услуги прошлых лет на какой счет
Расходы прошлых лет. С точки зрения налогового учета
Автор: Торба Анастасия Васильевна, Аудитор (единый квалификационный аттестат аудитора нового образца № 03-001010 от 05.10.2017 г.)
Статья посвящена налоговому учету, в бухгалтерском учете другой порядок.
Случаи, когда не учли, не задекларировали расходы не редки.
Например, пришли документы на услуги, датированные прошлым годом, после сдачи декларации по налогу на прибыль. Или выявилась ошибка, нужно доначислить амортизацию за прошлый год. Или неправильно завели субконто по счету 97 и сумма не списывалась.
Есть статья 54 НК РФ, которая позволяет не подавать уточненки, если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. То есть все эти неучтенные расходы можно включить в налоговые расходы текущего периода, даже если это расходы прошлых лет.
Все бы хорошо, но есть разъяснения Минфина, которые мешают применить статью 54 НК РФ и обойтись без уточненок.
— Письмо от 4 апреля 2017 г. N 03-03-06/1/19798 – нельзя признать расходы прошлых лет за пределами трех лет.
— Письмо от 27.04.2010 N 03-02-07/1-193 – если в периоде, к которому относится ошибка, получен налоговый убыток – то ни о какой излишней уплате налога речи не идет. Признавать расходы прошлых лет в текущем периоде нельзя
— Письмо от 16 февраля 2018 г. N 03-02-07/1/9766 – можно признать расходы прошлых лет в текущем периоде, если в текущем периоде у налогоплательщика по данным налогового учета имеется прибыль. Если в текущем периоде получен налоговый убыток – признавать расходы прошлых лет в текущем периоде нельзя!
Верховный суд указал – не имеет значения, что получен налоговый убыток в периоде, к которому относится ошибка. Формулировка статьи 54 НК РФ не запрещает признать расходы прошлых лет в текущем периоде (в периоде выявления), и сослался на теологическое толкование нормы.
Минфин России пока не комментировал указанное определение.
Вместе с тем, совсем другая ситуация, когда был пересчет налогов, взносов, считает Минфин.
Сдали уточненку по земельному налогу, сумма налога уменьшилась (после 01.01.2020 года – пересчитали земельный налог за прошлый год) – надо скорректировать сумму налога. То есть за прошлый год было отражено в декларации по налогу на прибыль расходов (в виде земельного налога) больше, чем следовало. Казалось бы – надо подавать уточненку по прибыли – ст. 54, 81 НК РФ.
Д68К91.01 – доход и в бухгалтерском и налоговом учетах.
Вот эти разъяснения:
Письмо Минфина от 31 июля 2020 г. N 03-03-07/67349 – земельный налог.
Письма Минфина России от 09.09.2019 N 03-03-06/1/69400, от 03.04.2019 N 03-03-06/1/23109 и от 15.10.2015 N 03-03-06/4/59102 – налог на имущество.
Можно ли учесть прошлогодние расходы в текущем году: анализируем риски
Представим такой случай. Организация применяет общую систему налогообложения (ОСНО). В прошлом году возникли расходы, но по какой-то причине компания их не учла. Можно ли отразить затраты в текущем году? Если можно, то при каком условии? Вопрос вроде бы простой, но эта простота кажущаяся. Существует сразу несколько вариантов ответа, и у каждого варианта есть серьезное обоснование. Давайте разбираться.
Исходные данные
Предположим, что в 2020 году бухгалтер обнаружил документы по расходам, которые нужно было отразить в 2019 году. Но тогда расходы учтены не были. Как поступить теперь? Есть два варианта.
Второй вариант — это не что иное, как перерасчет облагаемой базы в периоде выявления ошибки. А такой перерасчет возможен, только если ошибка привела к излишней уплате налога. Об этом говорится в пункте 1 статьи 54 НК РФ.
Выполняется ли данное условие? Выполняется, ведь в 2019 году расходы были показаны не в полном объеме, и, как следствие, облагаемая база оказалась завышенной Соответственно, налог за 2019 год излишне уплачен.
Означает ли это, что затраты прошлого периода в любом случае можно списать в текущем году? По мнению многих специалистов, в том числе инспекторов ИФНС — нет, не означает. Есть еще дополнительные условия, прямо не упомянутые в Кодексе, но которые, как считают налоговики, должны выполняться.
Условие первое: в декларации за 2019 год должен стоять налог «к уплате»
Объяснение тут простое. Как мы уже упоминали, для исправления ошибки в текущем периоде нужно, чтобы ошибка привела к излишней уплате налога (п. 1 ст. 54 НК РФ). А «излишняя уплата» возможна только при наличии налога «к уплате». Если же в прошлогодней декларации значился убыток, то ни о какой уплате, тем более об «излишней», говорить не приходится.
Отметим, что сумма налога на прибыль в декларации за 2019 год не важна. Она может составлять хоть 1 рубль, лишь бы это была величина «к уплате».
Условие второе: своевременное отражение расходов не привело бы к убыткам в прошлом периоде
Поясним на цифрах. Допустим, облагаемая база в 2019 году равнялась 100 000 руб. В 2020 году выявлены расходы, относящиеся к прошлому году, на сумму 150 000 руб. Если бы компания показала эти издержки своевременно, то в 2019 году образовался бы убыток 50 000 руб.(100 000 — 150 000).
Есть мнение, что при таком положении дел учесть «забытые» затраты в 2020 году невозможно. Ведь существует механизм, который регламентирует перенос убытков прошлого периода на будущее. Согласно ему в период с 2017 по 2021 год при списании прошлогодних убытков текущую базу разрешено уменьшать не более чем на 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ).
В случае, когда база 2020 года мала, например, 20 000 руб., организация вправе учесть убытки 2019-года лишь в сумме 10 000 руб.(20 000 руб. х 50%). А отражение полной суммы прошлогодних расходов в 2020 году приводит к уменьшению базы на 150 000 руб. Таким образом, ущерб бюджету в нашем примере равен 140 000 руб.(150 000 — 10 000).
Условие третье: в текущем налоговом периоде необходимо показать прибыль
А дальше чиновники сделали неожиданный вывод:
«Таким образом, организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода сумму выявленной ошибки (искажения), которая привела к излишней уплате налога на прибыль организаций в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, только в том случае, если в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль».
На чем основано данное утверждение, специалисты финансового ведомства не сообщили.
Судебная практика
В последнее время Верховный суд не раз обращался к теме учета прошлогодних затрат при формировании текущей налоговой базы. И неизменно давал заключение: подавать «уточненку» за прошлый период не нужно, можно списать расходы в момент их обнаружения.
Мы полагаем, что ни одно из условий (в том числе предложенное Верховным судом) не вытекает из НК РФ. Каждое из этих требований основано на расширительном толковании закона. Тем не менее, в случае разногласий с инспектором дело, скорее всего, дойдет до суда. Поэтому тем, кто не готов тратить силы, время и деньги на арбитражный процесс, лучше по возможности не нарушать условий.
Как правильно отнести к текущим расходам затраты на оплату услуг, оказанных налогоплательщику в предыдущем налоговом периоде?
Каким образом отражать понесенные расходы в бухгалтерском и налоговом учете:
Организацией получены первичные учетные документы: акт оказанных услуг, счет- фактура по услугам, оказанным за декабрь 2015 года с датой первичных документов январь 2016 года.
При этом в силу п. 2 ст. 272 НК РФ датой осуществления материальных расходов для приобретения услуг (работ) производственного характера признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ).
К запросу в качестве первичного документа, подтверждающего оказание услуг в декабре 2015 года, представлен подписанный сторонами акт, датированный 12 января 2016 года. С учетом изложенного, датой признания рассматриваемого расхода будет считаться именно налоговый период 2016 года, в котором данный расход необходимо признать как «текущий».
Вместе с тем следует отметить, что с недавнего времени Минфин РФ допускает признание расхода в том периоде, в котором фактически оказывались и, соответственно, потреблялись те или иные «длящиеся» производственные услуги. Такое «допущение» финансовое ведомство делает для ситуаций, когда одновременно выполняется два условия:
Однако, подобный подход представляется нам не вполне корректным и влекущим для организации риск спора с налоговым органом, поскольку в НК РФ прямая норма, регулирующая данный вопрос.
В бухгалтерском учете условия признания расходов регламентируются п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Согласно данной норме расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
Соответственно, стоимость рассматриваемых услуг можно было бы признать расходом 2015 года только в том случае, если бы до получения и подписания акта об оказанных услугах организация обладала какой-либо достоверной документально подтвержденной информацией о сумме такого расхода и о том, что исполнитель и заказчик единодушны в оценке объема, качества, состава и цены услуги. При выполнении таких условий, действительно, можно вести речь о правомерности признания расхода в 2015 году (или в 2016 году в составе «расходов прошлых лет»).
Если же до получения акта об оказанных услугах организация не располагает какими-либо документами, содержащими информацию о точной цене услуги и об отсутствии разногласий между сторонами договора, то датой признания расхода также должна быть дата первичного документа – акта об оказанных услугах.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Понятие и виды услуг
Услуги — вид деятельности, не имеющей материального выражения, результаты которой реализуются и потребляются в процессе хоздеятельности предприятия (п. 5 ст. 38 НК РФ).
Услуги существуют в большом многообразии, в частности:
В бухгалтерском учете все услуги включаются в состав затрат на основании первичных учетных документов.
Основными первичными документами, подтверждающими факт исполнения услуг, являются:
ВАЖНО! Минфин считает, что если договором не предусмотрен пункт о составлении акта, то формировать его нужно только в случаях, предусмотренных законодательством (письмо от 13.11.2009 № 03-03-06/1/750). Гражданский кодекс обязывает составлять акт, подтверждающий приемку работ, только в случае строительного подряда (ст. 720 ГК РФ).
Порядок заключения и условия договора оказания услуг регламентированы гл. 37–41, 47–49, 51, 52 ГК РФ. Основными действующими лицами в договоре выступают исполнитель и заказчик услуг. Рассмотрим порядок бухучета у каждого из них.
Учет услуг у исполнителя
Бухучет у исполнителя напрямую зависит от вида деятельности и режима налогообложения. Чаще всего компании-исполнители услуг с целью снижения налоговой нагрузки выбирают спецрежимы: ЕНВД или УСН. Наряду с ними может применяться и ОСНО.
Выручка от оказанных услуг является доходом от обычных видов деятельности. Порядок ее учета регламентируется п. 5 ПБУ 9/99.
Проводки у исполнителя при реализации услуг будут следующими:
Бухгалтерский учет затрат у компаний, занимающихся оказанием услуг, имеет свою специфику, поскольку зависит от конкретного вида деятельности. Если компания занимается оказанием услуг, не требующих материальных вложений (например, информационных, аудиторских или им подобных), то все затраты собираются в дебет счета 20 «Производственные расходы» (п. 5 ПБУ 10/99).
Рассмотрим, например, услуги обучения. Основные затраты — оплата труда сотрудников, начисление налогов и взносов, амортизация и проч. То есть для оказания данных услуг организация не затрачивает материальных ценностей на производство каких-либо объектов. По итогам месяца ее издержки списываются в себестоимость продаж проводкой Дт 90.2 Кт 20.
Если же фирма оказывает услуги и при этом производит какие-то материальные ценности, то учет затрат организовывается с использованием счетов 20 «Производственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» для учета управленческих издержек, а по мере надобности задействуется и 25-й счет «Общепроизводственные расходы». Произведенные объекты учитываются на счете 43 «Готовая продукция».
Пример
ООО «Модерн» оказывает услуги наружной рекламы. ООО «Ассорти» заказало баннер на магазин. Сумма по договору составила 38 335 руб. (в т.ч. НДС 5 847,71 руб.).
Проводки в учете ООО «Модерн»:
На изготовление баннера было затрачено материалов на сумму 17 342 руб. (без учета НДС). Оплата труда работников составила 8 500 руб., взносы с ФОТ — 2 805 руб.
Согласно учетной политике, ООО «Модерн» ведет учет готовой продукции по фактической себестоимости.
Хотите знать, какие могут быть риски у исполнителя при заключении договора возмездного оказания услуг? Оформите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и переходите к Путеводителю по договорной работе.
Учет услуг у заказчика
Услуги являются расходами предприятия-заказчика и чаще всего относятся на затратные счета 20 (23, 25, 26, 44).
Продолжим пример
Бухгалтер ООО «Ассорти» сделает в учете следующие проводки:
Порядок формирования стоимости ОС и ТМЦ см. в статьях:
Хотите знать, какие могут быть риски у заказчика при заключении договора возмездного оказания услуг? Оформите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и переходите к Путеводителю по договорной работе.
Первичные документы по учету услуг
В налоговом учете услуги также включаются в состав затрат и уменьшают налогооблагаемую прибыль при условии экономической обоснованности и наличии первичных учетных документов (ст. 252 НК РФ). Исключением являются нормируемые расходы, когда в базу при подсчете прибыли включается лишь часть затрат по норме, указанной в налоговом законодательстве.
Как уже было отмечено выше, чаще всего для подтверждения факта оказания услуги составляется акт выполненных работ. Форма акта не содержится в альбоме унифицированных форм (за исключением формы КС-2), разрабатывается и согласовывается сторонами договора самостоятельно, с учетом условий каждой конкретной сделки. При этом бланк должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ:
Образец заполнения акта сдачи-приемки выполненных работ см. в материале «Акт сдачи-приемки выполненных работ – образец».
Факт оказания услуг в строительстве подтверждает акт по форме КС-2.
Алгоритм заполнения данного документа приведен в статье «Акт приемки выполненных работ в строительстве – образец».
При оказании транспортных услуг компанией-перевозчиком помимо акта выполненных работ обязательно должны быть транспортные документы. К таким документам, в частности, относятся транспортные накладные.
ВАЖНО! С 2013 года унифицированные формы не являются обязательными к использованию, организации вправе разрабатывать их самостоятельно.
О порядке учета транспортных расходов подробно рассказано в публикации «Транспортные расходы отнесены на счет покупателя — проводка».
Итоги
Бухгалтерский учет услуг основывается на стандартах ведения бухучета. Методология учета специфична и зависит от конкретного вида деятельности компании-исполнителя. Выручка от оказания услуг учитывается в составе доходов по обычным видам деятельности. Расходы фиксируются как издержки от обычных видов работ на счетах учета затрат. При производстве материальных ценностей, необходимых для выполнения услуг, используется счет учета выпуска готовой продукции 43.
Для заказчика стоимость услуг признается расходом и относится либо на счета учета затрат, либо на увеличение покупной стоимости активов, для которых данные услуги являются сопутствующими.
Как принять расходы прошлого периода в текущем
Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения
Консультация эксперта
Нередко случаются ситуация, когда расходы фактически осуществлены в одном периоде, а документы по ним поступили в другом. В статье наш эксперт Татьяна Исайкина разъяснила, можно ли учесть такие расходы в текущем периоде или же уточнёнки не избежать.
Глава 25 НК РФ позволяет нам учесть расходы, возникшие в результате выявления новых обстоятельств, и их отразить в составе внереализационных расходов текущего периода на основании пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ. Если же расходы ошибочно не были учтены в соответствующем налоговом периоде, то это считается ошибкой и по общему правилу нужно корректировать базу того года, в котором совершена эта ошибка.
Условия
Для того чтобы принять расходы в текущем периоде, необходимо проверить ( п 1. ст. 54 НК РФ ):
Также не следует забывать и о финансовом результате отчётного года, ведь учесть в текущем периоде возможно расходы, только если в этом текущем периоде получена прибыль ( п. 8 ст. 274 НК РФ ). А вот прибыль или убыток деятельности в периоде возникновения ошибки не имеет значения. Данный вывод сформирован на основании п. 10 Письма ФНС России от 28.07.2021 № БВ-4-7/10638 ( Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2021 № 306-ЭС20-20307 по делу № А72-18565/2019 ).
Отметим, что ранее финансовое ведомство настаивало, что в периоде совершения ошибки не должно быть убытка.
Проще говоря, если за текущий период планируется получение прибыли, то прошлогодние расходы мы можем отразить в декларации за этот год.
Ранее мы рассказывали, можно ли принять к вычету НДС на основании одного счёта-фактуры частями в разных налоговых периодах.
Декларация
Отметим, что в декларации для исправления ошибки сумму неучтённых расходов и излишне учтённых доходов отведены отдельные строки, это строки 400 — 403 приложения 2 к листу 02 декларации за текущий период.
Показатель строки 400 учитывается при формировании показателя по строке 100 листа 02 декларации.
А строки 300 — 301 приложения 2 к листу 02 предназначены для убытков. Это убытки прошлых лет, выявленные в текущем отчётном (налоговом) периоде.
Коротко о бухучёте
Если ошибка обнаружена до подписания годовой бухгалтерской отчётности за отчётный год совершения ошибки, сделайте исправительные записи (сторнировочные или дополнительные) декабрём того года, в котором допущена ошибка ( п. 6 ПБУ 22/2010 ).
Поскольку корректировка бухгалтерской отчётности прошлых лет не производится, то все ошибки отражаются в текущем периоде ( п. 14 ПБУ 22/2010 ) путём отражения расходов на 91 счёте либо на 84. Подробнее в отражении операций в бухгалтерском учёте вам поможет справочно-правовая система КонсультантПлюс.
Документы
По аналогии с неотфактурованными поставками, даже если расходы мы учли в бухгалтерском учёте, в налоге на прибыль расходы должны быть документально подтверждены ( п. 1 ст. 252 НК РФ ) и в том случае, если документы пришли в более позднем периоде.
Например, исполнитель оказал нам услугу в ноябре 2020 года, а акты на подпись направил почтой, документы пришли только в феврале 2021 года, когда декларация за 2020 год уже сдана, тогда бухгалтер может конверт с документами зарегистрировать в журнале входящей документации и отразить расходы в первом квартале 2021 года. При этом мы знаем период, к которому относятся расходы, и знаем, что в текущем периоде получим прибыль и что в понимании ст. 54 НК РФ расходы 2020 года у нас занижены, а налоговая база завышена и, значит, налог фактически за 2020 год можно считать переплаченным.
Как же это отразить в программе 1С:Бухгалтерия?
Это несложно, необходимо внести те самые недостающие документы, нюанс лишь в датах. Перед вводом обязательно сделайте копию базы.
При создании документа «Поступление услуг. Акт» указываете номер и дату накладной – период, в котором был расход. А в поле номер (немного ниже) дату отражения в учете, когда обнаружили документ. Далее регистрируете счет фактуру, где также номер и дата документа будут его фактическая дата, а в поле получен дату получения документа.
После всех выполненных действий необходимо выполнить закрытие месяца, только обязательно должна быть копия базы.
Ранее мы рассказывали, как зачесть переплату в счёт будущих платежей в 1С.
Также может возникнуть ситуация, когда при сверке с контрагентом обнаруживается, что расходов учли меньше, чем фактически отражено в первичных документах (это может быть как арифметическая ошибка, так и человеческий фактор). Например, в документе стоит цифра 10 000,0, а мы отразили 1 000,00, в данной ситуации при соблюдении общих условий мы можем скорректировать базу текущего периода.
У нас накопилось много бухгалтерских документов с истекшими сроками хранения. Как с ними поступить, чтобы не нарушить закон?
Новые обстоятельства
Иногда расходы прошлых лет не связаны с ошибками, а являются для налогоплательщика новыми обстоятельствами.
Говоря о новых обстоятельствах, можно привести пример корректировки реализации со стороны продавца, например при предоставлении скидки, или когда ваш покупатель возвращает товар по условиям договора, или при выявлении брака ( Письмо Минфина России от 25.07.2016 № 03-03-06/1/43372 ).
Для документального подтверждения расходов прошлого периода рекомендуем составить бухгалтерскую справку, если речь не идёт об опоздавших документах продавца.
В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчётным) периодам, в текущем налоговом (отчётном) периоде перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). Если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, налоговую базу и сумму налога можно пересчитать за налоговый (отчётный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).
На п. 2 ст. 424 ГК РФ гражданское право допускает изменение цены соглашения после его заключения, если это закреплено законом или самим договором.
Это в полной мере касается и договоров поставки или купли-продажи, используемых торговыми фирмами в своей деятельности ( Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.04.2015 № Ф07-871/2015 по делу № А56-27093/2014 ).
С точки зрения гражданского законодательства скидка — это один из элементов формирования цены товара, позволяющий снизить его первоначальную цену.
Продавцу, работающему со скидками, следует правильно оформить документы, связанные с предоставлением ретро-скидки, ведь её предоставление это обычная хозяйственная операция, проводимая продавцом, которую он обязан оформить соответствующими первичными документами.
Все организации обязаны документально оформлять все факты хозяйственной жизни организации ( Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ ). Причём для этих целей организациям коммерческой сферы этот закон позволяет пользоваться как типовыми формами первичной учётной документации, так и самостоятельно разработанными бланками. Главное, чтобы формы используемых первичных документов отвечали всем требованиям ( ст. 9 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ ).
Формы используемой первички определяет руководитель компании с подачи лица, на которое возложено ведение учёта, и соответствующее решение вносится в учётную политику организации.
Так как типовой формы документа по предоставлению скидки не существует, то организации-продавцу в любом случае придётся разработать свою форму документа о предоставлении скидки и закрепить её использование в учётной политике.
В КонсультантПлюс можно найти готовые решения по данному вопросу, а также порядок их отражения в декларации.
Вопрос
Как отразить доначисление амортизации по основному средству за прошлый период, если амортизация не начислялась в связи с техническим сбоем?
Ответ
Организация вправе включить в налоговую базу текущего отчётного (налогового) периода сумму выявленной ошибки (искажения), которая привела к излишней уплате налога на прибыль организаций в предыдущем отчётном (налоговом) периоде, только в том случае, если в текущем отчётном (налоговом) периоде получена прибыль. Если по итогам текущего отчётного (налогового) периода получен убыток, производится перерасчёт налоговой базы за период, в котором произошла ошибка ( Письмо Минфина России от 16.02.2018 № 03-02-07/1/9766 ).
Таким образом, в общем случае доначисление амортизации для целей исчисления налога на прибыль можно осуществить за прошлый год в периоде выявления ошибки.
***
Вопрос
Как учесть доначисленный самостоятельно налог на имущество за 2020 год при выявлении ошибки в 2021 году?
Ответ
Из-за занижения суммы налога на имущество организацией занижены расходы за 2020 год. В результате налог на прибыль за 2021 год переплачен. Поэтому на основании п. 1 ст. 54 НК РФ возможно скорректировать данную ошибку путём отражения соответствующих сумм в текущем периоде. Для обоснования рекомендуем составить бухгалтерскую справку-расчёт.
Татьяна Исайкина, эксперт по вопросам бухучёта и налогообложения ООО «Что делать Консалт»