усть катав какой район челябинской области
Усть-Катавский городской округ
Площадь: 675 кв. км. Население: по данным на 01.01.2019 года, 24 922 человека. Город основан в 1758 году.
Один из красивейших городов Челябинской области Усть-Катав уходит своими корнями в горнозаводское прошлое: сначала здесь была лесопильная мельница, затем небольшой железоделательный завод. Крутой поворот в истории произошел, когда в Усть-Катав добралась Самаро-Златоустовская железная дорога, а сам завод был продан одному из бельгийских акционерный обществ.
Иностранный инвестор взялся за дело серьезно и, пользуясь перспективами Транссиба, преобразовал завод в вагоностроительный. Это решение оказалось судьбоносным. Усть-Катавский вагоностроительный завод набирал стремительные обороты. После войны на нем велись разработки для оборонного комплекса и космической техники, а в гражданском секторе завод прославился своими трамваями, которые можно встретить во многих российских городах, в том числе в Челябинске и Златоусте.
Сегодня в Усть-Катаве ведущими отраслями являются машиностроение и металлообработка, строительство и связь, малый бизнес и логистика. Это обусловлено железнодорожным транспортом – на территории городского округа находится одна из крупных узловых станций ЮУЖД Вязовая.
Город Усть-Катав расположен в живописных местах, в устье рек Катав и Юрюзань. Памятниками природы являются уникальные гребни – целые комплексы скал на речных берегах.
АДМИНИСТРАЦИЯ УСТЬ-КАТАВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
456040, Челябинская обл., г. Усть-Катав, ул. Ленина, 47а
Телефон (351-67) 2-62-34
Сайт: www.admust-katav.ru
Глава Усть-Катавского городского округа
Семков Сергей Диодорович
Усть катав какой район челябинской области
Усть-Катавский городской округ
Площадь: 675 кв. км. Население: по данным на 01.01.2019 года, 24 922 человека. Город основан в 1758 году.
Один из красивейших городов Челябинской области, Усть-Катав уходит своими корнями в горнозаводское прошлое: сначала здесь была лесопильная мельница, затем небольшой железоделательный завод. Крутой поворот в истории произошел, когда в Усть-Катав добралась Самаро-Златоустовская железная дорога, а сам завод был продан одному из бельгийских акционерный обществ.
Иностранный инвестор взялся за дело серьезно – и, пользуясь перспективами Транссиба, преобразовал завод в вагоностроительный. Это решение оказалось судьбоносным. Усть-Катавский вагоностроительный завод набирал стремительные обороты. После войны на нем велись разработки для оборонного комплекса и космической техники, а в гражданском секторе завод прославился своими трамваями, которые можно встретить во многих российских городах, в том числе в Челябинске и Златоусте.
Сегодня в Усть-Катаве ведущими отраслями являются машиностроение и металлообработка, строительство и связь, малый бизнес и логистика. Это обусловлено железнодорожным транспортом – на территории городского округа находится одна из крупных узловых станций ЮУЖД: Вязовая.
Город Усть-Катав расположен в живописных местах, в устье рек Катав и Юрюзань. Памятниками природы являются уникальные гребни – целые комплексы скал на речных берегах.
456040, Челябинская область, г. Усть-Катав, ул. Ленина, 47а
тел: (351-67) 2-62-34
web-site: www.ukgo.su
Глава Усть-Катавского городского округа
Семков Сергей Диодорович
Усть — Катав и его окрестности
После возвращения из Воронежа я и serega505rus решили не терять время и отправились изучать наши родные и близкие города. И выбор пал на Усть-Катав.
Сам город знаменит своим «Усть-Катавским вагоностроительным заводом имени С. М. Кирова»— предприятием производящее трамваи. Что примечательно, то по городу трамваи не ездят, а вот рельсы, протяжённостью 4 км, для обкатки новых вагонов — есть. Но тк такая достопримечательность скрыта на заводе, то мы поехали смотреть мосты. Это настоящие исторические и архитектурные старожилы города.
Брянский мост.
В 1941 году, вскоре после начала Великой Отечественной войны, в поселок при Усть-Катавском заводе были эвакуированы предприятия из городов прифронтовой полосы: Брянска, Москвы, Ленинграда, Киева, Сталинграда, Мытищ. На базе Усть-Катавского завода было развернуто масштабное производство авиабомб и платформ для зенитных пушек, минометов, артиллерийских снарядов.
Работники эвакуированных заводов приехали сюда со своими семьями. В результате население Усть-Катава увеличилось почти в два раза. Именно в годы войны поселок Усть-Катавский был преобразован в город. Старый подвесной мост, по которому многие рабочие добирались из дома на производство и обратно, не справлялся с такой нагрузкой. Поэтому без отрыва от основной деятельности специалисты эвакуированного Брянского машиностроительного завода имени Кирова спроектировали новый подвесной мост.
Строительство началось в 1943 году и было завершено к лету 1944 года. Новый мост получил имя «Брянский» в память о совместном труде усть-катавцев и работников эвакуированных заводов, среди которых большую часть составляли работники Брянского машиностроительного завода.
Второй мост — Французский.
Был построен в 1913-1914 гг. Соединял находящийся на левом берегу реки Юрюзань Усть-Катавский завод и посёлок с возникшим на правобережье в 1899-1900 гг. поселком «Колония», в котором обосновались иностранные, главным образом, бельгийские специалисты. Бельгийцы и, возможно, другие иностранцы, поселившиеся в «Колонии», разговаривали на французском языке, поэтому мост и называется «Французским».
Насладившись видами Усть-Катава, мы решаем проехать на реку Катав (приток Юрюзани). Перекусить и покидать спиннинг.
Реку хорошо видно с моста на трассе М5, но проезд перекопали. Поэтому спуск возможен только с самого Усть-Катава. Проезжают там и легковушки недоприводы.
Ничего не поймав, едем искать пещеру, мимо которой мы проезжали уже сотню раз.
Большая Усть-Катавская (Хапова) пещера находится в скалах Марьиного утеса (по другим данным в скалах Хапова гребня) на высоте 50 метров на левом берегу реки Катав.
Находится она в 80 метрах от трассы М5.
GPS- координаты скалы Хапов гребень (Марьин утёс): N 54° 54.323´; E 58° 06.463´ (или 54.905383°, 58.107717°).
Пещера имеет 3 грота. Но самый живописный — это первый: он является и самым большим среди остальных. В нем тепло и сухо, а округлый свод скрывает от ветра.
Город Усть-Катав (Челябинская область)
Город Усть-Катав (Челябинская область)
Город Усть-Катав Челябинской области расположен в 260 км от Челябинска, на западном склоне Южного Урала в месте впадения реки Катав в реку Юрюзань. Через город проходит Транссибирская магистраль (станция Усть-Катав), в 1 км южнее города — автомагистраль М5. Центр города окружён холмами. Население составляет 22 042 чел. (2019).
Дом купца Ф.В. Патрина, памятник архитектуры
Среди немногочисленных достопримечательностей Усть-Катава есть памятники архитектуры и археологии. Интерес представляют дома купцов Патриных по ул. 40 лет Октября, 4а и ул. Братьев Мохначевых, 7 (5). Дворец культуры вагоностроителей им. Т.Я. Белоконева по ул. Комсомольская, 38 — памятник архитектурысоветской эпохи. Памятник борцам революции 1918 года является осью площади Борцов революции. Восстановлена церковь Рождества Христова по ул. Революционной, 8.
Памятники археологии рядом с городом — Ключевская стоянка в 10 км от с. Усть-Катана на левом берегу реки Юрюзань, Бурановская стоянка-пещера рядом с селом Лимоновки протяженностью 35 км (с древним изображением охрой лося и гарпуна) и Смирновская стоянка в 3 км от с. Усть-Катана.
Усть-Катав, церковь Рождества Христова
Краткая история города Усть-Катав
Усть-Катав основан в 1758 году на территории Оренбургской губернии как железоделательный завод. Основатели завода — симбирские купцы и заводчики братья Иван и Яков Твердышевы, а также Иван Мясников. Первоначально предприятие представляло собой лесопильную мельницу и судовую пристань. Железоделательный завод был пущен позднее и являлся вспомогательным для соседних Катав-Ивановского и Юрюзанского чугуноплавильных и железоделательных заводов. Постепенно вокруг завода возникло укрепленное поселение, в котором жили крестьяне, привезенные сюда заводчиками из губерний Центральной России. Именно из их числа вышли мастеровые и работный люд. К 1773 году в заводском поселке проживало около 800 человек.
Продукция завода отправлялась в Центральную Россию по рекам. Некоторая часть продукции продавали за границу, особенно охотно ее покупали английские купцы. В 1862 г. продукция Усть-Катавского завода демонстрировалась на всемирной Лондонской промышленной выставке. На выставке были представлены образцы железа и стали, а также гвозди.
В период Пугачевского восстания через Усть-Катавский заводской поселок проходили отряды повстанцев и правительственных сил. Завод в ноябре 1773 г. был остановлен. В июне 1774 г. повстанческий отряд Юлая Азналина (отца Салавата Юлаева), напал на поселок, сжёг завод и жилые дома. В ноябре 1775 г. предприятие было восстановлено.
Железная дорога у станции Усть-Катав. Почтовая открытка начала XX в.
Хотя принадлежавшими заводами братья Твердышевы и И.С. Мясников владели сообща, непосредственно в ведении Мясникова вплоть до его смерти в 1780 г. находились чугуноплавительные и железоделательные предприятия, в том числе Усть-Катавское. В 1780-1783 гг. владельцем Усть-Катавского завода являлся Я.Б. Твердышев. Позже заводом владела дочь И.С. Мясникова Е.И. Козицкая, а с 1810 г. — дочь последней, в замужестве княгиня А.Г. Белосельская-Белозерская. В дальнейшем, вплоть до 1917 г., Усть-Катавское предприятие принадлежало представителям влиятельной княжеской семьи Белосельских-Белозерских.
В 1889-1890 гг. рядом с Усть-Катавским посёлком прошла Самаро-Златоустовская железная дорога. На железнодорожной вокзал станции Усть-Катав. Фото начала XX в.
С 1861 г. по начало 1920-х гг. поселок Усть-Катавский завод являлся центром Усть-Катавской волости, в которую входили несколько окрестных деревень и сёл. В 1870 г. в посёлке были церковь, училище, волостное правление, железоделательный завод, два маслобойных предприятия, три водяные мельницы. Здесь проживали 3353 жителя (544 двора).
Усть-Катав в начале XX в.
В марте 1917 г. в Усть-Катавском посёлке создан Совет рабочих депутатов под председательством слесаря Ф.Е. Бахарева. В конце октября 1917 г. в поселке мирным путём была установлена Советская власть.
В 1939 году в посёлке при заводе проживало более 13000 жителей. Работал вагоностроительный завод имени Л.М. Кагановича. В посёлке имелись две средних школы, ремесленное училище, рабочий клуб и клуб инженерно-технических работников, библиотеки, 15 продовольственных магазинов и киосков.
В период Великой Отечественной войны отсюда на фронт ушли около 1500 усть-катавцев. В заводской посёлок эвакуировались из прифронтовых городов страны промышленное оборудование и население. Посёлок застраивался новым жильём, расширялся.
В 1943-1944 гг. построен мост через реку Юрюзань (Брянский мост)
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1942 года посёлок Усть-Катавский завод был преобразован в город районного подчинения. Первоначально город назывался «Усть-Катавский завод», с 1943 года — «Усть-Катав».
Усть-Катав в послевоенные годы
В послевоенное время градообразующим предприятием стал Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ). Наряду с оборонной продукцией, он выпускал трамвайные вагоны и детские велосипеды. В послевоенные годы Усть-Катав активно строится. В 1952 г. открылся Дворец культуры вагоностроителей, в 1950-х гг. началось строительство многоэтажных домов в центральной части, а с 1978 г. — в нагорной части города. В 1962 г. открылся кинотеатр «Россия» (ныне «Родина»). В 1972 г. сдан в эксплуатацию молокозавод, в 1973 г. заработал хлебозавод. В 1979 г. Усть-Катав получил статус города областного подчинения. К нему были присоединены рабочий посёлок Вязовая, а также села Тюбеляс и Минка, ранее входившие в состав Катав-Ивановского района.
В 1980 г. в Усть-Катаве возведена новая плотина. В 1987 г. близ посёлка Шубино начала действовать станция Усть-Катав, на которой позже открылся железнодорожный вокзал и автовокзал. 17 декабря 1992 года в старом церковном здании вновь открылась церковь Рождества Христова.
Крупнейшие предприятия города в начале 2000-х гг. — ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова» — градообразующее предприятие оборонного значения, главным образом известен гражданским производством, производством трамваев. Кроме этого выделяются предприятия «Леспромсервис», «Усть-Катавский АТП» и «Усть-Катавский Деревообрабатывающий завод».
Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года «Об утверждении перечня моногородов» Усть-Катавский городской округ включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением». После этого было принято решение о кардинальном изменении экономического вектора развития города. Ключевым стал проект создания тепличного комплекса «Чурилово», получивший одобрение Фонда развития моногородов.
Дворец культуры города Усть-Катав
Моногород Усть-Катав планируют превратить в центр аграрных технологий
Фонд развития моногородов одобрил проект создания агропарка ООО «АК «Чурилово» в Усть-Катаве Челябинской области. Представители федеральной структуры после осмотра площадки под размещение мощностей компании приступили к подготовке документации для предоставления софинансирования. Затраты на инфраструктуру проекта, по предварительной оценке, составили порядка 1,7 млрд рублей, 600-700 млн может быть предоставлено фондом. Ранее планировалось создать агрокомплекс по выращиванию овощей в Аше, однако власти перенесли его из-за отсутствия в муниципалитете подходящей для агропромышленных целей земли.
Сегодня агрохолдинг «Чурилово» в Усть-Катаве — высокотехнологичный тепличный комплекс по выращиванию овощей закрытого грунта, крупнейшим на Урале. В теплицах площадью 25 тыс. га планируется выращивать до 35 тыс. тонн овощей в год. Открытие агропарка позволило создать 720 рабочих мест для жителей Горнозаводской зоны.
Весь процесс производства в теплицах агрокомплекса автоматизирован: от посадки до упаковки продукции на паллеты. Огурцы и томаты в «Горном» выращиваются способом малообъемной гидропоники, когда почву заменяет стерильный от вредителей и сорняков субстрат. В теплицах поддерживается стабильная температура плюс 24 градуса. Для полива растений используется капельное орошение, требуемый уровень освещения обеспечивает система досветки. Соблюдение технологии контролируется с помощью компьютеров. Первый урожай с теплиц будет собран 24 декабря.
Планируется. что «Горный» будет обеспечивать овощами не только Челябинскую область, но и организует поставки в соседнюю Башкирию, Приволжье и Центральный федеральный округ. Запуск агрокомплексов “Горный” в Челябигской области, агрокомплекса “Мартыновский” в Курганской области и модернизация агрокомплекса “Чурилово” увеличат сбор продукции до 75 тыс. тонн в год, что позволит агрохолдингу войти в пятерку лидеров по производству овощей закрытого грунта в России.
Тепличный комплекс «Горный» начали строить в 2017 году. Общий объем инвестиций составил 7,4 млрд руб. 5,7 млрд рублей из них — заемные и собственные средства агрохолдинга «Чурилово». За счет средств Фонда развития моногородов, а также бюджетных средств Челябинской области (1,65 млрд руб.) была создана инфраструктура — построены подстанции, котельные, проложена автодорога, подведены сети водо- и газоснабжения. В планах на ближайшие годы — строительство на территории рядом с комплексом «Горный» логистического центра для переработки овощей. Планируется также наладить выпуск легких теплиц и строительство грибной фермы, что позволит диверсифицировать бизнес и создать дополнительно 800 новых рабочих мест.
Усть-Катав
Население — 27,8 тыс. человек (по состоянию на 2012 год)
Город расположен на западном склоне гор Южного Урала в месте впадения реки Ката́в в реку Юрюза́нь, в 260 км от Челябинска, на территории Исторического Башкортостана. Центр города окружён холмами.
Содержание
История
Усть-Катав основан в 1758 году на башкирских землях как железоделательный завод и прилегающие к нему посёлки, возле впадения в реку Юрюзань её левого притока Катав (Волго-Камского бассейна). Основатели завода компания симбирских купцов и заводчиков — братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова.
Первоначально предприятие представляло собой лесопильную мельницу и судовую пристань. Железоделательный завод был пущен позднее и являлся вспомогательным для соседних Катав-Ивановского и Юрюзанского чугуноплавильных и железоделательных заводов. Вокруг завода возникло укрепленное поселение, в котором жили крепостные крестьяне, купленные заводчиками в разных губерниях Центральной России и составившие мастеровой и работный люд предприятия. В 1773 году в заводском поселке проживало около 800 человек.
Продукция завода отправлялась в Центральную Россию по рекам Волго-Камского бассейна. Также часть продукции продавалась за границу. Её охотно покупали английские купцы. В 1862 году продукция демонстрировалась на всемирной Лондонской промышленной выставке. От Усть-Катавского предприятия на выставке были представлены кричное и пудлинговое железо, цементная сталь разных сечений, различные обойные гвозди.
С 1861 года по начало 1920-х годов поселок Усть-Катавский завод был центром Усть-Катавской волости. В неё входило несколько окрестных деревень и сел. В 1870 году в поселке были церковь, училище, волостное правление, железоделательный завод, два маслобойных предприятия, три водяные мельницы, в поселке проживали 3353 жителя (544 двора). В 1889—1890 годах рядом с Усть-Катавским поселком построена часть Самаро-Златоустовской железной дороги.
В марте 1917 году в Усть-Катавском поселке создан Совет рабочих депутатов под председательством слесаря Ф. Е. Бахарева. В конце октября 1917 году в поселке мирным путем была установлена Советская власть.
В 1939 году в рабочем поселке при заводе проживало более 13 000 жителей. Работал вагоностроительный завода имени Л. М. Кагановича. Также в поселке имелись две средних школы, ремесленное училище, рабочий клуб и клуб инженерно-технических работников, библиотеки, 15 продовольственных магазинов и киосков.
В 1941—1945 года ушли на войну около 1500 устькатавцев. В заводской поселок эвакуировались из прифронтовых городов страны промышленное оборудование и население. Поселок начал застраиваться новым жильем, постепенно расширяться.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1942 года поселок Усть-Катавский завод был преобразован в город районного подчинения. Город сначала назывался «Усть-Катавский завод», а с 1943 года — «Усть-Катав». В 1943—1944 годах построен мост через реку Юрюзань — Брянский мост.
После войны градообразующее предприятие Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) вместе с оборонной продукцией выпускает продукцию гражданского назначения — трамвайные вагоны, детские велосипеды. В послевоенные годы город продолжает строиться. В ноябре 1952 году открылся Дворец культуры вагоностроителей, в 1950-х годах началось строительство многоэтажных домов в центральной части, а с 1978 года в нагорной части города. В 1962 году открылся кинотеатр «Россия» (ныне «Родина»). В 1972 году был сдан в эксплуатацию молокозавод. В 1973 году заработал хлебозавод.
3 декабря 1979 года Усть-Катав получил статус города областного подчинения, к нему были присоединены рабочий поселок Вязовая, села Тюбеляс, Минка, ранее входившие в состав Катав-Ивановского района.
В 1980 году построена новая плотина. В 1984 году в новое трехэтажное здание в центре города переехал Совет народных депутатов (ныне здание администрации города Усть-Катава). В 1987 году близ поселка Шубино начала действовать станция Усть-Катав, на которой в 1994 году открылся железнодорожный и автобусный вокзал. 17 декабря 1992 года в старом церковном здании вновь открылась церковь Рождества Христова.
Промышленность
В 2008 году крупными и средними предприятиями обрабатывающих производств отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 2,593 млрд рублей. Основными являются:
производство машин и оборудования занимает первое место по объёмам производства — 2,698 млрд руб.,
Спорт
Радиостанции
См. также
Примечания
Ссылки
Города Челябинской области | ||
---|---|---|
областного значения с территориями, находящимися в муниципальной связи | Челябинск | Верхний Уфалей | Еманжелинск | Златоуст | Карабаш | Копейск | Коркино | Кыштым | Магнитогорск | Миасс | Пласт | Троицк | Усть-Катав | Чебаркуль | Южноуральск | |
областного значения | Аша | Карталы | Касли | Катав-Ивановск | Озёрск | Сатка | Снежинск | Трёхгорный | |
районного значения | Бакал | Верхнеуральск | Куса | Миньяр | Нязепетровск | Сим | Юрюзань |
Полезное
Смотреть что такое «Усть-Катав» в других словарях:
Усть-Катав — (до 1943 Усть Катавский Завод), город (с 1942) в России, Челябинская область, у впадения р. Катав в р. Юрюзань. Железнодорожная станция. 28,8 тыс. жителей (1998). Вагоностроительный завод. Возник в 1758 как посёлок при железоделательном заводе. * … Энциклопедический словарь
Усть-Катав — город, Челябинская обл. Возник как пос. основанного в 1758 г. в устье р. Катав металлургического Усть Катавского завода; с 1942 г. гор. Усть Катав. См. также Катав Ивановск. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е … Географическая энциклопедия
УСТЬ-КАТАВ — (до 1943 Усть Катав ский завод), город (с 1942) в Челябинской обл., у впадения р. Катав в р. Юрюзань. Ж. д. станция. 28,8 тыс. жителей (1998). Вагоностроительный завод. Возник в 1758 как посёлок при железоделательном заводе. Источник:… … Русская история
УСТЬ-КАТАВ — (до 1943 Усть Катавский завод) город (с 1942) в Российской Федерации, Челябинская обл., у впадения р. Катав в р. Юрюзань. Железнодорожная станция. 31,3 тыс. жителей (1993). Вагоностроительный завод. Возник в 1758 как поселок при железоделательном … Большой Энциклопедический словарь
усть-катав — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Усть-Катав — город, Челябинская обл. Возник как пос. основанного в 1758 г. в устье р. Катав металлургического Усть Катавского завода; с 1942 г. гор. Усть Катав. См. также Катав Ивановск … Топонимический словарь
Усть-Катав ОП — 456065, Челябинской, г.Усть Катав … Населённые пункты и индексы России
Усть-Катав — Усть Катав, город в Челябинской области, в 300 км к западу от Челябинска. Расположен на западном склоне Южного Урала, у впадения р. Катав в р. Юрюзань (бассейн Камы). Железнодорожная станция. Население 29,4 тыс. человек (1996).Основан в 1758 как… … Словарь «География России»
Усть-Катав — В Челябинской области, областного подчинения, в 300 км к западу от Челябинска. Расположен на западном склоне Южного Урала, у впадения р. Катав в р. Юрюзань (бассейн Волги). Железнодорожная станция на линии Уфа Челябинск. Население 31,4… … Города России
Усть-Катав — город в Катав Ивановском районе Челябинской области РСФСР. Расположен на западном склоне Южного Урала, у впадения р. Катав в р. Юрюзань (бассейн Камы). Ж. д. станция на линии Уфа – Челябинск. Вагоностроительный завод. Предприятия пищевой… … Большая советская энциклопедия