усть кокса дорога какая лучше
Здесь я был. Алтай. Три дороги на Усть-Кан. 7/30
Три дороги на Усть-Кан
Неправда, скажете вы. И будете правы. Три — это для абсолютно всех автомобилей и мною пройденные.
1. Семинский перевал, Нефтебаза, Ябоганский перевал, Усть-Кан;
2. Черга, перевал Верх-Кукуя, перевал Чакырский, Усть-Кан;
3. Бийск, Солонешное, Усть-Кан.
Во всех есть варианты заезда — выезда.
Знаю еще про два пути туда. Это Алейск, Сентелек, Каргон, Усть-Кан. Для «тяжелого» внедорожника. И Чуй-Оозы, Инегень, Тюнгур, Усть-Кокса, Усть-Кан. Эта дорога для мотоцикла, квадроцикла или верхом.
Подозреваю еще про два-три пути туда, но это пока без особых подтверждений.
Первая дорога от Чуйского тракта является официальной межрайонной трассой с автобусным сообщением. Съезд с тракта в местечке с романтичным названием «Нефтебаза». Именно по этой дороге в августе 2013 года я предпринял попытку освоения данного района. Оказалось, не все так просто.
За поселком Ело заканчивается асфальт. Наверное, земля какая-то специфичная. Не буду же я огульно обвинять дорожников. Но там была совершенно невообразимая гребенка. Как потом я выяснил, грунтовки там ровно 26 километров.
Я повернул назад на двенадцатом километре. В состоянии некоего цейтнота дорогу эту не преодолел, но в планы записал. Летом следующего года, возвращаясь из Уймонской долины, куда я попал по пути номер два, заложил побольше времени и осилил нехороший участок. Но россыпей мелких кочек, пытающихся выбить зубы, я не обнаружил. Наверное потому, что ехал в другую сторону. Или дорожники поработали.
Могу отметить, что дорога довольно живописна. Есть куда посмотреть по сторонам.
У этого пути есть еще одна странность. Семинский хребет дорога пересекает дважды — на Семинском и Ябоганском перевалах.
Ябоганский перевал достаточно современен. Кроме него, только на дороге к даче Путина я видел на спусках ловушки торможения. Здесь их по две с каждой стороны. По сравнению с Семинским перевалом, на Ябоганском, по-моему, немного красивее, интереснее. Только не надо использовать формулу: поднимемся наверх, остановимся, перекурим, сходим в туалет. С последним там не очень. Летом кустиков для всех точно не хватит. Это по состоянию на 2016 год.
Ближе к Усть-Кану, за поселком Ябоган, попадаем на равнину.
и окажемся в итоге у реки Песчаная. Примерно отсюда начинаются сплавы по Песчаной. Но сплавы вниз, а мы вверх по течению. Сначала по Песчаной, потом по реке Шиверта.
Вплоть до Чакырского перевала,
за которым и попадем на дорогу номер один. Здесь даже два пути сразу
Про саму дорогу. Путь вдоль Песчаной короче дороги через Ябоган на 60 километров. Почти вся дорога имеет грунтовое покрытие. Дорога сухая, твердая, но не жесткая. Много песка, а каменных выходов почти нет. Ехать со скоростью сто километров в час, наверное, не получится.
Если вы приехали сюда наслаждаться красотами Алтая, то они вам будут. Местные из Усть-Коксы, например, до Горно-Алтайска ездят именно по этой дороге. Мне очень понравилось именно передвижение по ней. Даже летом, а первый раз я проехал по ней именно летом, минимум машин. Это был июнь 2014 года. За три недели до этого паводок на Алтае снес, как писали, более 400 мостов. Я поехал по новой для меня дороге и не пожалел. Все размытия были практически устранены. Не было одного моста через Песчаную. Там соорудили какую-то странную временную конструкцию из бревен в виде буквы «Х», через них сделали настил и насыпали землю. Грузовики ходили. И я рискнул. А рядом мост строили.
Пара населенных пунктов на дороге и пара чуть в стороне.
Никакого навязчивого сервиса. И ненавязчивого тоже. Я отдыхаю здесь головой. Летом на Чулышмане, до которого еще полтыщи километров, народу в несколько раз больше.
Когда я еду в Усть-Кан или Усть-Коксу с дальних гор, то выбираю первый путь. В остальных случаях первый путь не котируется. По второму пути есть варианты: если едем от Олеси (про нее запланирована заметка) или к ней в поселок Кадын (Турбаза Катунь) на базу СенильгА, то едем через Чергу. Если нужно в Бийск или Алтайское, то через Комар.
Дорога через Комар немного похуже, особенно в распутицу.
Но это самая короткая дорога. Передний привод я там ни разу не включал. Обходилось. Так что все относительно.
У этой дороги есть еще вариативные резервы. От Ильинки до Каянчи восемь километров дороги, не помеченной на карте как проезжая. Но космоснимки утверждают обратное. И еще, мой друг, который родом из тех краев, на Жигулях обещал проехать до Белокурихи-2. Обещал вчера, 12 апреля 2018 года. Собирается ехать летом, по сухому.
Третья дорога как-то незаслуженно малопопулярна. Да, она пожестче. Камни имеются. Проезд насквозь по улицам через два больших села. Особенно Топольное, которое растянулось на десяток километров. Ехали в апреле. Грязи или иных неудобств не заметил. Хотя был один ручей, который за зиму наморозил несколько метров льда поперек дороги. И он не весь растаял. Но проезд там был подровнен и посыпан песочком. Есть на этой дороге и Келейский перевал высотой 1313м.
Здесь все три дороги
Но сколько не пытались вспомнить, не могли его вспомнить. Не заметили его, не отложился в памяти. И в фотоаппарате ничего не нашел.
Зачем туда ехать? Кого-то привлечет Денисова (Дионисова) пещера. Кому-то будет интересен каскад водопадов на реке Шинок всего в двадцати километрах в сторону. Видел несколько вполне приличных гостевых домика и турбазы. И множество красивых видов. На Алтае каждая горка, каждая долина и каждый ручеек отличаются от соседей.
Это как бы конец трассы. С другой стороны в 2015 году видели нулевой столбик. Но там была какая-то туфта — не там стоял.
Только на двух колесах можно. Двадцать два километра автомобилю не проехать, а кругом 400км. Про эту дорогу я подробнее расскажу в блоге «Инегень».
Про дорогу Сентелек — Каргон все аналогично, только наоборот. Очень широко, очень грязно, местами глубоко (несколько бродов). На хорошо подготовленном внедорожнике люди ездят. Очень красивые там места. И, соответственно, очень тихие. Сделают дорогу — пропадет очарование.
Алтай, Усть-Кокса, Мультинские озера, Тюнгур, г. Белуха
Все ниже описанное является только моей точкой зрения. Возможны неточности от недостатка информации и субъективного взгляда. Прошу понять и простить…
Чуйский тракт мало-мальски нами изведан за 2016 и 2017 год. Популярные места и достопримечательности пройдены по путеводителю и советам знакомых до самой Ташанты. Решили в этот раз уехать в сторону от него, в места, большинству людей в Новосибирске неизвестных. Расстояние и частично плохой асфальт вперемешку с гравийной дорогой на протяжении 220 км сделали свое дело и на эти красоты Алтая едут смотреть, по большей части, только путешественники решившие увидеть гору Белуху. По мне так неплохая дорога. 80 км/ч можно свободно ехать практически везде, за исключением поворотов в горах.
Выводы одного товарища в посте «особенности национального туризма» varandej.livejournal.com/899522.html так же подтверждают мои наблюдения, что Новосибирцев и Барнаульцев на этом направлении гораздо меньше, а едут уже со всей России и других стран в этим места.
За одно протестировал прошивку из прошлого поста (www.drive2.ru/l/529785385266446933/)
Выезд в ночь с 8 на 9 мая без обгонов по свободной трассе 90-120. От Новосибирска до горного Алтая 8,1 л/100
Алтай Чуйский тракт 9,1 л/100
Обратно днем пободрее катились. Что в горах, что по равнине было 9,4 с обгонами и заторами.
Пожалуй, этот отель – лучшее место для размещения в Усть-Коксе. У реки, у пешеходного моста на стрелку к месту слияния Коксы и Катуни. Центр села, рядом кафе-столовая. На территории беседки, домик закрытый, грот для мангала, детские площадки, есть банька, бассейн на улице, обзорная площадка, парковка, внутри шикарные интерьеры в столовой и гостевом доме. Ну и главное доброжелательность и забота хозяев.
2ГИС Горно-Алтайска есть с. Усть-Кокса, в maps.me тоже весь расклад есть подробный, навител по информативности отдыхает в данном случае. Жалею, что не догадался 2ГИС поставить в поездку, уже позже нашел на карте достопримечательности все, чего не хватило в maps.me.
Хоть и были все уставшие с ночной поездки, решили не терять день и начать обследовать окрестности.
Прям за забором отеля Аргут через р. Коксу натянут пешеходный мост. Поход на стрелку и был нашим первым мероприятием после заселения. Постоять в самом-самом месте слияния не получилось, ибо оно отделено протоками.
Снова уселись в машины и двинулись по главной улице села вверх и на гору откуда открывается прекрасный вид на окрестности и при хорошей погоде можно было бы увидеть гору Белуху, но не судьба — тучи над горами.
Спускаемся в низ и направляемся в село Верх-Уймон. В музей камней и музей Николая Константиновича Рериха, который побывал здесь в 1926 году во время своей Центрально-Азиатской экспедиции и по словам сотрудника музея, собирался вернуться сюда на постоянное место жительства.
Оба музея в селе Верх-Уймон найти не сложно двигаясь по указателям.
Музей oymon-art.ru (уникальные авторские изделия уймонских мастеров из камня и дерева) экспозиции в помещении и под открытым небом. Вход бесплатный, экспозиции можно приобрести.
Музей Н.К. Рериха altay.sibro.ru Музей создан на территории усадьбы В.С. Атаманова, построенной в конце ХIХ века. Именно в этом доме, принадлежавшем в то время известному уймонцу Варфоломею (Вахрамею) Семёновичу Атаманову, с 7 по 19 августа 1926 года останавливалась экспедиция.
Вечером в Усть-Коксе в честь 9 мая был салют, на наше удивление большой и продолжительный по времени.В этот день алкоголь в магазинах не продавали, ни какой.
10 мая в 9 утра мы уже были в селе Мульта проехав всю уймонскую долину.
Климат в Уймонской долине имеет резко выраженный континентальный характер, что связано с господством воздушных масс юго-западного направления. Ветра умеренные, в течение зимы существует достаточно длинный безморозный период, что позволяет выращивать не только овощные культуры, но и фруктовые деревья, тем более, что в долине отсутствуют сильные ветра. Продолжительность солнечного сияния 225-230 часов в месяц в летний период, что превосходит продолжительность солнечного сияния в таких южных городах, как Ялта, Батум или Сочи
На базе оставили свои авто и погрузились в ГАЗ 66 по цене 1500 руб со взрослого человека.
Впереди были 2,5 часа подъема к нижнему мультинскому озеру. В 12:30 мы были наверху.
Доставка на мультинские озера ГАЗ 66 и др. село Мульта +7-913-696-5264, +7913-690-5264.
Наверху 11 мая 2019 был местами снежок, а озеро чуть менее, чем полностью покрыто льдом.
Проживающие там на верху в немногочисленных строениях люди очень удивлялись мотивам нашего приезда. Говорят, что нужно в июне-июле сюда. Тут будет красота. Но нам и так хватило впечатлений от увиденного.
На месте сидеть не стали и пошли по правому берегу лесистому ко второму озеру. Оглашенные 40 минут при данной погоде и обуви надетой на нас превратились в 1,5 часа скаканий по камням и корням в обход луж, грязи и снега. До конца озера дошли не все пожелавшие пройти этот путь. И наш 9-ти летний сын, дойдя до конца озера, уже запросился идти обратно. Полезли вдоль озера по навигатору, по тропинке по снегу в летних кроссовках, и бросили. Пошли резко вверх через лез и это решение было правильным. Второе озеро меньше и все было во льду.
Дошли до места где вода из верхнего перетекает в нижнее озеро, но обещанного картой водопада не было — не сезон, но всё же красиво.
Спешно добежали к 16 часам уже к машинам не забыв по быстрому искупаться. На обратном пути около часа стояли в сторонке наблюдая как один ГАЗ тягает другой и спереди и сзади из ледяной ямы, а тот стоит и не шелохнется, словно приклеили его там. Только двумя лебедками одновременно и предварительно поработав лопатой по очереди нескольким пассажирам удалось вытянуть его.
12 мая мы двинулись в село Тюнгур. Это крайнее место жительства по дороге.
Далее в право через реку д. Кучерла, откуда ходят на Белуху, а прямо, говорят, можно проехать еще 37 км вниз по течению Катуни в сторону Ини и чуйского тракта и дальше только пешеходная тропа. По рассказам дорогу строили немцы, но потом передумали и бросили. Более подробно об этой дороге переходящей в тропу aru-kem.ru/tyungurskaya-t…-doroga-iz-ini-v-tyungur/
Нам удалось пробраться всего 3,5 км от деревни до памятного места битвы красноармейцев с белыми и буквально через несколько метров дорогу преграждал ледник.
Судя по карте это р. Деты-Кочек yandex.ru/maps/?l=sat%2Cs…497589%2C49.94400115&z=17
Развернулись и поехали на обозначенный на карте maps.me пляж. yandex.ru/maps/?l=sat%2Cs…497589%2C49.94400115&z=17
По пути попадались редкие машины с путешественниками, которые тоже имели желание проехать по той дороге.
На пляжу был рай. Солнце светило и грело, горячий песок, никто не летал и не кусал. От жары аж пришлось пару раз искупаться в Катуни. У берега пляжа течения почти нет. Спина и плечи сгорели. Машина стояла в тени дерева и градусник показал +28. Отъехав от берега метров 10, уже стало +25.
Ну а через пару дней и тут и в Новосибирске стало +6 днем и в Новосибирской области и городе шел мелкий снег.
Белу́ха (южноалт. Ӱч-Сӱмер — «Трёхглавая», Кадын-Бажы — «Вершина Катуни», каз. Мұзтау Шыңы[3][4]) — высшая точка Алтайских гор (4509 м), одна из крупнейших горных вершин России[5]. Венчает Катунский хребет.
Находится на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай. Через массив Белухи проходит граница России и Казахстана. Со склонов горы берёт начало река Катунь. Название вершины происходит от обильного снега, покрывающего гору от пика до самого основания.
Позже в 2 ГИС я увидел что грот Куйлю с петроглифами находился всего в 2 км от урочища. Жаль, что не доехали.
Ну и по возвращению в Тюнгур стало понятно, что издалека Белуху видно еще лучше, чем с урочища.
2100 км 1 ночь и 1 день в пути и 3 дня Алтайских гор! Надо когда-нибудь повторить и заехать в места, где не удалось побывать!
2016.07.09-2016.07.29. Республика Алтай (Горный Алтай). Часть 5. Дорога на Усть-Кан и Усть-Кокса. Хотим посмотреть Мультинские озера.
2016.07.17
Мы по прежнему просыпаемся в Онгудае. Заливаем полный бак. Сегодня дорога на Мультинские озера. Да, хочу посмотреть. Так же читал, что дорога в те края симпатичная. Посмотрим. В этот раз текста будет очень мало. Будут фотографии. Хочу отметить, что виды гор меняются. Чем дальше мы едем, тем другими они становятся.
Дорога до Усть-Кана местами такая,
Появляются большие открытые пространства.
Белая скала под Усть-Каном (50.91245, 84.81419).
Кстати, начиная с Онгудая домашние животные не пуганные. Могут спать на дороге, стоять, сосать молоко у мамки. Да что угодно могут делать. Сигналь, не сигналь, хоть засигналься. Им пофиг. Мало того, со страху могут дернуться в неожидаемую сторону. У меня есть знакомый, который так подъехал и посигналил. Корова со страху дернулась и оставила в двери дырку рогом. Местные аккуратно объезжают по обочине и по встречке. Можно подъехать очень близко, тогда это незамутненное создание отойдет. Проехал – возвращается назад!
Дорога разного уровня качества до Усть-Кокса.
А вот и сама река Кокса
Доехали до Усть-Кокса
Далее нам в деревню Мульта (50.16938, 85.95564). Тут мы едем по огромной Уймонской степи. Красиво, но вот фотографией этого не передать. Толи свет не такой, толи звезды не сошлись как нужно, но понимаю, что не смогу я ее снять так, чтоб интересный кадр вышел. Итог – без фотографий. Кстати в Верхней Уймоне есть музей Николая Константиновича Рериха (50.21399, 85.74285), но мы не его поклонники, а по сему не пошли.
Пересекаем Катунь
Это новый мост через нее…
Деревня Мульта меня поразила тем, что большинство ее жителей не Алтайцы а люди с европейскими лицами (алтайцы монголоиды). Много предложений довезти до Мультинских озер. Но мы типа на джипе – доедем сами. Очень поразил домик один в этой деревне.
С названиями сильно не парятся. Поселок Мульта? Озера Мультинские, река из них течет Мульта. Усть-Кокса? Река Кокса. Ну и так далее.
Доезжаем до Маральника (50.09907, 85.89328). Тут нам говорят, что мы до озер сами не пройдем. Доезжаем до турбазы “Кедровая опушка” (50.09706, 85.89872). Хотел выложить их фото, но передумал. Тут нам сказали, что до озер мы не сможем дойти сами. Что на днях тут ломанулись на джипах, прошли 2км и их вытащили назад. Ходят туда ГАЗ-66, в простонародье “Шишига” с лебедками. Одно место туда стоит 1000 рублей с человека. Машина идет в 10 утра туда и в 17:00 с Нижнего Мультинского озера назад. Дорога 17км. Идет 2 ЧАСА! Других рейсов нет. Сейчас на часах 17:00. Расстроен. Сегодня не попадаем никак. Мало того, если поедем завтра, то это на целый день! Так как вернемся в 19:00 и уже пора ставить лагерь. Теряем день. Засада.
Ладно фиг с ними. Подумаем. Но спать нужно будет все равно. По чем спрашиваю домик или комната? Отвечают: есть за 600 с человека, за 800 и есть что то еще дороже. Ок, покажите за 800. Показали. Ну думаю не стоит это 800 с человека. Ок, покажите за 600. Не буду, говорит администратор, я вам ничего показывать. Время на вас только тратить. Ах тыж… Ну ладно разворачиваемся. По дороге было еще две базы.
База “Вечный Странник” (50.0991, 85.90271). Говорят была бронь на 10 человек. Так что мест нет, но можно поставить палатку за 150 руб. Территория маленькая. Ставить палатку в притык к чужим меня не радует.
База “Ариадна” (50.10302, 85.9228). Домик, За 600 руб. не с человека а вообще! Остаемся тут. Решаемся все же на озера, на завтра. В 09:30 нас заберут. Ну а сегодня отдыхаем!
PS. Вот ОНИ кстати ломанулись на озера сами. И что из этого вышло.
Усть кокса дорога какая лучше
Дальняя дорога по меркам Алтая. По большей части в пути смотреть нечего, редкие остановки у перевалов и родничков. Концентрация интересных мест начинается в Уймонской долине и дальше. Общее расстояние 275 километров.
Получить инструкции для самостоятельных путешествий по Алтаю можно на e-mail
Несколько писем-статей о том, как самостоятельно и хорошо посетить популярные маршруты Алтая.
Дорога асфальтовая и плохая — встречаются здоровенные ямы, иногда гравийка. После Усть-Коксы также.
Путь кончается в Тюнгуре. Не верьте навигаторам: трассы Инегень — Тюнгур не существует. Есть только заросшая тропа.
Как и почти везде на Алтае, здесь популярен «черный нал». Снять деньги лучше всего в Усть-Коксе. И помните: чем выше в горы, тем выше цены.
Карта направления
Интересное в пути
Урочище «Кабайлу-Межелик»
В следующем году здесь пройдет масштабный алтайский национальный праздник «Эл-Ойын».
Источник Кара-кебек
Памятник природы Горного Алтая. Рядом растут краснокнижные растения. Местные относятся к источнику с большим уважением.
Ябоганский перевал
Юг Семинского хребта. Когда-то в здешних лесах хоронили шаманов.
Усть-Канская пещера
Сюда поднимаются по деревянной лесенке. Вход в пещеру закрыт. Использовалась древними как стоянка. Археологический памятник.
Девичьи плёсы
Река Кумир. Здесь определенно нужно побывать осенью. Вода чистейшая до дна.
Бурная река выходит из ущелья и неожиданно становится спокойной и тихой.
Перевал Громотуха
Технически простой. Подъемы пологие и длинные. С одной стороны горы и скалы, с другой — пропасть.
Алтайский мёд
Уймонская долина — кладовая алтайского мёда. Попробуйте.
Гора Красная
Не слишком популярное место. Пока что. Зато рядом с Усть-Коксой и сюда ведёт хорошая дорога. Под горой живописное озеро.
Для тех, кому хочется побыть в уединении.
Дом-музей Н. К. Рериха и музей истории и культуры Уймонской долины
Верх-Уймон. Здесь был центр экспедиционной работы Н. Рериха.
Много людей приезжает в музей истории и культуры послушать Раису Павловну.
Тюнгурский мост, смотровая площадка на Белуху
Конец трассы. Путь к Белухе начинается со старого Тюнгурского моста. Говорят, тут построят новый.
Гора Байда. Сюда поднимаются смотреть на Белуху. В хорошую погоду её видно.
Мультинские озёра
Множество озёр реки Мульта и её притоков. Можно полдня идти по тропе, но лучше взять доставку до озёр.
Берегите силы и время — здесь есть на что посмотреть, недели не хватит.
Кучерлинское озеро
Вы непременно здесь побываете, если идёте к Белухе. Само озеро очень красивое и популярное. Вы поймете почему.
Озеро Дарашколь
С алтайского так и переводится — «красивое». Из озера вытекает речка и тут же образует водопад.
Гора Белуха и окрестности
Белуха — жемчужина Алтая, наивысшая точка Сибири. Здесь берёт начало Катунь.
Суровое место, только самые упорные доходят досюда.
Долина семи озёр. Здесь множество озёр и водопадов. Открывается отличный вид на Белуху.
Озеро Аккем. Располагается под Белухой. Добираются сюда пешком, на конях и вертолете.
Ущелье Ярлу. Разноцветные скалы вокруг.
Вокруг этого места ходят множество легенд и мифов.
Каменный город. Туристы построили.
Кому подойдёт? Когда ехать?
Здесь пробуют настоящий алтайский мёд, посещают музеи, смотрят петроглифы, сплавляются по Катуни, ходят в горы. Подойдет для активного и культурного отдыха.
Только не ждите роскошных апартаментов. В высокогорье их почти нет, в основном берут палатки и спальники.
Будете в Уймонской долине, пересаживайтесь на проходимый транспорт, седлайте коней и штурмуйте горы, можно пешком. Это одно из тех направлений, где с дороги ничего не увидишь. Но это только летом или ранней осенью.
Или берите культурную программу — у этих мест интересная и богатая история. В любой сезон.