усиленное направление развития какого либо аспекта деятельности предприятия это
Econ BenefitПолезная экономика
Оперативными мероприятиями по выходу из экономического кризиса могут быть сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, установление текущих убытков, выявление внутренних резервов, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т. д.
Стратегическое и оперативное планирование взаимосвязаны, и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранных стратегий. Осуществление оперативных мероприятий по выходу из экономического кризиса в отрыве от стратегических целей может кратковременно улучшить финансовое положение, но не устранит глубинные причины кризисных явлений [27. С.193].
· окончательно уяснить выработанную антикризисную стратегию и цели, их соответствие друг другу;
· детально довести идеи новой стратегии и смысл целей до сотрудников с целью широкого их вовлечения в процесс реализации антикризисной стратегии;
· привести ресурсы в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией;
· выработать решения по поводу организационной структуры.
При реализации новой стратегии необходимо сконцентрировать внимание на том, как изменения будут восприняты, кто будет оказывать сопротивление, какой стиль поведения надо выбрать. Сопротивление необходимо уменьшить до минимума или устранить независимо от типа, сущности и содержания изменения. На многих предприятиях отсутствует оптимальное сочетание структуры, культуры, навыков, необходимое для успешной деятельности.
Структура предприятия во многом определяет его способность реагировать на изменения внешней среды: слишком жесткая организационная структура может стать преградой на пути гибкого приспособления к новым реальным условиям, тормозить процесс инноваций и препятствовать творческому подходу к решению новых проблем и задач.
На данном этапе менеджеры могут сравнить то, что требуется для реализации антикризисной стратегии, с тем, что сейчас имеет предприятие. При этом менеджеры могут использовать балльную систему оценки расхождения между этими состояниями по следующим критериям:
· структура и системы;
При проведении сравнительного анализа важно выделить именно те моменты, которые могут оказать сильное влияние на успех предприятия.
Если предприятие своевременно отслеживает появление внешней угрозы и располагает временем, достаточным для выработки эффективной реакции, оно может последовательно ликвидировать все проблемы. Но в кризисной ситуации реализацию изменений надо осуществлять в жестко ограниченные сроки. Поэтому при планировании антикризисной стратегии необходимо предусматривать максимальную параллельность работ. Антикризисная стратегия наиболее эффективна, если она совмещается с уже адаптированной структурой и подчиняется сбалансированной системе целей. Однако в критических ситуациях времени на подготовку базы для стратегических изменений не остается и приходится решительно изменять сложившуюся систему управления, что оказывает негативное влияние на работу персонала.
Преодоление сопротивления со стороны персонала требует осуществления мероприятий двух видов:
Публикации и заметки
Разработка антикризисной стратегии предприятия
Любое предприятие в развитии своей деятельности не застраховано от наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла организации (становление, рост, зрелость, спад). Возникновение кризиса нельзя связывать с одной определенной причиной, ими может стать множество факторов, связанных с деятельностью компании или внешними обстоятельствами.[1]
Комплекс предпринимаемых антикризисных мероприятий носить разный характер, определяемый соотношением стратегических и тактических решений, которые определяются стратегическим управлением предприятием.
Цель данной статьи – показать значимость выбора антикризисной стратегии предприятия, рассмотреть выбор антикризисной стратегии предприятия в системе управления.
В работах специалистов по антикризисному управлению А.Г.Грязновой, А.П.Ковалева, П.П.Скворцова даются методы антикризисного управления в целом, имеющие свои определенные отличия. Несмотря на значительные достижения в исследовании общей проблемы, специфика управления и антикризисная стратегия предприятия в период нестабильного развития рыночных отношений Украины изучена и освещена недостаточно. Необходимость разработки мер по снижению или устранению негативных последствий наступления экономического кризиса обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Как правило, предприятия, находящиеся в кризисной ситуации, испытывают схожие проблемы: отсутствие платежеспособного спроса; отсутствие оборотных средств, кредитных и инвестиционных ресурсов; активизация отечественных и зарубежных конкурентов; отсутствие внятной, обоснованной и детализированной стратегии развития.
Исходя из остроты фактической экономической ситуации, каждое предприятие должно иметь стратегию развития бизнеса минимум на три года, для того чтобы избежать возможности наступления банкротства. При разработке антикризисной стратегии необходимо определить целевую аудиторию, значимую для предприятия, которую затронул кризис. Каждый сотрудник должен знать, какие действия предпринять до кризиса, во время кризиса, после него. В зависимости от того, на каком сегменте рынка функционирует предприятие, и какие цели оно преследует, выбирается стратегия, которой необходимо руководствоваться [3]: стратегия стабильности — укрепление существующего направления бизнеса; стратегия роста (разновидностью является стратегия прорыва) — захват новых рынков сбыта; стратегия сокращения — сворачивание бизнеса. Разновидностями являются стратегия разворота (продажа деловой единицы нерентабельно функционирующего бизнеса) и ликвидации. функциональная стратегия — усиленное направление развития какого-либо аспекта деятельности предприятия. Различают такие разновидности, как финансовую, кадровую, производственную и др. стратегия выживания — отказ от прежних методов хозяйствования и приспособление к формирующейся конъюнктуре рыночных отношений.
Выбирая ту или иную стратегию предприятия, А.Г.Грязнова предложила следующие меры выхода из кризиса: первое, что необходимо сделать мгновенно, опираясь на стратегию, разработать сценарий действий на первые 8 часов рабочего дня. Работать в том же режиме что и до кризиса, только активизировать антикризисную команду или отдел, ели идет речь о большой компании, находящийся на предприятии. Выделяются информационные потоки, которые проходят через целевую аудиторию. Назначаются ответственные лица за координацию мероприятий, сотрудники для ведения переговоров со СМИ. После кризиса необходимо действовать незамедлительно, не останавливаясь «на передышку» [4]. А также, рекомендуется периодически организовывать «спровоцированные кризисы», для того чтобы компания имела мощный арсенал подручных средств для борьбы с кризисом.
Второй вариант разработки антикризисной стратегии маркетинга может быть представлен следующим алгоритмом: Создание и регламентация деятельности антикризисной рабочей группы (Комитета). Аудит внешней и внутренней среды компании. Оценка потенциала рынка и устойчивости компании на рынке. Корректировка стратегических и тактических целей развития компании Генерирование и сравнительный анализ стратегических альтернатив (вариантов стратегии). Оценка рисков реализации альтернативных антикризисных стратегий и анализ их ресурсного обеспечения. Разработка плана (программы) антикризисных мероприятий (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных). Ревизия и реинжиниринг ключевых бизнес-процессов, влияющих на эффективность антикризисной стратегии [5].
Стратегия и тактика антикризисного управления. Механизмы повышения антикризисной устойчивости. Человеческий фактор антикризисного управления
В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Следовательно, любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления.
Формирование экономических стратегий антикризисного управления производится в несколько этапов:
– анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса;
– анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации;
– пересмотр миссии и системы целей предприятия.
Стратегии поворота широко применяются и доказали свою эффективность в антикризисном управлении.
Стратегии поворота базируются на стратегиях сокращения расходов и обычно включают изменения в общих усилиях по сбыту, переброске или перенацеливании существующих товаров (услуг) с одновременной разработкой новых. Стратегии сокращения расходов чаще всего рассчитаны на краткосрочное действие и созданы для быстрого достижения результатов. Стратегии сокращения расходов и поворота могут реализовываться одновременно.
Стратегию поворота компания может использовать в следующих целях:
1. увеличить уровни предыдущих достижений, если это возможно;
2. сосредоточить ее стратегические решения на функциональных улучшениях и сокращении подразделений с отрицательным движением средств;
3. продолжать обслуживать потребителей тем же ассортиментом товаров и услуг, хотя и при этом она может испытывать необходимость сокращений;
4. перейти в большую стратегическую группу в данной отрасли;
5. перейти в меньшую стратегическую группу в данной отрасли;
6. более эффективно конкурировать в существующей стратегической группе в отрасли, используя различные методы конкуренции и базовые навыки.
Предприятие может пытаться справиться с кризисом, руководствуясь одной из существующих антикризисных стратегий.
1. Стратегия стабильности — укрепление существующего направления бизнеса и поддержка их.
2. Стратегия роста (разновидностью является стратегия прорыва) — захват новых рынков сбыта.
Выделяют две разновидности данной стратегии:
— вертикальная интеграция: направлена на захват одной компанией нескольких этапов производства товаров или услуг.
— горизонтальная интеграция: консолидация нескольких компаний производящих одни и те же товары или услуги.
Осуществляется тремя способами:
— поглощение конкурирующих фирм путем приобретения контрольного пакета акций;
— слияние — объединение на приблизительно равноправных началах в рамках единой организации;
— совместное предприятие — объединение организаций разных стран для реализации совместного проекта, если он оказывается не под силу одной из сторон.
3. Стратегия сокращения — применяется в тех случаях, когда выживание организации находится под угрозой. Ее разновидностями являются следующие:
Стратегия разворота — используется, если организация действует неэффективно, но еще не достигла своей критической точки.
Стратегия отделения — если компания включает несколько видов бизнеса и при этом один из них работает плохо, производится отказ от него.
Стратегия ликвидации — в случае достижения критической точки — банкротства — происходит уничтожение организации, распродажа ее активов.
Функциональная стратегия — усиленное направление развития какого-либо аспекта деятельности предприятия. Они включают следующие элементы.
Стратегия НИОКР, обобщающая основные идеи о новом продукте — от его первоначальной разработки до внедрения на рынке. Имеет две разновидности:
Инновационные стратегии, то есть стратегии разработки принципиально новых продуктов и услуг, требуют больших затрат и очень рискованны. Поэтому более популярными являются имитационные стратегии, которые широко применяются даже в современных высокотехнологичных отраслях, например в компьютерной отрасли.
Производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, регулировании заказов. Двумя наиболее важными аспектами производственной стратегии являются:
• контроль за издержками;
• повышение эффективности производственных операций.
Маркетинговая стратегия заключается в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены. Определяет наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта).
Финансовая стратегия ответственна за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль финансовых ресурсов.
4. Стратегия выживания — отказ от прежних методов хозяйствования и приспособление к формирующейся конъюнктуре рыночных отношений.
Механизмы повышения антикризисной устойчивости:
Под антикризисной устойчивостью понимается способность предприятия возвращаться в состояние экономического равновесия, после того, как оно было выведено из него негативными возмущающими воздействиями, вызванными кризисом.
Оценка финансовой устойчивости предприятия.
Признаки кризиса в деятельности предприятия обнаруживаются, прежде всего, в показателях ликвидности (платежеспособности) и финансовой устойчивости.
Под ликвидностью (платежеспособностью) понимается способность предприятия своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.
Оценить финансовую устойчивость можно по отношению собственных и заемных средств в активах, по темпам накопления собственных средств, по соотношению долгосрочных и краткосрочных обязательств предприятия, по обеспеченности материальных оборотных средств собственными источниками.
Показатели ликвидности и финансовой устойчивости взаимодополняют друг друга и в совокупности дают представление о финансовом состоянии предприятия. Отметим основные показатели финансовой устойчивости:
Коэффициент автономии – доля собственных средств предприятия в общей сумме активов баланса. Коэффициент автономии характеризует степень финансовой независимости предприятия от кредиторов.
Коэффициент финансовой зависимости рассчитывается либо как величина, обратная коэффициенту автономии, либо как разность между единицей и коэффициентом.
Коэффициент покрытия платежей по кредитам – показатель, характеризующий соотношение прибыли предприятия и платежей по кредитам. Этот показатель используется кредиторами для приблизительной оценки способности предприятия покрыть свои обязательства по платежам.
Коэффициент иммобилизации – отношение основных средств к текущим активам, т.е. оборотным средствам.
Существуют следующие методы формирования антикризисной устойчивости:
– методы усиления финансовой устойчивости за счет управления ликвидностью и структурой активов и источников средств;
– управления себестоимостью за счет оптимизации постоянных и переменных затрат;
– управления доходами предприятия по основному виду деятельности, операционным и внереализационным доходам;
– антикризисного управления персоналом.
Инновации как механизм повышения антикризисной устойчивости:
Можно выделить следующие виды инноваций, применяющиеся при антикризисном управлении:
1) изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага
2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства.
3) освоение нового рынка сбыта,
4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
5) проведение соответствующей реорганизации,
Человеческий фактор антикризисного управления
Кризис – объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Желание эффективно управлять ею может выражаться в стремлении расширять сферу управления, т.е. снижать долю неуправляемых процессов. И в определенной мере это удается. Можно предположить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из развития социально-экономических систем.
Такое предположение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все периоды истории свидетельствует об обратном. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником. Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально- экономической системе.
Антикризисное развитие — это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.
Блок 8. «Стратегический менеджмент»
Выбор антикризисной стратегии
Формулирование стратегических альтернатив выхода предприятия из экономического кризиса и выбор стратегии — третий этап антикризисного стратегического планирования.
На этом заканчивается процесс стратегического планирования и начинается процесс определения тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование), а затем осуществляется реализация антикризисной стратегии, оценка и контроль результатов.
Предприятие может пытаться справиться с кризисом, руководствуясь одной из существующих антикризисных стратегий.
1. Стратегия стабильности — укрепление существующего направления бизнеса.
2. Стратегия роста (разновидностью является стратегия прорыва ) — захват новых рынков сбыта.
3. Стратегия сокращения — сворачивание бизнеса. Разновидностями являются стратегия разворота (продажа деловой единицы нерентабельно функционирующего бизнеса) и ликвидации .
4. Функциональная стратегия — усиленное направление развития какого-либо аспекта деятельности предприятия. Различают такие разновидности, как финансовую , кадровую , производственную стратегии и др.
5. Стратегия выживания — отказ от прежних методов хозяйствования и приспособление к формирующейся конъюнктуре рыночных отношений.
Та или иная из перечисленных стратегий реализуется предприятием в выборе соответствующего конкурентного поведения . Принято различать три типа антикризисного конкурентного поведения:
1) креативное — создание нового продукта с уникальными свойствами;
2) приспособленческое — сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка и/или на особой группе покупателей;
3) преимущественное — нацеленность на сохранении достигнутых позиций за счет снижения цен, издержек качества продукции.
Выводы по теме
Стратегия антикризисного управления позволяет установить, каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо); с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей.
Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия.
Первый этап разработки стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия — это диагностика состояния предприятия и внешней среды.
Второй этап разработки антикризисной стратегии, включающий в себя корректировку миссии и системы целей предприятия — это стратегическое антикризисное планирование.
Третий этап антикризисного стратегического планирования — это формулирование стратегических альтернатив выхода предприятия из экономического кризиса и выбор стратегии.
Предприятие может пытаться справиться с кризисом, руководствуясь одной из существующих антикризисных маркетинговых стратегий.
1. Стратегия стабильности — укрепление существующего направления бизнеса.
2. Стратегия роста (разновидностью является стратегия прорыва ) — захват новых рынков сбыта.
3. Стратегия сокращения — сворачивание бизнеса. Разновидностями являются стратегия разворота (продажа деловой единицы нерентабельно функционирующего бизнеса) и ликвидации .
4. Функциональная стратегия — усиленное направление развития какого-либо аспекта деятельности предприятия. Различают такие разновидности, как финансовую , кадровую , производственную стратегии и др.
5. Стратегия выживания — отказ от прежних методов хозяйствования и приспособление к формирующейся конъюнктуре рыночных отношений.
Та или иная из перечисленных стратегий реализуется предприятием в выборе соответствующего конкурентного поведения . Существуют три типа антикризисного конкурентного поведения:
1) креативное — создание нового продукта с уникальными свойствами;
2) приспособленческое — сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка и на особой группе покупателей;
3) преимущественное — нацеленность на сохранении достигнутых позиций за счет снижения цен, издержек качества продукции.
Вопросы для самопроверки
1. Чем вызвана потребность предприятий в антикризисном стратегическом управлении?
2. Назовите основные этапы разработки антикризисной стратегии.
3. В чем суть стратегического антикризисного планирования?
4. Какие антикризисные стратегии Вам известны?
5. Какие три типа антикризисного конкурентного поведения Вы знаете?
Литература
1. Антикризисное управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. — М.: Инфра-М, 2005.
2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002.