установлена новая единица налогообложения соха какая реформа
История налогов. Часть 2: кто оплатил расширение Московии до империи
Долгожданное завершение ордынского господства на Руси ознаменовало новый этап фискальной политики государства. Отменяя прежние и вводя новые налоги, власть стремилась упорядочить общественные отношения и укрепить государство, что было жизненно важным в условиях постоянного противостояния как с «наследниками» Золотой Орды, так и с западными соседями.
Чья власть, того и налоги
С воцарением Ивана III (1462-1505) жизнь русских княжеств основательно поменялась. Собирая земли под власть Москвы, Иван III одновременно упорядочивает налоговую систему воссозданного государства.
После 1480 года Москва не делится налогами с Ордой. Все собираемые подати теперь идут только в казну великого князя. Если раньше князья часто скрывали общий размер собранных налогов, отсылая в Орду лишь условленную дань («ордынский выход»), и не всегда были готовы взыскивать недоимки, делали послабления, то теперь от качества сбора налогов напрямую зависела мощь нового государства. Для этого требовалась унификация и централизация налогов, что было невозможно без переписи всех земель и угодий. До наших дней дошла «Писцовая книга Водской Пятины Дмитрия Китаева 7008 года» (летоисчисление тогда велось в соответствии с библейской традицией от сотворения мира). Книга содержит подробную информацию по городам и весям, населению и всему тому, что подлежит налогообложению.
Иван III стал первым русским царём, который понял важность кабацких сборов. Деньги от продажи крепких напитков поступали в казну различными способами: через монополию либо путём сдачи питейного дела «в откупа». Уже при Иване IV в Москве был построен первый «царёв кабак» (1547) для продажи питья. Отныне государство не будет упускать из рук «золотую жилу» алкоголя. В 1863 году будет введена акцизная торговля винными напитками, а в 1894-м – установлена винная монополия. В 1913 году доходы от «питейных денег» составили половину всех поступлений в бюджет.
Иван III и Василий III, жёсткие в политике централизации власти, были более гибкими в финансовых вопросах. Так, Василий III (1505-1533) неоднократно предоставлял налоговые льготы, возвращал иммунитет монастырям, что, однако, не помешало ему добиться полной централизации системы налогообложения. Подати стали регулярными, установлена общая единица обложения – «соха». Теперь уже не могло быть «московской», либо «новгородской» «сохи» – такая унификация была логическим спутником финансовой реформы Елены Глинской.
Законченный вид налоговая система приобрела уже в правление Ивана Грозного (1533-1584). В XVI веке «соха» фиксируется как единица обложения на основе проведённой поземельной переписи. Законодательно устанавливается величина «сохи» для различных сословий и в зависимости от плодородия земли.
Упорядочивается аппарат по сбору налогов. Если раньше никаких специальных ведомств на сей счёт не было, то во времена Ивана III управление и контроль за сбором подписей сосредотачивается во «дворце».
В XVI веке финансовым управлением становится Приказ Большого прихода. Первым руководителем этого приказа был дьяк Угрим Львов. Однако этот приказ контролировал лишь наиболее важные налоги военного назначения: пищальные деньги, примет, сборы за городовое, ямские деньги, таможенные доходы и др., остальные же налоги собирали другие учреждения. В итоге, даже при Иване IV не возникло единого финансового ведомства, а централизация налогообложения выражалась в сокращении держателей налогового иммунитета, ликвидации «кормлений» и контроле над всеми налоговыми потоками. С середины XVI века все основные налоги поступают исключительно в столичные приказы.
Полученный московскими князьями опыт сбора ордынского «выхода» лёг в основу налоговой политики независимого Русского государства.
Росло тягло, и государство росло
Успехи в территориальном расширении государства и активная внешняя политика стала причиной увеличения тягла. В XVI веке войны шли почти непрерывно: воевали с Великим княжеством Литовским, с Казанским, Астраханским и Крымским ханствами. Одновременно с увеличением старых налогов появляются новые.
В 1513 году вводится «примет» – обязанность возводить укрепления перед городскими стенами, в 1530-е годы начинают собирать «пищальные деньги» для содержания сначала отрядов пищальников, а затем стрельцов, с 1551 года население должно было платить «полоняничные деньги», которые шли на выкуп многочисленных пленников.
Новые подданные московского царя платили свои налоги: башкиры, чуваши и мари – ясак, мусульмане – особый налог. Несмотря на увеличение податного населения, в течение первой половины XVI столетия государственные подати увеличились в 16 раз, а во второй половине ещё в 6 раз.
Мало налогов – плохо, много – ещё хуже
Итогом налогового гнёта стало не только запустение многих регионов страны и становление крепостного права, но и массовое уклонение от налогов. Крестьяне бежали туда, где власть их не могла достать – в южные уезды, поближе к Дикому полю. Недовольство поборами выливалось и в открытые бунты. Поводом к наиболее крупным восстаниям XVII века (Соляной и Медный бунты) послужили новые налоги, а сам век прозвали «бунташным». Задавленное налогами население с поразительной лёгкостью поддерживало любого противника властей, способного внятно изъясняться и командовать войсками.
Усилия первых Романовых принесли результат. Михаил Фёдорович (1613-1645) и его потомки вынуждены были постоянно советоваться не только с ближайшим окружением, но и с представителями сословий. В XVII столетии земские соборы регулярно обсуждают налоговые проблемы. Власти ищут способ свести многочисленные подати к единому налогу. Вместо «сохи» вводится подворное налогообложение. Хотя сбор и назывался «подымным», под «дымом» понимался именно двор.
Наконец, и Михаил, и его сын Алексей Михайлович проводят постоянные переписи, уточняющие объекты налогообложения. Именно перепись 1646-1648 годов послужила документальной базой для Соборного уложения 1649 года и расчёта подворного обложения. Окончательный переход к подворному обложению произошёл уже при Фёдоре Алексеевиче (1676-1682).
Но главное, что поняли Романовы – это пагубность постоянного роста налогообложения. Эффективность налоговой политики и налогообложения, а не простое увеличение поборов с населения отныне должны были стать залогом богатой и стабильной страны.
Народ выдюжит: и город построит, и империю прокормит
Молодому Петру досталась не только власть, но и то, к чему он не был готов. Оправившись от Смуты, Россия пошла по пути создания империи. Иначе и быть не могло: в противном случае и Польша, и Швеция, и Крымское ханство растащили бы Россию по кускам.
Время Петра (1682-1725), по сути, было той точкой, когда надо было решать: продолжать экспансию или остановиться. В пользу второго пути говорили и сложившаяся налоговая система, и регулярно бежавшее за Дон и за Урал податное население. В пользу первого – государственное мышление молодого государя, не желавшего править второразрядной державой.
Азовские походы, неудачно начавшаяся Северная война дорого стоили не только податному сословию, но и тем, кто прежде ничего не платил. Если на войну и содержание армии шли традиционные подати, которые неизменно росли в течение всего правления Петра, то для сбора денег на строительство флота правительство изобрело новый способ. Отныне платить за флот должны были состоятельные лица.
Сначала власть обязала богатых купцов и землевладельцев строить корабли – одно судно на 8-10 тысяч дворов. Но когда стало понятно, что суда получаются непригодными для плавания, на нужды флота был учрежден специальный сбор – по 12,5 копеек со двора на церковных землях и по 10 копеек на прочих землях. Получаемых денег, естественно, не хватало, поэтому с первых лет войны характерными становятся вынужденные (экстраординарные) сборы: сбор десятой деньги с купечества, кроме того власть регулярно объявляет «запросы», т.е. срочный сбор средств, которые, как правило, платило посадское население (в 1706 году был «запрос» на содержание союзных саксонских войск, в 1708-м – «запрос» на кавалерию, в 1713-м – «для нынешней турецкой войны»).
На чрезвычайные налоги строили новую столицу – Санкт-Петербург, причём власти требовались не только деньги, но и люди. Будущих жителей Петербурга в принудительном порядке переселяли из центральных районов страны.
В занятом постоянными поисками источников денег окружении Петра I появились специальные люди, придумывавшие «новые» налоги – «прибыльщики». Самым известным из «прибыльщиков» стал бывший крепостной графа Шереметьева А.А. Курбатов. Именно ему принадлежит идея ввести в России распространённую в западных странах «орлёную» бумагу для официальных обращений. В XIX веке покупка «орлёной» бумаги превратилась в гербовый сбор. Другие «прибыльщики» предлагали ввести новые налоги и оброки, например, на бани, мельницы, «на промышленных людей» и, естественно, новые торговые пошлины. Апогея деятельность «прибыльщиков» достигла в 1704-1705 годах, когда указы о новых налогах появлялись ежемесячно, а иногда и ежедневно. Самым известным стал налог с бороды. Деятельность «прибыльщиков» давала лишь временный эффект, поэтому налоговая реформа становилась вопросом времени.
Эксперименты с экстраординарными налогами Петр завершил простым способом: указ от 26 ноября 1718 года о подушной переписи дал старт новой налоговой реформе – введению подушного оклада (подати). Именно подушная перепись и подушный оклад окончательно определили, кто на Руси платит (96,8 % – крестьяне и 3,2 % – посадские люди), а кто тратит – дворяне и священнослужители. Вплоть до 1887 года подушная подать составляла основу налоговой системы России.
Несмотря на многочисленные преобразования, Петру I так и не удалось создать центрального органа по управлению налоговой политикой. В разное время эти функции возлагались то на Бурмистерскую палату (Ратушу), то на Семёновскую и Ингерманландскую канцелярии, то, наконец, на Камер-коллегию. Для полной реализации своих замыслов у императора не хватило ни средств, ни времени.
Россия с большим опозданием вкатывалась в Новое время с его скоростями, технологиями, войнами и соперничеством. Оказавшись в неравных условиях, страна лишь чрезвычайным напряжением всех своих сил, в том числе финансовых, могла обеспечить себе место в Европе.
Читайте также:
Литература
Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.
Реформы Избранной Рады — разбираемся по порядку
Избранная Рада неофициально управляла государством в первое десятилетие царствования Иоанна IV, прозванного Грозным. И с 1549 по 1560 гг. страна пережила ряд значительных преобразований, направленных на создание единства страны и укрепления власти царя. Мы попробуем разобраться, были ли реформы Избранной Рады необходимы, и как они повлияли на жизнь Руси.
Создание
Формирование вокруг царя избранного круга лиц происходит после московских событий лета 1547 года: пожара и последовавшего за ним Московского восстания. Согласно версии Курбского, во время этих событий к царю явился протопоп Сильвестр и «страшным заклятием из Священного Писания угрозил царю, чтобы пресечь его буйства и умерить неистовый нрав».
Предпосылки для царствования Ивана Грозного
Родители Ивана IV умерли очень рано: Василий III скончался, когда Ивану не было еще и 3 лет. Иван стал Великим князем, а управление государством перешло в руки матери, Елены Глинской, но и она пережила своего мужа всего на 5 лет. Русь жила неспокойно из-за постоянных войн среди знатных бояр за обладание троном.
Центральная власть была ослаблена, в стране поднимались народные бунты, вызванные произволом вотчинников и крайне трудным положением крестьян. Видя это, юный князь, став совершеннолетним, отдалил от себя всех бояр. Единственным другом Ивана был митрополит Макарий. Но эти распри оставили неизгладимый след на характере Грозного, проявлявшийся на протяжении всей жизни царя.
Вступив на престол, как первый в истории Руси царь 16 января 1547 г. Иван 4 из рода Рюриковичей принял шапку Мономаха и другие регалии. Вассалы-князья превратились в подданных, тем самым царь отдалился от бояр. Русь стала именоваться Царством Российским. Целью юного государя стало образование единого государства. Для реализации своих интересов царь приблизил талантливых людей худородного происхождения, вошедших в Избранную Раду.
Появление и состав Избранной Рады
В тот же год в Москве случился страшный пожар. Народ снова взбунтовался. Убит один из родственников царя из рода Глинских. Это ясно показывало, что стране нужны преобразования. Дворянин И. С. Пересветов, осуждая бояр, предложил царю программу реформ, имевшую большое значение для дальнейшей политики царя.
Митрополит Макарий участвовал в подборе новых приближенных царя. Название «Избранная Рада» сложилось, благодаря А. Курбскому, обозначившему этот орган на польский манер в своих письмах. Кто входил в состав Рады, до конца не выяснено.
Состав данной организации подает пример компромисса между князьями и людьми более простого происхождения. Ведущим видом деятельности Избранной Рады стал поиск решений проблем, которые уже имелись и могли возникнуть во внутренней и внешней политике Русского государства.
Земской собор 1549 г
Деятельность Избранной Рады началась с созыва первого в истории Руси Земского собора – общего совета, участвовать в котором могли представители от всех сословий за исключением крестьян. Явившись на Собор, Иван IV заявил, что отныне в стране устанавливается его единовластное и справедливое правление, творившиеся во время его младенчества беззакония будут рассмотрены, а виновные в них, наказаны.
В последующие годы Земские соборы становятся явлением постоянным. Царь созывает их для обсуждения грядущих реформ, лучшего понимания ситуации в стране. Фактически в России устанавливается сословно-представительная монархия.
Деятельность
Избранная рада просуществовала до 1560 года. Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины XVI века.
Реформы Избранной рады:
Реформы Избранной рады наметили путь к укреплению, централизации государства, способствовали формированию сословно-представительного государства.
Экономические реформы
Налоговая реформа
Судебник 1550 года установил новую норму налогообложения — большую соху. В зависимости от принадлежности к сословному слою (крестьянству, дворянам или церкви), а также от качества земли, различалась норма большой сохи.
Дворянство, несшее кроме налоговой еще и войсковую повинность, платило минимум вдвое меньше крестьян — соха для черносотенного крестьянина определялась в 400 четвертей, для служилого человека — 800.
Кроме измеения налоговых стандартов среди прочих преобразований, повлиявших на экономику в период правления Ивано Грозного совместно с Избранной Радой, можно выделить следующие:
Административные реформы
Реформы местного управления
Губная реформа
Реформа была начата еще во время правления матери Ивана Грозного — Елены Глинской. Вместо княжеских ставленников на местах (волостелей и наместников) розыск разбойников и суд над ними переходил к губным старостам, избирающимся из местных дворян, или губных целовальников от крестьянства (если дворян в данной местности не проживало).
Земская реформа
Основа реформы была заложена в Судебнике 1550 года. Крестьянские и городские общины получили право предоставлять прошение об отзыве наместника или волостеля, с условием избрания из собственной среды старост для учреждения земской избы, а также перечисления полагающегося наместникам «кормления» в казну государства (кормленный откуп).
Созданные таким образом органы местного самоуправления получали возможность самостоятельно осуществлять судебные (кроме тяжких преступлений) и административные функции, а также собирать и отправлять налоги в центр.
Реформа центрального управления
создание системы приказов
Увеличение территории Русского царства при острой нехватке административных служащих еще при Иване III и Василии III способствовало формированию новых органов управления — приказов. Но именно при Иване IV Грозном приказы объединяются в единую систему органов центрального государственного управления, каждый из которых заведовал особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.
Судебная реформа
Новый Судебник 1550 года, изданный взамен устаревшему Судебнику 1497 года (Ивана III), рассматривал следующие ключевые вопросы:
Создание единого, хорошо систематизированного и отвечающего требованиям своего времени нормативно-правового документа позволило существенно упростить и ускорить процесс рассмотрения дел.
Введение ограничений для царских и княжеских ставленников (волостелей и наместников) и передача части судебных функций к выборным от населения позволили снизить уровень преступности и повысить эффективности судебной системы на местах.
Законодательная реформа
Одним из решений первого собора было составление нового Судебника, утверждение которого состоялось в 1550 году. Основой послужил свод законов Ивана III, куда был внесен ряд изменений, усиливающий централизацию власти.
Правовая реформа подтвердила права Юрьева дня (крестьяне могли в этот день переходить на службу другому помещику) и увеличили плату за «пожилое». Помещики стали ответчиками в преступлениях своих подданных, что привело к большей зависимости от господ. Новый Судебник впервые в истории Руси вводил наказание за получение и дачу взяток.
Исторические оценки
Среди историков нет однозначной оценки деятельности «Избранной Рады».
Карамзин отмечает положительные черты правления «Избранной Рады», подчёркивая «мудрую умеренность» и «человеколюбие» царской власти:
У Костомарова влияние «кружка любимцев» таково, что «без совещания с людьми этой избранной рады Иван не только ничего не устраивал, но даже не смел мыслить», в этом влиянии историк видит «горькое унижение» для самодержавия Ивана IV.
Историк А. И. Филюшкин ставит под сомнение само существование Избранной Рады как неформального правительства при Иване Грозном:
Социальные реформы
Церковная реформа
Комплекс законов (Стоглав), принятый на Стоглавом соборе в 1551 году, и касающийся вопросов церковного землевладения, религиозных образов и разъяснений относительно соотношения различных норм государственного права с церковным, стал попыткой Ивана Грозного упорядочить церковный институт, по его мнению чрезмерно много уделяющий внимания стяжательству и слишком мало — культурному воспитанию народа.
Заповедные лета
С 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570—1580-е годы (вследствие опричнины и Ливонской войны), в некоторых районах Русского государства был введен запрет на крестьянский выход в осенний Юрьев день. Это запрещение для земледельцев на смену хозяина-помещика трактуется историками как первый шаг на пути последующего закрепощения основного сословия страны — крестьян.
Конец избранной рады — опричнина
Разногласия между царем и лидерами «Избранной рады» по вопросам внешней и внутренней политики, а также поддержка Адашевым и Сильвестром двоюродного брата Ивана Грозного во время болезни царя — сложились со стремлениями Грозного ускорить централизацию Русского царства через дальнейшее ограничение прав и вольностей дворян, Боярской думы, духовенства.
В 1560 царь сослал протопопа Сильвестра в монастырь, а А.Ф. Адашева, посадил под стражу в Дерпт, где тот скончался от горячки через два месяца — обоих царь подозревал в причастности к смерти царицы Анастасии. А. М. Курбский бежал, предупрежденный об опале, в 1564 году в разгар Ливонской войны.
Было создано опричное войско (несколько тыс. чел.), которое подчинялось лично Ивану Грозному и получило право по его приказу расправляться с «опальными» (т.е. осужденными царем) без необходимости советоваться с Боярской думой. Вся территория страны разделилась на «Опричину» — личное владение царя и «Земщину». По разным оценкам историков, за время опричнины было убито от 5 до 15 тысяч человек. Имущество и земли попавших в немилость царя подлежало конфискации.
Опричное войско не смогло отразить набег крымского Хана Девлет-Гирея в 1571 году сжегшего предместья Москвы — царь ввел запрет на само упоминание «опричнины». При этом царский удел сменил название с «опричнина» на «двор».
Итоги и результаты реформ Ивана IV Грозного
Денежная реформа
Начало введению новых порядков по отношению к деньгам было положено еще в годы правления Елены Глинской. Рубль, чеканившийся в Москве, стал основным платежным средством на всей территории Руси. Торговые пошлины собирались только государством. Народ должен был «нести тягло», представлявшее целый ряд повинностей в натуральной и денежной форме.
Установили единую налоговую единицу – «большую соху». Она определялась плодородием почв и социальным положением землевладельца и варьировалась от 400 до 600 га земли. Но итоги реформирования податей резко ухудшили положение самого народа.
Экономические реформы Избранной Рады
при Иване IV Грозном
Кратко о сути и содержании экономических реформ
Следует понимать, что большая часть реформ носила смешанный характер, затрагивая одновременно социальные, административные и экономические аспекты функционирования государственной системы. В данной статье рассмотрено экономическое значение различных преобразований.
Налоговая реформа
Дворянство, несшее кроме налоговой еще и войсковую повинность, платило минимум вдвое меньше крестьян — соха для черносотенного крестьянина определялась в 400 четвертей, для служилого человека — 800.
Снижение финансовой независимости церкви
Также был введен запрет на бесконтрольную передачу/продажу земельных наделов к Церкви — за нарушение земля конфисковывалась в пользу государства.
Согласно 43 Статье Судебника 1550 года вводился запрет выдачу новых тарханных грамот и указание об отмене ранее выданных (тарханные грамоты на тот момент присутствовали преимущественно у монастырей и церквей, давая им право выплачивать налоги не полностью или вообще освобождая церковников от налогообложения.
Снижение феодальной самостоятельности
Общее направление реформ земельного законодательства заключалось в стремлении царя перераспределить земельные наделы от потомственного зажиточного дворянства (вотчинники, неохотно исполняющие указы царя или уклоняющиеся от военной службы) в пользу служивых людей — активных, но небогатых дворян, которые были обязаны участвовать в жизни государства.
85-я статья Судебника 1550 года вводила запрет на выкуп проданной вотчины для крупных потомственных феодалов (за родственникам оставлялось право выкупить землю в течении 40 лет).
В своих вопросах к Стоглавому собору 1551 года Иван Грозный заявил о необходимости перераспределения земельных наделов от вотчинников к служилым людям.
Отмена кормлений
Постепенное введение местного самоуправления взамен наместников и волостелей, которое происходило в рамках губной и земской реформ, позволило не только увеличить эффективность разрешения мелких споров и тяжб, но и увеличило поступление налогов, а кроме того — позволило снизить преступность и повысить авторитет центральной власти в глазах низших слоев населения.
Общины, решившие воспользоваться правом отказаться от наместника были обязаны выплачивать в государственную казну особый налог — кормленный откуп (т.е. те деньги, которые ранее шли на содержания чиновника-администратора назначенного князем)
Прочие законы повлиявшие на экономику
Среди прочих законов, затрагивающих экономические отношения внутри государства, можно выделить следующие: