устройство преобразующее энергию какого либо вида в электрическую называют
«Электрический ток»
Презентация к уроку технология 8 класс на тему «Электрический ток»
Содержимое разработки
Технология 8 класс Тема урока: «Электрический ток и его применение»
Подготовила: Кабанова С. Н., учитель технологии МБОУ СОШ №2
Что такое электрический ток?
Электрическим током называется упорядоченный поток отрицательно заряженных элементарных частиц – электронов.
Электрический ток необходим для освещения домов и улиц, обеспечения работоспособности бытовой и производственной техники, движения городского и магистрального электротранспорта и.т.п.
Устройство, преобразующее какую-либо энергию в электрическую, называется источником
Источники электрической энергии:
а) гальванический элемент; б) батарея гальванических элементов (пальчиковая батарея); в) аккумуляторная батарея; г) электрогенератор
Кроссворд «Электротехника»
Вопросы по горизонтали:
1) Как называется устройство, которое преобразует какую-либо энергию в электрическую?
3) Вещества, которые пропускают электрический ток?
6) Прибор, который включается в электрическую цепь параллельно?
7) Как называется наука о получении, передаче и применении электрической энергии в практических целях?
16) В чем измеряется сила тока?
17) Какая схема нужна монтажнику?
18) Какая часть электрогенератора приводится в движение потоком падающей воды на гидростанциях?
19) Как называется электроизмерительный прибор, который есть в каждом доме?
20) Как называется источник электрической энергии на космической станции?
Вопросы по вертикали:
2) В виде какой геометрической фигуры всегда изображается электрическая схема?
4) Чем вырабатывается основная часть электроэнергии, используемая человеком?
5) Как называются источники электрической энергии, которыми являются гальванические элементы, аккумуляторы и т.д.?
8) В чем измеряется напряжение?
9) Вещества, которые не пропускают электрический ток?
10) Где происходит монтаж электрических цепей?
11) В чем измеряется мощность электрического тока?
12) Какой инструмент применяют, когда нужно загнуть проволоку, сделать из нее кольцо?
13) Какой инструмент называется комбинированными плоскогубцами?
14) Как называются устройства, в которых происходит преобразование электрической энергии в другие виды энергии?
15) Чем измеряется сила тока, протекающая через элемент электрической цепи?
Словари
1. Устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу.
Сила, способствующая росту, развитию чего-либо.
Морфология: (нет) чего? дви́гателя, чему? дви́гателю, (вижу) что? дви́гатель, чем? дви́гателем, о чём? о дви́гателе; мн. что? дви́гатели, (нет) чего? дви́гателей, чему? дви́гателям, (вижу) что? дви́гатели, чем? дви́гателями, о чём? о дви́гателях
1. Двигателем машины или другого транспортного средства является та её часть, которая заставляет их ехать.
Механический двигатель. | Завести двигатель. | Она выключила двигатель и вышла из машины. | Машине требуется новый двигатель.
2. Двигателем является сила, которая помогает чему-либо расти или развиваться.
ДВИ́ГАТЕЛЬ, двигателя, муж.
1. Машина, приводящая что-нибудь в движение; механизм, преобразующий какой-нибудь вид энергии в механическую работу (тех.). Двигатель внутреннего сгорания. Электрический двигатель.
2. Сила, способствующая прогрессу в какой-нибудь области (книжн.). Народное образование является двигателем науки и культуры.
1. Машина, преобразующая какой-н. вид энергии в механическую работу. Д. внутреннего сгорания. Ракетный д.
2. перен., чего. О силе, содействующей росту, развитию в какой-н. области (высок.) Труд д. прогресса.
Машина, преобразующая какой-л. вид энергии в механическое движение.
Натужно ревели моторами машины, взбираясь по круче, застревали… у одного оторвало глушитель, у другого спустил баллон, глохли двигатели… (А. Рыбаков).
1. Машина, превращающая какой-л. вид энергии в механическую энергию. Паровой д. Д. внутреннего сгорания. Реактивный д.
1. Машина, превращающая какой-л. вид энергии в механическую энергию.
Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. Двигатель механизмов экскаватора. Двигатель бурового станка.
Сила, побуждающая к чему-л., содействующая росту, развитию чего-л.
— Я понимаю науку как могущественный двигатель прогресса. Эртель, Гарденины.
• Данные о выполнении плана в 1 квартале 1955 г. заводами «Русский дизель», «Двигатель революции». СП А, 60.
Вечный двигатель. 1. Жарг. угол. Шутл. Спирт. Балдаев 1, 61. ББИ, 42. 2. Жарг. шк. Шутл. Учитель физкультуры. ВМН 2003, 41.
дви́гатель, дви́гатели, дви́гателя, дви́гателей, дви́гателю, дви́гателям, дви́гателем, дви́гателями, дви́гателе, дви́гателях
сущ., кол-во синонимов: 54
мотор, движок; движущая сила; болиндер, ветряк, пружина, рычаг, сердце, нефтянка
используется в качестве привода в машинах.
потянуть (разг. не потянет).
— Лень по отношению к прогрессу.
— Реклама относительно торговли.
— Машина, приводящая в движение какие-либо механизмы.
— Паровое изобретение Джеймса Уатта.
— Изобретение Николауса Отто.
— Машина, превращающая какую-либо энергию в механическую работу.
карбюрация. карбюратор. | свеча.
ДВИГАТЕЛИ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ
Теоретически любой газ можно использовать в качестве рабочего тела такого двигателя, однако на практике используется только пар, поскольку он может запасти больше энергии, чем какое-либо иное столь же доступное рабочее тело. Если в качестве рабочего тела применить воздух, то для получения той же мощности его придется разогреть до более высокой температуры. А для этого потребуется более сложный нагреватель, чем паровой котел, и более надежная теплоизоляция всех элементов системы.
ДВИГАТЕЛИ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ. Паровая машина с качающимся цилиндром демонстрирует принцип работы двигателя. Цилиндр прикреплен к монтажной плите и может качаться. Пар через впускное отверстие поступает в цилиндр, толкает поршень, а затем, провернув вал, выходит через выпускное отверстие.
ДВИГАТЕЛИ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ. Пароатмосферная машина Т. Ньюкомена создана в 1705 и является усовершенствованием машины с качающимся цилиндром. В ней имеется отдельный котел. Рабочий ход происходит, когда в цилиндре создается разрежение в результате конденсации пара, и под действием атмосферного давления поршень опускается.
ДВИГАТЕЛИ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ. Паровая машина двойного действия с клапаном-золотником представляет собой результат усовершенствования Дж. Уайтом (1782) машины Ньюкомена.
ДВИГАТЕЛИ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ. Прямоточная паровая машина И.Штумпфа позволяет избежать смешивания потоков, что уменьшает тепловые потери.
Применения. В прошлом паровые машины были по существу единственным первичным двигателем (если не считать водяного колеса), однако в 20 в. их вытеснили электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, газовые и паровые турбины, обладающие более высокими КПД, а также большей компактностью, эффективностью и универсальностью применения. На повозку паровую машину поставили впервые в 1769, однако практически используемые машины появились только в 1860-х годах. В 1906 на паромобиле Стэнли был установлен мировой рекорд скорости 190 км/ч на трассе в Орландо-Бич (шт. Флорида). Однако в последующие 20 лет паровые двигатели на автомобилях были вытеснены бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. Паровые двигатели проиграли соревнование по двум причинам: они замерзали зимой и были неэкономичны, поскольку требовали много топлива и воды.
Двигатель Стирлинга. Для применения на автомобилях рассматриваются и другие типы двигателей внешнего сгорания. В двигателе Стирлинга используется горячий воздух, гелий или водород, а не пар. Рабочий цикл двигателя осуществляется за 4 такта: сжатие, нагревание, рабочий ход, охлаждение. Рабочий газ нагревается внешним источником тепла, как в паровой машине, а охлаждается водой, постоянно циркулируя в двигателе. Этот двигатель был изобретен в 1816 шотландцем Р. Стирлингом. Двигатель Стирлинга имеет определенные преимущества по сравнению с паровыми машинами, а именно, слабое воздействие на окружающую среду и довольно высокий КПД. Наиболее совершенные конструкции двигателей Стирлинга разработаны для судов и грузовых автомобилей.
ДВИГАТЕЛИ СТИРЛИНГА с вытеснителем (вверху) и двойного действия (внизу). В обоих случаях сжимается холодный газ и расширяется горячий. В двигателе с вытеснителем это делает дополнительный поршень (вытеснитель). В начале цикла оба поршня раздвинуты (A), холодный газ сжимается между вытеснителем и рабочим поршнем (B), проходит по трубопроводам через нагреватель в верхнюю часть цилиндра (C), где нагретый газ расширяется и перемещает рабочий поршень (D). В двигателе двойного действия за время цикла газ перетекает из одного цилиндра в другой, в которых поршни находятся в противофазе.
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
В двигателях внутреннего сгорания источником тепла является химическая энергия топлива, а его сгорание происходит внутри двигателя. Поэтому для таких двигателей не требуется котел или какой-то другой внешний нагреватель. Рабочим телом теоретически могут служить многие горючие вещества, однако практически все современные двигатели такого рода работают на бензине или дизельном топливе.
Тепловые циклы. Рабочий цикл любого двигателя внутреннего сгорания имеет четыре стадии: топливовоздушная смесь подается в цилиндр, затем она сжимается, сжигается, и, наконец, отработанные газы удаляются из цилиндра. После этого новый цикл начинается с подачи свежей порции смеси топлива и воздуха. В дизельных двигателях топливо и воздух подаются в рабочий цилиндр раздельно, но в остальном цикл тот же. Существуют два основных цикла работы двигателей: четырехтактный (в котором при каждом ходе поршня вверх или вниз выполняется одна из стадий) и двухтактный (в котором при каждом ходе выполняются две стадии).
Четырехтактный цикл. В четырехтактном цикле впускной клапан открывается, когда поршень находится в верхней точке цилиндра, и свежая порция топлива и воздуха засасывается в цилиндр поршнем, опускающимся вниз и создающим разрежение. Когда поршень достигает нижней точки, впускной клапан закрывается, а поршень, двигаясь вверх, сжимает смесь. Когда поршень достигает верхней точки, смесь воспламеняется, и образующиеся горячие газы, расширяясь, толкают поршень вниз. Когда поршень оказывается в нижней точке, открывается выпускной клапан, а на следующем такте поднимающийся поршень выталкивает отработанные газы, освобождая цилиндр для новой порции топливовоздушной смеси. Весь процесс совершается за четыре хода поршня (вверх или вниз), т.е. за два оборота коленчатого вала. Во время рабочего хода маховик запасает энергию, чтобы поршень мог совершить три других хода до следующего рабочего. Первый двигатель с этим циклом построил в 1876 в Германии Н. Отто.
Достоинства и недостатки. Очевидным преимуществом двухтактного двигателя по сравнению с четырехтактным является то, что в нем вдвое чаще совершается рабочий ход, конструкция получается проще и легче (не требуется клапанный механизм, а маховик может иметь меньшую массу, поскольку он должен провернуть двигатель только на полоборота, а не на полтора, как в четырехтактном). Однако в двухтактный двигатель приходится подавать больше топливной смеси, чем в четырехтактный той же мощности, поскольку пространство его рабочего цилиндра не полностью освобождается от продуктов сгорания. Кроме того, укорачивается рабочий ход, в конце которого газы уже покидают рабочий цилиндр. Еще одним недостатком двухтактного двигателя являются проблемы со смазкой. В четырехтактном двигателе картер частично заполнен маслом, которое при вращении коленвала разбрызгивается на стенки цилиндра и создает смазку между ними и поршнем; в двухтактном двигателе топливная смесь захватывает брызги масла, проходя в картер и далее в рабочий цилиндр, и они уносятся с отработанными газами, уменьшая смазку цилиндра. Эта проблема решается добавлением масла в топливную смесь, что приводит к загрязнению выхлопа и ухудшению работы двигателя из-за нагара. Анализ достоинств и недостатков показывает, что сравнительно небольшие двигатели, для которых легкость, компактность и простота важнее проблем смазки и загрязненного выхлопа, предпочтительнее делать двухтактными. Такие двигатели применяются в газонокосилках, небольших мотоциклах и в моделях самолетов. Четырехтактные двигатели чаще делают в виде мощных установок с несколькими рабочими цилиндрами.
Топливовоздушная смесь. Для эффективного сгорания топливо и воздух должны быть смешаны в определенной пропорции. Массовое отношение воздух/топливо изменяется от 8:1 до 20:1; смесь называется «богатой», если она содержит избыточное количество топлива, и «бедной», если в ней избыток воздуха. Максимальная мощность достигается на богатой смеси (10:1 или 12:1). Сравнительно бедная смесь (14,5:1 или 15:1) используется чаще и является компромиссом между экономичностью и мощностью. В некоторых двигателях топливо и воздух перемешиваются в цилиндре неравномерно. Такая «расслоенная» смесь обеспечивает меньшее загрязнение окружающей среды, поскольку вблизи свечи, где концентрация топлива выше, сжигание получается более полным.
Карбюраторные двигатели. Важной проблемой двигателей внутреннего сгорания является создание топливовоздушной смеси. В бензиновых двигателях смешение воздуха с топливом происходит в карбюраторе. Обычно состав смеси регулируется за счет изменения расхода топлива, но если требуется богатая смесь (например, при запуске двигателя), то уменьшают (дросселируют) подачу воздуха. Смесь воспламеняется искрой между электродами свечи зажигания, установленной в головке блока цилиндров. Электрическое питание обеспечивается аккумулятором или небольшим электрическим генератором; высокое напряжение, требуемое для искры, получают с помощью катушки зажигания. Клапаны четырехтактного двигателя открываются и закрываются кулачковым механизмом, который связан с коленчатым валом зубчатой передачей. Поскольку каждый клапан открывается и закрывается один раз за два оборота коленчатого вала, кулачковый (распределительный) вал вращается в два раза медленнее коленчатого.
Степень сжатия. Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется степенью сжатия. Чем выше степень сжатия, тем больше сила, толкающая поршень. Степень сжатия у автомобильных карбюраторных двигателей изменяется в диапазоне от 7:1 до 11:1.
Казанджан П.К. Теория двигателей летательных аппаратов. Киев, 1975 Стечкин Б.С. Теория тепловых двигателей. М., 1977 Вырубов Д.Н. и др. Двигатели внутреннего сгорания. М., 1983 Ефимов С.И. и др. Двигатели внутреннего сгорания. М., 1985
Тест по технологии Электрический ток и его использование 8 класс
Тест по технологии Электрический ток и его использование 8 класс с ответами. Тест включает 10 заданий с выбором ответа.
1. Основную часть электрической энергии люди получают преобразованием механической энергии при помощи специальных электромеханических машин. Как называются эти машины?
Составьте слово из букв:
2. Электрический ток, направление и значение которого не меняются со временем, называют …. Выберите один из 3 вариантов ответа
1) непредвиденным
2) переменным
3) постоянным
4. Приведите примеры изоляторов. Выберите несколько из 6 вариантов ответа
1) вода
2) стекло
3) резина
4) пластмасса
5) растворы солей и кислот
6) металл
4. Как называют устройство, которое преобразует какую-либо энергию в электрическую?
Составьте слово из букв:
5. Количество зарядов, прошедших за единицу времени через поперечное сечение проводника, называется …. Выберите один из 3 вариантов ответа
1) напряжением
2) сопротивлением
3) силой тока
6. Укажите единицу измерения силы тока. Выберите один из 4 вариантов ответа
7. Приведите примеры проводников. Выберите несколько из 7 вариантов ответа
1) металлы
2) резина
3) питьевая вода
4) растворы кислот
5) пластмасса
6) стекло
7) растворы солей
8. Упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц под действием электрического поля — это …. Выберите один из 4 вариантов ответа
1) электрический ток
2) электрическая энергия
3) заряженное тело
4) электрический заряд
9. Устройство, которое преобразует электрическую энергию в другие виды энергии: свет, тепло, механическую и химическую энергию, — называют __________
10. Электрический ток, направление и значение которого способны периодически изменяться, называют …. Выберите один из 3 вариантов ответа
1) постоянным
2) непредвиденным
3) переменным
Ответы на тест по технологии Электрический ток и его использование 8 класс
1. ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР
2-3
3-234
4. ИСТОЧНИК
5-3
6-4
7-1347
8-1
9. Приемник
10-3
Виды источников тока
Источники тока используют для длительного поддержания электрического поля и получения электрического тока. Все они могут иметь различные принципы работы, внешний вид, конструкцию и размеры.
Источники тока – это устройства:
— способные создавать и поддерживать электрический ток;
— в них сторонние силы совершают работу по перемещению зарядов против электрических сил;
— а механическая, внутренняя, химическая или иная энергия превращается в электрическую.
Какие виды источников тока существуют
Энергия не может возникать из ничего. Об этом говорит закон сохранения энергии. Во всех без исключения источниках, электроэнергия создается за счет других ее видов.
В зависимости от того, какая именно энергия превращается в электрическую, выделяют такие виды (рис. 1) источников:
Рассмотрим подробнее эти виды.
Механические источники
Электрофорная машина – один из механических источников тока (рис. 2), применяемых более столетия.
С помощью этого устройства механическая энергия вращающихся дисков преобразовывается в электрическую энергию. При этом, происходит разделение положительных и отрицательных зарядов.
Превращение энергии вращения (механической) в энергию электрического тока происходит в различных генераторах.
В конструкции любого из них присутствуют элементы, создающие магнитное поле в пространстве вокруг проводника.
Например, электрический генератор для велосипеда (рис. 3), включает в себя кольцевой магнит и проволочную обмотку, расположенную рядом с ним.
Во время движения велосипеда магнит, расположенный внутри, вращается. Изменяющееся магнитное поле заставляет двигаться электроны по обмотке. Если к ее выводам подключить лампочку, она загорится, так как по цепи потечет электрический ток.
Мускульной силы человека хватает, чтобы зажечь лампочку для карманного фонаря. Однако, ее недостаточно, чтобы вырабатывать больше электроэнергии. Например, чтобы нагреть утюг и одновременно с этим зажечь несколько бытовых ламп накаливания.
Поэтому, для бытовых нужд и нужд промышленности в электрическую энергию превращают энергию сгорающего топлива, а не энергию сокращения мускул.
На тепловых, атомных и гидроэлектростанциях установлены мощные генераторы. Они могут отдавать потребителям токи в тысячи Ампер. А масса некоторых достигает десятков тонн.
На таких электростанциях превращение энергии происходит в несколько этапов. Сначала энергия горящего топлива превращается во внутреннюю энергию горячей воды, а затем — в механическую и, в конечном итоге, в электрическую.
Существуют, так же, устройства, предназначенные для бытового использования. Например, небольшие генераторы, массой в несколько килограммов, оснащенные бензиновым мотором (рис. 4).
Они, так же, преобразуют внутреннюю энергию топлива в механическую энергию вращения вала двигателя, который соединяется с генератором. А затем энергия вращения с помощью генератора превращается в электрическую энергию.
Тепловые источники
К тепловым относят различные термоэлементы. Термоэлемент — это прибор в котором, тепловая энергия, получаемая от нагревателя, превращается сначала во внутреннюю энергию вещества, а затем — в электрическую энергию.
Один из таких элементов называют термопарой (рис. 5). Термопара состоит из двух различных металлических проволок, спаянных вместе. Если нагреть место их соприкосновения, то на свободных концах проволочек можно обнаружить электрическое напряжение (ссылка).
Если свободные концы термопары присоединить к потребителю тока, то под действием тепловой энергии по замкнутой цепи побегут электроны, то есть, возникнет электрический ток.
Таким образом, эта незамысловатая конструкция преобразовывает внутреннюю энергию нагреваемых металлов в электрическую энергию.
Фотоэлектрические источники
Атомы некоторых веществ под действием видимого света способны терять электроны. Например, селен, кремний, оксиды цинка, меди, висмута. На основе этих и, некоторых других веществ создают источники, генерирующие электрический ток под действием (рис. 6) света.
Эти источники используют фотоэлектрический эффект (сокращенно — фотоэффект) (ссылка). В них энергия света преобразуется в электрическую.
Существует два вида фотоэффекта – внутренний, который используется в полупроводниках (ссылка) и внешний, используемый в вакуумных фотоэлементах на основе различных металлов.
Вакуумные фотоэлементы
В вакуумном фотоэлементе свет попадает на пластинку металла и выбивает электроны с ее поверхности. Такую пластинку называют катодом.
Выбитые электроны улавливаются другим электродом. Его называют анодом и обычно выполняют в виде металлической сетки.
Оба электрода находятся в стеклянном баллоне из которого удалили воздух. Дело в том, что молекулы воздуха могли бы помешать движению электронов, вылетевших из пластинки. Чтобы этого не происходило, воздух из баллона откачивают (рис. 7).
Таким образом, под воздействием света между катодом и анодом в вакууме возникает поток заряженных частиц. Они движутся направлено от катода к аноду. Значит, в фотоэлементе под действием света возникает электрический ток. Так световая энергия переходит в электрическую.
Солнечные батареи
Еще одним источником тока, в котором ток возникает за счет световой энергии, являются, так называемые, солнечные батареи. Их изготавливают из полупроводниковых пластин (рис. 8).
Падающий свет из полупроводника электроны не выбивает. А вызывает переход электронов в такое состояние, в котором у них появляется дополнительная энергия и они могут свободно передвигаться по полупроводнику, создавая электрический ток.
Химические источники
Если опустить два кусочка различных металлов (например, железа и меди) в емкость с проводящей жидкостью, можно получить химический источник тока.
В качестве проводящей жидкости можно использовать, например, лимонный сок. Воткнув в лимон два гвоздика из различных металлов (рис. 9) и подключив к ним гальванометр, можно обнаружить, что через гальванометр потечет электрический ток.
Такую конструкцию можно считать простейшим химическим источником тока. Гвоздики в нем — это электроды, а лимонная кислота – электролит.
Примечания:
Самым первым химических источником тока был Вольтов столб.
Алессандро Вольта и его первый гальванический элемент
Дело в том, что до исследований, проведенных А. Вольта, способ получить электрический ток был известен. Однако, эксперименты с электричеством, проводимые в лабораториях другими учеными, создавали ток всего на доли секунды. Источников, способных создавать ток, длившийся хотя бы единицы секунд, не существовало.
В 1800 году Алессандро Вольта изобрел первый прибор, создававший электрический ток продолжительное время. Этот прибор в честь создателя называют Вольтовым столбом.
Ученый определил, что для получения гальванического (электрического) эффекта нужны два разных метала и проводящая жидкость.
Он длительное время потратил на эксперименты, использовал различные металлы и исследовал их свойства.
В процессе работы Вольта сделал вертикальный столбик, укладывая поочередно медные монеты и цинковые пластинки. Между металлами он укладывал кожаные кружочки, вымоченные в рассоле (рис. 10).
Так он создал первую в мире электрическую батарею. Принцип ее работы — превращение химической энергии в электрическую.
Соединяя проволокой два конца собранного столбика, он наблюдал ее нагревание и так определял действие электрического тока.
А чтобы сравнить, больше, или меньше электричества вырабатывал тот или иной столбик, Алессандро пользовался своим языком. Попросту, касался языком выводов созданного им гальванического элемента.
Такой столбик, при высоте, равной половине метра, вырабатывал напряжение, которое было довольно чувствительным.
В марте 1800 года Вольта направил письмо в Лондонское Королевское общество, в котором подробно описал результаты своей работы. А уже в июне оно было признано сенсационным среди ученых того времени.
Наполеон пригласил А. Вольта в Париж и лично присутствовал во время доклада и опыта, демонстрируемого им, а после наградил изобретателя.
Это изобретение сделало автора знаменитым. А благодаря ему в скором времени были совершены другие открытия в области физики.
Какие открытия были совершены благодаря столбу Вольта
В том же году с помощью Вольтова столба вода была разложена на водород и кислород. Это сделали Карлайл и Николсон.
А спустя три года, в 1803 году, Василий Петров создал самый большой в мире столб. Он выдавал напряжение 1700 вольт и содержал более 4000 медных и цинковых кругов. Этот столб помог получить электрическую дугу, которая применяется в электросварке металлов.
После работ Петрова в России стали применять электрические запалы для взрывчатых веществ.
А спустя еще четыре года, в 1807 году, ученым по фамилии Дэви был открыт металлический калий.
Благодаря способности Вольтова столба создавать электрический ток продолжительное время – в течение нескольких часов, началось широкое применение электричества.
По истечении этого времени, на металлах появлялся окисел, препятствующий выработке электрического тока. Нужно было разбирать конструкцию и протирать металлы, избавляя их от этого окисла. А кусочки кожи необходимо было время от времени смачивать рассолом.
Сухой гальванический элемент — батарейка
Значительно позже открытия Вольта, во второй половине 1880-х годов, инженером из Германии Карлом Гасснером был создан сухой гальванический элемент.
Сухим элемент был назван потому, что в качестве электролита в нем использовалась не жидкость, а гелеобразный состав. Такие элементы можно наклонять и даже переворачивать, не боясь пролить электролит. Поэтому, они значительно удобнее жидкостных.
Внутри элемента происходят химические превращения. Эти превращения являются экзотермическими, так как протекают с выделением энергии. Затем внутренняя энергия источника переходит в электрическую.
К примеру, в современном сухом гальваническом элементе (рис. 11), цинк реагирует с хлоридом аммония и при этом получает отрицательный электрический заряд.
Протекая, такие реакции вызывают расходование некоторых частей источника. Например, цинкового электрода.
Из-за этого, в гальванических элементах химические реакции будут необратимыми. Так как, спустя некоторое время, для нормального протекания химических превращений, не будет хватать ресурсов.
Когда скорость химических реакций замедляется, элемент перестает вырабатывать электрический ток. В таких случаях говорят, что элемент разрядился – «села батарейка».
Отработанные гальванические элементы нужно утилизировать. Это позволит использовать вновь некоторые их компоненты, а не загрязнять окружающую среду.
Мировая промышленность выпускает ассортимент стандартизированных элементов питания (рис. 12).
Например, тип АА – пальчиковая батарейка, или ААА – тонкая пальчиковая. Так же, существуют типоразмеры, обозначаемые C D и N. Они имеют ЭДС 1,5 Вольта.
Существуют другие и типы, например, «квадратная» батарейка 3R12, имеющая ЭДС 4,5 Вольт и используемая в карманных фонариках. А, так же, небольшая батарейка вида pp3 с ЭДС 9 Вольт, часто называемая «Крона» или «Корунд».
Гальванические элементы на электрических схемах обозначают специальными значками.
Аккумуляторы и их виды
Устройство аккумулятора внешне напоминает устройство гальванического элемента. Присутствует корпус, в котором находятся две пластины из разных металлов. Одна служит положительным электродом, а другая – отрицательным. Эти пластины помещены в электролит (рис. 13).
Однако, аккумуляторы, в отличие от гальванических элементов, являются многоразовыми устройствами.
Свое название они получили из-за того, что могут аккумулировать, то есть, накапливать электрическую энергию. А затем, отдавать накопленную энергию потребителям.
Химические реакции в аккумуляторах могут протекать в двух направлениях (зарядка — разрядка).
Перед использованием аккумулятор необходимо зарядить. Для этого используют специальные источники тока, которые называют зарядными устройствами. Они пропускают через аккумулятор ток зарядки.
Под воздействием этого тока в аккумуляторе протекают химические реакции, во время которых он накапливает электрические заряды. Один электрод заряжается положительно, а другой – отрицательно.
После, подключив к заряженному аккумулятору потребитель тока, можно использовать накопленную им энергию.
Называть аккумуляторы принято:
— по видам используемых жидкостей — кислотные, щелочные.
— либо по названию металлов, используемых в качестве электродов — свинцовые, железоникелевые, литиевые, и т. п.
В качестве пластин — электродов используют металлы: свинец, железо, литий, титан, кобальт, кадмий, никель, цинк, серебро, алюминий.
Существуют аккумуляторы с гелеобразным электролитом. Такие аккумуляторы можно наклонять в различные стороны, не боясь утечки электролита. Например, литий-полимерные батареи, используемые в мобильных телефонах.
Примечание: Чем больше геометрические размеры электродов источника, тем большую силу тока в полезной нагрузке он может обеспечить. Поэтому, аккумуляторы для автомобилей с ЭДС 12 и 24 Вольта, рассчитанные на большие токи нагрузки, имеют массу от 10 килограммов и большую.
Аналогия между источником тока и водяным насосом
Аналогию с потоком жидкости часто применяют по отношению к электрическому току.
Независимо от того, какой вид энергии превращается в электрическую, принцип работы источника тока чем-то напоминает работу водяного насоса. Различия в том, что источник тока перекачивает заряды, а не жидкость.
Рассмотрим замкнутый контур, состоящий из трубы и водяного насоса, который способен привести в движение воду, так, чтобы она начала циркулировать по трубе (рис. 14а).
Частицы воды будут двигаться и, ток воды будет циркулировать за счет разности давлений, которую будет создавать и поддерживать насос.
На рисунке 14 кружком с треугольником обозначен насос. Направление движения воды отмечено стрелкой. По левую сторону от насоса давление обозначено \(\large P_<1>\), по правую сторону — \(\large P_<2>\) (рис. 14а).
С помощью неравенства
отмечено, что давление слева от насоса будет больше давления справа.
Подобно движению частиц воды, заряды придут в движение и электрический ток будет циркулировать по замкнутой цепи за счет разности потенциалов, которую будет создавать включенная в эту цепь батарейка (рис. 14б) — источник тока.
Сила, перемещающая заряды во внешней цепи, появляется благодаря тому, что источник тока создает разность потенциалов на своих выводах и электрическое поле.
Слева и справа от источника отмечены потенциалы \(\large \varphi_<1>\) и \(\large \varphi_<2>\). При чем, потенциал слева от источника больше потенциала справа.
Это отмечено неравенством
\[\large \varphi_ <1>> \varphi_<2>\]
Обратите внимание: источник тока (сторонние силы) заставляет двигаться электроны – отрицательно заряженные частицы, от точки с меньшим потенциалом, в точку с потенциалом большим, а электрический ток направлен в противоположную сторону — от «+» к «-».
Разность потенциалов так же называют электрическим напряжением.
\[\large \Delta \varphi = \varphi_ <2>— \varphi_ <1>= U \]
\(\large \varphi \left( B \right) \) – потенциал, измеряется в Вольтах;
\(\large U \left( B \right) \) – напряжение, измеряется в Вольтах;