установите к какой лексике современного русского языка относится выделенное слово в тексте с отрадой
Установите к какой лексике современного русского языка относится выделенное слово в тексте с отрадой
Задания для повторения темы «Лексика» в 6 классе
I. Прочитайте текст, выполните задания.
Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре планета Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит: спит вода, спят кувшинки, спят рыбы, уткнувшись носами в коряги, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
II. Старинный
1) Докажите, что слово многозначное. Составьте со словом словосочетание, употребив слово в разных значениях.
2) Подберите синонимы к разным значениям этого слова.
3) Подберите антоним к данному слову.
III. Найдите устаревшие (устар.) слова и общеупотребительные (общеупотр.). Замените (устар.) вам понятными современными.
Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь в великой чести держать…Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительскими словами порекать…Когда родители или кто другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тот час, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, матушка». И не дерзостно отвещать… Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах, на руку не дерзок и не драчлив.
«Юности честное зерцало» (18в.)
IV. Найдите диалектные (диал.) слова и общеупотребительные (общеупотр.).
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз..
Мать с ухватами не сладится,
Старый кот к махотке крадется
V. Найдите заимствованные слова, замените их русскими.
1. При проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2. Все работали с большим энтузиазмом. 3. Автострада поворачивала к лесу. Всем подарили сувениры. 4. Парад Победы проходит у обелиска. 5. Все любовались красивым пейзажем.
VI. Найдите профессионализмы (проф.)
Он показал мне свои акварели и натюрморты. У меня осталось впечатление от натюрмортов очень яркое: это пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
Зачет по теме «Лексика»
1. Приведите примеры слов с иноязычным (заимствованным) корнем – био-
2. Замените (устар.) слова синонимами: очи, чело, уста, долонь.
3. Найдите четвертое лишнее (устар.) слово: Кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
4. Дайте толкование слову аккорд. Определите какое оно (общеупотр.), (диал.) др.
Сады, убранные сухим золотом почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.
6. Выпишите синонимы из предложений, подберите к ним антонимы.
Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.
7. К какой лексике относятся выделенные слова?
Приятственны наши места.
1. Приведите примеры слов с иноязычным (заимствованным) корнем — библио-
2. Замените (устар.) слова синонимами: перст, глаголет, выя, десница.
3. Найдите четвертое лишнее (устар.) слово.
Пальто, плащ, шуба, кафтан.
4. Дайте толкование слову гамма. Определите какое оно (общеупотр.), (диал.) др.
В саду горит костер рябина красной. Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.
6. Выпишите синонимы из предложений, подберите к ним антонимы.
Кругом, покорив все своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.
7. Установите, к какой лексике современного русского языка относится выделенное слово в тексте.
Установите к какой лексике современного русского языка относится выделенное слово в тексте с отрадой
Задания для повторения темы «Лексика» в 6 классе
I. Прочитайте текст, выполните задания.
Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре планета Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит: спит вода, спят кувшинки, спят рыбы, уткнувшись носами в коряги, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
II. Старинный
1) Докажите, что слово многозначное. Составьте со словом словосочетание, употребив слово в разных значениях.
2) Подберите синонимы к разным значениям этого слова.
3) Подберите антоним к данному слову.
III. Найдите устаревшие (устар.) слова и общеупотребительные (общеупотр.). Замените (устар.) вам понятными современными.
Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь в великой чести держать…Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительскими словами порекать…Когда родители или кто другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тот час, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, матушка». И не дерзостно отвещать… Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах, на руку не дерзок и не драчлив.
«Юности честное зерцало» (18в.)
IV. Найдите диалектные (диал.) слова и общеупотребительные (общеупотр.).
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз..
Мать с ухватами не сладится,
Старый кот к махотке крадется
V. Найдите заимствованные слова, замените их русскими.
1. При проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2. Все работали с большим энтузиазмом. 3. Автострада поворачивала к лесу. Всем подарили сувениры. 4. Парад Победы проходит у обелиска. 5. Все любовались красивым пейзажем.
VI. Найдите профессионализмы (проф.)
Он показал мне свои акварели и натюрморты. У меня осталось впечатление от натюрмортов очень яркое: это пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
Зачет по теме «Лексика»
1. Приведите примеры слов с иноязычным (заимствованным) корнем – био-
2. Замените (устар.) слова синонимами: очи, чело, уста, долонь.
3. Найдите четвертое лишнее (устар.) слово: Кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
4. Дайте толкование слову аккорд. Определите какое оно (общеупотр.), (диал.) др.
Сады, убранные сухим золотом почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.
6. Выпишите синонимы из предложений, подберите к ним антонимы.
Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.
7. К какой лексике относятся выделенные слова?
Приятственны наши места.
1. Приведите примеры слов с иноязычным (заимствованным) корнем — библио-
2. Замените (устар.) слова синонимами: перст, глаголет, выя, десница.
3. Найдите четвертое лишнее (устар.) слово.
Пальто, плащ, шуба, кафтан.
4. Дайте толкование слову гамма. Определите какое оно (общеупотр.), (диал.) др.
В саду горит костер рябина красной. Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.
6. Выпишите синонимы из предложений, подберите к ним антонимы.
Кругом, покорив все своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.
7. Установите, к какой лексике современного русского языка относится выделенное слово в тексте.
Установите к какой лексике современного русского языка относится выделенное слово в тексте с отрадой
Зачет по русскому языку «Лексика». 6 класс.
Задания для повторения темы «Лексика» в 6 классе
I. Прочитайте текст, выполните задания.
Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре планета Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит: спит вода, спят кувшинки, спят рыбы, уткнувшись носами в коряги, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
II. Старинный
1) Докажите, что слово многозначное. Составьте со словом словосочетание, употребив слово в разных значениях.
2) Подберите синонимы к разным значениям этого слова.
3) Подберите антоним к данному слову.
III. Найдите устаревшие (устар.) слова и общеупотребительные (общеупотр.). Замените (устар.) вам понятными современными.
Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь в великой чести держать…Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительскими словами порекать…Когда родители или кто другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тот час, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, матушка». И не дерзостно отвещать… Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах, на руку не дерзок и не драчлив.
«Юности честное зерцало» (18в.)
IV. Найдите диалектные (диал.) слова и общеупотребительные (общеупотр.).
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз..
Мать с ухватами не сладится,
Старый кот к махотке крадется
V. Найдите заимствованные слова, замените их русскими.
1. При проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2. Все работали с большим энтузиазмом. 3. Автострада поворачивала к лесу. Всем подарили сувениры. 4. Парад Победы проходит у обелиска. 5. Все любовались красивым пейзажем.
VI. Найдите профессионализмы (проф.)
Он показал мне свои акварели и натюрморты. У меня осталось впечатление от натюрмортов очень яркое: это пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
Зачет по теме «Лексика»
1. Приведите примеры слов с иноязычным (заимствованным) корнем – био-
2. Замените (устар.) слова синонимами: очи, чело, уста, долонь.
3. Найдите четвертое лишнее (устар.) слово: Кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
4. Дайте толкование слову аккорд. Определите какое оно (общеупотр.), (диал.) др.
Сады, убранные сухим золотом почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.
6. Выпишите синонимы из предложений, подберите к ним антонимы.
Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.
7. К какой лексике относятся выделенные слова?
Приятственны наши места.
1. Приведите примеры слов с иноязычным (заимствованным) корнем — библио-
2. Замените (устар.) слова синонимами: перст, глаголет, выя, десница.
3. Найдите четвертое лишнее (устар.) слово.
Пальто, плащ, шуба, кафтан.
4. Дайте толкование слову гамма. Определите какое оно (общеупотр.), (диал.) др.
В саду горит костер рябина красной. Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.
6. Выпишите синонимы из предложений, подберите к ним антонимы.
Кругом, покорив все своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.
7. Установите, к какой лексике современного русского языка относится выделенное слово в тексте.
Анализ текста (тестирование) 10-11 класс
Тест 1. Какой звукотип лежит в основе создания образа?
Здесь страсти поджары и ржавы:
Здесь часто бывают пожары:
Здесь ненависть оптом и скопом:
Здесь часто бывают потопы:
Застава плывёт! (М. Цветаева.)
5. Все перечисленные звукотипы создают образ катастрофы.
Тест 2. Чем объясняется наличие ударения на втором слоге слова колыхнет?
Как тихо веет над долиной
Далёкий колокольный звон,
Как шорох стаи журавлиной,-
И в шуме листьев замер он.
Как море вешнее в разливе,
Светлея, не колыхнет день,-
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень. (Ф. Тютчев.)
1. Норма литературного произношения этого слова в XIX веке.
2. Индивидуально-авторское образование.
Тест 3. Вставьте пропущенную букву в словах.
Тест 4. Установите, к какой части речи относится слово то в вышеприведённом тексте.
Тест 5. Можно ли заменить слово задвижется словом задвигается в вышеприведённом тексте?
Тест 6. Можно ли назвать индивидуально-авторскими единицами выделенные в стихотворении формы причастий?
Минута: минущая: минешь!
Так мимо же, и страсть и друг!
Да будет выброшено ныне ж –
Что завтра б – Вырвано из рук!
Минута: мерящая! Малость
То никогда не начиналось,
Что кончилось. Так лги ж, так льсти ж.
Минута: мающая! Мнимость
Вскачь – медлящая! В прах и хлам
Нас мелящая! Ты, что минешь:
Минута: милостыня псам. (М. Цветаева.)
1. Индивидуально-авторские образования.
2. Общеупотребительные образования.
Тест 7. Каким «тихим словом» развязана трагедия десяти лет?
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошёл ты. И стало снова
На душе и пусто и ясно. (А. Ахматова.)
Тест 8. Какое слово является вершиной стихотворного текста, его кульминацией?
Проводила друга до передней.
Постояла в золотой пыли.
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово –
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо. (А. Ахматова.)
3. Цветок или письмо.
Тест 9. Кому принадлежит своеобразный стихотворный месяцеслов?
Я в январе была подругой.
Памятным мне будет месяц вьюжный,
Северный, встревоженный февраль.
Мне жаль, что ваше тело
Растает в марте, хрупкая Снегурка.
Нежна апрельская прохлада.
Как ты до мая доживёшь
Тест 10. Почему слово нанять воспринималось как иностранное?
В 1924 году, говорят, из Владикавказа в Тифлис можно было проехать просто: нанять автомобиль во Владикавказе и по Военно-Грузинской дороге, где необычайно красиво. И всего 210 вёрст. Но в 1921 году самое слово «нанять» звучало во Владикавказе как слово иностранное.
1. Оно только осваивалось нерусскими во Владикавказе.
2. Оно использовалось в сочетании с новым словом автомобиль.
3. Оно меняло свою стилистическую окраску: из разговорного переходило в состав литературных единиц.
Тест 11. В каком значении употребил М.Ю. Лермонтов слово странною (любовью) в стихотворении «Родина»?
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам.
1. Не похожая ни на какие другие чувства любовь.
2. Страсть, захватывающая всего поэта.
3. Чувство, не объяснимое самим поэтом, неясное для него, непонятное ему.
Тест 12. О каком городе написал Ф. Глинка?
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Тест 13. В каком значении употребил А.С. Пушкин слово державное (теченье) в своей поэме?
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
1. Река, достойная столицы России – Петербурга.
2. Спокойное, важное, неторопливое.
3. Олицетворяющее державу – Российское государство.
Тест 14. В прямом или переносном значении употребил А.С. Пушкин слово пастырь в стихотворении «Кавказ»?
. А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам.
И пастырь нисходит к весёлым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах.
2. Переносное значение – «духовное лицо, имеющее приход».
Тест 15. Какую функцию выполняют музыкальные термины бас, тенор, дискант в повести А.П. Чехова «Степь»?
Как будто от того, что траве не видно в потёмках своей старости, в ней поднимается весёлая, молодая трескотня, какой не бывает днём; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты – всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить.
1. Номинативная (для называния) функция.
2. Стилистическая функция.
3. Изобразительно-выразительная функция.
Тест 16. Охарактеризуйте выделенное слово с точки зрения его исторического изменения.
Мы долго бродили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски, ещё не успевшие вытянуться выше аршина, окружали своими тонкими, гладкими стебельками почерневшие, низкие пни. (И. Тургенев.)
Тест 17. В вышеприведённом тексте замените слово ссечки другим словом. Какое слово является более близким по смыслу?
Текст 18. Установите функцию выделенного слова в тексте?
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. (М. Пришвин.)
1. Номинативная (для называния) функция.
2. Изобразительно-выразительная функция.
3. Стилистическая функция.
Тест 19. Установите функцию тире в тексте.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. (М. Пришвин.)
1. Интонационное тире.
2. Тире в неполном предложении.
Тест 20. Какую форму имени существительного чай следует использовать в тексте?
После ча.. я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. (М. Пришвин.)
Тест 21. Установите, к какой лексике современного русского языка относится выделенное слово в тексте.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно. (М. Лермонтов.)
Тест 22. Установите значение слова выя в тексте.
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе;
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе. (Ф. Глинка.)
Тест 23. Замените слова саженей и версты словами метров и километра. Изменится ли смысл сказанного?
Наши невысокие, отлогие холмы, на которые въезжаешь, почти их не замечая, подымающиеся много что на сто или полтораста саженей, и по скатам которых мы видим всё одни и те поля, леса, рощи, сёла и деревни, конечно, мало походят на высокие горы, вершины которых покрыты вечным снегом и льдом и, подымаясь на три, на четыре версты кверху, уходят далеко за облака. (К. Ушинский.)
Тест 24. Существует ли в современном русском языке выражение из приведённого выше текста: подымающиеся много что на сто или полтораста.
Тест 25. К какой лексике современного русского языка относятся слова в тексте?
Нельзя думать, что ты уже художник, если научился прикладывать к действительности пропускную бумагу и получать на ней точное изображение реального мира. Дело в том, что сама видимость реального мира не вполне передаёт нам его истинную сущность – и задача художника заключается в добавлении к видимости того, что не хватает ей до её истинности, или в изменении её. (А. Платонов.)
Тест 26. Отметьте в тексте диалектное слово.
Утро на пряслинской усадьбе начиналось с птичьего гомона. Едва только из-за реки брызнут первые лучи солнца, как вся пернатая мелюзга, прижившаяся возле нового дома на угоре, принималась славить жизнь. На все голоса, на все лады. (Ф. Абрамов.)
Тест 27. К какой лексике относятся выделенные слова?
Село, значит, наше – Радово,
Дворов, почитай, два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приветственны наши места.
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
Рассажены тополя. (С. Есенин.)
Тест 28. Какие слова текста вступают в синонимические отношения?
Скрипка издёргалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
Что барабан не выдержал:
«Хорошо, хорошо, хорошо!»
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушёл. (В. Маяковский.)
1. Издёргалась – разревелась.
2. Устал – не дослушал.
Тест 29. Какое слово текста является индивидуально-авторским неологизмом?
В смокинг вштопорен,
красавка на красавице. (В. Маяковский.)
Тест 30. Укажите разряд выделенных имён существительных.
Кто Царь- колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернёт? (Ф. Глинка.)
Тест 31. Какое слово текста относится к устаревшим словам?
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы! (Ф. Глинка)
Тест 32. Чем объясняется использование слова красивость в тексте А.С. Пушкина?
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
4. Стилистическая функция.
Тест 33. Каково значение слова потешных в вышеприведённом тексте?
3. Связанные с военными зрелищами.
4. Связанные с парадами, в которых принимали участие дети.
Тест 34. К одному или разным спряжениям относятся глаголы двигать, дышать, использованные В.А. Жуковским?
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
1. Глаголы I спряжения.
2. Глаголы II спряжения.
3. Глаголы разных спряжений.
Тест 35. Установите стиль текста.
Осень освобождала крестьянина от земледельческих работ, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора весёлых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приёму – загадыванию загадок. (Г. Науменко.)
Тест 36. Какая форма слова является устаревшей в современном русском языке?
Занимательный материал к урокам по теме: «Лексика»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Занимательный материал к урокам по теме: «Лексика»
Лексический диктант
Определите по лексическому значению слово и запишите его.
Все слова языка (лексика).
словарный запас одного человека (лексикон)
раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология)
слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные)
слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные)
слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)
слова одной части речи, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений. (синонимы)
Игра «Эрудит » не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.
Угадай слово по толкованию его лексического значения.
Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)
Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.)
Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.)
Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.)
Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот.)
Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)
Объясни разницу в значении слов:
К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни.
Персты (наперсток, перчатки),
кика — головной убор (кичиться),
коло — круг, окружность (около, кольцо, кольчуга, околица, колесо),
чаять — ожидать (нечаянный),
тщание — старание (тщательный).
Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:
1.Горят румянцем свежие ланиты. 2.Старец нахмурил чело.3.Построен град великий над Невой.
Игра «Следствие ведут знатоки».
«Найди слово по его приметам».
Это глагол: его синоним – промчался.
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
Игра «Соколиный глаз».
Кто найдет в тексте больше устаревших слов?
Снился Святославу смутный сон
В стольном граде в тереме высоком.
И, собрав бояр, поведал он,
Что узрел во мраке вещим оком.
Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?
Я проснулся поутру.
Пляшет Солнце на ветру.
Веселятся все поля без меня.
И резвятся тополя без меня.
И смеется вся земля,
И шмели снуют, звеня.
Все на свете без меня, без меня!
Башмаки скорей схватил.
Мне Ветер, Ветер, Ветер
И мой хороший Ветер
играл со мной в пути.
Работая над неологизмами, дети могут соревноваться в подборе неологизмов, рожденных:
1) в годы гражданской войны,
2) в эпоху освоения космоса,
Закреплению темы « Профессиональная лексика» поможет задание подобрать профессиональные слова, используемые людьми разных профессий : строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог.
Найди лишнее слово.
1).Петя ушиб колено ноги.
2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
3) Собрание будет в декабре месяце.
4) Многие города были превращены в руины и развалины.
5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
6) Он написал свою автобиографию.
Игра «Бумеранг » воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и «возвратить» его учителю.
Простой человек (бесхитростный),
простая задача (легкая),
простая истина (прописная);
беспокойный человек (неугомонный),
беспокойный взгляд (тревожный);
крепкая дружба (надежная),
крепкая подошва (прочная).
Близкий берег (далекий),
близкий человек (чужой);
веселая комедия (скучная),
веселое настроение (грустное);
глубокий колодец (мелкий),
глубокие знания (поверхностные);
мелкая рыба (крупная),
мелкая река (глубокая).
Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.
Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая )
трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая)
вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся)
туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая)
русский язык (богатый, могучий, яркий, образный)
сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая)
осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая )
Цели игры : развитие словарного запаса детей; отработка умения отличать одушевленные существительные от неодушевленных; автоматизация умения дифференцировать собственные существительные от нарицательных.
Один из игроков (по жребию) проговаривает про себя алфавит. Когда другой игрок говорит «стоп», игра начинается на букву, на которой остановился первый. Надо называть по очереди предметы на названную букву. Это должны быть нарицательные имена существительные. Кто не может придумать нужное слово, дает фант и должен выполнить дополнительное речевое задание.
Выигрывает тот, кто продержится дольше всех. Например: аптека – апельсин – ананас и т.д. Далее другой игрок проговаривает про себя алфавит, игра продолжается на другую букву.
– Игроки придумывают имена прилагательные на одну и ту же букву. Например: дорогой, добрый, досадный, деревянный, дубовый, денежный и т.д.
– Игроки придумывают глаголы на одну и ту же букву в любой форме, в любом числе, лице, времени.
Игра на распознавание родственных слов «Четвертый лишний»
Цели игры : расширение семантических полей родственных слов и словарного запаса; закрепление навыка распознавания родственных слов; активизация пассивного словаря.
Водитель, вода, водить, завод.
Коса, косичка, косить, косарь.
Желток, железо, желтеть, желтый.
Часовщик, часть, час, часовой.
Печурка, печать, печка, печь.
Водяной, водить, водичка, вода.
Нож, ножевой, ножной, ножны.
Пес, песок, песочный, пески.
Лиса, лисенок, лист, лисица.
Гора, горка, горный, городок.
Белка, беленький, белить, белеть.
Лось, лоскут, лосенок, лосиный.
Творческие задания: синонимы
1. Подберите из группы синонимов наиболее точный по смыслу признак к каждому предмету:
Журавль – огромный, крупный, громадный, исполинский, гигантский, большой, колоссальный, значительный, грандиозный;
Клюв у журавля – длинный, удлиненный, продолговатый, вытянутый
2. Замените словосочетания одним словом: возвратиться домой – (вернуться) …
3. Кто больше назовет синонимов к словам радость, печаль …
5. Замените в стихотворении выделенные слова синонимами: Матросская шапка, веревка в руке, тяну я кораблик по быстрой реке – Матросская шапка, веревка в руке, тащу я кораблик по стремительной реке.
Замени прилаг. в слове подходящим по смыслу синонимом.
Высокий человек (рослый), высокий дом (многоэтажный), высокий урожай (богатый), высокий голос (тонкий), высокая культура (развитая), высокий стиль (торжественный), высокие гости (почетные).
Свежий воздух (чистый), свежий ветер (прохладный), свежий хлеб (мягкий), свежий огурец (несоленый), свежие листья (молодые), свежая рубашка (чистая), свежая мысль (новая), свежее лицо (бодрое).
Каждой команде по очереди предстоит найти в предложениях омоформы и назвать их.
Предложение написать на листочке, по очереди каждая команда выбирает себе по 2 предложения. За каждое верно угаданное задание – 1 балл.
Составить словосочетание с омонимами, все возможные варианты: например: бить /бить в колокол, бить ключом, бить соседа/
Учитель читает басню «Помещик и садовник»
Помещику однажды в воскресенье
Поднес презент его сосед.
То было некое растенье,
Какого, кажется, в Европе даже нет.
Помещик посадил его в оранжерею;
Но как он сам не занимался ею
(Он делом занят был другим:
вязал набрюшники родным),
То раз садовника к себе
И говорит ему: «Ефим!
Блюди особенно ты за растеньем сим;
Пусть хорошенько прозябает».
Зима настала между тем.
Помещик о своем растенье вспоминает
И так Ефима вопрошает:
Прозябло уж совсем!»
Пусть всяк садовника
Такого нанимает, что значит слово
Объясните, почему помещик и садовник не поняли друг друга.
мерзнуть на морозе
жить, поживать (устар.)
вычеркни третье лишнее слово, которое не является антонимом:
Подбери к подчеркнутым словам антонимы
Надо так подобрать слово с противоположным значением, чтобы оно завершило стихотворение.
Аналогичное задание на подбор антонимов — надо произнести антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.
Подберите фразеологические обороты со словами: вода; частями человеческого тела
Фразеологизмы со словом «ВОДА»
Буря в стакане воды – большие волнения по ничтожному поводу
Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»
Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать
Возить воду (на ком-л.) – обременять тяжелой работой, пользуясь его покладистым характером
Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела, уличить во лжи
Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без плохих последствий
Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратяться
Дуть на воду, обжегшись на молоке — излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках
Как в воду глядел – как будто знал заранее, предвидел, точно предсказал события
Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез
Как в воду опущенный – печальный, грустный
Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования
Как две капли воды – очень похожи, неотличимы
Как не знаешь брода, то не лезь и в воду – предупреждение не принимать поспешных действий
Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться,
Как с гуся вода – все человеку нипочем
Много воды утекло с тех пор – много времени прошло
Носить воду в решете – попусту тратить время
Седьмая вода на киселе – очень дальнее родство
Спрятать концы в воду – скрыть следы преступления
Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести
Толочь в ступе воду – заниматься бесполезным делом.
Фразеологизмы со словом «НОС»
Интересно, что во фразеологизмах слово нос практически никак не выявляет своего основного значения. Нос – орган обоняния, однако в устойчивых словосочетаниях с носом связывается прежде всего представление о чем-то небольшом, коротком. Помните сказку про Колобка? Когда Лисице нужно было, чтобы Колобок попал в сферу ее досягаемости, стал ближе, она просит его сесть к ней на нос. Однако слово нос не всегда обозначает орган обоняния. Есть у него и другие смыслы.
Фразеологизмы со словом «РОТ, ГУБЫ»
Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с процессом говорения. Через рот в организм человека поступает пища – ряд устойчивых выражений так или иначе указывает на эту функцию рта. Со словом губа фразеологизмов не много.
Фразеологизмы со словом «РУКА»
Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости
Греть руки – пользоваться положением
Держать в руках – не давать воли, держать в строгом повиновении
Как рукой сняло – быстро исчезло, прошло
На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать
Не покладая рук – усердно трудиться
Подвернуться под руку – случайно оказаться поблизости
Попасть под горячую руку – нарваться на плохое настроение
Рука не поднимается – никак не возможно совершить действие из-за внутреннего запрета
Рука об руку – взявшись за руки, сообща, дружно
Рука руку моет – связанные общими интересами люди защищают друг друга
Руки не доходят – никак нет сил и времени что-то сделать
Руки чешутся – о большом желании что-либо сделать
Рукой подать – очень близко, совсем рядом
Ухватиться обеими руками – с удовольствием согласиться с каким-то предложением
Чужими руками жар загребать – пользоваться плодами чужой работы
Золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает, справляется с любой работой
Фразеологизмы со словом «ГОЛОВА»
Ветер в голове – ненадежный человек.
Вылетело из головы – забыл.
Голова идет кругом – слишком много дел, обязанностей, информации.
Давать голову на отсечение – обещать.
Как снег на голову – неожиданно.
Морочить голову – обманывать, уводить от сути дела.
Не сносить головы – отвечать за свои поступки.
Осмотреть с головы до ног – всего, тщательно, внимательно.
Очертя голову – рискованно.
По головке не погладят – поругают.
С больной головы на здоровую – свалить вину на другого.
С ног на голову – наоборот.
Сломать голову над задачей – напряженно думать.
Сломя голову – очень быстро.
Фразеологизмы со словом «УХО»
Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом. Грубые слова действуют прежде всего на уши. Во многих устойчивых выражениях слово уши обозначает скорее не орган слуха, а только наружную его часть. Интересно, а вы можете увидеть свои уши? Пользоваться зеркалом в данном случае не разрешается!
Фразеологизмы со словом «ЗУБ»
Фразеологизмы со словом «ГРУДЬ, СПИНА»
Слова грудь и спина входят в противоположно окрашенные фразеологизмы. Однако, есть со словом спина и положительно окрашенные фразеологизмы.
Фразеологизмы со словом «ЯЗЫК»
Язык – еще одно часто встречающееся во фразеологизмах слово, так как язык чрезвычайно важен для человека, именно с ним связывается представление о способности говорить, общаться. Идея говорения (или, наоборот, молчания) так или иначе прослеживается во многих фразеологизмах со словом язык.
Какие животные упоминаются в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните его смысл. Какие еще фразеологизмы с этим животным вы знаете?