усть сысольск это какой город сейчас
Усть-Сысольск
Содержание
География
Город расположен на левом берегу реки Сысолы, в 1298 км к северо-востоку от Москвы.
Климат
Название
До 1930 город назывался Усть-Сысольск.
Нынешнее название города — Сыктывкар — на языке коми означает «город на реке Сысоле». Сысола на коми языке звучит как «Сыктыв», а город — «кар».
История
В 1780 году Екатериной II село Усть-Сысола стало городом Усть-Сысольск.
В течение XIX века Усть-Сысольск превратился в большой торговый центр на Севере.
В начале XX века Усть-Сысольск был небольшим провинциальным городом с населением в 6,5 тыс. человек, 95 % которых — коми. В городе насчитывалось 14 небольших предприятий с ручным трудом.
В 1930 году в честь 150-летия присвоения статуса города Усть-Сысольску было присвоено коми название Сыктывкар, которое означает «город на реке Сысоле».
Органы власти
В Сыктывкаре расположены практически все государственные учреждения исполнительной и законодательной власти республики Коми.
Административное деление
С января 2006 года в ходе реформы местного самоуправления муниципальное образование «город Сыктывкар» преобразован в городской округ «Сыктывкар», а муниципальное образование «Эжвинский район города Сыктывкара» преобразовано в Эжвинский район муниципального образования городского округа «Сыктывкар». [1] более 15 км
Таким образом официально Сыктывкар имеет один район — Эжвинский, который находится на расстоянии 18 километров от центра города. Эжвинский район — промышленный центр, в котором находится один из крупнейших лесопромышленных комплексов Европы — ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК».
Есть и другие районы города, на 2009 год не имеющие статуса официального района города и своей администрации:
В состав городского округа Сыктывкара входят посёлки Краснозатонский, Максаковка, Выльтыдор, Седкыркещ, Верхний Чов, Нижний Чов, Трехозёрка, Заречье.
В городе есть и так называемые местечки, определяющие названия микрорайонов: Давпон, Дырнос, Кируль, Койты, Кочпон, Чит, Красная Гора (где находится одна из стоянок древнего человека), Париж, Строитель, Тентюково, Човью (промышленный узел и железнодорожная станция), Лесозавод, Орбита и др. [2]
Экономика
Сыктывкар — общественный и деловой центр Республики Коми.
Транспорт
В городе имеется железнодорожный вокзал «Сыктывкар», железнодорожная станция «Човью» (промышленный узел), пассажирская платформа «Эжва» и железнодорожная станция «Койты», а также аэропорт. На данный момент ведётся строительство нового аэропорта в местечке Соколовка в 30 км от города.
Общество
Образование
Здравоохранение
Спорт
В городе развиваются зимние виды спорта: хоккей с мячом (ХК Строитель), сноуборд, лыжный и конькобежный спорт, фигурное катание. Важное место в спортивной жизни города занимает мини-футбол, женский (БК «Зыряночка») и мужской баскетбол, плавание, художественная гимнастика, бокс и различные боевые искусства. Так же часто проходят ледовые гонки (ледовый шип)на центральном стадионе.
Культура
Сыктывкар является культурной столицей Республики Коми. Театр оперы и балета Республики Коми, расположенный в Сыктывкаре, представляет своим зрителям как постановки известных российских и западных авторов («Веселая вдова», «Фаворитка», «Сильва»), так и национальные коми спектакли. Среди них ключевое место занимает балет «Яг Морт», основанный на сюжете коми эпоса. В 2009 году театр планирует поставить оперу на коми языке «Иван Куратов», посвящённую основоположнику коми литературы и поэзии.
Коми Республиканская филармония включает в свой состав Государственный ансамбль песни и танца «Асъя кыа», ансамбль народной музыки и песни «Зарни ёль», ансамбль инструментальной музыки «Вдохновение», а также солистов: народного артиста Республики Коми Алексея Моисеенко, заслуженного артиста Республики Коми Фёдора Святовца, Викторию Ребенко, Викторию Пыстину, Ольгу Кравцову и Веру Булышеву. Ансамбль «Асъя кыа» является визитной карточкой культуры Коми республики на многих международных фестивалях. [7]
Архитектура
Наиболее старые здания построены в начале 19 в., хотя в исторических документах «селение на устье Сысолы» известно с 1586. В писцовой книге на Сысольскую волость 1586 г. в Усть-Сысольском погосте перечисляются клетская церковь, 3 двора священнослужителей и 6 дворов крестьян. В 1628 г. в Усть-Сысольске была открыта таможенная изба для сбора пошлины с привозимых товаров, в 1646 г. появилась вторая деревянная церковь и число дворов составило 76.
В 1783 г. архитекторы «Комиссии строений» П. Р. Никитин и П. И. Обухов разработали «План города Усть-Сысольска», в котором был использован опыт г. Санкт-Петербурга. В основу была положена трехлучевая система в сочетании с прямоугольной планировкой. Была запроектирована центральная площадь и парадная набережная. Своим фасадом город раскрывался на р. Сысолу. Улицы располагались лучами, расходящимися от реки, и дугами, параллельными ей. Всего в плане намечалось 26 кварталов, 12 улиц и 476 плановых мест под застройку домов.
Памятником каменной архитектуры этого периода является дом Сухановых (1804). Он построен по «образцовому» проекту, составленному в конце 18 в.
Во 2-й половине 19 века были построены гражданские каменные здания: дом Суворовых (1879), подворье Ульяновского монастыря (1881), духовное училище (1890) и др.
Более широко строительство гражданских зданий развернулось в начале 20 века. Построены здания ремесленной школы (1906) и пожарной охраны (1907), женская гимназия (1914) и уездная земская больница (1916). По архитектурным особенностям наибольший интерес вызывают здание духовного училища на ул. Кирова, построенное по проекту вологодского архитектора В.Фёдорова, и пожарная каланча на ул. Советской.
В годы советской власти развернулось строительство общественных зданий в г. Сыктывкаре. Были построены каменные здания Облисполкома (1926), Госбанка (1932, архитектор В. П. Степанов), Драматического театра (1932, архитектор Щербаков, Москва), Дом печати (1936, архитектор Ноткин, Москва), Республиканская больница (1938, архитекторы Каплун и Лерман, Москва), пединститут и гостиница «Север» (1938, И. А. Минин). Все эти здания построены в стиле «конструктивизма».
В 1938 г. по проекту А. В. Зикеева построено здание НКВД, ныне Министерство внутренних дел с 8-колонным портиком. С этого времени снова начали использовать классическое наследие в архитектуре. В 1939 г. построен кинотеатр «Родина» по проекту Изотова и первый полностью благоустроенный жилой дом по ул. Кирова, 28 по проекту Ф. А. Тентюковой с аркой и симметричным расположением балконов.
В 1953 г. был составлен новый проект планировки и застройки Сыктывкара (автор А. А. Шестаков). В 1950-е гг. и общественные, и жилые здания строили в стиле классицизма. Это областной совет профсоюзов, жилые дома по ул. Советской (по проектам А. В. Зикеева), Дворец пионеров (по проекту Ф. А. Тентюковой). В 1958 г. построено монументальное здание Республиканской библиотеки с колоннами коринфского ордера (авторы Лопатто и Лысяков). В 1961 г. построено здание Коми обкома КПСС, в 1964 г. — аэровокзал и железнодорожный вокзал. В 1968 г. по проекту А. Д. Турчанинова построен музыкальный театр.
В 1960-е гг. изменилась концепция массовой жилой застройки. Строительство заводов крупнопанельного домостроения предопределило проектирование и застройку по очень ограниченным и жестким типовым проектам. Впервые в практике застройки Сыктывкара появились крупные планировочные образования — жилые районы.
При проектировании Западного жилого района в основу проекта была заложена задача подчеркнуть средствами архитектуры значимость главной улицы района и города — Коммунистической (архитектор проекта В. Сенькин). На протяжении 3 км от набережной Сысолы до железнодорожного вокзала она предстала в проекте как анфилада площадей, нанизанных вдоль всей улицы. На всех площадях строились лучшие по тем временам здания. На Стефановской площади выросли здания Дома Советов (В. Ширшов, Г. Ильяшенко), филармонии и банка.
В Сыктывкаре много старинных зданий. Одно из них — одноэтажное кирпичное здание, это — прежний магазин купца Дербенёва. Другим историческим и архитектурным памятником является религиозная школа (семинария). Она была построена в 1890 году. Теперь это музей.
Связь
Услуги мобильной связи предоставляют четыре оператора: МТС, Мегафон, Билайн и
Радиостанции
На FM-волнах вещают радиостанции: «Европа Плюс Коми» (100,3 FM), «Радио Шансон» (101,3 FM), «Русское радио — Сыктывкар» (101,8 FM), «Love-Радио» (102,3 FM), «Хит-FM» (102,7 FM), «Радио 7 на семи холмах» (103,8 FM), «Радио Хорошие песни» (105,2 FM)
СЫКТЫВКАР
Сыктывкар. Фото 2008 г. с сайта Sobory.ru |
Сыктывкар, город республиканского подчинения в России, административный центр Республики Коми и кафедральный город Сыктывкарской епархии. Расположен на левом берегу реки Сысола, в 1331 км к северо-востоку от Москвы. Аэропорт, железнодорожная станция Сосногорского региона Северной железной дороги, речной порт. Население 244,6 тыс. (2017).
Поселения и стоянки древних охотников и рыболовов возникали на месте будущего города в эпохи неолита, бронзы, раннего железа и средневековья, но постоянное население возникло только в XVI веке. Первое по времени описание зырянского погоста Усть-Сысольска (русское название дано по расположению на устье реки Сысолы) известно по сотной (копии) с писцовых книг 1586 года. В то время здесь стояла церковь с тремя дворами причетников (церковных служителей), окруженными стоящими «врозни» (вразброс) шестью крестьянскими дворами. Тем же годом датируются первые сведения о починке Слободка, который впоследствии вошёл в состав города.
В последней трети XVII-начале XVIII веков начался быстрый рост Усть-Сысольска, обусловленный прежде всего интенсивным заселением и сельскохозяйственным освоением района самого Усть-Сысольска, бассейна верхней Вычегды, а затем и Печоры. В этом движении народонаселения Усть-Сысольск стал промежуточной пристанью и перевалочной базой. Некоторые из переселенцев, освоившись с обстановкой, здесь же оседали. В связи с тем, что Усть-Сысольск и его окрестности заселялись выходцами из разных районов Коми края и из соседних русских земель, здесь сложился особый (приусть-сысольский) диалект коми языка.
25 января 1780 года погост Усть-Сысольск именным указом Екатерины II был преобразован в уездный город и вместе с уездом вошёл в состав Вологодского наместничества. В состав нового Усть-Сысольского уезда были переданы выделенные из Яренского уезда бассейны рек Сысолы, верхней Вычегды, Вишеры и верхней Печоры. Сюда же были включены селения по реке Летке, находившиеся с середины XVII века в Слободском уезде Вятского края, и бассейна верхней Лузы (Лойма, Спаспоруб, Ношуль, Объячево), числившиеся с конца XVI века в составе Сольвычегодского уезда. 16 января 1784 года был утвержден генеральный план города. Расцвет Усть-Сысольска связан во многом с купеческой семьей Сухановых, при поддержке которой началось строительство каменных храмов.
Застройка города обусловлена излучинами рек и имеет радиально-дуговую сеть, вытянутую вдоль рек Сысола и Вычегда. В постсоветский период город сохранял значение крупного лесопромышленного центра. Здесь действовали заводы лесного машиностроения и опытный судомеханический, фабрика нетканых материалов, предприятия стройматериалов и пищевой промышленности. Имелись Коми научный центр РАН, университет, педагогический институт, филиал Лесотехнической академии Санкт-Петербурга.
Статистика
Религия
В 1856-1882 годах был воздвигнут Стефановский собор, нижняя церковь которого действовала с 1883 года. В 1872 году из Яренска в Усть-Сысольск было переведено духовное училище.
6 октября 1995 года Сыктывкар стал центром самостоятельной Сыктывкарской епархии.
Святые
Храмы
Как Усть-Сысольск стал городом
На этой неделе исполнилось 240 лет со дня получения Усть-Сысольском статуса города. 5 февраля (25 января по старому стилю) 1780 года небольшое зырянское селение в устье реки Сысолы именным указом Екатерины II было официально преобразовано в уездный город, который вместе с уездом вошел в состав Вологодского наместничества. Газета «Республика» напомнила, как Усть-Сысольск стал городом.
Одним росчерком пера
Границы Усть-Сысольского уезда были четко определены. В его состав были переданы выделенные из Яренского уезда селения по берегам Сысолы, верхней Вычегды, Вишеры и верхней Печоры. Также в состав уезда включили деревни и села по реке Летке, находившиеся ранее в Слободском уезде Вятского края, и селения верхней Лузы (Лойма, Спаспоруб, Ношуль, Объячево), бывшие до этого в составе Сольвычегодского уезда.
Зырянские князьки
Напомним, что история столицы Коми края неразрывно связана с самым древним местным купеческим родом – Сухановых, благодаря которым Усть-Сысольск начал приобретать свой городской облик. В частности, именно Сухановы возвели первые в городе каменную церковь и каменные дома.
В 1780 году Сухановы переписались из Яренского купечества в Усть-Сысольское. О влиятельности фамилии Сухановых в тот период можно судить по такому факту: на утвержденном плане застройки города только одна из двенадцати улиц являлась «именной» – Сухановской. Остальные носили «церковные» названия.
Коми уезд
Усть-Сысольский уезд стал самым большим в Вологодской губернии – он занимал почти 40 процентов ее площади. Уникальность уезду добавляло то, что практически все его население было зырянским.
В 1783 году в Петербурге был разработан генеральный план застройки Усть-Сысольска, до этого имевшего всего пару улиц. 16 января 1784 года генеральный план Усть-Сысольска был утвержден указом Екатерины II. Город разделили на двадцать шесть кварталов, в которых намечалась дюжина параллельных улиц, семь из них прямыми лучами веером расходились от излучины Сысолы, а пять пересекали их под прямым углом и шли параллельно реке. Веерная планировка напоминала столичную, и ее следы по сей день сохранились в исторической части города. На пересечении центральных улиц разместилась главная городская площадь – Стефановская. В топографическом описании того времени говорится так: «Фигуру имеет нерегулярного пятиугольника. Окружается с восточной стороны рекою Сысолою, с южной, западной и северной – лесами. В длину простирается на пять, в ширину – на две, в окружности – на четыре версты».
Город конца XVIII века – это в основном территория нынешнего Кировского парка и современных улиц Советской и Кирова. Улицы были немощеными, с деревянными тротуарами. Дома стояли не в ряд, а как кому было удобно строиться. Жителей насчитывалось всего 1753 человека.
Начало светской жизни
Даже после получения статуса города жизнь устьсысольцев мало чем отличалась от жизни в ближайших деревнях. Усть-Сысольск, по сути, оставался огромным селом, поэтому жилые дома плотно окружали строения хозяйственного назначения: хлев, дровяник, сеновал, баня. Собственный огород был практически у каждой семьи. Стандартный квартал состоял в среднем из четырех домов с примыкающими хозпостройками. Их окружали глухие заборы, которые должны были скрыть от любопытных глаз прохожих подробности частной жизни хозяев усадьбы. Парки и дома на окраине города были огорожены горизонтальными неглухими заборами из жердей. Они защищали дворы от пасущихся без присмотра коров и коз.
Воспоминания о жизни в Усть-Сысольске Александра Ишимова опубликовала в своей автобиографии, три страницы которой посвящены уездному городу. Отрывок из автобиографии был напечатан в 1923 году в одном из последних номеров известного российского журнала истории и истории литературы «Голос минувшего».
В первый же свой выход в высшее общество уездного городка девушка до глубины души была поражена тем, что провинциальная молодежь не знает современных танцев, а по старинке водит на балах народные хороводы.
«Мне это показалось очень странным зрелищем, – вспоминает писательница. – В Петербурге я слышала, что играют в хороводы только крестьяне и крестьянки в деревнях».
Столичная девушка рассказала провинциальным ровесницам, что на таких вечерах нужно не хороводы водить, а современные танцы танцевать. Те посетовали, что танцам не обучены, да и музыки подходящей в городе нет. Александра пообещала зырянским девушкам обучить их танцам. И музыка нашлась – у ее отца служил сын кухарки Егорка, который умел играть на скрипке. Александра быстро обучила девушек полонезу, вальсу, мазурке и другим танцам, и народные хороводы, на беду любителям старины, канули в прошлое.
Затем Александра «навела порядок» и в нарядах уездных барышень, которые носили платочки, повязанные «по-купечески». Девушки начали завивать передние локоны и выписывать из Архангельска модные тогда черепаховые гребенки. Фасоны платьев скопировали с тех, что были у Александры и ее мамы. После этого осмелевшие уездные девушки решились на постановку первого спектакля.
Население и площадь города росли. В ноябре 1837 года была открыта городская публичная библиотека. Начали открываться учебные заведения. Появились фотографы, синематограф, любительский театр. Жить стало лучше, жить стало веселее. И к 1917 году Усть-Сысольск стал типичным уездным городом Российской империи. Отличие от других было в том, что на улицах продолжала звучать коми речь.
Как Усть-Сысольск стал городом
На этой неделе исполнилось 240 лет со дня получения Усть-Сысольском статуса города. 5 февраля (25 января по старому стилю) 1780 года небольшое зырянское селение в устье реки Сысолы именным указом Екатерины II было официально преобразовано в уездный город, который вместе с уездом вошел в состав Вологодского наместничества. Газета «Республика» напомнила, как Усть-Сысольск стал городом.
Одним росчерком пера
Границы Усть-Сысольского уезда были четко определены. В его состав были переданы выделенные из Яренского уезда селения по берегам Сысолы, верхней Вычегды, Вишеры и верхней Печоры. Также в состав уезда включили деревни и села по реке Летке, находившиеся ранее в Слободском уезде Вятского края, и селения верхней Лузы (Лойма, Спаспоруб, Ношуль, Объячево), бывшие до этого в составе Сольвычегодского уезда.
Но Вологодское наместничество как административная единица просуществовало относительно недолго – с 1780 по 1796 год (его упразднили в связи с образованием Вологодской губернии). Оно состояло из Вологодской, Великоустюгской и Архангельской областей, делившихся на 19 уездов.
По екатерининскому указу в 1780 году статус города получил не только Усть-Сысольск. При открытии наместничества городами также стали Грязовец, Кадников, Вельск, Никольск, Красноборск, Лальск и Яренск. 2 октября того же года Екатериной II были утверждены гербы ряда новых городов Вологодского наместничества, в том числе и Усть-Сысольска.
Зырянские князьки
Официальное празднование «открытия» города и уезда прошло в Усть-Сысольске 10 сентября 1780 года в присутствии приехавших вологодских чиновников. После молебна в Троицком соборе представителем вологодского генерал-губернатора Жеребцовым был зачитан указ об образовании города и уезда. Затем избранную публику пригласили на праздничный обед, который прошел в двухэтажном доме купца Афанасия Суханова. (Уточним, что это не тот дом, в котором ныне размещается Литературный музей Ивана Куратова. До наших дней сохранился каменный двухэтажный дом Степана Суханова. И разрешение на его строительство купцу было выдано в 1801 году, то есть построили его уже в начале позапрошлого столетия.) Официальные торжества завершились пальбой из небольших мортир, установленных на соборной площади.
Напомним, что история столицы Коми края неразрывно связана с самым древним местным купеческим родом – Сухановых, благодаря которым Усть-Сысольск начал приобретать свой городской облик. В частности, именно Сухановы возвели первые в городе каменную церковь и каменные дома.
Самое раннее, известное историкам упоминание об этой семье датируется 1608 годом. В 1771 году по Зырянскому краю путешествовал академик Иван Лепехин, впоследствии опубликовавший свои путевые дневники. Поразившись богатству и могуществу Сухановых, он не без основания назвал их «зырянскими князьками». Это было время наивысшего могущества династии. «Не храмы вперяли у зырян почтение к сей селитьбе (Усть-Сысольску), но живущие в нем богачи, Сухановы прозываемые, которые и сами произошли от зырянского племени, – писал Иван Лепехин. – Проворство в торговле обогатило их и сделало зырянскими князьками. Каждый зырянин составляет их как бы природного крестьянина, и все его стяжание почти надлежит Сухановым. Если где увидишь лучшие нивы в ближайших селениях к Усть-Сысольску и спросишь, кому они принадлежат, отвечают: Сухановым; если где пасутся стада, стада надлежат Сухановым…»
В 1780 году Сухановы переписались из Яренского купечества в Усть-Сысольское. О влиятельности фамилии Сухановых в тот период можно судить по такому факту: на утвержденном плане застройки города только одна из двенадцати улиц являлась «именной» – Сухановской. Остальные носили «церковные» названия.
Представители семьи пять раз были градоначальниками Усть-Сысольска. Последним городским головой при царе и после Февральской революции был Алексей Суханов.
Коми уезд
Усть-Сысольский уезд стал самым большим в Вологодской губернии – он занимал почти 40 процентов ее площади. Уникальность уезду добавляло то, что практически все его население было зырянским.
В 1783 году в Петербурге был разработан генеральный план застройки Усть-Сысольска, до этого имевшего всего пару улиц. 16 января 1784 года генеральный план Усть-Сысольска был утвержден указом Екатерины II. Город разделили на двадцать шесть кварталов, в которых намечалась дюжина параллельных улиц, семь из них прямыми лучами веером расходились от излучины Сысолы, а пять пересекали их под прямым углом и шли параллельно реке. Веерная планировка напоминала столичную, и ее следы по сей день сохранились в исторической части города. На пересечении центральных улиц разместилась главная городская площадь – Стефановская. В топографическом описании того времени говорится так: «Фигуру имеет нерегулярного пятиугольника. Окружается с восточной стороны рекою Сысолою, с южной, западной и северной – лесами. В длину простирается на пять, в ширину – на две, в окружности – на четыре версты».
Город конца XVIII века – это в основном территория нынешнего Кировского парка и современных улиц Советской и Кирова. Улицы были немощеными, с деревянными тротуарами. Дома стояли не в ряд, а как кому было удобно строиться. Жителей насчитывалось всего 1753 человека.
Начало светской жизни
Даже после получения статуса города жизнь устьсысольцев мало чем отличалась от жизни в ближайших деревнях. Усть-Сысольск, по сути, оставался огромным селом, поэтому жилые дома плотно окружали строения хозяйственного назначения: хлев, дровяник, сеновал, баня. Собственный огород был практически у каждой семьи. Стандартный квартал состоял в среднем из четырех домов с примыкающими хозпостройками. Их окружали глухие заборы, которые должны были скрыть от любопытных глаз прохожих подробности частной жизни хозяев усадьбы. Парки и дома на окраине города были огорожены горизонтальными неглухими заборами из жердей. Они защищали дворы от пасущихся без присмотра коров и коз.
А начало светской жизни в Усть-Сысольске можно связать с появлением в городе ссыльной семьи Осипа Ишимова. Его дочка – пятнадцатилетняя Александра Ишимова не только привила провинциальным ровесницам столичные вкусы и моды, но провела в 1819 году первое в Усть-Сысольске любительское театральное представление. Девушка с подругами поставили популярную в начале позапрошлого века комическую оперу Александра Княжнина в одном действии «Девишник, или Филаткина свадьба, следствие Яма и Посиделок».
Александра Ишимова (1804-1881) – известная русская писательница, переводчица и издатель. Образование получила в пансионах для девочек, занималась самообразованием. В 1818 году она окончила пансион и готовилась поступать в Екатерининский институт, но после неудачного ведения судебного дела против одного из родственников Аракчеева ее отец был выслан из Петербурга в Вологду, а затем в Усть-Сысольск. Только в 1825 году Александра добилась прощения для отца. В Петербурге она занялась литературными переводами, познакомилась с Вяземским, Жуковским, Пушкиным и другими писателями. С 1834 года работала над «Историей России в рассказах для детей». Ишимова – последний корреспондент Пушкина. Поэт написал ей письмо об ее исторических рассказах в день дуэли с Дантесом: «Милостивая государыня Александра Осиповна, крайне жалею, что мне невозможно будет сегодня явиться на Ваше приглашение… Сегодня я нечаянно открыл Вашу Историю в рассказах и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!»
Воспоминания о жизни в Усть-Сысольске Александра Ишимова опубликовала в своей автобиографии, три страницы которой посвящены уездному городу. Отрывок из автобиографии был напечатан в 1923 году в одном из последних номеров известного российского журнала истории и истории литературы «Голос минувшего».
Город, по ее словам, тогда представлял собой две-три улицы с деревянными домиками и с двумя каменными домами купцов Сухановых. Александра давала уроки французского и русского языков своему брату и сыну городничего – двенадцатилетнему Васеньке. Девушку насмешило, что костюм Васеньки (которого все почтительно называли Василием Николаевичем) был уменьшенной копией формы его отца – черный нанковый сюртук с красным воротником. После уроков юная учительница играла со своими учениками в горелки.
«Общество состояло из обыкновенных чиновников прежнего уездного города: городничего, исправника, судьи, разных заседателей и стряпчего; и купцов – по большей части разбогатевших зырян, так как уезд Усть-Сысольский населен весь зырянами», – писала Александра Ишимова.
В первый же свой выход в высшее общество уездного городка девушка до глубины души была поражена тем, что провинциальная молодежь не знает современных танцев, а по старинке водит на балах народные хороводы.
«Мне это показалось очень странным зрелищем, – вспоминает писательница. – В Петербурге я слышала, что играют в хороводы только крестьяне и крестьянки в деревнях».
Столичная девушка рассказала провинциальным ровесницам, что на таких вечерах нужно не хороводы водить, а современные танцы танцевать. Те посетовали, что танцам не обучены, да и музыки подходящей в городе нет. Александра пообещала зырянским девушкам обучить их танцам. И музыка нашлась – у ее отца служил сын кухарки Егорка, который умел играть на скрипке. Александра быстро обучила девушек полонезу, вальсу, мазурке и другим танцам, и народные хороводы, на беду любителям старины, канули в прошлое.
Затем Александра «навела порядок» и в нарядах уездных барышень, которые носили платочки, повязанные «по-купечески». Девушки начали завивать передние локоны и выписывать из Архангельска модные тогда черепаховые гребенки. Фасоны платьев скопировали с тех, что были у Александры и ее мамы. После этого осмелевшие уездные девушки решились на постановку первого спектакля.
«Они под руководством моим победили свою природную робость и решились сыграть небольшую пьеску. Это представление до того понравилось всем, что даже хозяин того дома, где оно проходило, с удовольствием смотрел, как его дочери и подруги разыгрывают свои роли», – спустя много лет вспоминала Александра Ишимова.
Население и площадь города росли. В ноябре 1837 года была открыта городская публичная библиотека. Начали открываться учебные заведения. Появились фотографы, синематограф, любительский театр. Жить стало лучше, жить стало веселее. И к 1917 году Усть-Сысольск стал типичным уездным городом Российской империи. Отличие от других было в том, что на улицах продолжала звучать коми речь.