорию Урука ограждала стена из кирпичей длиной 9 км, воздвигнутая, по преданию, легендарным царем Гильгамешем. Строительство стены свидетельствует о войнах, которые Урук вел с соседними городами-государствами Двуречья.
Эпическое сказание «Гильгамеш и Ага» повествует о борьбе Урука с городом Кишем, правитель которого предпринял его осаду. Победа Гильгамеша принесла Уруку господство над Южным Двуречьем, сохранявшееся на протяжении правления I династии Урука (ок. 2615-2500 до н. э.). В сер. 3 тыс. до н. э. ее сменяет I династия Ура, к которому переходит контроль над ирригационными системами в низовьях Евфрата.
В конце раннединастического периода Урук входит в союз городов Двуречья, созданный в результате военных завоеваний Лугальзаггиси (сер. 24 в. до н. э.), именовавшим себя царем Урука и царем Страны. В кон. 24 в. до н. э. Урук был завоеван Саргоном Древним. который разрушил стены города и включил его в образованное им государство Аккада. В последующие эпохи истории Месопотамии Урук сохранял свое значение крупного торгово-ремесленного и религиозного центра. Сохранились руины зиккурата, храм, построенный царем касситской династии Караиндашем, дворец парфянских царей. Урук оставался средоточием общемесопотамской эпической традиции, повествующей о его богах и деяниях царя Гильгамеша, связанных с представлениями о начале истории Шумера.
В XXVI веке до н. э., начиная с Гильгамеша, правители Урука господствовали в Южном Двуречье. Однако около XXV века до н. э. гегемония в регионе перешла к городу Уру.
Структура нома
Город Урук состоял из слившихся поселений Э-Ана, Урук и Кулаба. Общинными богами Урука были Ан и Инанна. К этому же ному относились также возникшие позже города Ларса (Ларса[м], ныне Сенгере) у соединения Евфрата с Итурунгалем (общинным богом Ларсы был бог Уту), Куталлу (ныне Телль-Сыфр), а также и один из древнейших городов Двуречья — Бад-Тибира («Крепость медников»).
Археологическая культура
Археологическая культура эпохи энеолита, распространённая в 4-м тыс. до н. э. в Южной Месопотамии. Названа по характерным находкам в XIV–IV слоях раскопок древнего города Урук (см. ниже). Ей предшествует эль-обейдская культура, представленная в Уруке более ранними слоями (XVIII–XV). Культура Урука характеризуется красной и серой керамикой, сделанной на гончарном круге, и развитой металлургией. В это время появляются цилиндрические печати (слой X), древнейшие шумерийские пиктографические документы на глиняных табличках (слой IV), возводятся монументальные здания из сырцового кирпича – открытые раскопками в центре города Урука «Красное здание» (возможно, место народных собраний) и «Белый храм». Носители культуры Урука занимались земледелием и скотоводством. Происходило разложение первобытнообщинных отношений и возникали элементы классовых, получивших дальнейшее развитие на следующем этапе (конец 4-го тыс. до н. э.), который характеризуется находками (в III слое Урука и др. местах) типа Джемдет-Наср.
Культура Варки характеризуется рядом выдающихся достижений в истории становления цивилизации Шумера. В эту эпоху появляется гончарный круг и первые гончарные мастерские, производившие нерасписную керамику различных типов. Для периода Варки характерно распространение резных цилиндрических печатей с изображениями животных, культовыми сценами и геральдическими композициями. К нач. 3 тыс. до н. э. относятся самые ранние памятники письменности — покрытые идеограммами глиняные таблички, отражающие хозяйственную деятельность жителей Урука: списки товаров, подсчет поголовья скота, расходные записи. Интересны находки первых учебных текстов, служивших для запоминания знаков и их сочетаний, перечней профессий и названий должностных лиц.