Us nexus санкции что это
OFAC: 10 фактов о главном «санкционном смотрителе» США
OFAC является подразделением Министерства финансов США (U.S. DEPARTMENT OF THE TREASURY), в чьи полномочия входят вопросы финансовой разведки, планирование и применение экономических и торговых санкций в целях поддержки целей американской национальной безопасности и внешней политики.
ОFAC напрямую подчиняется Управлению по финансовой разведке и противодействию терроризму Terrorism and Financial Intelligence (TFI). Задачи определяются Белым домом, зачастую конкретизируются Отделом глобального таргетинга (Office of Global Targeting).
OFAC имеет длинную историю. Как указывается на сайте самого подразделения, начало деятельности можно датировать периодом до Англо-американской войны 1812 года, когда Секретарь Казначейства Галлатин ввел санкции в отношении Великобритании за преследование американских моряков. Позднее, во время гражданской войны, Конгресс одобрил закон, который запрещал сделки с Конфедерацией, предусматривал конфискацию товаров, участвующих в таких сделках, а также вводил режим лицензирования в соответствии с правилами и положениями, издаваемыми Казначейством.
Официально OFAC было создано в декабре 1950 года после вступления Китая в Корейскую войну и введения Президентом США Трумэном чрезвычайного положения в стране. Блокировка всех китайских и северокорейских активов, находящихся под юрисдикцией США, потребовала создания специального ведомства, регулирующего данный вопрос.
Список самых часто задаваемых вопросов (Frequently asked questions (FAQ) и ответов публикуется на сайте. По состоянию на 4 июня 2019 года последний FAQ идет за номером 671.
С сентября 2017 года OFAC имеет право взимать штрафы в отношении лиц, которые не выполняют его предписания, а также замораживать активы и запрещать деятельность в США.
В 2014 году OFAC в рамках расследования деятельности банка BNP Paribas (BNPP) заключило сделку с этим банком на сумму 963 миллиона долларов США для урегулирования его ответственности за нарушение санкций, введенных США. Расследование OFAC показало, что BNPP совершал действия по сокрытию нарушений санкционного режима в 3 897 финансовых и торговых операциях в период между 2005 и 2012 гг., в частности, в рамках санкций против Судана, Ирана, Кубы и др.
OFAC полностью отвечает за все санкционные списки. По следующей ссылке каждый может подписаться на обновления в санкционных листах. OFAC предоставляет подобную услугу. Сами санкционные листы представлены здесь. На сайте OFAC указаны контакты для обращений по поводу исключения из санкционных листов.
Sales Tax Nexus или Налоговый Нексус США
Nexus в переводе с латинского — “связующее звено”, “связь” — понятие, использующиеся в американской практике налогообложения для целей критериального определения основания для регистрации компании в штате, для взимания и расчета налога с продаж (Налоговый Нексус) в конкретном штате с которым у вас, как у продавца, установлены определенные взаимоотношения или налоговые отношения (вне зависимости от штата регистрации компании).
Нексус означает, что у вас, в штате, отличном от штата или страны регистрации вашей компании, есть имущество либо процесс, который достаточно существенен, чтобы этот штат требовал от вашей компании соблюдения правил этого штата касательно регистрации в этом штате для целей ведения бизнеса, подачи определенной отчетности в том штате и уплаты налогов с продаж.
Например, если ваша компания зарегистрирована в Техасе, а законодательство Калифорнии установило или определяет наличие Нексуса или установления отношений с Калифорнией, согласно тем действиям которые ваша компания выполняет в Калифорнии, то ваша компания обязана в большинстве случаев:
Физическое присутствие может означать:
Даже эпизодическое присутствие например, на выставке или ярмарке, раздача рекламных материалов или распространение рекламных роликов уже считается физическим присутствием.
Примером наличия бизнес или физических процессов являющихся основанием для существования Нексус есть любое присутствие розничной торговли, наличие филиала, магазина, афилированного лица или даже хранение ваших товаров третьим лицом на своем складе на территории этого штата, как например, с помощью Amazon FBA.
Поэтому, даже наличие вашего товара на складе Amazon FBA в этом конкретном штате может послужить причиной установления, другими словами, срабатывания критерия установления Налогового Нексуса к этому конкретному штату.
Расположение фулфилмент центров Амазон FBA на карте США
1. Что происходит, если у меня есть (установлен) Налоговый Нексус?
Если у вас есть Нексус налога с продаж, то вы должны собирать налог с продаж с покупателей из этого штата.
Это означает, что ваш бухгалтер должен определить (вычислить) ставку налога с продаж в этом штате, а также любой местный налог с продаж, который может быть применен, оформить документально, подать отчетность и заплатить налоги в этот штат.
2. Как рассчитывается налоговая ставка?
Например, ставка налога с продаж в Беверли-Хиллз составляет 9%. Это включает в себя налог штата Калифорния — 6,5%, плюс тариф округа Лос-Анджелес — 1% и налог района в размере — 1,5%.
3. Одинаковы ли налоговые ставки на уровне округов и районов?
Налоговые ставки отличаются у каждого штата (это Вы конечно знаете), района и округа.
Кроме того, у некоторых штатов, особенно так называемых “безналоговых”, существуют дополнительные налоги на оборот, хоть и незначительные при небольших объемах, но превращающиеся в неожиданное бремя при наращивании оборотов.
4. Какие есть мифы о налогообложении на уровне штата?
Существует немало ошибочных представлений о налогообложении в США, например, о том что самый низкий налог это 0 (ноль) или о том что в Штате Невада отсутствуют налоги.
Узнать полную налоговую ставку заданного штата, округа и района.
5. Все ли товары или услуги налогооблагаются налогом на продажи на уровне штата, округа?
Определение розничных продаж и какие товары и услуги облагаются налогами различаются между штатами. Почти у каждого штата есть многочисленные категории товаров и услуг, которые освобождаются от налога с продаж, или облагаются налогом по сниженным ставкам. Приобретение товаров для дальнейшего производства или для перепродажи может освобождаться от налога с продаж. В большинстве юрисдикций освобождены продукты питания которые продаются именно в продуктовых магазинах, отпускаемые по рецепту лекарства, а также различные виды сельскохозяйственных поставок.
Налог с продаж, в том числе тех, которые облагаются местными органами власти, как правило, вводятся и администрируются на уровне штата. Штаты, которые имеют налог с продаж, облагают им либо покупателей либо на продавцов с которых требуют собирать его с покупателей и уплачивать в казну. В любом случае, продавец аккумулирует и перечисляет налог государству.
Несмотря на наличие процедурных различий в большинстве случаев налогооблагается продавец, который и обязан взимать и аккумулировать налог за исключением случаев когда покупатель предоставляет свидетельство об освобождении от уплаты налогов.
6. Какие штаты пока не имеют налога на продажи?
Делавэр, Монтана, Нью-Гемпшир и Орегон.
7. Действительно ли правильно регистрировать компанию в штате с наименьшим….?
Существует конечно миф необходимости регистрации компании в Штатах с наименьшим корпоративным налогом или наименьшим франшизным налогом или в штате с нулевой ставкой налогообложения.
Принятие решения о юрисдикции для регистрации компании согласно этого “шаблона” на самом деле может оказаться ошибочным. Поскольку выбор юрисдикции, особенно на начальном этапе, желательно согласовывать с процессом оказания услуг или продажи товаров, близости к целевой аудитории, на удобстве взаимодействия, управления и с учетом всех экономических факторов, а не только на основании первоначальной стоимости регистрации или поддержания компании.
Узнать в каком штате и городе лучше открывать компанию для моих целей и с учетом всех особенностей.
Санкции конвертируются в изоляцию рубля
Власти США рассматривают опцию введения ограничений на конвертацию рубля в доллар, евро и британский фунт в качестве потенциального наказания, если Россия «вторгнется» на Украину, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на осведомленные анонимные источники. «Самым суровым вариантом стал бы запрет на доступ России к системе финансовых коммуникаций SWIFT, но это посеяло бы хаос среди обычных граждан, поэтому чиновники более расположены выступить против способности России конвертировать рубли в доллары, евро или фунты стерлингов», — передало агентство.
Базовый сценарий все-таки заключается в том, что варианты санкций как с отключением от SWIFT, так и с запретом на конвертацию валют не будут использованы, а являются лишь частью политического торга с последующей деэскалацией напряжения, сказал РБК директор французского отделения консалтинговой компании Aperio Intelligence Джордж Волошин.
Были ли прецеденты с запретом конвертации валют
Санкции против валютно-обменных операций в том ключе, в каком их описывает Bloomberg, ранее не применялись. Но правовое регулирование таких ограничений имеется, и отдельные эпизоды их применения были: в законе CAATSA, подписанном занимавшим тогда пост президента США Дональдом Трампом в августе 2017 года, одна из опций, которые вправе применить глава американского государства, — это запрет на любые транзакции на валютном рынке, которые находятся в юрисдикции США и одной из сторон которых является подсанкционное лицо. Это ограничение было фактически использовано в 2020 году против нескольких турецких чиновников, обвиняемых в причастности к закупке у России зенитно-ракетных комплексов С-400.
Фактически для запрещения операций по покупке долларов за рубли Минфину США было бы достаточно внести соответствующих агентов в санкционный список SDN (Specially Designated Nationals). Попадание в этот список влечет полный запрет на доступ к американской финансовой системе. Например, в 2019 году США внесли в список SDN правительство Венесуэлы, в результате чего Каракасу пришлось выплачивать в рублях, а не в долларах проценты по российскому госкредиту. Однако, возможно, США не хотели бы использовать блокирующие санкции против России, поскольку в таком случае понадобилось бы также замораживать долларовые активы государства, такие санкции могли бы без желания США затронуть двустороннюю торговлю и другие аспекты отношений.
Кого могут затронуть ограничения
Неясно, обсуждают ли американские власти только ограничения на обменные операции российского правительства и/или Центробанка или более широкие ограничения, которые могут затронуть и банковскую систему. Также неясно, в какой степени они коснутся обратных операций — по обмену западных валют на рубли.
В российском суверенном фонде — ФНБ, подконтрольном Минфину, — долларов уже нет, но около 45% ликвидных средств хранится в евро и фунтах. Кроме того, около 21% международных активов, находящихся под управлением Банка России, все еще размещено в долларах ($119 млрд на конец первого квартала 2021 года). Непонятно, разрешат ли американцы воспользоваться этими резервами и вернуть их в российскую юрисдикцию в случае ужесточения санкций.
Минфин России уже рассматривал возможность санкционных ограничений на расчеты в долларах и евро. При выпуске еврооблигаций после 2016 года Россия добавляла особое условие: если по причинам, не зависящим от государства, станут невозможны выплаты по еврооблигациям в долларах или евро, платежи инвесторам должны быть осуществлены в британских фунтах или швейцарских франках, а если и в этих валютах они будут невозможны, то в рублях.
Какие могут быть последствия
Если ограничения на конвертацию окажутся всеобщими, последствия могут оказаться очень болезненными, в том числе для обычных людей, говорит Волошин из Aperio Intelligence. «Например, российский гражданин с дебетовой картой российского банка не сможет сделать оплату по карте в ресторане или магазине на территории США, поскольку конвертация из рублей в доллары будет невозможна. Он также не сможет снять деньги в банкомате из-за проблем с конвертацией. Единственное исключение — это привязка карты к нерублевому счету или наличие мультивалютной карты (на которой должен быть достаточный объем другой валюты)», — рассуждает эксперт.
Среди операций, на которых мог бы отразиться запрет на конвертацию рублей в другие валюты, — операции по действующему в России бюджетному правилу, по которому Минфин покупает для ФНБ иностранную валюту, в том числе евро и фунты, за рубли. Так, только в ноябре—декабре Минфин должен купить валюту в резервы в эквиваленте более 1 трлн руб. Зеркалирующие операции по покупке такой валюты ЦБ проводит на внутреннем валютном рынке, который преимущественно долларовый.
Может ли Россия защититься
Одна из защитных мер, о которой можно было бы подумать, — использование других промежуточных иностранных валют для обмена, например конвертировать рубли в юани, а затем юани в доллары. Однако на практике такие операции осуществить непросто. «Подключение к долларовой банковской системе дает возможность торговать практически со всем миром, потому что почти во всех странах есть развитая система корсчетов в долларах. Такой системы корсчетов нет ни у рубля, ни у юаня, ни даже у евро», — объяснял в 2019 году директор «антисанкционного» департамента Минфина Дмитрий Тимофеев.
На сегодняшний день все самые ликвидные валютные пары включают доллар. А торговля в парах, не включающих доллар, часто осуществляется через доллар как валюту-посредник. Соответственно, ликвидность в таких парах, как рубль — юань, рубль — индийская рупия и т.д., по-прежнему очень низкая, и их использование для конвертации больших денежных объемов будет сопряжено со значительными техническими и финансовыми издержками.
Показательно, что когда Иран в 2016 году после заключения многосторонней сделки по его ядерной программе захотел воспользоваться замороженными в различных банках средствами и, в частности, попробовал конвертировать принадлежащие ему оманские риалы в евро, ему не удалось этого сделать — потребовалась специальная лицензия США (выданная в режиме секретности), чтобы сначала обменять риалы на доллары, а уже потом доллары на евро.
Кроме того, американские санкции обычно включают стандартные положения, запрещающие сделки, специально предназначенные для обхода санкций. Поэтому использование валют-посредников с целью получения долларов, скорее всего, все равно будет предполагать санкционный риск для контрагентов.
Наконец, перспективное использование криптовалют или цифровых валют тоже не спасает от санкционных рисков. Американцы уже ввели «виртуальные валюты» в поле своего санкционного регулирования, периодически преследуют участников криптовалютного рынка. Что касается цифрового рубля, то «даже если предположить, что он может быть задуман как способ защиты от потенциальных санкций, ничто не мешает санкционирующей стороне ввести санкции и против механизма расчетов цифровыми рублями и/или участников таких расчетов», — говорил в декабре 2020 года РБК бывший старший советник американского санкционного управления OFAC Брайан О’Тул.
Возможно ли присоединение Европы и Великобритании к этим санкциям
Если к подобным ограничениям присоединятся Евросоюз и Великобритания, любые обходные схемы станут еще сложнее. Однако на данный момент маловероятно, что европейцы, зависящие от российского природного газа, запретят России конвертировать рубли в евро.
«Кейсы с другими валютами — более неизведанная территория, поскольку было мало практики применения таких санкций», — сказала РБК эксперт по санкциям в Университете Цюриха Мария Шагина. В новом санкционном законодательстве Британии есть понятие UK nexus, то есть возможность введения санкций за пределами страны, если в транзакцию была вовлечена британская дочерняя компания, клиринговый сервисный центр или британские граждане, указала она.
Большинство финансовых транзакций, номинированных в евро, включая торги валютой и деривативами, по-прежнему проходят через Лондон, даже несмотря на Brexit. Евросоюз пытается перенести эти евроклиринговые операции в одну из европейских столиц.
Принятие таких ограничительных решений на уровне Еврогруппы (совет министров финансов еврозоны) маловероятно, считает Волошин. «Для того чтобы ограничения по конвертации распространились на евро и фунты стерлингов, необходима политическая воля заокеанских партнеров. Но здесь возникает много трудностей. Экономические отношения России с Европой теперь куда теснее, чем России с США. Те же поставки газа и оплата за них зависят от нормального функционирования трансграничных денежных переводов», — подчеркнул эксперт.
Us nexus санкции что это
Для ИХТЦ как инжиниринговой компании вопрос санкций имеет непосредственное отношение к работе. Наши партнеры хотят знать, какие материалы и технологии запрещены к импорту в Россию, что им могут дать русские ученые и инженеры в плане импортозамещения.
Мы пытались собрать информацию для собственного понимания и ощутили, что ничего толкового и по сути на русском языке нет. Новостные порталы и информационные ресурсы пишут про эмоции, хамон и пармезан, переливая из пустого в порожнее.
В итоге нам пришлось разбираться в теме самостоятельно, работая с первоисточниками – с документами Конгресса США, Министерства финансов и юстиции (в общей сложности прочитав и проанализировав более тысячи страниц). Результатами этого титанического труда мы рады поделиться с нашими читателями. Разложили по полочкам: какие пакеты санкций были введены, в отношении кого, как понять, на какие материалы, товары, технологии действуют ограничения.
Мы не разбирались в том, насколько за выполнением санкций строго следят. Хотя мы видим, что товарооборот между США и Россией в 2017 году в денежном отношении вырос на 14,4% к 2016 году, почти сравнявшись с показателями 2014 года (одного только бурбона в 2017 году из США ввезли более 2 млн. литров на сумму почти миллиард рублей).
Напоминаем о том, что мы плодотворно и активно трудимся над тем, чтобы никакие санкции были не страшны российским компаниям, пользующимся нашими услугами.
Мы собрали в одном месте все санкционные пакеты, актуальные на данный момент для понимания того, что, кому запрещено, и по какой причине.
В марте 2014 года в связи с ситуацией на Украине и воссоединением Крыма с РФ США заморозили сотрудничество с Россией в военной, космической (авиа- и ракетостроение) и атомной сферах и ввели санкции в отношении ряда лиц и компаний. Основанием для них стали исполнительные указы президента США Барака Обамы, принятые в том же году на волне массовой истерии:
Согласно этим документам, в отношении России была введена многоуровневая система санкций. Персональные санкции (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List, далее – SDN) предусматривают визовые ограничения и блокирование собственности и счетов физических и юридических лиц, занесенных в черный список. Американским гражданам и компаниям запрещается поддерживать с ними деловые связи, торговые ограничения касаются экспорта, реэкспорта и передачи материалов и технологий и автоматически распространяются на компании, в которых одному или нескольким лицам/компаниям из санкционного списка принадлежит 50 и более процентов.
Секторальные санкции (или Sectoral Sanctions Identifications List, далее – SSI) затрагивают такие ключевые отрасли российской экономики как: финансовую, энергетическую, оборонную и горно-металлургическую. Они включают ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг, запрет на поставки вооружения, военной техники и технологий двойного назначения, а также высокотехнологичного оборудования и технологий (в частности, для использования в проектах по разведке и добыче нефти на глубоководных морских участках, на арктическом шельфе и в сланцевых пластах).
Все ограничения распространяются также на компании, в которых фигурантам «секторального» списка принадлежит 50 и более процентов. Крымские санкции запрещают ввоз или вывоз товаров, услуг или технологий в Крым и из Крыма, а также инвестиции в этот регион гражданам США.
Всего на руках американского регулятора есть четыре так называемых «директивы».
Директива №1 касается, в первую очередь банковского сектора. По ее последней редакции, с 28 ноября 2017 года кредитным организациям РФ запрещено предоставлять финансирование на срок свыше 14 календарных дней, покупать их акции и имущество (в том числе доли в других компаниях).
Директива № 2 с последними изменениями и дополнениями, вступившими в силу 28 ноября 2017 года, запрещает предоставлять финансирование на срок свыше 60 календарных дней ряду компаний нефтегазовой отрасли и связанным с ними структурам, а также покупать их акции и имущество (в том числе доли в других компаниях).
Директива № 3 также подразумевает запрет на покупку акций и имущества компаний, на которых она распространяется, а также запрет на предоставление им финансирования на срок свыше 30 календарных дней. Директива № 3 относится к предприятиям военно-промышленного комплекса и ряду других стратегических предприятий РФ.
Директива № 4 запрещает экспортировать и реэкспортировать товары, технологии и предоставлять нефинансовые услуги ряду компаний нефтегазовой отрасли и связанным с ними структурам в рамках проектов по освоению Арктического шельфа, добыче сланцевого газа и глубоководной добычи нефти. Данная директива распространяется на все подобные проекты, реализуемые на территории России, а также на проекты вне зависимости от их локализации (в том числе международные), если они инициированы после 29 января 2018 года.
Санкции, изложенные в Директиве №4, не повлияют непосредственно на банки. Они затрагивают инвестиционные проекты в области добычи нефти, в которых данные банки или аффилированные с ними компании, участвуют или, что касается проектов, начатых после 29 января 2018 года, владеют долей 33% или больше, либо контролируют большинство голосов акционеров.
В США не могут простить избрание президентом республиканца Дональда Трампа ни себе и никому другому, кто, якобы, в этом был заинтересован. Шок от результатов голосования привел к принятию ряда следующих ограничений в адрес государственного и корпоративного сектора РФ.
29 декабря 2016 года в связи с обвинениями во вмешательстве в выборы США объявили о введении очередного пакета санкций: дополнение к Исполнительному указу № 13694 от 1 апреля 2015 года «О блокировке собственности определенных лиц, проявляющих существенную вредоносную активность в киберпространстве» (далее EO 13694 или CYBER).
Поводом стали обвинения в адрес Москвы в организации хакерских атак в ходе американских выборов. Основанием для санкций послужил Исполнительный указ № 13757 от 28 декабря 2016 года – Принятие дополнительных мер касаемо национального чрезвычайного положения в отношении существенной вредоносной активности в киберпространстве (далее EO 13757 или CYBER2).
Санкции предусматривают замораживание активов фигурантов черного списка, а также практически всех сделок с Федеральной службой безопасности (ФСБ) и Главным управлением Генерального штаба ВС РФ (ранее Главное разведывательное управление, ГРУ). 27 марта 2018 года президент США Дональд Трамп продлил действие вышеупомянутых исполнительных приказов о введении санкций за кибератаки против США на год.
Летом 2017 года президент США Дональд Трамп подписал Публичный закон № 155-44 от 2 августа 2017 года «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, далее CAATSA), который закрепил ограничительные меры в отношении России, Ирана и КНДР, принятые предыдущими администрациями, и ввел дополнительные.
Закон усложнил процесс получения кредитов российскими предприятиями и работу оборонных и энергетических компаний, а также распространил действие санкций на физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из России или инвестирующие в проекты с российским участием более 33% (эти меры касаются проектов в любой стране мира, которые будут оформлены после 29 января 2018 года). Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента).
Всего получается более дюжины санкционных пакетов, ограничивающих сотрудничество американского бизнеса с предприятиями из России. Судя по свежим сообщениям из-за океана, это еще далеко не предел.