Using std cout что это
6.12 – Объявления using и директивы using
Вы, наверное, видели эту программу во многих учебниках и учебных руководствах:
Некоторые старые компиляторы также начинают новые проекты с аналогичной программы.
Если вы это видите, бегите. Возможно, ваш учебник, руководство или компилятор устарели. В этом уроке мы выясним, почему.
Краткий урок истории
Перенесемся в сегодняшний день – если вы много используете стандартную библиотеку, набирание std:: перед всем, что вы используете из стандартной библиотеки, может стать повторяющейся рутиной, а в некоторых случаях может затруднить чтение вашего кода.
Но сначала давайте определим два термина.
Полные и неполные имена
Имя может быть полным или неполным.
Полное имя – это имя, которое включает в себя связанную область видимости. Чаще всего имена дополняются пространством имен с помощью оператора разрешения области видимости ( :: ). Например:
Для продвинутых читателей
Неполное имя – это имя, которое не включает в себя квалификатор области видимости. Например, cout и x являются неполными именами, поскольку они не включают связанную область видимости.
Объявления using
Директивы using
Вот снова наша программа Hello World с директивой using в строке 5:
Директивы using – это решение, которое было предоставлено для баз старого кода до пространства имен, которые использовали неполные имена для функций стандартной библиотеки. Вместо того, чтобы вручную обновлять каждое неполное имя до полного имени (что было рискованно), можно было бы разместить одну директиву using (т.е. using namespace std; ) в верхней части каждого файла, и все имена, которые были перемещены в пространство имен std всё еще можно было использовать неполными.
Проблемы с директивами using
Однако для современного кода C++ директивы using дают немного выгоды (экономия на вводе текста) по сравнению с риском.
Поскольку директивы using импортируют все имена из пространства имен (потенциально включая множество имен, которые вы никогда не будете использовать), вероятность возникновения конфликтов имен значительно возрастает (особенно, если вы импортируете пространство имен std ).
Для наглядности рассмотрим пример, в котором директивы using вызывают неоднозначность:
Вот еще один более коварный пример:
или использовалось объявление using вместо директивы using :
тогда наша программа вообще не имела бы никаких проблем.
Даже если директивы using не вызывают конфликтов имен сегодня, они делают код более уязвимым для будущих конфликтов. Например, если ваш код включает директиву using для какой-либо библиотеки, которая затем обновляется, все новые имена, представленные в обновленной библиотеке, теперь являются кандидатами на конфликты имен с вашим существующим кодом.
Может возникнуть и более коварная проблема. В обновленной библиотеке может появиться функция, которая не только имеет то же имя, но и лучше подходит для некоторых вызовов функций. В таком случае компилятор может решить отдать предпочтение новой функции, и поведение вашей программы неожиданно изменится.
Рассмотрим следующую программу:
Когда компилятор встречает вызов функции, он должен определить, с каким определением функции он должен сопоставить этот вызов. При выборе функции из набора потенциально совпадающих функций он предпочтет ту функцию, которая не требует преобразования аргументов, а не ту, которая требует преобразования аргументов. Поскольку литерал 0 принадлежит целочисленному типу, C++ предпочтет сопоставить someFcn(0) с недавно добавленной someFcn(int) (без преобразований), а не с someFcn(double) (требуется преобразование из int в double). Это вызывает неожиданное изменение результатов работы нашей программы.
Этого бы не произошло, если бы мы использовали объявление using или явный квалификатор области видимости.
Область видимости объявлений и директив using
Если объявление using или директива using используется в блоке, имена применимы только в этом блоке (они следуют обычным правилам области видимости блока). Это хорошо, поскольку снижает вероятность возникновения конфликтов имен внутри этого блока.
Если объявление using или директива using используются в глобальном пространстве имен, имена применимы ко всему остальному файлу (они имеют область видимости файла).
Отмена или замена инструкции using
После объявления инструкции using ее невозможно отменить или заменить ее другой инструкцией using в той области видимости, в которой она была объявлена.
Лучшее, что вы можете сделать, – это намеренно с самого начала ограничить область видимости инструкции using с помощью правил области видимости блока.
Конечно, всей этой головной боли можно избежать, в первую очередь, используя явным образом оператор разрешения области видимости ( :: ).
Лучшие практики для инструкций using
В современном C++ на самом деле нет места для использования директив. Они увеличивают вероятность коллизий имен сейчас и в будущем и могут вызывать более коварные проблемы. Хотя во многих учебниках и руководствах они широко используются, использования директив лучше вообще избегать.
Объявления using обычно считаются безопасными для использования внутри блоков. Ограничьте их использование в глобальном пространстве имен файлов исходного кода и никогда не используйте их в глобальном пространстве имен заголовочных файлов.
Лучшая практика
Урок №54. using-стейтменты
Обновл. 13 Сен 2021 |
Если вы часто используете Стандартную библиотеку C++, то постоянное добавление std:: к используемым объектам может быть несколько утомительным, не правда ли? Язык C++ предоставляет альтернативы в виде using-стейтментов.
Использование «using-объявления»
Одной из альтернатив является использование «using-объявления». Вот программа «Hello, world!» с «using-объявлением» в строке №5:
Использование «using-директивы»
Второй альтернативой является использование «using-директивы». Вот программа «Hello, world!» с «using-директивой» в строке №5:
Много разработчиков спорят насчет использования «using-директивы». Так как с её помощью мы подключаем ВСЕ имена из пространства имен std, то вероятность возникновения конфликтов имен значительно возрастает (но все же эта вероятность в глобальном масштабе остается незначительной). using namespace std; сообщает компилятору, что мы хотим использовать всё, что находится в пространстве имен std, так что, если компилятор найдет имя, которое не сможет распознать, он будет проверять его наличие в пространстве имен std.
Совет: Старайтесь избегать использования «using-директивы» (насколько это возможно).
Пример конфликта c «using-директивой»
Рассмотрим пример, где использование «using-директивы» создает неопределенность:
Здесь компилятор не сможет понять, использовать ли ему std::cout или функцию cout(), которую мы определили сами. В результате, получим ошибку неоднозначности. Хоть это и банальный пример, но если бы мы добавили префикс std:: к cout:
Или использовали бы «using-объявление» вместо «using-директивы»:
Тогда наша программа была бы без ошибок.
Большинство программистов избегают использования «using-директивы» именно по этой причине. Другие считают это приемлемым до тех пор, пока «using-директива» используется только в пределах отдельных функций (что значительно сокращает масштабы возникновения конфликтов имен).
Области видимости «using-объявления» и «using-директивы»
Если «using-объявление» или «using-директива» используются в блоке, то они применяются только внутри этого блока (по обычным правилам локальной области видимости). Это хорошо, поскольку уменьшает масштабы возникновения конфликтов имен до отдельных блоков. Однако многие начинающие программисты пишут «using-директиву» в глобальной области видимости (вне функции main() или вообще вне любых функций). Этим они вытаскивают все имена из пространства имен std напрямую в глобальную область видимости, значительно увеличивая вероятность возникновения конфликтов имен. А это уже не хорошо.
Правило: Никогда не используйте using-стейтменты вне тела функций.
Отмена/замена using-стейтментов
Как только один using-стейтмент был объявлен, его невозможно отменить или заменить другим using-стейтментом в пределах области видимости, в которой он был объявлен. Например:
std:: cout, std:: wcout
Compiler support | ||||
Freestanding and hosted | ||||
Language | ||||
Standard library headers | ||||
Named requirements | ||||
Feature test macros (C++20) | ||||
Language support library | ||||
Concepts library (C++20) | ||||
Diagnostics library | ||||
General utilities library | ||||
Strings library | ||||
Containers library | ||||
Iterators library | ||||
Ranges library (C++20) | ||||
Algorithms library | ||||
Numerics library | ||||
Localizations library | ||||
Input/output library | ||||
Filesystem library (C++17) | ||||
Regular expressions library (C++11) | ||||
Atomic operations library (C++11) | ||||
Thread support library (C++11) | ||||
Technical specifications | ||||
Symbols index | ||||
External libraries |
These objects are guaranteed to be initialized during or before the first time an object of type std::ios_base::Init is constructed and are available for use in the constructors and destructors of static objects with ordered initialization (as long as is included before the object is defined).
Unless sync_with_stdio ( false ) has been issued, it is safe to concurrently access these objects from multiple threads for both formatted and unformatted output.
[edit] Notes
The ‘c’ in the name refers to «character» (stroustrup.com FAQ); cout means «character output» and wcout means «wide character output».
Because dynamic initialization of templated variables are unordered, it is not guaranteed that std::cout has been initialized to a usable state before the initialization of such variables begins, unless an object of type std::ios_base::Init has been constructed.
1.5 – Знакомство с iostream: cout, cin и endl
Библиотека ввода/вывода
Библиотека ввода/вывода (библиотека io) является частью стандартной библиотеки C++, которая имеет дело с базовым вводом и выводом. Мы будем использовать функции этой библиотеки для получения ввода с клавиатуры и вывода данных в консоль. Буквы io в iostream означают «input/output» (ввод/вывод).
std::cout
Вспомним нашу программу Hello world :
std::cout может печатать не только текст, но и числа:
Это дает результат:
Его также можно использовать для вывода значений переменных:
Это дает результат:
Чтобы напечатать несколько элементов в одной строке, для объединения (связывания) нескольких частей выводимых данных, оператор вставки ( ) можно использовать несколько раз в одном выражении. Например:
Эта программа печатает:
Вот еще один пример, в котором мы печатаем и текст, и значение переменной в одном выражении:
Эта программа печатает:
std::endl
Как вы думаете, что напечатает следующая программа?
Результат может вас удивить:
Отдельные выражения вывода не приводят к отдельным выводимым строкам в консоли.
Если мы хотим выводить в консоль отдельные выводимые строки, нам нужно указать консоли, когда необходимо переместить курсор на следующую строку.
Совет
В приведенной выше программе второй std::endl технически не нужен, так как программа сразу же после этого завершается. Однако он служит двум полезным целям: во-первых, он помогает указать, что строка вывода является «законченной мыслью». Во-вторых, если мы позже захотим добавить дополнительные выражения вывода, нам не нужно будет изменять существующий код. Мы можем просто добавить новые выражения.
std::endl против ‘\n’
Вот пример, в котором ‘\n’ используется двумя разными способами:
Этот код напечатает:
Обратите внимание, что когда ‘\n’ используется сам по себе для перемещения курсора на следующую строку, необходимы одинарные кавычки. При встраивании в текст, который уже заключен в двойные кавычки, одинарные кавычки не нужны.
Мы рассмотрим, что такое ‘\n’ более подробно, когда перейдем к уроку о символах (4.11 – Символы).
Лучшая практика
Предупреждение
‘\n’ использует обратный слеш (как и все специальные символы в C++), а не прямой слеш. Использование прямого слеша (например, ‘/n’ ) может привести к неожиданному поведению.
std::cin
Если ваш экран закрывается сразу после ввода числа, обратитесь к уроку «0.8 – Несколько основных проблем C++» для решения этой проблем.
Лучшая практика
Существуют споры о том, нужно ли инициализировать переменную непосредственно перед тем, как передать ей значение, предоставленное пользователем, через другой источник (например, std::cin ), поскольку значение, предоставленное пользователем, просто перезапишет значение инициализации. В соответствии с нашей предыдущей рекомендацией о том, что переменные всегда следует инициализировать, лучше всего сначала инициализировать переменную.
Мы обсудим, как std::cin обрабатывает недопустимые входные данные в следующем уроке (7.16 – std::cin и обработка недопустимых входных данных).
Для продвинутых читателей
Резюме
Подробнее об операторах мы поговорим в уроке «1.9 – Знакомство с литералами и операторами».
Небольшой тест
Вопрос 1
Рассмотрим следующую программу, которую мы использовали выше:
Запустите эту программу несколько раз и опишите, что произойдет, если вместо этого вы введете следующие типы входных данных:
б) Число с дробной частью. Попробуйте числа с дробными составляющими меньше 0,5 и больше 0,5 (например, 3,2 и 3,7).
Дробная составляющая опущена.
Всё прекрасно работает.
г) Слово, например «Hello».
д) Действительно большое число (минимум 3 миллиарда).
Вы получаете, казалось бы, случайное число.
Последнее предложение может быть особенно неожиданным. Попробуйте! Это происходит потому, что x может содержать числа только до определенного размера. После этого он «переполняется». Мы обсудим переполнение в следующем уроке.
Поточный ввод-вывод в C++
Поточный ввод-вывод в C++ выполняется с помощью функций сторонних библиотек. В С++, как и в С, нет встроенных в язык средств ввода-вывода.
Библиотека iostream определяет три стандартных потока:
Для их использования в Microsoft Visual Studio необходимо прописать строку:
Для выполнения операций ввода-вывода переопределены две операции поразрядного сдвига:
Возможно многократное назначение потоков:
cout
Ввод информации
При этом из входного потока читается последовательность символов до пробела, затем эта последовательность преобразуется к типу идентификатора, и получаемое значение помещается в идентификатор:
Возможно многократное назначение потоков:
cin >> переменная1 >> переменная2 >>. >> переменнаяn;
При наборе данных на клавиатуре значения для такого оператора должны быть разделены символами (пробел, \n, \t ).
Особого внимания заслуживает ввод символьных строк. По умолчанию потоковый ввод cin вводит строку до пробела, символа табуляции или перевода строки.
Результат выполнения
Для ввода текста до символа перевода строки используется манипулятор потока getline() :
Результат выполнения
Манипуляторы потока
В С++ имеется ряд манипуляторов. Рассмотрим основные:
Манипулятор | Описание |
endl | Помещение в выходной поток символа конца строки ‘\n’ |
dec | Установка основания 10-ой системы счисления |
oct | Установка основания 8-ой системы счисления |
hex | Установка основания 16-ой системы счисления |
setbase | Вывод базовой системы счисления |
width(ширина) | Устанавливает ширину поля вывода |
fill(‘символ’) | Заполняет пустые знакоместа значением символа |
precision(точность) | Устанавливает количество значащих цифр в числе (или после запятой) в зависимости от использования fixed |
fixed | Показывает, что установленная точность относится к количеству знаков после запятой |
showpos | Показывает знак + для положительных чисел |
scientific | Выводит число в экспоненциальной форме |
get() | Ожидает ввода символа |
getline(указатель, количество) | Ожидает ввода строки символов. Максимальное количество символов ограничено полем количество |
Пример Программа ввода-вывода значения переменной в C++
Та же программа, написанная на языке Си
Пример Использование форматированного вывода
Результат выполнения
Еще один пример использования форматированного вывода: для t∈[0;3] с шагом 0,5 вычислить значение y=cos(t).
Результат выполнения