установленный спринт на какой угол необходимо разводить обе его ветви между ними
Вагонник
воскресенье, 4 октября 2015 г.
Общие технические требования к тормозному оборудованию и монтажу его на вагонах при всех видах ремонта грузовых вагонов
1. На вагоны при всех видах ремонта следует устанавливать только допущенное в установленном порядке к эксплуатации тормозное оборудование, выполненное в климатическом исполнении УХЛ категории 1 согласно ГОСТ 15150.
1.2 Кронштейны для крепления тормозного оборудования на вагоне и его тележках должны быть исправными и соответствовать конструкторской (в том числе ремонтной) документации на конкретную модель вагона и тележки.
1.3 Шплинты в узлах крепления тормозного оборудования необходимо ставить только новые. При установке шплинта разводить необходимо обе его ветви на угол между ними не менее 90º.
1.4 Фильтры и пылеулавливающие сетки должны ставиться в тормозную систему вагона только новые или очищенные в условиях АКП – промытые керосином с последующей просушкой их в специальных центрифугах и продувкой сжатым воздухом.
1.5 Все резиновые детали, входящие в тормозное оборудование, при ремонте в АКП и (или) АО должны ставиться в зависимости от состояния и с учетом сроков годности.
Установленные сроки годности:
1.6 Полиуретановые втулки подвесок тормозных башмаков должны устанавливаться в зависимости от их состояния и с учетом срока годности. У полиуретановых втулок подвесок тормозных башмаков не допускается наличие трещин и разрывов. Срок годности полиуретановых втулок подвесок тормозных башмаков регламентируется техническими условиями на них.
1.7 Замена войлочных колец, входящих в тормозное оборудование, производится в зависимости от их состояния.
1.8 Муфты, тройники, концевые и разобщительные краны, стоп-краны должны быть навернуты на всю длину резьбы и закреплены контргайками. Муфты должны быть закреплены контргайками с обеих сторон. Муфты, тройники, концевые, трехходовые и разобщительные краны на безрезьбовых трубах должны устанавливаться в соответствии с руководством по эксплуатации арматуры соединительной для безрезьбовых труб пневматических систем железнодорожного подвижного состава и конструкторской документацией на конкретную модель вагона.Уплотнение соединений резьбовых труб, сгонов, стоп-кранов, концевых и разобщительных кранов, соединительных рукавов необходимо выполнять с применением смазки ВНИИ НП-232 с подмоткой из трепаного льна или пеньки.
Уплотнение соединений безрезьбовых труб и применяемых при этом соответствующих концевых кранов, трехходовых кранов обеспечивается наличием в узлах их соединений уплотнительных полиуретановых колец и прокладок. Повторное использование уплотнительных полиуретановых колец и прокладок не допускается.
1.9 Конструкция и размеры тяг и затяжек тормозной рычажной передачи вагонов должны соответствовать конструкторской документации на конкретную модель вагона.
1.10 На валики тормозной рычажной передачи должны устанавливаться стандартные шайбы и шплинты. Шплинты необходимо ставить новые, разводить необходимо обе ветви шплинта на угол между ними не менее 90º, повторное использование шплинтов запрещено. Расстояние между шайбой и шплинтом в шарнирных соединениях тормозной рычажной передачи не должно превышать 3 мм. Допускается регулировать этот размер постановкой не более одной дополнительной шайбы необходимой толщины, но не более 6 мм, с таким же диаметром отверстия, как и у основной шайбы. Валики, расположенные вертикально, должны быть поставлены головками вверх, а установленные горизонтально – должны быть обращены шайбами наружу от продольной оси вагона. Горизонтальные валики, расположенные на продольной оси вагона, должны быть обращены головками в одну сторону.
1.11 Устанавливаемые на вагон главные и магистральные части воздухораспределителей, авторежимы, соединительные рукава, регуляторы тормозных рычажных передач, концевые краны, разобщительные и трехходовые краны, камеры воздухораспределителей, тормозные цилиндры при превышении установленных сроков их хранения после изготовления или ремонта должны быть испытаны.
При этом бирки ремонтного предприятия устанавливаются:
Подлежащие постановке на вагон новые соединительные рукава должны иметь бирку предприятия-изготовителя. Подлежащие постановке на вагон запасные резервуары должны иметь надпись, удостоверяющую положительные результаты их испытаний.
Подлежащие постановке на вагон элементы тормозной рычажной передачи (тяги, триангели, подвески тормозных башмаков, траверсы, подвески траверс) должны иметь клейма, удостоверяющие положительные результаты их испытаний и (или) неразрушающего контроля.
1.12 Предохранительные (поддерживающие) устройства тормозного оборудования должны быть установлены в соответствии с требованиями конструкторской (в том числе ремонтной) документации на конкретную модель вагона. Устанавливать предохранительные (поддерживающие) устройства с отступлениями от конструкторской документации запрещается.
1.13 Разобщительный кран от магистрального воздухопровода к воздухораспределителю у вагонов с тормозным воздухопроводом, выполненным из резьбовых труб, необходимо устанавливать на ниппеле с резьбой 3/4″ и внутренним диаметром не менее 14 и не более 15 мм, ввернутом в магистральный тройник (тройник 573 или его аналог).
У вагонов с тормозным воздухопроводом, выполненным из безрезьбовых труб, соединение разобщительного крана с магистральным тройником необходимо производить с применением соединительной арматуры для безрезьбовых труб пневматических систем железнодорожного подвижного состава.
Ручка разобщительного крана в открытом положении должна располагаться вдоль подводящей трубы по направлению к воздухораспределителю.
Разобщительный кран должен иметь атмосферное отверстие – постановка разобщительных кранов без атмосферного отверстия запрещается.
1.14 Концевой кран необходимо крепить к кронштейну скобой с закреплением ее гайками и фиксацией гаек стопорной планкой. При этом кран должен опираться на кронштейн гранью шестигранной поверхности своего корпуса таким образом, чтобы отросток крана для соединительного рукава располагался под углом 60° к вертикальной оси вагона.
Расстояние от продольной оси вагона до оси корпуса крана на рефрижераторных вагонах должно быть не более 350 мм, на остальных грузовых вагонах – от 280 до 320 мм.
Расстояние от лобового листа концевой балки до оси поворота ручки концевого крана следует выдерживать в следующих пределах:
1.16 Магистральный тройник следует крепить к раме вагона двумя болтами М16 с постановкой пружинных шайб, прорезных или корончатых гаек и шплинтов, входящих в отверстие болта и прорезь гайки.
1.18 Камеру и кронштейн-камеру воздухораспределителей следует крепить четырьмя болтами М 20 с постановкой пружинных шайб и прорезных или корончатых гаек с фиксацией их шплинтами, входящими в отверстие болта и прорезь гайки. При этом для крепления кронштейн-камеры на вагоне предпочтительно использовать оригинальные детали крепления, поставляемые изготовителем воздухораспределителей КАВ60.
Запасный резервуар следует крепить хомутами с закреплением их гайками и контргайками с фиксацией гаек стопорными планками и постановкой шплинтов. Допускается применять вместо стопорных планок стопорные шайбы, а также допускается крепить хомуты прорезными или корончатыми гайками с постановкой пружинных шайб и фиксацией шплинтами, входящими в отверстие хомута и прорезь гайки.
1.19 Тормозной цилиндр следует крепить болтами М 16 или М 20 (в зависимости от модели тормозного цилиндра) с постановкой пружинных шайб и прорезных или корончатых гаек с фиксацией их шплинтами, входящими в отверстие болта и прорези гайки. Допускается производить крепление тормозного цилиндра болтами с постановкой стопорных шайб, гаек и контргаек. Количество болтов для тормозных цилиндров с диаметром до 14″ (включительно) должно быть не менее четырех, тормозные цилиндры с диаметром 16″ необходимо крепить шестью болтами.
1.20 Поводки выпускных клапанов должны быть выполнены в виде цепочек. При этом звенья цепочки должны изготавливаться из проволоки диаметром от 4 до 5 мм, соединительный размер звена (шаг цепочки) должен быть не более 310 мм. Концы звеньев должны быть сварены внахлестку. Соединение поводков с толкателем выпускного клапана воздухораспределителя необходимо производить с помощью кольца с внутренним диаметром от 30 до 40 мм, выполненного навивкой (без сварки) в 2 оборота из пружинной проволоки диаметром 3 мм.
Поводки необходимо выводить на обе стороны вагона. При постановке поводков необходимо проверять их действие – перемещение поводка должно быть свободным, без заеданий.
1.21 Размеры плеч рычагов в тормозной рычажной передаче вагона должны соответствовать конструкторской (в том числе ремонтной) документации на него и типу (композиционные или чугунные) тормозных колодок.
1.22 Тележки грузового типа должны быть оборудованы устройствами по равномерному износу тормозных колодок в соответствии с разделом 4.
1.24 Тормозные колодки должны быть закреплены чеками по ГОСТ 1203 и не должны выступать за наружные грани колес.
СДО для вагонников
Ответы для вагонников на часто встречающиеся вопросы в системе дистанционного образования ОАО«РЖД» (http://sdo.rzd.ru)
Ярлыки
Поиск по блогу
01 декабря 2020
2020-49-53 ЦВ Инструктаж Все профессии
Ответы за декабрь 2020:
2020-49-53 ЦВ Инструктаж Все профессии
2020-49 ЦВ Инструктаж Осмотрщики всех наименований
Какой документ должен вручить осмотрщик головной группы машинисту ведущего локомотива после окончания полного опробования автоматических тормозов в поезде:
► Об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии
При проверке действия тормоза на торможение или на отпуск разрешается производить перекрытие или открытие концевого крана?
► Не разрешается
При выявлении не сработавших на отпуск воздухораспределителей выполнять их отпуск вручную:
► Не разрешается
2020-50 ЦВ Инструктаж Осмотрщики всех наименований
При проверке действия предохранителя от саморасцепа шаблоном №873 какие признаки указывают о его годности:
► Замок при нажатии на него уходит в карман головы автосцепки не более чем на 20 мм и не менее чем на 7 мм
Какая допускается разница по высоте между продольными осями сцепленных автосцепок грузового вагона:
► Не более 100 мм
На какой высоте от литейного шва измеряется расстояние от ударной стенки зева до тяговой поверхности большого зуба:
► 80 мм
2020-51 ЦВ Инструктаж Осмотрщики всех наименований
По каким признакам выявляют место возникновения ледяной пробки в тормозной магистрали методом обстукивания?
► Глухому звуку
По каким признакам выявляют отсутствие герметичности воздухопровода?
► Оба случая
Прочность крепления тормозной магистрали на раме вагона проверяется:
► Легкими ударами молотка по гайкам
2020-52 ЦВ Инструктаж Осмотрщики всех наименований
Во сколько цветов закрашивается КСОТ-П:
► 5 цветов
Какие уровни систематического контроля за состоянием охраны труда допускается проводить в отдельных производственных подразделениях с численностью работников менее 10 человек, значительно удаленных от административного аппарата структурного подразделения:
► Ежедневно (ежесменно), ежеквартально
Кто может вносить замечания в ведомость несоответствий:
► Любой работник, выявивший нарушение
Периодичность проведения КСОТ-П:
► Ежедневно (ежесменно), ежемесячно, ежеквартально
2020-53 ЦВ Инструктаж Осмотрщики всех наименований
Каким образом должны быть установлены валики, расположенные вертикально:
► Головками вверх
Каким образом должны быть установлены горизонтальные валики, расположенные на продольной оси:
► Обращены головками в одну сторону
Установленный шплинт на какой угол необходимо разводить обе его ветви между ними:
► Не менее 90°
СДО для вагонников
Ответы для вагонников на часто встречающиеся вопросы в системе дистанционного образования ОАО«РЖД» (http://sdo.rzd.ru)
Ярлыки
Поиск по блогу
02 декабря 2020
2020-47 ЦВ Дополнительная Работники КРУ (Телеграмма № 47717/ЦДИ от 23.11.2020 Технологическая инструкция по заправке буксовых узлов грузовых вагонов смазкой Буксол)
Ответы за декабрь 2020:
2020-47 ЦВ Дополнительная Работники КРУ (Телеграмма № 47717/ЦДИ от 23.11.2020 Технологическая инструкция по заправке буксовых узлов грузовых вагонов смазкой Буксол)
Допускается ли повторно использовать остатки препарата-модификатора эМПи-1?
► Допускается для смазывания болтов крепления крышек крепительной и смотровой и резьбовых отверстиф под эти болты при соблюдении условия обязательного обеспечения его защиты от посторонних примесей
Каким маслом необходимо обработать болты М20 торцевого крепления и М 12 планки стопорной или отверстия под них
► Минеральное масло
Какой правильный метод нанесения препарата-модификатора эМПи-1при смазывании блока подшипника?
► Нанесение препарата-модификатора эМПи-1 проводят методом полива на 3-4 ролика в нижней части блока, затем сепаратор с роликами поворачивают на 90° и при этом данная операция выполняется на менее 3-х раз‚ до полного распределения препарата-модификатора зМПи-1 по поверхностям деталей блока подшипника
Какой правильный порядок маркировки буксовых узлов грузовых вагонов, заправленных смазкой Буксол?
► На бирке, устанавливаемой под верхний левый болт крышки крепительной с левой стороны колесной пары, должна быть выбита надпись «БУКСОЛ» с высотой букв 10 мм и шириной 5 мм. Также на смотровых крышках корпусов букс должна быть нанесена надпись «БУКСОЛ», выполненная белой краской шрифтом М97
Какое общее количество смазки Буксол, закладываемой в буксовый узел с подшипниками роликовыми цилиндрическими?
► 0,80 — 0,92 кг
Что запрещено производить при использовании смазки Буксол для заправки буксовых узлов грузовых вагонов?
► Производить гомогенизацию смазки Буксол
Что необходимо выполнить до проведения заправки блоков подшипников смазкой Буксол?
► Выдерживать блоки подшипников обработанные препаратом-модификатором аМПи-1 в течение 10-15 минут
2020-23 ЦВ Теория Осмотрщики и др. (стаж более 5 лет)
Ответы за декабрь 2020:
2020-23 ЦВ Теория Осмотрщики и др. (стаж более 5 лет)
Действия в случае обнаружения взрывных устройств или подозрительных предметов:
► Исключить использование средств радиосвязи, мобильных телефонов, иных радиостредств‚ способных вызвать срабатывание радиовзрывателя
Допускается ли делать обводной рукав из двух частей?
► Допускается
Какая должна быть длинна обводного рукава?
► Не менее 30 м
Какие действия необходимо выполнить после выключения дисковых тормозов отдельных вагонов или тележек?
► Вносятся соответствующие отметки о тормозном нажатии в «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии.
Какое должно быть расстояние между головками соединительных рукавов тормозной магистрали с электрическими наконечниками и штепсельными разъемами междувагонного электрического соединения осветительной цепи вагонов при их соединенном состоянии?
► Не менее 100 мм.
Кому следует сообщать об угрозе взрыва после вызова правоохранительных органов:
► Никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать паники
Кто принимает решение об устранении неисправности или отцепки вагона от состава поезда при выявлении осмотрщиками вагонов ВЧДЭ на транзитном ПТО технических неисправностей у вагонов?
► Принимает старший осмотрщик—ремонтник вагонов ВЧДЭ
Пассажирские вагоны, эксплуатируемые в поездах со скоростями движения свыше 120 км/ч, должны быть оборудованы какими тормозными колодками?
► Композиционными
При каких условиях запрещается приступать к техническому обслуживанию тормозного оборудования в пассажирских поездах, оборудованных
► До выключения источника питания высоковольтной цепи отопления.
Укажите максимальное провисание незакрепленных участков обводного рукава, используемого при выводе неисправного вагона с перегона?
► Не более 200 мм
Укажите допустимую скорость, вывода грузового поезда с перегона, с установкой стяжки на неисправном вагоне при отсутствии заклинивания колесной пары в сопровождении работника вагонного хозяйства?
► Не более 20 км/час
Укажите необходимые условия для прохождения стрелочного перевода при выводе поезда с неисправным вагоном с перегона до ближайшей станции?
► Скорость не более 3 км/час, работник вагонного хозяйства, сопровождающий поезд, следует рядом с неисправным вагоном
Какие действия необходимо выполнить при обнаружении дефектов на поверхности тормозного диска?
► Тележка с неисправным дисковым тормозом отключается
Укажите минимальное количество мест крепления обводного рукава на крытых вагонах, цистернах с конструкцией рамы без боковых балок, восьмиосных цистернах, минераловозах, цементовозах и пассажирских вагонах?
► Не менее 7-ми
Укажите необходимые условия для прохождения стрелочного перевода при выводе поезда с неисправным вагоном с перегона до ближайшей станции?
► Скорость не более 3 км/час, работник вагонного хозяйства, сопровождающий поезд, следует рядом с неисправным вагоном
Укажите одно из необходимых требований к действиям работников при совершении террористического акга на объектах железнодорожного транспорта:
► Принять меры по оповещению силовых структур, поездного диспетчера (в том числе и условным сигналом или сообщением) о совершении на объекте террористического акта
Что необходимо предпринять если определенные лица проявляют интерес к планам и системам охраны железнодорожных объектов?
► Незамедлительно сообщать непосредственному начальнику
Как рассчитать необходимую длину стропов
Проведение всех видов работ с использованием грузовой оснастки требует неукоснительного соблюдения правил техники безопасности. При подборе стропов квалифицированными специалистами рассчитываются допустимая максимальная нагрузка, разрывное усилие, ширина длина стропов. Процесс перемещения грузов с помощью подъемных механизмов требует наличия четко определенной схемы строповки груза, где указывается длина такелажного приспособления, центр тяжести груза, точки крепления, нагрузка на каждую ветвь и максимальное расстояние между креплениями. Заверенная должностным лицом схема строповки передается непосредственным исполнителям или размещается на видном месте на территории рабочего участка.
Расчет усилий в ветвях стропов
Грузоподъемность стропа должна быть обозначена на бирке заводом-изготовителем, но это относится только к методу прямой строповки. При строповке под углом происходит изменение максимальной грузоподъемности такелажа. Необходимо предусмотреть определенный запас прочности и правильно рассчитать максимальную и минимальную длину строп.
Правила Ростехнадзора рекомендуют подбирать длину ветвей стропа так, чтобы не усиливалась нагрузка на ветвь. Чем короче при многоветвевой строповке длина стропов, тем больше угол между ними. Одновременно при этом возрастает усилие в ветвях. Допустимым считается угол 60-90 градусов между ветвями и не более 60⁰ отклонение от вертикальной оси. Если не соблюдать угол отклонения от вертикали, возникает кручение груза в процессе работы, уменьшается высота подъема груза.
Формула расчета грузоподъемности строп (общий вид):
М – количество ветвей
Kz – специальный коэффициент, учитывающий схему строповки, если количество ветвей меньше 4-х Kz=1, иначе Kz=0.75
b – угол наклона ветви стропа к вертикали
расчет разрывного усилия для текстильных, стальных канатных и цепных стропов выполняется по следующей формуле
k зап. Для стальных канатных стропов равно 6, для цепных 4, для текстильных равно 7.
Следующий шаг – определение минимальной длины стропов:
Lmin=1.12*Lцентра, где Lцентра – размер расстояния между центром тяжести и точкой крепления ветви стропа.
Примеры расчетов стропов по длине:
Исходные данные: необходимо осуществить подъем груза с правильной геометрией при помощи четырехветвевых стропов. Вес груза – 5 т, расстояние от центра тяжести до креплений – 2 м, угол наклона ветви стропа от вертикали 60⁰, используются текстильные стропы.
Расчеты должны производиться ответственным лицом. В каждом конкретном случае следует правильно определить массу и размеры груза, грузоподъемность стропов. Также должна осуществляться в обязательном порядке проверка длины стропов. При необходимости в строительстве допускается использование страховочного стропа.
Операции с грузовой оснасткой, строповка труб относятся к категории работ повышенной опасности, поэтому требуют соблюдения правил техники безопасности и квалифицированного подхода.
Выбор и расчёт грузовых стропов для перемещения грузов
1. Подбор стропов к перемещаемым грузам
Выбор стропов начинают с определения массы груза и расположения его центра тяжести. Если на грузе таких обозначений нет, то необходимо уточнить эти параметры у лица, ответственного за производство грузоподъемных работ. Во всех случаях необходимо убедиться в том, что груз, подлежащий перемещению, может быть поднят имеющимися в вашем распоряжении грузоподъемными средствами. Определив массу поднимаемого груза и расположение центра тяжести, затем определяют число мест застропки и их расположение с таким расчетом, чтобы груз не мог опрокинуться или самостоятельно развернуться. Из этого расчета выбирают строп или подходящее грузозахватное приспособление. Одновременно следует учитывать длину выбираемого многоветвевого стропового грузозахватного приспособления.
При выборе длины стропа следует исходить из того, что при малой длине угол между ветвями строп будет больше 90°, а при большой длине — теряется высота подъема груза и возникает возможность его кручения. Оптимальные углы между ветвями строп находятся в пределах 60 – 90° (рис.1).
При выборе строп следует также определить, из каких элементов должна состоять гибкая часть стропа (стальной канат или цепь, или другой вид жестких строп и т. п.) и какие концевые и захватные элементы целесообразнее использовать для подъема конкретного груза.
Рис.1. Схема распределения нагрузок на ветви стропа: I – рекомендуемая зона захвата груза; II – не рекомендуемая зона захвата груза
2. Выбор грузового стропа
Определив массу поднимаемого груза, далее необходимо правильно выбрать строп с учетом нагрузки, которая возникает в каждой его ветви. Нагрузка, приходящаяся на каждую ветвь, меняется в зависимости от числа мест зацепки груза, от его размеров, от угла между ветвями стропа, от длины его ветвей. Усилия, возникающие в ветвях стропа при подъеме груза, можно определять двумя способами (рис.2).
Рис.2. Схема натяжения стропа.
3. Способы расчета усилий в ветвях стропа
1. Нагрузку, приходящуюся на каждую ветвь стропа, можно определить по первому способу так
S = G•g/(k•n•cosα), (1)
где: S — Натяжение ветви стропа. H (кгс)
G – Вес груза. H (кгс)
g – ускорение свободного падения (g=9,8 м/с2 )
n – Число ветвей стропа.
α – Угол наклона ветви стропа (в градусах).
2. Заменив для простоты расчета
1/cosα коэффициентом m, получим
S = m•G•g/(k•n), (2)
где: m – Коэффициент, зависящий от угла наклона ветви к вертикали;
при α = 0º — m = 1
при α = 30º — m = 1,15
при α = 45º — m = 1,41
при α = 60º — m = 2,0.
Канаты должны быть проверены на прочность расчётом: P/S ≥ k,
где: P – разрывное усилие каната в целом в H(кгс) по сертификату.
S – наибольшее натяжение ветви каната H(кгс).
k – должен соответствовать указанием таблицы — коэффициент запаса прочности:
для цепных = 5
для канатных = 6
для текстильных = 7.
Значения величин, применяемых в расчётной формуле (2), приведены в табл. №1:
Таблица.№ 1. Значения величин, применяемых в расчётной формуле (2).
n | 1 | 2 | 4 | 8 | – | – | – |
---|---|---|---|---|---|---|---|
k | 1 | 1 | 0,75 | 0,75 | – | – | – |
αº | 0º | 15º | 20º | 30º | 40º | 45º | 60º |
m | 1 | 1,04 | 1,06 | 1,16 | 1,31 | 1,41 | 2 |
4. Примеры.
При подъеме груза массой 1000 кг, числом ветвей стропа n = 4 и α = 45° имеем
S = 1,42•10 000•9,8/(4•0,75) = 46 390 Н,
Грузоподъемная сила, приходящаяся на одну ветвь стропа, равна
При подсчете усилий в ветвях стропа вторым способом замеряем длину С ветвей (в нашем случае 3000 мм) и высоту А треугольника, образованного ветвями стропа (в нашем случае 2110 мм). Полученные значения подставляем в формулу
S = G•С•g/(А •n•k).
Нагрузка на одну ветвь стропа S = 10 000•3000•9,8/(2110•4•0,75) = 46 450 Н, т. е. также равна
Нагрузка, приходящаяся на одну ветвь стропа, прямо пропорциональна углу между ветвями стропа и обратно пропорциональна числу ветвей. Таким образом, для подъема того или иного груза имеющимся стропом необходимо проверить, чтобы нагрузка на каждую ветвь стропа не превышала допустимой, указанной на бирке, клейме или в паспорте. В соответствии с действующими правилами Ростехнадзора грузоподъемность стропов, имеющих несколько ветвей, рассчитывают с учетом угла между ветвями 90°. Поэтому, работая групповыми стропами, необходимо лишь следить, чтобы угол α не превышал 45°.
Если груз обвязывается одноветвевыми стропами, например облегченными, рассчитанными на вертикальное положение (α = 0°), то возникает необходимость учитывать изменения утла и, следовательно, нагрузки на ветви стропа.
Нагрузки, действующие на одну ветвь стропа при различных углах между ветвями, приведены в табл. 2.
Таблица.№ 2. Нагрузки, действующие на ветвь стропа, кН.
Масса груза, кг | Угол между ветвями стропа | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0° | 0° | 60° | 60° | 90° | 90° | 120° | 120° | |
2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | |
530 | 2,5 | 1,25 | 3 | 1,5 | 3,5 | 1,75 | 5 | 2,5 |
630 | 3,15 | 1,57 | 3,78 | 1,89 | 4,45 | 2,22 | 6,3 | 3,15 |
800 | 4,2 | 2,1 | 4,5 | 2,25 | 5,75 | 2,88 | 8 | 4 |
1000 | 5 | 2,5 | 5,75 | 2,78 | 7,6 | 3,8 | 10 | 5 |
1250 | 0,25 | 3,13 | 7,25 | 3,63 | 9 | 4,5 | 12,5 | 6,25 |
1600 | 8 | 4 | 9,6 | 4,8 | 11,28 | 5,64 | 16 | 8 |
2000 | 10 | 5 | 11,5 | 5,75 | 14,25 | 7,13 | 20 | 10 |
2500 | 12,5 | 6,25 | 14,5 | 7,25 | 17,75 | 8,88 | 25,6 | 12,8 |
3200 | 16 | 8 | 19,2 | 9,6 | 22,56 | 11,28 | 32 | 16 |
4000 | 20 | 10 | 23 | 11,5 | 28,5 | 14,25 | 40 | 20 |
5000 | 25 | 12,5 | 28,75 | 14,38 | 35,5 | 17,75 | 50 | 25 |
6300 | 31,5 | 15,75 | 37,8 | 18,9 | 44,42 | 22,21 | 63 | 31,5 |
8000 | 40 | 20 | 46 | 23 | 56,75 | 28,33 | 80 | 40 |
10000 | 50 | 25 | 52,5 | 28,75 | 71 | 35,5 | 100 | 50 |
12500 | 62,5 | 31,25 | 72,5 | 36,25 | 90 | 45 | 125 | 62,5 |
16000 | 80 | 40 | 96 | 48 | 119,8 | 56,4 | 160 | 80 |
20000 | 100 | 50 | 115 | 57,5 | 142,5 | 71,25 | 200 | 100 |
При строповке груза групповым стропом нагрузка на его ветви, если их более трех, в большинстве случаев распределяется неравномерно, поэтому необходимо стремиться, так зацепить груз, чтобы все ветви стропа после зацепления и натяжения имели по возможности одинаковую длину, симметричность расположения и одинаковое натяжение.
5. Техническое освидетельствование грузозахватных средств
Техническое состояние грузозахватных приспособлений проверяют осмотром и испытанием. Освидетельствованию они подлежат (табл. 3) перед вводом в эксплуатацию и периодически во время работы.
Таблица.№ 3. Нормы и сроки освидетельствования грузозахватных средств.
Грузозахватные приспособления можно не испытывать, если они новые, испытаны заводом-изготовителем и не имеют внешних дефектов. При осмотре грузозахватного приспособления проверяют его общее состояние и степень износа зажимов, гаек, шплинтов, заплеток, сварных соединений, брони и т. п. Если грузозахватные приспособления не забракованы при внешнем осмотре, то их испытывают под нагрузкой. Для этого по паспорту, журналу или расчетом определяют предельную рабочую нагрузку. По рабочей нагрузке подбирается испытательная, равная 1,25 рабочей нагрузки.
Во время испытания тарированный груз захватывают испытуемым приспособлением, приподнимают краном на высоту 200 – 300 мм от уровня пола и выдерживают на весу 10 мин. На многих заводах существуют стационарные испытательные стенды.
Если после испытания на приспособлении не обнаруживается повреждений, обрывов, трещин, остаточных деформаций, то оно считается годным. Остаточные деформации, определяют сопоставлением номинальных размеров элементов грузозахватного приспособления до испытания с фактическими размерами после испытания.
Если детали приспособления получили недопустимые по нормам остаточные деформации, то к эксплуатации оно допускается только после тщательного осмотра и пересчета на новую грузоподъемность, а также после последующего испытания. К испытанному приспособлению прикрепляют бирку, на которой указывают номер, грузоподъемность, дату испытания.
Результаты освидетельствования заносят в журнал регистрации грузозахватных средств. Журнал содержит полные сведения о каждом приспособлении: порядковый номер, назначение, техническая характеристика, наименование завода-изготовителя, дату изготовления, заключение ОТК о результатах испытания.
На каждом предприятии, строительстве, базе, где имеются грузоподъемные краны, назначают специалиста, инженера или техника-механика, ответственного за безопасную эксплуатацию кранов, грузозахватных средств и техническое освидетельствование их. В крупных организациях инженер по надзору может быть наделен правами инспектора Ростехнадзора России.